Губернатор области |
Г.М.Ходырев |
Региональная целевая Программа "Дети-сироты"
(2001 - 2002 г.г.)
Паспорт
региональной целевой Программы "Дети-сироты" (2001 - 2002 г.г.)
(Нижегородская область)
Наименование программы |
- региональная целевая Программа "Дети- сироты" (2001 - 2002 г.г.) |
||
Дата и номер решения о разработке Программы |
- постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" |
||
Государственный заказчик Программы |
- департамент образования и науки администрации Нижегородской области |
||
Основной разработчик Программы |
- департамент образования и науки; - департамент по труду и социальной защите населения; - департамент здравоохранения |
||
Цель Программы | - предупреждение сиротства и создание условий для полноценной жизни детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||
Срок реализации Программы |
- 2001 - 2002 годы | ||
Исполнители мероприятий Программы |
- департамент образования и науки; - департамент по труду и социальной защите населения; - департамент здравоохранения |
||
Объемы и источники финансирования Программы |
- областной бюджет |
2001 год | 2002 год |
14,056 млн. руб. |
14,056 млн. руб. |
||
- внебюджетные источники |
0,5 млн. руб. |
0,5 млн. руб. |
|
Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы |
- увеличение числа своевременно выявленных детей, нуждающихся в помощи государства; - увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - расширение сети учреждений по защите прав детей; - повышение качества подготовки к жизни выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в Нижегородской области обусловила дальнейший рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области продолжает увеличиваться число детских домов и приютов. К концу 2000 года число воспитанников детских интернатных учреждений, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 4100 человек.
Реализация предыдущей региональной программы (1998-2000 г.г.) позволила получить социально значимые результаты.
Начала создаваться сеть служб по предупреждению социального сиротства в области.
Создан и ведется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, объединяющий сведения из 59 городов и районов области. Ведется учет семей потенциальных усыновителей. Разработана региональная нормативная база для передачи детей на воспитание в приемную семью. Приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан под опеку, попечительство, на усыновление.
Расширилась сеть психолого-медико-педагогических консультаций, обеспечивающих индивидуальную диагностику, определяющих социально-психологическую и медицинскую реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы в области в отличие от большинства регионов России сложилась сеть муниципальных детских домов малой наполняемости: в 25 детских домах из 50 воспитывается от 25 до 35 человек. Пребывание в них обеспечивает воспитанникам достаточно комфортные условия проживания, адекватное способностям обучение, возможность жить в привычной природной среде.
В рамках региональной целевой программы "Дети-сироты" в 1998-2000 годах на реконструкцию и укрепление учебно-материальной и реабилитационной базы детских домов выделены средства из областного бюджета в сумме 12 млн. 250 тысяч рублей, в том числе на приобретение оборудования для швейных (столярных) мастерских, малогабаритной сельхозтехники и автотранспорта.
Ежегодно в области проводятся спартакиады, фестивали и выставки художественного и технического творчества детей-сирот, отработан механизм организации летнего отдыха воспитанников интернатных учреждений: каждый воспитанник детского дома в течение двух лагерных смен отдыхает в загородном оздоровительном лагере.
Вместе с тем, результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является недостаточная готовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по передаче детей-сирот на воспитание в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и др.), внести изменения в систему обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот, внедрить новые технологии подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами.
Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, многообразны, их решение требует целенаправленных и скоординированных усилий государственных и общественных институтов, органов местного самоуправления.
Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий программными методами.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование системы передачи детей на воспитание в семьи граждан, обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот;
- ресурсное обеспечение и поддержка региональных проектов.
Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, созданию центров помощи семье, внедрению и развитию семейных форм устройства детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейная группа и т.п.), совершенствование системы учета детей-сирот, разработку критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей.
Для обеспечения поддержки и помощи в постинтернатный период Программой предусматриваются разработка и внедрение моделей служб поддержки выпускников.
Планируются мероприятия по реформированию системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит создать новые виды и формы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2001 - 2002 г.г. планируется ввести в эксплуатацию в соответствии с заявками от районов 3 муниципальных учреждения для детей-сирот и в 14 провести капитальные работы по укреплению материально-технической базы.
Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий за счет средств областного бюджета составит: в 2001 г. - 14,056 млн. рублей, в том числе на:
а) реконструкцию муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот - 3,206 млн. рублей;
б) оснащение реабилитационным оборудованием муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот - 0,850 млн. рублей;
в) приобретение жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья - 10,0 млн. рублей.
Аналогичные объемы финансирования планируется сохранить в 2002 году. Вместе с тем, объемы финансирования Программы из областного бюджета могут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджета.
Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов районов и городов области, а также внебюджетные источники.
Механизм реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области, различными общественными организациями, а также научными учреждениями.
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - департаментом образования и науки - с исполнителями программных мероприятий в установленном порядке на конкурсной основе.
Обеспечение информационных и организационных мероприятий
Предусматривается привлечение средств массовой информации для полного достоверного и своевременного освещения хода реализации Программы.
Намечаются проведение конкурса на лучшую организацию реабилитационно-воспитательной работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и мероприятия по распространению передового опыта работы по социализации воспитанников.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за эффективностью выполняемых мероприятий Программы осуществляется областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Департамент образования и науки администрации Нижегородской области как заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств.
Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
- увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшение качества жизни детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень
мероприятий Нижегородской областной целевой программы
"Дети-сироты" (2001 - 2002 г.г.)
------------------------------------------------------------------------------------------------\
Мероприятия |Срок ис- |Исполнители| Стоимость (млн. руб.) | Ожидаемые |
|полнения | |---------------------------| результаты |
| | | | | | |
| | |Областн.|местный |внебюдж. | |
| | |бюджет |бюджет |источники| |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
------------------------------------------------------------------------------------------------|
1. Предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрана прав детей-сирот |
и детей, оставшихся без попечения родителей |
------------------------------------------------------------------------------------------------|
1.1. Создание действенных|2001-2002|Департамент|текущее |текущее | |Снижение |
систем профилактики| |образования|финанси-|финанси-| |количества |
социального сиротства,| |и науки |рование |рование | |социальных сирот, |
своевременного выявления| |Департамент| | | |оказание |
детей, нуждающихся в| |по труду и| | | |своевременной |
государственной помощи | |социальной | | | |государственной |
| |защите | | | |помощи детям, |
| |населения | | | |нуждающимся в |
| |Департамент| | | |защите своих прав |
| |здравоохра-| | | | |
| |нения. | | | | |
| |Органы | | | | |
| |местного | | | | |
| |самоуправ- | | | | |
| |ления | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1.2 Обеспечение психолого-|2001-2002|Департамент|текущее |текущее | |Создание |
педагогического и | |образования|финанси-|финанси-| |благоприятных |
медицинского сопровождения| |и науки |рование |рование | |условий воспитания |
детей, оставшихся без| |Департамент| | | |ребенка в приемных |
попечения родителей,| |по труду и| | | |семьях и семьях |
воспитывающихся в семьях| |социальной | | | |опекунов |
под опекой (попечительст-| |защите | | | |(попечителей) |
вом), приемных семьях | |населения | | | | |
| |Органы | | | | |
| |местного | | | | |
| |самоуправ- | | | | |
| |ления | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1.3. Осуществление|2001-2002|Департамент|текущее |текущее | |Учет усыновителей, |
деятельности по учету| |образования|финанси-|финанси-| |обеспечение |
усыновителей, опекунов,| |и науки |рование |рование | |эффективной |
приемных родителей | |Департамент| | | |деятельности по |
| |по труду и | | | |устройству детей в |
| |социальной | | | |семьи граждан |
| |защите | | | | |
| |населения | | | | |
| |Органы | | | | |
| |местного | | | | |
| |самоуправ- | | | | |
| |ления | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1.4. Совершенствование|2001-2002|Департамент|текущее |текущее | |Выявление и учет |
порядка учета детей,| |образования|финанси-|финанси-| |детей-сирот и |
оставшихся без попечения| |и науки |рование |рование | |детей, оставшихся |
родителей | |Департамент| | | |без попечения |
| |по труду и | | | |родителей |
| |социальной | | | | |
| |защите | | | | |
| |населения | | | | |
| |Органы | | | | |
| |местного | | | | |
| |самоуправ- | | | | |
| |ления | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1.5. Разработка и|2001-2002|Департамент|20 млн. |средства| |Сохранение и |
реализация жилищных| |образования|руб. |районных| |возврат жилья |
подпрограмм по сохраннос-| |и науки| |программ| |детям, оставшимся |
ти, возврату и обеспечению| |Департамент| | | |без попечения |
жильем детей, оставшихся | |по труду и| | | |родителей, |
без попечения родителей | |социальной | | | |обеспечение жильем |
| |защите | | | |детей-сирот, не |
| |населения | | | |имеющих жилья |
| |Органы | | | | |
| |местного | | | | |
| |самоуправ- | | | | |
| |ления | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1.6. Формирование|2001-2002|Департамент|текущее |средства| 1 млн. |Социальная реклама |
общественного мнения по| |образования|финанси-|районных| руб. |(статьи, радио- и |
проблеме сиротства и| |и науки |рование |программ| |телепрограммы и |
пропаганде семейного| |Органы | | | |т.д.) |
воспитания через СМИ | |местного | | | | |
| |самоуправ- | | | | |
| |ления | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1.7. Разработка и внедре-|2001-2002|Департамент|текущее |текущее | |Межведомственные |
ние межведомственной | |по труду и|финанси-|финанси-| |программы |
областной программы по| |социальной |рование |рование | |социальной |
социальной защищенности | |защите | | | |защищенности |
выпускников образователь-| |населения | | | |выпускников |
ных учреждений для детей-| |Департамент| | | | |
сирот и их постинтернат-| |образования| | | | |
ному сопровождению | |и науки | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
1.8. Разработка и|2001-2002|Департамент|текущее |текущее | |Введение в |
апробация консультативных| |по труду и|финанси-|финанси-| |действие |
центров с телефонами| |социальной |рование |рование | |консультативных |
доверия | |защите | | | |центров с |
| |населения | | | |телефонами доверия |
| | | | | |в г.г. Павлово, |
| | | | | |Дзержинске |
------------------------------------------------------------------------------------------------|
2. Реформирование системы жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот |
и детей, оставшихся без попечения родителей |
------------------------------------------------------------------------------------------------|
2.2. Внедрение|2001-2002|Департамент|текущее | | |Внедрение двух |
инновационных форм и видов| |образования|финанси-| | |инновационных форм |
образовательных | |и науки |рование | | |учреждений для |
учреждений для детей-сирот| |Департамент| | | |детей-сирот |
| |здравоохра-| | | | |
| |нения | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.3. Разработка и|2001-2002|Департамент|текущее | | |Внедрение 2-х |
внедрение программ| |образования|финанси-| | |программ |
воспитания и реабилитации| |и науки |рование | | | |
детей-сирот | |НИРО | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.4. Разработка и|2001-2002|Департамент|текущее | | |Внедрение 2 |
внедрение программ медико-| |образования|финанси-| | |программ медико- |
психолого-педагогической и| |и науки,|рование | | |психологической и |
социальной поддержки сирот| |НИРО | | | |социальной |
| | | | | |поддержки |
| | | | | |детей-сирот |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.5. Внедрение современных|2001-2002|Департамент|текущее | | |Оздоровление детей-|
методов оздоровления детей| |здравоохра-|финанси-| | |сирот |
-сирот | |нения |рование | | | |
| |Департамент| | | | |
| |образования| | | | |
| |и науки | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.6. Организация участия|2001-2002|Департамент|текущее | | |Проведение |
воспитанников | |образования|финанси-| | |массовых |
образовательных учреждений| |и науки |рование | | |мероприятий с |
для детей-сирот в районных| |Органы | | | |участием детей- |
и областных детских смот-| |местного | | | |сирот |
рах и массовых мероприяти-| |самоуправ- | | | | |
ях с целью их интеграции| |ления | | | | |
в общество | | | | | | |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.7. Проведение экспертизы| 2002 г. |Департамент|текущее | | |Внедрение |
и внедрения региональных| |образования|финанси-| | |отобранного на |
проектов деятельности| |и науки |рование | | |конкурсной основе |
учреждения для детей-сирот| |НИРО | | | |регионального |
| | | | | |проекта |
| | | | | |деятельности |
| | | | | |учреждения для |
| | | | | |детей-сирот |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.8. Материально- |2001-2002|Департамент|1,7 млн.| | |Постановка в |
техническое обеспечение| |образования|рублей | | |учреждения для |
учреждений, работающих с| |и науки | | | |детей-сирот 4 |
введением инновационных| |Органы | | | |единиц |
проектов | |местного | | | |автотранспорта, 10 |
| |самоуправ- | | | |мотоблоков, 10 |
| |ления | | | |комплектов |
| | | | | |медицинского |
| | | | | |оборудования |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.9. Оснащение технически-|2001-2002|Департамент|текущее | | |270 воспитанников- |
ми средствами и трудовой| |по труду и|финанси-| | |сирот с глубокой |
реабилитации детских домов| |социальной |рование | | |умственной |
для глубоко умственно-| |защите | | | |отсталостью |
отсталых детей | |населения | | | |получат |
| | | | | |оборудованные |
| | | | | |рабочие места |
--------------------------+---------+-----------+--------+--------+---------+-------------------|
2.10. Оснащение центров|2001-2002|Департамент|текущее |текущее | |Открытие 2 центров |
помощи семье и детям | |по труду и|финанси-|финанси-| |помощи семье и |
| |соц. |рование |рование | |детям в г.г. |
| |защите | | | |Дзержинске, |
| |Органы | | | |Н.Новгороде |
| |местного | | | | |
| |самоуправ- | | | | |
| |ления | | | | |
------------------------------------------------------------------------------------------------|
3. Реконструкция детских домов и совершенствование учебно-материальной базы |
------------------------------------------------------------------------------------------------|
3.1. Завершение строитель-|2001-2002|Департамент|6,412 | | |Ввод в |
ства и реконструкции| |образования|млн. | | |эксплуатацию 3 |
муниципальных детских | |и науки |рублей | | |новых детских |
домов | |Органы | | | |домов, улучшение |
| |местного | | | |материальной базы |
| |самоуправ- | | | |14 детских домов |
| |ления | | | | |
------------------------------------------------------------------------------------------------|
Всего по Программе |28,112 | |1 млн.руб.| |
| млн. | | | |
| руб. | | | |
------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Нижегородской области от 27 августа 2001 г. N 14 "Об утверждении региональной целевой программы "Дети-сироты" на 2001-2002 г.г."
Текст указа получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области