Постановление Правительства Нижегородской области
от 2 сентября 2002 г. N 215
"Об утверждении Основных направлений промышленной
политики Нижегородской области на 2003 - 2005 годы"
5 марта 2005 г.
В целях определения основных направлений и приоритетов реализации промышленной политики Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления промышленной политики Нижегородской области на 2003 - 2005 годы (далее - Основные направления).
2. Министерству промышленности и инноваций Нижегородской области (В.Е Антоневичу) в срок до 30.09.2002 разработать проект программы развития промышленности Нижегородской области на 2003 - 2005 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области, организациям промышленности и науки Нижегородской области принять участие в разработке Программы развития промышленности Нижегородской области на 2003 - 2005 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор области |
Г.М. Ходырев |
Основные направления промышленной
политики Нижегородской области на 2003 - 2005 годы
(далее - Основные направления)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 2 сентября 2002 г. N 215)
5 марта 2005 г.
области, перспективы ее развития на 2003 - 2005 гг.
Нижегородской области в сфере промышленной политики
области
области
1. Общие положения
Основные направления промышленной политики Нижегородской области на 2003 - 2005 гг. разработаны в соответствии со статьей 5 Закона Нижегородской области от 20.01.97 N 61-З "О промышленной политике".
Основные направления промышленной политики устанавливают приоритеты реализации промышленной политики Нижегородской области и являются базовым документом для разработки Программы развития промышленности Нижегородской области на 2003 - 2005 гг.
2. Состояние промышленности Нижегородской области,
перспективы ее развития на 2003 - 2005 гг.
2.1. Анализ состояния промышленности Нижегородской области.
По итогам работы в 1997 - 2001 гг. объем промышленного производства в Нижегородской области в действующих ценах вырос в 3,3 раза и в 2001 г. достиг 116,4 млрд. руб. Индекс физического объема (ИФО) промышленного производства в 2000 году составил 119% к уровню 1996 г., индекс физического объема отгруженной продукции - 119%.
Прирост физических объемов производства по итогам 2001 г. к уровню 1996 г. наблюдался в большинстве отраслей промышленности. Снижение отмечено в электроэнергетике, топливной промышленности и промышленности строительных материалов.
ИФО производства в отраслях промышленности по итогам 2001 г. к уровню 1991 г. и 1996 г.:
Динамика ИФО производства в разрезе основных отраслей промышленности НО
См. диаграмму в редакторе Ms-Word
Во второй половине 2000 г. наметилась тенденция снижения темпов роста физических объемов промышленного производства. По итогам 2001 г. в промышленности области зафиксировано снижение объемов производства в натуральном выражении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это было характерно для машиностроения и металлообработки, где ИФО составил 90,8%, химической и нефтехимической промышленности - 95,0%, черной металлургии - 98,7%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 97,7%.
Увеличение физических объемов производства в топливной (на 39,9%), стекольной (на 25,3%), пищевой промышленности (на 11,5%) не смогло компенсировать снижения объемных показателей других отраслей промышленности и в итоге в целом по промышленности индекс физического объема по итогам 2001 года составил 99,3%.
Снижение объемов производства в целом по промышленности области в основном обусловлено ситуацией в машиностроении и металлообработке, где в 2001 г. отмечено наибольшее сокращение объемов производства в натуральном выражении - на 9,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Промышленность Нижегородской области имеет машиностроительную специализацию - машиностроение и металлообработка составляет в настоящее время около 43% от общего объема промышленного производства области. 56,2% работающих в промышленности занято на предприятиях машиностроения и металлообработки. Спад промышленного производства в отрасли, начиная с конца 2000 г. во многом обусловлен сменой собственников на определяющих предприятиях - ОАО "ГАЗ", ОАО "Арзамасский машиностроительный завод", ОАО "Павловский автобус", ОАО "Заволжский моторный завод", ОАО "Завод "Красное Сормово" что повлекло изменения в системе управления, сбытовой, ценовой политике, системе расчетов с целью снижения затрат и повышения эффективности производства.
Сводный финансовый результат (прибыль) в промышленности по итогам 2001 г. по сравнению с 1996 г. увеличился в 3,1 раза и составил 8645,1 млн. руб. Динамика этого показателя за период 1997 - 2001 гг. показывает, что в 2000 г. отмечено снижение эффективности работы промышленных предприятий. Причиной явился опережающий рост затрат, прежде всего материальных, в отраслях с глубоким уровнем переработки, в сравнении с ростом цен на конечную продукцию промышленности области. За период с 1996 г. в 3 раза возросли дебиторская и кредиторская задолженности. В структуре кредиторской задолженности увеличились долги по налоговому кредиту: в 2000 году недоимка по налоговым платежам по сравнению с уровнем 1997 г. выросла в 2,7 раза, в т.ч. в областной консолидированный бюджет - 2,3 раза.
В системе расчетов удалось сократить долю бартерных и зачетных операций до уровня 20%, увеличив долю денежных расчетов соответственно до 80%.
Затраты на производство и реализацию продукции в 2000 г. по сравнению с уровнем 1996 г. увеличились в 3 раза, что соответствует темпу роста объемов производства товарной продукции в действующих ценах. В структуре затрат возросла доля материальных затрат с 70% в 1997 г. до 75% в 2000 г. в основном за счет опережающего роста цен на сырье, материалы и покупные комплектующие изделия в сравнении с ростом цен на конечную продукцию. Удельный вес составляющей "сырье и материалы" в общем объеме затрат вырос с 30% в 1997 г. до 38% 2000 г., "покупные комплектующие изделия" - в 18% в 1997 г. до 21% в 2000 г. Отмечено сокращение доли затрат на оплату труда с 12% до 10% и амортизационных отчислений с 5% до 2%, что крайне затрудняет замену изношенных основных фондов. Указанные тенденции продолжились и в 2001 г.
В настоящее время промышленность области характеризуется высокой степенью износа основных фондов, в начале 2000 г. он достиг 54,1%, а объем выбытия производственных фондов в 4-5 раз больше объема ввода, что говорит не только о физическом, но и моральном старении основных фондов. При сохранении текущего уровня инвестиционной активности, в ближайшее время следует ожидать резкое сокращение производственного потенциала: через 3 года он сократится на 1/4, а еще через 3 - наполовину.
По сравнению с 1996 г. инвестиции в основной капитал в 2001 г. увеличились более, чем в 2 раза и составили 5,8 млрд. руб., но по итогам 1 полугодия 2001 г. по данному показателю область переместилась с 18 на 29 место в РФ. Из общего объема инвестиций в основные фонды предприятий и организаций области в 2001 г. 66,6% приходится на собственные средства предприятий и 33,4% на привлеченные, из которых 17,7% - бюджетные средства, и лишь 6,3% - кредиты банков.
Заработная плата в промышленности области за период с 1996 г. по 2001 г. выросла более чем в 4,4 раза и была несколько выше среднемесячной заработной платы в целом по области, но реальные денежные доходы населения в 2000 г. составили лишь 75% от уровня 1997 г. За период с 1996 по 2001 гг. в промышленности было выплачено более 50% долгов прошлого периода по заработной плате. Численность занятых в промышленности в 2001 г. составила 448,2 тыс. человек. Сокращение численности (по сравнению с уровнем 1996 г. на 16%) свидетельствует о том, что увеличение объемов производства было обеспечено в основном за счет более эффективного использования уже существующих производственных мощностей и увеличения производительности труда. Наибольшее сокращение отмечено на предприятиях машиностроения и металлообработки - по сравнению с уровнем 1996 г. на 22%.
За период реформ в промышленности области проведена глубокая и масштабная трансформация государственной собственности. В результате из общего количества ныне действующих промышленных предприятий в этой отрасли экономики осталось всего 17 областных и 44 федеральных государственных унитарных предприятий, а также 31 акционерное общество (в т.ч. 28 федеральных) с участием государства. Основную часть в промышленности составляют негосударственные предприятия.
2.2. Сценарные условия развития промышленности на 2003 - 2005 гг.
Оценка сценарных условий развития промышленности на рассматриваемый период 2003 - 2005 гг. базируется на "Уточненных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2003 года", разработанных Министерством экономического развития и торговли РФ.
Основными факторами влияния на состояние и перспективы развития промышленности России будут:
1) Укрепление социально-политической стабильности, последовательная реализация намеченных Правительством РФ мер в социально-экономической сфере по снижению экономических и политических рисков, проведению социальных реформ, улучшению условий хозяйственной деятельности, в т.ч. снятие ряда ограничений на возможность отнесения на затраты тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли, отмена неоправданных льгот и привилегий, реализация мер по защите прав собственности, включая законы по защите прав акционеров и кредиторов, интеллектуальной собственности.
2) Продолжение процесса интеграции России в мировую экономику, вхождение ее во Всемирную торговую организацию (ВТО). Курс рубля и соответственно экономические условия для двух основных групп хозяйствующих субъектов-экспортеров и предприятий, ориентированных на внутренний рынок - могут развиваться по двум сценариям:
а) При сохранении благоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырьевых и энергетических ресурсов курс рубля будет укрепляться, будут расти реально располагаемые доходы, инвестиционная активность, при этом повысится конкурентоспособность импортируемых товаров, и эффект импортозамещения, вызванный девальвацией рубля в 1998 г., окончательно себя исчерпает. Отечественные товаропроизводители, ориентированные на внутренний рынок, будут испытывать растущую конкуренцию со стороны импортируемых товаров, что приведет к ухудшению положения хозяйствующих субъектов, неспособных в силу своего финансового положения адекватно наращивать инвестиционную активность и повышать конкурентоспособность продукции. В наибольшей степени это отразится на предприятиях машиностроения, легкой и пищевой промышленности.
б) Существует вероятность колебаний (ухудшения в отдельные периоды) конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических ресурсов, что в свою очередь вызовет сокращение экспорта и ухудшение финансового состояния основных экспортеров. В случае сочетания неблагоприятных внешних и внутренних факторов произойдет снижение реального курса рубля. Импорт товаров в сравнении с первым вариантом будет значительно ниже, как результат более низких располагаемых доходов и большей конкурентоспособности импортозамещающей продукции. В наибольшей степени это отразится на импорте машин и оборудования, продукции легкой и пищевой промышленности. Темпы роста производства топливной промышленности сократятся вследствие меньших доходов от экспорта. Однако прочие сырьевые отрасли - черная и цветная металлургия, химическая и лесобумажная промышленность, ориентированные в значительной степени на мировой рынок, получат преимущество в развитии за счет улучшения их внешней ценовой конкурентоспособности. Продукция машиностроения, с одной стороны, сможет увеличить свой экспорт и в большей степени конкурировать с импортом на внутреннем рынке, а с другой стороны, инвестиции в эту отрасль замедлятся вследствие необходимости закупок высокотехнологичного импортного оборудования. Также на спросе продукции машиностроения скажется сокращение ее потребления со стороны топливной промышленности.
В целом рост промышленного производства во втором варианте будет незначительно отставать от первого варианта.
3) Рост инвестиций будет во многом определяться улучшением финансового состояния предприятий, связанного с сохранением благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, и наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций будет приходиться на отрасли топливной промышленности. В этом секторе ожидается значительный рост прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также увеличение иностранных заемных средств. Также ожидается рост инвестиций в отраслях транспорта, связи, жилищного строительства и в сфере рыночных услуг, вызванные ростом совокупного спроса.
В целом на рынке инвестиций сохранятся следующие тенденции.
В связи с рядом особенностей формирования российской рыночной экономики сложившиеся способы извлечения дохода из капиталовложений в промышленные предприятия существенно отличаются от стандартов экономически развитых стран. Основным способом извлечения дохода является эксплуатация финансовых потоков промышленных компаний, что не позволяет в среднесрочной перспективе рассчитывать на привлечение в промышленность сбережений мелких и средних инвесторов. В этой связи основными источниками инвестиций, по прежнему, будут являться собственные средства, а также привлеченные средства фактических владельцев предприятий. Т.о. процессы перераспределения и концентрации собственности в промышленности, происходящие в последнее время, будут продолжаться.
4) Цены производителей промышленной продукции. Со стороны издержек на рост цен повлияют: опережающий рост цен на продукцию естественных монополий; рост цен на бензин и газ в результате высоких мировых цен, ухудшение ресурсной базы экономики за счет недоинвестирования в предыдущие годы в топливно-энергетический комплекс и другие капиталоемкие отрасли; старение и выбытие производственных мощностей.
Параметры роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий будут устанавливаться исходя из того, что возможности некапиталоемкого развития топливно-энергетического сектора исчерпаны, поэтому обеспечение потребности внутреннего рынка и экспорта потребуют существенного роста капитальных затрат.
То есть, темпы роста цен на продукцию (услуги) естественных монополий, а также цен на основные виды топлива будут в целом несколько выше роста цен в промышленности.
Вследствие прогнозируемого роста инвестиций и повышения спроса на продукцию для инвестиционного комплекса, более высокая динамика цен ожидается в отраслях, производящих продукцию тяжелого машиностроения. В отраслях, выпускающих продукцию для населения, прирост цен сохранится более низким, чем в базовых отраслях - в меру инфляции на потребительском рынке. Низкая динамика цен будет обусловлена ростом предложения и конкуренции, сближением цен на отечественные и импортные продукты, а также спросовыми ограничениями населения.
5) В числе ограничителей экономического роста в рассматриваемый период сохранятся высокая изношенность производственных фондов, низкая доля резервных конкурентоспособных мощностей, сохранение значительной долговой нагрузки на экономику.
Положительным фактором будет дальнейшее снижение доли бартерных и зачетных операций в расчетах между хозяйствующими субъектами, переход к денежным расчетам, приобретение сырья и материалов непосредственно у предприятий-изготовителей минуя посредников по более низким ценам.
На основании анализа вышеприведенных факторов развития ситуации в экономике и промышленности России наиболее вероятным является следующий сценарий.
Произошедшее в предыдущий период разделение российской экономики на два сектора "экспортный" (сырьевые отрасли) и "внутренний" (отрасли, ориентированные на внутренний рынок) не приведет к их автономизации. Развитие экспортного сектора, естественных монополий повлечет за собой спрос на инвестиционные товары, что в сочетании с результативными мерами Правительства РФ по созданию необходимых условий для повышения конкурентоспособности в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, стимулирует развитие сопутствующих отраслей, в первую очередь тяжелого и транспортного машиностроения.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, будут располагать не благоприятными, но достаточными условиями для модернизации и повышения конкурентоспособности на фоне роста доходов населения и усиления конкуренции со стороны импортируемых товаров. При этом сохранение и развитие промышленных предприятий этих отраслей напрямую зависит от эффективности и своевременности мер по их реформированию и модернизации.
Социально-политическая обстановка будет достаточно благоприятной для проведения жестких и непопулярных, но необходимых преобразований на неконкурентоспособных предприятиях.
2.3. Анализ влияния вхождения России в ВТО на основные отрасли промышленности Нижегородской области.
В настоящее время российская и нижегородская экономика, при рассмотрении ее с точки зрения вхождения во Всемирную торговую организацию, характеризуется следующими основными моментами:
Сырьевая направленность экономики.
Основную часть российского экспорта составляют сырьевые товары, или товары низкой степени переработки. Учитывая сегодняшнее состояние нашей экономики, реализация на практике более благоприятных внешних возможностей для расширения экспорта промышленных товаров в ближайшее время представляется проблематичной. К тому же, промышленно развитые страны активно используют эскалацию импортных тарифов - повышение ставок адекватно степени переработки ввозимой продукции. Так, в США он достигает двадцативосьмикратного уровня, в странах ЕС - более, чем тридцати. В России же по существующим ставкам разрыв между сырьем и готовой продукцией всего 2,4 раза.
Налицо диспропорции внешнеторгового обмена. Например, треть российского экспорта в ЕС - минеральное сырье, еще треть - металл и лес. Около 10% товарной номенклатуры в ЕС ввозится беспошлинно. Но в основном это опять же сырье и продукция низкой степени переработки. То есть развитые страны, не имея своей сырьевой базы, просто создают максимально благоприятный режим для ввоза первичного сырья.
Низкая эффективность работы промышленности.
Большой проблемой для промышленности на сегодняшний день является неполная загруженность производственных мощностей отечественных предприятий, большая энергоемкость, что, в связи с текущим потребительским спросом, приводит к завышению удельных производственных затрат. При открытии рынка в этих условиях это поставит отечественного производителя в заведомо проигрышные условия по сравнению с зарубежными производителями, мощности которых загружены существенно выше и давно разработаны и внедрены энергосберегающие технологии. Кроме того, при вступлении в ВТО тарифы на энергоносители могут быть пересмотрены до уровня мировых. Выполнение этого условия лишит отечественные товары одного из немногих конкурентных преимуществ, что еще больше увеличит неэффективность производства промышленности.
Изношенность основных фондов.
Это можно проследить на примере автомобильной отрасли, на которую в Нижегородской области приходится более 25% производства области:
- автомобильные производственные комплексы закупались за рубежом в 60 - 70-е годы и использовались с интенсивностью, превышающей их технические характеристики;
- приобретаемые комплексы создавались по схеме жесткого технологического процесса для массового производства ограниченной номенклатуры продукции;
- производство автомобилей не могло удовлетворить потребностей рынка, продукция автозаводов всегда находила сбыт;
- в силу того, что автозаводы производили продукцию разного класса, конкуренции между ними не возникало;
- распределение продукции происходило по заранее спланированным нарядам (фондам) на долгосрочной основе, был известен как потребитель, так и заказчик.
На сегодняшний момент продукция российской автомобильной промышленности вызывает значительные нарекания относительно качества продукции. Кроме того, модели являются устаревшими. Отставание нашей промышленности от передовых американских и японских компаний составляет от 15 лет и более.
Технические барьеры
Соглашения о "технических барьерах" в торговле предполагает принятие страной, входящей в ВТО, международных стандартов. Прежде всего, речь идет о сертификации техники, ограничивающей наш промышленный экспорт (авто-, авиатехника, станки, химикаты). Практика показывает, что подчас сертифицировать технику, конкурирующую с "местной", либо невозможно, либо крайне дорого.
Остановимся подробнее на анализе последствий вступления России в ВТО для основных отраслей промышленности Нижегородской области.
Машиностроение и металлообработка, в том числе
Автомобилестроение
Ситуация в автомобилестроении неоднозначна. С одной стороны, ожидается рост спроса на внутреннем рынке, с другой стороны - этот спрос может в значительной мере быть заполнен дешевеющими подержанными иномарками. Подобное развитие рынка губительно для отрасли и вредно для экономики страны и региона. Негативные последствия такого сценария будут заключаться в следующем:
- В России будут потеряны перспективы создания современного производства качественного и доступного автомобиля, включая совместные предприятия с ведущими мировыми автоконцернами;
- Будут ликвидированы существующие заделы в автомобилестроении и тем самым остановлено развитие одного из важнейших сегментов отечественного машиностроения;
- Произойдет новый "провал" в экономическом развитии, связанный с падением производства и доходов занятых в автопроме и смежных с ним отраслях.
Авиационная промышленность
Несмотря на вызванный объективными причинами резкий спад объемов производства по сравнению с советским периодом, отечественная авиационная промышленность по-прежнему занимает заметное место в экономике страны.
В 2000 г. суммарный объем товарной продукции, произведенной предприятиями авиационной промышленности, вырос в 1,4 раза по сравнению с 1999 г., достигнув 73,8 млрд. рублей, что составило около 9% общего выпуска продукции отечественного машиностроения.
В условиях отсутствия на протяжении последних лет регулярных крупных заказов со стороны российских авиакомпаний, которые в последнее десятилетие столкнулись с беспрецедентным для мировой практики 4-х кратным падением спроса на пассажирские перевозки, отечественная авиапромышленность, рассчитанная на удовлетворение совершенно иных масштабов потребностей в воздушных судах, была вынуждена функционировать в режиме разовых поставок.
Анализ опыта взаимоотношений производящих и приобретающих гражданскую авиационную технику стран-участниц ВТО показывает, что торговые отношения, разногласия и взаимные претензии этих стран в части авиационной техники регулируются, главным образом, "Соглашением о торговле гражданской авиатехникой (СТГА)".
Надо отметить, что формально это Соглашение действует только для тех стран-членов ВТО, которые к нему присоединились добровольно, поскольку обладает особым статусом необязательного, "плюрилатерального соглашения" (Plurilateral Agreements) в отличие от составляющих подавляющее большинство "многосторонних соглашений" (Multilateral Agreements), обязательных для всех стран-членов ВТО. К настоящему времени к СТГА присоединились 26 стран (из более 130 стран-членов ВТО).
Теоретически, неприсоединение к СТГА не препятствует членству в ВТО. Однако для России эта необязательность является только кажущейся.
Присоединение к этому соглашению повлечет следующие последствия для отрасли:
- соглашение предусматривает ликвидацию импортных пошлин и других таможенных платежей ("другие" в нашем случае - это НДС и таможенный сбор) при ввозе в страну всех воздушных судов, кроме военных, а также других авиационных изделий, упомянутых в Соглашении - всех компонентов и узлов гражданских самолетов, двигателей для гражданских ВС, их частей и компонентов, а также авиационных тренажеров, всех их узлов и компонентов;
- соглашением установлено, что любые контролируемые правительством закупки АТ должны осуществляться исключительно по результатам конкурсов, к которым должны быть допущены и иностранные производители;
- правительственная финансовая поддержка создания гражданской авиационной техники должна быть учтена в стоимости самолета. Более того, в цене гражданских самолетов должна учитываться также некоторая часть затрат, понесенных государством по военным авиастроительным программам, если при изготовлении гражданской авиатехники используются научно-технические заделы, а также авиационные агрегаты и комплектующие, созданные в процессе выполнения военных авиастроительных программ;
- соглашение предусматривает необходимость ликвидации технических барьеров при торговле гражданской авиационной техникой. Применительно к данному виду техники это означает гармонизацию правил сертификации авиатехники и стандартов ее производства;
- соглашения о торговле гражданской авиатехникой распространяет выше изложенные требования на региональный и местный уровень. Многие меры поддержки отечественных авиапроизводителей становятся запрещенными для реализации не только федеральному правительству, но и региональным и местным органам власти.
Черная металлургия
Со второй половины 2000 г. на мировом рынке черных металлов ситуация стала еще более напряженной. Предложение металлопродукции увеличилось, цены резко упали. В результате - в начале 2001 г. многие производители - как российские, так и зарубежные - начали снижать объемы производства. На фоне негативных конъюнктурных тенденций на зарубежных рынках стали начался процесс переориентации российских металлургических предприятий на внутренний рынок, где ценовая ситуации оставалась достаточно стабильной. Однако, спрос на стальную продукцию на внутреннем рынке имеет свои пределы роста и просто не в состоянии "поглотить" весь экспорт.
Таким образом, в настоящее время действие благоприятных для отрасли внешних факторов практически исчерпали себя. В результате этого в черной металлургии начала снижаться рентабельность, в том числе в связи с ростом зарплат, тарифов на перевозки, электроэнергию.
Вступление России в ВТО в условиях благоприятной тарифной политики будет способствовать не только переводу отрасли на интенсивный путь развития и усилению конкурентных позиций отечественных производителей черных металлов, но и ослаблению антидемпингового пресса стран Запада при условии признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой. При этом необходимо учесть, что членство в ВТО как таковое не является гарантией непротиводействия в установленных формах остальных стран-участниц импорту российских товаров, который создает угрозу или наносит ущерб отечественным производителям других стран.
Химическая промышленность
Отечественная химическая промышленность обладает технологическим потенциалом, продукция зачастую превосходит зарубежные аналоги, тем не менее, отрасль испытывает значительные сложности.
Значительная изношенность основных фондов требует серьезных затрат на модернизацию. Снижение загруженности производственных мощностей увеличивает издержки. Основным препятствием для успешного развития является ценовая неконкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с зарубежными аналогами, кроме того, отрасль является наиболее чувствительной к изменению импортных тарифов. Политика снижения импортного тарифа в связи со вступлением в ВТО обострит проблему низкой ценовой конкурентоспособности отечественной химической продукции, что в условиях удорожания энергосырьевых ресурсов и дефицита средств для модернизации производств создает условия для дальнейшего вытеснения российских товаров зарубежными аналогами в ущерб отечественным продуцентам. Это негативно отразится и на тех секторах экономики РФ, где высока степень химизации, прежде всего на автомобилестроении, строительстве, текстильной промышленности.
Таким образом, в настоящее время отечественная химическая промышленность не готова к вступлению в ВТО. более того, для успешного развития отрасль нуждается в государственной поддержке. Так, некоторые товары необходимо защищать повышенными тарифами, с другой стороны определенные группы товаров импортируются по причине отсутствия собственных производственных мощностей. Поэтому необходима гибкая тарифная политика.
2.4. Особенности развития промышленности Нижегородской области
В экономике Нижегородской области промышленность обеспечивает занятость 40% трудоспособного населения, более 37% поступлений в консолидированный бюджет области, инвестиции в основной капитал в промышленность составляют 40% от общего объема инвестиций в экономику области.
Основу промышленности Нижегородской области составляют производства высокой степени переработки, доля которых в общем объеме производства составляет около 80%. Этим промышленность Нижегородской области отличается от промышленности Российской Федерации, в структуре которой преобладают добывающие и сырьевые отрасли.
Отраслевая структура промышленности Нижегородской области и Российской Федерации:
|
Доля отраслей промышленности в общем объеме промышленного производства, % |
|
Нижегородской области |
РФ |
|
электроэнергетика |
8,2% |
9,1% |
топливная промышленность |
1,8% |
19,9% |
черная металлургия |
12,4% |
9% |
цветная металлургия |
0,6% |
10,1% |
химическая и нефтехимическая промышленность |
8,2% |
6,4% |
машиностроение и металлообработка |
42% |
18,6% |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
7,8% |
4,5% |
промышленность строительных материалов |
1,3% |
3,1% |
стекольная и фарфорофаянсовая промышленность |
2,6% |
0,3% |
пищевая промышленность |
9,8% |
12,6% |
легкая промышленность |
1,9% |
1,6% |
мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность |
1,1% |
1,6% |
другие отрасли промышленности |
2,3% |
3,2% |
Характерной чертой промышленности Нижегородской области является отсутствие собственной сырьевой базы для ведущих отраслей. Основная часть перерабатываемого сырья ввозная: мы закупаем более 69% электроэнергии, 100% энергетического сырья (нефть, газ), 100% перерабатываемых металлов. Следовательно, промышленность Нижегородской области зависима от конъюнктуры цен на сырье, материалы, топливо и энергию на внутреннем и внешнем рынках.
Следует отметить, что со второго полугодия 1999 г. цены на российском сырьевом рынке стали расти, в настоящее время их уровень приближается к уровню мировых цен, так как все основные сырьевые ресурсы экспортируются за рубеж и соответственно уровень цен на них определяется мировым рынком. К сожалению, продукция промышленности Нижегородской области ориентирована на внутренний рынок, который обладает совершенно другим платежным потенциалом, поэтому нижегородским производителям, чтобы найти своего потребителя приходится уменьшать норму рентабельности.
В ближайшее время для основных отраслей промышленности Нижегородской области будет характерен рост материальных затрат. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что темп роста материальных затрат будет опережать темп роста цен на конечную продукцию предприятий отраслей с глубоким уровнем переработки, что приведет к снижению уровня рентабельности в этих отраслях.
На собственные ресурсы в Нижегородской области могут ориентироваться отрасли, производство которых составляет около 22% в общем объеме производства промышленности области в целом, но доля прибыли, полученной в 1 полугодии 2001 г. предприятиями этих отраслей составляет 43% от общей суммы прибыли, полученной в промышленности. Это стекольная, деревообрабатывающая, целлюлознобумажная, частично пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
2.5. Анализ сильных и слабых сторон промышленности Нижегородской области.
Исходя из вышеприведенных анализа состояния промышленности Нижегородской области и сценарных условий развития промышленности до 2005 г. сильными и слабыми сторонами в развитии промышленного комплекса области являются.
Слабые стороны.
Абсолютная зависимость промышленности области от конъюнктуры на основные виды сырьевых ресурсов на мировом и российском рынках, а также от политики Правительства РФ в этой сфере.
Высокая концентрация промышленного производства - 5 крупнейших предприятий дают 60% объема произведенной продукции, что в случае неблагоприятной конъюнктуры и ухудшения финансово-экономического состояния данных предприятий угрожает стабильности социально-экономического положения области в целом.
Доминирование в структуре промышленного производства машиностроения (около 50% объема промышленного производства), а в составе машиностроения - автомобилестроения, ориентированного на внутрироссийский потребительский рынок.
Зависимость в рамках существующих производственных связей большого количества промышленных предприятий области (130) от финансово-экономической ситуации на ОАО "ГАЗ".
Слабые финансовые возможности экономики региона, как следствие - вхождение в российские финансово-промышленные группы и холдинги на подчиненных условиях, возникновение угрозы вывода за пределы области финансовых потоков и еще большего сокращения финансового потенциала области.
Высокая энергоемкость производства.
Изношенность основных фондов.
Недостаток квалифицированных кадров на промышленных предприятиях, как следствие низкой заработной платы в промышленности.
Внешние угрозы.
Возможное вступление России в ВТО.
Отсутствие какой-либо определенной промышленной политики на федеральном уровне.
Сильные стороны.
Достаточная прочность позиций и закрепление рыночных ниш рядом промышленных предприятий по отдельным видам продукции на российском и мировом рынках (трубы стальные, автомобили, бумага газетная и др.), что дает определенный запас устойчивости как данным предприятиям, так и промышленности области в целом.
Уникальность ряда промышленных производств и научно-исследовательских организаций дает возможность использования накопленного научно-технического потенциала для роста инновационной активности.
Концентрация на территории области значительного числа поставщиков комплектующих ОАО "ГАЗ" облегчает возможность проведения согласованной политики по повышению конкурентоспособности продукции ОАО "ГАЗ".
Наличие факторов, способствующих росту инвестиционной привлекательности региона:
- наличие достаточно развитой рыночной и производственной инфраструктуры;
- утверждение Нижегородской области в качестве центра Приволжского федерального округа и присутствие на территории области соответствующих административных структур, снижающее политические риски;
- высокий уровень квалификации трудовых ресурсов.
Наличие резерва незагруженных производственных мощностей в топливной, химической и нефтехимической отраслях, что временно обеспечивает на предприятиях этих отраслей потенциал роста объемов производства без значительных капиталовложений при обеспечении сырьевыми ресурсами.
3. Основное направление деятельности Правительства Нижегородской
области в сфере промышленной политики
Исходя из вышеприведенного анализа состояния промышленности Нижегородской области, сценарных условий развития и особенностей развития промышленности области, основное направление деятельности Правительства Нижегородской области заключается в проведении дифференцированной политики в различных отраслях и группах производств, исходя из перспектив развития соответствующих сегментов рынка и ресурсных возможностей промышленности области, при усилении в целом позиций промышленности области на российском рынке и интеграции в мировой рынок.
Основным ограничивающим условием реализации основного направления деятельности Правительства области является требование поддержания социальной стабильности в районах с доминированием промышленности в структуре экономики. Это означает необходимость в приоритетном порядке принятия мер по сохранению, модернизации и развитию промышленных производств, имеющих градообразующее значение, или развитие в этих районах альтернативных источников занятости населения, в т.ч. создание новых промышленных предприятий.
На основе экспертного анализа рынков и ресурсов основных отраслей промышленности Нижегородской области получена матрица: ресурсный потенциал (потенциал отрасли промышленности Нижегородская область) - потенциал рынка (потенциал роста рынка соответствующей отрасли промышленности Нижегородской области).
Ресурсный потенциал - оценивается ресурсный потенциал соответствующей отрасли промышленности Нижегородской области по следующим параметрам:
положение на рынке, занимаемая доля российского рынка и масштабы экспорта;
величина и состояние производственных мощностей, научный потенциал;
трудовые ресурсы;
обеспеченность сырьем;
финансовое состояние.
Потенциал рынка - оценивается емкость и перспективы роста рынков продукции соответствующих отраслей промышленности Нижегородской области.
Потенциал рынка
См. схему в редакторе Ms-Word
Отрасли (подотрасли), отнесенные к секторам рынка с высоким потенциалом роста (1 - 3), оцениваются как имеющие в основном средний ресурсный потенциал. Это означает, что основным направлением их развития должно являться наращивание и развитие ресурсного потенциала, т.е. рост инвестиций, повышение конкурентоспособности, освоение и расширение профильных рынков сбыта продукции.
В отраслях (подотраслях), отнесенных к секторам рынка со средним потенциалом роста и имеющим средний ресурсный потенциал (5), основное направление будет заключаться в поддержании конкурентоспособности и удержании имеющейся доли рынка. В отраслях (подотраслях), отнесенных к секторам рынка со средним потенциалом роста, и имеющим высокий ресурсный потенциал (6), основное направление состоит в повышении эффективности использования ресурсного потенциала для увеличения занимаемой доли рынка.
Отрасли (подотрасли), отнесенные к секторам рынка с низким потенциалом роста (7 - 8) и имеющие низкий и средний ресурсный потенциал, оцениваются как не имеющие перспектив развития. В отношении данных отраслей будет проводиться политика по подготовке условий для свертывания или перепрофилирования производств с наименьшими негативными социальными последствиями для районов их местонахождения и области.
В производстве некоторых видов вооружений, в авиационной, атомной промышленности, в некоторых уникальных наукоемких производствах будет проводиться стратегия "передовых рубежей", которая состоит в том, чтобы, опираясь на передовой уровень научно-технических разработок, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки.
4. Цель и задачи промышленной политики Нижегородской области
Исходя из основного направления деятельности Правительства Нижегородской области в сфере промышленной политики на среднесрочную перспективу, целью промышленной политики Нижегородской области на 2003 - 2005 гг. является увеличение объемов продаж продукции промышленности Нижегородской области на перспективных российских рынках и международных рынках, повышение эффективности функционирования промышленного комплекса области.
Достижение поставленной цели реализуется путем решения двух основных групп задач.
4.1. Создание благоприятного делового климата и развитие инфраструктурных и институциональных условий экономического роста:
- сохранение в области стабильной, благоприятной для экономического развития социально-политической обстановки, укрепление авторитета областных органов государственной власти, конструктивного сотрудничества региональных, местных властей и представительств федеральных органов государственной власти в Нижегородской области;
- развитие социального партнерства бизнеса и власти, формирование открытых правил взаимоотношений с бизнесом, основанных на соблюдении законодательства и взаимовыгодности отношений, развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Позиция областных органов государственной власти выражается в следующих ключевых требованиях и обязательствах:
требования -
своевременная и полная уплата налогов, сохранение налогооблагаемой базы в области для обеспечения возможностей социально-экономического развития районов местонахождения предприятий и области в целом,
недопущение просроченной задолженности по оплате труда,
принятие мер по охране труда и предупреждению техногенных, экологических катастроф,
увеличение заработной платы работающих в соответствии с ростом уровня инфляции, повышение доли тарифной части в общем заработке;
воссоздание системы подготовки и повышения квалификации управленческих и рабочих кадров.
обязательства -
равное отношение ко всем субъектам экономической деятельности,
гарантии сохранения благоприятного режима и неизменности условий экономической, в т.ч. инвестиционной деятельности в рамках имеющихся полномочий и возможностей,
оказание политической и организационной поддержки на федеральном, межрегиональном уровне в реализации проектов промышленных предприятий (инвестиционные проекты, продвижение продукции на российском и международном рынках и др.);
развитие производственной инфраструктуры и инфраструктуры жизнеобеспечения - транспорт, системы связи, инженерные сети, коммуникации;
точное соблюдение и развитие на региональном уровне норм федерального законодательства, направленных на формирование благоприятных институциональных условий для экономического роста, в первую очередь обеспечивающих защиту прав собственности, информационную открытость компаний для инвесторов;
прогнозирование и своевременное принятие мер по решению социальных проблем, связанных с неблагоприятной экономической ситуацией на промышленных предприятиях, имеющих градо и бюджетообразующее значение для районов и населенных пунктов их местонахождения;
формирование социального заказа на подготовку кадров исходя из потребностей и приоритетных направлений развития промышленности и с учетом развития демографической ситуации в области;
заключение трехстороннего тарифного соглашения - снижение доли низкооплачиваемых категорий работников, доведение минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума работающего. Это позволит повысить платежеспособный спрос населения и стимулировать рост производства;
принятие программ улучшения условий и охраны труда
4.2. Приоритетное развитие перспективных отраслей и производств.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2005 г. N 56 в подпункт 4.2.1 настоящих Основных направлений внесены изменения
4.2.1. Задачи в ключевых отраслях промышленности:
Машиностроение и металлообработка:
- участие предприятий в реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности на период до 2005 г.";
- наращивание объемов и увеличение номенклатуры поставок машиностроительной продукции для предприятий нефтегазовой отрасли РФ и зарубежных стран;
- внедрение ресурсосберегающих технологий на предприятиях отрасли;
- проведение мероприятий по реализации "Перечня мер по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроительной отрасли" с целью увеличения объемов экспорта.
Автомобилестроение:
- участие органов государственной власти Нижегородской области в разработке нормативно-правовых актов направленных на ограничение ввоза в Россию подержанной автомобильной техники;
- сохранение кооперационных связей ГАЗа с предприятиями области в рамках программы "Нижегородский автомобиль";
- на межрегиональном и федеральном уровне содействие в продвижении больших городских автобусов производства ОАО "Павловский автобус" на российский рынок муниципального автотранспорта, инициирование разработки и внедрения лизинговых схем;
- заключение соглашений между Правительством области и ОАО "ГАЗ", ОАО "Павловский автобус", ОАО "ЗМЗ" о параметрах сохранения этими предприятиями, вошедшими в сферы влияния российских финансовопромышленных групп, количества работающих и налогооблагаемой базы.
Судостроение:
- содействие формированию корпоративных связей между эксплуатирующими организациями и судостроительными заводами с целью образования единой цепочки строительства и эксплуатации судов с перспективой выхода на межрегиональную корпорацию;
- реализация имеющегося преимущества нижегородских судостроительных заводов, связанного с невысокой стоимостью переработки металла, уровнем заработной платы и в максимальном
комплектующим оборудованием собственного производства при строительстве судов с целью закрепления и расширения позиций на рынке;
- обеспечение стабильной работы и финансово-экономической устойчивости судостроительных заводов и проектных организаций за счет снижения налоговой нагрузки, снятия административных барьеров на пути иностранных заказчиков, создания режима максимального благоприятствования в контактах с иностранными судоходными компаниями, заинтересованными в размещении заказов на судостроительных предприятиях области;
- развитие межзаводских кооперационных связей и создание совместных предприятий, в том числе с иностранными партнерами, для производства судового комплектующего оборудования с целью сокращения сроков и удешевления строительства судов, повышения конкурентоспособности конечной продукции. Разработка и реализация мер поддержки со стороны Правительства Нижегородской области.
- организация разработки проектов перспективных речных, смешанного "река-море" плавания и скоростных судов со сниженной энергоемкостью, повышенным уровнем автоматизации и сокращенной в 1,5 - 2 раза численностью экипажа, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках с перспективой их использования при реализации проектов транспортных коридоров N 2 и N 9 в Нижегородской области и Приволжском федеральном округе;
- активизация работы по привлечению заказов стратегических российских заказчиков судов и спецоборудования: Военно-морского флота, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета, компаний "Газпром", "Лукойл", "Славнефть", ведущих российских пароходств, ГК "Рособоронэкспорт", включению предприятий области в программы обновления российского речного флота, предусматривающих снижение ставок по кредитам для российских компаний;
- содействие созданию "Центра по проектированию и строительству вспомогательного флота для ВМФ России" на базе нижегородских судостроительных предприятий и организаций.
Авиастроение:
- создание авиастроительного холдинга с участием ОАО "НАЗ "Сокол" с ГУП "Российская самолетостроительная компания" (г. Москва);
- развитие направлений самолетостроения:
Специальная техника:
- работа по модернизации уже эксплуатируемой, в том числе и за рубежом, авиационной техники (МИГ-21, МИГ-29УБ);
- продвижение на международный рынок самолетов МИГ-29, МИГ-31, ЯК/АЕМ-130;
- получение государственного заказа.
Гражданская авиация:
- развитие лизинга по строительству самолетов для частных авиакомпаний, которые будут являться заказчиками;
- разработка экономического механизма лизинга авиационной техники, имеющей высокую стоимость и длительные сроки окупаемости.
Коммерческие заказы:
- продвижение на рынок легких самолетов ("Гжель", "Аккорд");
- завершение сертификации самолета "Гжель";
- разработка программы по использованию самолета "Гжель" на рынке местных и региональных пассажироперевозок;
- подготовка предложений в таможенный комитет РФ по снижению таможенных платежей для импорта комплектующих изделий, не имеющих аналогов в России;
- максимальное увеличение загрузки предприятий авиационной отрасли, использование незагруженных производственных мощностей для организации производства по смежным транспортным тематикам.
Черная металлургия:
- развитие сотрудничества предприятий отрасли с компаниями ТЭК России;
- организационная и рекламная поддержка продвижения продукции предприятий отрасли на рынки развитых стран и стран СНГ;
- сохранение и расширение кооперационных связей предприятий вторичной переработки с ведущими предприятиями автомобилестроения области (ОАО "ГАЗ", ОАО "Павловский автобус", ОАО ЗМЗ и другие).
Легкая промышленность:
- разработка и реализация "Программы развития легкой промышленности на 2001 - 2005 гг.", направленной на увеличение объемов производства, техническую и технологическую модернизацию производства, повышение конкурентоспособности продукции;
- организация на территории Нижегородской области современного обувного производства.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность:
- разработка и реализация комплекса мер по привлечению инвестиций в деревообрабатывающую отрасль с целью технологической модернизации и организации новых предприятий по производству продукции глубокой переработки;
- обеспечение стабильной сырьевой базы ОАО "Волга".
Химическая и нефтехимическая промышленность:
Осуществление мер по развитию производственного потенциала отрасли с минимальными капитальными затратами для получения конкурентоспособной, высококачественной продукции за счет:
- реконструкции, технического перевооружения и модернизации существующих мощностей с применением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
- создания новых производств для увеличения глубины переработки этилена и объемов производства современных полимерных материалов (на базе реализации программ перспективного развития ОАО "СибурНефтехим", ОАО "Акрилат" и других предприятий отрасли);
- развития наукоемких технологий и малотоннажной химии;
- совершенствования системы управления предприятиями в том числе за счет реорганизации, процедур финансового оздоровления, привлечения инвесторов;
- углубления межрегиональных и межотраслевых связей с автомобилестроением и другими смежными отраслями промышленности;
- подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров и специалистов рабочих профессий.
Нефтеперерабатывающая:
- реализация соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с компанией "ЛУКОЙЛ".
Пищевая и перерабатывающая промышленность:
Укрепление хозяйственных связей между перерабатывающими предприятиями и сельскохозяйственными товаропроизводителями области на основе заключения долгосрочных договоров, концентрации, кооперации и интеграции.
Модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности конкурентоспособным оборудованием; оснащение передовыми, ресурсосберегающими технологиями.
Расширение ассортимента, внедрение продуктов питания нового поколения, увеличение доли производства импортозамещающей пищевой продукции.
Совершенствование деятельности маркетинговых служб предприятий по изучению реального состояния рынка и выведению на новый уровень всей системы продвижения продукции.
Промышленность строительных материалов
Разработка и реализация Программы развития производственной базы строительного комплекса на 2002 - 2005 гг., направленной на снижение стоимости и увеличение объемов выпуска продукции отрасли, насыщение рынка конкурентоспособными строительными материалами, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
Принятие мер по эффективной разработке местной сырьевой базы, месторождений доломитов и гипса для организации производства вяжущих, цемента и извести.
Реализация инвестиционных проектов технического перевооружения и реконструкции предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
Топливно-энергетический комплекс:
изменение взаимоотношений с монополистами ТЭКа за счет развития собственных электрогенерирующих мощностей, в т.ч. Мини-ТЭЦ, парогазовых установок (ПГУ) малой мощности, турбогенераторов на дросселируемом паре производственных котельных и т.д.
Оборонно-промышленный комплекс:
- организация совместно с оборонными агентствами работы по оптимизации структуры и состава ОПК области с одновременным решением задач по сохранению технического, технологического, включая технологии "Двойного назначения", и кадрового потенциала, диверсификации производства с ориентацией на рыночную конкурентоспособность продукции, определение приоритетов развития и форм их поддержки;
- принятие мер по сохранению, модернизации и развитию производств на предприятиях, имеющих градообразующее и социально определяющее значение;
- определение на основе экспертного анализа рынков и ресурсов оборонных отраслей промышленности ресурсного потенциала и потенциала рынка (в отраслевом разрезе) с целью выработки стратегии перспективного развития отрасли (предприятия), включая стратегию "передовых рубежей", более эффективного использования потенциала ОПК в гражданском секторе экономики области;
- развитие процесса интеграции предприятий оборонных отраслей в формируемые корпоративные структуры, создание территориальных интегрированных структур с целью формирования условий для сохранения и развития перспективных, высокотехнологичных производств и выхода на внутренние и внешние рынки (авиапром, судпром, приборостроение, атомная энергетика);
- проведение работы по привлечению и наращиванию объемов государственного оборонного заказа в ОПК области, по обеспечению расчетов за выполненные работы (услуги), расширению участия нижегородских предприятий федеральных целевых программах, усилению внимания качественной стороне разрабатываемых конкурсных и инвестиционных проектов;
- расширение участия предприятий ОПК области в военно-техническом сотрудничестве и увеличение удельного веса продукции ОПК в экспортной составляющей промышленности области. Выработка методов и форм поддержки экспортно-ориентированных производств;
- реализация предложений и мероприятий по повышению эффективности управления госсобственностью в ОПК на территории области;
- создание предпосылок к снижению и ликвидации социальной напряженности на предприятиях и в организациях в части полного погашения задолженности по заработной плате и недопущению ее возникновения, повышению уровня средней заработной платы в ОПК до уровня в промышленности и выше, восстановлению отдельных социальных льгот;
- освобождение предприятий и организаций ОПК от непроизводительных затрат, связанных с содержанием социнфраструктуры.
4.2.2. Проведение активных мер по повышению конкурентоспособности и увеличению экспорта продукции предприятий промышленности Нижегородской области:
- поддержка продвижения продукции промышленных предприятий на мировой рынок, расширение экспортных возможностей промышленности - как прямого экспорта и доведение его доли в объеме промышленного производства области до 30%, так и развитие отношений с экспортоориентированными заказчиками на внутреннем рынке (опосредованный экспорт);
- мониторинг ситуации на основных рынках промышленной продукции, инициирование на федеральном уровне мер по защите интересов промышленных предприятий Нижегородской области;
- стимулирование
внедрения энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования, в т.ч. путем проведения энергетических обследований предприятий (энергоаудита),
сертификации систем качества промышленных предприятий в соответствии с международными стандартами;
- урегулирование вопросов задолженности промышленных предприятий за потребленные энергоресурсы;
- приоритетная поддержка реализации проектов, связанных с выпуском наукоемкой, высокотехнологичной продукции;
- передача объектов социальной сферы в муниципальную собственность;
- исследование возможностей промышленного освоения природных ресурсов Нижегородской области;
5. Реализация промышленной политики Нижегородской области
Реализация Основных направлений промышленной политики Нижегородской области на 2003 - 2005 гг. осуществляется в рамках Программы развития промышленности Нижегородской области на соответствующий период, а также иными нормативными актами органов государственной власти Нижегородской области.
Критериями достижения цели промышленной политики, определенной настоящими Основными направлениями, являются:
- Повышение производительности труда.
- Рост объемов производства и продаж на российском рынке, увеличение доли экспорта в объеме реализуемой промышленной продукции.
- Увеличение отчислений в бюджеты всех уровней.
- Увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников.
- Повышение доли инновационной продукции в объеме промышленного производства.
Планируемые значения приведенных показателей эффективности реализации промышленной политики устанавливаются Программой развития промышленности Нижегородской области на 2003 - 2005 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2002 г. N 215 "Об утверждении Основных направлений промышленной политики Нижегородской области на 2003 - 2005 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 216 от 20 ноября 2002 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2005 г. N 56