2. Министерству агропромышленного комплекса Нижегородской области (Б.В. Сметов) и министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболев) осуществлять ежегодное финансирование расходов на реализацию мероприятий Подпрограммы из областного бюджета по статье "Финансирование работ по проекту "АРИС".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
Губернатор области |
Г.М. Ходырев |
Подпрограмма
развития информационно-консультационной деятельности
в агропромышленном комплексе и на сельских территориях
Нижегородской области до 2005 года
(в рамках Программы развития агропромышленного комплекса
Нижегородской области до 2005 года и
Проекта "АРИС" Минсельхоза России и Всемирного банка)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 11 сентября 2002 г. N 226)
Нижний Новгород
2002 год
Содержание
Подпрограммы развития информационно-консультационной
деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских
территориях Нижегородской области до 2005 года
Паспорт
Подпрограммы развития информационно-консультационной
деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских
территориях Нижегородской области до 2005 года
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма развития информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских территориях Нижегородской области до 2005 года (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы |
Программа развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года - утверждена Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.03.2002 N 588. |
Государствен- ный заказчик Подпрограммы |
Министерство агропромышленного комплекса Нижегородской области |
Разработчик Подпрограммы |
Фонд Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса |
Цели Подпрограммы |
Обеспечение информационно-консультационной поддержки повышения эффективности сельскохозяйственного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на сельских территориях Нижегородской области. |
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы |
Министерство агропромышленного комплекса Нижегородской области совместно с фондом Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса |
Перечень основных направлений Подпрограммы |
I. Информационное обеспечение субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий. II. Обучение работников, специалистов и руководителей агропромышленного комплекса. III. Консультационное обслуживание представителей организаций агропромышленного комплекса и сельского населения. IV. Инновационная деятельность в сфере сельскохозяйственного производства и решения проблем сельских территорий. V. Обеспечение деятельности и развития консультационной службы. |
Ожидаемые объемы и источники ресурсного обеспечения Подпрограммы |
а) финансовые ресурсы на реализацию Подпрограммы ожидаются в объеме - 43 228 тыс. руб., в том числе: ожидаемые из федерального бюджета - 1 090 тыс. руб.; из областного бюджета - 26 850 тыс. руб.; ожидаемые доходы от предпринимательской деятельности - 9 788 тыс. руб.; ожидаемые поступления от спонсорских организаций - 5 500 тыс. руб. б) материально-технические ресурсы на реализацию Подпрограммы образуют материально-техническую базу Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса и формируется на основе: оборудования и техники, принадлежащих министерству агропромышленного комплекса Нижегородской области и передаваемых в пользование на основе договора о безвозмездном пользовании (соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года, проект "АРИС"), на сумму 1111,5 тыс. руб.; оборудования, принадлежащего Министерству сельского хозяйства России и передаваемого в пользование на основании договора безвозмездного пользования (соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года, проект "АРИС") на сумму 976,1 тыс. руб.; оборудования, принадлежащего Министерству международного развития Великобритании и передаваемого в пользование на основании договора безвозмездного пользования (Меморандум о намерениях между Министерством международного развития Великобритании и Администрацией Нижегородской области от 24 апреля 2000 года) стоимостью, эквивалентной примерно 2000 тыс. руб. |
Система управления и контроля за реализацией Подпрограммы |
Министерство агропромышленного комплекса и министерство финансов Нижегородской области реализуют управление ходом работ по Подпрограмме с привлечением общественного совета, создаваемого при Нижегородской консультационной службе агропромышленного комплекса. Контроль за ходом работ по Подпрограмме осуществляет министерство финансов Нижегородской области. |
Ожидаемые результаты выполнения Подпрограммы |
В течение 2002-2005 годов планируется улучшение производственно-экономической деятельности постоянных клиентов Нижегородской консультационной службы АПК (около 20 процентов от общего числа действующих в области сельскохозяйственных товаропроизводителей). В том числе вывод из кризиса не менее 60 сельхозпредприятий. Годовой экономический эффект, подлежащий прямому расчету у постоянных клиентов Нижегородской консультационной службы, возрастет с 5,54 млн. руб. до 10,68 млн. руб., что повысит в 2 раза окупаемость бюджетных вложений. Ожидается улучшение социального климата не менее чем в 6-ти районах Нижегородской области, в которых будут вестись работы с личными подсобными хозяйствами сельских жителей, работы по обеспечению занятости и повышения доходов сельского населения. При этом темпы повышения уровня доходов и занятости населения этих районов будут не менее чем на 1/5 выше, чем средние по области. |
Введение
В настоящей Подпрограмме используются следующие основные понятия:
информационно-консультационная деятельность - особая форма организации обучающей и управленческой деятельности, в процессе которой консультант оказывает научно-методическую поддержку клиенту, побуждает его к действию и решению возникших или назревающих проблем;
инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых различных областях и сферах деятельности;
новшество в сфере сельского хозяйства - новый вид продукции, сорт или гибрид сельскохозяйственных культур, улучшенный прием семеноводства или иной агроприем, новый кросс птицы, новая линия или порода животных, новый технический механизм, улучшение техники или оборудования, улучшение технологии работы с землей и сельскохозяйственными животными, улучшение технологии производства, переработки и хранения продукции, переработки и хранения кормов и других предметов труда, новая форма и метод организации и управления производством, новый прием или оборудование автоматизации этого управления, впервые применяемые в конкретном производстве;
сельская территория - обитаемая территория, находящаяся за пределами городских поселений;
Список использованной нормативной и справочной литературы:
Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации";
Современный экономический словарь, 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2001.
Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы). Коллективная монография - М.: "Экономика и информатика", 2001.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Информационно-консультационные службы АПК и сельских территорий созданы и развиваются в 65 субъектах Российской Федерации. Их создание определено постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.01.92 N 44 "О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году", от 26.06.99 N 694 "О федеральной целевой Подпрограмме "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", от 10.02.2000 N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" и другими.
В Нижегородской области работы по созданию системы информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, ведущиеся с 1994 года, обеспечивались следующими решениями и документами:
соглашение между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года в рамках Проекта "AРИС" (соглашение о займе от 22.06.94 N 3757 RU между Российской Федерацией и Мировым Банком Реконструкции и Развития);
меморандумы о намерениях между Министерством Международного Развития Великобритании и Администрацией Нижегородской области по технической поддержке развития информационно-консультационной службы АПК Нижегородской области от 16 марта 1999 года и от 24 апреля 2000 года;
Программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса в Нижегородской области на 1998-2000 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 12.02.98 N 35;
Программа создания и развития системы информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных предприятий на 1998 - 2000 годы, утвержденная распоряжением Губернатора области от 27.03.98 N 428-р.
В апреле 2000 года на основе объединения коллективов государственного унитарного предприятия "Нижегородская консультационная служба АПК", проекта "Сельские консультационные центры", "Нижегородского фонда аграрных реформ" и "Сельскохозяйственного пост приватизационного проекта" была создана Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса (далее - НКС АПК) в организационно-правовой форме фонда. В настоящее время в ее составе действуют 6 сельских консультационных центров (Арзамасский, Городецкий, Лукояновский, Семеновский, Сергачский, Шахунский) и центральный офис в Н. Новгороде, охватывающие своей деятельностью более половины районов области. По состоянию на 31 декабря 2001 года списочная численность НКС АПК составляла 98 человек.
В целом развитие НКС АПК характеризуется следующими показателями:
Показатели |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Количество проведенных семинаров (шт.) |
не было |
15 |
146 |
105 |
106 |
Количество выполненных заказов клиентов (шт.) |
129 |
224 |
335 |
758 |
914 |
Количество клиентов (из 1400 возможных) |
- |
не учит. |
342 |
479 |
498 |
Объем коммерческих услуг (тыс. руб.) |
не было |
не было |
230 |
936 |
1479 |
Количество внедренных новшеств (в т.ч. новых сортов растений) |
- |
2 |
3 ( 1 ) |
6 ( 3 ) |
13 (10) |
Основным направлением деятельности НКС АПК является распространение передового опыта, перспективных культур и технологий через их апробацию (работы на 12 опытно-демонстрационных участках) и демонстрацию, а также путем непосредственной работы с хозяйствами.
В последнее время в агропромышленном комплексе и сельской экономике Нижегородской области наметились тенденции к росту товарности производства, укрепляются горизонтальные и вертикальные рыночные связи. Однако сельскохозяйственные товаропроизводители нашей области, как и страны в целом, остаются в сложных условиях формирующейся рыночной экономики с такими негативными явлениями, как инфляция, продолжающееся удорожание средств производства и кредитных ресурсов, сокращение финансовой поддержки, понижение покупательной способности населения. Ориентироваться в этих условиях способны не многие из них. Чрезмерно велика доля некредитоспособных хозяйств, многие продолжают терять кадры специалистов. Как показывает российский опыт конца XIX и начала ХХ века, а также весь мировой опыт, большинству из них не обойтись без внешней консультационной поддержки. В информационно-консультационной поддержке нуждаются личные подсобные хозяйства, которые производят около 1/2 сельскохозяйственной продукции и фермеры. Мировой опыт также свидетельствует о высокой эффективности деятельности сельскохозяйственного консультирования в деле решения вопросов альтернативной занятости и повышения доходов сельского населения, оказания помощи в решении вопросов поселкового и местного самоуправления.
В Нижегородской области эта деятельность развивается наиболее успешно, однако достигнутый к настоящему времени уровень консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточен для требуемого ускорения решения проблем их эффективной деятельности, вывода из кризиса многих из них. К концу 2001 года практически сформировались основные направления такой деятельности. Специалистами НКС АПК освоены основные методы работ. Завершаются работы по формированию методологии оздоровления финансово несостоятельных сельскохозяйственных организаций, решения проблем занятости и повышения доходов сельского населения.
Данной Подпрограммой устанавливаются направления деятельности, призванные, прежде всего, обеспечить разрешение перечисленных выше проблем во взаимосвязи с основными направлениями Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на период до 2005 года, во взаимной увязке мероприятий внутри данной Подпрограммы. Развитие самой консультационной службы на новой основе предусматривается в качестве вспомогательного направления работ. При этом основные мероприятия Подпрограммы направлены на решение задач, в наибольшей мере способствующих следующему:
достижению высокого уровня информированности субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий обо всех изменениях в законодательстве и других условиях нормативного обеспечения их деятельности и жизнеобеспечения с целью предотвращения возникновения у них проблем в связи с ненадлежащим исполнением нормативных актов;
доведению до всех заинтересованных лиц информации обо всех эффективных видах, предметах и способах деятельности на сельских территориях Нижегородской области с целью повышения возможностей этих лиц по эффективному использованию имеющихся у них ресурсов в ведении товарного производства или решении только проблем самообеспечения;
консультационной и методологической поддержки субъектов АПК и сельской местности по выработке решений по повышению эффективности деятельности, по ликвидации возникших или предотвращению возникающих проблем, особенно в части финансового оздоровления некредитоспособных хозяйств и вывода их из кризиса, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, их экономической и технологической интеграции;
ускорению и расширению масштабов внедрения научно-технических достижений в практику аграрного производства, других видов деятельности на сельских территориях, в практику решения социальных проблем Нижегородской области.
2. Цель и задачи Подпрограммы.
Направления решения поставленных задач
Цель Подпрограммы заключается в обеспечении информационной и консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий Нижегородской области, способствующей повышению эффективности сельскохозяйственного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на сельских территориях.
Задачи Подпрограммы определяются ее конечной целью, исходят из ожидаемого объема материально-технических ресурсов на реализацию Подпрограммы и корреспондируются с задачами Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года. Заключаются они в оказании масштабной технической (информационной, обучающей и консультационной) поддержки субъектов АПК и сельских территорий, развитии инновационной деятельности.
При этом в качестве основных задач определяются следующие:
обеспечение своевременного доведения до всех хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса области сведений обо всех нововведениях в законодательстве и других нормативных актах Российской Федерации и Нижегородской области, организация разъяснительной работы в форме школ и семинаров. Особое внимание должно быть уделено проблемам земельных отношений;
обеспечение стабильного выпуска научно-популярного "Нижегородского Аграрного Журнала", переход в распространение его по подписке с целью доведения до заинтересованных лиц сведений обо всех технических, технологических и организационно-экономических новшествах в сельском хозяйстве;
формирование системы повышения квалификации и обучения сельских кадров на местах (в районах, на базе колледжей и передовых сельскохозяйственных предприятий);
организация комплексного ведения индивидуального консультационного обслуживания сельскохозяйственных предприятий с повышением эффективности их деятельности на основе решения многих проблем в их взаимосвязи, в том числе при решении проблем вывода из кризиса отдельных предприятий;
развитие инновационных процессов на основе тесного взаимодействия консультантов с научными организациями и опытно-демонстрационной отработке новшеств у наиболее подготовленных сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая фермерские хозяйства;
обеспечение решения вопросов занятости, в том числе альтернативной и повышения доходов сельского населения.
Расширение масштабов и повышение уровня качества работ Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса предусматривается на основе следующего:
доукомплектования Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами и обеспечения повышения их квалификации;
создания программно-технического комплекса управления информацией и формирования масштабной базы сведений и данных по основным вопросам сельскохозяйственного производства и проблемам сельских территорий.
Каждая из задач данной Подпрограммы имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от задач Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года решаются по следующим направлениям:
I. Информационное обеспечение субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий.
II. Обучение работников, специалистов и руководителей агропромышленного комплекса.
III. Консультационное обслуживание представителей организаций агропромышленного комплекса и сельского населения.
IV. Инновационная деятельность в сфере сельскохозяйственного производства и решения проблем сельских территорий.
V. Обеспечение деятельности консультационной службы и развития ее научно-методической и технической базы.
Актуальной задачей является обеспечение с 2004 года доведения до всех заинтересованных лиц агропромышленного комплекса и сельского населения с использованием средств массовой информации, краткосрочных районных семинаров и WEB-представительства службы в сети INTERNET сведений:
о нововведениях нормативно-правового характера;
об основных новшествах организационно-экономического, производственного и технологического характера в сельскохозяйственном производстве;
возможностях альтернативного производства на сельских территориях.
В части обучающей деятельности службы планируется обеспечить совместно с Нижегородской государственной сельскохозяйственной академией (далее - НГСХА) увеличение в 2 раза количества краткосрочных (от 1-го до 3-х дней) учебных семинаров, школ и "Дней открытых дверей". Увеличить в 1,5 раза количество опытно-демонстрационных объектов, освоить проведение среднесрочных (от 5-ти до 12 учебных дней) обучающих семинаров, совместно с НГСХА доработать и усовершенствовать формы и методы обучающей деятельности и обеспечить получение лицензии на право ведения такой деятельности.
В части консультационной деятельности службы планируется обеспечить увеличение не менее чем в 1,5 раза объемов технической поддержки и расширение номенклатуры индивидуальных работ с сельскохозяйственными товаропроизводителями, другими субъектами сельской местности.
Наиболее актуальными задачами консультационного направления являются:
- работы по решению проблем финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций (по результатам общероссийского проекта "Финансовое оздоровление и реорганизация сельскохозяйственных организаций", реализованного в Волгоградской, Кировской, Московской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях при поддержке Министерства международного развития Великобритании и научно-методическом обеспечении Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики);
- объединение усилий службы с НГСХА в части ведения прикладных исследований, в адаптации и внедрении результатов научных работ, получаемых от других научных организаций страны. Обеспечение внедрения не менее 6 новых сортов и видов растений, технологий, препаратов и других производственных новшеств ежегодно;
- организация работ по решению проблем занятости и повышения доходов сельского населения (по результатам проекта "Обеспечение занятости и повышения доходов сельского населения", реализованного в Ленинградской и Орловской областях при поддержке Министерства международного развития Великобритании и научно-методическом обеспечении Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики).
С целью расширения деятельности информационно-консультационной службы доукомплектовать службу необходимыми специалистами и сформировать два новых сельских консультационных центра. Увеличить объемы доходов службы от индивидуальной работы с клиентами не менее чем в 2 раза. Освоить новые виды услуг, в первую очередь по совершенствованию управления крупными хозяйствами с применением современных форм и методов организации внутрихозяйственных отношений и использованием компьютерных систем ведения бухгалтерского учета.
Освоить новые формы и методы консультационной деятельности в сельской местности по решению проблем сельской семьи, работы с молодежью и организации местного самоуправления.
Разработать и реализовать программно-аппаратный комплекс управления информацией (базами сведений и данных по основной деятельности, управленческой информацией, прикладными программными средствами и т.п.). Сформировать основы баз данных и сведений свободного доступа по наиболее актуальным направлениям сельскохозяйственной деятельности и проблемам сельской местности.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий по развитию информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских территориях Нижегородской области до 2005 года представлена пятью разделами (направлениями).
Она исходит из преемственности в развитии уже имеющейся системы информационно-консультационного обслуживания агропромышленного комплекса Нижегородской области и предусматривает последовательно-параллельное выполнение нижеследующих мероприятий по достижению поставленных целей и задач данной Подпрограммы.
Система мероприятий
по развитию информационно-консультационной деятельности
в агропромышленном комплексе и на сельских территориях
Нижегородской области до 2005 года
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок испол- нения |
Ответственный исполнитель |
Объем ожидаемого финансирования |
в т.ч. за счет средств (тыс. руб) |
Ожидаемые результаты |
|||
Период | Всего, тыс. руб. |
федераль- ного бюд- жета (ожи- даемых) |
област- ного бюджета |
коммерчес- кой деятель- ности* и иных внебюджет- ных пос- туплений (ожидае- мое) |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. Информационное обеспечение субъектов АПК и сельских территорий
1.1 | Формирование и пополнение информационной базы сельскохозяйственного консультирования. Поиск, обобщение и адаптация информации о новых нормативно-правовых документах; о новых сортах растений и породах скота; о нововведениях в технике и технологиях; о передовом опыте по организации управления и экономике; по вопросам ведения бухучета; проблемам занятости сельского населения и сельской жизни. Редактирование материалов с целью подготовки их к использованию (публикации в журнале и других периодических изданиях, брошюрах, на WEB-сайте НКС АПК), внесение в базу данных (с 2004 г.). |
Постоянно | Министерство агропромышлен- ного комплекса Нижегородской области (далее- Министерство АПК НО) совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
1900 480 480 460 480 |
0 | 1680 320 420 460 480 |
220 160 60 |
Более полное и качественное информационное обеспечение сельхозтоваро- производителей |
1.2 | Разработка электронного рубрикатора баз данных (на основе электронного каталога Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки РАСХН), формирование системы баз данных и материалов на электронных носителях информации (в обеспечение п.1.1). |
2004 г. | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2004 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. |
1025 225 435 365 |
0 | 1025 225 435 365 |
0 | Повышение оперативности доступа к информации, в т.ч. сельхозтоваро- производителей |
1.3 | Издание "Нижегородского Аграрного Журнала" (подбор и редактирование материала, формирование макета журнала, печать в типографии). Регистрация его в качестве научно- популярного издания, обеспечение рас- пространения по подписке (с 2004 года). |
6 номеров в год ежемесяч- но с 2004 г. |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
1140 180 180 380 400 |
0 | 300 120 180 |
840 180 60 200 400 |
Информационное обеспечение всех заинте- ресованных лиц в сельском хозяйстве |
* прогнозируемый объем доходов от коммерческой деятельности.
1.4 | Разработка и выпуск методических материалов по актуальным вопросам организации и ведения сельскохозяйственного производства и устойчивого жизнеобеспечения в сельской местности (номенклатура и конкретные сроки издания определяются годовыми планами работ). Введение платы за данные издания с 2003 года. |
не менее 8 изданий ежегодно |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК и НГСХА |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
964 244 240 240 240 |
0 | 764 164 220 200 180 |
200 80 20 40 60 |
Повышение эффективности деятельности сельхозтоваро- производителей за счет использования передовых научных достижений |
1.5 | Создание WEB-представительства агропромышленного комплекса Нижегородской области в сети INTERNET, тестирование и отладка. |
Открытие сайта - март 2003 года. |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2003 гг. 2002 г. 2003 г. |
90 70 20 |
0 | 55 35 20 |
35 35 |
Распространение информации о ситуации и условиях деятельности сельского хозяйства области |
Итого по разделу: В том числе: |
2002-2005 гг. |
5119 | 0 | 3824 | 1295 | ||||
2002 г. | 1199 | 0 | 744 | 455 | |||||
2003 г. | 1355 | 0 | 1215 | 140 | |||||
2004 г. | 1445 | 0 | 1205 | 240 | |||||
2005 г. | 1120 | 0 | 660 | 460 |
II. Обучение работников, специалистов и руководителей агропромышленного комплекса
2.1 | Подготовка и проведение краткосрочных семинаров с работниками и специалистами хозяйств по вопросам растениеводства (выбор перспективных сортов культур, в т.ч. кормовых, организация культурных пастбищ, применение стимуляторов роста и других биопрепаратов, борьба с сорняками и вредителями растений, особое внимание уделяется перспективным энергосберегающим технологиям): |
постоянно | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
440 | 0 | 440 | 0 | Повышение эффективности растениеводства ежегодно в среднем в 60 хозяйствах области (годовой экономический эффект не менее 3,2 млн. руб.) |
- не менее 8 семинаров районного уровня и 24 семинара в хозяйствах |
2002 г. | 96 | 96 | ||||||
- не менее 12 семинаров районного уровня и 36 семинаров в хозяйствах |
2003 г. | 104 | 104 | ||||||
- не менее 16 семинаров районного уровня и 38 семинаров в хозяйствах |
2004 г. | 108 | 108 | ||||||
- не менее 18 семинаров районного уровня и 46 семинаров в хозяйствах |
2005 г. | 132 | 132 | ||||||
2.2 | Проведение "Полевых дней" в хозяйствах с целью ознакомления с новыми сортами растений и технологиями в растениеводстве: |
ежегодно, в июне- сентябре |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
160 | 0 | 160 | 0 | Эффективность работы в растениеводстве отмечена в п.2.1 |
- не менее 15 мероприятий | 2002 г. | 36 | 36 | ||||||
- не менее 15 мероприятий | 2003 г. | 36 | 36 | ||||||
- не менее 18 мероприятий | 2004 г. | 42 | 42 | ||||||
- не менее 20 мероприятий | 2005 г. | 46 | 46 | ||||||
2.3 | Подготовка и проведение краткосрочных семинаров с фермерами, работниками и специалистами сельскохозяйственных предприятий по вопросам животноводства (племенной учет с использованием компьютерной программы "СЕЛЕКС", новые ресурсосберегающие технологии, заготовка кормов, эффективное кормление и применение биопрепаратов, повышение качества молока в соответствии с новыми требованиями и т.п.): |
постоянно | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
312 | 0 | 312 | 0 | Повышение эффективности животноводства ежегодно в среднем в 30 хозяйствах области (годовой экономический эффект не менее 1,4 млн. руб.) |
- не менее 8 семинаров районного ровня и 12 семинаров в хозяйствах |
2002 г. | 64 | 64 | ||||||
- не менее 8 семинаров районного ровня и 14 семинаров в хозяйствах |
2003 г. | 70 | 70 | ||||||
- не менее 10 семинаров районного уровня и 16 семинаров в хозяйствах |
2004 г. | 78 | 78 | ||||||
- не менее 12 семинаров районного уровня и 22 семинаров в хозяйствах |
2005 г. | 100 | 100 | ||||||
2.4 | Проведение "Дней открытых дверей" в хозяйствах (по пропаганде новых технологий в животноводстве, рационального управления стадом крупного рогатого скота, эффективного использования культурных пастбищ): |
постоянно | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2003-2005 гг. |
140 | 0 | 140 | 0 | Эффективность работы в животноводстве отмечена в п.2.3 |
- не менее 8 мероприятий | 2003 г. | 32 | 32 | ||||||
- не менее 12 мероприятий | 2004 г. | 48 | 48 | ||||||
- не менее 15 мероприятий | 2005 г. | 60 | 60 | ||||||
2.5 | Подготовка и проведение краткосрочных семинаров с фермерами, руководителями и специалистами сельскохозяйственных предприятий по организационно- экономическим вопросам (маркетинг, бизнес-планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности, организация эффективного управления сельхозпредприятием, работа с кадрами, мотивация труда): |
постоянно | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
325 | 0 | 325 | 0 | Повышение жизнеспособности сельскохо- зяйственных товаропроизво- дителей |
- не менее 10 семинаров районного уровня и 10 семинаров в хозяйствах |
2002 г. | 75 | 75 | ||||||
- не менее 15 семинаров районного уровня и 12 семинаров в хозяйствах |
2003 г. | 80 | 80 | ||||||
- не менее 12 семинаров районного уровня и 18 семинаров в хозяйствах |
2004 г. | 80 | 80 | ||||||
- не менее 10 семинаров районного уровня и 22 семинаров в хозяйствах |
2005 г. | 90 | 90 | ||||||
2.6 | Подготовка и проведение краткосрочных семинаров с работниками хозяйств, фермерами и другими представителями сельской местности по правовым вопросам (разъяснение основных положений законодательства о земле и о трудовых отношениях в Российской Федерации, других законодательных актов): |
постоянно | Министерство АПК НО, совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
230 | 0 | 230 | 0 | Обеспечение соблюдения законодательства сельскохо- зяйственными товаропроизводи- телями и защиты их интересов |
- не менее 15 семинаров районного уровня |
2002 г. | 30 | 30 | ||||||
- не менее 30 семинаров районного уровня |
2003 г. | 60 | 60 | ||||||
- не менее 30 семинаров районного уровня |
2004 г. | 60 | 60 | ||||||
- не менее 40 семинаров районного уровня |
2005 г. | 80 | 80 | ||||||
2.7 | Подготовка и проведение краткосрочных семинаров со специалистами хозяйств и фермерами по вопросам бухгалтерского учета (разъяснение новых положений и др.): |
постоянно | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
232 | 0 | 232 | 0 | Повышение жизнеспособности сельскохо- зяйственных товаропроизводи- телей |
- не менее 12 семинаров районного уровня |
2002 г. | 32 | 32 | ||||||
- не менее 30 семинаров районного уровня |
2003 г. | 60 | 60 | ||||||
- не менее 35 семинаров районного уровня |
2004 г. | 60 | 60 | ||||||
- не менее 40 семинаров районного уровня |
2005 г. | 80 | 80 | ||||||
2.8 | Участие в организации школ практического обучения в соответствии с Программой кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2001-2005 гг. (утверждена постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 21.06.01 N 212). |
постоянно | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
165 | 0 | 165 | 0 | Решение проблемы обеспечения сельского хозяйства квалифици- рованными кадрами |
2002 г. | 25 | 25 | |||||||
2003 г. | 35 | 35 | |||||||
2004 г. | 45 | 45 | |||||||
2005 г. | 60 | 60 | |||||||
2.9 | Подготовка и проведение 72-часовых учебных программ повышения квалификации специалистов хозяйств и фермеров по вопросам организации эффективного производства. |
2003 год | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК и НГСХА |
2003-2005 гг. |
420 | 0 | 420 | 0 | Решение проблемы обеспечения сельского хозяйства квалифициро- ванными кадрами |
Разработка программ повышения квалификации фермеров и главных специалистов хозяйств (растениеводство, животноводство, организация и экономика, бухучет) и руководителей (организация эффективного управления). Получение лицензии на право ведения такой обучающей деятельности. |
2003 г. | 240 | 240 | ||||||
- проведение обучения не менее 120 человек |
постоянно | 2004 г. | 60 | 60 | |||||
- проведение обучения не менее 240 человек |
2005 г. | 120 | 120 | ||||||
ИТОГО по разделу: | 2002-2005 гг. |
2424 | 0 | 2424 | 0 | ||||
В том числе: | 2002 г. | 358 | 0 | 358 | 0 | ||||
2003 г. | 717 | 0 | 717 | 0 | |||||
2004 г. | 581 | 0 | 581 | 0 | |||||
2005 г. | 768 | 0 | 768 | 0 |
III. Консультационное обслуживание представителей организаций агропромышленного комплекса и сельского населения
3.1 | Оказание индивидуальных консультационных услуг по растениеводству (выбор сортов культур, адаптация к условиям агроклиматических зон Нижегородской области эффективных технологий возделывания культур, оказание помощи хозяйствам в их освоении и т.п.): |
постоянно | НКС АПК | 2002-2005 гг. |
3535 | 0 | 2525 | 1010 | Эффективность работы в растениеводстве отмечена в п.2.1 |
- не менее чем 50 хозяйствующим субъектам области |
2002 г. | 803 | 603 | 200 | |||||
- не менее чем 55 хозяйствующим субъектам области |
2003 г. | 832 | 622 | 210 | |||||
- не менее чем 60 хозяйствующим субъектам области |
2004 г. | 920 | 640 | 280 | |||||
- не менее чем 70 хозяйствующим субъектам области |
2005 г. | 980 | 660 | 320 | |||||
3.2 | Оказание индивидуальных консультационных услуг по животноводству (формирование высокопродуктивного стада и налаживание племенного учета с применением компьютерной программы "СЕЛЕКС", разработка сбалансированных рационов кормления животных, решение иных организационно-технологических проблем и оказание помощи хозяйствам в их освоении): |
постоянно | НКС АПК | 2002-2005 гг. |
3890 | 0 | 2550 | 1340 | Эффективность работы в животноводстве отмечена в п.2.3 |
- не менее чем 40 хозяйствующим субъектам области |
2002 г. | 882 | 582 | 300 | |||||
- не менее чем 45 хозяйствующим субъектам области |
2003 г. | 890 | 590 | 300 | |||||
- не менее чем 50 хозяйствующим субъектам области |
2004 г. | 960 | 640 | 320 | |||||
- не менее чем 60 хозяйствующим субъектам области |
2005 г. | 1158 | 738 | 420 | |||||
3.3 | Оказание индивидуальных консультационных услуг по организационно-экономическим вопросам (бизнес планирование, разработка и оказание помощи хозяйствам в освоении передовых форм и методов управления и т.п.): |
постоянно | НКС АПК | 2002-2005 гг. |
5624 | 0 | 3824 | 1800 | Повышение жизнеспособности сельско- хозяйственных товаропроиз- водителей |
- не менее чем 30 хозяйствующим субъектам области |
2002 г. | 1060 | 660 | 400 | |||||
- не менее чем 40 хозяйствующим субъектам области |
2003 г. | 1264 | 964 | 300 | |||||
- не менее чем 50 хозяйствующим субъектам области |
2004 г. | 1500 | 1100 | 400 | |||||
- не менее чем 60 хозяйствующим субъектам области |
2005 г. | 1800 | 1100 | 700 | |||||
3.4 | Оказание индивидуальных консультационных услуг по юридическим вопросам (выбор и реализация организационно-правовой формы предприятия, регистрация предприятия "под ключ", решение имущественных вопросов внутри хозяйства и т.п.): |
постоянно | НКС АПК | 2002-2005 гг. |
3558 | 0 | 2258 | 1300 | Обеспечение соблюдения законодательства сельскохо- зяйственными товаропроизво- дителями и защиты их интересов |
- не менее чем 32 хозяйствующим субъектам области |
2002 г. | 728 | 368 | 360 | |||||
- не менее чем 40 хозяйствующим субъектам области |
2003 г. | 830 | 590 | 240 | |||||
- не менее чем 50 хозяйствующим субъектам области |
2004 г. | 1000 | 650 | 350 | |||||
- не менее чем 50 хозяйствующим субъектам области |
2005 г. | 1000 | 650 | 350 | |||||
3.5 | Оказание индивидуальных консультационных услуг по вопросам бухгалтерского учета (налаживание бухгалтерского учета, в том числе с применением программ "1С Бухгалтерия сельхозпредприятия", ведение бухгалтерского учета в фермерских и иных малых сельхозпредприятиях, решение текущих вопросов бухучета и т.п.): |
постоянно | НКС АПК | 2002-2005 гг. |
3453 | 0 | 2083 | 1370 | Повышение жизнеспособности сельско- хозяйственных товаропроизво- дителей |
- не менее чем 35 хозяйствующим субъектам области |
2002 г. | 713 | 503 | 210 | |||||
- не менее чем 40 хозяйствующим субъектам области |
2003 г. | 800 | 560 | 240 | |||||
- не менее чем 45 хозяйствующим субъектам области |
2004 г. | 900 | 500 | 400 | |||||
- не менее чем 55 хозяйствующим субъектам области |
2005 г. | 1040 | 520 | 520 | |||||
3.6 | Оказание индивидуальных консультационных услуг по вопросам финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций: |
постоянно | НКС АПК | 2004-2005 гг. |
2700 | 0 | 1350 | 1350 | Сохранение не менее чем 3200 рабочих мест в год |
- не менее чем 40 хозяйствующим субъектам области |
2004 г. | 1200 | 600 | 600 | |||||
- не менее чем 50 хозяйствующим субъектам области |
2005 г. | 1500 | 750 | 750 | |||||
3.7 | Оказание консультационных услуг по вопросам развития сельских территорий, развития производств и альтернативной занятости населения, экологии и другим новым направлениям работ НКС АПК. |
постоянно | НКС АПК | 2002-2005 гг. |
1200 | 0 | 300 | 900 | Повышение уровня занятости сельского населения и степени удовлетворения их потребностей |
2002 г. | 200 | 200 | |||||||
2003 г. | 300 | 100 | 200 | ||||||
2004 г. | 300 | 100 | 200 | ||||||
2005 г. | 400 | 100 | 300 | ||||||
ИТОГО по разделу: | 2002-2005 гг. |
23 960 |
0 | 14 890 | 9 070 | ||||
В том числе: | 2002 г. | 4 386 | 0 | 2 716 | 1 670 | ||||
2003 г. | 4 916 | 0 | 3 426 | 1 490 | |||||
2004 г. | 6 780 | 0 | 4 230 | 2 550 | |||||
2005 г. | 7 878 | 0 | 4 518 | 3 360 |
IV. Инновационная деятельность в сфере сельскохозяйственного производства и решение проблем сельских территорий
4.1 | Опытно-демонстрационная деятельность в растениеводстве |
Повышение урожайности и эффективности растениеводства с годовым эффектом не менее 60 тыс. руб. в кажом хозяйстве |
|||||||
Зерновые и плодово-ягодные культуры: | 2002-2005 гг. |
590 | 0 | 556 | 34 | ||||
продолжение работ на Сергачском государственном сортоиспытательном участке, в учебном хозяйстве НГСХА "Новинки" и Работкинском агроколледже, закладка новых участков в Б.Болдинском районе (племенных хозяйствах "Сергиевское" и "Пушкинское"), в Дивеевском районе (ООО "Ветрякушский"), на базе Городецкого государственного сортоиспытательного участка. |
октябрь 2002 года |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002 г. | 110 | 76 | 34 | |||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка новых на базе Шахунского государственного сортоиспытательного участка и Дивеевского агроколледжа, развитие деятельности по плодово-ягодным культурам совместно с Лысковским государственным сортоиспытательным участком. |
октябрь 2003 года |
2003 г. | 120 | 120 | |||||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка 2-х новых участков в Павловском и Семеновском районах. |
октябрь 2004 года |
2004 г. | 160 | 160 | |||||
развитие опытно-демонстрационной деятельности на перечисленных выше участках |
октябрь 2005 года |
2005 г. | 200 | 200 | |||||
Картофель и овощи: | 2002-2005 гг. |
396 | 0 | 378 | 18 | Повышение урожайности и эффективности картофелеводства с годовым эффектом не менее 20 тыс. руб. в каждом хозяйстве |
|||
продолжение работ на базе племенного хозяйства "Линдовский", в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Верный путь" Семеновского района и в учебном хозяйстве НГСХА "Новинки", закладка новых участков в Дивеевском районе (ООО "Ветрякушский"), на базе Городецкого государственного сортоиспытательного участка, в Ильино-Заборском агроколледже |
октябрь 2002 года |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002 г. | 90 | 72 | 18 | |||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка новых на базе Шахунского государственного сортоиспытательного участка и в ООО "Новодмитриевское" Выксунского района |
октябрь 2003 года |
2003 г. | 86 | 86 | |||||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка 2-х новых (в северной и центральной зонах) |
октябрь 2004 года |
2004 г. | 100 | 100 | |||||
развитие опытно-демонстрационной деятельности на перечисленных выше участках |
октябрь 2005 года |
2005 г. | 120 | 120 | |||||
Лен и другие технические культуры: | 2002-2005 гг. |
176 | 0 | 164 | 12 | Восстановление эффективного производства льна в Нижегородской области |
|||
закладка участков на базе Городецкого государственного сортоиспытательного участка, в Ильино-Заборском агроколледже и сельскохозяйственном производственном кооперативе "Верный путь" Семеновского района |
октябрь 2002 года |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002 г. | 36 | 24 | 12 | |||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка нового на базе Шахунского государственного сортоиспытательного участка |
октябрь 2003 года |
2003 г. | 36 | 36 | |||||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка нового на базе Сергачского государственного сортоиспытательного участка |
октябрь 2004 года |
2004 г. | 48 | 48 | |||||
развитие опытно-демонстрационной деятельности на перечисленных выше участках |
октябрь 2005 года |
2005 г. | 56 | 56 | |||||
Кормовые и лугово-пастбищные культуры: | 2002-2005 гг. |
274 | 0 | 256 | 18 | Повышение продуктивности молочного стада и качества молока (с годовым экономическим эффектом не менее 35 тыс. руб. в каждом хозяйстве) |
|||
продолжение работ в учебном хозяйстве НГСХА "Новинки", Работкинском агроколледже, в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Ломовский" Арзамасского района, на базе Сергачского государственного сортоиспытательного участка и в ООО "Исток" Балахнинского района, закладка новых участков в Дивеевском районе (ООО "Ветрякушский"), в Б. Болдинском районе (в племенных хозяйствах "Сергиевское" и "Пушкинское") |
октябрь 2002 года |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002 г | 54 | 36 | 18 | |||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка новых участков на базе Шахунского государственного сортоиспытательного участка, в Ильино-Заборском агроколледже |
октябрь 2003 года |
2003 г. | 64 | 64 | |||||
продолжение работ на перечисленных выше участках и закладка нового на базе Городецкого государственного сортоиспытательного участка |
октябрь 2004 года |
2004 г. | 70 | 70 | |||||
развитие опытно-демонстрационной деятельности на перечисленных выше участках |
октябрь 2005 года |
2005 г. | 86 | 86 | |||||
4.2 | Отработка и демонстрация технологии рационального использования культурных пастбищ в животноводстве: |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
42 | 0 | 42 | 0 | Повышение продуктивности молочного стада и качества молока (с годовым экономическим эффектом не менее 90 тыс. руб. в каждом хозяйстве) |
|
на базе ОАО "Ильино-Заборское" Семеновского района |
2002 год | 2002 г. | 8 | 8 | |||||
на базе учебного хозяйства НГСХА "Новинки" Богородского района |
октябрь 2003 года |
2003 г. | 10 | 10 | |||||
на базе государственного унитарного предприятия "Румянцевское" Дальнеконстнантиновского района |
август 2004 года |
2004 г. | 12 | 12 | |||||
на базе одного из хозяйств южной зоны области |
2005 год | 2005 г. | 12 | 12 | |||||
4.3 | Отработка и внедрение технологии направленного выращивания ремонтных телок в 3 хозяйствах южной зоны области. |
2003 год | НКС АПК | 2002 г. | 140 | 112 | 28 | Годовой экономический эффект не менее 30 т. р. в кажд. |
|
2003 г. | 70 | 56 | 14 | ||||||
4.4 | Проведение производственных опытов с дойными коровами с целью повышения молочной продуктивности за счет скармливания им: плющеного фуражного зерна, законсервированного препаратом МИБАС-К, (сельскохозяйственного производственного кооператива им. М. Кутузова Ковернинского района и АОЗТ "Горбатовское" Павловского района) и силосов с бактериальными заквасками (агрокомбинат "Горьковский" Канавинского района). Отработка соответствующих технологии скармливания и внедрения в других сельхозпредприятиях. |
июнь 2003 года |
НКС АПК | 2002 г. | 55 | 55 | Годовой экономический эффект не менее 340 тыс. руб. в каждом хозяйстве |
||
2003 г. | 56 | 56 | |||||||
4.5 | Отработка и демонстрация новых технологий в животноводстве: |
2002-2005 гг. |
313 | 0 | 313 | 0 | Повышение общей продуктивности стада и качества молока с годовым экономическим эффектом не ниже 60 тыс. руб. в каждом хозяйстве |
||
рационального содержания и управления стадом на базе сельскохозяйственного производственного кооператива "Правда" Перевозского района (совместно с учеными НИИ сельского хозяйства Центральных районов Нечерноземной зоны РАСХН), АО "Комаровское" Павловского района и сельскохозяйственного производственного кооператива "Дубенский" Вадского района; |
октябрь 2002 года |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002 г. | 47 | 47 | ||||
работы в выше перечисленных хозяйствах и новые по повышению продуктивности коров на базе ГУП "Румянцевское" Дальнеконстантиновского района; |
июнь 2003 года |
2003 г. | 62 | 62 | |||||
работы в выше перечисленных хозяйствах, адаптация новых технологий повышения эффективности молочного стада, разработанных учеными НИИ сельского хозяйства Центральных районов Нечерноземной зоны РАСХН, и опытное внедрение их в двух хозяйствах области; |
2004 год | 2004 г. | 84 | 84 | |||||
развитие имеющихся и увеличение до 10 общего числа опытно-демонстрационных хозяйств. |
2005 год | 2005 г. | 120 | 120 | |||||
4.6 | Отработка и внедрение технологии повышения рентабельности производства говядины в двух хозяйствах северной зоны области |
2003 год | 2002 г. | 38 | 38 | Достижение безубыточности производства говядины |
|||
2003 г. | 42 | 42 | |||||||
4.7 | Разработка рекомендаций по современным формам и методам управления сельскохозяйственными организациями Нижегородской области, в т.ч. по оплате труда. |
июнь 2004 г. |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2004 гг. |
1230 | 0 | 794 | 436 | Повышение жизнеспособности сельскохозяйст- венных предприя- тий |
2002 г | 310 | 94 | 216 | ||||||
Опытная отработка в условиях 4-х сельхозпредприятий |
2003 г. | 260 | 260 | ||||||
2004 г. | 660 | 440 | 220 | ||||||
4.8 | Адаптация к условиям Нижегородской области методологии решения вопросов обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения (по опыту Ленинградской и Орловской областей). Охватить этой деятельностью: |
постоянно | Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2003-2005 гг. |
1440 | 0 | 720 | 720 | Создание новых рабочих мест и повышение доходов сельского населения: |
не менее чем 2 районов области; | 2003 г. | 240 | 120 | 120 | не менее 120 раб. м. |
||||
не менее чем 4 районов области; | 2004 г. | 480 | 240 | 240 | не менее 220 раб. м. |
||||
не менее чем 6 районов области. | 2005 г. | 720 | 360 | 360 | не менее 300 раб. м. |
||||
4.9 | Опытная отработка реализации методологии финансового оздоровления и реформирования деятельности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в 12 хозяйствах области. |
2003 г. | Сохранение не менее чем 1200 рабочих мест |
||||||
2002 г. | 840 | 120 | 720 | ||||||
2003 г. | 500 | 260 | 240 | ||||||
4.10 | Формирование системы займов мелким сельхозтоваропроизводителям для обеспечения развития эффективных видов деятельности, создания новых рабочих мест, роста доходов сельского населения |
постоянно | 2002-2005 гг. |
1360 | 0 | 0 | 1360 | Формирование системы кредитной кооперации и создание рабочих мест (согласно п. 4.8) |
|
2002 г. | 520 | 520 | |||||||
2003 г. | 360 | 360 | |||||||
2004 г. | 240 | 240 | |||||||
2005 г. | 240 | 240 | |||||||
ИТОГО по разделу: | 2002-2005 гг. |
8602 | 0 | 4482 | 4120 | ||||
В том числе: | 2002 г. | 2248 | 0 | 682 | 1566 | ||||
2003 г. | 2946 | 0 | 1692 | 1254 | |||||
2004 г. | 1854 | 0 | 1154 | 700 | |||||
2005 г. | 1554 | 0 | 954 | 600 |
V. Обеспечение деятельности консультационной службы, развития ее научно-методической и технической базы
5.1 | Научно-исследовательская работа "Разработка методических рекомендаций по организации взаимодействия информационно-консультационных служб субъектов Российской Федерации с органами управления АПК, научными и образовательными организациями" |
2002 г. | НКС АПК | 2002 г. | 430 | 430 | Отработка механизмов сокращения цикла работ "исследование- производство" |
||
5.2 | Повышение квалификации работающих и вновь принятых работников НКС АПК, в т.ч. в федеральных и межрегиональных центрах обучения. |
постоянно | НКС АПК | 2002-2005 гг. |
600 | 90 | 240 | 270 | Повышение уровня консультационного обслуживания |
2002 г. | 180 | 180 | |||||||
2003 г. | 180 | 90 | 90 | ||||||
2004 г. | 120 | 30 | 90 | ||||||
2005 г. | 120 | 60 | 60 | ||||||
5.3 | Завершение формирования механизмов управления деятельностью НКС АПК Формирование автоматизированной системы управления качеством работ, позволяющую вести ежедневный учет деятельности каждого консультанта (с использованием опыта Британской фирмы ADAS). |
март 2003 г. |
НКС АПК | 2002-2003 гг. |
620 | 0 | 150 | 470 | Повышение жизнеспособности НКС АПК |
2002 г. | 410 | 60 | 350 | ||||||
2003 г. | 210 | 90 | 120 | ||||||
5.4 | Ремонт и обустройство помещений центрального офиса (в связи с перемещением по решению министерства имущественных отношений Нижегородской области). Оборудование средствами связи. |
Министерство АПК НО совместно с НКС АПК |
2002-2005 гг. |
1473 | 570 | 840 | 63 | Создание нормальных условий для работы сотрудников НКС АПК |
|
2003 г. | 2002 г. | 303 | 240 | 63 | |||||
2003 г. | 120 | 120 | |||||||
Ремонт и обустройство 3-х офисов новых межрайонных сельских консультационных центров |
2005 г. | 2004 г. | 90 | 90 | |||||
2005 г. | 960 | 570 | 390 | ||||||
ИТОГО по разделу: | 2002-2005 гг. |
3123 | 1090 | 1230 | 803 | ||||
В том числе по годам: | 2002 г. | 1323 | 430 | 300 | 593 | ||||
2003 г. | 510 | 0 | 300 | 210 | |||||
2004 г. | 210 | 30 | 180 | 0 | |||||
2005 г. | 1080 | 630 | 450 | 0 | |||||
ВСЕГО по программе: | 2002-2005 гг. |
43 228 |
1 090 | 26 850 | 15 288 | ||||
В том числе по годам: | 2002 г. | 9 514 | 430 | 4 800 | 4 284 | ||||
2003 г. | 10 444 |
0 | 7 350 | 3 094 | |||||
2004 г. | 10 870 |
30 | 7 350 | 3 490 | |||||
2005 г. | 12 400 |
630 | 7 350 | 4 420 |
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
На реализацию Подпрограммы планируется выделение как финансовых, так и материальных ресурсов.
Финансовые ресурсы
На выполнение Подпрограммы в целом на 2002-2005 годы необходимы финансовые ресурсы в объеме 43 228 тыс. руб. Они складываются из ожидаемых ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, ожидаемых средств спонсорской поддержки (зарубежной и отечественной) и ожидаемых доходов от оказания индивидуальных услуг, распределение которых по направлениям работ и по годам планируется в следующих объемах:
Направления работ | Сроки проведения работ |
ВСЕГО: (тыс. руб.) |
Федеральный бюджет (ожидаемое) |
Областной бюджет |
Доходы от предпринимательской деятельности (ожидаемые) |
Средства спонсоров (ожидаемые) |
I. Информационное обеспечение субъектов АПК и сельских территорий. |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
5 119 1 199 1 355 1 445 1 210 |
3 824 744 1 215 1 205 660 |
700 240 460 |
595 455 140 |
|
II. Обучение работников, специалистов и руководителей АПК. |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
2 424 358 717 581 768 |
2 422 358 717 581 768 |
|||
III. Консультационное обслуживание субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий. |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
23 960 4 386 4 916 6 780 7 878 |
14 890 2 716 3 426 4 230 4 518 |
7 810 740 1 160 2 550 3 360 |
1 260 930 330 |
|
IV. Инновационная деятельность в сфере сельскохозяйственно- го производства и решение проблем сельских территорий. |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
8 602 2 248 2 946 1 854 1 554 |
4 482 682 1 692 1 154 954 |
278 44 534 460 240 |
2 842 1 522 720 240 360 |
|
V. Обеспечение деятельности и развития консультационной службы. |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
3 123 1 323 510 120 1 080 |
1 090 430 30 630 |
1 230 300 300 180 450 |
803 593 120 |
|
ВСЕГО по Подпрограмме: |
2002-2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
43 228 9 514 10 444 10 870 12 400 |
1 090 430 30 630 |
26 850 4 800 7 350 7 350 7 350 |
9 788 784 1 694 3 250 4 060 |
5 500 3 500 1 400 240 360 |
Указанные объемы финансирования из областного бюджета в процессе реализации Подпрограммы ежегодно подлежат уточнению исходя из возможностей бюджета в соответствии с законом области "Об областном бюджете" на соответствующий год.
Материально-технические ресурсы
Материально-техническая база Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса формируется на основе:
оборудования и техники, принадлежащих министерству агропромышленного комплекса Нижегородской области и передаваемых в пользование на основе договора о безвозмездном пользовании (соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года, проект "АРИС"), на сумму 1111,5 тыс. руб.;
оборудования, принадлежащего Министерству сельского хозяйства России и передаваемого в пользование на основе договора о безвозмездном пользовании (соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года, проект "АРИС") на сумму 976,1 тыс. руб.;
оборудования, принадлежащего Министерству международного развития Великобритании и передаваемого в пользование в пользование на основе договора о безвозмездном пользовании (Меморандум о намерениях между Министерством международного развития Великобритании и Администрацией Нижегородской области от 24 апреля 2000 года) стоимостью, эквивалентной примерно 2000 тыс. руб.
Правительство Нижегородской области совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации также решают вопрос постоянного размещения Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса.
5. Организация управления Программой и
механизм ее реализации
Государственный заказчик Подпрограммы - министерство агропромышленного комплекса Нижегородской области ежегодно подготавливает уточнения по направлениям работ и конкретизирует мероприятия, установленные данной Подпрограммой с учетом изменяющихся окружающих условий, и совместно с Нижегородской консультационной службой агропромышленного комплекса формирует соответствующие годовые планы, соглашения и договоры, обеспечивает их финансирование. Проводит необходимые мероприятия по их выполнению.
Финансирование мероприятий данной Подпрограммы из областного бюджета производится ежегодно за счет специально выделяемых министерством финансов Нижегородской области ассигнований на основании заявок министерства агропромышленного комплекса Нижегородской области по статье "Финансирование работ по проекту АРИС".
Параллельно с этим осуществляются мероприятия, позволяющие привлечь финансовые средства спонсоров и иных организаций, включая зарубежные, с целью расширения возможностей Подпрограммы и снижения тем самым нагрузки на федеральный и областной бюджеты.
С целью содействия сельским консультационным центрам в выработке решений по развитию и организации эффективной деятельности при них создаются общественные советы. Также создается общественный совет при Нижегородской консультационной службе агропромышленного комплекса в целом.
Ход выполнения Подпрограммы ежегодно (в первом квартале года, следующего за отчетным годом) рассматривается на коллегии министерства агропромышленного комплекса Нижегородской области с участием представителей министерства финансов Нижегородской области, членов комитета по аграрной политике Законодательного Собрания Нижегородской области и представителей общественного совета Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса.
6. Оценка эффективности от реализации Подпрограммы
В течение 2002-2005 годов произойдет улучшение производственно-экономической деятельности постоянных клиентов Нижегородской консультационной службы АПК (около 20 процентов от общего числа действующих в области сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе вывод из кризиса не менее 60 сельхозпредприятий). В целом индивидуальную техническую поддержку получат около 40 процентов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех районов Нижегородской области (560 постоянных клиентов службы из 1400 потенциальных клиентов) и расширение номенклатуры этих работ, в первую очередь за счет оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям по налаживанию эффективного управления. Служба перейдет к комплексному решению проблем постоянных клиентов и охватит этими работами не менее 56 сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ежегодное внедрение сортов и видов растений, технологий, препаратов и других производственных новшеств составит не менее 6 единиц в не менее чем в 40 хозяйствах области.
Годовой экономический эффект, подлежащий прямому расчету у постоянных клиентов Нижегородской консультационной службы, возрастет с 5,54 млн. руб. в 2002 году до 10,68 млн. руб. в 2005 году, что повысит в 2 раза окупаемость бюджетных вложений.
Работы Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса организационно-экономического характера и по пропаганде правовых знаний повысят жизнеспособность сельскохозяйственных организаций, являющихся постоянными ее клиентами, и обеспечат соблюдение ими действующего законодательства.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций позволит не только повысить их жизнеспособность, но и сохранить рабочие места: не менее чем 1200 рабочих мест в 2002 году и 3200 рабочих мест в 2005 году.
Работы по обеспечению занятости сельского населения и повышению его доходов позволят в 2003 году создать не менее 120 новых рабочих мест в двух районах области и в 2005 году не менее 300 новых рабочих мест в 6 районах области. В этих районах будет наблюдаться улучшение социального климата. При этом темпы повышения уровня доходов и занятости населения этих районов будут не менее чем на 1/5 выше, чем средние по области.
Более эффективной по сравнению с действующей в областном центре системой обучения на районном уровне (при сельских консультационных центрах) и в хозяйствах будет охвачено не менее половины сельскохозяйственных районов области. Ежегодно будет проводиться не менее 120 краткосрочных (от 1-го до 2-х дней) учебных семинаров и "Дней открытых дверей". Совместно с Нижегородской государственной сельскохозяйственной академией будет организовано не менее 12 среднесрочных (от 5-ти до 12 учебных) обучающих семинаров по повышению квалификации работников агропромышленного комплекса области.
"Нижегородский Аграрный Журнал", начиная с 2004 года будет издаваться ежемесячно тиражом не менее 1000 экземпляров и распространяться по подписке.
Объемы доходов службы от индивидуальной работы с клиентами с 2002 по 2005 годы возрастут почти в 2 раза до 2600 тыс. руб. в основном за счет освоения новых видов услуг.
В целом эффективность программных мероприятий по данной Подпрограмме характеризуется показателями, приводимыми в ниже следующей таблице.
Эффективность программных мероприятий по Подпрограмме
развития информационно-консультационной деятельности в
агропромышленном комплексе и на сельских территориях
Нижегородской области до 2005 года
Наименование мероприятий (по направлениям) |
Срок окупаемости | Число со- храненных и вновь созданных рабочих мест |
Прибыль (ожидае- мая, в млн. руб.) |
Платежи в бюджет (ожидае- мые в млн.руб.) |
Социальный эффект (млн. руб. в год) |
|||||
1. Информационное обеспечение субъектов АПК и сельских территорий. |
Ежегодная окупаемость бюджетных затрат НКС АПК обеспечивает достижение своими клиентами годового экономического эффекта, превышающего бюджетные затраты на ее деятельность: |
Более полное и качественное информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и жителей сельской местности, повышение их квалификации. Косвенное влияние на эффективность деятельности клиентов службы. |
Расчету не поддается |
|||||||
2. Обучение работников, специалистов и руководителей АПК. |
||||||||||
3. Консультационное обслуживание субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий. |
период 2002- 2005 гг. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. |
бюджетные ассигнова- ния (млн. руб.) 26,85 4,80 7,35 7,35 7,35 |
годовой экономичес- кий эффект (млн. руб.) 33,42 5,54 7,84 9,36 10,68 |
5440 1200 1320 1420 1500 |
Дополни- тельная прибыль клиентов НКС АПК 33,42 5,54 7,84 9,36 10,68 |
8,0 1,33 1,88 2,25 2,56 |
Темпы повышения доходов работников сельхозпредприя- тий и работающих жителей сельской местности - клиентов НКС АПК, на 1/5 выше средних по области |
|||
4. Инновационная деятельность в сфере сельскохозяйственного производства и решение проблем сельских территорий. |
||||||||||
5. Обеспечение деятельности и развития консультационной службы. |
2004 -2005 гг. 2004 г. 2005 г. |
28 7 21 |
0,88 0,23 0,65 |
0,21 0,06 0,15 |
||||||
ВСЕГО по Подпрограмме: | 5468 | 34,3 | 8,21 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2002 г. N 226 "Об утверждении подпрограммы развития информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских территориях Нижегородской области до 2005 года"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 199 от 23 октября 2002 г.