2. Министерству образования и науки Нижегородской области (С.В. Наумову), министерству труда и социальной защиты Нижегородской области (Г.А. Суворову), министерству здравоохранения Нижегородской области (В.М. Казнину) принять меры по реализации Программы.
3. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусматривать средства для реализации мероприятий Программы при разработке проектов областного бюджета с ежегодным уточнением ассигнований.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
Губернатор области |
Г.М. Ходырев |
Нижегородская областная
целевая программа
"Дети-сироты" на 2003-2005 гг.
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 10 ноября 2002 г. N 293)
Паспорт
Нижегородской областной целевой Программы
"Дети-сироты" на 2003 - 2005 г.г.
Наименование программы | -Нижегородская областная целевая программа "Дети-сироты" на 2003 - 2005 г.г. |
Дата и номер решения о разработке Программы |
- поручение Правительства Нижегородской области от 10.01.2002 г. N ЮС-5 |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Нижегородской области |
Основные разработчики Программы | - министерство образования и науки Нижегородской области - министерство труда и социальной защиты Нижегородской области - министерство здравоохранения Нижегородской области |
Цель Программы | - совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса социализации; - укрепление материально-технической базы действующих детских домов, реконструкция зданий для открытия новых учреждений; - разработка и реализация мер по предупреждению сиротства; |
Срок реализации Программы | - 2003 - 2005 годы |
Исполнители мероприятий Программы | - министерство образования и науки Нижегородской области; - министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; - министерство здравоохранения Нижегородской области |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы |
76 млн. рублей из средств областного бюджета на 2003 г. - 22,0 млн. рублей на 2004 г. - 25,0 млн. рублей на 2005 г. - 29,0 млн. рублей |
Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы |
- улучшение физического и психического здоровья детей-сирот; - расширение сети учреждений по защите прав детей; - повышение качества психолого-медико-педагогической, социальной и трудовой реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - повышение качества подготовки к жизни выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; |
Контроль за исполнением Программы | - министерство образования и науки Нижегородской области Нижегородской области |
Характеристика проблемы
Снижение жизненного уровня населения, социальная нестабильность и безработица, рост алкоголизма и наркомании, увеличение количества граждан, не имеющих жилья и средств к существованию неуклонно ведут к увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, росту числа воспитанников в социальных приютах и детских домах.
В настоящее время в области 2025 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в 51 детском доме, 1086 детей-сирот с отклонениями в развитии обучаются в специальных (коррекционных) школах-интернатах, более 1000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают профессиональные навыки в учреждениях начального и среднего профессионального образования. 320 детей-сирот воспитываются в домах ребенка системы здравоохранения и около 700 в домах-интернатах системы социальной защиты.
Вместе с тем, исследования бесспорно доказывают невозможность полноценного и нормального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в условиях социальной изоляции от родителей или лиц, их заменяющих. Пережив трагедию сиротства, не имея жилья и работы, выпускники детских домов и школ-интернатов нередко склонны к девиантному поведению.
В области недостаточно ведется работа по обеспечению социальной защищенности детей из кризисных семей; медленно создаются центры по работе с семьей и детьми; многие детские дома не решают стоящих перед ними реабилитационных задач; отсутствует просветительская работа с населением, раскрывающая негативные последствия социального сиротства для общества.
880 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не имеют закрепленного жилого помещения.
Органы местного самоуправления слабо используют семейные формы устройства детей-сирот (усыновление, приемная семья, опека и попечительство).
Цель и задачи Программы
Целью областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 г.г. является дальнейшее формирование материальных, правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- развитие системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот в интернатных учреждениях;
- ресурсное обеспечение и поддержка региональных и муниципальных проектов, направленных на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления реализации Программы
Для предупреждения социального сиротства предусматривается комплекс мер по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, организации работы с такими семьями, а также внедрение новых моделей устройства детей в семьи граждан. Реализация мероприятий программы предполагается по следующим направлениям:
- развитие сети муниципальных социально-реабилитационных центров для временного содержания детей, оказавшихся в сложных жизненных условиях и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повышение значимости органов опеки и попечительства в структуре органов местного самоуправления; для этого необходимо привести в соответствие с действующим нормативом количество специалистов по охране детства с численностью детского населения, обеспечить их необходимыми материально-техническими условиями для работы;
- создание районных (городских) компьютерных банков персональных данных на детей, нуждающихся в помощи государства;
- активное внедрение семейных форм определения детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, установление опеки и попечительства, приемные семьи; организация учета потенциальных усыновителей;
- организация социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на привлечение внимания общественности к проблеме социального сиротства и приоритетного внедрения семейных форм устройства и воспитания детей;
- развитие и укрепление материальной базы государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в социальной защите, создание в них условий для трудового и профессионального образования;
- решение жилищной проблемы для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением целевых средств областного бюджета;
- повышение роли попечительских советов в развитии и укреплении материальной базы детских домов и школ-интернатов, решении вопросов трудоустройства и жизнеобеспечения выпускников этих учреждений.
Ресурсное обеспечение Программы
Предполагаемый объем финансирования мероприятий за счет средств областного бюджета составит в 2003 -2005 г.г. 76,0 млн. рублей, в том числе:
а) капитальное строительство и реконструкцию муниципальных и областных учреждений для детей-сирот |
- 25,0 млн. рублей, в т.ч. |
2003 год | - 9 млн. рублей, |
2004 год | - 8 млн. рублей, |
2005 год | - 8 млн. рублей. |
б) оснащение реабилитационным оборудованием муниципальных учреждений для детей-сирот |
- 11,0 млн. рублей, в т.ч. |
2003 год | - 3,0 млн. рублей, |
2004 год | - 4,0 млн. рублей, |
2005 год | - 4,0 млн. рублей. |
в) приобретение жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья |
- 40,0 млн. рублей, в т.ч. |
2003 год | - 10,0 млн. рублей; |
2004 год | - 13,0 млн. рублей; |
2005 год | - 17,0 млн. рублей. |
Объемы финансирования Программы из областного бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджета.
Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов районов и городов области, а также внебюджетные источники.
Механизм реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области, различными общественными организациями (при условии участия их в реализации Программы).
Предусматривается привлечение средств массовой информации для достоверного и своевременного освещения хода реализации Программы.
Намечаются мероприятия по распространению передового опыта работы интернатных учреждений по социализации воспитанников.
Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям:
- своевременность выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
- увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшение качества жизни детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и социально-реабилитационных центрах, улучшение их физического и психического здоровья;
- степень обеспечения жильем выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень
мероприятий Нижегородской областной целевой Программы
"Дети-сироты" на 2003-2005 г.г.
Мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители | Предполагаемые объемы финансирования |
Ожидаемые результаты |
||
обл. бюджет |
местный бюджет |
внебюдж. источники |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||
1.1. Создание действенных систем профилактики социального сиротства |
2003-2004 | министерство образования и науки Нижегородской области министерство труда и социальной защиты Нижегородской области министерство здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участии) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Создание условий для семейного воспитания детей |
|
1.2. Развитие практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области министерство труда и социальной защиты Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Создание семейных условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей |
|
1.3. Создание систем социального патроната в отношении детей и семей "группы риска" |
2003-2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области министерство образования и науки Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Оказание социально- психоло- гического влияния и предоставление различных видов социальной помощи детям. |
|
1.4. Совершенствова- ние порядка учета детей, оставшихся без попечения родителей |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области министерство труда и социальной защиты Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Выявление и учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
1.5. Разработка и реализация жилищных подпрограмм по сохранности, возврату и обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей |
2003-2005 | Министерство образования и науки Нижегородской области министерство труда и социальной защиты Нижегородской области во взаимодействии с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области |
40,0 млн. руб. в т.ч.: 2003 - 10млн. руб. 2004 - 13млн. руб. 2005 - 17млн. руб. |
средства районных программ |
Сохранение и возврат жилья детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечение жильем детей - сирот, не имеющих жилья |
|
1.6. Формирование общественного мнения по проблемам профилактики социального сиротства и пропаганде семейного воспитания через средства массовой информации |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области министерство труда и социальной защиты Нижегородской области во взаимодействии с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) |
текущее финанси- рование |
средства районных программ |
1 млн. руб. в т.ч.: 2003 - 300 тыс. руб. 2004 - 350 тыс. руб. 2005 - 350 тыс. руб. |
Социальная реклама (статьи, радио - и теле - программы и т.д.) |
1.7. Разработка и внедрение межведомствен- ной областной программы по социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и их постинтернатном у сопровождению |
2004 | министерство образования и науки Нижегородской области министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Социальная поддержка выпускников детских домов |
|
1.8. Укрепление социального партнерства с общественными организациями, поддержка гражданских инициатив в сфере профилактики социального сиротства |
2003-2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Привлечение общественных организаций к решению проблем социального сиротства |
|
1.9. Проведение конкурса на грантовую поддержку пилотных проектов "Инновационные технологии решения проблем социального сиротства в Нижегородской области" |
2003 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
100,0 тыс. руб. |
Поддержка гражданских инициатив, внедрение инновационных технологий |
1.10. Проведение смотра-конкурса социальных учреждений помощи семье и детям |
2004-2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Повышение качества работы учреждений |
2. Реформирование системы жизнедеятельности, воспитания и
обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Внедрение инновационных форм и видов образовательных учреждений для детей-сирот |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Внедрение двух инновационных форм учреждений для детей - сирот |
|
2.2. Разработка и внедрение программ социализации воспитанников детских домов |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области совместно с Нижегородским институтом развития образования (далее - НИРО) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Внедрение программ социализации в практику работы детских домов |
|
2.3. Разработка и внедрение программ медико - психолого - педагогической и социальной поддержки сирот |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области совместно с НИРО |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Внедрение двух программ медико - психологической и социальной поддержки детей - сирот |
|
2.4. Внедрение современных методов оздоровления детей - сирот |
2003-2005 | министерство здравоохранения Нижегородской области министерство образования и науки Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Оздоровление детей - сирот |
|
2.5. Организация участия воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот в районных и областных детских смотрах и массовых мероприятиях |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Интеграция в общество воспитанников детских домов |
|
2.6. Проведение экспертизы и внедрение лучших проектов деятельности учреждения для детей-сирот в практику работы |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области совместно с НИРО |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Повышение результа- тивности работы образовательных учреждений для детей - сирот |
|
2.7. Материально - техническое обеспечение учреждений для детей-сирот, совершенствование их реабилитационной базы |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области |
6,0 млн. рублей в т.ч. 2003 - 2 млн. руб. 2004 - 2 млн. руб. 2005 - 2 млн. руб. |
текущее финанси- рование |
Поставка в учреждения для детей-сирот автотранспорта, технологического оборудования |
|
2.8. Оснащение техническими средствами и средствами трудовой реабилитации детских домов для глубоко умственно- отсталых детей |
2003-2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области (при условии их участия) |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
270 воспитанников - сирот с глубокой умственной отсталостью получат оборудованные рабочие места |
|
2.9. Создание областного центра социально - психологической помощи семье и детям. |
2003 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
2,0 млн. руб. бюджет развития |
Оказание специалистами помощи семье и детям |
||
2.10. Внедрение новых технологий оздоровления детей - сирот, находящихся в интернатах для глубоко умственно-отсталых детей |
2003-2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Улучшение здоровья данной категории детей - сирот |
|
2.11.Развитие реабилитационной базы домов ребенка |
2003-2005 | министерство здравоохранения Нижегородской области |
5 млн. руб в т. ч. 2003 - 1 млн. руб 2004 - 2 млн. руб 2005 - 2 млн. руб |
Улучшение здоровья данной категории детей - сирот |
3. Реконструкция зданий и совершенствование материальной базы
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1. Завершение строительства и реконструкции муниципальных детских домов |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) |
15, 0 млн. рублей 2003 - 5 млн. руб 2004 - 5 млн. руб 2005 - 5 млн. руб |
текущее финанси- рование |
Ввод в эксплуатацию 6 новых детских домов, улучшение материальной базы 15 детских домов |
|
3.2. Оснащение оборудованием областного центра социально - психологической помощи семье и детям |
2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
средст- ва феде- раль- ного бюджета |
Организация помощи семье и детям |
|
3.3. Открытие, реконструкция и укрепление материальной базы домов ребенка |
2003-2005 | министерство здравоохранения Нижегородской области |
8, 0 млн. руб. бюджет развития 2003 - 2 млн. руб 2004 - 3 млн. руб 2005 - 3 млн. руб |
текущее финанси- рование |
Улучшение условий проживания, медицинского сопровождения и реабилитации детей - сирот |
4. Методическое обеспечение процесса социализаци
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4.1. Проведение межведомственной областной конференции "Решение проблем социального сиротства в Нижегородской области. Проблемы. Опыт. Перспективы." |
2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Выработка рекомендаций в адрес глав местного самоуправления по проблемам социального сиротства. |
|
4.2. Подготовка информационно - методического сборника "Из опыта работы социальных учреждений обслуживания семьи и детей Нижегородской области" |
2005 | министерство труда и социальной защиты Нижегородской области |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Пропаганда передового опыта работы |
|
4.3. Апробация и внедрение программы "Социальная адаптация детей - сирот" (младших школьников) |
2003-2005 | министерство образования и науки Нижегородской области совестно с НИРО |
текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Внедрение программы в практику работы детских домов |
|
4.4. Подготовка и выпуск сборника научно - практических материалов "Профессиональная ориентация детей - сирот" |
2003 | НИРО | текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Пропаганда передового опыта работы |
|
4.5. Разработка тренингов по преодолению тяги к бродяжничеству, профилактики побегов |
2004 | НИРО | текущее финанси- рование |
текущее финанси- рование |
Подготовка и внедрение программ тренингов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2002 г. N 293 "Об утверждении Нижегородской областной целевой Программы "Дети-сироты" на 2003-2005 г.г."
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 21 от 5 февраля 2003 г.