Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2002 г. N 336 "Об утверждении Концепции развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области и Программы развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области"

2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) в целях качественной подготовки нормативных и методических материалов, связанных с реализацией Концепции и Программы, создать рабочую группу, включающую представителей заинтересованных министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области и привлечением по согласованию представителей Законодательного Собрания Нижегородской области и соответствующих органов местного самоуправления.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать и утвердить местные программы по развитию налогового и неналогового потенциала.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.

 

И.о. Губернатора

Ю.П. Сентюрин

 

Концепция
развития налогового и неналогового потенциала в
Нижегородской области (далее - Концепция)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 декабря 2002 г. N 336)

 

Введение

 

Ситуация с бюджетом Нижегородской области на протяжении ряда последних лет складывается весьма сложно. Отмечается большой разрыв между объемом средств, требуемых на финансирование бюджетных расходов, и объемом средств, поступающих в доходную часть консолидированного бюджета. Потребность на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, содержание бюджетной сети и инфраструктуры области, погашение государственного долга далеко не в полной мере покрывается собственными доходами бюджета. Средств, поступающих из федерального бюджета в виде трансферта, исчисленного на основании Методики распределения средств Фонда финансовой помощи регионам, а также субсидий, недостаточно для сбалансирования доходной и расходной части бюджета.

Соотношение собственных доходов бюджета области и его расходной части, сформированной по нормативам бюджетного финансирования, выглядит следующим образом:

 

Год Собственные
доходы
бюджета
области
Расходы,
требуемые для
функционирования
бюджетной
сети
Отклонения
расходной и
доходной части
бюджета
% покрытия
расходов
собственными
доходами
1998 8 009 060 9 677 190 1 668 130 82,8 %
1999 9 584 338 13 770 642 4 186 304 69,6 %
2000 11 025 813 16 715 696 5 689 883 65,9 %
2001 14 071 567 18 336 236 4 264 669 76,7 %
2002
(прогноз)
14 529 896 26 911 256 12 381 360 54,0 %

 

На столь значительные отклонения реальных доходов бюджета от потребностей бюджетополучателей оказали влияние ряд факторов, в первую очередь:

- изменения на федеральном уровне налогового и бюджетного законодательства;

- спад промышленного производства в области, сокращение налоговых отчислений в бюджет области от предприятий ведущих отраслей, рост задолженности по платежам в бюджет;

- снижение объемов инвестиций в основной капитал предприятий и организаций области;

- действие на территории Российской Федерации "оффшорных" зон;

- низкие темпы развития малого предпринимательства;

- незначительная доходность бюджета от объектов государственной собственности.

Так, за 1998 - 2001 гг. проводимые на федеральном уровне налоговая реформа и политика реформирования межбюджетных отношений привели к значительному сокращению доли доходов, оставляемых на территории области, по отношению к общей сумме налоговых поступлений, собираемых в области. Если в 1998 г. доля налоговых поступлений, оставляемых в доходной части консолидированного бюджета области, составляла 64,1 процента, то в 2001 г. она сократилась до 45,8 процентов.

Бесспорно, политика снижения налоговой нагрузки на предприятия оказывает позитивное влияние на экономическое развитие как страны в целом, так и ее регионов, т.к. позволяет хозяйствующим субъектам направлять больше средств на решение производственных проблем.

Однако проводимые изменения коснулись в первую очередь отмены и снижения тех налогов и сборов, которые формировали доходную часть региональных и местных бюджетов (отмена налога на содержание жилфонда и объектов социальной сферы, снижение ставок налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог и др.).

Отношения между федерацией и регионами в части формирования бюджетов строились не в пользу регионов. По налогу на добавленную стоимость, который ежегодно формировал доходную часть бюджета Нижегородской области на 25-30 процентов, в течение 1998 - 2000 гг. норматив отчислений в бюджеты регионов снизился с 25 % до 15 %, а с 2001 г. в полном объеме стал зачисляться в федеральный бюджет. Процент изъятия налога на прибыль в бюджет области по отношению к валовой прибыли сократился с 21,13 процентов в 1998 году до 12,82 процентов по прогнозу в 2002 году.

Потери доходной части бюджета области от проведенных за эти годы изменений законодательства составили около 8 млрд. рублей, которые не были компенсированы со стороны федерального бюджета.

Производственный потенциал области за этот период также претерпел существенные изменения.

Анализ динамики валового регионального продукта и объема валовой продукции за 1998 - 2002 гг. показывает снижение темпов роста к предыдущему году.

Так, если темп роста валового регионального продукта 1999 года к 1998 году составил 1,48, то темп роста ВРП 2002 года к 2001 году прогнозируется лишь на уровне 1,23.

Темп роста объема валовой продукции 1999 года к 1998 году составил 1,61, в то время как темп роста 2002 года к 2001 году прогнозируется в размере 1,24.

В ряде отдельных отраслей сферы материального производства в эти годы отмечается снижение индекса физического объема производимой продукции к предыдущему году.

Это в первую очередь затронуло такие налогоемкие отрасли, как химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, легкая промышленность, что, с учетом изменений в бюджетном и налоговом законодательстве, отрицательным образом сказалось на поступлениях налоговых платежей в консолидированный бюджет области. Например, удельный вес налоговых поступлений предприятий отрасли машиностроения и металлообработки сократился с 50 % в 1998 году до 38 % в 2001 году.

Задолженность по платежам в бюджет области выросла с 1 970 млн. рублей в 1998 г. до 3 580 млн. рублей в 2001 г.

За период с 1995 по 2002 годы в Нижегородской области более чем на четверть сократились инвестиции в основной капитал. Доля Нижегородской области в российской экономике по инвестициям в основной капитал за последнее десятилетие снизилась с 3 % до 1,3 %.

Развитие инвестиционной деятельности сдерживалось следующими факторами:

- высокими рисками инвестирования экономики,

- высокой степенью износа основных фондов и высоким уровнем инфляции,

- высокой затратностью экономики,

- низким платежеспособным спросом населения,

- недостатком собственных средств у предприятий и организаций.

В силу этих причин прибыль направлялась предприятиями на пополнение оборотных средств, а не в основной капитал.

Кроме того, действовавшее в эти годы в Российской Федерации законодательство позволяло отдельным закрытым административно-территориальным образованиям и свободно-экономическим зонам проводить на своих территориях более привлекательную политику в части установления налоговых льгот и иных преференций для налогоплательщиков, что ставило их в выгодные условия по сравнению с другими регионами. Все это создало почву для ухода отдельных крупных налогоплательщиков области в оффшорные зоны, такие как г. Саров, г. Снежинск, Алтайский край, Калмыкия и др. По информации налоговых органов, более 400 Нижегородских предприятий осуществляют свою деятельность в зонах льготного кредитования. Через оффшорные зоны проходят обороты некоторых крупных предприятий области, что влечет за собой снижение налогооблагаемой базы по всем налогам.

Несмотря на отмену с 2002 года права предоставления льгот по федеральным налогам, деятельность в оффшорных зонах остается для налогоплательщиков экономически выгодной, т.к. налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в этих зонах до вступления в силу ограничений по налоговым льготам на федеральном уровне, заключили инвестиционные соглашения, позволяющие им использовать 100% льготу по налогу на прибыль в части консолидированного бюджета до окончания действия соглашения.

Анализ деятельности малого предпринимательства в области показывает, что в последние годы темпы развития замедлились. При этом отраслевая структура остается неизменной, со значительным (около 50% от всего объема выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства) уклоном в сторону торговли. Мал процент фирм, занимающихся наукоемкими технологиями, производством, недостаточно развит сектор бытовых услуг, особенно в отдаленных районах.

Доля выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства на протяжении последних лет остается в пределах 20 - 25 процентов от общего объема выпускаемых товаров и услуг в области.

Основными причинами, мешающими дальнейшему развитию малого предпринимательства, являются:

- несовершенство и нестабильность нормативно-правовой и законодательной базы;

- недостаточное развитие инфраструктуры, способствующей развитию малого предпринимательства в городах и районах области, проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, обученным персоналом. Для предпринимателей, занятых в сфере производства, чрезвычайно затруднен доступ к неиспользуемым крупными хозяйствующими субъектами производственным площадям и оборудованию;

- ограниченные возможности привлечения инвестиций: практически невозможно получить кредит начинающему предпринимателю (отсутствие у него необходимого залога);

- избыточный фактор государственного администрирования (около 50 организаций федерального, областного и муниципального подчинения занимаются контролем деятельности субъектов малого предпринимательства, причем многие из них дублируют друг друга).

Использование государственной собственности в анализируемый период также не дает значительного эффекта для бюджета области. Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходной части бюджета области составляет лишь 4-6 %. Деятельность большинства государственных унитарных предприятий является убыточной. Нет весомой отдачи в плане получения дивидендов по акциям, находящимся в областной собственности. Большое количество объектов недвижимости не вовлечены в хозяйственный оборот либо сдаются в аренду на безвозмездной основе. Ставки арендной платы не всегда соответствуют рыночным ценам.

 

Наличие этих факторов, негативным образом влияющих на доходную часть бюджета, привели к необходимости разработки Программы развития налогового потенциала Нижегородской области.

 

Основная цель Программы - создание в области благоприятных условий, способствующих росту промышленного производства и инвестиционной активности, позитивное воздействие со стороны органов исполнительной власти Нижегородской области на стабилизацию экономики области, выявление потенциальных возможностей пополнения бюджета за счет повышения эффективности работы органов государственной власти Нижегородской области.

Для этого должны быть решены ряд экономических, структурно-инвестиционных, институциональных, финансовых и других задач.

 

Основные задачи Программы:

1. Повышение эффективности использования административного ресурса:

1.1. Оптимизация отношений между федеральным, областным и местными бюджетами в части увеличения доходной части бюджета Нижегородской области, обеспечение улучшения собираемости налогов в областной бюджет.

В основу решения этой задачи в первую очередь должны быть положены:

1) проведение последовательной работы с федеральными органами власти и органами, представляющими интересы области на федеральном уровне, по устранению сложившихся диспропорций в межбюджетных отношениях, получение областью дополнительных средств из федерального бюджета (трансфертов, субсидий) на осуществление расходных полномочий и реализацию программ экономического и социального развития области;

2) определение возможностей Нижегородской области в увеличении собственного экономического и налогового потенциала:

- разработка методики расчета доходов бюджета Нижегородской области с учетом уровня и структуры их развития, максимального использования органами местного самоуправления возможностей налогового и бюджетного законодательства в части повышения уровня доходов бюджета,

- стимулирование органов местного самоуправления, направленное на усиление их заинтересованности в увеличении доходной части местных бюджетов;

3) разработка мер, направленных на поэтапное сокращение налогоплательщиками недоимки по платежам в консолидированный бюджет области, полное и своевременное внесение предприятиями текущих платежей посредством осуществления реструктуризации задолженности юридических лиц и использования механизма предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет;

4) создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории Нижегородской области посредством административной, финансовой и информационной поддержки:

- обеспечение условий для развития малых предприятий, занимающихся научно-инновационными видами деятельности,

- совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки начинающих предпринимателей,

- формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства,

- информационное обеспечение развития предпринимательства,

- реализация специальных областных и муниципальных программ.

 

1.2. Эффективное использование государственной и муниципальной собственности.

Решение этой задачи возможно при реализации следующих направлений:

1) совершенствование системы арендных отношений:

- максимальное вовлечение в арендные отношения объектов нежилого фонда, находящихся в областной и муниципальной собственности;

- подготовка предложений по совершенствованию методики определения арендной платы за пользование имущественными комплексами, учитывающей современную рыночную конъюнктуру цен;

- расширения практики арендных отношений на землю, создание единого реестра арендаторов земли на территории области;

- создание надежной правовой системы регулирования земельных отношений, обеспечивающих успешное проведение земельной реформы.

2) повышение эффективности управления предприятиями с государственной и муниципальной долями собственности:

- оптимизация количества акционерных обществ с малым пакетом акций (до 10 %), находящихся в областной и муниципальной собственности, и не приносящих реальный доход;

- реформирование государственных и муниципальных унитарных предприятий в зависимости от эффективности их деятельности за ряд лет и финансовых результатов.

3) рациональное использование природных ресурсов области, включая продажу земли, эффективное пользование лесным фондом, водными объектами.

 

2. Развитие и использование инвестиционного и инновационного потенциала области.

Решение этой задачи должно производиться по следующим направлениям:

1) оптимизация в области системы налогообложения как реальной основы для роста инвестиций в производство, а именно, установление рациональной системы налогообложения (оптимальных размеров налоговых ставок и иных платежей), позволяющей максимально сбалансировать потребности и возможности участников бюджетного процесса.

2) разработка мероприятий, направленных на создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию области:

- установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих инвестиционную и инновационную деятельности,

- предоставление государственной поддержки инвесторам,

- формирование информационной открытости региона (поддержка сайта Нижегородской области в сети ИНТЕРНЕТ, предоставление информации потенциальным инвесторам).

3) создание условий развития и государственное регулирование инфраструктуры фондового рынка, привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и развитие конкурентных рынков капитала:

- увеличение числа возможных к использованию финансовых инструментов в целях расширения объектов инвестирования и привлечения новых долгосрочных инвесторов,

- содействие в привлечении в реальный сектор экономики средств институциональных инвесторов, таких как государственный и негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые фирмы.

- развитие сети ипотечного кредитования под залог имеющейся собственности, стимулирование инвестиционной направленности деятельности коммерческих банков,

- стимулирование привлечения средств населения на фондовый рынок.

 

Заключение

 

Итогом формирования Программы развития налогового потенциала Нижегородской области должны стать:

- выработка конкретных мероприятий по реализации намеченных направлений и задач увеличения собственных доходов бюджета области,

- разработка нормативных документов, определяющих порядок и условия взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур,

- установление принципов формирования межбюджетных отношений, разграничение предметов ведения и компетенций между органами исполнительной власти Нижегородской области.

 

Паспорт Программы

 

Программа развития налогового и неналогового потенциала
в Нижегородской области

 

Наименование
Программы
Программа развития налогового
и неналогового потенциала в Нижегородской
области
Основания разработки
программы
Протокол от 26.03.2002 N 32 о реализации
мер по оздоровлению государственных
финансов и условиях оказания финансовой
помощи бюджету Нижегородской области,
заключенный между Министерством финансов
РФ и Правительством Нижегородской области
Заказчик программы Правительство Нижегородской области
Основные разработчики
программы
Министерство финансов Нижегородской
области
Основные исполнители
мероприятий программы
Министерство финансов Нижегородской
области, Министерство экономики и развития
предпринимательства Нижегородской области,
Министерство имущественных отношений
Нижегородской области
Цель программы Создание в области благоприятных условий,
способствующих росту промышленного
производства и инвестиционной активности,
позитивное воздействие со стороны органов
власти на стабилизацию экономики области,
выявление потенциальных возможностей
пополнения областного бюджета за счет
повышения эффективности административной
работы государственных органов власти
Нижегородской области
  Оптимизация отношений между федеральным,
областным и местными бюджетами в части
увеличения доходной базы бюджета,
обеспечения улучшения собираемости налогов
в бюджет;
Формирование среды, стимулирующей
экономический рост на основе притока
капитала в реальный сектор экономики,
улучшение инвестиционной привлекательности
области, развитие регионального фондового
рынка;
Эффективное использование государственной
собственности.
Сроки реализации
программы
2002 - 2004 годы
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы
Реализация программы позволит повысить
экономический и налоговый потенциал
области, увеличить поступления доходов в
консолидированный бюджет области.
Система контроля Министерство финансов Нижегородской
области.

 

Программа развития
налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 декабря 2002 г. N 336)

 

1. Социальная значимость программы для Нижегородской области

 

На протяжении ряда лет в Нижегородской области наблюдается низкий уровень пополняемости доходной части бюджета. Это влечет за собой рост кредиторской задолженности по таким социально-значимым направлениям, как образование, здравоохранение, социальная политика и другие.

Недостаточность бюджетных средств приводит к необходимости заимствования средств на покрытие возникающего в процессе исполнения дефицита, что в свою очередь влечет за собой увеличение государственного долга и рост расходов бюджета по его обслуживанию. Следствием этого является увеличение зависимости бюджета от внешних заимствований.

Таким образом, необходимо осуществлять развитие налогового потенциала области путем проведения государственной политики, направленной на стабилизацию экономики области, рост промышленного производства и инвестиционной активности, выявление резервов пополнения доходов бюджета.

Социально-экономическая значимость программы заключается в том, что ее реализация позволит обеспечить:

- установление рациональной системы налогообложения, позволяющей максимально сбалансировать потребности и возможности участников бюджетного процесса;

- повышение инвестиционной привлекательности области и, соответственно, развитие предприятий сферы материального производства, создание новых рабочих мест, рост доходов населения и налоговых отчислений;

- развитие фондового рынка в области;

- повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности, рациональное использование ресурсного потенциала области.

Определение резервов и возможностей увеличения экономического и налогового потенциала области составляет основу формирования данной программы.

 

2. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программными методами

 

Анализ формирования и исполнения консолидированного бюджета области показывает, что в последние годы (1998 - 2002 гг.) потребности бюджета на содержание социальной сферы и финансирование других статей бюджета намного превышают его реальные доходы.

Если в 1998 году собственные доходы бюджета покрывали 82,8% расходной части бюджета, сформированной по нормативам бюджетного финансирования, то по прогнозу бюджета 2002 года собственных доходов хватает на покрытие только 54% расходов.

Темпы роста потребностей бюджетополучателей намного превышают темпы роста собственных доходов бюджета. За рассматриваемый период объем расходов, требуемых для функционирования бюджетной сети, возрос в 2,8 раза, а доходы возросли лишь в 1,8 раза.

На столь значительное отклонение доходов и расходов бюджета оказали влияние:

1. Сокращение доли доходов, оставляемых на территории области, по отношению к общей сумме налоговых поступлений, собираемых в области.

В 1998 г. доля налоговых поступлений, оставляемых в доходной части консолидированного бюджета области, составляла 64,1 %, то в 2001 г. она сократилась до 45,8 %.

2. Снижение налогооблагаемой базы по большинству ведущих предприятий и организаций области.

Причинами этого стали:

- спад промышленного производства, особенно в таких налогоемких отраслях, как химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика и легкая промышленность. Удельный вес налоговых поступлений предприятий отрасли машиностроения и металлообработки сократился с 50 % в 1998 году, до 38 % в 2001 году.

- незначительный приток объемов инвестиций в основной капитал предприятий и организаций области, и в первую очередь в ведущую отрасль области - автомобилестроение. Так, объем инвестиций в эту отрасль в 2000 году составил по сравнению с 1999 годом лишь 51 % (в сопоставимых ценах), в 2001 году - 76,3 % по сравнению с предыдущим годом.

3. Действие на территории Российской Федерации "оффшорных" зон.

По информации налоговых органов, более 400 нижегородских предприятий осуществляют свою деятельность в зонах льготного кредитования. Через оффшорные зоны проходили обороты некоторых крупных предприятий области, что влекло за собой снижение налогооблагаемой базы по большинству налогов.

4. Недостаточные темпы развития малого предпринимательства.

50% объема выпускаемых товаров и услуг приходится на сферу розничной торговли. Мал процент фирм, занимающихся наукоемкими технологиями, производством, недостаточно развит сектор бытовых услуг, особенно в отдаленных районах области.

Доля выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства на протяжении последних лет остается в пределах 20 - 25 процентов от общего объема выпускаемых товаров и услуг в области.

5. Незначительная доходность бюджета от объектов государственной собственности.

Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходной части бюджета области составляет лишь 4-6 %. Деятельность большинства государственных унитарных предприятий убыточна. Нет весомой отдачи в части получения дивидендов по акциям, находящимся в областной собственности. Большое количество объектов недвижимости не вовлечены в хозяйственный оборот либо сдаются в аренду на безвозмездной основе. Ставки арендной платы не всегда соответствуют рыночным ценам.

Наличие этих и других факторов, негативным образом влияющих на доходную часть бюджета, привели к необходимости разработки Программы развития налогового потенциала Нижегородской области.

 

3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Срок реализации программы развития налогового потенциала рассчитан на 2002 - 2004 годы. Сроки реализации отдельных пунктов программы определены Планом мероприятий по повышению эффективности использования административных ресурсов (приложение 1) и Планом мероприятий по развитию и использованию инвестиционного и инновационного потенциала Нижегородской области (приложение 2).

При выявлении необходимости либо нецелесообразности дальнейшего продолжения работ по Программе развития налогового и неналогового потенциала Нижегородской области, государственный заказчик программы вносит предложения о продлении, прекращении или приостановке программных мероприятий с указанием причин.

При необходимости корректировки программных мероприятий государственный заказчик вносит предложения об изменении программных мероприятий с указанием причин.

 

4. Оценка эффективности социально-экономических последствий от
реализации программы

 

Практические действия от реализации программы должны обеспечить:

- улучшение социально-экономической ситуации в области путем создания благоприятного инвестиционного климата и развития промышленного производства;

- увеличение доходной части бюджета за счет роста налогооблагаемой базы и улучшения собираемости налогов в бюджет;

- создание эффективных методов управления государственной и муниципальной собственностью;

- экономия бюджетных средств за счет реализации в области программ развития и поддержки страхового бизнеса и ипотечного кредитования.

 

Приложение 1

к Программе развития налогового

и неналогового потенциала

Нижегородской области

 

План мероприятий по повышению эффективности
использования административного ресурса

 

N
п/п
Мероприятия Ответственные Сроки
исполнения
Ожидаемые
результаты
1. Оптимизация отношений
между федеральным,
областным и местными
бюджетами в части
увеличения доходной базы
бюджета.
     
1.1. Анализ расчета
Министерством финансов
РФ индекса налогового
потенциала по
Нижегородской области на
2003 год. Представление
в Минфин РФ необходимой
информации для
проведения корректировки
расчетов.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерством
экономики и
развития предпри-
нимательства
Нижегородской
области,
Управлением
министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области (по
согласованию),
министерством
промышленности и
инноваций по
Нижегородской
области
2002 г. Снижение базы для
исчисления индекса
налогового
потенциала по
области на 5-8 %
1.2. Подготовка
законодательной
инициативы в
Государственную Думу
Федерального Собрания в
части зачисления в
бюджет области доли
акцизов на легковые
автомобили, природный
газ и НДС
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с Управлением
Министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области
2002 г. Поступление в
консолидированный
бюджет области
дополнительных
отчислений от
акцизов в сумме
1500 млн. руб.
1.3. Подготовка
законодательной
инициативы в
Государственную Думу РФ
о внесении изменений в
Налоговый кодекс РФ
относительно включения в
список обязательных
отчетов, предоставляемых
предприятиями и
организациями в
территориальные
налоговые органы, отчета
по выплате заработной
платы и других доходов и
уплате налога на доходы
физических лиц.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с Управлением
Министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области
2002 г Контроль со
стороны налоговых
органов за
состоянием
расчетов налоговых
агентов с бюджетом
по налогу на
доходы физических
лиц, снижение
задолженности по
этому виду налога.
Дополнительные
поступления в
сумме 30 млн. руб.
1.4. Разработка методики
расчета налогового
потенциала муниципальных
образований области с
учетом уровня и
структуры их развития.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерством
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области.
2003 г. Улучшение качества
прогнозирования
доходов бюджетов
муниципальных
образований,
упрощение контроля
исполнения
доходной части
бюджета.
1.5. Анализ использования
органами местного
самоуправления
возможностей налогового
и бюджетного
законодательства
(выявления резервов по
установлению налоговых
ставок, введению новых
видов платежей, полноты
зачисления доходных
источников в бюджет).
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерством
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области.
2002-2003 г.г Рост налоговых
поступлений в
бюджет области
1 млрд.руб.
1.6. Разработка механизмов
стимулирования органов
местного самоуправления,
увеличивающих доходную
базу консолидированного
бюджета.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерством
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области.
2002 г. Рост собираемости
налогов, повышение
заинтересованности
муниципалитетов в
увеличении
доходной части
бюджета
2. Обеспечение улучшения
собираемости налогов в
бюджет.
     
2.1. Мониторинг выполнения
основных показателей
финансового состояния и
налогооблагаемой базы
бюджетообразующих
предприятий области,
состояния расчетов по
налогам с бюджетами всех
уровней
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
Управлением
Министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области,
министерством
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области
постоянно Снижение недоимки
в бюджет области
ориентировочно на
150 млн. руб.
2.2. Обеспечение
принудительного
взыскания задолженности
по налогам и сборам в
областной бюджет за счет
имущества
налогоплательщиков.
Управление
Министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области
постоянно Дополнительные
поступления от
реализации
имущества в сумме
30 млн. руб.
2.3. Проведение работы с
предприятиями-недоимщи-
ками по погашению
накопленной
задолженности по
начисленным налогам,
пеням и штрафам, в том
числе через
осуществление
реструктуризации
задолженности
юридических лиц по
платежам в бюджет
Управление
Министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области,
министерство
финансов
Нижегородской
области
В течение
года
Поступление ре-
структуризирован-
ной задолженности
в сумме 75 млн.
руб.
2.4. Разработка положения по
списанию пеней по
реструктуризированной
задолженности.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с Управлением
Министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области.
2002 года Улучшение
финансового
состояния
предприятий,
увеличение у
предприятий
оборотных средств
на сумму 20 млн.
руб.
3. Принятие мер по
стимулированию
экономического роста
Нижегородской области.
     
3.1. Стимулирование через
систему налоговых льгот
организаций сферы
материального
производства,
обеспечивающих прирост
налогооблагаемой базы.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с Управлением
Министерства РФ
по налогам и
сборам по
Нижегородской
области,
министерством
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области,
министерством
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области.
2003 г. Рост индекса
физического объема
производства по
сравнению с
предыдущим годом
не менее чем на
3-4%, увеличение
поступлений
налоговых платежей
в бюджет не менее
чем на 100 млн.
руб.
3.2. Увеличение в 2003 году
на 40 % объемов
производства по
топливной промышленности
за счет более полной
загрузки
нефтеперерабатывающего
завода в г. Кстово;
Министерство
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области.
2002-2003 г.г Дополнительные
поступления
налоговых платежей
в сумме 100 млн.
руб.
3.3. Разработка и реализация
антикризисных мер в
отношении химических и
нефтехимических
предприятий
г.Дзержинска, ввод
производства полимерных
материалов на базе
программ перспективного
развития ОАО "Сибур -
Нефтехим" и ОАО
"Акрилат";
Министерство
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области.
2002-2003 г.г Дополнительные
поступления
налоговых платежей
в сумме 200 млн.
руб.
3.4. Реализация программы
развития легкой
промышленности в
области, поддержка
предприятий с
привлечением льготных
долгосрочных кредитов
коммерческих банков,
увеличение объемов
производства на 8 % к
предыдущему году;
Министерство
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области.
2002-2003 г.г Дополнительные
поступления
налоговых платежей
в сумме 100 млн.
руб.
3.5. Оптимизация структуры
оборонного комплекса
Нижегородской области:
- обеспечение
соответствия между
наличием мобилизационных
мощностей оборонных
предприятий и объемами
государственного заказа;
- обеспечение полноты
финансирования объемов
государственного
оборонного заказа.
Министерство
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области
2002-2004 г.г Увеличение объемов
выпускаемой
продукции
предприятиями ВПК
по
государственному
оборонному заказу
на 65-85 млн. руб.
3.6. Реализация комплексной
целевой программы
развития малого
предпринимательства в
Нижегородской области:
- установление налоговых
льгот и иных преференций
для организаций малого
бизнеса, работающих в
наукоемких отраслях,
- льготное кредитование
с привлечением кредитных
ресурсов коммерческих
банков и частичным
возмещением процентной
ставки
предпринимательских
проектов инновационного
характера, фермерских
хозяйств и малых
предприятий -
сельхозпереработчиков,
- развитие программы
вовлечения коммерческих
банков, паевых
инвестиционных фондов,
страховых компаний в
финансово - кредитную
поддержку малых
предприятий,
- содействие созданию и
деятельности кредитных
союзов и обществ
взаимного кредитования
при общественных
организациях
предпринимателей,
- организация лизинга
автомобилей и
оборудования для
субъектов малого
предпринимательства,
- обеспечение доступа
предпринимателей к
использованию имущества
неэффективных и
неплатежеспособных
собственников - крупных
предприятий,
- создание на базе
пустующих имущественных
комплексов объектов
инфраструктуры.
Министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области совместно
с министерством
финансов
Нижегородской
области,
министерством
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области,
министерством
имущественных
отношений
Нижегородской
области
постоянно Содействие
созданию новых
малых предприятий,
создание
дополнительных
рабочих мест в
приоритетных
сферах пред-
принимательства.
Дополнительные
налоговые
поступления 412
млн. руб.
Повышение объемов
продукции,
выпускаемой малыми
предприятиями на
12 - 15 %.
Увеличение число
занятых в сфере
малого бизнеса до
450 тыс. чел.
3.7. Мониторинг действия и
корректировка размера
единого налога на
вмененный доход на
территории области
Министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области совместно
с министерством
финансов
Нижегородской
области
постоянно Увеличение
поступлений
доходов в бюджет
3.8. Разработка новой
редакции закона
Нижегородской области о
порядке предоставления
налоговых льгот
Министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области совместно
с Министерством
финансов
Нижегородской
области
2003 г. Установление
единых принципов и
подходов в части
льготного
налогообложения
3.9. Расширение номенклатуры
продукции, закупаемой в
рамках областного
государственного заказа
и привлечения к участию
в конкурсах на
размещение областного
государственного заказа
большего числа
юридических и физических
лиц, зарегистрированных
на территории
Нижегородской области
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерствами
и иными органами
исполнительной
власти
Нижегородской
области
постоянно Увеличение объема
налогов в бюджет,
снижение затрат
бюджета на
обеспечение
потребностей
бюджетных
учреждений
однотипной
продукцией на
15-20%
4. Эффективное
использование
государственной
собственности.
     
4.1. Проведение
инвентаризации
принадлежащих
государству объектов
недвижимости с
регистрацией прав на
недвижимое имущество и
выдачей соответствующих
свидетельств.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
2002 г. -
2003 г.
Получение
информации по
объектам
государственной
собственности,
позволяющей
провести рыночную
оценку каждого из
них.
4.2. Приведение договоров
безвозмездного
пользования в
соответствие с
Положением о порядке
передачи в безвозмездное
пользование
административных зданий,
сооружений и нежилых
помещений, находящихся в
государственной
собственности области,
утвержденным
постановлением
Законодательного
Собрания Нижегородской
области от 30 мая 2002г.
N 57-III".
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
2002 г. -
2003 г.
Максимальное
вовлечение
объектов
государственной
собственности в
хозяйственный
оборот, получение
дополнительных
доходов в бюджет
в сумме 1,1 млн.
руб.
4.3. Подготовка предложений
по совершенствованию
методики определения
арендной платы за
пользование
имущественными
комплексами.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
2002 г. -
2003 г
Дополнительные
поступления в
бюджет в сумме 1
млн. руб.
4.4. Ведение единого
государственного
кадастрового учета
земельных ресурсов и
расположенных на них
объектов недвижимости,
вовлечение земель в
хозяйственный оборот и
их эффективное
использование
Комитет по
землеустройству и
земельным
ресурсам.
2002 г. -
2003 г.
Формирование
реестра объектов
недвижимости и
обеспечение их
строгого учета.
4.5. Разработка нормативных
документов по
регулированию земельных
отношений,
обеспечивающих
проведение земельной
реформы в рамках
принятого Земельного
кодекса РФ.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области.
2002 г. -
2004 г.
Развитие механизма
регулирования
рынка земли
4.6. Проведение проверок и
инвентаризации
использования земель под
недвижимостью. Выявление
резервных, в т. ч.
используемых не по
назначению или
неэффективно
используемых земель.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
постоянно Усиление
государственного
контроля за
рациональным и
целевым
использованием
земель, устранение
неправомерности
распоряжения ими.
4.7. Проведение земельных
торгов в области, учет
полученных от продажи
средств.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
2002 г. -
2003 г.
Увеличение
поступлений
доходов в бюджет
от продажи земли.
Дополнительные
поступления в
бюджет в сумме 3
млн. руб.
4.8. Создание и ведение
реестра показателей
экономической
эффективности
деятельности
государственных
унитарных предприятий,
открытых акционерных
обществ, акции которых
находятся в
государственной
(областной)
собственности.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области.
2002 г. -
2003 г.
Повышение уровня
полноты,
достоверности и
оперативности
информации о
деятельности
предприятия.
4.9. Ежегодное проведение
аудита финансового
состояния ГУПов. По
результатам аудиторских
проверок и анализа
результатов деятельности
ГУПов, при наличии у них
неустойчивого
финансового состояния,
инициировать
приватизацию или
ликвидацию этих
предприятий, либо их
реорганизацию. Принятие
решения по оптимизации
количества ГУПов.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
2002 г. -
2003 г
Повышение
эффективности
управления
предприятиями и
учреждениями,
реализующими
региональные и
государственные
задачи.
4.10 Ежегодное утверждение
плановых величин
показателей
экономической
эффективности
деятельности каждого
унитарного предприятия,
в том числе:
- выручка от продажи
товаров, продукции,
работ, услуг;
- чистая прибыль;
- чистые активы.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области совместно
с министерствами
и иными органами
исполнительной
власти
Нижегородской
области.
постоянно Дополнительные
поступления в
бюджет от прибыли
ГУП и в сумме 0,7
млн. руб.
4.11 Проведение балансовых
комиссий и аттестации
руководителей
государственных
унитарных предприятий.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области совместно
с министерствами
и иными органами
исполнительной
власти
Нижегородской
области.
постоянно Усиление
государственного
контроля за
деятельностью
предприятий и
учреждений.
Повышение
ответственности
руководителей
предприятий и
учреждений за
результаты их
деятельности
4.12 Разработка новых форм
отчета представителей
государства в органах
управления акционерных
обществах, позволяющих
получать комплексную
информацию о финансово -
экономическом положении
акционерных обществ.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
2002 г. Повышение
эффективности
управления
принадлежащими
области пакетами
акций
4.13 Усиление контроля и
повышения качества
управления пакетами
акций стратегически
важных для области
предприятий через
повышение уровня
представительства и
создания возможностей
для оперативного
получения всех
необходимых данных в
целях принятия
своевременных решений по
управлению пакетами
акций.
Министерство
имущественных
отношений
Нижегородской
области
2002 г. Повышение
эффективности
функционирования
института
представителей
государственной
власти в органах
управления
акционерных
обществ

 

Приложение 2

к Программе развития налогового

и неналогового потенциала

Нижегородской области

 

План мероприятий
по развитию и использованию инвестиционного и
инновационного потенциала Нижегородской области

 

N
п/п
Мероприятия Ответственные Сроки
исполнения
Ожидаемые
результаты
1. Создание условий
для привлечения
инвесторов.
     
1.1. Оказание
государственной
поддержки
инвестиционных
проектов через
механизм Закона
Нижегородской
области от
22.06.2000 г. N
116-З "О
государственной
поддержке
инвестиционной
деятельности на
территории
Нижегородской
области"
Министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области
2002 г. -
2004 г.
Создание новых
производств,
новых рабочих
мест,
увеличение
налоговых
поступлений в
бюджет области
1.2. Ведение
электронных баз
данных и создание
каталога свободных
производственных
площадей и
"зеленых площадей"
(территорий под
промышленную
застройку),
справочников
бизнес - профилей
предприятий и
отраслей,
инвестиционных
проектов в сети
ИНТЕРНЕТ,
предоставление
информации
потенциальным
инвесторам
Министерство
экономики и
развития
предпринимательст
ва Нижегородской
области совместно
с министерством
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области
постоянно Улучшение
инвестиционного
климата в
области. Рост
объемов
инвестиций в
основной
капитал
организаций на
4,5 % ежегодно.
1.3. Совершенствование
регионального
инвестиционного
законодательства и
нормативно -
правовой базы в
сфере поддержки
инвестиционного
процесса
Министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области совместно
с министерством
финансов
Нижегородской
области,
министерством
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области.
постоянно Создание
действенной
правовой базы
инвестиционной
деятельности в
регионе.
1.4. Разработка
законодательства
области о
государственной
поддержке
инновационной
деятельности в
Нижегородской
области
Министерством
промышленности и
инноваций
Нижегородской
области.
2002г.-2003г. Создание
правовых основ
для развития
инновационной
деятельности в
регионе.
2. Развитие фондового
рынка
     
2.1. Развитие
инфраструктуры
фондового рынка:
- стимулирование
предложений
корпоративных
ценных бумаг;
- формирование
организованных
рынков, в том
числе биржевых
механизмов,
направленных на
предотвращение
монополизма и
искажения рыночных
цен;
- создание условий
для повышения
уровня
"прозрачности"
эмитентов.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерством
экономики и
развития
предпринимательст
ва Нижегородской
области
постоянно Рост инвестиций
за счет выпуска
ценных бумаг.
2.2. Содействие в
привлечении в
реальный сектор
экономики средств
институциональных
инвесторов, таких
как
государственный и
негосударственные
пенсионные фонды,
инвестиционные
фонды, страховые
фирмы.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерством
экономики и
развития
предпринимательст
ва Нижегородской
области
постоянно Увеличение
объемов
внебюджетных
средств,
привлекаемых в
развитие
промышленного
производства
ориентировочно
1 млн. руб.
2.3. Разработка и
реализация
областных и
отраслевых
программ в области
страхования.
Привлечение
страховых
организаций к
реализации
областных целевых
программ и
инвестиционных
проектов.
Министерство
финансов
Нижегородской
области,
министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области
2002г.-2003г. Создание
механизмов,
позволяющих
размещать
страховые
резервы
выгодно,
надежно,
доходно,
гарантируя
своевременность
их возврата.
2.4. Проведение
конкурсов по
отбору страховых
компаний, желающих
принять участие в
реализации
областных
программах, а
также привлекаемых
для осуществления
страхования с
бюджетными
средствами
Министерство
финансов
Нижегородской
области
2002 г. -
2003 г.
Определение
агента
Правительства
Нижегородской
области по
взаимовыгодным
видам
страхования.
Содействие
организации
страховых пулов
по отдельным
видам
страхования,
требующим
объединения
финансовых
средств
страховщиков.
2.5. Содействие
дальнейшему
развитию системы
страхования в
жилищно-коммуналь-
ном хозяйстве и
агропромышленном
комплексе, отрасли
здравоохранения, в
сфере
предупреждения и
ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций и
стихийных
бедствий, малом
бизнесе, ипотечном
кредитовании и
других видах
деятельности путем
разработки и
принятия
соответствующих
программ.
Министерство
финансов
Нижегородской
области совместно
с министерством
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области,
министерствами и
иными органами
исполнительной
власти
Нижегородской
области
постоянно Обеспечение
комплексной
страховой
защиты
социально-
экономических
интересов
области
2.6. Мониторинг и
анализ
деятельности
кредитных
организаций и
других институтов
финансовой
инфраструктуры,
участвующих в
инвестиционном
процессе.
Министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области совместно
с министерством
финансов
Нижегородской
области
постоянно  
2.7. Развитие сети
ипотечного
кредитования под
залог имеющейся
собственности,
стимулирование
инвестиционной
направленности
деятельности
региональных
коммерческих
банков
Министерство
строительства и
ЖКХ, министерство
экономики и
развития пред-
принимательства
Нижегородской
области,
министерство
финансов
Нижегородской
области
постоянно Создание
условий для
развития рынка
жилья и
упорядочение
нормативной
базы.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2002 г. N 336 "Об утверждении Концепции развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области и Программы развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области"


Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации Администрации Губернатора Нижегородской области