Постановление Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86
"Об организации отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи Нижегородской области в 2003 году"
21 августа 2003 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2004 г. N 60 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации прав детей и молодежи на оздоровление, развитие, полноценный отдых и досуг и в целях государственной поддержки системы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Областную программу летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи "Лето - 2003".
1.2. Положение об областном координационном совете по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
1.3. Состав областного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
1.4. Положение об областном смотре-конкурсе работы координационных советов органов местного самоуправления по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Денежные премии за 5 (пять) призовых мест установить в размере по 20 000 рублей каждая.
1.5. Положение об областном смотре-конкурсе деятельности учреждений по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков старше 15 лет. Денежные премии в пяти номинациях за призовые места установить в размере по 12 000 рублей.
1.6. Положение об областном смотре-конкурсе работы детских загородных оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Денежные премии за призовые места установить в размере по 10 000 рублей в четырех группах.
1.7. Требования к программам/проектам для присвоения статуса "Областной профильный лагерь" или "Областная профильная смена".
1.8. Состав рабочей группы по осуществлению контроля за выполнением настоящего постановления.
2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) выделить денежные средства министерству образования и науки Нижегородской области (С.В. Наумову) в размере 15 200 000 рублей на реализацию областной программы "Лето - 2003" во втором и третьем кварталах 2003 года.
3. Министерству образования и науки Нижегородской области (С.В. Наумову):
3.1. Обеспечить распределение предусмотренных в областном бюджете на реализацию областной программы "Лето - 2003" финансовых средств следующим образом:
- на полную компенсацию расходов для приобретения путевок на одну смену детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в образовательных учреждениях - 8 589 000 рублей;
- на частичную компенсацию стоимости путевок в муниципальные лагеря детям работников бюджетных организаций и учреждений (образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, госучреждений и др.); крестьянских хозяйств и других сельскохозяйственных образований (предприятий, организаций) и приравненных к ним отраслей; предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 1 700 000 рублей;
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 августа 2003 г. N 252 абзац 4 подпункта 3.1 настоящего постановления изложен в новой редакции
- на частичную компенсацию стоимости путевок в ведомственные лагеря детям работников бюджетных организаций и учреждений (образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, госучреждений и др.); крестьянских хозяйств и других сельскохозяйственных образований (предприятий, организаций) и приравненных к ним отраслей; предприятий жилищно - коммунального хозяйства и бывших конверсионных организаций, находящихся в трудном финансовом положении- 1 911 000 рублей;
- на частичную компенсацию стоимости путевок в студенческие лагеря для малообеспеченных студентов - 900 000 рублей;
- на финансирование областных профильных лагерей/смен - 1 900 000 рублей;
- на премирование координационных советов органов местного самоуправления, занявших призовые места в областном смотре-конкурсе работы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи; учреждений, занявших призовые места в областном смотре-конкурсе деятельности учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость детей и подростков старше 15 лет; детских загородных оздоровительно-образовательных центров(лагерей), занявших призовые места в областном смотре-конкурсе работы детских загородных оздоровительно-образовательных центров(лагерей) - 200 000 рублей.
3.2. Осуществить контроль за использованием средств, выделенных на реализацию областной программы "Лето - 2003".
3.3. Совместно с государственным учреждением Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (А.П. Кузнецовым) и Нижегородским областным Советом профсоюзов (В.А. Пужаком) обеспечить подготовку организаторов летнего отдыха детей и молодежи.
3.4. Обеспечить деятельность методических служб органов управления образованием, учреждений дополнительного образования детей в течение летнего каникулярного периода.
3.5. Содействовать развитию малозатратных форм организации детского отдыха и занятости, в том числе оздоровительных лагерей с дневным пребыванием учащихся, лагерей труда и отдыха, профильных лагерей, организуемых образовательными учреждениями.
3.6. Содействовать развитию студенческих отрядов.
3.7. Осуществить необходимые мероприятия по организации отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных учреждениях.
3.8. Обеспечить на конкурсной основе организацию и финансирование областных профильных лагерей/смен.
4. Министерству труда и социальной защиты Нижегородской области (Г.А. Суворову):
4.1. За счет средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет, осуществить организацию отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства:
- детей-инвалидов;
- детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (совместно с министерством образования и науки Нижегородской области);
- детей из семей, где оба или единственный родитель являются безработными, пенсионерами по возрасту, инвалидами;
- безнадзорных детей, находящихся в специализированных социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних.
4.2. Оказать содействие развитию малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей на базе учреждений социального обслуживания всех типов.
4.3. Провести конкурс деятельности учреждений социального обслуживания по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
5. Министерству здравоохранения Нижегородской области (В.М. Казнину):
5.1. Принять меры по комплектованию на договорной основе детских загородных оздоровительно-образовательных учреждений всех типов средними медицинскими работниками и врачами, по возможности педиатрами; осуществить их подготовку для работы в условиях лагеря с выдачей удостоверения.
5.2. Обеспечить бесплатное прохождение медицинской комиссии работниками детских оздоровительно-образовательных учреждений, в том числе круглогодичных, а также проведение медицинского осмотра подростков 14-18 лет при временном трудоустройстве в период летних каникул.
5.3. Оказать содействие в обеспечении детских оздоровительно-образовательных учреждений необходимыми лекарственными препаратами, медицинским оборудованием по заявкам и за счет средств организаторов отдыха.
5.4. Осуществить контроль за проведением комплекса лечебно-профилактической и оздоровительной работы, за соблюдением выполнения натуральных норм питания в детских оздоровительно-образовательных учреждениях.
6. Министерству культуры Нижегородской области (В.И. Седову):
6.1. Принять меры по комплектованию детских загородных оздоровительно-образовательных центров (лагерей) концертмейстерами, аккомпаниаторами, культорганизаторами из числа работников культурно-просветительных учреждений и учащихся средних специальных учебных заведений по культуре и искусству согласно заявкам организаторов отдыха.
6.2. Организовать льготное кинообслуживание воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов.
6.3. Рекомендовать установить в музеях, картинных галереях на время летних каникул для детей до 18 лет один раз в месяц бесплатное посещение, один день в неделю по льготным ценам.
6.4. Оказать содействие в участии учреждений культуры в работе с детьми на период летних каникул.
7. Комитету по физической культуре, спорту и туризму Нижегородской области (Ю.В. Баринову):
7.1. Оказать содействие по обеспечению детских загородных оздоровительно-образовательных центров (лагерей) работниками физической культуры из числа тренеров-преподавателей и созданию условий для развития детского спорта, туризма и экскурсионной работы в период летних каникул.
8. Комитету охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (Н.Г. Соколову) содействовать в организации и проведении профильных экологических экспедиций и организации лагерей.
9. Министерству промышленности и инноваций Нижегородской области (В.Е. Антоневичу):
9.1. Обеспечить в летний каникулярный период бесперебойную телефонную связь со всеми детскими загородными оздоровительно-образовательными центрами (лагерями).
9.2. Осуществить контроль за обеспечением бесперебойного электроснабжения детских загородных оздоровительно-образовательных центров (лагерей).
10. Региональной энергетической комиссии (Ф.Г. Верховодову) установить льготный тариф по оплате электроэнергии на время летних каникул для:
- детских загородных оздоровительно-образовательных центров (лагерей);
- спортивных комплексов и бассейнов, обеспечивающих организованное обучение детей плаванию.
11. Рекомендовать:
11.1. Департаменту федеральной государственной службы занятости по Нижегородской области (В.Я. Солоничевой) направлять в первоочередном порядке на временную работу подростков из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; детей из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний или закончивших специальные учебно-воспитательные учреждения.
11.2. Федеральному Государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" по Нижегородской области (Е.Ю. Петрову):
11.2.1. Осуществить прием детских оздоровительно-образовательных учреждений без взимания платы.
11.2.2. Обеспечить действенный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований в детских оздоровительных учреждениях в период их функционирования.
11.2.3. Осуществить бесплатное бактериологическое обследование работников детских загородных оздоровительно-образовательных центров (лагерей).
11.3. Главному управлению внутренних дел Нижегородской области (В.И. Каныгину), Волго-Вятскому управлению внутренних дел на транспорте (В.Н. Доброгорскому):
11.3.1. Обеспечить безопасность организованных перевозок детей в загородные оздоровительно-образовательные центры (лагеря) и обратно, включая установление контроля за выделением технически исправного автотранспорта и выделения сопровождения.
11.3.2. Обеспечить правопорядок в детских оздоровительнообразовательных учреждениях и на прилегающей к ним территории,
предусмотрев выделение одного-двух сотрудников ОВД (в зависимости от размеров территории учреждения) для охраны и патрулирования территории в вечернее и ночное время, а также проведение других профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений.
11.3.3. Совместно с министерством образования и науки (С.В. Наумову), министерством промышленности и инноваций (В.Е. Антоневичу), органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области предусмотреть необходимые меры по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах, созданию условий для безопасного нахождения детей на улицах в период летних каникул.
11.4. Государственному учреждению управления государственной противопожарной службы МЧС РФ (И.В. Паньшину):
11.4.1. Обеспечить проверку и прием состояния пожарной безопасности детских оздоровительно-образовательных учреждений без взимания платы, систематический надзор за соблюдением правил пожарной безопасности в период их функционирования.
11.4.2. Организовать помощь руководителям оздоровительно-образовательных учреждений в обучении обслуживающего персонала правилам пожарной безопасности, проведении практических занятий по эвакуации людей из зданий на случай возникновения пожара.
11.4.3. Оказать содействие в выполнении режимных противопожарных мероприятий.
11.5. Государственной инспекции труда по Нижегородской области (А.Г. Емельянову):
11.5.1. Осуществить прием детских оздоровительно-образовательных учреждений без взимания платы.
11.5.2. Принять участие в проведении обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость детей и молодежи.
11.5.3. Установить контроль за соблюдением норм и правил по охране труда в учреждениях, организующих отдых, оздоровления и занятости детей и подростков.
11.6. Государственному учреждению Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (А.П. Кузнецову):
11.6.1. Предусмотреть расходование средств социального страхования на:
- оплату путевок в санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия из расчета до 400 рублей на одного ребенка в сутки не более чем за 24 дня пребывания в таком лагере;
- частичную оплату путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период каникул в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации;
- оплату стоимости набора продуктов питания в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.
12. Предложить главам администраций городов и районов области:
12.1. Утвердить до 1 мая 2003 года составы координационных советов под руководством заместителей глав администраций районов/городов.
12.2. Разработать и утвердить до 1 мая 2003 года совместно с хозяйственными органами, профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными объединениями план мероприятий по социально-экономической поддержке системы отдыха, программы оздоровления и занятости детей и молодежи, социальной помощи детям, нуждающимся в особой заботе государства.
12.3. Определить приоритетные направления занятости подростков и сформировать банк вакансий временных рабочих мест для временного трудоустройства учащихся общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений, в возрасте от 14 до 18 лет, а также подростков, по каким-либо причинам не являющихся учащимися на момент обращения в органы службы занятости и предусмотреть компенсацию расходов работодателей на создание временных рабочих мест для подростков за счет средств местного бюджета, других источников.
12.4. Обеспечить:
- сохранение и развитие сети детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей), баз, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм;
- полноценное питание детей, безопасность их жизни и здоровья, а также контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в учреждениях, организующих отдых и оздоровление детей и молодежи;
- организацию и финансирование за счет средств местных бюджетов летних лагерей на базе образовательных, культурно-просветительных, спортивных, социально-реабилитационных учреждений, центров социальной помощи населению, детских больниц и детских отделений ЦРБ, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, палаточных лагерей;
- создание условий для развития детского и молодежного туризма в период летних каникул;
- подготовку спортивных площадок и городков для проведения массовых спортивных мероприятий для детей в микрорайонах.
12.5. Организовать деятельность по обеспечению наполняемости оздоровительно-образовательных учреждений в течение всего летнего периода.
12.6. Организовать отдых и оздоровление детей, находящихся под опекой (попечительством), сроком на одну смену в детских оздоровительно-образовательных учреждениях за счет средств местных бюджетов.
12.7. Осуществить первоочередное выделение путевок детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям из семей безработных граждан, многодетных, неполных и малообеспеченных семей.
12.8. Провести прием детских оздоровительно-образовательных учреждений всех типов районными (городскими) межведомственными комиссиями, исключив всякую возможность их функционирования без наличия акта о приемке и разрешений органов госсанэпиднадзора, госпожнадзора, государственной инспекции труда, а при необходимости проводить прием-передачу детских загородных оздоровительно-образовательных учреждений перед последующими сменами районными/городскими межведомственными комиссиями.
12.9. Оказать содействие в обеспечении детских оздоровительно-образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения и пожарными мотопомпами.
12.10. Принять меры по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обратить особое внимание в период каникул на организацию занятости и досуга детей и подростков, склонных к правонарушениям, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.
12.11. Оказать содействие в обеспечении детских оздоровительно-образовательных учреждений наглядной агитацией по предупреждению пожаров от неосторожного обращения детей с огнем, несчастных случаев, травматизма, дорожно-транспортных происшествий и т. д.
12.12. Установить родительский взнос по оплате путевок - до 10 % от общей стоимости путевки.
12.13. Представить информацию об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи по форме (приложение 1) в областной координационный совет по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи согласно графику (приложение 2) до 27 мая предварительную и до 12 сентября итоговую. Включить в итоговую информацию аналитическую записку о реализации программы "Лето - 2003" в районе/городе.
12.14. Обеспечить своевременную отчетность в Нижегородский областной комитет государственной статистики по организации и финансированию отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в районе/городе.
13. Министерству образования и науки Нижегородской области подвести итоги летней оздоровительной кампании и областных смотров - конкурсов в октябре 2003 года.
14. Считать утратившим силу постановление Правительства Нижегородской области от 27.03.2002 N 43 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2002 году".
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра образования и науки Нижегородской области С.В. Наумова.
Губернатор |
Г.М. Ходырев |
Программа
летнего отдыха, оздоровления и занятости детей
и молодежи Нижегородской области
"Лето - 2003"
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
Нижний Новгород
2003 г.
Информационная карта программы
Полное название программы: "Лето 2003"
Государственный заказчик программы: Правительство Нижегородской области
Основной разработчик программы: Министерство образования и науки Нижегородской области
Цели программы: Создание правовых, экономических и организационных условий, направленных на сохранение и стабилизацию системы детского, молодежного отдыха и оздоровления в современных условиях, создание социальной инфраструктуры, способствующей воспитанию, развитию и оздоровлению ребенка.
Задачи: Принятие практических мер по усилению защиты интересов семьи и детства, максимального удовлетворения потребности в оздоровлении и организованной занятости детей и молодежи Нижегородской области в период летних каникул.
Сроки реализации: до 1 ноября 2003 года
Исполнители основных мероприятий программы: Органы исполнительной власти Нижегородской области совместно с Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования, областным советом профсоюзов, органами местного самоуправления, оздоровительно-образовательными учреждениями.
Объем и источник финансирования:
17 200 тыс. руб. - федеральный бюджет;
15 200 тыс. руб. - областной бюджет;
30 000 тыс. руб. - местный бюджет;
149 000 тыс. руб. - фонд социального страхования.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Сохранение сети оздоровительных учреждений и обеспечение подготовки баз загородных лагерей, организация максимальной загрузки лагерей.
2. Увеличение количества детей и молодежи, охваченных разнообразными формами отдыха, оздоровления и занятости.
3. Обеспечение в приоритетном порядке отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства. Внедрение эффективных форм организации летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков старше 14 лет в течение летнего периода.
5. Снижение показателей детской безнадзорности и преступности.
Контроль за выполнением программы: Правительство Нижегородской области.
Введение
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи является одним из приоритетных направлений социальной политики Нижегородской области.
Программа "Лето - 2003" определяет цели, задачи и направления системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Программа включает комплекс первоочередных мер по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи по всем стратегическим направлениям: структуры взаимодействия различных ведомств, заинтересованных в организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, кадрового, научно-методического, материально-технического, финансового и информационного обеспечения. Программа реализуется в период летних каникул 2003 года.
Программа имеет межведомственный характер, направлена на обеспечение прав граждан Российской Федерации на полноценный развивающий отдых детей и молодежи в соответствии с интересами семьи, общества и государства и предназначена для организаторов отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи всех уровней.
Состояние и основные тенденции развития системы отдыха,
оздоровления и занятости детей и молодежи
в Нижегородской области
За последние годы система организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в Нижегородской области получила широкое развитие.
В результате сложившейся практики взаимодействия всех заинтересованных ведомств и служб, предприятий и учреждений в период летних каникул 2002 года самыми различными формами отдыха, оздоровления и занятости было охвачено 333 087 детей и молодежи (78 % от общего числа учащихся).
В 2002 году оздоровительно-образовательный комплекс в Нижегородской области насчитывал:
118 детских загородных оздоровительных лагерей (из них 68 лагерей ведомственного подчинения и 50 муниципального);
31 300 временных рабочих мест для подростков;
7 детских санаториев системы здравоохранения области;
1248 лагерей с дневным пребыванием;
399 лагерей труда и отдыха, из них 22 с круглосуточным пребыванием;
150 профильных лагерей;
4376 трудовых объединений;
1865 прогулочных групп.
В сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в Нижегородской области в 2002 году согласно Программе "Лето-2002" были закреплены сложившиеся в последние годы положительные тенденции:
1. Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психического и социального здоровья детей понимается как первоочередная задача.
2. Закреплено представление о сфере отдыха детей и молодежи как неотъемлемой части непрерывного воспитательно-образовательного процесса.
3. Усиливается социальная направленность оздоровительных кампаний:
в приоритетном порядке всеми заинтересованными ведомствами организуется отдых, оздоровление и занятость детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей безработных граждан, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей с отклонениями в поведении;
в результате совместных действий был организован отдых 3 320 детей-сирот, 10 527 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно со стороны организаторов летнего отдыха различных уровней реализуется комплекс практических мер, направленных на обеспечение доступности различных форм отдыха и занятости детей и молодежи в период каникул.
В области ежегодно осуществляется комплекс мероприятий по удешевлению стоимости путевок в загородные центры/лагеря. В 2002 году средняя стоимость путевки составила 3 600 рублей с пребыванием в лагере детей 21 день. Постановлением Правительства Нижегородской области вводились на время каникул льготы для оздоровительно-образовательных центров, выделялась частичная компенсация стоимости путевок из различных источников.
В целях максимального охвата детей и молодежи произошли изменения в структуре летнего отдыха. Наряду с деятельностью загородных оздоровительных лагерей наблюдается широкий спектр малозатратных, экономически выигрышных, но в тоже время эффективных форм отдыха и занятости детей и молодежи;
особое внимание уделяется профилактической работе по предупреждению правонарушений, созданию условий и возможностей выбора подростками вариативных форм организации свободного времени. Практически в каждом образовательном учреждении проводится работа социальными педагогами, психологами и воспитателями совместно с участковыми инспекторами и органами социальной защиты по организации во время каникул занятости ребят "группы риска", используются различные формы отдыха и занятости с индивидуальным сопровождением каждого подростка, стоящего на различных видах учета (в органах ПДН и внутришкольном контроле).
4. Возникли новые механизмы регулирования занятости детей и молодежи в летнее время.
Система детского и молодежного отдыха, оздоровления и занятости рассматривается не только как сеть оздоровительно-образовательных учреждений, но и как система программ, вариативных проектов, комплекс мероприятий и акций, позволяющих непрерывно в течение летних каникул удовлетворять потребности детей и молодежи в отдыхе и восстановлении здоровья.
5. В летней кампании 2002 года положительно решился вопрос подготовки педагогических работников для работы в оздоровительно-образовательных учреждениях в июне месяце. Возродились студенческие педагогические отряды.
Проблемы в организации отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи в Нижегородской области
Анализ итогов реализации Программы "Лето - 2002" выявил следующие проблемы:
- В области существует необходимость организации любых, прежде всего доступных основной массе населения, форм организации досуга и оздоровления детей и молодежи, обеспечивающих улучшение состояния здоровья детей и молодежи.
- Недостаточное финансирование из различных источников не дает возможности обеспечить отдых и оздоровление детей военнослужащих, мигрантов и вынужденных переселенцев, детей, родители которых занимаются индивидуальной трудовой деятельностью.
- Анализ проблем подростковой среды диктует социальный заказ на необходимость развертывания форм отдыха и организованной занятости для подростков старше 15 лет в течение всего летнего периода.
- Обеспечение оздоровительно-образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами. Организация студенческих педагогических отрядов, подготовка их на базе учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, с привлечением специалистов по организации детского отдыха.
- Вопросы сохранения баз детских лагерей, подготовки лагерей к открытию в следующем оздоровительном сезоне.
- Создание условий для максимального охвата детей и молодежи различными формами занятости на протяжении всех трех месяцев летнего периода.
Цели Программы
- Создание правовых, экономических и организационных условий, направленных на сохранение и стабилизацию системы детского, молодежного отдыха и оздоровления в современных условиях.
- Создание социальной инфраструктуры, способствующей воспитанию, развитию и оздоровлению ребенка.
Задачи
Принятие практических мер по усилению защиты интересов семьи и детства, максимального удовлетворения потребности в оздоровлении и организованной занятости детей и молодежи Нижегородской области в период летних каникул:
- обеспечить в приоритетном порядке отдых, оздоровление и занятость детей, которые нуждаются в особой заботе государства;
- сохранить сеть оздоровительно-образовательных учреждений;
- обеспечить подготовку баз загородных лагерей, организовать максимальную загрузку лагерей;
- обеспечить профессиональную подготовку кадров во всех типах оздоровительно-образовательных учреждений на основе дифференцированного подхода с учетом их деятельности;
- развивать систему летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков старше 15 лет в течение всего летнего периода;
- создать условия для профилактики асоциального поведения детей и подростков, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные этапы реализации Программы
1. Организационно-подготовительный этап. (1 марта - 31 мая 2003 г.)
-Принятие комплекса нормативно-правовых актов, направленных на реализацию летней оздоровительной кампании (утверждение постановления Правительства Нижегородской области, принятие программы "Лето-2003", распоряжение НРО ФСС и другие локальные нормативные документы);
-Подготовка к летнему сезону материально-технической базы оздоровительно-образовательных учреждений;
-Подготовка и переподготовка кадров.
2. Основной этап. (1 июня - 31 августа 2003 г.)
- Реализация комплекса программных мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
3. Итоговый этап. (1 сентября - 1 ноября 2003 г.)
- Анализ выполнения Программы на основе полученных аналитических и статистических данных, полученных из министерств, ведомств и организаций, а также координационных советов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи районов и городов Нижегородской области.
- Постановка перспективных целей и задач на новый период.
Комплекс условий, обеспечивающих эффективность
реализации Программы
1. Нормативно-правовое обеспечение
- Согласование действующих инструктивных документов.
- Разработка и направление в районы и города области инструктивно-методических документов по определению приоритетов деятельности.
- Заключение договоров с заинтересованными организациями по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
2. Финансовое обеспечение
- Своевременное финансирование летней оздоровительной кампании из различных источников.
- Определение долевого участия министерств и ведомств в финансировании конкретных программ и проектов.
- Реализация комплекса мер, утвержденного Постановлением Правительства, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям детей и молодежи, а также учреждениям, организующим отдых, оздоровление и занятость.
3. Материально-техническое обеспечение
- Принятие мер по сохранению и укреплению материально-технической базы досуговых, оздоровительных и воспитательных учреждений.
- Сохранение сети оздоровительных учреждений и обеспечение подготовки баз загородных лагерей, организация максимальной загрузки лагерей.
4. Кадровое обеспечение
- Необходимость дифференцированного подхода при подготовке кадров с учетом направленности их деятельности.
- Осуществление подготовки кадров должно осуществляться на нескольких уровнях:
региональном;
межрайонном;
местном;
непосредственно в оздоровительных учреждениях.
- Изменение подходов к организации и обеспечению летней педагогической практики студентов средних и высших учебных заведений.
5. Методическое обеспечение
- Открытие и работа методических кабинетов по оказанию методической помощи педагогам-практикам.
- Проведение инструктивных семинаров по подготовке социальных и педагогических программ и проектов на получение грантов различных уровней.
- Разработка адресных методических рекомендаций для различных категорий организаторов отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
- Выпуск методических сборников из опыта работы учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи различных типов.
6. Поддержка и стимулирование организаторов отдыха детей и молодежи
В целях выявления результативного опыта в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков намечено:
- проведение конкурсов программ/проектов по организации областных профильных лагерей/смен;
- проведение смотров-конкурсов работы координационных советов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, детских загородных оздоровительнообразовательных центров/лагерей, деятельности учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость подростков старше 15 лет.
7. Расширение сектора активных форм отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи:
- развитие системы загородного отдыха детей и молодежи;
- организация профильных лагерей/смен различной направленности;
- организация на базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей прогулочных групп;
- развитие молодежных и школьных бирж труда, позволяющих создавать временные рабочие места;
- развитие движения волонтеров;
- организация студенческих строительных отрядов и др.;
- вовлечение детей, не охваченных организованными формами отдыха и занятости, в массовые мероприятия и деятельность клубов по месту жительства, спортивные соревнования, туристическо-краеведческие маршруты;
- расширение практики организации палаточных лагерей для молодых семей.
8. Информационное обеспечение
- Организаторам отдыха, детям, их родителям, молодым людям как основным заказчикам и участникам различных форм отдыха должны быть гарантированы доступ к любому виду информации по содержанию предоставляемых услуг и возможность внесения предложений по улучшению качества отдыха с обязательным получением обратной связи от ответственных специалистов.
- Осуществление рекламы и популяризации среди населения программ детских оздоровительно-образовательных учреждений и предоставляемых в них услугах с целью их максимальной загрузки.
9. Единая система отчетности (по количественным и качественным критериям) для оперативной координации мер заинтересованными организациями.
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Сохранение сети оздоровительно-образовательных учреждений и обеспечение подготовки баз загородных оздоровительно-образовательных лагерей/смен, организация максимальной загрузки лагерей.
2. Увеличение количества детей и молодежи, охваченных разнообразными формами отдыха, оздоровления и занятости.
3. Обеспечение в приоритетном порядке отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой защите государства.
4. Внедрение эффективных форм организации летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков старше 15 лет в течение всего летнего периода.
5. Снижение показателей детской беспризорности и преступности.
План действий по реализации программы
Реализация программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного, правового, кадрового, организационно-методического и информационного обеспечения.
1. Нормативно-правовое обеспечение
Мероприятия | Сроки исполнения | Исполнитель |
Утверждение областной Программы "Лето - 2003" |
март | Правительство Нижегородской области |
Постановление Правительства Нижегородской области "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2003 году" |
март - апрель | Органы исполнительной власти, находящиеся в подчинении Губернатора Нижегородской области, совместно с НРО ФСС, Облсовпроф, ФГУ ЦГЭСН, департаментом федеральной государственной службы занятости по Нижегородской области, ГУВД Нижегородской области, Волго-Вятское УВДТ, ГУ УГПС МЧС РФ, государственной инспекцией труда по Нижегородской области |
Постановление Правительства Нижегородской области "Об итогах летней оздоровительной работы в 2003 году" |
октябрь | Органы исполнительной власти Нижегородской области, НРО ФСС, Облсовпроф, ФГУ ЦГЭСН, департамент федеральной государственной службы занятости по Нижегородской области, ГУВД Нижегородской области, Волго-Вятское УВДТ, ГУ УГПС МЧС Российской Федерации, государственная инспекция труда по Нижегородской области |
Разработка и направление инструктивно- методических документов |
до начала оздоровительной кампании |
Органы исполнительной власти Нижегородской области совместно с НРО ФСС, Облсовпроф, ФГУ ЦГЭСН, департаментом федеральной государственной службы занятости по Нижегородской области, ГУВД Нижегородской области, Волго-Вятское УВДТ, ГУ УГПС МЧС Российской Федерации, государственной инспекцией труда по Нижегородской области |
Развитие договорных отношений с заинтересованными организациями по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. |
до начала оздоровительной кампании |
Органы исполнительной власти Нижегородской области совместно с НРО ФСС, Облсовпроф, органами местного самоуправления |
2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Мероприятия | Категория кадров | Сроки исполнения |
Исполнитель |
Проведение областного совещания "Организация оздоровительной кампании" с участием Губернатора области. |
Заместители глав местного самоуправления районов и городов - председатели координационных советов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков районов/городов |
3 декада апреля |
Министерство образования и науки |
Проведение инструктивных совещаний для различных категорий организаторов детского отдыха и занятости молодежи |
Руководители органов управления образованием, органов соц. защиты, здравоохранения, гл. санитарные врачи, управляющие филиалов ФСС, инспектора по охране труда. и др. |
апрель - май |
Министерство образования и науки, Министерство труда и соц. защиты, Министерство здравоохране- ния, Центр санэпиднадзо- ра, ГУВД УВД, Инспекция по охране труда, ОГПС МЧС РФ |
Курсовая подготовка организаторов отдыха детей |
Непосредственные организаторы отдыха детей |
март, ноябрь |
Министерство образования и науки, Нижегородский областной центр эстетического воспитания детей, Нижегородский институт развития образования |
Подготовка директоров и заместителей директоров по воспитательной работе лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, руководителей производственных бригад, отрядных вожатых |
апрель - май |
Органы управления образованием |
|
Совещание по вопросам организации педагогических студенческих отрядов |
Руководители педагогических практик ВУЗов и ССУЗов |
март | Министерство образования и науки Нижегородской области, ССУЗы и ВУЗы, Облсовпроф |
Инструктивное совещание по вопросам занятости детей и молодежи |
Руководители студенческих трудовых отрядов, Руководители ЛТО и трудовых объединений |
май | Министерство образования и науки |
Государственная аттестация и аккредитация загородных оздоровительно - образовательных центров/лагерей |
апрель | Министерство образования и науки, ОЦЭВД |
|
Обучение и аттестация руководителей детских оздоровительно- образовательных учреждений и обслуживающего персонала правилам безопасности труда. |
Директора детских оздоровительно- образовательных учреждений |
май | Гос. инспекция по охране труда в Нижегородской области |
Совещание директоров и бухгалтеров загородных детских оздоровительно- образовательных центров |
Директора и бухгалтеры загородных детских оздоровительно- образовательных центров |
май | Министерство образования и науки Нижегородской области, НРО ФСС |
3. Организационно-методическое обеспечение
Мероприятия | Сроки исполнения |
Исполнитель |
Планирование и организация подготовки оздоровительной кампании с учетом выявленных проблем |
март | Органы исполнительной власти Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, заинтересованные в организации отдыха детей |
Проведение инвентаризации и паспортизации детских загородных оздоровительно-образователь- ных центров/лагерей, обеспечение хозяйственной подготовки баз загородных лагерей |
март - май | Учредители оздоровительно-образователь- ных учреждений, профсоюзы, Фонд социального страхования (по согласованию) |
Комплектование детских оздоровительно-образовательн ых учреждений всех типов работниками и подготовка их для работы в условиях лагеря |
01.03.2003- 01.11.2003 |
Органы местного самоуправления, органы образования, профсоюзы предприятий, службы занятости, районные органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службой (по согласованию) |
Организация работы методических служб для организаторов отдыха детей |
01.03.2003- 01.11.2003 |
Органы управления образованием районов и городов области (по согласованию) |
Инвентаризация инновационного опыта в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи |
март | Министерство образования и науки Нижегородской области совместно с ОЦЭВД, ОЦРТДиМ, ОЦДЮТиЭ, ЦФКиЮС |
Формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков |
01.03.2003- 01.11.2003 |
Министерство образования и науки Нижегородской области совместно с ОЦЭВД, ОЦРТДиМ, ОЦДЮТиЭ, ЦФКиЮС, Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Комитет по физической культуре, спорту и туризму Нижегородской области, Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, Министерство здравоохранения Нижегородской области, Министерство культуры Нижегородской области |
Конкурс проектов по организации областных профильных лагерей/смен |
май | Министерство образования и науки Нижегородской области |
Смотр - конкурс работы координационных советов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков |
июнь- сентябрь |
Областной координационный совет по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (по согласованию), Рабочая группа по осуществлению контроля за исполнением постановления Правительства Нижегородской области |
Смотр - конкурс детских загородных оздоровительно-образовательн ых центров (лагерей) |
июнь- сентябрь |
Областной координационный совет по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (по согласованию), Рабочая группа по осуществлению контроля за исполнением постановления Правительства Нижегородской области |
Смотр - конкурс деятельности учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость подростков старше 15 лет |
июнь сентябрь |
Областной координационный совет по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (по согласованию), Рабочая группа по осуществлению контроля за исполнением постановления Правительства Нижегородской области |
Фотоконкурс "Краски лета - 2003 г." |
июнь- сентябрь |
Министерство образования и науки совместно с областным центром развития творчества детей и молодежи |
Разработка комплекса культурно-массовых мероприятий и спортивных состязаний в районах и городах области |
01.06.2003- 31.08.2003 |
Органы местного самоуправления, органы управления образованием, комитеты по делам молодежи, комитеты физической культуры и спорта, отделы культуры и т.д. (по согласованию) |
Организация лагерей на базе образовательных, культурно-просветительных, спортивных, социально-реабилитационных учреждений, центров социальной помощи населению, лагерей труда и отдыха, палаточных лагерей, детских больниц и детских отделений ЦРБ |
июнь- август |
Органы местного самоуправления, органы образования, социальной защиты, комитеты по делам молодежи, комитеты физической культуры и спорта, отделы культуры и т.д. (по согласованию) |
4. Информационное обеспечение
Мероприятия | Сроки исполнения | Исполнитель |
Выпуск сборника "Путеводитель по каникулам" |
апрель | Нижегородский областной совет профсоюзов, Государственное учреждение Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (по согласованию), Министерство образования и науки Нижегородской области совместно с Нижегородский гуманитарным центром |
Выпуск сборника программ и проектов по организации летнего отдыха детей и молодежи |
По итогам летней оздоровительной кампании |
Министерство образования и науки Нижегородской области совместно с гуманитарным центром |
Проведение пресс-конференций с представителями министерств и ведомств по вопросам проведения летней оздоровительной кампании |
01.03.2003 - 01.11.2003 |
Областной координационный совет |
Проведение "Прямых линий" связи с населением по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков |
01.06.2003 - 31.08.2003 |
Областной координационный совет |
Работа со СМИ по освещению летней оздоровительной кампании |
01.03.2003 - 01.11.2003 |
Органы исполнительной власти Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления, организаторами летнего отдыха детей и молодежи |
5. Финансирование
Расходование средств областного бюджета на реализацию Программы утверждается постановлением Правительства "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи".
Положение
об областном координационном совете
по организации отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
1. Координационный совет по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи (далее именуемый - Совет) является коллегиальным, совещательным органом при Правительстве Нижегородской области по реализации единой государственной политики на территории Нижегородской области, направленной на защиту детства, укрепление здоровья детей и молодежи, улучшение их отдыха, решение проблем занятости молодежи.
2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Нижегородской области, в том числе рекомендациями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и настоящим Положением.
3. Состав Совета утверждается Правительством Нижегородской области.
В состав координационного совета входят представители органов исполнительной власти Нижегородской области, федеральных органов, органов местного самоуправления области (по согласованию с ними).
Совет возглавляет председатель - министр образования и науки Нижегородской области.
Ответственный секретарь Совета назначается председателем из числа сотрудников министерства образования и науки Нижегородской области.
4. Основные задачи Совета:
- определение целей, задач и основных направлений развития отдыха и оздоровления детей и молодежи с учетом региональных особенностей;
- организация работы совместно с соответствующими министерствами и иными органами исполнительной власти Нижегородской области, областными организациями по обеспечению прав граждан Российской Федерации на полноценный развивающий отдых детей и молодежи в соответствии с интересами семьи, общества и государства;
- оперативное решение вопросов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;
- участие в решении проблем финансирования детских оздоровительных центров (лагерей), создания в них условий для безопасной жизни, укрепления здоровья и духовного развития детей, организации их отдыха;
- рассмотрение предложений районных (городских) координационных советов по организации отдыха и оздоровления детей, органов местного самоуправления, общественных организаций и населения по вопросам, входящим в компетенцию Совета,
- обеспечение контроля по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей и молодежи и подготовка соответствующих документов Губернатору Нижегородской области;
- взаимодействие со средствами массовой информации с целью более полного отражения проблем в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, различных аспектов деятельности детских оздоровительных центров (лагерей);
- подведение итогов областных смотров-конкурсов работы:
а) координационных советов (межведомственных комиссий) местных органов самоуправления,
б) деятельности образовательных учреждений по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков старше 15 лет,
в) загородных детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей).
5. Для осуществления своих задач Совет вправе:
- запрашивать у государственных, общественных организаций и должностных лиц информацию в пределах своей компетенции;
- формировать рабочую группу по контролю, привлекать специалистов органов местного самоуправления (по согласованию с ними) для подготовки вопросов на заседания Совета, подготовки информационных и методических материалов;
- направлять статистические, аналитические, методические и другие материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в органы местного самоуправления, общественные организации;
- рекомендовать органам местного самоуправления рассматривать конкретные вопросы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;
- вносить вопросы об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи на рассмотрение Губернатору или Правительству Нижегородской области.
6. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, а в летний период - не реже 1 раза в месяц.
На заседания Совета могут приглашаться представители органов местного самоуправления и общественных организаций, районных (городских) координационных советов.
7. Заседания Совета ведет председатель.
8. Заседание считается правомочным, если присутствует более половины ее членов.
Решение Совета принимается простым большинством голосов, оформляется протоколом, который подписывается председателем Совета.
Решения Совета носят рекомендательный характер.
9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет ответственный секретарь Совета.
Состав
координационного совета по организации отдыха,
оздоровления и занятости детей и молодежи (далее - Совет)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
Наумов Сергей Васильевич - министр образования и науки Нижегородской области, председатель Совета;
Родионова Елена Леонидовна - заместитель министра образования и науки Нижегородской области, директор департамента образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи, заместитель председателя Совета.
Члены Совета:
Голышев Сергей Константинович - начальник отдела государственного пожарного надзора ГУ УГПС МЧС Нижегородской области (по согласованию);
Калишина Наталья Николаевна - начальник отдела медицинской помощи матери и ребенку министерства здравоохранения Нижегородской области;
Макарова Галина Леонидовна - начальник отдела воспитательной работы департамента образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи, ответственный секретарь Совета;
Мерзлоухов Василий Мануилович - главный государственный инспектор труда в Нижегородской области (по согласованию);
Мирошниченко Наталья Григорьевна - начальник отдела организации трудоустройства и спецпрограмм ДФГСЗН по Нижегородской области;
Некрасов Сергей Геннадьевич - заместитель председателя Нижегородского областного совета профсоюзов (по согласованию);
Отделкина Надежда Тимофеевна - начальник управления по социальной поддержке семьи, женщин и детей министерства труда и социальной защиты;
Повереннов Геннадий Николаевич - начальник управления профилактики правонарушений и лицензионно разрешительной работы милиции общественной безопасности ГУВД области (по согласованию);
Тарасова Ирина Борисовна - директор департамента образования и социально - правовой защиты детей администрации г. Н. Новгорода (по согласованию);
Убайдов Алексей Убайдович - заместитель главного государственного санитарного врача по Нижегородской области (по согласованию);
Терешина Ирина Александровна - начальник управления анализа и планирования отраслей социальной сферы и государственного аппарата министерства финансов Нижегородской области;
Яшин Сергей Николаевич - заместитель управляющего Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию).
Положение
о смотре-конкурсе работы координационных советов
органов местного самоуправления
по организации отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
Цели:
Развитие системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи на основе взаимодействия всех заинтересованных социальных институтов в целях создания единого воспитательного пространства в районе/городе.
Задачи:
- стимулирование местных органов самоуправления для достижения высокой результативности в организации летней оздоровительной работы с детьми;
- повышение эффективности взаимодействия различных структур и ведомств в организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, обеспечении их права на отдых, социальную и правовую поддержку семьи и детства;
- создание оптимальных условий для повышения количественных и качественных характеристик работы учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость детей и молодежи;
- выявление и распространение передового опыта, эффективных форм и методов работы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в летний период;
- создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков, защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; организации работы с детьми и подростками по месту жительства; развития деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений в летний период.
Участники смотра-конкурса
В областном смотре-конкурсе могут принять участие районные/городские координационные советы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Победители 2002 года в конкурсе не участвуют.
Время проведения и условия смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится в период с 15 мая по 31 августа текущего года. Победителями смотра-конкурса могут быть признаны координационные советы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, которые достигли высокой результативности в организации оздоровительной кампании в летний период.
Руководство смотром-конкурсом осуществляет областной координационный совет по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
Смотр-конкурс работы координационных советов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи проводится в два этапа.
1 этап - отборочный, заочный (15 - 31 мая 2003 года).
Городские и районные координационные советы в срок до 1 июня текущего года представляют в областной координационный совет заявку на участие в областном смотре-конкурсе.
К заявке прилагается списочный состав координационного совета, районная/городская Программа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в летний период.
Критерии оценки программ
- комплексный характер программы;
- межведомственный характер реализации;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение;
- значимость предполагаемого социального эффекта;
- результативность реализации программы по созданию единого воспитательного пространства в районе/городе.
2 этап - финальный (1 июня - 31 августа 2003 г.).
С 1 по 15 июня областная рабочая группа по контролю проводит экспертизу представленных материалов, определяет финалистов конкурса.
С 16 июня по 31 августа рабочая группа по контролю изучает реальное положение дел в детских оздоровительно-образовательных учреждениях различных типов и представляет свое заключение на рассмотрение областного координационного совета.
5 (пять) координационных советов, добившиеся лучших результатов в работе, награждаются дипломами и денежными премиями (ценными подарками).
Критерии и показатели:
Критерии | Показатели |
Организационная работа | - координация деятельности всех служб и организаций независимо от ведомственной принадлежности, организующих отдых, оздоровление и занятость детей и молодежи; - обеспечение максимально возможного охвата детей и молодежи района/города различными формами отдыха, оздоровления и занятости; - организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся под опекой, детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - организация для подростков, обучающихся в образовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования, временных рабочих мест на период каникул; - организация деятельности по обеспечению наполняемости оздоровительно-образовательных учреждений; - развитие малозатратных форм оздоровления, отдыха и занятости детей и молодежи; - проведение массовых мероприятий с детьми и молодежью в каникулярный период, создание условий для развития детского и молодежного спорта и туризма в период каникул; - организация медико-профилактической и оздоровительной работы с детьми; - принятие мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; - организация работы с детьми и подростками по месту жительства, содействие деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений по реализации социально значимых инициатив; - организация смотров-конкурсов работы детских оздоровительно-образовательных учреждений различных типов. |
Обеспечение жизнедеятельности сети оздоровительно-образова- тельных учреждений в районе |
- организация подготовки, приема и функционирования оздоровительно- образовательных учреждений при соблюдении требований государственной инспекции труда, органов санэпиднадзора и госпожнадзора; - организация контроля за деятельностью оздоровительно-образовательных учреждений; - отсутствие травматизма, групповой заболеваемости, случаев пищевых отравлений в оздоровительно-образовательных учреждениях. |
Организационно-методическое обеспечение детской оздоровительной кампании |
- методический уровень программ деятельности оздоровительно-образовательных учреждений, качество воспитательно-образовательного процесса в них; - обучение различных категорий работников на областных совещаниях и семинарах и курсах. Проведение районных/городских семинаров для организаторов отдыха детей; - обеспечение оздоровительно-образовательных учреждений нормативными документами и методическими рекомендациями; - организация методических выставок, семинаров, совещаний для организаторов отдыха в период каникул; - адекватность и эффективность форм и методов работы с категориями детей, которые нуждаются в особой заботе государства; подростками старше 14 лет. |
Положение
об областном смотре-конкурсе деятельности учреждений
по организации летнего отдыха,
оздоровления и занятости подростков старше 15 лет
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
Цель:
Развитие комплексной системы летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков старше 15 лет в учреждениях, организующих оздоровительную кампанию в течение всего летнего периода.
Задачи:
- поддержка и стимулирование организаторов летнего отдыха для достижения наилучших результатов в организации оздоровительной работы с подростками старше 15 лет;
- создание условий для отдыха и оздоровления подростков старше 15 лет, поиск новых форм привлечения их к различным видам творчества, развитие инициативы, самоуправления и самостоятельности;
- создание условий для включения подростков в производственный процесс, получения ими трудовых и профессиональных навыков;
- профилактика асоциального поведения подростков, социальная защита подростков, находящихся в тяжелой жизненной ситуации;
- поддержка детских и молодежных общественных организаций и объединений в реализации социально значимых инициатив;
- выявление и распространение передового опыта, эффективных форм и методов работы с учащимися-подростками в летний период.
Участники смотра-конкурса:
Учреждения, организующие отдых, оздоровление и занятость в летний каникулярный период для подростков старше 15 лет:
- общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи);
- учреждения дополнительного образования детей;
- клубы по месту жительства;
- учреждения начального и среднего профессионального образования;
- учреждения социальной помощи населению и социальной реабилитации семьи и детей.
Руководство и порядок проведения смотра-конкурса
Руководство смотром-конкурсом осуществляет областной координационный совет по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
Смотр-конкурс проводится с 1 июня по 31 августа 2003 года в два этапа:
1 этап - районный/городской (с 01.06.2003 г. по 15.07.2003 г.).
Районные/городские смотры конкурсы учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость подростков старше 15 лет.
Городские/районные координационные советы по итогам районного/городского смотра-конкурса определяют победителя, который становится участником областного смотра-конкурса.
Городскими/ районными координационными советами за две недели до выезда областной рабочей группы по контролю, но не позднее 15 июля 2003 года (с учетом сроков работы учреждения) представляются в областной координационный совет:
- заявка на участие;
- решение городского/районного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков о выдвижении на конкурс данного учреждения;
- заключения районного госпожнадзора, государственной инспекции труда и санитарно-эпидемиологического заключения (разрешения) на работу оздоровительного учреждения и о функционировании оздоровительно-образовательного учреждения в течение всего сезона.
Портфолио - папка документов, наиболее полно иллюстрирующих деятельность учреждения в период летних каникул:
- программно-методические материалы (программы, проекты деятельности учреждения в период летних каникул);
- информационно-аналитические материалы (справочные материалы, графики, таблицы, диаграммы и др.);
- методические материалы (рекомендации, разработки, пр.).
2 этап - областной (с 16.07.2003 г. по 31.08.2003 г.).
Рабочая группа по контролю после изучения представленных документов принимает решение о необходимости выезда в учреждение для ознакомления с реальным положением дел, о чем информирует организаторов и дает мотивированное заключение о деятельности учреждения в областной координационный совет по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей и молодежи в срок до 1 сентября 2003 г.
По итогам смотра-конкурса определяется победитель.
Коллективы учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость подростков старше 15 лет - победители, награждаются на основании решения областного координационного совета Почетными грамотами и денежными премиями (ценными подарками).
Участникам конкурса вручается свидетельство "Участник областного смотра - конкурса".
Критерии и показатели:
Критерии | Показатели |
Количественные показатели |
количество подростков, охваченных занятостью в летний период |
Межведомственный подход |
привлечение социальных партнеров к реализации программы деятельности учреждения |
Состояние материальной базы и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в учреждении |
соответствие базы (зданий, сооружений, оборудования) детского загородного оздоровительно-образовательного центра (лагеря) требованиям эпидемиологической, пожарной и технической безопасности, санитарно-гигиеническим нормам в период его функционирования, наличие актов- заключений госпожнадзора, санэпиднадзора и государственной инспекции труда на работу оздоровительного учреждения и заключения госсанэпиднадзора о функционировании учреждения в течение всего сезона; наличие и правильное ведение документации, обеспечивающей жизнедеятельность подростков в учреждении; создание условий для включения подростков в производственный процесс; создание условий для занятий физкультурой и спортом, наличие достаточного количества спортивного, культурного, оздоровительного, туристического снаряжения и инвентаря; постоянное медицинское обслуживание и контроль за состоянием здоровья подростков; выполнение натуральных норм питания и основ рационального питания; отсутствие травматизма, вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, а также производственного травматизма в учреждениях, организующих отдых и оздоровление подростков |
Кадровое обеспечение | уровень подготовленности кадров; соответствие педагогических и других кадров требованиям тарифно-квалификацион- ных характеристик по должностям педагогических, медицинских работников и других отраслей бюджетной сферы; привлечение специалистов, необходимых для реализации программы/проекта учреждения, организующего отдых, оздоровление и занятость подростков в летний период |
Содержание деятельности, формы и методы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков; методическое обеспечение |
наличие программы/проекта и показатели ее/его реализации; создание системы планирования и управления деятельностью учреждения с учетом интересов, потребностей и психолого- возрастных особенностей подростков, привлечение их к планированию и управлению жизнью учреждения через создание органов самоуправления; использование различных малозатратных форм организации летней занятости подростков; адекватность и эффективность выбранных форм и методов работы с подростками, с учетом их поло-возрастных особенностей, а также интересов и возможностей; стимулирование участия подростков и взрослых в совместной деятельности; организация оздоровительной работы (спортивно-массовой, медобслуживания, профилактической и т.д.); развитие массовых форм детского и юношеского спорта и туризма, экскурсионной работы; профилактика правонарушений и здорового образа жизни в подростковой среде; организация активного отдыха через различные формы объединений подростков (клубы по интересам, кружки, секции и т.д.); наличие методической литературы и периодических изданий в помощь педагогическому коллективу и органам самоуправления учащихся; обобщение интересного опыта работы с детьми. |
Положение
о смотре-конкурсе работы
загородных детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей)
Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
I. Цели проведения смотра-конкурса
Областной смотр-конкурс работы загородных детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) проводится в целях:
- стимулирования коллективов детских загородных оздоровительно-образовательных лагерей (центров) для достижения наилучших результатов в организации летней оздоровительной работы с детьми и молодежью;
- улучшения условий отдыха и оздоровления детей и молодежи, поиска новых форм привлечения их к различным видам творчества, привития полезных навыков, развития инициативы, самоуправления и самообслуживания;
- выявления и распространения передового опыта, эффективных форм и методов работы с учащимися в летний период в современных условиях.
II. Участники смотра-конкурса
В областном смотре-конкурсе могут принять участие коллективы загородных детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) всех форм собственности. Победители 2002 года в конкурсе не участвуют.
III. Порядок проведения конкурса
Конкурс проводится по двум номинациям:
Муниципальные загородные оздоровительно-образовательные центры (лагеря).
Загородные оздоровительно-образовательные центры (лагеря) предприятий и организаций.
В каждой номинации выделяются 2 группы в зависимости от наполняемости лагерей (количества детей в смену)
1 группа - до 150 детей;
2 группа - от 150 и более детей.
Смотр-конкурс проводится с 1 июня по 31 августа 2003 года в два этапа:
1 этап - районные/городские смотры-конкурсы загородных детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) (с 01.06.2003 г. по 15.07.2003 г.)
Районные/городские смотры-конкурсы детских загородных оздоровительно-образовательных центров (лагерей) организуют координационные советы района/города.
Городские/районные координационные советы по итогам районного/городского смотра-конкурса определяют победителей в каждой номинации, которые становится участниками областного смотра-конкурса.
Городские и районные координационные советы за две недели до выезда областной рабочей группы по контролю, но не позднее 15 июля 2003 года (с учетом сроков работы центра (лагеря) представляют в областной координационный совет заявку на участие в областном смотре-конкурсе загородных лагерей и программу/проект смены.
К заявке прилагаются: характеристика данного центра (лагеря), акт приемки центра (лагеря) с обязательным наличием заключения санэпиднадзора, госпожнадзора, инспекции труда в Нижегородской области на работу оздоровительно-образовательного центра (лагеря) и заключения госсанэпиднадзора о функционировании оздоровительно-образовательного учреждения в течение всего сезона.
Количество участников от района/города определяется данным Положением с учетом количества центров (лагерей), курируемых координационными советами городов и районов:
Количество центров (лагерей) в районе/городе |
Количество центров (лагерей), выдвигаемых в финал смотра-конкурса, от города или района |
от 1 до 5 детских загородных оздоровительно-образователь- ных центров (лагерей) |
1 участник |
от 6 и более детских загородных оздоровительно-образователь- ных центров (лагерей) |
2 участника |
2 этап - областной (с 16.07.2003 г. по 31.08.2003 г.)
Рабочая группа по контролю после изучения представленных документов принимает решение о необходимости выезда в центр (лагерь) для ознакомления с реальным положением дел, о чем информирует организаторов, и дает мотивированное заключение о деятельности центра (лагеря) в областной координационный совет по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей и молодежи в срок до 1 сентября 2003 г.
Рабочая группа определяет победителей конкурса, добившихся наилучших результатов в работе в соответствии с условиями смотра, представляет свое заключение на рассмотрение областного координационного совета. В обеих номинациях определяются победители в каждой группе.
Коллективы загородных детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) - победители награждаются на основании решения областного координационного совета Почетными грамотами и денежными премиями (ценными подарками), участникам конкурса вручается свидетельство "Участник областного смотра-конкурса работы загородных детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей)".
Критерии и показатели:
/------------------------------------------------------------------\
| Критерии | Показатели |
|------------------+-----------------------------------------------|
|Количественные |Количество и продолжительность смен, охват|
|показатели |детей, стоимость путевки, родительский взнос |
|------------------+-----------------------------------------------|
|Межведомственный |Привлечение социальных партнеров к реализации|
|подход |программы лагеря |
|------------------+-----------------------------------------------|
|Состояние |Соответствие базы (зданий, сооружений, |
|материальной базы|оборудования) детского загородного |
|и обеспечения |оздоровительно-образовательного центра (лагеря)|
|безопасности |требованиям эпидемиологической, пожарной и |
|жизнедеятельности |технической безопасности, |
|детей в |санитарно-гигиеническим нормам в период его |
|центре/лагере |функционирования, наличие актов - заключений |
| |госпожнадзора, санэпиднадзора и государственной|
| |инспекции труда на работу оздоровительного |
| |учреждения и заключения госсанэпиднадзора о |
| |функционировании учреждения в течение всего |
| |сезона; |
| |наличие и правильное ведение документации |
| |оздоровительно-образовательного центра |
| |(лагеря); |
| |создание условий для занятий физкультурой и |
| |спортом, наличие достаточного количества |
| |спортивного, культурного, оздоровительного, |
| |туристического снаряжения и инвентаря; |
| |постоянное медицинское обслуживание и контроль |
| |за состоянием здоровья детей; оценка |
| |эффективности оздоровления; |
| |выполнение натуральных норм питания и основ |
| |рационального питания; |
| |отсутствие детского травматизма, вспышек |
| |инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, |
| |а также производственного травматизма в |
| |загородном оздоровительном центре (лагере) |
|------------------+-----------------------------------------------|
|Кадровое |Уровень подготовленности кадров; соответствие|
|обеспечение |педагогических и других кадров требованиям|
| |тарифно-квалификационных характеристик по |
| |должностям педагогических, медицинских |
| |работников и других отраслей бюджетной сферы; |
| |организация работы по обучению педагогических|
| |кадров в центре (лагере) |
|------------------+-----------------------------------------------|
|Содержание |Наличие программы/проекта смены и показатели|
|деятельности, |ее/его реализации; |
|формы и методы |методический уровень содержания |
|организации |программы/проекта смены; |
|летнего отдыха, |деятельность методической службы центра|
|оздоровления и |(лагеря), направленная на совершенствование|
|занятости детей и |воспитательно-образовательного процесса; |
|подростков; |адекватность и эффективность выбранных форм и|
|методическая |методов работы с детьми, с учетом их |
|оснащенность |психо-физиологических и поло-возрастных |
|центра/лагеря |особенностей, а также интересов и возможностей;|
| |организация совместной деятельности детей и|
| |взрослых; |
| |уровень оздоровительной работы |
| |(спортивно-массовой, медобслуживания, |
| |профилактической, учет состояния здоровья детей|
| |и т.д.) |
\------------------------------------------------------------------/
Требования
к программам/проектам для присвоения статуса
"Областной профильный лагерь" или "Областная профильная смена"
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
Статус "областная профильная смена" или "областной профильный лагерь" получают лагеря/смены, участниками которого/которой являются дети и подростки не менее чем из десяти районов области.
Для получения статуса "областная профильная смена"/"областной профильный лагерь" в министерство образования и науки Нижегородской области в срок до 10 мая 2003 года представляются следующие материалы:
- программа/ проект в печатном виде (с обязательным приложением электронного варианта - дискеты);
- информационная карта программы/проекта;
- смета программы/проекта.
Общий объем представленных материалов не должен превышать 15 страниц текста (шрифт 14), не считая приложений.
Структура программы/проекта:
- Актуальность программы/проекта.
- Цели и задачи.
- Концептуальные основы.
- Ресурсное обеспечение реализации программы/проекта (кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение).
- Содержание деятельности и механизм реализации (формы и методы реализации целевых установок, организационная структура, управление программой/проектом).
- Ожидаемые результаты и способы оценки результативности реализации программы/проекта.
Критерии оценки программ/проектов в сфере организации
отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи
- Реалистичность программы.
- Социально-воспитательная значимость.
- Согласованность концепции, целей, содержания и ожидаемых результатов.
- Конкретность механизмов и средств в осуществлении проекта.
- Экономическая целесообразность.
- Масштабность.
- Продолжительность действия.
- Соответствие данным требованиям.
Состав
рабочей группы по экспертизе программ/проектов
в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей и
молодежи
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
Родионова Е.Л. - председатель рабочей группы по экспертизе, заместитель министра образования и науки Нижегородской области, директор департамента образования, воспитания и социальной поддержки детей и молодежи;
Гулина Р.А. - главный специалист областного Центра физической культуры и юношеского спорта;
Кучаева И.В. - заместитель председателя областного Совета Союза пионерских организаций;
Лупандина М.В. - заместитель директора областного Центра развития творчества детей и молодежи;
Макарова Г.Л. - начальник отдела воспитательной работы министерства образования и науки;
Мочалова З.М. - заместитель директора областного Центра эстетического воспитания детей;
Слесарева Т.Ю. - заместитель директора областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий;
Шилина Л.П. - методист областного Центра эстетического воспитания детей;
Шмонина Л.В. - заместитель председателя рабочей группы по экспертизе, заместитель директора департамента образования, воспитания и социальной поддержки детей и молодежи;
Щенникова Н.А. - ответственный секретарь рабочей группы по экспертизе, главный специалист отдела воспитания министерства образования и науки.
Состав
рабочей группы по осуществлению контроля
за выполнением постановления Правительства
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 апреля 2003 г. N 86)
Родионова Елена Леонидовна - заместитель министра образования и науки Нижегородской области, директор департамента образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи, руководитель группы;
Шмонина Любовь Витальевна - заместитель директора департамента образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи министерства образования и науки Нижегородской области, заместитель руководителя группы;
Коляскин Александр Васильевич - заведующий отделом облсовпрофа по культуре, спорту, защите прав и интересов молодежи и студентов, заместитель руководителя группы (по согласованию);
Безрукова Наталья Вячеславовна - ведущий специалист комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области;
Гулина Римма Александровна - руководитель отдела образовательных учреждений областного Центра физической культуры и юношеского спорта;
Калашников Юрий Михайлович - государственный инспектор труда в Нижегородской области (по согласованию);
Каунова Елена Владиленовна - начальник отдела молодежной политики департамента образования и социально-правовой защиты детей администрации г. Н. Новгорода;
Клещевич Светлана Октябристовна - начальник контрольно-ревизионного отдела Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования (по согласованию);
Князева Маргарита Николаевна - ведущий специалист министерства здравоохранения Нижегородской области;
Ковальчук Вера Дмитриевна - главный специалист отдела облсофпрофа по культуре, спорту, защите прав и интересов молодежи и студенчества;
Коновалова Ольга Борисовна - методист областного Центра эстетического образования детей и молодежи;
Куранова Татьяна Олеговна - начальник отдела организации работы подразделений по делам несовершеннолетних управления профилактики правонарушений и лицензионно-разрешительной работы милиции общественной безопасности ГУВД области (по согласованию);
Медведева Елена Геннадьевна - начальник отдела областного Центра развития творчества детей и молодежи;
Мошкова Клавдия Петровна - главный специалист отдела организации трудоустройства и спецпрограмм ДФГСЗН;
Смирнов Владимир Владимирович - начальник отделения отдела государственного пожарного надзора ГУ УГПС МЧС Нижегородской области (по согласованию);
Суханова София Николаевна - начальник организационного отдела комитета по физической культуре, спорту и туризму Нижегородской области;
Хаханина Марина Вениаминовна - заведующая отделением гигиены детей и подростков Федерального государственного учреждения "Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области";
Цветкова Нина Константиновна - заместитель начальника отдела по торговле территориального управления госторгинспекции по Нижегородской области (по согласованию);
Чанова Светлана Александровна - заместитель начальника управления по социальной поддержке семьи, женщин и детей министерства труда и социальной защиты;
Черкасова Наталья Львовна - консультант отдела экспертизы нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической работы Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования (по согласованию);
Шилина Любовь Павловна - методист областного Центра эстетического образования детей и молодежи;
Щенникова Наталья Александровна - главный специалист министерства образования и науки Нижегородской области, ответственный секретарь рабочей группы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2003 г. N 86 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2003 году"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 73 от 23 апреля 2003 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2004 г. N 60 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 августа 2003 г. N 252