В целях разработки проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год, проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2004 год" и представления его в Законодательное Собрание Нижегородской области, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год.
2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву):
2.1. Провести формирование консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области на 2004 год в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год в срок до 1 сентября 2003 года.
2.2. Провести совместно с министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области уточнение основных бюджетообразующих показателей городов и районов области на 2004 год с учетом итогов I полугодия текущего года в срок до 1 сентября 2003 года.
2.3. Провести согласование с администрациями городов и районов Нижегородской области по уточнению особенностей социально-экономического развития городов и районов в прогнозах их бюджетов на 2004 год в срок до 10 сентября 2003 года.
3. Министерству промышленности и инноваций Нижегородской области (В.Е. Антоневичу) представить в министерство финансов Нижегородской области согласованные с администрациями городов и районов Нижегородской области объемы потребности в тепло - и электроэнергии на 2004 год в разрезе отраслей и городов и районов в срок до 15 августа 2003 года.
4. Рекомендовать Региональной энергетической комиссии Нижегородской области установить тарифы на 2004 год на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Нижегородской области, до 1 октября 2003 года.
5. С целью исполнения статьи 151 Закона Нижегородской области от 08.10.2001 N 207-З "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области" для формирования документов и материалов, представляемых в Законодательное Собрание Нижегородской области одновременно с проектом закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2004 год" разработать и представить в министерство финансов Нижегородской области до 15 сентября 2003 года:
5.1. Министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьминой):
- предварительные итоги социально-экономического развития Нижегородской области за истекший период текущего года;
- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2004 год (по основным бюджетообразующим показателям, определенным для расчета консолидированного бюджета области);
- прогноз сводного финансового баланса Нижегородской области на 2004 год;
- проект адресной инвестиционной программы на 2004 год.
5.2. Министерству имущественных отношений Нижегородской области (Д.Р. Фатыхову):
- проект программы приватизации государственных предприятий Нижегородской области на 2004 год;
- план развития государственного сектора экономики на 2004 год.
6. Министерству строительства и ЖКХ Нижегородской области (В.И. Лимаренко) представить в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области проект областной адресной инвестиционной программы с учетом положений, изложенных в разделе "Политика в области капитальных вложений" Концепции бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений на 2004 год, в срок до 15 августа 2003 года.
7. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области принять меры по обеспечению роста валового регионального продукта Нижегородской области в 2003-2004 годах в размере не менее 10 процентов.
8. Рекомендовать главам администраций городов и районов Нижегородской области провести формирование местных бюджетов в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. Губернатора |
Ю.П. Сентюрин |
Концепция бюджетной и налоговой политики
и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2004 год
(далее - Концепция)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 15 августа 2003 г. N 246)
I. Главные итоги бюджетной и налоговой политики
в 2002 году и I полугодии 2003 года
При проведении бюджетной и налоговой политики в прошедшем году удалось добиться значительных положительных результатов.
Обеспечен рост внутреннего регионального продукта.
Реальные объемы внутреннего регионального продукта растут с опережением среднероссийских показателей. По оценке 2002 года по Российской Федерации внутренний валовой продукт составил 104,1 процента, по Нижегородской области аналогичный показатель достиг 109,0 процентов.
За 2002 год удалось добиться значительного роста доходов в консолидированном бюджете Нижегородской области.
Собственные доходы бюджета Нижегородской области за 2002 год возросли по сравнению с 2001 годом на 2 988,0 млн. рублей. В 2003 году планируется рост собственных доходов в объеме 3 934,9 млн. рублей, из которых за 1 полугодие 2003 года получено 1 123,0 млн. рублей.
Росту собственных доходов бюджета Нижегородской области способствовали:
- проводимая на территории Нижегородской области политика, направленная на мобилизацию внутренних ресурсов, принятие программ развития налогового и неналогового потенциала в муниципальных образованиях;
- сокращение количества налоговых льгот;
- усиление налогового администрирования. В целом по Нижегородской области за 2002 год собираемость налоговых доходов составила 97,3%, что превысило уровень 2001 года на 4,5 процентных пункта;
- проведение работы по сокращению недоимки во все уровни бюджетной системы Нижегородской области. За 2002 год недоимка в консолидированный бюджет Нижегородской области сократилась на 224,4 млн. рублей;
- принятие на областном уровне нормативных правовых актов, направленных на расширение базы для исчисления доходов от использования государственной собственности.
Обеспечена социальная направленность бюджета Нижегородской области.
- на финансирование социальных расходов в 2002 году направлено 60,0% всех расходов бюджета Нижегородской области (за исключением расходов целевых бюджетных фондов) против 59,4 процента 2001 года;
- обеспечена выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы Нижегородской области. На эти цели в 2002 году потребовалось дополнительно 3 036,2 млн. рублей. С 1 октября 2003 года запланировано дальнейшее повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,33 раза, на что в бюджете Нижегородской области дополнительно предусмотрено около 600 млн. рублей;
- значительно увеличилась финансовая поддержка детейсирот. В 2002 году из бюджета на эти цели выделено 14,0 млн. рублей, что превышает уровень финансирования 2001 года в 4 раза. В 2003 году запланировано 14,5 млн. рублей;
- за 2002 год и 1 полугодие 2003 года обеспечено полное погашение кредиторской задолженности по детским пособиям;
- в отличие от других регионов в Нижегородской области сохранены льготы по оплате проезда пенсионерам, студентам, школьникам, сезонная льгота садоводам. Расходы бюджета по предоставлению льгот по оплате проезда указанных категорий за 2002 год составили 78,4 млн. рублей. В 2003 году ожидаются в объеме 98,1 млн. рублей.
- приняты меры по нормализации оплаты теплоснабжения;
- разработана программа государственных гарантий, в результате реализации которой была решена проблема погашения задолженности предприятий ЖКХ, не имевших возможности за счет собственных средств и средств муниципалитетов выполнять условия Соглашения с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Нижновэнерго". Возврат в областной бюджет средств, направленных в 2003 году на погашение задолженности, будет производиться муниципалитетами в течение 2,5 лет.
- снижена нагрузка на областной и местные бюджеты по выплате реструктурированной задолженности перед ОАО "Нижновэнерго" за потребленные энергоресурсы за счет продления сроков выплат до конца 2006 года.
Проведена работа по оптимизации структуры государственного долга Нижегородской области.
Объем государственного долга Нижегородской области по итогам первого полугодия 2003 года составил 6768,0 млн. рублей. При этом объем внешнего долга сократился на 862,0 млн. рублей, следствием чего стало снижение валютных рисков.
Обязательства перед коммерческими банками по обслуживанию государственного долга области в 2002 году и 1 полугодии 2003 года выполнялись своевременно, в соответствии с условиями договоров. Обеспечено уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга путем рефинансирования имеющихся задолженностей и минимизации стоимости заимствований (в части банковских кредитов средняя ставка в декабре 2001 года составляла 22,7%, в декабре 2002 года - 19%, в июле 2003 года - 15,9%). В связи с отсутствием нарушений сроков возврата основного долга и процентов по кредитным договорам, штрафы не выплачивались.
Продолжена работа по реструктуризации долгов перед Министерством финансов Российской Федерации по бюджетным ссудам и средствам МБРР, реструктурированы обязательства перед Пенсионным фондом Российской Федерации.
В апреле 2003 года Нижегородская область начала выплачивать внешние долги. Осуществлено погашение первого транша Еврозайма 1997 года в сумме 29,1 млн. долларов США.
За 2002 год и первую половину 2003 года удалось стабилизировать финансовое положение большинства территорий Нижегородской области посредством выделения из областного бюджета целевых субвенций и субсидий.
Предоставление целевых субвенций и субсидий из областного бюджета районам и городам Нижегородской области обеспечивает своевременное финансирование социально-значимых расходов, таких как, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, расчеты за потребленные топливно-энергетические ресурсы. В областном бюджете 2002 года целевые субвенции и субсидии составили 75,9 процента от общей суммы финансовой помощи, 2003 года - 85,3 процента.
С 2002 года начата работа по реформированию межбюджетных отношений в Нижегородской области.
II. Основные задачи бюджетной и налоговой политики
на 2004 год и на перспективу до 2006 года
Главными задачами бюджетной политики Нижегородской области остаются повышение благосостояния населения и обеспечение роста доходов бюджета Нижегородской области. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности экономики области, обеспечению социальной стабильности на основе роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики.
Бюджетная и налоговая политика в 2004 году и на перспективу до 2006 года направлена на решение следующих задач.
Обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Нижегородской области.
Увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области:
- стимулирование органов местного самоуправления, обеспечивших дополнительные поступления в областной бюджет Нижегородской области;
- максимальное использование органами государственной власти возможностей применения налогового законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области:
- реализация механизма реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество физических лиц:
- стимулирование организаций, наращивающих налогооблагаемую базу за счет внутренних инвестиций и направляющих средства в экономику Нижегородской области;
- выявление не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам на праве собственности.
Повышение эффективности управления государственным имуществом Нижегородской области:
- проведение инвентаризации объектов государственной собственности (в том числе земельных участков) с целью увеличения арендных платежей в бюджет;
- унификация нормативно-правовой и методологической базы для исчисления доходов от использования государственного и муниципального имущества;
- внедрение рыночного механизма при осуществлении всех операций с объектами государственной и муниципальной собственности.
Обеспечение полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными и муниципальными органами власти:
- продолжение работы по оптимизации сети бюджетных учреждений с целью эффективного расходования бюджетных средств;
- формирование реестров расходных обязательств, с целью отмены и изменения нормативно- правовых актов, устанавливающих нефинансируемые расходные обязательства;
- установление приоритетов бюджетных расходов на 2004 год: поддержка материнства и детства, расходы на профилактику туберкулеза, наркомании и борьбу с ней, расходы на развитие физической культуры и спорта, финансирование образования, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на обновление парка сельскохозяйственной техники и пассажирского транспорта;
- создание финансового резерва с целью обеспечения ритмичности финансирования расходов.
Оптимизация государственного и муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований, погашение кредиторской задолженности по бюджетной сфере и перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Областной бюджет Нижегородской области на 2004 год должен быть сформирован с профицитом с целью погашения не менее 10 процентов объема государственного долга Нижегородской области.
Реформирование организации местного самоуправления и формирование межбюджетных отношений в Нижегородской области в рамках изменений, предусмотренных федеральным законодательством.
III. Бюджетная политика в области доходов
1. Общие положения
За основу формирования доходной части бюджета Нижегородской области будет взят прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2004 год (по основным бюджетообразующим показателям).
Дополнительно будут использованы данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области и областной бюджет, информация отраслевых министерств и ведомств области о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.
За основу для расчета налоговых доходов бюджета Нижегородской области будут взяты бюджетообразующие показатели на 2004 год: валовая продукция в отраслях экономики для налогообложения, амортизация, прибыль, фонд оплаты труда, розничный товарооборот, платные услуги, производство алкогольной продукции, среднегодовая стоимость имущества.
При формировании бюджета Нижегородской области 2003 года в расчете использован прогнозный индекс потребительских цен в размере 112 % к предыдущему году.
По оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области за 2003 год он может составить 113,7 процентов.
По предварительной оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2004 году 110,4 %, в 2005 году 108,6% и в 2006 году 107,3 процента.
Индекс-дефлятор промышленного производства по отношению к предыдущему году составит в 2004 году 108,1 %, в 2005 году 108,9 %, в 2006 году 108,3 процента.
Кроме того, формирование доходной части бюджета Нижегородской области будет производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений налогового законодательства на 2004 - 2006 годы, а также мер по увеличению доходов бюджета Нижегородской области, принимаемых на уровне Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления.
2. Налоговые доходы
При формировании прогноза поступления налоговых доходов в бюджет Нижегородской области в 2004 - 2006 годах будет учитываться прогнозируемое на федеральном уровне изменение налогового и бюджетного законодательства, а именно:
с 2004 года:
- отмена налога с продаж;
- зачисление в федеральный бюджет 100 % акцизов на спирт и спиртосодержащие растворы;
- увеличение доли акцизов на водку и ликеро - водочные изделия, зачисляемой в консолидированный бюджет Нижегородской области, с 50 до 100 процентов;
- передача в бюджеты субъектов Российской Федерации 1 пункта федеральной ставки налога на прибыль;
- индексация ставок акцизов дифференцированно по видам подакцизных товаров;
- индексация земельного налога с учетом прогнозируемого уровня инфляции (на 2004 год - 10%);
- передача в бюджеты субъектов Российской Федерации федеральной части налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса (30% единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения);
- увеличение с 2% до 2,2% ставки налога на имущество предприятий при одновременном сокращении налогооблагаемой базы по данному платежу;
- сокращение количества региональных и местных налогов (планируется отменить целевой сбор на милицию, сбор за уборку территорий и некоторые другие налоги и сборы);
с 2005 года:
- изменение порядка исчисления и размера предельных ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу;
- изменение шкалы ставок по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
- изменения связанные с принятием законов по реформированию организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
С учетом проводимых на федеральном уровне налоговых реформ, существенно изменяющих доходную базу региональных бюджетов, в 2004 году и последующие годы особое значение будет придаваться развитию внутреннего потенциала Нижегородской области по росту налогооблагаемой базы. Решение этой задачи невозможно без создания условий для роста эффективности производства (сокращения доли убыточных предприятий).
С целью развития внутреннего потенциала Нижегородской области по росту налогооблагаемой базы и как следствие - увеличения поступлений налогов в бюджет Нижегородской области будут проводиться следующие мероприятия:
- продолжится применение стимулирующих мер, разработка которых начата в 2003 году. К ним, прежде всего, следует отнести создание фонда экономического стимулирования городов и районов Нижегородской области. Условия выделения средств из фонда стимулирования должны быть адекватны усилиям органов местного самоуправления, направленным на расширение налогооблагаемой базы на своих территориях;
- будет продолжена работа в части реализации отдельных законотворческих инициатив, прежде всего по внесению изменений в законодательство об акцизах на нефтепродукты;
- для создания действенных предпосылок по увеличению налогового потенциала предполагается заключение Соглашений о взаимодействии между органами государственной власти и крупнейшими налогоплательщиками Нижегородской области;
- в целях увеличения собираемости доходов от имущества физических лиц планируется проведение переоценки строений и сооружений, находящихся на праве собственности, а также осуществление административных мер по вовлечению в налогообложение объектов, не имеющих оценки;
- на 2004 год планируется установить льготное налогообложение предприятий, наращивающих налоговую базу для исчисления налога на прибыль и обеспечивающих прирост основных фондов;
- в целях исключения необоснованных потерь налоговых поступлений предполагается более конструктивно подходить в вопросах предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств. Отсрочки должны предоставляться лишь в случае, если они являются предпосылкой надлежащего исполнения юридическим лицом своих налоговых обязательств в будущем. Предоставление отсрочек по причине финансовой несостоятельности налогоплательщика возможно лишь при подтверждении Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству возможности восстановления его платежеспособности;
- будет продолжена работа по развитию нормативно-правовой базы по единому налогу на вмененный доход, в частности, по расширению сферы действия единого налога на другие виды предпринимательской деятельности;
- необходимо осуществлять работу по выравниванию условий налогообложения экономических субъектов в различных городах и районах Нижегородской области, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход.
3. Неналоговые доходы
В 2004 году и на среднесрочную перспективу политика в области сбора неналоговых доходов, как и ранее, будет основываться на увеличении отдачи от использования государственной и муниципальной собственности и решении вопросов в сфере земельных отношений.
Основными источниками доходов от использования государственной собственности в Нижегородской области являются:
- доходы от аренды земли;
- поступления от продажи земельных участков (после разграничения государственной собственности на землю);
- доходы от аренды нежилого фонда государственной и муниципальной собственности;
- доходы от государственных и муниципальных унитарных предприятий.
3.1. Доходы от аренды земли
На формирование доходов от аренды земли существенное влияние окажет процесс разграничения государственной собственности на землю. Принцип разграничения земель, определенный федеральным законодательством, способствует передаче в федеральную собственность в конечном итоге до 60% земель Нижегородской области.
С целью выявления расхождения в величине фактически используемых площадей земельных участков с площадями, указанными в правоустанавливающих документах, необходимо проведение инвентаризации земель. В арендные отношения будут вовлечены выявленные превышения фактически используемых площадей, а также землепользователи, не оформившие право на земельные участки.
Наиболее значимыми направлениями развития арендных отношений и увеличения арендной платы за землю на ближайшую перспективу являются:
- совершенствование методики определения арендной платы за землю, соблюдение муниципальными образованиями единого подхода к определению арендной платы и единого принципа формирования договоров аренды;
- законодательное совершенствование процедуры возмездного предоставления земельных участков исключительно на конкурсной основе;
- выполнение комплекса землеустроительных и кадастровых работ, направленных на создание системы учета объектов налогообложения;
- создание всеобъемлющего информационного обмена сведениями о полноте и своевременности поступления арендных платежей между Управлением федерального казначейства по Нижегородской области и органами, выполняющими функции арендодателя в муниципальных образованиях;
- сокращение льгот по арендной плате за землю.
3.2. Доходы от аренды нежилого фонда государственной и муниципальной собственности
Отсутствие единой нормативной базы при формировании арендной платы создает проблему при планировании доходов от аренды объектов нежилого фонда государственной и муниципальной собственности и приводит в конечном итоге к необоснованно низким доходам в ряде муниципальных образований.
Необходимо унифицировать подходы к формированию ставки арендной платы в целом по Нижегородской области. При этом следует разработать и внедрить в практику новую методику определения рыночных ставок арендной платы методом массовой оценки.
Для решения задач по увеличению доходов от аренды нежилого фонда необходимо привлекать в арендные отношения дополнительные площади:
- из числа необоснованно находящихся в безвозмездном пользовании;
- из числа площадей, переданных в аренду пользователями без ведома собственника.
3.3. Доходы от государственных и муниципальных унитарных предприятий
В сфере регулирования деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий назрела необходимость перехода к новой модели управления, основанной на принципах строгого соответствия их количественного и качественного состава необходимым функциям государства.
Имущество, не соответствующее указанным критериям, должно быть приватизировано. Это позволит оптимизировать его состав и реализовать меры по качественному повышению эффективности деятельности организаций государственного и муниципального сектора экономики.
В целях контроля за деятельностью унитарных предприятий и обеспечения поступления в областной бюджет части их прибыли с 2003 года действует Постановление Правительства Нижегородской области от 07.04.2003 г. N 91 "О мерах по повышению эффективности использования имущества, закрепленного в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Нижегородской области", согласно которому министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области, на которые возложены обязанности по координации и регулированию деятельности государственных унитарных предприятий, будут ежегодно утверждать программы деятельности подведомственных им государственных унитарных предприятий и показатели экономической эффективности.
В 2004 году будет проведена ревизия государственных и муниципальных унитарных предприятий и, исходя из анализа эффективности их деятельности и использования государственного и муниципального имущества, принято решение о преобразовании предприятий в открытые акционерные общества, приватизации унитарных предприятий или их ликвидация.
В целях обеспечения эффективного управления пакетами акций, находящимися в государственной или муниципальной собственности, необходимо ускорить приватизацию мелких пакетов акций, сократить количество находящихся в государственной и муниципальной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции государства. В целях усиления контроля за использованием государственного и муниципального имущества необходимо усилить роль представителей государства в акционерных обществах.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в 2004 году, в целях регулирования процесса приватизации и определения обоснованности продажи государственного и муниципального имущества необходимо разработать порядок планирования приватизации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
4. Доходы от продажи земли
Создание в Нижегородской области полноценного рынка земли с соответствующей инфраструктурой является одной из важнейших задач, непосредственно влияющих на предпринимательский климат, инвестиционную активность в Нижегородской области и соответственно увеличение доходной части бюджета Нижегородской области.
В 2004-2006 годах предстоит отработка конкретных механизмов реализации областных нормативных правовых актов, принятых в целях урегулирования процесса разграничения государственной собственности на землю и процесса продажи земель на территории Нижегородской области. Вместе с тем существует необходимость внедрения новых подходов в управлении земельными ресурсами Нижегородской области, связанных со стимулированием инвестиционной активности посредством создания реестра свободных земель под промышленную и жилищную застройку и формирования земельного рынка.
IV. Бюджетная политика в области расходов
1. Общие положения
Политика Нижегородской области в области расходов в 2004 году и на перспективу будет направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов с учетом реальных возможностей доходов бюджета Нижегородской области.
На всех уровнях власти должны быть сформированы реестры расходных обязательств, предусмотренных действующим законодательством Нижегородской области, а также организована работа по внесению изменений в эти акты в целях исключения нефинансируемых расходных обязательств.
За основу расчета расходной части бюджетов районов и городов Нижегородской области на 2004 год будут взяты нормативы бюджетного финансирования, принятые для расчета бюджетов на 2003 год, с учетом планируемых показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы Нижегородской области, согласованных с администрациями районов и городов, с министерствами и иными органами исполнительной власти Нижегородской области. При расчете расходов на питание, медикаменты, мягкий инвентарь будет применен индекс потребительских цен 110,4%. Расчет стипендий обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования будет производиться из расчета 140 рублей в месяц на учащегося (студента). Расчет прочих коммунальных услуг по учреждениям бюджетной сферы будет производиться с учетом динамики изменения доли расходов на прочие коммунальные услуги за ряд последних лет по следующим нормативам:
- по образованию - 20%;
- по здравоохранению - 30%;
- по культуре и искусству - 17%;
- по социальной политике - 15% от суммы расходов на оплату потребления тепловой и электрической энергии.
За 2003 год значительно увеличилось количество областных целевых программ. На 2004 год расходы на областные целевые программы будут предусмотрены в пределах сумм, определенных в областном бюджете на содержание соответствующих отраслей. Q целью получения дополнительных доходов из федерального бюджета в полном объеме будут учтены программы, финансируемые совместно с федеральным бюджетом.
На 2004 год и на перспективу будет продолжена политика государственной поддержки малого предпринимательства, предприятий легкой промышленности Нижегородской области и предприятий Нижегородского облпотребсоюза в виде частичной компенсации процентной ставки за счет средств областного бюджета за использование привлеченных средств коммерческих банков.
Будет продолжена работа по оказанию содействия развития инфраструктуры регионального финансового и страхового рынка, вовлечению в инвестиционный процесс средств коммерческих банков, специальных и пенсионных фондов, средств населения.
Для перехода экономики Нижегородской области на инновационный путь развития Правительством Нижегородской области будет осуществляться государственная поддержка инновационной деятельности в Нижегородской области. С этой целью в 2004 году будет продолжена работа по формированию региональной инфраструктуры инновационной деятельности и реализации приоритетных инновационных проектов с участием бюджетных средств.
В 2004 году в соответствии с Законом Нижегородской области от 17.07.2003 N 63-З "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области" будут предусмотрены расходы в областном бюджете на выкуп продаваемых земельных участков, необходимых для государственных нужд области.
В 2004 году будет продолжена работа по оказанию содействия для создания и развития систем казначейства по исполнению местных бюджетов. Органы местного самоуправления Нижегородской области должны определиться и организовать исполнение местных бюджетов по казначейской системе до 2005 года.
В 2004 году будет продолжено совершенствование казначейских технологий исполнения областного бюджета путем внедрения современного программного комплекса. Органы местного самоуправления Нижегородской области будут приняты по их заявлению на обслуживание в казначейство министерства финансов Нижегородской области. При формировании муниципальных казначейств финансовым органам Нижегородской области будет оказана методическая помощь.
2. Социальная сфера
Планирование фонда заработной платы работников бюджетной сферы Нижегородской области будет производиться в соответствии с действующим законодательством: на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 г. N 775 и постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 11.12.2001 г. N 403 "О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", в соответствии с инструкциями (положениями) по оплате труда, утвержденными ведомственными министерствами (комитетами).
Таким образом, за основу расчета фонда заработной платы работникам бюджетной сферы будет взят прогнозный фонд 2003 года, скорректированный на изменение показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы Нижегородской области, согласованный с администрациями районов и городов области, и с учетом повышения, принятого Правительством Российской Федерации.
Финансирование здравоохранения Нижегородской области в 2004 году предполагается осуществлять из следующих источников: областного бюджета, местных бюджетов и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области. Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области будет производиться централизованно за все города и районы Нижегородской области из областного бюджета.
К учреждениям, финансируемым в приоритетном порядке в 2004 году, отнесены:
а) учреждения образования:
- детские дома;
- школы-интернаты;
- дома ребенка;
- санатории для детей и подростков;
- профтехучилища для инвалидов;
- социальные приюты для детей и подростков;
- санаторно-лесные школы;
б) медицинские учреждения:
- психоневрологические больницы, диспансеры;
- противотуберкулезные диспансеры;
- санатории для больных туберкулезом;
в) социальные учреждения:
- дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
- психоневрологические интернаты.
К приоритетным статьям расходов отнесены расходы на:
- оплату труда с начислениями;
- уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы по скорой помощи, по станциям и отделениям переливания крови;
- мягкий инвентарь для общежитий по учреждениям начального и среднего профессионального образования;
- продукты питания в детских дошкольных учреждениях;
- оплату услуг связи, оплату горюче-смазочных материалов по скорой помощи;
- оплату коммунальных услуг;
- стипендии;
- расходы по оплате договоров на вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализацию;
- выплату денежных компенсаций для приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, ежегодного и единовременного пособий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- компенсацию педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции;
- оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам;
- предоставление бесплатных и льготных медикаментов;
- выплату социальных пособий;
- финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании детей и подростков (содержание муниципальных загородных оздоровительных лагерей).
3. Отношение к кредиторской задолженности
Общая сумма кредиторской задолженности по консолидированному бюджету Нижегородской области на 01.01.2003 года составила 3717,0 млн. рублей, в том числе кредиторская задолженность по бюджетной сфере - 1661,5 млн. рублей, по финансированию жилищно-коммунального хозяйства - 2055,5 млн. рублей.
С целью сокращения кредиторской задолженности в бюджетах городов и районов Нижегородской области будут предусмотрены средства на эти цели в объеме 10 процентов от задолженности, сложившейся на 01.07.2003 года, без учета задолженности по заработной плате с начислениями и страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Погашение кредиторской задолженности по социальным расходам будет предусмотрено дифференцированно, в зависимости от вида расходов, но в пределах общей суммы, предусмотренной на погашение задолженности.
При формировании межбюджетных отношений в пределах общей суммы финансовой помощи бюджетам районов и городов Нижегородской области в целевой субвенции на компенсацию педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции будет предусмотрена сумма в размере 30% от сложившейся кредиторской задолженности по указанным расходам на отчетный период.
В таком же объеме будет включена в расходы областного бюджета задолженность по Федеральному закону "О ветеранах", в части льгот, предоставляемых на жилищно-коммунальные услуги.
Кредиторская задолженность бюджетов за газ, электроэнергию и другие виды коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы будет включена в объемах, согласно договорам на реструктуризацию этих долгов.
Сумма, определенная для погашения кредиторской задолженности в целом по бюджетам районов и городов Нижегородской области, будет распределена между всеми бюджетами районов и городов Нижегородской области пропорционально объемам прогнозов бюджетов.
В 2003 году должна быть закончена инвентаризация долгов бюджетов городов и районов Нижегородской области перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и долгов этих предприятий перед поставщиками тепло- и электроэнергии, водоснабжения. По состоянию на 01.01.2003 года по 11 районам области нет долгов перед предприятиями жилищно-коммунальной сферы или долги незначительны. В то же время, у предприятий этих районов имеются долги перед поставщиками тепло- и электроэнергии. С целью покрытия долгов предприятий жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области будет разработан механизм предоставления дополнительной финансовой помощи из бюджетов разных уровней в виде ссуд и бюджетных кредитов.
Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" отменяются нормативные документы, регламентирующие предоставление льгот по жилищно-коммунальным услугам бюджетным работникам на селе. Этим законом определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг этих категорий граждан устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Этот закон субъекта Российской Федерации должен быть принят не позднее 1 января 2005 года.
4. Политика в области агропромышленного комплекса
В 2004 году и на среднесрочную перспективу будет сохранена финансовая поддержка предприятий и организаций агропромышленного комплекса, основных программных мероприятий, определенных Программой развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.03.2002 г. N 588.
Предполагается предусматривать долевое финансирование работ по повышению плодородия почв на территории Нижегородской области (известкование, фосфоритование) с обязательным долевым (30%) участием землепользователей и с учетом данных почвенно-агрохимических обследований.
Распределение финансовых ресурсов должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе, при условии обязательного обоснования в их потребности и эффективности использования.
В первую очередь финансовая поддержка будет оказываться тем сельхозтоваропроизводителям, которые обеспечивают устойчивую рентабельную работу, эффективное использование выделенных бюджетных средств, повышают финансово-экономические показатели деятельности своих предприятий.
В связи с необходимостью обновления машинно-тракторного парка в агропромышленном комплексе необходимо предусмотреть выделение бюджетных средств на образование и деятельность специальных лизинговых фондов для материально - технического обеспечения предприятий АПК на льготных условиях, а также на организацию сети машинно-технологических станций и прокатных пунктов машин и оборудования. Расходы по обновлению машинно-тракторного парка включаются в перечень приоритетных расходов на сельское хозяйство.
Предполагается сохранить систему льготного кредитования, используя механизм субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам коммерческих банков, предоставленным сельхозтоваропроизводителям для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
В 2004 году и на среднесрочную перспективу будет продолжена работа по дальнейшему развитию системы страхования сельскохозяйственного производства и основных фондов сельхозтоваропроизводителей.
За основу расчета расходов на сельское хозяйство принимаются расходы, предусмотренные бюджетом 2003 года.
В 2004 году предполагается сформировать региональный зерновой рынок в объемах не ниже уровня 2003 года. Одним из источников финансирования закупок зерна для региональных нужд будут являться бюджетные средства финансового обеспечения закупок зерна (далее - ФОЗЗ), в виде бюджетного кредита, выделенного на закупку продовольственного зерна под _ ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, на условиях возмездности и возвратности. Предполагается восстановление средств ФОЗЗ за счет средств областного бюджета в размере 15-20 процентов.
Другими источниками финансирования закупок зерна будут являться коммерческие кредиты, в том числе и льготные, а также собственные средства зерноперерабатывающих и заготовительных предприятий.
5. Политика в области жилищно-коммунального хозяйства
В 2004 году и на среднесрочную перспективу будет продолжена реформа жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.
Финансовое обеспечение и экономическое стимулирование реформы ЖКХ будет осуществляться в основном через систему межбюджетных отношений.
Будет завершена приемка ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность, действие существующего положения о приемке объектов ЖКХ будет продлено на 2004 год.
Определение объемов финансирования расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство будет производиться на основе стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц для каждого района или города. Стандарт предельной стоимости учитывает индивидуальные особенности каждого муниципального образования при производстве и реализации жилищно-коммунальных услуг населению. При определении стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо воспользоваться данными системы АСУ тарифного регулирования.
Уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги должен составить 90% от их стоимости в соответствии с федеральным стандартом.
Социальная защита населения будет обеспечена через выплату малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан будет установлен в размере 18%. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного в Нижегородской области прожиточного минимума указанная максимально допустимая доля собственных расходов семьи будет применяться с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода в семье к величине прожиточного минимума.
Средства на выплату субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг будут по-прежнему аккумулированы в областном бюджете, и ежемесячно взаимными расчетами по целевому назначению будут перечисляться в бюджеты районов и городов Нижегородской области, кроме города Нижнего Новгорода. Таким образом, вне зависимости от ситуации с исполнением бюджетов территорий будет обеспечено финансирование этой социально значимой составляющей реформы ЖКХ.
В Нижегородской области будет продолжено внедрение системы персонифицированных социальных счетов и единой системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
В целях экономии бюджетных средств, выявления потенциала энергосбережения и резервов снижения затрат на оплату услуг топливно-энергетического комплекса будут разработаны в натуральном и стоимостном выражении лимиты потребления (покупки) электрической и тепловой энергии для бюджетных учреждений и топлива (по видам) для муниципальных котельных. В установленном порядке будет проведен мониторинг себестоимости услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
На основании анализа, проведенного Региональной энергетической комиссией Нижегородской области, нормативы расхода природного и сжиженного газа на 1 человека будут приведены в соответствие с Методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг ЖКХ, утвержденными приказом Министерства экономики Российской Федерации от 06.05.1999 N 240.
В расходах на благоустройство будет учтена сумма расходов на уличное освещение, определенная согласно лимитам потребления электроэнергии на эти цели.
В целях снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, внедрения в отрасли энергосберегающих технологий в 2004 году будет продолжено возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями ЖКХ в уполномоченных банках на реализацию проектов энергосбережения, а также будет рассмотрена возможность включения в областной бюджет гарантий за органы местного самоуправления в пользу коммерческих банков для привлечения кредитов на внедрение энергосберегающих технологий.
В целях стабилизации финансового состояния отрасли по результатам проведенной инвентаризации в расходах на ЖКХ будет учтена часть задолженности бюджета по услугам теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, содержания жилья, оказываемым населению.
6. Политика в области общественного транспорта
В 2004 году и на среднесрочную перспективу будет продолжена работа по адаптации общественного транспорта к функционированию в условиях рыночной экономики.
В 2004 году необходимо начать организацию работы пассажирского транспорта Нижегородской области через областной (муниципальный) заказ, который определит минимально необходимый объем транспортной работы, наиболее полно обеспечивающий потребности населения области в перевозках. В условиях ограниченности бюджетного финансирования основной задачей службы единого заказчика пассажирских перевозок будет рациональная организация транспортного процесса в пределах имеющихся финансовых возможностей, создание единого комплекса пассажирского транспорта региона, обеспечивающего оптимальное применение каждого вида транспорта, определение приоритетов текущей и перспективной транспортной политики.
Распределение заказа на пассажирские перевозки будет осуществляться на конкурсной основе, при этом нормативно - правовая база должна способствовать развитию конкурентной среды, созданию равных возможностей для всех видов транспорта и перевозчиков всех форм собственности. Взаимоотношения органов исполнительной власти Нижегородской области (органов местного самоуправления) и перевозчиков всех форм собственности должны формироваться на основе договоров.
При определении размера расходов на пассажирские перевозки предполагается сохранение объемов транспортной работы на уровне 2002-2003 годов. Основная бюджетная поддержка будет направлена на выполнение социальных перевозок, на автомобильном транспорте перевозки маршрутными такси должны выполняться на бездотационной основе, и в 2004 году операторам необходимо обеспечить безубыточную работу автобусов на междугородных маршрутах.
Расходы на экономическую поддержку всех видов пассажирского транспорта должны формироваться по единым параметрам.
Основные статьи затрат, в том числе и расходы на горюче-смазочные материалы, будут рассчитаны с учетом предполагаемого уровня инфляции. Для обеспечения сбалансированности бюджета и тарифной политики необходимо предусмотреть увеличение платы за проезд в среднем на 20-25% во втором полугодии 2004 года. Необходимо обеспечить синхронизацию повышения тарифов по всем видам перевозок и операторам всех форм собственности.
С целью усиления адресности социальной защиты населения, приоритетной поддержки потребителей, а не производителей услуг пассажирского транспорта, в 2004 году Правительством Нижегородской области будут разработаны варианты изменения порядка предоставления льгот по оплате проезда: выдача именных талонов на бесплатный проезд, выделение адресной субсидии пенсионерам, студентам, школьникам.
В 2004 году должна быть разработана методика определения потребности в средствах на реализацию Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по видам и предприятиям транспорта.
Данная методика должна базироваться на независимых обследованиях пассажиропотоков, на финансирование которых в областном бюджете будут предусмотрены средства.
7. Политика в области государственных закупок
В 2004 году будет продолжено совершенствование системы государственных закупок, цель которой - повышение эффективности бюджетных расходов, оптимизация государственных закупок, а также своевременное обеспечение учреждений бюджетной сферы товарами, работами и услугами.
Процедура планирования включает в себя составление сводного плана закупок на основе расшифровок к сметам расходов получателей бюджетных средств. Сводный план закупок детализирует по видам продукции расходы по бюджетной классификации, утвержденные сводной бюджетной росписью.
На основе сводного плана закупок формируется план областного заказа на 2004 год, размещение которого будет осуществляться открыто и преимущественно на конкурсной основе, исходя из принципа гласности и равнодоступности.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на закупку продукции, продолжится политика укрупнения заказов, проведение объединенных конкурсов и централизованных закупок.
В 2004 году будет организована работа по созданию лизингового фонда с определением оператора этого фонда. Основной целью создания лизингового фонда является обновление подвижного состава пассажирского автотранспорта, автомобильного парка учреждений здравоохранения (в первую очередь машин скорой помощи), приобретение дорогостоящего медицинского оборудования, а также реализация Федеральной программы "Школьный автобус" на территории Нижегородской области.
Для своевременного проведения закупочной компании планируется дальнейшее использование средств Фонда на организацию закупок и выполнение работ сезонного характера.
В целях осуществления профессиональной подготовки председателей и членов ведомственных и межведомственных конкурсных комиссий планируется создание учебных групп из вышеуказанного контингента и направления данных групп на учебные курсы по совершенствованию системы государственных закупок на базе московской и нижегородской Высших Школ Экономики.
Контроль эффективности государственных закупок будет осуществляться в форме единой регистрации и учета государственных контрактов. Устанавливается, что контракт на поставку продукции становится бюджетным обязательством только после его регистрации в органе, исполняющем бюджет, исходя из принципа целевого расходования бюджетных средств.
8. Планирование расходов на государственный аппарат
Нижегородской области
Расходы на государственное управление Нижегородской области будут формироваться на базе действующей структуры органов законодательной и исполнительной власти Нижегородской области, других государственных органов.
Общая численность работников органов государственной власти и управления Нижегородской области на 2004 год будет определяться по штатным расписаниям соответствующих структур, утвержденных, в установленном порядке, по состоянию на 1 июля 2003 года.
Формирование фонда оплаты труда государственных служащих Нижегородской области будет осуществляться в соответствии с законом Нижегородской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и государственные должности государственной службы Нижегородской области". Объем расходов на государственное управление в 2004 году предполагает осуществление мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации", в целях повышения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда.
В 2004 году предполагается дальнейшая централизация расходов на оплату транспортных услуг государственных органов и органов исполнительной власти Нижегородской области в специализированном учреждении "Автобаза Управления делами Губернатора Нижегородской области". Планирование расходов на содержание государственного учреждения "Автобаза Управления делами Губернатора Нижегородской области" будет осуществляться в соответствии с лимитами использования служебного легкового автотранспорта для служебных поездок работников органов управления.
В 2004 году будет обеспечено финансирование за счет средств областного бюджета действующей сети архивных учреждений Комитета по делам архивов Нижегородской области. В ассигнованиях 2004 года необходимо предусмотреть расходы по дальнейшей реализации программы "Неотложные меры по сохранению архивного фонда Нижегородской области на 2001-2005 годы".
Определение объемов бюджетного финансирования органов местного самоуправления Нижегородской области будет осуществляться исходя из минимально необходимых расходов бюджета на их содержание.
Предельная численность работников органов местного самоуправления, принимаемая в расчет бюджета на 2004 год, определяется с учетом численности населения соответствующей территории.
Планирование расходов на оплату труда муниципальных служащих будет осуществляться по элементам денежного содержания муниципальных служащих, определяемого законом Нижегородской области. Расходы, связанные с обеспечением деятельности органов местного самоуправления, планируются по денежным нормативам, принятым постановлением Правительства Нижегородской области от 9.10.2002 г. N 265.
Расходы на содержание финансовых органов Нижегородской области в 2004 году предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета.
9. Тарифная политика
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Нижегородской области, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях должны устанавливаться до начала формирования проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год.
Указанные тарифы и цены должны устанавливаться на период с 1 января по 31 декабря очередного финансового года. Пересмотр тарифов и цен в течение данного периода не допускается. Настоящие принципы относятся к тарифам и ценам всех предприятий независимо от формы собственности.
10. Политика в области целевых бюджетных фондов
На 2004 год будет сохранен целевой статус Территориального дорожного фонда, Территориального экологического фонда и Фонда укрепления законности и общественного порядка.
Необходимо обеспечить строго целевое и эффективное использование средств целевых бюджетных фондов.
11. Политика в области капитальных вложений
Расходы на капитальные вложения Нижегородской области будут определены в объеме не ниже 2003 года, то есть 2-2,5 процента от общих расходов областного бюджета (без учета целевых фондов и г. Н.Новгорода).
Расходы по капитальным вложениям будут направлены на завершение строительства объектов (пусковых комплексов), запланированных к вводу в планируемом году, и продолжение строительства объектов (пусковых комплексов) с высокой степенью готовности (свыше 70 процентов). До 50 процентов предусмотренных средств могут направляться на погашение лимитной кредиторской задолженности.
В капитальных расходах областного бюджета будут предусмотрены средства на финансирование целевых программ улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, которые решают проблемы с помощью кредитования и субсидирования (ипотечное кредитование жилищного строительства, льготное кредитование жилья и газификации, программы "Жилье для инвалидов и участников Великой Отечественной войны", "Жилье для участников боевых действий", "Молодой семье - достойное жилье", "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда").
В плане капитального строительства учитываются объемы средств на проектно-изыскательские работы и оплату исходноразрешительной документации по объектам областной собственности.
Выделение средств из капитальных расходов акционерным обществам на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для областных государственных нужд, осуществляется только при условии передачи в государственную собственность Нижегородской области или в муниципальную собственность дополнительно выпускаемых акций на сумму, эквивалентную размеру выделенных государственных капитальных вложений и рассчитанную по рыночной стоимости, или другого имущества.
При отсутствии на 1 апреля текущего финансового года прошедшей экспертизу и утвержденной проектно-сметной документации (на объекты, строящиеся с участием средств федерального бюджета, проектно-сметная документация представляется в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 г. N 714), а также договоров с акционерными обществами на передачу в государственную собственность Нижегородской области дополнительно выпускаемых акций, Правительство Нижегородской области перераспределяет ассигнования, предусмотренные планом капитального строительства объектов для областных государственных нужд.
При необходимости Правительство Нижегородской области производит перераспределение, изменение и дополнение объемов капитальных вложений по стройкам и объектам с внесением соответствующих изменений в план капитального строительства и в Роспись расходов областного бюджета до 10 процентов от утвержденных годовых объемов капитального строительства.
12. Политика в области совершенствования бухгалтерского учета
Изменения, произошедшие в бюджетном и налоговом законодательстве, требуют дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета.
Наделение бюджетных учреждений статусом юридического лица потребовало организации составления баланса исполнения смет доходов и расходов отдельно по каждому юридическому лицу и предоставления отчетности в налоговые органы, во внебюджетные фонды.
В этих условиях Правительство Нижегородской области рекомендует главам администраций городов и районов Нижегородской области создать на базе централизованных бухгалтерий, организованных при главных распорядителях кредитов, муниципальные учреждения - централизованные бухгалтерии для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Примерный порядок взаимодействия между бюджетными учреждениями и централизованными бухгалтериями утвержден распоряжением Губернатора Нижегородской области от 07.04.2003 г. N 180-р.
В течение 2004 года Министерством финансов Нижегородской области будет продолжена работа по формированию методологии организации бухгалтерского учета бюджетных средств с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации.
13. Политика в области управления государственным долгом
Нижегородской области
Политика Правительства Нижегородской области по управлению государственным долгом Нижегородской области на 2004 год и среднесрочную перспективу будет направлена на стимулирование инвестиционной активности в области, на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета и покрытие возникающих в течение года временных кассовых разрывов.
Основными задачами при реализации долговой политики на 2004 год являются:
- уменьшение к концу 2004 года объема государственного долга Нижегородской области до уровня 40% от доходной части областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета;
- снижение нагрузки на областной бюджет на основе минимизации стоимости заимствований;
- снижение удельного веса краткосрочных долгов и выравнивание пиков платежей;
- уменьшение доли внешних долгов (прежде всего - за счет погашения обязательств по внешнему облигационному займу Нижегородской области 1997 года и реструктуризации долга перед Министерством финансов Российской Федерации по средствам МБРР) с целью снижения валютных рисков;
- распределение обязательств по срочности для выравнивания нагрузки на областной бюджет по годам, начиная с 2004 года;
- создание условий для использования государственного долга как инструмента усиления конкурентоспособности экономики Нижегородской области и создания конкурентных преимуществ нижегородским предприятиям, а также для увеличения объема прямых инвестиций и повышения деловой активности в регионе, прежде всего - за счет предоставления поручительств (государственных гарантий) Нижегородской области;
- активизация мер по взысканию имеющихся задолженностей в областной бюджет. Уменьшение объема просроченных долгов и минимизация потерь при их возврате.
В 2004 году будут применены следующие меры улучшения структуры государственного долга Нижегородской области:
Внешние долги:
- выполнение обязательств по выплатам по внешнему облигационному займу Нижегородской области, приходящихся на 2004 год, без нарушения сроков и в полном объеме,
- урегулирование просроченной задолженности перед Министерством финансов Российской Федерации по средствам МБРР.
Внутренние долги:
- снижение стоимости и оптимизация объемов заимствований областного бюджета. Будет продолжена работа по увеличению объемов кредитных линий коммерческих банков (дополнительно - не менее 300 млн. рублей), прежде всего для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение финансового года. Увеличение объемов кредитных линий необходимо для повышения оперативности при привлечении кредитных ресурсов, обеспечения конкурентности при назначении банками - кредиторами процентных ставок и определении иных условий кредитования областного бюджета;
- определение параметров, подготовка и размещение внутреннего облигационного займа Нижегородской области в объеме не менее 1 млрд. рублей,
- обеспечение возврата средств областного бюджета заемщиками. В 2004 году будет продолжена работа по коммерциализации задолженности предприятий - заемщиков средств еврозайма в случае недостижения ими договоренностей с Правительством Нижегородской области по урегулированию просроченных долгов. Усиление взаимодействия с правоохранительными органами для ускорения и обеспечения полного возврата средств еврозайма. Долги предприятий - заемщиков предполагается реализовывать на открытых конкурсах с участием конкурирующих бизнес - групп;
- продолжение работы по повышению кредитного рейтинга Нижегородской области, взаимодействие с рейтинговыми агентствами, для чего необходимо предусмотреть в расходах областного бюджета на 2004 год затраты на оплату их услуг;
- создание автоматизированной системы учета долговых обязательств консолидированного бюджета Нижегородской области и расчета предельных нормативов государственного и муниципального долга.
V. Межбюджетные отношения
2004 год будет подготовительным годом для проведения реформы организации местного самоуправления в Нижегородской области и формирования межбюджетных отношений в свете Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Будет разработан и принят ряд нормативных документов по изменению межбюджетных отношений в Нижегородской области.
В 2004 году предполагается сохранить виды финансовой помощи, действующие в 2003 году, кроме субвенции на уплату страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области. Эти расходы планируется централизовать в областном бюджете для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Нижегородской области в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области. Такие условия установлены Правительством Российской Федерации для передачи дополнительных средств на эти цели из федерального пенсионного фонда.
На 2004 год будут сохранены нормативы отчислений от налоговых доходов, принятые Законом Нижегородской области от 27.12.2002 года N 78-З "Об областном бюджете на 2003 год".
В связи с изменениями налогового законодательства на 2004 год будут меняться нормативы отчислений от федеральных налоговых доходов по отдельным городам и районам, по которым изменение налогового законодательства в значительной степени повлияло на доходную часть бюджета района (города). Изменения нормативов отчислений от федеральных налогов будут проводиться по согласованию с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области.
Начиная с 2005 года федеральным законодательством будут установлены единые нормативы отчислений от налоговых доходов.
В 2004 году предполагается сохранение резервного фонда на финансирование мероприятий, имеющих сезонный характер, в основном на заготовку топлива. Предоставление средств из этого фонда будет осуществляться в виде возмездных или безвозмездных бюджетных ссуд администрациям городов и районов Нижегородской области на заготовку топлива и на подготовку к отопительному периоду.
Будет сохранен Фонд финансовой помощи нижестоящим бюджетам из областного бюджета в целях оказания финансовой помощи, в связи с выпадающими доходами по бюджетам городов и районов Нижегородской области.
На 2004 год будет предусмотрен в областном бюджете Фонд стимулирования администраций городов и районов Нижегородской области. Средства этого Фонда будут распределяться в бюджеты городов и районов в виде безвозвратной финансовой помощи при выполнении определенных условий: перевыполнение плана поступления налоговых доходов в части областного бюджета, снижения кредиторской задолженности, отсутствия задолженности по заработной плате и другие.
На среднесрочную перспективу предстоят значительные изменения в формировании межбюджетных отношений в Нижегородской области. В 2003-2004 годах будет разработан и вынесен на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области пакет нормативных документов по организации местного самоуправления и формированию межбюджетных отношений в Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 августа 2003 г. N 246 "О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 160 от 3 сентября 2003 г.