Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 г. N 240 "О Программе развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области на 2003 - 2005 годы"

2. Возложить координацию выполнения мероприятий Программы на министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьмину).

3. Предоставить министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьминой) право корректировки мероприятий Программы в пределах сумм финансирования и сроков, установленных по разделам Программы.

4. Рекомендовать главам администраций районов и городов области:

4.1. Разработать муниципальные программы развития бытового обслуживания населения с учетом целей и мероприятий областной Программы.

4.2. Предусмотреть в планах работы мероприятия по обеспечению необходимыми бытовыми услугами малообеспеченных и социально-незащищенных граждан.

4.3 Определить перечень приоритетных видов бытовых услуг, в том числе гарантированных видов бытовых услуг первой необходимости.

4.4. Предусмотреть выделение площадей объектов нового строительства под размещение организаций бытового обслуживания населения.

4.5. Изыскать возможность установления пониженных (льготных) тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения организациям бытового обслуживания, предоставляющим льготы на бытовые услуги малоимущим гражданам.

4.6. Изыскать возможность по предоставлению льгот по аренде помещений, находящихся в муниципальной собственности, для исполнителей бытовых услуг.

4.7. Привлекать к участию в размещении муниципальных заказов (на конкурсной основе) исполнителей бытовых услуг.

4.8. Осуществлять частичное финансирование мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов.

5. ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области" (Д.И. Лабузе) и ОАО "Облбытсервис" (Л.Г. Бельдеру) рассмотреть возможность взаимодействия с районными Центрами поддержки предпринимательства по развитию сферы бытового обслуживания населения.

6. Рекомендовать Нижегородскому областному комитету государственной статистики (А.Н. Голубцову) представлять в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области статистические и отчетные данные по сфере бытового обслуживания населения.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.

 

Губернатор

Г.М. Ходырев

 

Программа
развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области
на 2003 - 2005 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 8 августа 2003 г. N 240)

 

Паспорт
Программы развития бытового обслуживания населения
в Нижегородской области на 2003 - 2005 годы

 

Наименование
программы
Программа развития бытового обслуживания населения в
Нижегородской области на 2003 - 2005 годы
Наименование решения
о разработке
Программы
- Комплексная целевая программа развития малого
предпринимательства в Нижегородской области на 2002 - 2003
годы
- Программа социально-экономического развития Нижегородской
области до 2005 года
Заказчик Программы Правительство Нижегородской области
Основные
разработчики
Программы
- Министерство экономики и развития предпринимательства
Нижегородской области (департамент развития экономического
потенциала территорий и потребительских рынков)
- Открытое акционерное общество "Облбытсервис"
Разработчики -
соисполнители
Программы
- Министерство экономики и развития предпринимательства
Нижегородской области
- Министерство финансов Нижегородской области
- Министерство труда и социальной защиты Нижегородской
области
- Министерство образования и науки Нижегородской области
- Министерство имущественных отношений Нижегородской области
- Министерство государственно-правового обеспечения
Нижегородской области,
во взаимодействии с:
- Департамент федеральной государственной службы занятости
населения по Нижегородской области (по согласованию)
- Нижегородское территориальное управление Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (по согласованию)
- Нижегородский областной комитет государственной статистики
(по согласованию)
- Государственное учреждение "Фонд поддержки малого
предпринимательства Нижегородской области" (по согласованию)
- Закрытое акционерное общество "Волго-Вятский
межрегиональный лизинговый центр" (по согласованию)
- Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по
согласованию)
- Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский
Дом малого бизнеса" (по согласованию)
- Нижегородский областной союз потребительских обществ (по
согласованию)
- Нижегородская областная организация профсоюза рабочих
местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (по
согласованию)
- Ассоциация предприятий бытового обслуживания населения (по
согласованию)
- Открытое акционерное общество "Облбытсервис" (по
согласованию)
Цель Программы - обеспечение условий для развития бытового обслуживания
населения, как социальной сферы, повышение уровня и качества
жизни населения, создание современной системы сервиса,
увеличение объемов и видов бытовых услуг, обеспечение их
территориальной доступности для населения и гарантии
качества, увеличение занятости населения в области
Задачи Программы - создание правовых, экономических и организационных условий
для устойчивого развития сферы бытового обслуживания
населения,
- создание цивилизованных рыночных механизмов
предпринимательской деятельности и благоприятных условий для
работы организаций различных организационно-правовых форм
собственности и индивидуальных предпринимателей, оказывающих
бытовые услуги населению (исполнителей бытовых услуг),
урегулирования их взаимоотношений с социальными партнерами и
потребителями бытовых услуг,
- содействие созданию и поддержка предпринимательских
структур, предоставляющих бытовые услуги,
- формирование инфраструктуры государственной и общественной
поддержки бытового обслуживания населения
Основные направления
Программы
- разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих
развитие сферы бытового обслуживания населения,
- информационно-аналитическое обеспечение развития сферы
бытового обслуживания населения,
- развитие инфраструктуры сферы бытового обслуживания
населения,
- поддержка производственно-маркетинговой и инновационной
деятельности исполнителей бытовых услуг,
- кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка бытового
обслуживания населения,
- научно-методическое и кадровое обеспечение развития сферы
бытового обслуживания населения
Сроки реализации
Программы
2003 - 2005 годы
Планируемые объемы
средств и источники
финансирования
мероприятий
Программы
Общий объем финансирования в 2003 - 2005 г.г. - 133 545,0
тыс. рублей, в том числе:
- 27 095,0 тыс. рублей - средства областного бюджета в
рамках мероприятий, направленных на развитие малого
предпринимательства в Нижегородской области.
- 15 000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета,
- 91 450,0 тыс. рублей - заемные, кредитные средства,
собственные средства предприятий и предпринимателей,
оказывающих бытовые услуги населению
Ожидаемые конечные
результаты
реализации Программы
- расширение рынка видов бытовых услуг,
- повышение уровня потребления бытовых услуг на душу
населения,
- повышение качества бытовых услуг,
- увеличение объемов бытовых услуг, в том числе, оказанных
малообеспеченным гражданам,
- создание новых рабочих мест,
- создание элементов инфраструктуры, оказывающих
информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую
и другие виды поддержек исполнителям бытовых услуг
Система управления и
контроля
- основной разработчик Программы (Министерство экономики и
развития предпринимательства Нижегородской области)
осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией,
осуществляя координацию взаимодействия соисполнителей
- межведомственная комиссия по бытовому обслуживанию
населения
- координационный совет по развитию потребительского рынка
при Правительстве Нижегородской области

 

Программа развития бытового обслуживания населения
в Нижегородской области на 2003 - 2005 годы

 

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

 

Бытовое обслуживание населения (далее - БОН) - деятельность организаций различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг и выполнению работ для населения по возмездному договору для удовлетворения бытовых (личных, семейных, домашних и иных) нужд.

До 1991 года функции по развитию бытовых услуг и координации деятельности предприятий БОН в Нижегородской области были возложены на Управление бытового обслуживания населения Горьковского облисполкома, в состав которого входили 14 производственных объединений, 5 фабрик, ремонто-строительное управление, 47 районных производственных управлений бытового обслуживания, учебно-производственный комбинат и автотранспортная база "Горьковоблтрансбыт". Управление БОН фактически было монополистом с едиными принципами функционирования, ценообразования, обеспечения и обслуживания с двойным подчинением - Горьковскому облисполкому и Министерству бытового обслуживания РСФСР.

В соответствии с указом Президента РФ от 28.11.91 г. N 240 и постановлением Губернатора Нижегородской области от 09.01.92 г. N 8 "О коммерциализации предприятий бытового обслуживания населения" была проведена коммерциализация существующей хозяйственной структуры, которая заключалась в выделении и обеспечении хозяйственной самостоятельности предприятий. В результате проведенных преобразований предприятия и их структурные подразделения стали свободно распоряжаться результатами своего труда. Однако, раздробление ранее действующих предприятий на мелкие структуры привело к потере их управляемости ввиду низкого управленческого и образовательного уровня руководителей данных структур. Потеря централизованного управления привела к экономической несамостоятельности и свертыванию деятельности вновь образовавшихся предприятий по большинству видов бытовых услуг. Дотации государства, ранее направляемые на поддержку деятельности предприятий БОН, прекратились. Предприятия оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Начался процесс сокращения сети предприятий БОН.

По данным НОКГС, к 2000 г. в сравнении с 1985 г., число предприятий БОН сократилось в 1,7 раз, а число приемных пунктов, обслуживающих, в первую очередь, сельское население области - в 5,6 раз. Объем бытовых услуг, в зависимости от их видов, сократился от 2 до 10 раз, численность работающих - в 1,5 - 2 раза, отрасль потеряла около половины производственных площадей. До 80% сельских населенных пунктов лишились ателье, мастерских и других предприятий службы быта.

Одновременно, эти явления способствовали развитию предпринимательской деятельности, поскольку эта отрасль потенциально является подходящей сферой для массового малого предпринимательства.

К 2003 г. в сфере БОН сложились многоукладные экономические отношения. Оформились три основные группы хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм:

- индивидуальные предприниматели (наиболее многочисленная группа);

- малые предприятия (с численностью работающих до 30 человек);

- крупные и средние предприятия.

В настоящее время в области действует порядка 4 тыс. предприятий различных форм собственности в сфере БОН (включая индивидуальных предпринимателей), занято свыше 30 тыс. человек.

Доля государственных предприятий составляет 0,3%, муниципальных - 2,9%, частных - 38,8%, индивидуальных предпринимателей - 44,5%, организаций, оказывающих бытовые услуги в дополнение к основной деятельности - 13,4%, прочих - 0,1%.

В декабре 2002 года на территории Нижегородской области в 48 районах было обследовано 594 предприятия, оказывающих бытовые услуги населению.

Из общего числа опрошенных предприятий, 48 - находятся в муниципальной собственности и 546 - представлены негосударственными формами собственности (частные предприятия (ЧП), акционерные общества (АО), предприятия районной потребительской кооперации (РАЙПО) (график N 1).

 

График N 1

ГАРАНТ:

См. график N 1 в формате MS-Word

Отдельного внимания заслуживают предприятия потребительской кооперации, составляющие 7% от общего числа предприятий, задействованных в сфере БОН. Районные потребительские общества (РАЙПО) предоставляют некоторое количество бытовых услуг на территории Нижегородской области. Это связано с тем, что по роду своей деятельности потребкооперация имеет развитую сеть предприятий. Однако, ассортимент бытовых услуг РАЙПО слабо развит, что отражено в графике 2. В этой связи, в рамках данной Программы, целесообразно активное взаимодействие с предприятиями РАЙПО в целях расширения ассортимента бытовых услуг и продвижения БОН на селе.

По результатам исследования была выявлена территориальная неравномерность оказания бытовых услуг по области, тем не менее, основные виды бытовых услуг предоставляются (график N 2).

 

График N 2

ГАРАНТ:

См. график N 2 в формате MS-Word

По приросту объема бытовых услуг в 1999 г. Нижегородская область вошла в число семи ведущих регионов России. С 2000 г. объемы бытовых услуг начали сокращаться. В 2002 г., по данным НОКГС, населению Нижегородской области было оказано услуг бытового характера через все каналы реализации на сумму 2,02 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 23,9% меньше уровня прошлого года.

Удельный вес бытовых услуг в структуре всех платных услуг в 2002 г. составил 13,3%.

Удельный вес малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в общем объеме бытовых услуг составляет около 80%.

Наибольшие доли в структуре объема бытовых услуг в 2002 г. заняли:

- ремонт и строительство жилья - 18,1%

- ремонт автотранспортных средств - 13,1%

- ремонт бытовой техники - 12,5%

- ремонт и пошив одежды - 11,2%.

Наименьшие:

- услуги по прокату - 0,4%

- услуги прачечных - 0,6%

- химчистка и крашение - 0,7%

- изготовление и ремонт мебели - 1,5%.

В настоящее время проблема ограниченности ассортимента бытовых услуг характерна для всей сферы БОН Нижегородской области. Наиболее распространены в области около 30 видов услуг. Большую часть составляют услуги первой необходимости (парикмахерские услуги, ремонт обуви, пошив одежды и ритуальные услуги). При этом, номенклатура оказываемых услуг бедна и не всегда отвечает запросам потребителя, например, сложный ремонт бытовой техники.

В некоторых районах области отсутствуют и те специализированные предприятия, которые оказывают услуги первой необходимости (услуги по ремонту и пошиву обуви, ремонту и техническому обслуживанию теле-радиоэлектронной аппаратуры, фотоуслуги), комплексные и сельские приемные пункты.

В районах и городах области, по-прежнему, слабо развит рынок услуг химической чистки, прачечных, отсутствуют прачечные индивидуальной стирки белья (мини прачечные), прачечные самообслуживания.

Тем не менее, по результатам опроса можно прогнозировать наращивание потенциала развития сферы БОН, даже в сложившихся непростых экономических условиях. Подобный вывод позволяют сделать статистические данные опроса руководителей предприятий (график N 3).

 

График N 3

ГАРАНТ:

См. график N 3 в формате MS-Word

В настоящее время практически полностью не освоенным потребительским рынком бытовых услуг является село. Основным фактором, сдерживающим развитие БОН на селе является низкая рентабельность оказываемых услуг. В этой связи, бесспорным является необходимость внедрения комплексной программы, предусматривающей поддержку и развитие бытовых услуг на территории сельских поселений. По результатам опроса 39% из опрошенных предпринимателей готовы работать на селе, кроме того, 19% уже осуществляют работу на селе и хотели бы расширять объемы и виды услуг (график N 4).

 

График N 4

ГАРАНТ:

См. график N 4 в формате MS-Word

Также сдерживающим фактором, наряду с низкой экономической эффективностью является географическая удаленность и отсутствие оборудованных помещений для работы. Поэтому, подавляющее большинство (59%) предприятий считают наиболее приемлемой выездную форму работы. Примерно равное соотношение - 19% и 22% считают удобной, соответственно, стационарную форму работы или приемный пункт (график N 5).

 

График N 5

ГАРАНТ:

См. график N 5 в формате MS-Word

Выездная форма привлекает предпринимателей и тем, что она легко организуема и является наименее затратной. Необходимо отметить, что значительная часть предпринимателей позитивно относится к опыту прежних лет, когда выезды на село были централизованными.

Тенденция к работе с сельскими территориями свойственна в основном для крупных предприятий, расположенных в промышленно-развитых районах области.

Вместе с тем большинство предпринимателей, имея желание развивать свое предприятие и работать на селе, как правило, не имеет такой возможности. Это обусловлено объективными экономическими факторами. Для решения проблем развития БОН необходима комплексная государственная поддержка.

 

Проблемы, которые сдерживают развитие бытового обслуживания населения:

1. Острая необходимость в приобретении современного оборудования и передовых технологий, автотранспортных средств (имеющаяся материальная база не отвечает современным требованиям).

2. Разрушение связей по поставкам материалов и комплектующих деталей (высокая стоимость основных и вспомогательных материалов, приобретаемых через посреднические фирмы, высокая стоимость транспортных расходов).

3. Высокие тарифы по оплате тепловой и электрической энергии (что увеличивает себестоимость услуг, следовательно, и цену для потребителя).

4. Недостаток собственных оборотных средств.

5. Острая потребность и сложность в получении кредитных ресурсов на развитие предприятий сферы бытовых услуг.

В сфере кредитно-финансовой поддержки предложены программы лизинга оборудования и транспортных средств для субъектов малого предпринимательства в сфере БОН.

Однако, предприятия БОН слабо используют механизм лизинга из-за отсутствия залогового обеспечения и финансовых средств для внесения авансовых платежей.

Финансовая поддержка требуется и предприятиям БОН, находящимся в муниципальной собственности. Эти предприятия находятся в крайне тяжелом финансовом положении. Финансовая поддержка предприятий БОН, находящихся в муниципальной собственности должна осуществляться, в частности, за счет средств местных бюджетов.

В некоторых районах и городах области (Балахнинский, Бутурлинский, Варнавинский, Вачский, Володарский, Городецкий, Лысковский, Сеченовский, Тонкинский, Тоншаевский, Шатковский, г.Арзамас, г.Саров, г.Н.Новгород) были приняты нормативные акты, в соответствии с которыми предприятиям БОН предоставляются льготы по местным налогам и сборам, льготы по арендной плате, коммунальным платежам. Высвобожденные средства направляются на развитие и стабилизацию деятельности предприятий БОН, пополнение основных и оборотных средств, приобретение оборудования и материалов, ремонт помещений, создание новых рабочих мест. В 2001 г. в районах (Богородский, Вачский, Семеновский, Шатковский, г.Саров) были выделены целевые средства за счет средств местных бюджетов на развитие сферы БОН.

Однако этих мер недостаточно для поддержания стабильного финансового состояния предприятий сферы быта.

6. Недостаток маркетинговых исследований рынка услуг.

7. Острая потребность в квалифицированных и дипломированных специалистах (назрела необходимость в методическом и систематическом обеспечении квалифицированными кадрами предприятий сферы БОН).

8. Отсутствие четких нормативов по требованиям СЭС, устаревшие и не соответствующие требованиям времени инструкции, правила (в частности, на парикмахерские, прачечные), отсутствие таких нормативов на прачечные индивидуальной стирки белья, прачечные самообслуживания.

9. Получение в аренду помещений для создания предприятий по оказанию бытовых услуг предпринимателями г.Н.Новгорода и крупных городов области (те помещения, которые имеются в реестрах КУМИ и МИО - подвалы и полуподвалы, пригодны только для размещения складских хозяйств, но не для организаций предприятий сферы бытовых услуг, так как эти проекты не будут согласованы контролирующими органами из-за несоответствия требованиям СЭС, противопожарной и техники безопасности, охраны труда и др., предприниматели занимаются сами поиском помещений, на что уходит масса времени и сил, и, как правило, находят помещения, предлагаемые им на условиях субаренды).

10. Низкий уровень бытового обслуживания населения в сельских районах области.

Состояние бытового обслуживания населения в городах и сельских районах области - существенно различается. Причиной тому является концентрация денежной массы в городах и, соответственно, отсутствие ее на селе. Обслуживая малообеспеченную часть населения, предприятия сельской службы быта работают с убытками, так как стараются сохранять цены на уровне платежеспособности населения района. Из-за низкой платежеспособности населения в сельской местности сфера БОН не является достаточно привлекательной для вложения инвестиций предпринимателями.

Состояние сферы бытового обслуживания населения в районах области во многом зависит от позиции местных органов власти и управления. В большинстве районов и городах области (Кстовский, Павловский, Ковернинский, Богородский, Первомайский, Семеновский, Вознесенский, Лысковский, Шатковский, Шахунский и др. районах, г.Н.Новгород, г.Дзержинск, г. Арзамас, г. Саров) разработаны и реализуются программы и комплексные меры по развитию бытового обслуживания населения.

11. Низкий уровень рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости, высокая стоимость кредитных ресурсов сокращают возможности привлечения инвестиций для дальнейшего развития отрасли.

По результатам опроса, были выявлены следующие процентные соотношения проблем, особенно интересующих предпринимателей (график N 6)

 

График N 6

ГАРАНТ:

См. график N 6 в формате MS-Word

     1. Несоответствие помещений потребностям предприятий  21 %
     2. Отсутствие системы льготного кредитования          17 %
     3. Отсутствие поддержки со стороны администрации      14 %
     4. Налогообложение                                    12 %
     5. Высокая арендная плата                             12 %
     6. Обеспечение транспортом                             9 %
     7. Дефицит кадров                                      9 %
     8. Отсутствие рекламной поддержки                      6 %

 

Анкетирование руководителей организаций бытового обслуживания, проведенное НОКГС, также показало, что 60,8% опрошенных при ответе на вопрос "Собирается ли Ваша организация в ближайшем будущем расширять свой бизнес в сфере бытового обслуживания населения?" ответили отрицательно или затруднились ответить, ссылаясь на высокие налоговые ставки (58,6%), низкий потребительский спрос (64,9%) и высокую арендную плату (66,6%).

Сфера бытового обслуживания населения, являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой социально значимый сектор экономики, который нуждается в регулировании со стороны государства.

Государственное регулирование сферы бытового обслуживания населения должно осуществляться путем качественного взаимодействия федеральных, региональных структур и органов местного самоуправления.

Основным инструментом реализации государственной политики по развитию бытового обслуживания населения является Программа развития бытового обслуживания населения (далее Программа). С 1998 года в области разрабатываются и действуют целевые Программы, финансируемые, частично, за счет средств областного бюджета, в том числе, через Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области. В целом, успешно выполнены Программы на 1998 - 1999 гг. и 2000 - 2001 гг.

Программа развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области на 2003 - 2005 годы представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития бытового обслуживания населения. Основой функционирования этой отрасли является развитие малого предпринимательства.

 

2. Основные цели и задачи Программы. Направления решения поставленных задач

 

Целями настоящей Программы являются обеспечение условий для развития бытового обслуживания населения в области, повышение уровня и качества жизни населения, создание современной системы сервиса, увеличение объемов и видов бытовых услуг, обеспечение их территориальной доступности для населения и гарантии качества, увеличение занятости населения.

 

Достижение указанных целей требует решения следующих задач:

 

- создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания населения;

- создание цивилизованных рыночных механизмов предпринимательской деятельности и благоприятных условий для работы предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению, урегулирования их взаимоотношений с социальными партнерами и потребителями бытовых услуг;

- содействие созданию и поддержка предпринимательских структур, предоставляющих бытовые услуги;

- формирование инфраструктуры государственной и общественной поддержки бытового обслуживания населения;

- развитие конкуренции на рынке бытовых услуг;

- организация работы межведомственной комиссии по развитию бытового обслуживания населения, а также создание аналогичных комиссий в городах и районах области.

 

Задачи решаются по следующим направлениям:

 

1. Нормативно-правовое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения.

Направление включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей сферу БОН и предпринимательскую деятельность в этой сфере. По данному направлению предусмотрена работа по анализу действующего законодательства и разработка мероприятий по устранению административных барьеров, препятствующих развитию сферы БОН.

2. Информационно-аналитическое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения.

В рамках данного направления будут осуществляться мероприятия по сбору информации в районах и городах области и исследованию состояния сферы БОН, обеспечивающих разработку стратегии дальнейшего развития сферы, а также мероприятия по обмену информацией, опытом работы с исполнителями БОН, другими регионами, средствами массовой информации.

3. Развитие инфраструктуры сферы бытового обслуживания населения.

Направление предусматривает мероприятия по развитию инфраструктуры бытового обслуживания населения, а именно общественных объединений предприятий и предпринимателей, профессиональных гильдий, ассоциаций, целью создания которых является оказание всесторонней поддержки исполнителям бытовых услуг, защита своих интересов в органах власти и др.

4. Поддержка производственно-маркетинговой и инновационной деятельности исполнителей бытовых услуг.

Данное направление предусматривает комплекс мероприятий по обеспечению исполнителей бытовых услуг помещениями для открытия предприятий сферы бытовых услуг, приемных и комплексных приемных пунктов, современным оборудованием и новыми технологиями, государственными и муниципальными заказами. Большое внимание уделяется выставочно-ярмарочной деятельности исполнителей бытовых услуг, а также проведению конкурсов профессионального мастерства, фестивалей по различным видам услуг. С целью привлечения местных органов власти и управления к развитию отрасли, решению проблем Программа предусматривает проведение конкурсов среди администраций районов и городов области на лучшую организацию работы по развитию сферы.

5. Кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка бытового обслуживания населения.

В рамках данного направления будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки предприятий сферы БОН: системы микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, развития лизинга и др.

6. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития бытового обслуживания населения.

Данное направление предусматривает комплекс мероприятий по развитию кадрового потенциала сферы бытового обслуживания, подготовке специалистов и менеджеров.

 

3. Этапы и сроки реализации Программы

 

Реализация Программы рассчитана на 2003 - 2005 годы и предполагает два этапа.

В 2003 - 2004 гг. основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов поддержки предприятий бытового обслуживания населения. Особое внимание будет уделено исследовательскому и аналитическому обеспечению развития сферы БОН, чтобы на втором этапе Программы, рассчитанном на 2005 год, перейти к новым методам проведения региональной политики развития бытового обслуживания населения.

 

4. План мероприятий Программы. Финансовое обеспечение

 

Этапы, основные направления,
мероприятия и содержание работ
Исполнители Финансовые ресурсы (тыс. руб.)
ВСЕГО 2003 2004 2005
  Бюджетные Внебюджетные Бюджетные Внебюджетные Бюджетные Внебюджетные
  Областной Федеральный Заемные, кредитные
средства,
собственные
средства
предприятий и
предпринимателей
Областной Федеральный Заемные, кредитные
средства,
собственные
средства
предприятий и
предпринимателей
Областной Федеральный Заемные, кредитные
средства,
собственные
средства
предприятий и
предпринимателей
2003 - 2005 гг.   133 545,0 5 990,0*1 6 000,0 26 810,0 9 105,0*2 5 000,0 30 520,0 12 000,0*3 4 000,0 34 120,0
1. Разработка нормативно-правовых
актов, обеспечивающих развитие
сферы бытового обслуживания
населения (БОН)
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
комитеты ОЗС, органы
местного самоуправления
(при условии участия)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
1.1. Разработка проектов
нормативно-правовых актов,
стимулирующих дальнейшее развитие
бытового обслуживания населения в
области
МЭиРП (ДРЭПТиПР), органы
местного самоуправления
(при условии участия),
АПБОН, общ. объединения и
организации (при условии
участия)
                   
1.2. Анализ практики применения
нормативного регулирования и
поддержки БОН и разработка
предложений по совершенствованию
действующего федерального и
областного законодательства
МЭиРП (ДРЭПТиПР), органы
местного самоуправления
(при условии участия),
общ. объединения и
организации (при условии
участия), Облбытсервис
(по согласованию)
                   
1.3. Участие в разработке
нормативно-правовых актов,
затрагивающих интересы
исполнителей бытовых услуг
МЭиРП (ДРЭПТиПР), МГПО,
АПБОН, Обкомпрофсоюза,
общ. объединения и
организации
Облбытсервис,
Облпотребсоюз (по
согласованию)
                   
1.4. Содействие устранению
административных барьеров,
препятствующих развитию сферы БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
НТУ МАП РФ, АПБОН, органы
местного самоуправления,
общ. объединения и
организации, Облбытсервис
(по согласованию)
                   
2. Информационно - аналитическое
обеспечение развития сферы
бытового обслуживания населения
(БОН)
  905,0 90,0   210,0 125,0   220,0 90,0   170,0
2.1 Сбор, обработка информации о
состоянии сферы БОН в области.
Создание информационной базы
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
НОКГС, администрации
районов и городов,
Облбытсервис (по
согласованию)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность и
120,0 - заемных
средств
    40,0     40,0     40,0
2.2. Разработка и создание
регистра исполнителей бытовых
услуг области
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
НОКГС, администрации
районов и городов,
Облбытсервис (по
согласованию)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность и
60,0 - заемных
средств
    20,0     20,0     20,0
2.3. Проведение анализа состояния
сферы БОН и уровня развития рынка
бытовых услуг в территориальном и
отраслевом разрезе
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
НОКГС, администрации
районов и городов,
Облбытсервис (по
согласованию)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность и
120,0 - заемных
средств
    40,0     40,0     40,0
2.4. Определение нормативов
потребления по видам бытовых услуг
по районам и городам области
Облбытсервис, НОКГС,
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
администрации районов и
городов (по согласованию)
30,0 30,0                
2.5. Разработка стратегии развития
сети организаций бытового
обслуживания населения по районам
и городам области
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
НОКГС, администрации
районов и городов,
Облбытсервис,
Облпотребсоюз (по
согласованию)
60,0     15,0 30,0   15,0      
2.6. Проведение информационных
семинаров, "круглых столов" с
представителями органов власти и
управления, организаций по
поддержке и развитию сферы бытовых
услуг, общественных организаций,
исполнителями бытовых услуг по
вопросам поддержки и развития
сферы БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
администрации районов и
городов, ФПМП, НДМБ,
АПБОН, НТУ МАП РФ, ТППНО,
Обкомпрофсоюза,
Облбытсервис,
Облпотребсоюз (по
согласованию)
360,0 50,0   50,0 60,0   60,0 70,0   70,0
2.7. Разработка и издание
справочных, информационных
бюллетеней, брошюр, буклетов и др.
по состоянию и развитию сферы БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
ФПМП, Облбытсервис (по
согласованию)
95,0 10,0   25,0 15,0   25,0 20,0    
2.8. Разработка и издание
информационного справочника
исполнителей бытовых услуг
населению Нижегородской области
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
ФПМП, Облбытсервис (по
согласованию)
60,0       20,0     20,0    
2.9. Участие в публикации в
средствах массовой информации
информационных материалов, статей
о проблемах и перспективах
развития сферы БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
совместно с АПБОН, общ.
объединения и
организации, Облбытсервис
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
2.10. Информационный обмен опытом
по развитию сферы БОН с субъектами
РФ, входящими в Приволжский
федеральный округ, РФ
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
совместно с АПБОН, общ.
объединения и
организации, Облбытсервис
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
3. Развитие инфраструктуры сферы
бытового обслуживания населения
(БОН)
 
50,0
    50,0            
3.1. Участие в создании и развитии
деятельности отраслевых и
профессиональных гильдий в сфере
БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
администрации районов и
городов, АПБОН, общ.
объединения и
организации, Облбытсервис
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
3.2. Создание
справочно-информационного и
консультационного центра бытового
обслуживания населения
Облбытсервис
(по согласованию), МЭиРП
(ДРЭПТиПР)
50,0     50,0            
4. Поддержка производственно-
маркетинговой и инновационной
деятельности исполнителей бытовых
услуг
  24660,0 200,0   6300,0 320,0   7900,0 440,0   9500,0
4.1. Организация открытых
конкурсов для реализации областных
и муниципальных заказов в сфере
бытового обслуживания
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
МФ, администрации районов
и городов (по
согласованию)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
4.2. Содействие созданию в городах
и районах области современных
предприятий сферы БОН с
применением передовых технологий
(химчисток, мини-прачечных,
обувных, швейных, трикотажных
ателье, фотопредприятий,
предприятий типа "Мультисервис" и
других)
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
МФ, МИО, ФПМП, МЛЦ,
Облпотребсоюз,
администрации районов и
городов, Облбытсервис
(по согласованию)
18000,0     5000,0     6000,0     7000,0
4.3. Содействие в предоставлении
исполнителям бытовых услуг
помещений для создания широкой
сети ремонтных мастерских,
специализированных предприятий,
приемных пунктов, а также
комплексных приемных пунктов в
районах и городах области (на
конкурсной основе)
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
МИО, Облпотребсоюз,
администрации районов и
городов, Облбытсервис
(по согласованию)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
4.4. Проведение
выставочно-ярмарочной деятельности
исполнителей бытовых услуг, в том
числе:
- районных, межрайонных,
городских;
- областных, межрегиональных,
специализированных;
- содействие участию во
всероссийских, международных
выставках-ярмарках
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
совместно с ТППНО, НДМБ,
ФПМП, администрации
районов и городов,
Облпотребсоюз, АПБОН,
общ. объединения и
организации, Облбытсервис
1680,0 120,0   300,0 160,0   400,0 200,0   500,0
4.5. Проведение фестивалей,
конкурсов по видам бытовых услуг,
в том числе:
-конкурсов профессионального
мастерства среди работников сферы
быта,
-конкурсов "Лучшее предприятие
бытового обслуживания населения",
-конкурсов "Лучшая организация
работы по поддержке и развитию
бытового обслуживания населения в
области", в том числе в сельской
местности
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
совместно с ФПМП, АПБОН,
Обкомпрофсоюза, общ.
объединения и
организации,
администрации районов и
городов, Облбытсервис
4980,0 80,0   1000,0 160,0   1500,0 240,0   2000,0
5. Кредитно-финансовая и
инвестиционная поддержка сферы
бытового обслуживания населения
(БОН)
  92 450,0 5650,0   20200,0 8500,0   22300,0 11400,0   24400,0
5.1. Организация
кредитно-финансовой и
инвестиционной поддержки в
реализации бизнес - проектов
исполнителей бытовых услуг
МЭиРП (ДРЭПТиПР), МФ,
ФПМП, МЛЦ, НТУ МАП РФ,
Облбытсервис (по
согласованию)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
5.2. Предоставление в лизинг
автотранспортных средств и
оборудования исполнителям бытовых
услуг (на конкурсной основе) на
льготных условиях
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
ФПМП, МЛЦ, Облбытсервис
(по согласованию)
55500,0 1000,0   16000,0 1500,0   17000,0 2000,0   18000,0
5.3. Предоставление гарантий
исполнителям бытовых услуг под
обеспечение банковских кредитов
(на конкурсной основе)
МЭиРП (ДРЭПТиПР), ФПМП 1550,0 150,0   200,0 200,0   300,0 300,0   400,0
5.4. Предоставление целевых займов
на приобретение основных и
пополнение оборотных средств
исполнителям бытовых услуг (на
конкурсной основе) на льготных
условиях, в особенности - сельской
местности
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
МФ, ФПМП, НТУ МАП РФ,
администрации районов и
городов (по согласованию)
16500,0 300,0   4000,0 500,0   5000,0 700,0   6000,0
5.5. Проведение анализа и
подготовка предложений по
предоставлению льгот исполнителям
бытовых услуг (по аренде
помещений, оплате коммунальных
услуг, налогам и сборам)
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
МИО, совместно с НТУ МАП
РФ, администрации районов
и городов, Облпотребсоюз
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
5.6. Содействие в организации
кредитно-финансовой поддержки
начинающим предпринимателям в
сфере бытового обслуживания
населения
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
ФПМП
900,0 200,0     300,0     400,0    
5.7. Реализация программы
частичной компенсации процентной
ставки при получении кредитов в
коммерческих банках исполнителями
бытовых услуг
МЭиРП (ДРЭПТиПР), МФ 18000,0 4000,0     6000,0     8000,0    
5.8. Социальная поддержка
слабозащищенных слоев населения
(малоимущих, пенсионеров, детей из
неполных и многодетных семей и др.
граждан) при получении бытовых
услуг
МТиСЗ, МЭиРП (ДРЭПТиПР),
Во взаимодействии с
администрациями районов и
городов, Обкомпрофсоюза,
АПБОН, общ. объединения и
организации
                   
6. Научно-методическое и кадровое
обеспечение развития сферы
бытового обслуживания населения
(БОН)
  15480,0 50,0 6000,0 50,0 160,0 5000,0 100,0 70,0 4000,0 50,0
6.1. Проведение
научно-практической конференции по
развитию сферы БОН с участием
регионов Приволжского федерального
округа, РФ, Минэкономики РФ
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
совместно с ФПМП, МОН,
НДМБ, АПБОН, общ.
объединения и
организации,
Облбытсервис
150,0       100,0   50,0      
6.2. Содействие в организации
повышения квалификации и обучения
кадров для БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
МОН, ФПМП, МФ, во
взаимодействии с
администрациями районов и
городов
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
6.3. Обучение безработных граждан,
зарегистрированных в органах
службы занятости населения, в т.ч.
молодежи, женщин, военнослужащих и
инвалидов профессиям, имеющим
применение в сфере БОН
ДФГСЗ, МЭиРП (ДРЭПТиПР),
МОН, администрации
районов и городов
15000,0
(средства,
выделяемые за
счет средств
федерального
бюджета)
  6000,0     5000,0     4000,0  
6.4. Содействие в развитии системы
дополнительного профессионального
образования руководителей и
специалистов в сфере БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР), во
взаимодействии с МОН,
администрации районов и
городов, общ. объединения
и организации,
Облбытсервис
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
6.5. Содействие в прохождении
производственной практики и
трудоустройстве на летний период
студентов ПТУ, техникумов и ВУЗов
на предприятиях бытового
обслуживания населения
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
АПБОН, Облбытсервис,
общ. объединения и
организации
(совместно)
В пределах
бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
                 
6.6. Организация и проведение
межрегиональных, областных,
межрайонных (кустовых) и районных
конференций, учебно-методических и
специализированных семинаров,
совещаний и "круглых столов" по
развитию сферы БОН
МЭиРП (ДРЭПТиПР),
администрации районов и
городов, ФПМП, АПБОН,
общ. объединения и
организации, Облбытсервис
(по согласованию)
330,0 50,0   50,0 60,0   50,0 70,0   50,0

 

*1 (в том числе 1990,0 тыс.руб. - часть средств, выделяемых на финансирование мероприятий КЦПРМП на 2002 - 2003 гг. через ФПМП)

*2 (в том числе 3105,0 тыс.руб. - часть средств, выделяемых на финансирование мероприятий через ФПМП)

*3 (в том числе 4000,0 тыс.руб. - часть средств, выделяемых на финансирование мероприятий через ФПМП)

 

5. Ресурсное обеспечение Программы:

 

- выделение части средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области за счет средств областного бюджета через механизм Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области,

- выделение части средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области за счет средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки при получении кредитов в коммерческих банках,

- для финансирования инвестиционных программ и проектов, имеющих значение для развития экономики городов и районов области, основная часть средств должна быть изыскана органами местного самоуправления,

- выделение части средств за счет средств федерального бюджета по линии федеральной государственной службы занятости населения,

- активное привлечение на реализацию проектов в сфере БОН средств коммерческих банков, инвестиционных фондов и институтов, собственных средств предприятий, предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы.

Всего потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы составляет - 133 545,0 тыс. рублей, в том числе:

- 27 095,0 тыс. рублей - средства областного бюджета в рамках мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Нижегородской области,

- 15 000,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета,

- 91 450,0 тыс. рублей - заемные, кредитные средства, собственные средства предприятий и предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению.

 

6. Организация управления Программой и механизм ее реализации

 

Заказчик Программы - Правительство Нижегородской области.

Координацию мероприятий Программы осуществляет Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.

Координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Координационный совет по развитию потребительского рынка при Правительстве Нижегородской области и межведомственная комиссия по бытовому обслуживанию населения.

Реализацию программы осуществляет Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области совместно с ОАО "Облбытсервис".

 

7. Ожидаемые результаты реализации Программы
и критерии оценки ее эффективности

 

- улучшение социально-экономических показателей;

- повышение уровня и качества жизни населения области.

В результате реализации Программы организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению, будут активно включены в решение задач по социально-экономическому развитию территорий, что обеспечит рост количества действующих предприятий БОН в области, более полное использование трудовых резервов общества, а также рост числа занятых.

 

Список сокращений (аббревиатур), примененных в тексте
Программы

 

БОН - Бытовое обслуживание населения

МЭиРП - Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области

ДРЭПТиПР - Департамент развития экономического потенциала территорий и потребительских рынков министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области

МФ - Министерство финансов Нижегородской области

МТиСЗ - Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области

МОН - Министерство образования и науки Нижегородской области

МИО - Министерство имущественных отношений Нижегородской области

МГПО - Министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области

ДФГСЗ - Департамент федеральной государственной службы занятости по Нижегородской области

НТУ МАП РФ - Нижегородское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

НОКГС - Нижегородский областной комитет государственной статистики

ФПМП - Государственное учреждение "Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области"

ТППНО - Торгово - промышленная палата Нижегородской области

НДМБ - Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский Дом малого бизнеса"

Облпотребсоюз - Нижегородский областной союз потребительских обществ

РАЙПО - Районные потребительские общества

МЛЦ - Закрытое акционерное общество "Волго-Вятский межрегиональный лизинговый центр"

КЦПРМП - Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области

Обкомпрофсоюза - Нижегородская областная организация профессионального союза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий

АПБОН - Ассоциация предприятий бытового обслуживания населения

Облбытсервис - Открытое акционерное общество "Облбытсервис"

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 г. N 240 "О Программе развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области на 2003 - 2005 годы"


Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 155 от 27 августа 2003 г.