2. Министерству труда и социальной защиты Нижегородской области обеспечить разработку плана действий по реализации Концепции и представить его на рассмотрение Правительства Нижегородской области в марте 2004 года.
3. Органам государственной власти Нижегородской области, находящимся в подчинении Губернатора Нижегородской области, считать одной из приоритетных задач работу, направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи, и при разработке проектов программ и иных нормативных правовых актов учитывать положения Концепции.
4. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить информирование общественности об основных положениях Концепции.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области разработать муниципальные программы семейной политики с учетом Концепции, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.
Губернатор |
Г.М. Ходырев |
Концепция семейной политики
в Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 декабря 2003 г. N 371)
1. Введение
На каждом витке своего развития от общества и органов государственной власти и органов местного самоуправления требуется пересмотр целей, задач, средств и методов социальной работы с различными группами населения, учет происходящих изменений в объектах и субъектах социальной политики.
Семья - один из основных социальных институтов общества, претерпевающих серьезную трансформацию в ходе происходящих перемен в российском обществе и в мире в целом.
Одной из задач государственной семейной политики является преодоление неблагоприятных последствий данной трансформации, которые в своей совокупности характеризуют кризис семьи как социального института. Этот кризис является всеобщим, но приобретает в каждой стране и регионе специфическую окраску. В Нижегородской области так же, как и в России в целом, он усугубляется особенностями нашего исторического пути, социально-экономическим кризисом и все еще сохраняющимся низким жизненным уровнем значительной части населения.
Семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную. В этих условиях государственная семейная политика стала рассматриваться главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семьи от снижения уровня ее благосостояния. В связи с этим, главный упор делался на необходимость компенсации этого снижения путем предоставления семьям материальной помощи, но объем этой помощи оставался довольно скромным ввиду нехватки финансовых ресурсов. Эта помощь лишь в незначительной степени компенсировала инфляционное падение уровня жизни, так как кроме семьи в помощи нуждаются одиноко проживающие пенсионеры, беженцы и т.д. Поддержка малоимущих семей находится в плане первоочередных мер, но Концепция семейной политики современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер.
Семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе преимущественно самостоятельного жизнеобеспечения, обеспечения защиты социально-уязвимых семей.
Концепция семейной политики в Нижегородской области (далее - Концепция) разработана с учетом социального состояния, тенденций и перспектив развития института семьи. При этом в контексте данного документа семья рассматривается не только как объект, но и как субъект семейной политики.
В Концепции наряду с результатами теоретического анализа представлена система мер по выводу семьи из кризиса и обеспечению эффективности семейной политики.
2. Семья и ее современное состояние в Нижегородской области
Семья является одной из самых древних форм социальной жизни и выступает одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: эмоциональных, сексуальных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах.
Семья определяется как исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством или усыновлением и живущих вместе. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. К важнейшим функциям семьи относятся: репродуктивная, воспитательная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуальная, социального контроля, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, духовного общения.
На протяжении XX века семья в России пережила глубокие перемены. Современная семья приходит на смену традиционной патриархальной семье: семья перестала быть основной хозяйственной единицей, семейный статус перестал передаваться по наследству, выросла социальная мобильность, личные цели индивида стали превалировать над интересами родства, рост прав и свобод личности (мужчины и женщины) привел к дальнейшему сокращению численности нуклеарной семьи (средний размер семьи снизился до 2,9 человека).
Анализ состояния семьи в Нижегородской области
В настоящее время в области проживает около 1 млн. семей, в том числе более 500 тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Нижегородская область так же, как и Россия в целом, переживает репродуктивный кризис: смертность превышает рождаемость в среднем в 2,2 раза, а в сельских районах области - в 2,9 раза (таблица 1, график 1).
Таблица 1
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Родилось | 27006 | 27699 | 28187 | 28585 |
Умерло | 62131 | 65310 | 66754 | 68141 |
Суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся на одну женщину за всю ее жизнь, в 2002 году в Нижегородской области составил 1,13 против 1,88 в 1989 году при норме простого воспроизводства - 2,15. Значительно выросла доля однодетных семей (по данным органов социальной защиты населения - 72,9 % от общего количества семей с детьми), трех- и двухдетная модели семьи стали нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции. Нижегородская область превращается в регион с вымирающим населением. Причем социально-экономический кризис в стране лишь ускорил процесс смены моделей, но не был причиной этой смены. Проблема осложняется тем, что происходит изменение ценностных ориентации - уменьшается ожидаемое число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых детей систематически падает и достигло цифры 1,83, можно утверждать, что это не откладывание рождений, а отказ от них. Дети перестают рассматриваться как непременный компонент семейного производства и гарант обеспеченной старости родителей. Следовательно, падение рождаемости - не временное явление, а фундаментальный сдвиг.
График 1
См. график 1 в редакторе MS-Word
В Нижегородской области так же, как и по России в целом, отчетливо наблюдается рост числа разводов при сокращении числа регистрируемых браков.
Вместе с тем, типичным становится такое явление, как семья с нерегистрируемым браком. По данным социологических исследований, доля таких семей составляет 12-14 %.
Значителен удельный вес неполных семей (более 18 %). 22,5 % детей в Нижегородской области в 2002 году рождены вне брака. Свыше 50 % детей какую-то часть детства проводят в неполных семьях. Специалисты делают вывод, что нормальная социализация детей в условиях полной семьи становится нетипичным явлением.
Постоянно повышается уровень "добровольного безбрачия". Он достиг уже 17 % среди мужчин и 18,7 % среди женщин.
Малодетные и бездетные семьи, разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни.
Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи. Ценности воспроизводства, дети и их социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с развитием собственной личности, личной карьеры, гедонистическими ценностями, реализовать которые возможно с успехом и вне рамок традиционной семьи. Значимость, привлекательность и устойчивость традиционной полнодетной семьи зримо снижаются.
В то же время, именно семья несет на себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе: падение жизненного уровня, безработица и одновременно с этим трудовые перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья, жилищные проблемы и так далее. Все это приводит к снижению ресурсности семьи. Причем социально-экономический потенциал семьи находится в прямой зависимости от фактора детности (таблица 2, график 2).
Таблица 2
Удельный вес семей с детьми в целом по Нижегородской области
с доходами ниже черты бедности (%)
2002 год | |
Семьи с 1 ребенком | 20,6 |
Семьи с 2 детьми | 44,3 |
Семьи с 3 детьми | 70,3 |
Семьи с 4 и более детьми | 90,8 |
По данным органов социальной защиты населения на 1 сентября 2003 года 294688 семей являлись получателями детских пособий, то есть имели среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.
График 2
См. график 2 в редакторе MS-Word
Вместе с тем, в Нижегородской области накоплен достаточно большой опыт в решении проблем семьи. Так, в 2002 году Правительством области была утверждена Концепция адресной социальной поддержки семьи, предусматривающая меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Также в области имеется определенная материально-техническая база для проведения социальной работы с семьей. В настоящее время в области действуют 54 муниципальных учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе:
- 8 центров социальной помощи семье и детям,
- 29 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних,
- 6 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- 11 социальных приютов для детей и подростков.
В 2003 году создан областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Бригантина".
Также в области работают 13 межрайонных центров планирования семьи и 1 областной.
Однако проведенный анализ состояния семьи убеждает, что она как сложный социальный институт, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути потребности, должна находиться под защитой государства. Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной семейной политики.
Создаваемая новая Концепция семейной политики должна учитывать все неблагоприятные факторы, воздействующие на семью, отражать ее роль и значение в развитии общества, а также место семьи в структуре общественного производства. Кроме того, сегодня необходимо не только разрабатывать новые программы, но и вырабатывать новые механизмы реализации этих программ, в том числе предусматривая более эффективную организацию деятельности, развития и финансирования организаций и учреждений, реализующих программы помощи семье, а также инновационные результативные формы и методы взаимодействия с семьей.
3. Цели и задачи семейной политики
Стратегическая цель семейной политики: укрепление и развитие социального института семьи; создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты, социализации и психологической поддержки.
Достижение этой цели требует специальной поддержки со стороны общества и государства успешной семьи, поощрение семей с детьми.
Это не предполагает дискриминации других типов семей или отказа им в поддержке. Это означает право общества на предпочтение и поддержку того типа семьи, который в наибольшей степени отвечает общественным интересам. То есть семейная политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результатом такой политики, не связанной только с оказанием традиционной помощи в неблагоприятных стрессовых ситуациях, является упрочение семьи и семейного образа жизни вообще, распространение такого социально-экономического, социокультурного и социопсихологического явления, как успешная семья.
При этом успешной может называться семья, являющаяся самоценной и самодостаточной и способная обеспечить следующие положительные результаты в функционировании общества:
а) стабильность демографической ситуации и оптимальная динамика социума/региона; ориентация супружеских пар на детный образ жизни, на осознанное родительство;
б) обеспечение здорового генофонда; воспроизводство, рост и сохранение качественного человеческого капитала, трудовых ресурсов общества;
в) адекватная включенность семьи в обеспечение экономического потенциала социума на основе самообеспечения и самозанятости, т.е. организации неприбыльного производства продуктов, товаров и услуг, а также на прибыльной основе, т.е. участии в различных формах предпринимательства. Максимальная экономическая отдача семей, занятых в государственном секторе экономики;
г) успешная социализация подрастающего поколения, формирование у него "вертикали" социальных и духовно-нравственных потребностей; обеспечение трудовой, социокультурной, патриотической преемственности поколений.
Приоритет в работе с семьей необходимо отдать семьям социально и экономически активным, с высоким жизненным потенциалом. Именно с ними государство сможет строить партнерские отношения, сменить свою традиционную "патерналистскую" политику, поощряющую "потребительскую" позицию и иждивенческие настроения семьи, на мобилизационную политику, призванную раскрыть потенциал семьи в социально-экономическом поведении. Это семьи, проявившие успех ранее и готовые в современных условиях к постоянному духовному, профессиональному, карьерному, предпринимательскому росту.
Таким полноценным, работоспособным семьям необходимо оказывать поддержку в создании условий для рождения и воспитания детей.
Таким образом, семейная политика должна включать в себя:
1) поддержание института семьи на уровне реализации его функций;
2) повышение социального статуса успешной семьи;
3) обеспечение условий для удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей семьи;
4) использование творческого потенциала семьи в развитии общества.
Концепция семейной политики современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер:
1. Совершенствование семейного законодательства.
2. Мобилизация финансовых ресурсов в целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в обеспечении жильем и т.д.).
3. Формирование эффективного механизма самообеспечения семьи в современных социально-экономических условиях, в том числе создание условий для обеспечения занятости трудоспособных членов семьи.
4. Формирование субъектности семьи в использовании имеющихся возможностей при решении проблем и, таким образом, преодоление иждивенчества и потребительства семьи в обществе.
5. Обеспечение организационных и материальных условий для планирования семьи. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства.
6. Создание условий для получения детьми адекватного образования и воспитания, профилактика детской безнадзорности и правонарушений.
7. Использование творческого потенциала семьи в развитии общества.
8. Развитие традиционных и создание новых форм содействия семейному благополучию, совершенствование системы социальной поддержки, укрепление ресурсности семьи на всех уровнях.
9. Совершенствование и развитие системы социальной защиты семьи с объективно пониженными внутренними ресурсами и семьи, находящейся в кризисной ситуации. Создание разнообразных возможностей и развитие системы поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для разрешения возникающего кризиса и дальнейшего развития семьи.
10. Укрепление различных форм взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, благотворительных, религиозных и иных общественных организаций, бизнеса, науки, средств массовой информации в поддержку семьи.
11. Формирование благоприятного общественного мнения о семье и семейном образе жизни, пропаганда семейных ценностей.
12. Создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, работающих с семьей.
4. Принципы семейной политики
Исходя из целей и задач семейной политики, можно определить ее основные принципы:
1. Принцип единства целей государственной семейной политики Российской Федерации и Нижегородской области.
2. Принцип партнерства семьи и государства, закрепляющий статус семьи как равного партнера государства, предполагающий взаимную ответственность сторон и открывающий ей возможности в различных сферах жизнедеятельности.
3. Принцип базисности, ставящий семью в центр общественной системы, повышение ее статуса и роли.
4. Принцип суверенности семьи и свободы образа жизни в соответствии с индивидуальным выбором и системой нравственных, культурных, социопсихологических предпочтений членов семьи в рамках правового общества.
5. Принцип опоры на собственные силы, исходя из которого семья должна как можно меньше зависеть от государственной помощи и общественной благотворительности.
6. Принцип преемственности и стабильности государственной семейной политики, создание новых и поддержка существующих социальных служб и услуг, сохранение и дальнейшее совершенствование достигнутых социальных гарантий защиты семьи.
7. Принцип социальной защищенности, гарантии устойчивого уровня жизни и получения необходимой поддержки со стороны государства семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
8. Принцип адресной социальной помощи и дифференцированной системы мер в отношении семей разных типов и разного уровня ресурсности, в том числе предоставление гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи для обеспечения благосостояния на условиях занятости.
9. Принцип гендерной симметрии: состояние общества, при котором практически реализован принцип равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин - равенство в аспектах здравоохранения, равная поддержка и развитие культуры материнства и отцовства, равенства занятости на производстве и в быту.
10. Принцип социального партнерства: семейная политика осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с некоммерческими организациями, в том числе с государственными и муниципальными учреждениями, благотворительными, религиозными организациями, иными общественными организациями, коммерческими организациями, а также семьями и физическими лицами.
11. Принцип научности: принятие инновационных решений в семейной политике, оценка эффективности услуг, программ и проектов, опирающихся на научный анализ сущности семейных проблем и независимую экспертизу, проводимую учеными, специалистами в области семьи, семейной политики, социального управления.
5. Основные направления семейной политики
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики России и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи и укрепление института семьи.
Объектом семейной политики является сама семья, а также государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.
Семейная политика области, направленная на достижение поставленных целей и задач, в соответствии с вышеизложенными принципами предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
1. Создание условий для экономической самостоятельности семьи, улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
- разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; создание условий для развития высококвалифицированного надомного труда;
- обеспечение государственных гарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на условиях неполного рабочего дня (недели) для подростков (от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
- усиление гарантий занятости в сфере общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, и др.): стимулирование создания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям, использующим их труд;
- обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реабилитации;
- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот, а также других мер поощрения, повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в приеме на работу женщин как на условиях полного, так и неполного рабочего дня, по гибкому графику или работы на дому, в том числе с использованием высококвалифицированного труда (услуги в сфере информационных технологий, переводческие услуги и др.);
- формирование системы банковского и потребительского кредитования семей с учетом семейного состава за счет снижения ставки налогообложения банковской прибыли, возмещения банками недополученной прибыли за счет средств областного и местных бюджетов либо специальных фондов;
- формирование системы семейных пособий, охватывающей поддержку семьи с несовершеннолетними детьми и обеспечивающей частичное возмещение сокращения доходов семей в связи с занятостью одного из ее трудоспособных членов уходом за детьми;
- предоставление дополнительной материальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на основе адресного и заявительного принципа с обязательной взаимной ответственностью сторон;
- повышение гарантий материального обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей, совершенствование в этих целях алиментных правоотношений;
- разработка и реализация областных и муниципальных программ, направленных на обеспечение жильем молодых семей и семей с детьми, а также льготное кредитование и субсидирование семей с детьми, осуществляющих строительство и приобретение жилья в собственность. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей. Обеспечение приемлемого для семьи соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров оплаты аренды и найма жилья;
- развитие программ трудоустройства и занятости подростков и молодежи.
2. Обеспечение сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей:
- реализация на практике прав отца и других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей, пропаганда ценности отцовства, равенства в распределении домашних обязанностей и баланса в сфере занятости;
- усиление помощи родителям в выборе желаемой формы ухода за ребенком и его воспитания: обеспечение развития сети детских дошкольных учреждений различных направлений и форм собственности;
- развитие сети специальных учреждений для содержания и ухода за детьми-инвалидами, взрослыми-инвалидами, престарелыми и безнадежно больными, в том числе для временного пребывания.
3. Охрана здоровья детей и родителей, создание условий для формирования здорового образа жизни семьи:
- сохранение за счет бюджетного и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан, а также традиционной системы детского оздоровления;
- распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения, профилактика беременности среди несовершеннолетних и профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
- укрепление и развитие системы учреждений и служб планирования семьи, охрана репродуктивного здоровья женщин и мужчин, пропаганда осознанного материнства и отцовства;
- развитие медико-генетической помощи населению: совершенствование и внедрение современных медицинских технологий для ранней диагностики заболеваний плода, развитие системы обязательного обследования беременных и новорожденных и системы подготовки семьи к родам;
- улучшение оказания медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;
- создание и внедрение междисциплинарных программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с проблемами физического и умственного развития;
- формирование рабочих мест специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения; создание и поощрение инициатив всех форм сотрудничества в сфере профилактики наркомании и алкоголизма, токсикомании;
- пропаганда своевременного и регулярного медицинского обследования всех членов семьи любого возраста;
- соблюдение требований действующего законодательства об охране труда;
- обмен опытом работы в сфере охраны здоровья семьи между российскими и зарубежными специалистами.
4. Укрепление воспитательного потенциала семьи, культурно-просветительская работа:
- формирование новой семейной культуры, основанной на гендерном равенстве, толерантном отношении и ненасильственной коммуникации;
- объединение и координация усилий заинтересованных родителей, обеспокоенных проблемами детства, семьи, образования, готовых к защите прав и интересов детей;
- реальное участие родителей через все доступные формы местного самоуправления в реализации образовательной, семейной, молодежной политики;
- общественный родительский контроль за деятельностью конкретных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию государственной политики в сфере образования, семьи и детства;
- пропаганда и распространение среди родителей педагогической культуры, разработка программ самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для родителей;
- внедрение новых эффективных форм и методов взаимодействия семьи и образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания семьи и детей, помощь семье в эффективной социальной адаптации детей;
- разработка и внедрение программ по формированию позиции ответственного родительства;
- внедрение программ по повышению правовой компетентности, гражданской инициативы и ответственности детей и родителей, в том числе профилактика подростковых правонарушений;
- совершенствование культуры родительства через создание и развитие родительских общественных организаций, использование успешного российского и зарубежного опыта в данной сфере (ассоциации многодетных семей, ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, родительские комитеты и другие общественные объединения);
- формирование культуры семейного досуга, создание условий для реализации творческого и духовного потенциала семьи;
- формирование у учащихся осознанного ответственного отношения к будущему родительству через включение в планы образовательных учреждений области основ семейного законодательства, разработку и внедрение образовательных программ по основам здорового образа жизни;
- привлечение учреждений культуры к разработке и реализации программ работы с семьей, направленных на популяризацию опыта успешных семей, пропаганду детного образа жизни, возрождение и развитие семейных традиций;
- организация совместной досуговой деятельности детей и родителей с целью формирования общесемейных нравственных и духовных ценностей, распространения культуры здорового образа жизни.
5. Создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального сиротства, детской безнадзорности:
- совершенствование нормативной правовой базы и обеспечение контроля подготовленными специалистами в сфере социальной работы за соблюдением прав детей и подростков;
- внедрение и развитие всех форм устройства детей в семью: усыновление, опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы и т.д.;
- совершенствование работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с лицами, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
- выработка рекомендаций, методов и внедрение проектов по профилактике безнадзорности и социального сиротства;
- разработка и внедрение программ, направленных на формирование семейной культуры и культуры ответственного родительства у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;
- активизация деятельности в направлении обобщения опыта и обмена информацией между российскими и зарубежными специалистами по охране прав детства и профилактике социального сиротства и детской безнадзорности.
6. Подготовка специалистов, работающих с семьей:
- организация подготовки кадров социальных работников, психологов, юристов, врачей различной специализации для обеспечения работы служб социальной помощи и планирования семьи;
- создание системы непрерывного образования и повышения квалификации социальных работников - специалистов по работе с семьей, семейных врачей, семейных психологов, семейных психотерапевтов, юристов семейного профиля, социальных педагогов и др.;
- организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы, распространения инновационных технологий работы с семьей;
- содействие получению работниками социальных служб высшего, второго высшего и среднего специального образования по социальной работе с семьей (с отрывом и без отрыва от производства, очной и заочной форм обучения);
- разработка новых программ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей в социальной сфере;
- разработка и внедрение эффективных механизмов аттестации и профессионального роста специалистов социальных учреждений и служб, работающих с семьей.
7. Использование научного потенциала для работы с семьей, организация исследовательской и информационной работы:
- создание на базе вузов и научных учреждений области специального направления исследовательских и внедренческих работ в сфере проблем семьи: доведение результатов исследований до широкой общественности, организация проблемных дискуссий по семье, гендерным отношениям, социализации, семейной политике Нижегородской области в средствах массовой информации;
- участие в разработке социальных стандартов по обслуживанию семьи для формирования государственного социального заказа; участие в организации изучения экономических, демографических, правовых, педагогических и социально-психологических проблем, постоянный мониторинг и анализ состояния нижегородской семьи; подготовка доклада о положении нижегородской семьи один раз в три года;
- привлечение ученых и активистов негосударственных организаций к разработкам научно-практического характера, междисциплинарным исследованиям современного состояния семьи;
- использование научного потенциала области для разработки различных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики;
- организация межведомственного информационного взаимодействия по созданию единой интегрированной информационной базы; обеспечение информационной безопасности семьи и личности при использовании базы данных единой интегрированной системы персонифицированного учета;
- изучение и обобщение мирового опыта социальной работы с семьей, разработка инновационных программ, методов и технологий в сфере социальной работы с семьей.
8. Развитие системы комплексной социальной помощи семье:
- дальнейшее развитие на территории области сети специализированных учреждений и служб социального обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья, кризисных центров для членов семьи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, семейных детских домов и др.), укрепление их материально-технической базы;
- использование ресурсов некоммерческого сектора для расширения сферы услуг, предоставляемых семье;
- внедрение и совершенствование механизмов конкурсности при определении размера финансирования деятельности и программ учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- разработка и внедрение новых социальных технологий, ориентированных на успешную семью;
- реализация пилотных проектов по внедрению практики семейных врачей;
- развитие сети учреждений и служб для молодежи (клубы по месту жительства, центры молодежных инициатив, молодежные биржи труда, службы психологической помощи, другие);
- организация социальной работы по технологии "телефона доверия";
- разработка модели и внедрение на правах пилотного проекта механизма действия общественной комиссии, осуществляющей правозащитные функции в отношении семьи и ребенка ("товарищеский семейный суд", социально-педагогический консилиум);
- сохранение и развитие материально-технической базы учреждений отдыха, оздоровления детей и семьи, развитие семейных форм отдыха, досуга и творчества;
- содействие сотрудничеству учреждений и организаций в целях наилучшего обслуживания семьи.
9. Формирование общественного мнения и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики:
- разработка системы организационных и иных мер по формированию в средствах массовой информации образа успешной семьи, пропаганда через средства массовой информации семейных ценностей и семейного образа жизни; выпуск в различных видах средств массовой информации специальных программ и рубрик по вопросам семейной политики;
- организация конкурсов больших и малых грантов (со смешанным финансированием) на исследования семьи, конкурсов поддержки социальных проектов;
- привлечение спонсоров и благотворителей, создание попечительских советов для реализации наиболее интересных проектов в сфере семейной политики;
- развитие сотрудничества государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, учреждений, коммерческих организаций, в том числе этнических культурных центров и представительств различных конфессий, в области семейной политики.
10. Организационные и финансовые механизмы реализации основных направлений семейной политики:
- совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка новых нормативных документов, обеспечивающих условия успешного функционирования семьи - совершенствование семейного права;
- разработка и реализация областных и муниципальных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в областные программы экономического, социального и культурного развития с соответствующим выделением средств из бюджетов различного уровня;
- обеспечение приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на укрепление социального института семьи;
- широкое использование, распространение социальной и демографической статистики для информационного обеспечения органов власти различного уровня, издание соответствующих информационных бюллетеней;
- организация фамилистической экспертизы (экспертное установление соответствия деятельности управленческих решений и законопроектов в Нижегородской области интересам нижегородской семьи и условиям ее успешного функционирования);
- развитие экспертизы печатной и видеопродукции на установление наличия рекламы и пропаганды порнографии, культа насилия и жесткости, употребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
- совершенствование менеджмента социальных учреждений;
- обеспечение научного изучения различных аспектов жизнедеятельности нижегородской семьи, включая вопросы финансирования исследований;
- усиление контроля за процессом перепрофилирования детских дошкольных учреждений, сохранение материальной базы данных учреждений в областной и муниципальной собственности для расширения сферы услуг, предоставляемых семье и детям;
- содействие совместным программам обмена опытом специалистов в сфере социальной работы, образования, здравоохранения и внутренних дел, координация услуг социальных, медицинских, образовательных и юридических учреждений.
6. Ожидаемые результаты
Основным результатом последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей за счет:
1. Совершенствования семейного законодательства.
2. Доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения, занятости и т.д.
3. Повышения уровня благосостояния семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного механизма самообеспечения, а также за счет разработки системы мер, способствующих развитию и поддержке семейного предпринимательства.
4. Роста числа семей с активной жизненной позицией, преодоление иждивенческой и потребительской ориентации/практики.
5. Повышения уровня репродуктивных намерений семьи; более полной реализации семьей репродуктивных намерений и улучшение на этой основе режима воспроизводства населения.
6. Снижения младенческой и материнской смертности, частоты врожденных пороков развития и генетических заболеваний у детей.
7. Формирования установок самосохранительного поведения, здорового образа жизни.
8. Повышения уровня социальной поддержки семьи, материнства и детства.
9. Создания условий для воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов.
10. Сокращения масштабов социального сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
11. Обеспечения преимущественного воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения.
12. Развития сети учреждений и организаций, обеспечивающих необходимые условия для повышения ресурсности семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
13. Обеспечения необходимыми специалистами государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, взаимодействующих с семьей.
14. Совершенствования механизма различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы с семьей.
15. Роста числа успешно действующих некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки семьи.
16. Возрождения и развития лучших отечественных традиций семейного воспитания.
17. Укрепления в общественном сознании образа полной, детной, благополучной семьи.
Нормативные правовые акты в сфере семейной политики
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995;
- Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712);
- областная межведомственная программа "Улучшение положения семьи, женщин и детей в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах" (утверждена постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.01.2001 N 21);
- Концепция адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2002 N 52);
- План действий по реализации Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области на период до 2005 года (утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2002 N 136);
- областная межведомственная программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004-2006 годы (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 23.05.2003 N 158).
Краткий словарь употребляемых в тексте терминов
Концепция - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, труда и т.д.
Гедонизм (от греческого - "удовольствие") - направление в этике, утверждающее наслаждение и удовольствие как основной мотив и высшую цель человеческого поведения.
Нуклеарная семья - семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может также быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми.
Патернализм - покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подчиненным.
Принцип - 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.
Ресурсность семьи - комплексное, интегративное понятие, определяющее совокупность следующих потенциалов (ресурсов) для формирования и удовлетворения потребностей семьи: финансовый, материальный, психологический, физический (здоровье), интеллектуальный, коммуникативно-информационный, статусный, адаптационный и др.
Социальная субъектность - комплексное понятие, определяющее совокупность способностей семьи как социального института и малой социальной группы:
- быть субъектом прав и обязанностей, т.е. уметь и хотеть их осуществлять, осознавать; артикулировать, защищать и отстаивать свои интересы (при этом права и обязанности понимаются как формы взаимодействия с социумом);
- продуктивно использовать свой потенциал и компетентность для преимущественно самостоятельного жизнеобеспечения;
- постоянно совершенствовать свою ресурсную базу;
- способность к самоуправлению, саморегулированию во внутрисемейных процессах и изменениях;
- осознавать ответственность перед социумом за социальное поведение семьи в целом и ее членов;
- обладание способностями и социально обусловленными возможностями самостоятельной социально-преобразующей деятельности.
Фамилистика - система наук, объясняющих динамику семьи с позиции необходимости укрепления полной семьи с несколькими детьми. Фамилистическая - просемейная.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 г. N 371 "Об утверждении Концепции семейной политики в Нижегородской области"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области