Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 г. N 371 "Об утверждении Концепции семейной политики в Нижегородской области"

2. Министерству труда и социальной защиты Нижегородской области обеспечить разработку плана действий по реализации Концепции и представить его на рассмотрение Правительства Нижегородской области в марте 2004 года.

3. Органам государственной власти Нижегородской области, находящимся в подчинении Губернатора Нижегородской области, считать одной из приоритетных задач работу, направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи, и при разработке проектов программ и иных нормативных правовых актов учитывать положения Концепции.

4. Управлению общественных связей Администрации Губернатора Нижегородской области обеспечить информирование общественности об основных положениях Концепции.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области разработать муниципальные программы семейной политики с учетом Концепции, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.

 

Губернатор

Г.М. Ходырев

 

Концепция семейной политики
в Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 декабря 2003 г. N 371)

 

1. Введение

 

На каждом витке своего развития от общества и органов государственной власти и органов местного самоуправления требуется пересмотр целей, задач, средств и методов социальной работы с различными группами населения, учет происходящих изменений в объектах и субъектах социальной политики.

Семья - один из основных социальных институтов общества, претерпевающих серьезную трансформацию в ходе происходящих перемен в российском обществе и в мире в целом.

Одной из задач государственной семейной политики является преодоление неблагоприятных последствий данной трансформации, которые в своей совокупности характеризуют кризис семьи как социального института. Этот кризис является всеобщим, но приобретает в каждой стране и регионе специфическую окраску. В Нижегородской области так же, как и в России в целом, он усугубляется особенностями нашего исторического пути, социально-экономическим кризисом и все еще сохраняющимся низким жизненным уровнем значительной части населения.

Семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную. В этих условиях государственная семейная политика стала рассматриваться главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семьи от снижения уровня ее благосостояния. В связи с этим, главный упор делался на необходимость компенсации этого снижения путем предоставления семьям материальной помощи, но объем этой помощи оставался довольно скромным ввиду нехватки финансовых ресурсов. Эта помощь лишь в незначительной степени компенсировала инфляционное падение уровня жизни, так как кроме семьи в помощи нуждаются одиноко проживающие пенсионеры, беженцы и т.д. Поддержка малоимущих семей находится в плане первоочередных мер, но Концепция семейной политики современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер.

Семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе преимущественно самостоятельного жизнеобеспечения, обеспечения защиты социально-уязвимых семей.

Концепция семейной политики в Нижегородской области (далее - Концепция) разработана с учетом социального состояния, тенденций и перспектив развития института семьи. При этом в контексте данного документа семья рассматривается не только как объект, но и как субъект семейной политики.

В Концепции наряду с результатами теоретического анализа представлена система мер по выводу семьи из кризиса и обеспечению эффективности семейной политики.

 

2. Семья и ее современное состояние в Нижегородской области

 

Семья является одной из самых древних форм социальной жизни и выступает одновременно и как малая социальная группа, и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: эмоциональных, сексуальных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах.

Семья определяется как исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством или усыновлением и живущих вместе. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. К важнейшим функциям семьи относятся: репродуктивная, воспитательная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуальная, социального контроля, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, духовного общения.

На протяжении XX века семья в России пережила глубокие перемены. Современная семья приходит на смену традиционной патриархальной семье: семья перестала быть основной хозяйственной единицей, семейный статус перестал передаваться по наследству, выросла социальная мобильность, личные цели индивида стали превалировать над интересами родства, рост прав и свобод личности (мужчины и женщины) привел к дальнейшему сокращению численности нуклеарной семьи (средний размер семьи снизился до 2,9 человека).

 

Анализ состояния семьи в Нижегородской области

 

В настоящее время в области проживает около 1 млн. семей, в том числе более 500 тыс. семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Нижегородская область так же, как и Россия в целом, переживает репродуктивный кризис: смертность превышает рождаемость в среднем в 2,2 раза, а в сельских районах области - в 2,9 раза (таблица 1, график 1).

 

Таблица 1

  1999 2000 2001 2002
Родилось 27006 27699 28187 28585
Умерло 62131 65310 66754 68141

 

Суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся на одну женщину за всю ее жизнь, в 2002 году в Нижегородской области составил 1,13 против 1,88 в 1989 году при норме простого воспроизводства - 2,15. Значительно выросла доля однодетных семей (по данным органов социальной защиты населения - 72,9 % от общего количества семей с детьми), трех- и двухдетная модели семьи стали нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции. Нижегородская область превращается в регион с вымирающим населением. Причем социально-экономический кризис в стране лишь ускорил процесс смены моделей, но не был причиной этой смены. Проблема осложняется тем, что происходит изменение ценностных ориентации - уменьшается ожидаемое число детей в семье. На основании того, что число ожидаемых детей систематически падает и достигло цифры 1,83, можно утверждать, что это не откладывание рождений, а отказ от них. Дети перестают рассматриваться как непременный компонент семейного производства и гарант обеспеченной старости родителей. Следовательно, падение рождаемости - не временное явление, а фундаментальный сдвиг.

 

График 1

ГАРАНТ:

См. график 1 в редакторе MS-Word

В Нижегородской области так же, как и по России в целом, отчетливо наблюдается рост числа разводов при сокращении числа регистрируемых браков.

Вместе с тем, типичным становится такое явление, как семья с нерегистрируемым браком. По данным социологических исследований, доля таких семей составляет 12-14 %.

Значителен удельный вес неполных семей (более 18 %). 22,5 % детей в Нижегородской области в 2002 году рождены вне брака. Свыше 50 % детей какую-то часть детства проводят в неполных семьях. Специалисты делают вывод, что нормальная социализация детей в условиях полной семьи становится нетипичным явлением.

Постоянно повышается уровень "добровольного безбрачия". Он достиг уже 17 % среди мужчин и 18,7 % среди женщин.

Малодетные и бездетные семьи, разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни.

Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи. Ценности воспроизводства, дети и их социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с развитием собственной личности, личной карьеры, гедонистическими ценностями, реализовать которые возможно с успехом и вне рамок традиционной семьи. Значимость, привлекательность и устойчивость традиционной полнодетной семьи зримо снижаются.

В то же время, именно семья несет на себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе: падение жизненного уровня, безработица и одновременно с этим трудовые перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья, жилищные проблемы и так далее. Все это приводит к снижению ресурсности семьи. Причем социально-экономический потенциал семьи находится в прямой зависимости от фактора детности (таблица 2, график 2).

 

Таблица 2

 

Удельный вес семей с детьми в целом по Нижегородской области
с доходами ниже черты бедности (%)

 

  2002 год
Семьи с 1 ребенком 20,6
Семьи с 2 детьми 44,3
Семьи с 3 детьми 70,3
Семьи с 4 и более детьми 90,8

 

По данным органов социальной защиты населения на 1 сентября 2003 года 294688 семей являлись получателями детских пособий, то есть имели среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.

 

График 2

ГАРАНТ:

См. график 2 в редакторе MS-Word

Вместе с тем, в Нижегородской области накоплен достаточно большой опыт в решении проблем семьи. Так, в 2002 году Правительством области была утверждена Концепция адресной социальной поддержки семьи, предусматривающая меры поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Также в области имеется определенная материально-техническая база для проведения социальной работы с семьей. В настоящее время в области действуют 54 муниципальных учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе:

- 8 центров социальной помощи семье и детям,

- 29 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних,

- 6 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- 11 социальных приютов для детей и подростков.

В 2003 году создан областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Бригантина".

Также в области работают 13 межрайонных центров планирования семьи и 1 областной.

Однако проведенный анализ состояния семьи убеждает, что она как сложный социальный институт, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути потребности, должна находиться под защитой государства. Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной семейной политики.

Создаваемая новая Концепция семейной политики должна учитывать все неблагоприятные факторы, воздействующие на семью, отражать ее роль и значение в развитии общества, а также место семьи в структуре общественного производства. Кроме того, сегодня необходимо не только разрабатывать новые программы, но и вырабатывать новые механизмы реализации этих программ, в том числе предусматривая более эффективную организацию деятельности, развития и финансирования организаций и учреждений, реализующих программы помощи семье, а также инновационные результативные формы и методы взаимодействия с семьей.

 

3. Цели и задачи семейной политики

 

Стратегическая цель семейной политики: укрепление и развитие социального института семьи; создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты, социализации и психологической поддержки.

Достижение этой цели требует специальной поддержки со стороны общества и государства успешной семьи, поощрение семей с детьми.

Это не предполагает дискриминации других типов семей или отказа им в поддержке. Это означает право общества на предпочтение и поддержку того типа семьи, который в наибольшей степени отвечает общественным интересам. То есть семейная политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результатом такой политики, не связанной только с оказанием традиционной помощи в неблагоприятных стрессовых ситуациях, является упрочение семьи и семейного образа жизни вообще, распространение такого социально-экономического, социокультурного и социопсихологического явления, как успешная семья.

При этом успешной может называться семья, являющаяся самоценной и самодостаточной и способная обеспечить следующие положительные результаты в функционировании общества:

а) стабильность демографической ситуации и оптимальная динамика социума/региона; ориентация супружеских пар на детный образ жизни, на осознанное родительство;

б) обеспечение здорового генофонда; воспроизводство, рост и сохранение качественного человеческого капитала, трудовых ресурсов общества;

в) адекватная включенность семьи в обеспечение экономического потенциала социума на основе самообеспечения и самозанятости, т.е. организации неприбыльного производства продуктов, товаров и услуг, а также на прибыльной основе, т.е. участии в различных формах предпринимательства. Максимальная экономическая отдача семей, занятых в государственном секторе экономики;

г) успешная социализация подрастающего поколения, формирование у него "вертикали" социальных и духовно-нравственных потребностей; обеспечение трудовой, социокультурной, патриотической преемственности поколений.

Приоритет в работе с семьей необходимо отдать семьям социально и экономически активным, с высоким жизненным потенциалом. Именно с ними государство сможет строить партнерские отношения, сменить свою традиционную "патерналистскую" политику, поощряющую "потребительскую" позицию и иждивенческие настроения семьи, на мобилизационную политику, призванную раскрыть потенциал семьи в социально-экономическом поведении. Это семьи, проявившие успех ранее и готовые в современных условиях к постоянному духовному, профессиональному, карьерному, предпринимательскому росту.

Таким полноценным, работоспособным семьям необходимо оказывать поддержку в создании условий для рождения и воспитания детей.

Таким образом, семейная политика должна включать в себя:

1) поддержание института семьи на уровне реализации его функций;

2) повышение социального статуса успешной семьи;

3) обеспечение условий для удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей семьи;

4) использование творческого потенциала семьи в развитии общества.

 

Концепция семейной политики современного уровня предполагает также формулировку долгосрочных задач и мер:

 

1. Совершенствование семейного законодательства.

2. Мобилизация финансовых ресурсов в целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в обеспечении жильем и т.д.).

3. Формирование эффективного механизма самообеспечения семьи в современных социально-экономических условиях, в том числе создание условий для обеспечения занятости трудоспособных членов семьи.

4. Формирование субъектности семьи в использовании имеющихся возможностей при решении проблем и, таким образом, преодоление иждивенчества и потребительства семьи в обществе.

5. Обеспечение организационных и материальных условий для планирования семьи. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства.

6. Создание условий для получения детьми адекватного образования и воспитания, профилактика детской безнадзорности и правонарушений.

7. Использование творческого потенциала семьи в развитии общества.

8. Развитие традиционных и создание новых форм содействия семейному благополучию, совершенствование системы социальной поддержки, укрепление ресурсности семьи на всех уровнях.

9. Совершенствование и развитие системы социальной защиты семьи с объективно пониженными внутренними ресурсами и семьи, находящейся в кризисной ситуации. Создание разнообразных возможностей и развитие системы поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для разрешения возникающего кризиса и дальнейшего развития семьи.

10. Укрепление различных форм взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, благотворительных, религиозных и иных общественных организаций, бизнеса, науки, средств массовой информации в поддержку семьи.

11. Формирование благоприятного общественного мнения о семье и семейном образе жизни, пропаганда семейных ценностей.

12. Создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, работающих с семьей.

 

4. Принципы семейной политики

 

Исходя из целей и задач семейной политики, можно определить ее основные принципы:

 

1. Принцип единства целей государственной семейной политики Российской Федерации и Нижегородской области.

2. Принцип партнерства семьи и государства, закрепляющий статус семьи как равного партнера государства, предполагающий взаимную ответственность сторон и открывающий ей возможности в различных сферах жизнедеятельности.

3. Принцип базисности, ставящий семью в центр общественной системы, повышение ее статуса и роли.

4. Принцип суверенности семьи и свободы образа жизни в соответствии с индивидуальным выбором и системой нравственных, культурных, социопсихологических предпочтений членов семьи в рамках правового общества.

5. Принцип опоры на собственные силы, исходя из которого семья должна как можно меньше зависеть от государственной помощи и общественной благотворительности.

6. Принцип преемственности и стабильности государственной семейной политики, создание новых и поддержка существующих социальных служб и услуг, сохранение и дальнейшее совершенствование достигнутых социальных гарантий защиты семьи.

7. Принцип социальной защищенности, гарантии устойчивого уровня жизни и получения необходимой поддержки со стороны государства семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

8. Принцип адресной социальной помощи и дифференцированной системы мер в отношении семей разных типов и разного уровня ресурсности, в том числе предоставление гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи для обеспечения благосостояния на условиях занятости.

9. Принцип гендерной симметрии: состояние общества, при котором практически реализован принцип равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин - равенство в аспектах здравоохранения, равная поддержка и развитие культуры материнства и отцовства, равенства занятости на производстве и в быту.

10. Принцип социального партнерства: семейная политика осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с некоммерческими организациями, в том числе с государственными и муниципальными учреждениями, благотворительными, религиозными организациями, иными общественными организациями, коммерческими организациями, а также семьями и физическими лицами.

11. Принцип научности: принятие инновационных решений в семейной политике, оценка эффективности услуг, программ и проектов, опирающихся на научный анализ сущности семейных проблем и независимую экспертизу, проводимую учеными, специалистами в области семьи, семейной политики, социального управления.

 

5. Основные направления семейной политики

 

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики России и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи и укрепление института семьи.

Объектом семейной политики является сама семья, а также государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.

Семейная политика области, направленная на достижение поставленных целей и задач, в соответствии с вышеизложенными принципами предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

 

1. Создание условий для экономической самостоятельности семьи, улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:

- разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; создание условий для развития высококвалифицированного надомного труда;

- обеспечение государственных гарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на условиях неполного рабочего дня (недели) для подростков (от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

- усиление гарантий занятости в сфере общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, и др.): стимулирование создания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям, использующим их труд;

- обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реабилитации;

- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот, а также других мер поощрения, повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в приеме на работу женщин как на условиях полного, так и неполного рабочего дня, по гибкому графику или работы на дому, в том числе с использованием высококвалифицированного труда (услуги в сфере информационных технологий, переводческие услуги и др.);

- формирование системы банковского и потребительского кредитования семей с учетом семейного состава за счет снижения ставки налогообложения банковской прибыли, возмещения банками недополученной прибыли за счет средств областного и местных бюджетов либо специальных фондов;

- формирование системы семейных пособий, охватывающей поддержку семьи с несовершеннолетними детьми и обеспечивающей частичное возмещение сокращения доходов семей в связи с занятостью одного из ее трудоспособных членов уходом за детьми;

- предоставление дополнительной материальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на основе адресного и заявительного принципа с обязательной взаимной ответственностью сторон;

- повышение гарантий материального обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей, совершенствование в этих целях алиментных правоотношений;

- разработка и реализация областных и муниципальных программ, направленных на обеспечение жильем молодых семей и семей с детьми, а также льготное кредитование и субсидирование семей с детьми, осуществляющих строительство и приобретение жилья в собственность. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей. Обеспечение приемлемого для семьи соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров оплаты аренды и найма жилья;

- развитие программ трудоустройства и занятости подростков и молодежи.

2. Обеспечение сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей:

- реализация на практике прав отца и других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей, пропаганда ценности отцовства, равенства в распределении домашних обязанностей и баланса в сфере занятости;

- усиление помощи родителям в выборе желаемой формы ухода за ребенком и его воспитания: обеспечение развития сети детских дошкольных учреждений различных направлений и форм собственности;

- развитие сети специальных учреждений для содержания и ухода за детьми-инвалидами, взрослыми-инвалидами, престарелыми и безнадежно больными, в том числе для временного пребывания.

3. Охрана здоровья детей и родителей, создание условий для формирования здорового образа жизни семьи:

- сохранение за счет бюджетного и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан, а также традиционной системы детского оздоровления;

- распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения, профилактика беременности среди несовершеннолетних и профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

- укрепление и развитие системы учреждений и служб планирования семьи, охрана репродуктивного здоровья женщин и мужчин, пропаганда осознанного материнства и отцовства;

- развитие медико-генетической помощи населению: совершенствование и внедрение современных медицинских технологий для ранней диагностики заболеваний плода, развитие системы обязательного обследования беременных и новорожденных и системы подготовки семьи к родам;

- улучшение оказания медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;

- создание и внедрение междисциплинарных программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с проблемами физического и умственного развития;

- формирование рабочих мест специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения; создание и поощрение инициатив всех форм сотрудничества в сфере профилактики наркомании и алкоголизма, токсикомании;

- пропаганда своевременного и регулярного медицинского обследования всех членов семьи любого возраста;

- соблюдение требований действующего законодательства об охране труда;

- обмен опытом работы в сфере охраны здоровья семьи между российскими и зарубежными специалистами.

4. Укрепление воспитательного потенциала семьи, культурно-просветительская работа:

- формирование новой семейной культуры, основанной на гендерном равенстве, толерантном отношении и ненасильственной коммуникации;

- объединение и координация усилий заинтересованных родителей, обеспокоенных проблемами детства, семьи, образования, готовых к защите прав и интересов детей;

- реальное участие родителей через все доступные формы местного самоуправления в реализации образовательной, семейной, молодежной политики;

- общественный родительский контроль за деятельностью конкретных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию государственной политики в сфере образования, семьи и детства;

- пропаганда и распространение среди родителей педагогической культуры, разработка программ самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для родителей;

- внедрение новых эффективных форм и методов взаимодействия семьи и образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания семьи и детей, помощь семье в эффективной социальной адаптации детей;

- разработка и внедрение программ по формированию позиции ответственного родительства;

- внедрение программ по повышению правовой компетентности, гражданской инициативы и ответственности детей и родителей, в том числе профилактика подростковых правонарушений;

- совершенствование культуры родительства через создание и развитие родительских общественных организаций, использование успешного российского и зарубежного опыта в данной сфере (ассоциации многодетных семей, ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, родительские комитеты и другие общественные объединения);

- формирование культуры семейного досуга, создание условий для реализации творческого и духовного потенциала семьи;

- формирование у учащихся осознанного ответственного отношения к будущему родительству через включение в планы образовательных учреждений области основ семейного законодательства, разработку и внедрение образовательных программ по основам здорового образа жизни;

- привлечение учреждений культуры к разработке и реализации программ работы с семьей, направленных на популяризацию опыта успешных семей, пропаганду детного образа жизни, возрождение и развитие семейных традиций;

- организация совместной досуговой деятельности детей и родителей с целью формирования общесемейных нравственных и духовных ценностей, распространения культуры здорового образа жизни.

5. Создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального сиротства, детской безнадзорности:

- совершенствование нормативной правовой базы и обеспечение контроля подготовленными специалистами в сфере социальной работы за соблюдением прав детей и подростков;

- внедрение и развитие всех форм устройства детей в семью: усыновление, опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы и т.д.;

- совершенствование работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с лицами, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;

- выработка рекомендаций, методов и внедрение проектов по профилактике безнадзорности и социального сиротства;

- разработка и внедрение программ, направленных на формирование семейной культуры и культуры ответственного родительства у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;

- активизация деятельности в направлении обобщения опыта и обмена информацией между российскими и зарубежными специалистами по охране прав детства и профилактике социального сиротства и детской безнадзорности.

6. Подготовка специалистов, работающих с семьей:

- организация подготовки кадров социальных работников, психологов, юристов, врачей различной специализации для обеспечения работы служб социальной помощи и планирования семьи;

- создание системы непрерывного образования и повышения квалификации социальных работников - специалистов по работе с семьей, семейных врачей, семейных психологов, семейных психотерапевтов, юристов семейного профиля, социальных педагогов и др.;

- организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы, распространения инновационных технологий работы с семьей;

- содействие получению работниками социальных служб высшего, второго высшего и среднего специального образования по социальной работе с семьей (с отрывом и без отрыва от производства, очной и заочной форм обучения);

- разработка новых программ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей в социальной сфере;

- разработка и внедрение эффективных механизмов аттестации и профессионального роста специалистов социальных учреждений и служб, работающих с семьей.

7. Использование научного потенциала для работы с семьей, организация исследовательской и информационной работы:

- создание на базе вузов и научных учреждений области специального направления исследовательских и внедренческих работ в сфере проблем семьи: доведение результатов исследований до широкой общественности, организация проблемных дискуссий по семье, гендерным отношениям, социализации, семейной политике Нижегородской области в средствах массовой информации;

- участие в разработке социальных стандартов по обслуживанию семьи для формирования государственного социального заказа; участие в организации изучения экономических, демографических, правовых, педагогических и социально-психологических проблем, постоянный мониторинг и анализ состояния нижегородской семьи; подготовка доклада о положении нижегородской семьи один раз в три года;

- привлечение ученых и активистов негосударственных организаций к разработкам научно-практического характера, междисциплинарным исследованиям современного состояния семьи;

- использование научного потенциала области для разработки различных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики;

- организация межведомственного информационного взаимодействия по созданию единой интегрированной информационной базы; обеспечение информационной безопасности семьи и личности при использовании базы данных единой интегрированной системы персонифицированного учета;

- изучение и обобщение мирового опыта социальной работы с семьей, разработка инновационных программ, методов и технологий в сфере социальной работы с семьей.

8. Развитие системы комплексной социальной помощи семье:

- дальнейшее развитие на территории области сети специализированных учреждений и служб социального обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья, кризисных центров для членов семьи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, семейных детских домов и др.), укрепление их материально-технической базы;

- использование ресурсов некоммерческого сектора для расширения сферы услуг, предоставляемых семье;

- внедрение и совершенствование механизмов конкурсности при определении размера финансирования деятельности и программ учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- разработка и внедрение новых социальных технологий, ориентированных на успешную семью;

- реализация пилотных проектов по внедрению практики семейных врачей;

- развитие сети учреждений и служб для молодежи (клубы по месту жительства, центры молодежных инициатив, молодежные биржи труда, службы психологической помощи, другие);

- организация социальной работы по технологии "телефона доверия";

- разработка модели и внедрение на правах пилотного проекта механизма действия общественной комиссии, осуществляющей правозащитные функции в отношении семьи и ребенка ("товарищеский семейный суд", социально-педагогический консилиум);

- сохранение и развитие материально-технической базы учреждений отдыха, оздоровления детей и семьи, развитие семейных форм отдыха, досуга и творчества;

- содействие сотрудничеству учреждений и организаций в целях наилучшего обслуживания семьи.

9. Формирование общественного мнения и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики:

- разработка системы организационных и иных мер по формированию в средствах массовой информации образа успешной семьи, пропаганда через средства массовой информации семейных ценностей и семейного образа жизни; выпуск в различных видах средств массовой информации специальных программ и рубрик по вопросам семейной политики;

- организация конкурсов больших и малых грантов (со смешанным финансированием) на исследования семьи, конкурсов поддержки социальных проектов;

- привлечение спонсоров и благотворителей, создание попечительских советов для реализации наиболее интересных проектов в сфере семейной политики;

- развитие сотрудничества государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, учреждений, коммерческих организаций, в том числе этнических культурных центров и представительств различных конфессий, в области семейной политики.

10. Организационные и финансовые механизмы реализации основных направлений семейной политики:

- совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка новых нормативных документов, обеспечивающих условия успешного функционирования семьи - совершенствование семейного права;

- разработка и реализация областных и муниципальных программ комплексного и целевого характера по направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в областные программы экономического, социального и культурного развития с соответствующим выделением средств из бюджетов различного уровня;

- обеспечение приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на укрепление социального института семьи;

- широкое использование, распространение социальной и демографической статистики для информационного обеспечения органов власти различного уровня, издание соответствующих информационных бюллетеней;

- организация фамилистической экспертизы (экспертное установление соответствия деятельности управленческих решений и законопроектов в Нижегородской области интересам нижегородской семьи и условиям ее успешного функционирования);

- развитие экспертизы печатной и видеопродукции на установление наличия рекламы и пропаганды порнографии, культа насилия и жесткости, употребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;

- совершенствование менеджмента социальных учреждений;

- обеспечение научного изучения различных аспектов жизнедеятельности нижегородской семьи, включая вопросы финансирования исследований;

- усиление контроля за процессом перепрофилирования детских дошкольных учреждений, сохранение материальной базы данных учреждений в областной и муниципальной собственности для расширения сферы услуг, предоставляемых семье и детям;

- содействие совместным программам обмена опытом специалистов в сфере социальной работы, образования, здравоохранения и внутренних дел, координация услуг социальных, медицинских, образовательных и юридических учреждений.

 

6. Ожидаемые результаты

 

Основным результатом последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей за счет:

 

1. Совершенствования семейного законодательства.

2. Доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения, занятости и т.д.

3. Повышения уровня благосостояния семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного механизма самообеспечения, а также за счет разработки системы мер, способствующих развитию и поддержке семейного предпринимательства.

4. Роста числа семей с активной жизненной позицией, преодоление иждивенческой и потребительской ориентации/практики.

5. Повышения уровня репродуктивных намерений семьи; более полной реализации семьей репродуктивных намерений и улучшение на этой основе режима воспроизводства населения.

6. Снижения младенческой и материнской смертности, частоты врожденных пороков развития и генетических заболеваний у детей.

7. Формирования установок самосохранительного поведения, здорового образа жизни.

8. Повышения уровня социальной поддержки семьи, материнства и детства.

9. Создания условий для воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов.

10. Сокращения масштабов социального сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

11. Обеспечения преимущественного воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения.

12. Развития сети учреждений и организаций, обеспечивающих необходимые условия для повышения ресурсности семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

13. Обеспечения необходимыми специалистами государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, взаимодействующих с семьей.

14. Совершенствования механизма различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы с семьей.

15. Роста числа успешно действующих некоммерческих организаций в сфере социальной поддержки семьи.

16. Возрождения и развития лучших отечественных традиций семейного воспитания.

17. Укрепления в общественном сознании образа полной, детной, благополучной семьи.

 

Нормативные правовые акты в сфере семейной политики

 

- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995;

- Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712);

- областная межведомственная программа "Улучшение положения семьи, женщин и детей в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах" (утверждена постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.01.2001 N 21);

- Концепция адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2002 N 52);

- План действий по реализации Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области на период до 2005 года (утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2002 N 136);

- областная межведомственная программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004-2006 годы (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 23.05.2003 N 158).

 

Краткий словарь употребляемых в тексте терминов

 

Концепция - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, труда и т.д.

Гедонизм (от греческого - "удовольствие") - направление в этике, утверждающее наслаждение и удовольствие как основной мотив и высшую цель человеческого поведения.

Нуклеарная семья - семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может также быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми.

Патернализм - покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подчиненным.

Принцип - 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.

Ресурсность семьи - комплексное, интегративное понятие, определяющее совокупность следующих потенциалов (ресурсов) для формирования и удовлетворения потребностей семьи: финансовый, материальный, психологический, физический (здоровье), интеллектуальный, коммуникативно-информационный, статусный, адаптационный и др.

Социальная субъектность - комплексное понятие, определяющее совокупность способностей семьи как социального института и малой социальной группы:

- быть субъектом прав и обязанностей, т.е. уметь и хотеть их осуществлять, осознавать; артикулировать, защищать и отстаивать свои интересы (при этом права и обязанности понимаются как формы взаимодействия с социумом);

- продуктивно использовать свой потенциал и компетентность для преимущественно самостоятельного жизнеобеспечения;

- постоянно совершенствовать свою ресурсную базу;

- способность к самоуправлению, саморегулированию во внутрисемейных процессах и изменениях;

- осознавать ответственность перед социумом за социальное поведение семьи в целом и ее членов;

- обладание способностями и социально обусловленными возможностями самостоятельной социально-преобразующей деятельности.

Фамилистика - система наук, объясняющих динамику семьи с позиции необходимости укрепления полной семьи с несколькими детьми. Фамилистическая - просемейная.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 г. N 371 "Об утверждении Концепции семейной политики в Нижегородской области"


Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области