Распоряжение Правительства Нижегородской области
от 3 июня 2004 г. N 304-р
"Об утверждении Концепции электронного правительства
Нижегородской области"
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 мая 2009 г. N 1176-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях упорядочения работ по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области, созданию электронного правительства Нижегородской области и во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию электронного правительства Нижегородской области.
2. Утвердить прилагаемый план реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области на 2004 год.
Губернатор |
Г.М. Ходырев |
Концепция
электронного правительства Нижегородской области
(утв. распоряжением Правительства Нижегородской области
от 3 июня 2004 г. N 304-р)
1. Список принятых сокращений и определение используемых терминов
1.1. Список принятых сокращений
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
ФЦП - федеральная целевая программа
АС - автоматизированная система
ИАС - информационно-аналитическая система
БД - база данных
МВК - межведомственная комиссия по вопросам внедрения ИКТ в деятельность
органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской
области
СЭДД - система электронного документооборота и делопроизводства
ГИС - геоинформационная система
АРМ - автоматизированное рабочее место
ЭЦП - электронно-цифровая подпись
ЭАР - электронные административные регламенты
ОГИР - объединенные государственные информационные ресурсы
ЕРА - единая региональная архитектура РИСС - региональная
информационно-сервисная система XML - extensible Markup
Language (расширяемый язык разметки)
1.2. Определение основных используемых терминов
Электронное - использование ИКТ в государственных органах правительство исполнительной власти в сочетании с организационными изменениями и новыми методами для обеспечения процесса принятия управленческих решений, улучшения системы предоставления государственных услуг, развития демократических процессов, а также укрепления поддержки политики государства. |
Услуга - результат фактически и юридически осуществимых действий исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. |
Государственная - нормативно закрепленная услуга, оказываемая услуга государственными органами гражданам и организациям. |
Уровень качества - определяется набором признаков выполняемой услуги (стандарт операции через сроки, затраченные ресурсы, оказания услуги) количество обслуженных потребителей, т.е. через количественные показатели, и закрепляется нормативно. |
Цифровое общество - повсеместное использование ИКТ в государственном управлении, экономической и социальной сферах, повседневной жизни граждан. Присутствие элементов "цифрового общества" является характерной стороной постиндустриальной экономики. Для "цифрового общества" свойственна трансформация на новый качественный уровень процессов, протекающих во всех областях жизни общества и государства. |
Цифровое - неравенство среди граждан в использовании неравенство информационных и телекоммуникационных технологий, (цифровой разрыв) определяемое социально-экономическими различиями. |
Элемент - ИКТ-проект, обеспечивающий полную или частичную электронного автоматизацию определенных функций правительства (функционального сегмента) органов государственного управления по предоставлению государственных услуг и (или) по поддержке процесса принятия управленческих решений. |
Электронно- - реквизит электронного документооборота, цифровая подпись предназначенный для защиты электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. |
Единая - комплексная модель государственного управления региональная регионом, построенная на основе ИКТ и описывающая архитектура деятельность органов власти с позиции логических понятий (таких как взаимодействующие бизнес-процессы, бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, расположение рабочих мест государственных служащих) и позиции технических понятий (таких как аппаратные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, используемые стандарты). Иными словами, архитектурой является семейство руководящих принципов (концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов). |
Административный - формализованное описание исключительных регламент прерогатив органа власти, его юрисдикции, а также организационных форм взаимодействия с другими органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений, включая сферы компетенции и ответственности, требования, предъявляемые действующим законодательством к срокам, качеству, характеру исполнения установленных функций и отдельных видов работ в рамках этих функций. Административный регламент может регулировать предоставление услуг гражданам и организациям. |
Электронный - запись административного регламента в электронном административный формате, обеспечивающем хранение данных, регламент выполнение запросов к хранилищам информации, возможность контроля корректности хранящихся в документе данных, проверки иерархических соотношений внутри документа, установки единого стандарта на структуру документов. Например, на языке XML (extensible Markup Language - расширяемый язык разметки), рекомендованным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в качестве стандарта описания регламентов. |
Объединенные - государственные информационные ресурсы, государственные интегрированные на базе единых стандартов, информационные методики сбора, обработки и использования ресурсы информации и обеспечивающие совместный доступ к данным различной ведомственной и организационной принадлежности. |
Электронная - заключение гражданско-правовых путем обмена торговля электронными документами (в том числе, торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети Интернет). |
Смарт-карта - карта со встроенным микропроцессором, позволяющая производить финансовые операции: кредитование (пополнение), дебетование (снятие средств с карты), чтение баланса. Обеспечивает высокий уровень защиты информации, операций. |
Геоинформационная - система аппаратно-программных средств и система алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико - картографического моделирования и образного отображения географически координированных (пространственно соотнесенных) данных. |
Портал - Вэб-сайт, выполняющий роль отправной точки, предназначенный для специфической аудитории и обеспечивающий: - объединение информационного наполнения и доставку важной для аудитории информации; - совместную работу и коллективные услуги; - доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации. |
Электронные - аккумулирование денежных средств и автоматизация системы платежей системы учета и контроля за их движением. |
Криптографический - алгоритм преобразования данных: являющийся алгоритм полностью или частично секретным либо использующий при работе набор секретных параметров. |
Удостоверяющий - юридическое лицо или обособленное подразделение центр юридического лица, обладающие правомочиями на удостоверение принадлежности конкретного открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата. |
Средства - аппаратные и (или) программные средства, электронной обеспечивающие реализацию хотя бы одной из цифровой подписи следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей. |
Закрытый ключ - уникальная последовательность символов, известная электронной владельцу сертификата ключа подписи и цифровой подписи предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи. |
Открытый ключ - уникальная последовательность символов, электронной соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе. |
2. Введение
Концепция электронного правительства Нижегородской области (далее - Концепция) определяет основные положения, цели, задачи и приоритетные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области (далее - Органы власти), а также порядок реализации Концепции.
Основной целью реализации Концепции является создание условий для разработки, внедрения и развития элементов электронного правительства как неотъемлемой части технологий, используемых в системе регионального управления областью.
Правовую основу Концепции составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи";
- постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области";
- распоряжение Правительства Нижегородской области от 25.02.2003 N 108-р "Об участии в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории Нижегородской области в 2003-2010 годах".
В определении роли и приоритетных направлений создания и развития электронного правительства Нижегородской области Концепция опирается на основные положения:
- федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65;
- доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 N ПР-1895;
- постановления Правительства Нижегородской области от 25.06.2002 N 145 "О концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области";
- постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.11.2001 N 353 "О Программе неотложных мер по сохранению архивного фонда Нижегородской области на 2001-2005 гг.".
- распоряжения Председателя Законодательного Собрания и Губернатора Нижегородской области от 19.03.2001 N 72-р/418-р "Об участии Нижегородской области в создании автоматизированной системы "Государственный регистр населения";
Концепция разработана рабочей группой по обеспечению деятельности МВК по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность Органов власти, во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области".
3. Цели и задачи электронного правительства
Основной целью электронного правительства Нижегородской области является обеспечение населения области быстрым и высококачественным доступом к информации Органов власти и государственным услугам на основе ИКТ.
Реализация основной цели электронного правительства невозможна без достижения соответствующего уровня информатизации самих Органов власти. Внедрение ИКТ в Органах власти является базой для качественного улучшения выполнения ими внешних функций и для повышения эффективности деятельности самих Органов власти.
Достижению целей электронного правительства будет способствовать решение следующих задач:
- разработка и внедрение функциональных ИАС, поддерживающих процесс принятия управленческих решений в пределах отдельных Органов власти;
- автоматизация межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;
- автоматизация процедур предоставления государственных услуг.
4. Роль электронного правительства, принципы
и необходимые условия его создания и развития
Создание электронного правительства обеспечит условия для улучшения взаимодействия Органов власти между собой, с иными органами власти и органами местного самоуправления, действующими на территории области, с организациями и гражданами, а также обеспечит условия для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Нижегородской области.
4.1. Ролевые функции
Электронное правительство обеспечивает:
- оперативность и высокое качество управленческих решений за счет внедрения электронной системы обмена документами, исполнения и контроля исполнения документов, а также внедрения программноаналитических комплексов;
- сокращение операционных расходов Органов власти за счет внедрения функциональных АС, т.е. за счет автоматизации части функций Органов власти;
- высокий сервисный уровень и высокое качество государственных услуг за счет внедрения электронной системы предоставления услуг и их интеграции в пределах административных границ (реализации принципа "одного окна");
- сокращение административных барьеров и обоюдовыгодное взаимодействие организаций с Органами власти за счет внедрения системы электронной торговли, АС налогообложения, АС регистрации организаций и других сервисных систем на базе современных ИКТ.
- легкий доступ населения к информации общественного значения, взаимодействие между населением и Органами власти посредством ИКТ.
4.2. Факторы успеха
Основой достижения обозначенных выше эффектов являются следующие факторы:
- обеспечение принципиально новых возможностей доступа государственных служащих к информации, необходимой для принятия решений;
- расширение для государственных служащих возможностей анализа информации за счет внедрения современных программно-технических средств и создания единого информационного пространства Органов власти;
- сокращение объема бумажного документооборота в Органах власти и оптимизация потоков информации;
- сокращение времени, затрачиваемого государственными служащими на прием граждан;
- сокращение дублирующих операций в различных Органах власти, необходимых для обеспечения их взаимодействия с гражданами и организациями (регистрации, консультации, приема заявлений и т.д.);
- использование интернет-технологий при создании электронной системы предоставления государственных услуг населению и организациям;
- создание и развитие информационных интернет-ресурсов органов исполнительной власти;
- внедрение интерактивных систем взаимодействия граждан и организаций с органами исполнительной власти.
4.3. Основные принципы создания электронного правительства
При создании электронного правительства необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
- электронное правительство должно быть ориентировано на граждан, т.е. в первую очередь обеспечивать потребности населения и организаций в государственных услугах;
- необходимо ориентироваться на результат, т.е. определять наименее затратные схемы создания элементов электронного правительства, приводящие к получению возможно быстрого результата.
4.4. Необходимые условия
Условиями для создания и развития электронного правительства Нижегородской области являются:
- рост требований со стороны федеральных органов власти к оперативности и качеству регионального управления, соответствующим возможностям цифрового общества;
- создание в Нижегородской области организационно-административных условий внедрения и развития электронного правительства;
- усиление потребности регионального сообщества в модернизации и совершенствовании деятельности Органов власти;
- рост информационных потребностей регионального сообщества;
- развитие функциональных возможностей и повышение доступности современных ИКТ;
- формирование современной инфраструктуры предоставления государственных услуг и развитие конкурентного рынка услуг;
- рост объемов выделяемого финансирования для решения задач информатизации Органов власти;
- возможность использования международного и отечественного опыта создания и функционирования электронного правительства.
5. Состояние проблемы
В настоящее время в Нижегородской области созданы определенные условия, способствующие созданию и развитию электронного правительства. В том числе:
- постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2003 г. N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области" развитие информатизации и внедрение технологий электронного правительства признается приоритетным направлением работы Правительства Нижегородской области;
- в Органах власти уже реализован ряд ИКТ-проектов в русле задач электронного правительства, ряд таких ИКТ-проектов находятся в стадии реализации или технической разработки и концептуально разработано несколько ИКТ-проектов по созданию элементов электронного правительства (ниже более подробно будут представлены некоторые из этих проектов).
Однако результаты анализа существующего в настоящее время уровня информационно-технологического обеспечения Органов власти и процесса их взаимодействия с организациями и гражданами позволяют выделить ряд ключевых проблем в этой сфере.
1) Нормативно-правовая база по применению ИКТ для решения управленческих задач и обеспечению доступа граждан к информации Органов власти не покрывает сложившегося многообразия отношений между участниками деятельности и не соответствует международной практике в части оказания государственных услуг.
В частности:
- отсутствует областной закон, регулирующий вопросы информатизации Нижегородской области;
- слабо развита база нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы информационной открытости Органов власти (в настоящее время существуют лишь отдельные положения областных законов и регламентов, регулирующие вопросы публикации правовой информации, а также регламент размещения информации на официальном сайте Нижегородской области).
2) Существующий уровень развития ИКТ в Нижегородской области ограничивает широкое использование электронного правительства:
- отсутствует защищенная корпоративная сеть передачи данных, обеспечивающая взаимодействие и информационный обмен Органов власти (в результате, до 95 процентов информационных ресурсов отдельных органов власти, подготовленных и сохраняемых в электронных форматах, оказываются не доступными для других органов власти);
- существуют диспропорции программно-технической оснащенности Органов власти, оснащенность многих органов не достигает необходимого для широкого использования современных информационных технологий уровня;
- процесс интеграции ведомственных информационных ресурсов идет медленно, большинство органов власти и управления используют собственные БД и оперативный межведомственный обмен БД затруднен из-за несовпадения их форматов;
- несмотря на то, что реализуемый в настоящее время проект СЭДД обеспечит определенное количество автоматизированных рабочих мест по документообороту в каждом из Органов власти, эффективность функционирования системы электронного документооборота будет находиться в прямой зависимости от того, насколько каждый из Органов власти будет оперативно работать над автоматизацией всех своих рабочих мест;
- отсутствуют единые стандарты на цифровые сертификаты ключей ЭЦП на базе отечественных криптографических алгоритмов, утвержденные требования и инфраструктура удостоверяющих центров;
- невысокий уровень компьютеризации в Нижегородской области в целом (менее пяти процентов населения имеют домашние компьютеры, Интернетом пользуются около 20% населения);
- значительное цифровое неравенство территорий области, высокая степень дифференциации населения по возможностям доступа к Интернет и мотивации его использования. Так, низкоресурсное население (жители сельской местности, малообеспеченные, люди с ограниченными возможностями, неработающие, низкооплачиваемые работники, граждане с низким уровнем образования и т.д.) ограничено в возможностях пользоваться Интернет-ресурсами. Немаловажными причинами цифрового неравенства являются состояние и стоимость телекоммуникационной инфраструктуры (дорогие услуги связи и плохие телефонные линии, низкий уровень телефонизации отдельных территорий), высокая стоимость услуг интернет-провайдеров.
3) Существующая в настоящее время модель управления процессами внедрения ИКТ в деятельность Органов власти малоэффективна для решения задач создания и развития электронного правительства:
- в структуре Органов власти отсутствует специализированное подразделение (должностное лицо), имеющее достаточно полномочий для решения комплексной межведомственной задачи внедрения ИКТ в деятельность Органов власти;
- существующее разграничение полномочий, роли и ответственности структур, участвующих в управлении процессом внедрения ИКТ в деятельность Органов власти, не отвечает в полной мере задачам создания электронного правительства;
- принятая в 1996 году программа информатизации органов управления к настоящему времени морально устарела и финансирование по ней отсутствует;
- не определены областные приоритеты реализации ИКТ-проектов, отсутствует стратегия развития ИКТ в Нижегородской области;
- осуществляемые в различных Органах власти ИКТ-проекты разрозненны, и с целевой точки зрения процесс внедрения ИКТ имеет фрагментарный характер, что приводит к распылению бюджетных средств и низкой отдаче для Органов власти в целом;
- отсутствует необходимая методическая база для проведения оценки эффективности ИКТ-проектов;
- отсутствуют минимальные типовые квалификационные требования в области использования современных ИКТ в деятельности госслужащих;
- отсутствует организационная система повышения мотивации использования сотрудниками Органов власти в своей деятельности современных информационных технологий.
4) Кадровое обеспечение и квалификация государственных служащих в области ИКТ в целом являются недостаточными для обеспечения процесса создания, поддержки и использования электронного правительства:
- в настоящее время количественный и профессиональный состав сотрудников Органов власти, занимающихся вопросами внедрения ИКТ в различных Органах власти, достаточен для поддержки имеющегося уровня развития ИКТ, а также решения новых задач невысокой степени сложности, но не может обеспечить весь комплекс задач создания электронного правительства;
- существуют значительные диспропорции в уровне компьютерной грамотности сотрудников различных структур Органов власти, в некоторых структурах он находится на низком уровне;
- невысокий уровень мотивации сотрудников Органов власти в освоении современных ИКТ.
6. Приоритетные направления создания и развития
электронного правительства
Определение потребностей Органов власти в использовании ИКТ и, соответственно, приоритетных направлений создания и развития электронного правительства основывается на анализе задач и проблем регионального управления, социально-экономических приоритетов развития области, состояния информатизации Органов власти и области в целом, изучении возможностей использования современных ИКТ в управленческой практике, международного опыта создания электронных правительств.
На основе проведенного анализа необходимо выделить следующие основные направления создания и развития электронного правительства на период до 2010 года:
- обеспечение поддержки принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития области;
- совершенствование правовых, организационных и технических условий создания электронного правительства;
- снижение издержек Органов власти, с одной стороны, и населения и организаций, с другой стороны, в процессе предоставления государственных услуг.
На период до 2020 года приоритетными направлениями должны стать:
- автоматизация управленческого процесса;
- устранение цифрового неравенства на территории области;
- автоматизация процесса предоставления государственных услуг населению и организациям и получения услуг от организаций для государственных нужд.
Все обозначенные направления взаимосвязаны и только во взаимосвязи обеспечивают процесс создания и развития электронного правительства. Определение направлений автоматизации управленческих процессов и процессов предоставления и получения услуг в качестве приоритетных на удаленную перспективу не означает, что данным направлениям не будет уделено внимания в период до 2010 года. Основываясь на рекомендациях Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в работе по данным направлениям будет применен сегментный подход (сосредоточение на отдельных функциональных направлениях деятельности в контексте общей идеологии электронного правительства). Такой подход позволит сократить возможные риски неудач, обеспечить снижение начальных затрат и добиться быстрой отдачи от внедрения проектов.
6.1. Поддержка принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития Нижегородской области
В целях обеспечения информационно-аналитической и инструментальной поддержки принятия управленческих решений на основе внедрения ИКТ, в первую очередь, необходимо:
- внедрение СЭДД в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления;
- внедрение программно-технических комплексов мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического состояния области;
- техническое и технологическое обеспечение беспрепятственного межведомственного информационного обмена.
Состояние данного направления на 01.01.2004 г.:
- в 2003 г. началась реализация проекта "Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Нижегородской области", направленного на внедрение в Органах власти программно-технического комплекса, обеспечивающего повышение оперативности и качества управленческих решений (система будет первым и основополагающим элементом ситуационного центра - одного из важнейших модулей электронного правительства, обеспечивающего оперативность и качество управленческих решений; ввод системы в промышленную эксплуатацию запланирован на декабрь 2004 г., необходимое финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год);
- в 2004 г. начнется реализация проекта по внедрению СЭДД в Органах власти и органах местного самоуправления Нижегородской области (реализация проекта в 2004-2005 гг. создаст начальные условия развития системы электронного документооборота в целях создания единого информационного пространства для ввода, обработки, анализа, хранения документов, усиления контроля исполнительской дисциплины, сокращения сроков создания, согласования, рассмотрения документов, повышения качества и полноты решения вопросов, ответственности за их исполнение, оптимизации потоков документированной информации в бумажном и электронном виде между Органами власти и внутри каждого из них; необходимое финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год);
- в рамках реализации Концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области началась работа по созданию интранет-портала Органов власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, который будет поддерживать необходимый для функционирования электронного правительства уровень информационного обеспечения Органов власти и органов местного самоуправления (проект завершится в 2004 г., финансирование предусмотрено в областном бюджете на 2004 год).
6.2. Обеспечение правовых, организационных и технических условий создания электронного правительства
В целях обеспечения правовых, организационных и технических условий создания и внедрения электронного правительства, в первую очередь, необходимо:
- создание и развитие областной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы внедрения элементов электронного правительства;
- формирование областной политики информатизации, разработка и реализация областных и отраслевых программ, планов и проектов развития ИКТ в Нижегородской области;
- возложение ответственности за формирование и реализацию ИКТ-политики Органов власти и областной политики информатизации на должностное лицо высокого ранга;
- оптимизация организационной системы поддержки электронного правительства (закрепление ответственности и распределение полномочий и необходимых функций между Органами власти);
- создание инфраструктуры электронного правительства.
Состояние данного направления на 01.01.2004 г.:
- создана межведомственная комиссия по вопросам внедрения ИКТ в деятельность Органов власти под председательством Губернатора Нижегородской области (постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351);
- концептуально разработан проект "Создание защищенной корпоративной сети органов исполнительной власти Нижегородской области" (в 2004 г. будет разработано техническое задание на проект, выбран исполнитель проекта и начнется его реализация, рассчитанная на период до 2005 г.; реализация проекта обеспечит необходимые технические условия информационного обмена между Органами власти; необходимое финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год);
- в 2004 г. начнется реализация проекта создания электронного архива (электронного хранилища) Органов власти (реализация проекта в 2004-2005 гг. позволит решить вопрос, связанный с государственным хранением документов, созданных электронным способом, и переводом в электронный вид документов, находящихся на хранении в государственных архивах; финансирование проекта в 2004 г. предусмотрено в областном бюджете на 2004 год).
6.3. Снижение издержек Органов власти, населения и организаций в процессе предоставления государственных услуг
В целях снижения издержек со стороны участников процесса предоставления государственных услуг, в первую очередь, необходимо:
- создание системы доступа населения и организаций к открытой информации Органов власти на основе ИКТ (развитие Интернетпредставительства Органов власти, упорядочение процесса информирования населения и организаций посредством электронных средств связи по вопросам деятельности Органов власти и предоставления государственных услуг, обеспечение возможности интерактивного взаимодействия Органов власти с гражданами и организациями, создание центров общественного доступа к Интернет на бесплатной и льготной основе);
- создание межведомственных баз данных, позволяющих проводить учет, контроль и анализ обращений граждан и организаций в Органы власти по различным вопросам предоставления государственных услуг.
Состояние данного направления на 01.01.2004 г.:
- создан и функционирует официальный сайт Нижегородской области (первоначально - сайт Правительства Нижегородской области) как канал информирования населения о деятельности Органов власти и интерактивного общения органов власти с населением и организациями;
- с 1997 г. проводится реализация проекта по созданию автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (АС ГРН) в Нижегородской области (реализация проекта обусловлена необходимостью решения проблем, которые возникают при решении задач в сфере социального обеспечения населения, в системе государственного регистрационного учета граждан и использования первичных регистрационных данных о гражданах, в обеспечении функционирования и взаимодействия создаваемых автоматизированных систем учета различных категорий граждан, в сфере информационного обслуживания населения и хозяйствующих субъектов; финансирование проекта в 2004 году предусмотрено в областном бюджете).
6.4. Автоматизация управленческого процесса
Основными этапами автоматизации управленческого процесса являются:
- создание ОГИР Нижегородской области в целях изменения моделей информационного межведомственного взаимодействия, взаимодействия Органов власти с органами местного самоуправления, организациями и гражданами соответственно задачам повышения качества управленческих решений и снятия административных барьеров;
- создание единой региональной архитектуры Органов управления (составными элементами ЕРА могут быть: модель эффективности, содержащая средства оценки эффективности деятельности административных органов; модель функций, описывающая взаимные обязательства Органов власти и их обязательства перед гражданами и организациями; модель прикладных систем, описывающая управляющие и сервисные системы, на которые разбиваются процессы управления; модель данных и потоков информации, обеспечивающая стандартизацию данных при информационном обмене);
- разработка и внедрение ЭАР.
Состояние данного направления на 01.01.2004 г.:
- постановлением Правительства Нижегородской области от 25.06.2002 N 145 утверждена Концепция создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области. В процессе реализации Концепции должна быть создана информационная система, в которую будут интегрированы информационные ресурсы территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления на территории области, а также организаций области, обеспечивающая защиту информации, регламентированное управление и регламентированный доступ к информации.
6.5. Устранение цифрового неравенства
Задача устранения цифрового неравенства является одной из центральных задач обеспечения эффективности электронного правительства. Данное направление реализуется посредством:
- создание деловой среды, благоприятной для общего развития ИКТ в Нижегородской области (бизнес-климат, способствующий развитию действующих организаций и появлению новых, рост покупательной способности населения в отношении ИКТ);
- развитие ИКТ-инфраструктуры (территориального развития сетей связи, повышение качества связи, компьютеризация населения, развитие Интернета на территории области);
- повышение уровня образования населения в сфере ИКТ;
- реализация на всей территории области ИКТ-проектов в сфере образования, медицины, культуры.
6.6. Автоматизация процесса предоставления государственных услуг и получения услуг для государственных нужд
Данное направление предполагает:
- создание областной информационно-сервисной системы предоставления государственных услуг населению, информационная составляющая которой реализует право граждан на получение всей открытой информации о государственных услугах, сервисная составляющая обеспечивает процесс получения государственных услуг с наименьшими издержками для всех участников процесса;
- создание информационно-технологической системы государственных закупок на основе внедрения средств электронной торговли.
Состояние данного направления на 01.01.2004 г.:
- концептуально разработан проект по созданию областной информационно-сервисной системы предоставления государственных услуг населению через Интернет, реализация которого позволит создать центральный элемент электронного правительства, обеспечивающий процесс взаимодействия Органов власти и населения по предоставлению услуг (реализация проекта рассчитана на несколько лет, начало реализации проекта предполагается в 2004 г., необходимое финансирование проекта в 2004 году предусмотрено в областном бюджете на 2004 год);
- в 2003 г. началась реализация проекта "Автоматизация бюджетного процесса", один из модулей которого обеспечивает автоматизацию процесса госзакупок (важнейший элемент электронного правительства, обеспечивающий взаимодействие Органов власти с организациями, проект завершается в 2004 г.).
7. Формирование элементов электронного правительства
и компонентов инфраструктуры
Формирование всех элементов электронного правительства и необходимой для его успешного функционирования системообразующей инфраструктуры должно происходить поэтапно, в строгом соответствии с основными принципами создания электронного правительства.
В целях эффективного использования бюджетных средств, затрачиваемых на создание электронного правительства, высокоресурсные затратные проекты должны проходить стадию пилотного проекта, прежде чем подлежать реализации на всей территории области с полным набором модулей.
7.1. Основные элементы электронного правительства
Исходя из целевых установок создания электронного правительства, его элементами должны стать:
- ситуационный центр Органов власти (включает программно-технический комплекс мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономической ситуации, геоинформационную систему, регистр населения Нижегородской области, регистр юридических лиц и иные системы, регистры и реестры, необходимые для обеспечения процесса принятия решений по вопросам социально-экономического развития области);
- интернет-портал Нижегородской области;
- интранет-портал Органов власти и органов местного самоуправления Нижегородской области;
- ИКТ-системы управления ключевыми сферами социально-экономического развития (финансами, инвестициями, природными ресурсами, областной собственностью, транспортным комплексом, системами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, ЖКХ, развития предпринимательства и товарных рынков);
- областная информационно-сервисная система предоставления государственных услуг населению через Интернет (включает в себя социальный портал Нижегородской области и центры общественного доступа к социальному порталу);
- инновационный портал Нижегородской области.
Приведенный список элементов не является исчерпывающим. В процессе развития ИКТ-технологий могут быть разработаны и внедрены другие элементы электронного правительства.
7.2. Основные компоненты инфраструктуры электронного правительства
Инфраструктура электронного правительства включает в себя совместимые информационно-технологические системы, упорядоченные потоки данных, правила, которыми должны руководствоваться все Органы власти и государственные учреждения области при выполнении ими своих функций, особенно в ситуации, когда функции выполняются несколькими органами одновременно.
Необходимыми компонентами инфраструктуры являются:
- единая региональная архитектура;
- оборот средств электронной цифровой подписи;
- электронный документооборот;
- электронная торговля;
- электронные системы платежей;
- смарт-карты получателей услуг;
- смарт-карты Органов власти.
7.3. Принципы формирования элементов электронного правительства
Политика формирования электронного правительства основана на следующих принципах:
- подчинение процесса информатизации приоритетным задачам системы государственного управления и социально-экономического развития области;
- стандартизация процессов информатизации Органов власти области;
- согласованность и сбалансированность темпов и направлений информатизации отдельных Органов власти;
- целостность и единство информационно-коммуникационной инфраструктуры Органов власти;
- соответствие федеральной политике внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти и информатизации регионов, а также целям и задачам ФЦП "Электронная Россия (2003-2010 годы)";
- открытость и прозрачность процесса информатизации для общества в целом.
8. Совершенствование кадрового обеспечения электронного
правительства
В целях обеспечения требуемого уровня квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий необходимо организовать централизованную областную систему подготовки и переподготовки кадров. Элементами этой системы должны стать:
- определение квалификационных требований к различным категориям государственных служащих в сфере использования ИКТ;
- оценка квалификационных навыков сотрудников Органов власти в области применения ИКТ;
- центр или система центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих в области ИКТ;
- программы обучения в сфере ИКТ для различных категорий государственных служащих.
9. Совершенствование нормативно-правового обеспечения
электронного правительства
В целях нормативно-правового обеспечения процесса создания и развития электронного правительства необходимо разработать нормативные правовые акты в следующих сферах:
- регулирование институциональных аспектов (отношений между всеми участниками процесса), включая разработку электронных административных регламентов;
- регулирование инфраструктурных аспектов (основных компонентов системообразующей инфраструктуры электронного правительства);
- регулирование прикладных аспектов (создания и использования конкретных элементов электронного правительства и информационных систем).
Самостоятельным направлением совершенствования нормативно-правовой базы является обеспечение безопасности информации, сочетающее в себе все вышеназванные направления.
Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам электронного правительства предусматривает внесение необходимых изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты области, а также разработку новых нормативных правовых актов.
10. Ожидаемый эффект от внедрения электронного правительства
- Создание интегрированных информационных ресурсов экономит до 10% времени, затрачиваемого сотрудниками Органов власти на получение информации других органов власти, необходимой для принятия управленческих решений.
- Создание интегрированных информационных ресурсов за счет исключения дублирующей информации дает экономию бюджетных средств, затрачиваемых на ее создание, от 5 до 10 процентов.
- Создание защищенной корпоративной сети обеспечит повышение эффективности управления, поскольку позволит повысить оперативность и качество управленческих решений за счет сокращения временных и финансовых затрат на поиск, доставку и обработку информации, повышения качества передачи информации и обеспечения ее защиты.
- Создание ситуационного центра обеспечит повышение эффективности управления, поскольку повысит обоснованность принятия управленческих решений за счет внедрения в управленческую практику математических методов обработки информации, автоматизированных систем мониторинга и анализа информации.
- Автоматизация типовых операций, связанных с приемом граждан, с ведением телефонных переговоров, составлением письменных ответов на запросы граждан, разбором конфликтных ситуаций, регистрации обращений, по оценкам специалистов, дает экономию времени работников, занятых на обслуживании клиентов, до 75%.
- Создание РИСС как межведомственной системы значительно снизит расходование бюджетных средств на автоматизацию процессов предоставления услуг. По оценкам специалистов, такой подход по сравнению с созданием автоматизированной системы предоставления услуг в каждом отдельно взятом Органе власти дает экономию более чем в 1,5 раза.
РИСС позволит снизить расходование бюджетных средств за счет:
- повышения адресности предоставления государственных услуг населению;
- снижения издержек, связанных с бумажным документооборотом.
С внедрением РИСС:
- уменьшаются затраты времени государственных служащих на выполнение операций, связанных с проведением мониторинга потребностей в государственных услугах и качества предоставляемых услуг;
- повышаются возможности контроля за правильностью предоставления государственных услуг и учета предоставляемых услуг;
- расширяется доступ граждан к государственным услугам;
- снижаются временные и материальные затраты граждан, связанные с оформлением документов на предоставление государственных услуг;
- уменьшается время с момента подачи гражданином запроса в органы власти и получением ответа на запрос;
- повышается уровень информированности и правовой грамотности населения по вопросам предоставления государственных услуг.
- Развитие интернет-представительства Органов власти способствует снижению финансовых издержек на распространение в обществе важной информации по различным вопросам управления области, в том числе правовой, социальной, политической информации.
- Развитие Интранет-портала Органов власти и органов местного самоуправления позволит значительно сократить расходы из областного и местных бюджетов за счет снижения оплаты за трафик интернетинформации, необходимой для обеспечения управленческого процесса.
- Создание функциональных АС в Органах власти позволит существенно сократить временные затраты сотрудников с одновременным повышением качества выполнения работ за счет автоматизации бизнес-процессов.
11. Порядок и организационное обеспечение реализации Концепции
электронного правительства Нижегородской области
Реализация Концепции происходит в соответствии с ежегодными планами внедрения электронного правительства, разрабатываемыми в начале каждого календарного года.
В целях реализации Концепции и в соответствии с утвержденными годовыми планами могут разрабатываться положения, регламенты, порядок создания, внедрения, функционирования, развития отдельных элементов электронного правительства и компонент системообразующей инфраструктуры.
Координация всех действий по реализации Концепции возложена на межведомственную комиссию по вопросам внедрения ИКТ в деятельность Органов власти, созданную во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области".
Каждый Орган власти информирует МВК о состоянии проблемы информатизации в рамках его структур и подведомственных ему учреждениях, согласовывает с МВК проекты по созданию и модернизации функциональных АС.
Разработку проектов годовых планов реализации Концепции, положений, регламентов и порядков внедрения элементов электронного правительства, имеющих межведомственный характер, и компонент системообразующей инфраструктуры осуществляет рабочая группа по обеспечению деятельности МВК, созданная во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 N 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области".
План
реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области на 2004 год
(утв. распоряжением Правительства Нижегородской области
от 3 июня 2004 г. N 304-р)
Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | 2 | 3 |
1. Создание и внедрение ИАС "Аналитика". | Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области |
(2004-2005 гг.) |
1.1. Пилотный проект: - формирование системы показателей социально- экономического развития Нижегородской области; - сбор первичных тестовых данных; - уточнение и согласование методик и задач; - формирование прав доступа; - прием в опытную эксплуатацию. |
2 квартал 2004 г. |
|
1.2. Опытная эксплуатация | сентябрь-ноябрь 2004 г. |
|
1.3. Промышленная эксплуатация | 2005 г. | |
2. Создание защищенной корпоративной сети органов исполнительной власти Нижегородской области |
Управление делами Губернатора Нижегородской области |
(2004-2005 гг.) |
2.1. Проектирование защищенной корпоративной сети |
1 полугодие г. |
|
2.2. Конкурс на оборудование, программное обеспечение и монтажные работы, заключение договоров |
3 кв. 2004 г. | |
2.3. Поставка оборудования и программного обеспечения, монтажные работы |
4 кв. 2004 г. | |
2.4. Пуско-наладочные работы, предварительные испытания |
4 кв. 2004 г. | |
2.5. Ввод в опытную эксплуатацию, обучение персонала |
декабрь 2004 г. | |
2.6. Ввод в штатную эксплуатацию | январь 2005 г. | |
3. Создание геоинформационной системы органов государственной власти Нижегородской области |
Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области |
(с 2004 г.) |
3.1. Создание банка цифровых картографических данных: - создание цифровой топографической карты Нижегородской области масштаба 1:200 000; - разработка Временного положения "О порядке использования цифровой топографической карты Нижегородской области масштаба 1:200 000" |
август 2004 г. | |
3.2. Разработка Концепции геоинформационной системы органов государственной власти Нижегородской области |
2004 г. | |
4. Создание Региональной информационно-сервисной системы предоставления государственных услуг населению через Интернет (РИСС) (пилотный проект) |
Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области |
(с 2004 г.) |
4.1. Заключение соглашений о взаимодействии с участниками пилотного проекта |
3 кв. 2004 г. | |
4.2. Проведение обследования информационных систем и существующего порядка работы с населением по предоставлению государственных услуг, определение возможностей автоматизации процесса их предоставления |
3 кв. 2004 г. | |
4.3. Разработка программного обеспечения Социального портала Нижегородской области |
4 кв. 2004 г. | |
4.4. Приобретение техники, организация каналов связи, подключение к сети Интернет Центров общественного доступа в пилотных районах |
4 кв. 2004 г. | |
5. Внедрение системы электронного документооборота Нижегородской области (I этап, за исключением органов местного самоуправления) 43 рабочих места |
Информационно-аналитическое управление Администрации Губернатора Нижегородской области |
2004 г. |
5.1. Предпроектное обследование. Подготовка материалов для настройки системы и подготовка системы для внедрения |
1 полугодие 2004 г. |
|
5.2. Внедрение и сдача в опытную эксплуатацию системы "Служебная корреспонденция" на всех объектах 1 этапа |
1 полугодие 2004 г. |
|
5.3. Внедрение и сдача в опытную эксплуатацию на всех объектах 1 этапа следующих систем: "Контроль исполнения"; "Письма и обращения граждан"; "Подготовка документов"; "Регистрация документов" |
2 кв. 2004 г. | |
5.4. Сдача в промышленную эксплуатацию систем "Служебная корреспонденция", "Контроль исполнения", "Письма и обращения граждан", "Подготовка документов", "Регистрация документов", "Учет кадров" |
2 кв. 2004 г. | |
5.5. Организация обмена данными между объектами внедрения |
2 кв. 2004 г. | |
5.6. Организация доступа к информации удаленных пользователей |
2 кв. 2004 г. | |
6. Создание корпоративного Интранет-сайта органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области, и органов местного самоуправления Нижегородской области |
Информационно-аналитическое управление Администрации Губернатора Нижегородской области, министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области |
2004 г. |
6.1. Разработка технического задания на разработку программного обеспечения (ПО) корпоративного Интранет-сайта |
2 кв. 2004 г. | |
6.2. Разработка правовых актов (Регламента по работе с корпоративным Интранет-сайтом, Соглашений о взаимодействии с органами власти, находящимися в подчинении Губернатора Нижегородской области, и органами местного самоуправления) |
2 кв. 2004 г. | |
6.3. Приобретение ПО корпоративного Интранет-сайта, лицензионного серверного ПО, программно-технических средств |
2 кв. 2004 г. | |
6.4. Внедрение ПО 1 этапа | 2 кв. 2004 г. | |
6.5. Внедрение ПО 2 этапа | 4 кв. 2004 г. | |
7. Создание 2-ой очереди автоматизированной системы Государственный регистр населения (ГРН) Нижегородской области |
Информационно-аналитическое управление Администрации Губернатора Нижегородской области |
2004 г. |
7.1. Проработка вопросов по формированию муниципальных баз данных населения на КСА ГАС "Выборы" в муниципальных образованиях, с использованием базы данных "Избиратель" ГАС "Выборы" и ведомственных баз данных (ЗАГС) |
4 кв. 2004 г. | |
7.2. Работа по созданию фрагмента регистра населения Нижегородской области на основе баз данных населения муниципальных образований, включенных во вторую очередь АС ГРН |
4 кв. 2004 г. | |
7.3. Работа по автоматизации областного управления ЗАГС на базе современного программно-аппаратного обеспечения, в том числе автоматизация 10 районных отделов ЗАГС (оснащение отделов ЗАГС программно-техническими средствами, приобретение специального программного обеспечения автоматизированной информационной системы МАИС "ЗАГС", оперативная адаптация и инсталляция СПО МАИС "ЗАГС" отделов ЗАГС, обучение пользователей и сдача МАИС "ЗАГС" в опытную эксплуатацию) |
4 кв. 2004 г. | |
7.4. Отладка телекоммуникационного и информационного взаимодействия между МАИС ЗАГС и КСА ГАС "Выборы" |
4 кв. 2004 г. | |
8. Разработка и проекта закона Нижегородской области об информатизации |
Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области, информационно-аналитическое управление Администрации Губернатора Нижегородской области |
2 полугодие 2004 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 3 июня 2004 г. N 304-р "Об утверждении Концепции электронного правительства Нижегородской области"
Текст распоряжения получен из эталонного банка правовой информации Администрации Губернатора и Правительства Нижегородской области
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 мая 2009 г. N 1176-р настоящее распоряжение признано утратившим силу