Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Положение
об основных принципах формирования местных налогов
на территории Нижегородской области
(утв. решением областного Совета народных депутатов
от 21 сентября 1993 г. N 308-м)
Местные налоги и сборы - составная часть налоговой системы Российской Федерации. Их место определяется Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом внесенных изменений и дополнений в налоговую систему РФ.
Глава 1. Общие положения
Понятие местных налогов и сборов
Под местными налогами и сборами понимаются обязательные взносы в местные бюджеты, производимые налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых представительными органами - местными Советами народных депутатов и осуществляющими свою деятельность на территории, подведомственной этому органу власти. Местные налоги и сборы образуют финансовую основу местного самоуправления и используются на решение социально-экономических проблем данного региона.
Плательщики местных налогов и сборов
Плательщиками местных налогов и сборов являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные фирмы) - юридические лица, а также их филиалы и дочерние предприятия, и граждане Российской Федерации и других государств, осуществляющие те или иные виды деятельности на территории, подведомственной местному органу власти.
Объекты налогообложения
Объектами налогообложения местными налогами и сборами являются доходы (прибыль), стоимость произведенных товаров, услуг, право налогоплательщиков на отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, стоимость выпущенных лотерейных билетов и другие объекты, установленные законодательными актами Российской Федерации.
Ставки местных налогов и сборов
Ставки по каждому виду местных налогов и сборов устанавливаются решениями представительных органов власти - местными Советами народных депутатов районов, городов и их административно-территориальных образований, но не выше размеров, установленных законодательством Российской Федерации. Установление индивидуальных ставок для отдельных плательщиков не допускается.
Ставка определяется исходя из объемных, стоимостных и иных показателей - в виде суммы сделки, стоимости реализации товара (продукции), работ, услуг, дохода (прибыли), фонда оплаты труда или минимальной месячной заработной платы, суммы показателей, исходя из объекта налогообложения.
Льготы по местным налогам и сборам
Льготы по местным налогам и сборам могут устанавливаться решениями местных органов государственной власти в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Льготы могут предоставляться отдельным категориям плательщиков (инвалидам, пенсионерам, многодетным и малообеспеченным семьям, семьям погибших во время Великой Отечественной войны и других боевых действиях при выполнении служебных обязанностей, лицам, подвергшимся воздействию радиации, предприятиям, занимающимся производством товаров для детей, сельхозпродукции и др., предприятиям и организациям, в которых инвалиды и (или) пенсионеры составляют не менее 70% общей численности работающих, гражданам, реализующим сельхозпродукцию с личного хозяйства.
Льготы, предоставляемые некоторым категориям плательщиков законодательными актами России по работе тех или иных отраслей народного хозяйства, распространяются на плательщиков местных налогов в том случае, если они отражены в решении местного органа власти при введении данного вида налога.
Местные органы власти могут установить и другие льготы, а также освобождать от уплаты того или иного местного налога и сбора отдельных граждан, предприятия и организации с учетом их финансового состояния (имеется в виду бюджетные учреждения и убыточные предприятия).
Глава 2. Виды местных налогов и сборов и некоторые
особенности их введения, применения
На территории Нижегородской области могут быть введены следующие виды местных налогов и сборов:
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне не взимается
Налог на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне
Плательщиками налога являются юридические и физические лица (заказчики), осуществляющие строительство объектов производственного назначения на основании разрешения местных органов власти.
Объектом обложения служит сметная стоимость строительства; ставка налога, порядок исчисления и взимания устанавливается местными органами власти районов и городов, на территории которых находится курортная зона; суммы платежей по этому налогу зачисляются в районные и городские бюджеты.
В сельской местности суммы налоговых платежей равными долями зачисляются в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и районные бюджеты районов, краевые, областные, бюджеты краев и областей, на территории которых находится курортная местность.
Курортный сбор
Плательщики курортного сбора, порядок определения ставок и взимания сбора, а также льготы по уплате сбора определяются Законом Российской Федерации "О курортном сборе с физических лиц".
Местные органы власти районов и городов определяют конкретный размер ставки сбора, который не может превышать 5% от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Перечень курортных местностей, на которых устанавливается этот налог, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж сбор за право торговли не взимается
Сбор за право торговли
Плательщиками сбора являются юридические и физические лица, осуществляющие торговлю на территории, подведомственной местному органу власти, принявшему решение о введении этого сбора, через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), а также в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков, автомашин.
Юридическим лицам, осуществляющим торговлю в постоянных торговых точках, выдается патент на право торговли. На право торговли с временных торговых точек в местах, определяемых исполнительными органами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон.
Физические лица, зарегистрированные в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.91 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации" при торговле товарами, указанными в свидетельстве о регистрации, этот сбор уплачивают на общих основаниях.
На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, устанавливается обязательное лицензирование. Лицензия выдается исполнительными органами власти на 1 год, ее действие распространяется на территорию, подведомственную органу местной власти, выдавшему лицензию. Порядок выдачи лицензии определяется специальным положением, утвержденным исполнительным органом власти. Основанием для выдачи лицензии является заявление юридического или физического лица, документы, удостоверяющие источник поступления товара и гарантирующие его качество.
Юридические, физические лица, получившие лицензию, должны выполнять требования по реализации товаров:
- соблюдение действующих правил торговли этими товарами, утвержденных соответствующими органами власти;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- установленный порядок ценообразования;
- наличие на каждую партию товара документа, содержащего сведения об источнике поступления товара, его изготовителе, качестве товара (сертификат качества), либо разрешение органов санитарного надзора на реализацию определенной партии товара.
Сбор на право торговли полностью зачисляется в местный бюджет.
Ставка сбора за право торговли устанавливается местными органами власти в зависимости от расположения места торговли, объема и вида товара.
Доходом в целях налогообложения является сумма выручки от реализации этой продукции, уменьшенной на сумму расходов по приобретению сырья и материалов.
Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций,
независимо от их организационно-правовых форм, на содержание
милиции, на благоустройство территории и другие цели
Ставка сборов в год не может превышать размера трех процентов от 12 установленных Законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физических лиц, а для юридического лица - размера трех процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Введение этих сборов на те или иные цели определяется местными органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.
Средства от этих сборов зачисляются на счета местных бюджетов и используются строго по назначению.
Плательщиками указанных сборов являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной местному органу власти, который ввел налог, включая филиалы, расположенные отдельно от места регистрации юридического лица, при этом размер ставки сбора рассчитывается на фонд заработной платы этого филиала.
Физические лица уплачивают указанные сборы по месту проживания.
Налог на рекламу
Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию.
При этом рекламой является любая форма публичного представления товаров, услуг, работ, включая все виды объявлений, извещений, сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации (печати, телевидения, радиовещания), каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет, а также информация, помещенная на всех видах транспорта.
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы, включая работы, осуществляемые хозяйственным способом.
Ставка сбора устанавливается в размере, не превышающем 5% величины рекламных услуг или произведенных затрат.
Средства от налога на рекламу зачисляются в бюджет местного органа власти по месту нахождения рекламодателя.
Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующие коммерческие цели:
- информационные вывески о режиме работы и правилах обслуживания потребителей;
- объявления и извещения об изменении местонахождения организаций, телефона и др. сведений об организации;
- объявления органов государственной власти и управления, содержащие информацию, связанную с выполнением других функций;
- предупреждающих табличек, связанных с особенностью работ на данной территории;
- прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих рекламы продукции и услуг.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров не взимается
Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и персональные компьютеры, в том числе через коммерческую и комиссионную торговлю, включая сделки, осуществляемые в порядке бартерного обмена этой техники.
Посреднические организации, осуществляющие перепродажу указанной техники, если эта деятельность не является уставной нормой, определенной при регистрации предприятия, также уплачивают этот налог.
Объектом налогообложения является сумма сделки, подтверждаемая комиссионным магазином (при продаже техники через магазин), либо договором, заверенным нотариусом, другими документами, подтверждающими поступление средств за реализованную технику.
При бартерных сделках стоимость определяется исходя из действующих свободных рыночных цен на эту технику.
Ставка сбора устанавливается в размере, не превышающем 10% от суммы сделки.
Не является перепродажей торговля указанными товарами предприятиями-изготовителями, оптово-сбытовыми базами, предприятиями торговли, а также продажа этой техники при реорганизации или ликвидации предприятия; выделении фермерских хозяйств.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж сбор с владельцев собак взимается
Сбор с владельцев собак
Плательщиками сбора являются физические лица, имеющие в городе собак, кроме служебных. Основанием для освобождения от уплаты этого сбора владельца служебной собаки является документ, подтверждающий необходимость ее содержания и использование в служебных целях.
Граждане, имеющие собак, обязаны зарегистрировать их в органах коммунального хозяйства или иных органах, определенных решением представительного органа власти - местным Советом народных депутатов.
Ставка сбора устанавливается в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями не взимается
Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
Плательщиками лицензионного сбора являются юридические лица - предприятия и организации всех организационно-правовых форм (включая предприятия с иностранными инвестициями), их филиалы и дочерние организации, а также граждане Российской Федерации и др. государств, реализующие винно-водочные изделия населению (включая импортную продукцию).
Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю винноводочными изделиями, приобретают лицензию на право торговли этими изделиями на территории, подведомственной этому местному органу власти.
Размер ставки лицензионного сбора устанавливается: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, c физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год.
Лицензия выдается исполнительными органами власти на 1 год, в ней указываются конкретные места торговли (точки) этими изделиями и напитками.
Исполнительные органы власти вправе определить количество торговых точек, на которые выдается лицензия юридическому лицу; при увеличении числа мест торговли - приобретается новая лицензия с уплатой лицензионного сбора.
При торговле этими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и другие мероприятия в местах, указанных органами исполнительной власти - сбор уплачивается в размере половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли, независимо от наличия лицензии на торговлю этими изделиями в постоянных местах торговли. При этом в лицензии указываются конкретные дни торговли и места торговли.
Физические лица, изъявившие желание заниматься торговлей винно-водочными изделиями, другими алкогольными напитками и пивом, должны зарегистрироваться в качестве предпринимателей в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" с указанием в свидетельстве этого вида деятельности.
Лицензирование торговли продовольственными и
непродовольственными товарами, облагаемыми в
соответствии с установленным порядком акцизами
В соответствии с постановлением администрации Нижегородской области от 31 декабря 1998 г. N 343 "О мерах по реализации Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" торговля подакцизными товарами осуществляется без лицензии со дня вступления в силу указанного Федерального закона
Субъектами лицензирования являются все действующие предприятия торговли, независимо от форм собственности, реализующие продовольственные и непродовольственные товары, предприятия торговли с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, предприятия торговли, изменившие форму собственности, но сохранившие специализацию, предприятия общественного питания и мелкорозничная торговая сеть, включая развозную, разносную и лоточную торговлю, а также физические лица, обеспечивающие необходимые условия реализации подакцизных товаров.
Размер платы лицензионного сбора устанавливается местными Советами народных депутатов в соответствии с объявленным доходом от их реализации в абсолютном выражении с определением кратности к уровню минимальной заработной платы.
При установлении платы лицензионного сбора для юридического лица исполнительные органы вправе требовать с плательщика документы, подтверждающие доход (баланс предприятия, предполагаемый доход, необходимые справки и др.), с физического лица - декларации о доходе за прошлый год и о предполагаемом доходе на предстоящий.
Лицензии выдаются на 1 год, в них указываются конкретные места торговли (точки) этими изделиями и напитками.
Предусмотреть при этом дифференциацию для юридических и физических лиц, а также по группам товаров:
- спирт, винно-водочные изделия (это установлено в разделе лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями) и пиво;
- табачные изделия;
- легковые автомобили;
- шины для легковых автомобилей;
- меховые изделия;
- высококачественные изделия из хрусталя;
- ковры и ковровые изделия машинного производства;
- одежда из натуральной кожи.
Исполнительные органы власти вправе определять количество торговых точек, на которые выдается лицензия юридическому лицу; при увеличении числа мест торговли приобретается новая лицензия с уплатой лицензионного сбора.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж сбор за выдачу ордера на квартиру не взимается
Сбор на выдачу ордера на квартиру
Плательщиками сбора являются физические лица при получении права на заселение отдельной квартиры.
Ставка сбора не должна превышать 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади, качества жилья и места расположения.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж сбор за парковку автотранспорта не взимается
Сбор за парковку автотранспорта
Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных или иных отведенных органами исполнительной власти для этих целей местах, путем приобретения водителями квитанции установленного образца.
Ставка сбора устанавливается решением районного и городского Совета народных депутатов в зависимости от степени благоустройства места и продолжительности стоянки.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж сбор за право использования местной символики не взимается
Сбор за право использования местной символики
Плательщиками сбора являются как юридические, так и физические лица, производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и прочее) в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции.
Разрешение на право использования местной символики дает местная администрация путем выдачи лицензии.
Ставка сбора может устанавливаться отдельно для предприятия или физического лица на каждый вид продукции.
Присвоение отдельным видам продукции товарного знака с использованием местной символики не является основанием для освобождения производителей продукции от уплаты этого сбора.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей не взимается
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
Сбор вносят устроители местных аукционов и лотерей в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.
Аукционы, организованные по решению местного органа власти в пределах этой территории, участниками которых являются юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и расположенные на данной территории, считаются местными.
Участниками местных аукционов могут быть также юридические и физические лица, расположенные и проживающие на территории другого региона.
Местные лотереи проводятся предприятиями, организациями и учреждениями по решениям органов исполнительной власти области.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж сбор за участие в бегах на ипподроме не взимается
Сбор за участие в бегах на ипподроме
Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязаниях коммерческого характера (реклама лошадей, своей деятельности, извлечение доходов и иных целей).
Объектом налогообложения является представление лошади на участие в состязаниях.
Ставка сбора устанавливается местными органами власти, на территории которых находится ипподром. Она зависит от установленного организаторами состязаний призового фонда, количества заявок на представляемых лошадей, предполагаемых объемов сделок по продаже лошадей и др.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж настоящий сбор не взимается
Сбор за выигрыш на бегах
Сбор вносят физические лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме.
Ставка сбора устанавливается в размере, не превышающем 5% от суммы выигрыша.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж настоящий сбор не взимается
Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
Сбор вносят физические лица в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре.
Размер ставки сбора определяется местными органами власти в размере, не превышающем 5% этой платы.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж настоящий сбор не взимается
Сбор со сделок, совершаемых на биржах
Плательщиками сбора являются юридические и физические лица, расположенные на территории, подведомственной местному органу власти, принявшему решение о введении этого сбора, участвующие в сделках по реализации продукции (услуг) через биржи (независимо от расположения биржи).
Ставка сбора устанавливается в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки.
Порядок уплаты сбора участниками сделки определяется решением местного органа власти.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж настоящий сбор не взимается
Сбор за право проведения кино- и телесъемок
Сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территорий съемок и прочие).
Ставка сбора определяется решением местного органа власти для возмещения указанных расходов и заинтересованности предприятий, граждан и органов власти в предоставлении необходимых услуг.
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж настоящий сбор не взимается
Сбор за уборку территорий населенных пунктов
Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений). Размер ставки сбора определяется в городах и районах решениями Советов народных депутатов, в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах граждан в зависимости от закрепленной площади и численности работающих на предприятии (для юридических лиц), размера строения, числа жителей дома (для физических лиц).
В соответствии с федеральным законодательством с момента введения на территории Нижегородской области налога с продаж настоящий сбор не взимается
Сбор за открытие игрового бизнеса (установки игровых автоматов
и другого оборудования с вещевыми или денежными выигрышами,
карточных столов, рулетки и иных средств для игры)
Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки.
Ставка сбора устанавливается решениями районного и городского Совета народных депутатов в зависимости от заявленного дохода от этого бизнеса и уплачивается независимо от налогообложения другими видами налогов.
Налог на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы
Плательщиками налога являются юридические лица, их филиалы, осуществляющие деятельность на территории, подведомственной местному органу власти.
Конкретные ставки налога и порядок взимания устанавливаются представительными органами власти - местными Советами народных депутатов в размере, не превышающем 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной этими лицами.
При исчислении суммы налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, установленных местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
Общее положение по исчислению местных налогов
Вышеуказанные налоги и сборы устанавливаются решениями представительных органов государственной власти местных Советов.
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов: "на милицию и другие цели", "рекламу", "парковку автотранспорта", "проведение кино- и телесъемок", "за уборку территорий", "содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" - относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
Остальные местные налоги и сборы уплачиваются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (дохода). Физические лица уплачивают местные налоги и сборы за счет собственных средств.
Учет и отчетность
Учет начисленных и уплаченных сумм местных налогов и сборов ведут органы, на которые решениями органов государственной власти возложен прием платежей, а где не указано - Государственной налоговой инспекцией.
Органы, на которые возложено взимание налогов и сборов, представляют в государственные налоговые инспекции по месту своего нахождения отчеты о начисленных и уплаченных суммах в сроки, установленные для представления бухгалтерских отчетов и балансов, или в иные сроки, определяемые местными органами государственной власти.
По местным налогам и сборам учет платежей ведут непосредственно налоговые органы; в этом случае налогоплательщики представляют налоговым органам расчет в установленные ими сроки.
Права органов государственной власти
по введению дополнительных видов налогов
Местные органы государственной власти не вправе вводить дополнительные виды налогов и сборов, не предусмотренных Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Дополнительные виды местных налогов и сборов могут быть введены только с согласия Верховного Совета Российской Федерации по ходатайствам представительных органов власти области.
Санкции за введение дополнительных видов местных налогов
В случае введения дополнительных видов местных налогов и сборов, не предусмотренных Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", без соответствующего разрешения на то Верховного Совета Российской Федерации, полученные доходы по этим видам налогов полностью изымаются в доход областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.