Постановление администрации Нижегородской области
от 23 сентября 1996 г. N 256
"О территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", областного Закона "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 4 января 1996 года N 17-3:
1. Принять предложение управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области о преобразовании территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года N 261 и постановлением администрации области от 15 июня 1993 года N 99, в территориальную подсистему Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Возложить на государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно приложению.
4. Государственным органам исполнительной власти утвердить по согласованию с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям положения о территориальных звеньях функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать по согласованию с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и утвердить в установленном порядке положения о звеньях территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления создать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления (комитеты, отделы и т.п.), специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
7. Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям разработать и в 1996 году довести до органов государственной власти и органов местного самоуправления:
примерные положения о постоянно действующих органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и о нештатных аварийно-спасательных формированиях территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
методические рекомендации по планированию действий в рамках территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с заинтересованными государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления внести в установленном порядке в администрацию области в I полугодии 1997 года предложения о перечне сил и средств территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе о перечне сил постоянной готовности и о порядке их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Разрешить управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и сети связи и передачи информации по согласованию с соответствующими государственными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями.
10. Департаменту транспорта, дорог и связи, учреждениям и предприятиям Министерства транспорта и Министерства путей сообщения Российской Федерации обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям доставку в районы чрезвычайных ситуаций и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет ассигнований, выделяемых этому управлению на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Разрешить управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других государственных органов исполнительной власти, а также приобретать билеты в приоритетном порядке на все виды транспорта для доставки групп специалистов в районы чрезвычайных ситуаций.
11. Признать утратившим силу постановление губернатора Нижегородской области от 15 июня 1993 года N 99 "О создании территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области".
Губернатор области |
Б.Е.Немцов |
Положение
о территориальной подсистеме Нижегородской области
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением губернатора Нижегородской области
от 23 сентября 1996 г. N 256)
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется РСЧС).
2. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 года N 68-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации " О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 05.11.95 года N 1113, Законом Нижегородской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 04.01.96 года N 17-3, основными задачами областной территориальной подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее именуется организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;
- участие в международном сотрудничестве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Областная территориальная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Областная территориальная подсистема РСЧС создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах Нижегородской области и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования областной территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев определяются положениями о территориальной подсистеме и ее звеньях, утверждаемыми органами исполнительной власти Нижегородской области и соответствующими органами местного самоуправления.
5. Областная территориальная подсистема РСЧС имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
6. Каждый уровень областной территориальной подсистемы РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
7. Координирующими органами областной территориальной подсистемы являются:
на территориальном уровне, охватывающем территорию области - комиссия по чрезвычайным ситуациям органа исполнительной власти Нижегородской области;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (*).
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций.
*) объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2002 г. N 135 в пункта 8 настоящего Положения внесены изменения
8. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений областной территориальной подсистемы РСЧС.
9. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органе исполнительной власти Нижегородской области и при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
11. Органами повседневного управления областной территориальной подсистемы РСЧС являются:
- пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурно - диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и организаций Нижегородской области.
Размещение органов повседневного управления областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
12. В состав сил и средств областной территориальной подсистемы РСЧС входят силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также силы и средства функциональных подсистем, расположенные на территории области.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее 3-х суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности).
Силы постоянной готовности могут применяться органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с органом исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
13. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации согласно "Руководству по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, администрации Нижегородской области и органов местного самоуправления.
14. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
15. Информационное обеспечение функционирования областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- информационный центр администрации Нижегородской области;
- информационно-управляющий центр управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области;
- абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяются Правительством Российской Федерации.
16. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования областной территориальной подсистемы РСЧС:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственнопромышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании областной территориальной подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием областной территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
18. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резерв финансовых и материальных ресурсов администрации Нижегородской области - за счет средств областного бюджета;
- местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их содержащим.
19. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Нижегородской области, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть образована Правительственная комиссия.
20. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации, они могут быть выделены из других резервов областной территориальной подсистемы РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, а также из резервов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по ходатайству администрации Нижегородской области, руководства федерального органа исполнительной власти.
21. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
22. Финансирование областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, средств областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств соответствующие органы исполнительной власти ходатайствуют о выделении в установленном порядке средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
23. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, осуществляется планирование действий в рамках областной территориальной подсистемы РСЧС на основе планов действий областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяется, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий областной территориальной подсистемы осуществляет управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Нижегородской области от 23 сентября 1996 г. N 256 "О территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации администрации Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 г. N 111 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2002 г. N 135