Наименование постановления в редакции от 24 января 2002 г.
"Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения
Положений о структурных подразделениях администрации области,
должностных инструкций государственных служащих"
Преамбула постановления в редакции от 8 апреля 1999 г.
В целях упорядочения работы по подготовке Положений о структурных подразделениях и должностных инструкций:
Пункт 1 постановления в редакции от 24 января 2002 г.
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях администрации области, должностных инструкций государственных служащих.
Пункт 2 постановления в редакции от 24 января 2002 г.
2. Руководителям структурных подразделений администрации области привести Положения о департаментах и комитетах, отделах, должностные инструкции государственных служащих в соответствие с настоящим Порядком.
Пункт 3 постановления в редакции от 24 января 2002 г.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на департамент организационной работы, госслужбы, кадров и органов правопорядка (Бисин С.Н.) и департамент государственно-правовой и контрольной службы (Киселева Г.Н.).
Приложение к постановлению в редакции от 24 января 2002 г.
Порядок
разработки, согласования и утверждения Положения
о структурном подразделении администрации области,
должностной инструкции государственного служащего
1. Общие Положения
2. Разработка, структура и оформление Положения о структурном
подразделении администрации области
3. Согласование и утверждение Положения о структурном
подразделении
4. Основные требования к оформлению и содержанию должностных
инструкций государственных служащих органов государственной
власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской
области
5. Порядок разработки, согласования и утверждения Положения о
подразделении, входящем в состав департамента или комитета
1. Общие Положения
1.1. Положение о структурном подразделении администрации области, должностная инструкция государственного служащего являются частью организационно-правовой документации, обеспечивающей деятельность администрации области и составляющих ее документальную базу.
1.2. Данный порядок регламентирует единые правила разработки, согласования, утверждения и оформления Положения о структурном подразделении администрации области и должностной инструкции государственного служащего.
1.3. Положение о структурном подразделении - правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию работы, взаимодействие с другими подразделениями и внешними организациями.
1.4. Должностная инструкция - правовой акт, регламентирующий организационно-правовое положение государственного служащего, его обязанности, функции, права, ответственность, и обеспечивающий условия для его эффективной работы.
Исполнение обязанностей в соответствии с должностной инструкцией учитывается при проведении аттестации государственного служащего.
2. Разработка, структура и оформление Положения о структурном
подразделении администрации области
2.1. Разработка проекта Положения о структурном подразделении администрации области (далее - подразделение) осуществляется его руководителем.
2.2. Текст Положения подразделяется на разделы, пункты и подпункты. Заголовки разделов пишутся с прописной буквы. Точка в конце заголовков разделов не проставляется. Разделы и пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой.
2.3. Проект должен быть написан грамотно, юридически четким языком, не допускающим различных толкований, без противоречивых формулировок, с употреблением общепринятых сокращений. В Положении используется форма изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа ("департамент осуществляет...", "в состав коллегии входят ...").
2.4. Проект Положения о подразделении подписывается его руководителем.
2.5. Структура Положения о подразделении включает в себя следующие разделы:
1. Общие положения
В разделе даются официальные полное и сокращенное (при необходимости) наименования подразделения, основание его создания с указанием даты и номера соответствующего правового акта, указывается, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок утверждения Положения о подразделении, фонда оплаты труда, численности (постановлением губернатора), структуры и штатного расписания (приказом руководителя подразделения), какие печати имеет, номер отдельного расчетного счета (если имеется). Перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должно руководствоваться структурное подразделение в своей деятельности.
2. Основные задачи
В разделе по пунктам излагаются задачи подразделения. Задачи - это основные направления деятельности данного подразделения (разработка и реализация единой государственной политики в такой-то сфере, разработка проекта областного бюджета и обеспечение его исполнения, правовое обеспечение деятельности администрации, координация деятельности по регулированию естественных монополий и т.д.).
3. Функции
В разделе перечисляются функции подразделения. Функции - это действия или конкретные виды работ, выполняемые подразделением для решения поставленных перед ним задач (разработка правовых актов по таким-то вопросам, подготовка предложений, организация выставок-ярмарок, оказание помощи; проведение учебы и семинаров и т.д.).
4. Права
В разделе перечисляются права, которыми наделяется подразделение для выполнения возложенных на него функций (представительствовать в соответствующих органах, запрашивать информацию, привлекать специалистов для разработки документов и методических материалов и др.). При необходимости для коллегиального рассмотрения актуальных вопросов структурное подразделение имеет право создавать коллегию, действующую на основе Положения, утвержденного его руководителем.
5. Руководство
В разделе указывается, кем осуществляется руководство подразделением, на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, сфера его компетенции (издает приказы, принимает и увольняет работников, налагает дисциплинарные взыскания, утверждает Положения о подразделениях, должностные обязанности заместителей, распоряжается кредитами и средствами в пределах утвержденных смет и ассигнований, согласовывает кандидатуры на должности организаций, заключает договоры от имени областной администрации и т.д.).
6. Взаимоотношения
В разделе определяются служебные взаимоотношения данного подразделения с другими подразделениями администрации области, федеральными и областными органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими организациями по вопросам подготовки и согласования документов, совместного выполнения работ и др., указывается, какую информацию получают и представляют, в какие сроки.
7. Реорганизация и ликвидация
В разделе указывается, в каком порядке и кем осуществляется реорганизация и ликвидация подразделения.
3. Согласование и утверждение Положения о структурном
подразделении
3.1. Подготовленный структурным подразделением проект Положения, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-97, после проведения согласований в установленном порядке представляется в департамент государственно-правовой и контрольной службы для проведения правовой экспертизы (на бумажном носителе - в протокольный отдел, в электронном виде - в сектор правовой информации).
3.2. Согласование проекта Положения о структурном подразделении проходит в следующем порядке:
- департамент организационной работы, госслужбы, кадров и органов правопорядка,
- департамент финансов,
- заместитель губернатора, осуществляющий руководство структурным подразделением,
- департамент государственно-правовой и контрольной службы.
Срок согласования проекта Положения в каждом подразделении не должен превышать 7 календарных дней с даты его получения.
Для сокращения времени согласования структурное подразделение может направлять копии проекта Положения руководителям других подразделений одновременно.
3.3. В случае возникновения замечаний со стороны согласующих подразделений на последнем листе проекта Положения ставится отметка "с замечаниями".
Замечания (предложения, изменения, дополнения) к рассматриваемому проекту Положения оформляются в письменном виде и подписываются лицом, вносящим замечания.
Завершает согласование департамент государственно-правовой и контрольной службы, который рассматривает проект Положения вместе с замечаниями.
Проект Положения дорабатывается структурным подразделением, представившим его на согласование.
3.4. Доработанный проект Положения о структурном подразделении вместе с проектом постановления направляется на подпись губернатору области департаментом государственно-правовой и контрольной службы.
3.5. Постановление об утверждении Положения о структурном подразделении, подписанное губернатором, регистрируется в установленном порядке и хранится на бумажном носителе в протокольном отделе департамента государственно-правовой и контрольной службы. Сектор правовой информации заносит принятый правовой акт в электронную базу данных.
Копии утвержденного губернатором Положения в бумажном варианте направляются в соответствующее структурное подразделение и другие согласно списку на рассылку.
Распоряжением губернатора Нижегородской области от 24 января 2002 г. N 73-р изменен раздел настоящего Порядка, касающийся разработки, согласования и утверждения должностных инструкций государственных служащих исполнительных органов государственной власти Нижегородской области
4. Основные требования к оформлению и содержанию
должностных инструкций государственных служащих
органов государственной власти,
находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области
1. Должностная инструкция государственного служащего категории "В" органов государственной власти, находящихся в подчинении губернатора Нижегородской области (далее - должностная инструкция) - нормативный правовой акт, призванный содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, использованию при проведении аттестации, приеме граждан на государственную службу, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением о структурном подразделении органа государственной власти.
2. Должностные инструкции разрабатываются на государственные должности (а не на конкретного работника) в соответствии со штатным расписанием. В случае наличия в подразделении одноименных государственных должностей, индивидуальные должностные инструкции разрабатываются, если эти должности предусматривают различные должностные обязанности.
3. Должностная инструкция утверждается приказом руководителя органа государственной власти, находящегося в подчинении губернатора Нижегородской области, для конкретной государственной должности в соответствии со штатным расписанием.
4. В заголовке к тексту должностной инструкции указывается наименование государственной должности государственного служащего соответствующего структурного подразделения в родительном падеже, например, "начальника отдела", "главного специалиста".
5. Текст должностной инструкции должен состоять из следующих разделов:
5.1. Общие положения.
В данном разделе указываются:
- место должности в Реестре государственных должностей Нижегородской области;
- непосредственная подчиненность;
- порядок назначения и освобождения от должности;
- наличие подчиненных; порядок замещения по другой должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью;
- правовая основа деятельности государственного служащего (Конституция Российской Федерации, законодательство о государственной службе, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Устав области, акты губернатора области, акты Правительства области, а также другие нормативные акты в зависимости от сферы деятельности).
5.2. Должностные обязанности.
Раздел должен содержать подробное перечисление всех видов работ и требования к уровню их выполнения, формы участия в управленческом процессе (руководит, утверждает, обеспечивает, контролирует, курирует т.д.).
5.3. Права.
В разделе должны быть указаны основные права, которыми, в пределах своей компетенции, государственный служащий может пользоваться при выполнении возложенных на него обязанностей.
При написании раздела рекомендуется делать соответствующие ссылки на законодательство о государственной службе.
5.4. Ответственность.
В разделе рекомендуется конкретно указать меру ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей.
5.5. Служебные взаимоотношения.
Раздел должен отражать служебные взаимоотношения и взаимодействие государственного служащего по замещаемой должности с должностными лицами других подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, исходя из возложенных на них функций, должностных обязанностей и полномочий.
5.6. Квалификационные требования по замещаемой должности. Квалификационные требования, предъявляемые к лицам, замещающим государственные должности государственной службы, являются основанием при оценке служебной деятельности государственного служащего при:
- проведении аттестации;
- сдаче квалификационного экзамена;
- замещении вакантной должности;
- отборе в резерв кадров государственных служащих.
В должностной инструкции должна быть конкретизирована специализация государственного служащего в зависимости от функциональных обязанностей лиц, замещающих государственные должности государственной службы, и особенностей предмета ведения соответствующего органа государственной власти, находящегося в подчинении губернатора Нижегородской области (например, юриспруденция).
В данном разделе также следует указать, каким требованиям должен отвечать работник, замещающий конкретную государственную должность, а именно: к уровню профессионального образования, с учетом специализации по государственной должности, стажу и опыту работы по специальности, уровня знания Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Нижегородской области, в том числе законодательства о государственной службе, Устава области, Положения о структурном подразделении, должностной инструкции.
5.7. Дополнительные сведения.
В должностных инструкциях могут содержаться дополнительные сведения, связанные с выполнением государственными служащими должностных обязанностей (например, требования к знанию иностранного языка, делопроизводства, навыки работы на компьютере и т.п.), кроме сведений о политической и религиозной принадлежности.
6. Должностная инструкция утверждается приказом руководителя органа государственной власти, находящегося в подчинении губернатора Нижегородской области.
7. При поступлении на государственную службу сотрудник отдела кадров органа государственной власти, находящегося в подчинении губернатора Нижегородской области, знакомит государственного служащего с должностной инструкцией под расписку с обязательным указанием даты ознакомления, расшифровкой подписи.
8. Первые экземпляры должностных инструкций хранятся в кадровых службах органов государственной власти, находящихся в подчинении губернатора Нижегородской области, копии - у государственного служащего.
9. Срок хранения должностной инструкции после утверждения новой инструкции - 3 года.
5. Порядок разработки, согласования и утверждения Положения о
подразделении, входящем в состав департамента или комитета
5.1. Структура Положения о подразделении, входящем в состав департамента или комитета (отдела, центра, управления).
1. Общие положения
2. Основные задачи
3. Функции
4. Права
5. Ответственность
6. Взаимоотношения
5.2. Положение разрабатывается и подписывается руководителем подразделения, утверждается директором департамента или комитета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.