Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к указу Губернатора области
от 23 октября 2001 г. N 65
Положение
о предоставлении гражданам субсидий
на оплату жилищно-коммунальных услуг
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и от 22.02.2000 N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи".
1.2. Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления гражданам Нижегородской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее субсидии).
1.3. Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
1.4. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам городскими (районными) службами в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Жилье, занимаемое семьей сверх социальной нормы площади жилья, и сверхнормативное потребление коммунальных услуг оплачиваются населением по установленным тарифам, без предоставления субсидии.
Исчисление совокупного дохода семьи производится в соответствии с "Примерной методикой определения совокупного дохода семьи", утвержденной настоящим Указом Губернатора области.
1.5. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с:
1.5.1. Социальной нормой площади жилья, утвержденной органами местного самоуправления:
- для отдельных квартир (общая площадь) - 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек и 33 квадратных метра - для одиноко проживающих граждан;
- для коммунальных квартир социальная норма площади жилья равняется размеру занимаемой жилой площади, но не более 18 кв.м на одного человека;
- социальная норма площади жилья для временного проживания (общежития) составляет не более 12 квадратных метров жилой площади на человека.
1.5.2. Предельной стоимостью предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья;
1.5.3. Максимально допустимой долей собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Указом Губернатора Нижегородской области от 27 января 2003 г. N 3 действие пункта 1.6 настоящего Положения приостановлено на время проведения эксперимента (2003 год) по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города Арзамаса и Борского района (действует на территории других городов и районов области)
1.6. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем уменьшения фактической платы за жилье и коммунальные услуги.
1.7. Претендующие на субсидии граждане (семьи) должны проживать в соответствующем городе (районе) Нижегородской области. Субсидии предоставляются гражданам только по месту их постоянной регистрации.
1.8. Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, равно как и имеющие более одного жилого помещения, субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг не получают.
1.9. Предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд и оказывающие жилищно-коммунальные услуги, компенсируют за счет собственных средств затраты, связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право гражданам, проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду.
1.10. Граждане, проживающие в частном (индивидуальном) жилищном фонде, могут претендовать на субсидии только в случае потребления ими коммунальных услуг (в части оплаты стоимости этих услуг).
1.11. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями на местном уровне не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
2. Порядок оформления и предоставления субсидий
2.1. Расчет размера субсидий осуществляется городской (районной) службой субсидий.
2.2. Граждане становятся получателями субсидий только после подписания соглашения об участии в программе жилищных субсидий и проверке их права на субсидии сотрудниками городской (районной) службы при поступлении необходимых документов, а именно:
- письменного заявления;
- справки о составе семьи и занимаемой площади;
- справки о начисленной сумме квартирной платы и оплаты коммунальных услуг;
- справок членов семьи об их доходах за последние три месяца;
- справки о форме собственности занимаемой квартиры.
Семьи, претендующие на получение субсидий, должны представить в городские (районные) службы документы, подтверждающие доходы всех членов семьи, указанных в заявлении, за последние три месяца перед подачей заявки.
Подтверждающими документами о доходах граждан являются:
- справка о заработной плате с места основной и не основной работы за три месяца, предшествующих месяцу обращения за предоставлением субсидии;
- справка из отдела социального обеспечения о размере получаемой пенсии за три предшествующих обращению месяца;
- справка из учебного учреждения о размере стипендии за три предшествующих обращению месяца;
- справка из центра (бюро) занятости о размере пособия по безработице (для неработающих граждан трудоспособного возраста, за исключением лиц, находящихся в отпуске по уходу за детьми до трех лет;
- справки о других видах доходов.
Соглашение участника программы заключается от имени нанимателя, на чье имя выписан лицевой счет. При этом все совершеннолетние члены семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения об участии в программе субсидий.
2.3. Величина субсидий рассчитывается по двум основаниям.
2.3.1. Величина субсидий для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, определяется как максимальное значение субсидий, рассчитанных по двум основаниям.
Величина субсидий по первому основанию определяется как разница между принятыми на данный период размерами оплаты жилья и коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, и предельно допустимыми расходами граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом максимальный размер субсидий определяется по формуле:
МРС = ОСН - Р х Д, где:
ОСН - оплата социальной нормы площади жилья, определяется как произведение ставки по оплате жилья и коммунальных услуг за 1 кв.м общей площади, установленной на соответствующий период, и общей площади квартиры, равной социальной норме площади жилья;
в случае принятия городскими (районными) администрациями решения о дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от степени его благоустройства, величины износа дома или его местоположения, а также дифференциации ставок оплаты коммунальных услуг в зависимости от способа их предоставления, оплата социальной нормы площади жилья осуществляется исходя из некоторого единого для данной территории стандарта;
Р - доля расходов семьи на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления, в составе ее совокупного дохода, принятая на данный отрезок времени переходного периода;
Д - среднемесячный совокупный доход семьи из расчета за предшествующие три месяца перед начислением субсидии.
Величина субсидий по второму основанию определяется как разница между принятыми на данный период размерами оплаты жилья и коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, и половиной установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
МРС = ОСН - 0,5 МРОТ х n, где:
ОСН - оплата социальной нормы площади жилья, определяется как произведение ставки по оплате жилья и коммунальных услуг за 1 кв.м общей площади, установленный на соответствующий отрезок времени переходного периода, и общей площади квартиры, равной социальной норме площади жилья;
МРОТ - установленный на данный период минимальный размер оплаты труда;
n - количество членов семьи.
2.3.2. Величина субсидий для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, превышающий прожиточный минимум, определяется по первому основанию.
2.4. При определении величины субсидий недопустимо исключение отдельных видов фактически предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В расчет включаются плата за найм жилья, за техническое обслуживание (содержание жилья) и капитальный ремонт, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства.
2.5. Граждане признаются нуждающимися в получении субсидий, если их величина, рассчитанная в соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 настоящего положения, является положительной величиной.
Если субсидия превышает начисленную сумму оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот либо, если чистая оплата жилищно-коммунальных услуг после вычета субсидий окажется менее двадцати процентов от начисленной суммы, то размер субсидии устанавливается как разность между начисленной платой и двадцатью процентами от начисленной суммы за жилищно-коммунальные услуги.
2.6. Оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется семьей ежемесячно в виде внесения платежей организации, уполномоченной производить сбор платежей с населения в сумме, равной разности между величиной, предъявленной к оплате за жилищно-коммунальные услуги, и размером начисленной субсидии.
2.7. Службы субсидий городов (районов) области ежемесячно представляют в городской (районный) финансовый отдел обобщенные данные о фактически начисленных субсидиях с разбивкой по формам собственности жилья и видам оказываемых услуг для финансирования.
2.8. Финансовый отдел администрации города (района) на основании данных служб субсидий ежемесячно производит перечисления денежных средств организации, уполномоченной производить расчеты с поставщиками услуг на возмещение субсидий, причитающихся гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.
При этом средства городских и районных бюджетов направляются на выплату жилищных субсидий гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, домах жилищно-строительных кооперативов, ТСЖ и частном секторе.
2.9. Перечисленная сумма должна соответствовать общему размеру субсидий, выданных гражданам по справкам.
2.10. Принять за начало срока начисления жилищных субсидий первое число текущего месяца при обращении заявителя до 25 числа этого месяца и первое число месяца, следующего за месяцем подачи заявления, при обращении после 25 числа.
2.11. Если служба жилищных субсидий не может принять документы в день их предоставления заявителем и устанавливает дату вторичного посещения, то срок назначения субсидии определяется в соответствии с пунктом 2.10 настоящего положения, независимо от даты вторичного посещения.
2.12. При задержке начисления субсидии по вине заявителя (если не представлен в установленные сроки полный комплект подтверждающих документов) срок начисления субсидии сдвигается на месяц, следующий за месяцем приема документов.
2.13. В первые два месяца от даты ввода новых ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг при подаче заявления в течение этих месяцев субсидия назначается начиная с момента увеличения платежа, независимо от дня подачи заявления.
2.14. Соглашение об участии в программе субсидирования заключается с семьей-получателем субсидий сроком на шесть месяцев с момента подачи заявления. Через шесть месяцев проводится переаттестация, которая аналогична процедуре первоначального оформления права на получение субсидии.
В промежутке между переаттестациями с введением новых ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг и при обращении граждан в случае уменьшения их совокупного дохода семья имеет право на внеочередную переаттестацию.
При расчете субсидии до проведения очередной переаттестации учет инфляции и роста доходов не производится.
Установить, что учет изменений на федеральном уровне величин минимальной зарплаты и минимальной пенсии является основанием для автоматических пересчетов размера субсидий для соответствующих категорий населения.
2.15. Если хотя бы один из совершеннолетних трудоспособных членов семьи не представит документов или декларации о доходах, то субсидия семье не предоставляется.
2.16. Городские (районные) службы субсидий периодически проводят выборочную проверку достоверности представленных документов о доходе граждан.
3. Ответственность и права граждан при оформлении субсидии
на оплату жилищно-коммунальных услуг
3.1. Предоставление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг носит заявительный характер.
3.2. Граждане несут полную ответственность за достоверность представленных документов о своих доходах.
3.3. Граждане, умышленно искажающие сведения о своих доходах, лишаются права на получение субсидий сроком на один год с возмещением незаконно полученных сумм субсидий. Эти суммы возвращаются квартиросъемщиком при последующей оплате жилищно-коммунальных услуг или в соответствии с действующим законодательством (возмещение ущерба в судебном порядке).
3.4. При возникновении недоверия в определении совокупного дохода семьи, состава семьи и т.п. проводится материально-бытовое обследование семьи с составлением акта обследования районной комиссией по решению спорных вопросов, возникающих при начислении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее комиссия) в пределах ее полномочий.
3.5. Если оказывается, что субсидия не может быть начислена в силу действующего законодательства, заявителям дается обстоятельное разъяснение, почему вынесено такое решение, в письменном виде.
По желанию заявителя ему может быть выдана справка с результатами расчета и с записью об отсутствии у семьи права на субсидию.
3.6. Контроль за достоверностью сведений в представляемых гражданами документах о доходах семьи возлагается на службы субсидий. Они вправе (в порядке контроля) направлять официальные запросы на предприятия, в организации, в органы налоговой инспекции, банки, акционерные общества, негосударственные пенсионные фонды и иные учреждения за соответствующей информацией.
Работники служб субсидий обязаны сохранять конфиденциальность полученных ими сведений о доходах граждан, независимо от характера источника информации.
3.7. Все спорные вопросы по назначению субсидий, как со стороны заявителя, так и со стороны работников служб субсидий, выносятся на рассмотрение комиссии.
Свои заключения комиссия строит на основе представленных заявителем документов, а при необходимости - на основе актов материально-бытового состояния семьи заявителя, сведений, полученных из налоговой инспекции, и других документов.
Комиссия при рассмотрении документов граждан о назначении субсидий должна учитывать индивидуальные особенности семьи и в соответствии с этим назначать субсидию.
4. Приостановление и прекращение предоставления субсидии
на оплату жилищно-коммунальных услуг
4.1. Предоставление субсидии приостанавливается на время в следующих случаях:
- невнесения текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги;
- нарушения порядка регистрации в центре (бюро) занятости трудоспособного неработающего члена семьи;
- необходимости проверки достоверности представленной заявителем информации.
4.2. Контроль просроченной задолженности оплаты жилищно-коммунальных услуг осуществляется при первичном приеме работниками городских (районных) служб жилищных субсидий. В дальнейшем при наличии просроченной задолженности предоставление субсидий приостанавливается, начиная с месяца, в котором поступила информация от абонентских служб РЦ (АСРЦ) о имеющейся задолженности.
4.3. Возобновление выплаты субсидий наступает после устранения причин приостановления.
4.4. Предоставление субсидий прекращается в следующих случаях:
- изменения места жительства семьи (процедура оформления субсидии по новому адресу аналогична оформлению для вновь обратившейся семьи);
- предоставления заявителем недостоверной информации, повлекшей необоснованное назначение субсидии;
- окончания срока действия решения о предоставлении субсидии.
Решение о прекращении предоставления субсидии вступает в силу с момента принятия решения комиссией по решению спорных вопросов, возникающих при начислении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, с обязательным уведомлением заявителя и членов его семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.