В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях обеспечения охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате чрезвычайных ситуаций, выявления возможных источников чрезвычайных ситуаций, а также контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций, заблаговременного прогнозирования параметров чрезвычайных ситуаций и их последствий Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области (далее - Положение).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области, входящим в состав территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области, в срок до 15 марта 2006 года разработать, согласовать в установленном порядке и утвердить положения о функциональных подсистемах территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области в соответствии с Положением.
3. Рекомендовать организациям, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Нижегородской области, находящихся на территории Нижегородской области, входящим в состав территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области, в срок до 15 марта 2006 года разработать, согласовать в установленном порядке и утвердить положения о функциональных подсистемах территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области в соответствии с Положением.
4. Комитету гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области:
обеспечить координацию деятельности и организационно-методическое руководство территориальной системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области;
совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями, находящимися на территории Нижегородской области и ответственными за обеспечение деятельности функциональных подсистем территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области, разработать и заключить соглашения об информационном взаимодействии в срок до 15 марта 2006 года;
организовать прием и обработку информационных материалов от служб мониторинга функциональных подсистем территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области и передачу обобщенных результатов мониторинга вышестоящим органам государственной власти Нижегородской области и органам управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Положение
о территориальной системе мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и биолого-социального характера Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 3 марта 2006 г. N 63)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав подсистем, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области (далее - ТСМП ЧС).
1.3. ТСМП ЧС является информационно-аналитической подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивает решение задач в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наблюдений и лабораторного контроля гражданской обороны в мирное и военное время.
В состав ТСМП ЧС входит сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области.
1.4. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в Нижегородской области организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления причин, способствующих возникновению природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
- заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
- выдачи рекомендаций для принятия мер по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций, смягчению их социально-экономических последствий.
1.5. Функционирование ТСМП ЧС направлено на решение следующих задач:
- выявление возможных источников ЧС;
- контроль за состоянием природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
- заблаговременное прогнозирование параметров ЧС и их последствий.
1.6. Решение основных задач функционирования ТСМП ЧС обеспечивается:
- сбором, обработкой и анализом информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
- обменом данными в едином информационном поле ТСМП ЧС;
- лабораторным контролем состояния окружающей среды;
- прогнозированием места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
- прогнозированием видов и параметров последствий ЧС;
- расчетом сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС;
- обеспечением охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате ЧС;
- обеспечением районирования территории Нижегородской области по степеням риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера;
- ведением мониторинга за состоянием окружающей среды;
- обеспечением защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну.
Перечень органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций, отвечающих за функционирование подсистем территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области установлен приложением 1 к настоящему Положению.
2. Структура территориальной системы мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
2.1. ТСМП ЧС имеет территориальный, муниципальный и объектовый уровни. Мониторинг и прогнозирование проводится на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.
2.2. ТСМП ЧС состоит из следующих подсистем:
а) Мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе:
- опасных производственных объектов;
- систем жизнеобеспечения;
- проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов.
б) Мониторинг опасных природных процессов, включающий:
- опасные геологические явления;
- опасные гидрологические явления;
- опасные метеорологические явления;
- природные пожары.
в) Мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе:
- эпидемии;
- эпизоотии;
- эпифитотии;
- ЧС социально-экономического характера.
2.3. В состав ТСМП ЧС включены территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы исполнительной власти Нижегородской области, организации, находящиеся на территории Нижегородской области и осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности (далее - службы ТСМП ЧС):
2.3.1. Мониторинг техногенных чрезвычайных ситуаций:
Отдел инспекций радиационной безопасности в Нижегородской области - мониторинг ядерно и радиационно-опасных объектов;
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Нижегородской области - мониторинг химически опасных и взрывоопасных объектов;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - мониторинг безопасности гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
Верхне-Волжское бассейновое водное управление - мониторинг гидротехнических сооружений;
Государственное федеральное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области:
- мониторинг поверхностных водных объектов;
- мониторинг гидротехнических сооружений и систем.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области:
- мониторинг систем жизнеобеспечения;
- мониторинг проектируемых и строящихся объектов.
Государственное учреждение "Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области":
- мониторинг систем жизнеобеспечения МП "Нижегородский Водоканал";
- мониторинг систем жизнеобеспечения ОАО "Нижновэнерго";
- мониторинг систем жизнеобеспечения ОАО "Нижегородоблгаз";
- мониторинг систем жизнеобеспечения.
Государственное предприятие Нижегородской области "Облкоммунсервис" - мониторинг систем жизнеобеспечения.
2.3.2. Мониторинг опасных природных процессов:
Агентство лесного хозяйства по Нижегородской области:
- мониторинг лесов;
- мониторинг лесных пожаров;
- мониторинг ЧС, связанных с болезнями и вредителями леса.
Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области:
- мониторинг ЧС, связанных с опасными изменениями в окружающей природной среде;
- мониторинг природных пожаров;
- мониторинг поверхностных водных объектов;
Государственное учреждение "Нижегородское управление сельскими лесами":
- мониторинг природных пожаров.
Приволжский региональный центр государственного мониторинга состояния недр:
- мониторинг опасных геологических явлений;
- мониторинг поверхностных водных объектов;
- мониторинг подземных вод.
ОАО "Противокарстовая и береговая защита":
- мониторинг опасных геологических явлений;
Нижегородская сейсмическая станция:
- мониторинг опасных геологических явлений;
ГУ "Нижегородский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями":
- мониторинг опасных гидрологических явлений;
- мониторинг опасных метеорологических явлений.
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет:
- аэрокосмический мониторинг.
2.3.3. Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
Департамент здравоохранения Нижегородской области:
- мониторинг заболеваний и вспышек инфекционного характера;
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- социально-гигиенический мониторинг;
- мониторинг заболеваний и вспышек инфекционного характера, отравлений;
- мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области:
- мониторинг эпифитотий.
Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области:
- мониторинг ЧС, связанных с особо опасными болезнями сельскохозяйственных животных и птицы;
- мониторинг эпизоотий.
Федеральное государственное учреждение Центр агрохимической службы "Нижегородский":
- мониторинг состояния почв, кормов и водоисточников.
Федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Нижегородской области":
- мониторинг эпифитотий.
Министерство экономики Нижегородской области:
- мониторинг социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.
Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области:
- мониторинг ЧС социально-экономического характера.
2.3.4. Интегрированные показатели и сводные данные по ЧС:
Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (далее - Комитет).
2.4. На муниципальном уровне мониторинг осуществляется соответствующими подразделениями служб ТСМП ЧС.
2.5. На объектовом уровне мониторинг осуществляется руководителем технической службы организаций, отвечающих за безопасность их функционирования.
2.6. Управление и координация деятельности служб ТСМП ЧС осуществляется:
на региональном уровне - комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области;
на муниципальном уровне - органами управления, уполномоченными на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах и городских поселениях) Нижегородской области;
на объектовом уровне - руководителями структурных подразделений (работниками), специально уполномоченными в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случае их отсутствия - работниками организаций, на которых по совместительству, приказом по организации, возложены обязанности организации работы по гражданской обороне.
2.7. Организационно-методическое руководство деятельности ТСМП ЧС осуществляется комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
3. Организация взаимодействия в ТСМП ЧС
3.1. ТСМП ЧС входит в сферу приоритетных областных интересов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия в ТСМП ЧС с органами исполнительной власти Нижегородской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями, находящимися на территории Нижегородской области, отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и входящими в состав системы (далее - субъекты ТСМП ЧС), осуществляется на основе настоящего Положения, соответствующих договоров, соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Взаимодействие субъектов ТСМП ЧС строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области и комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
3.3. Службы ТСМП ЧС обеспечивают:
- постоянный обмен данными в едином информационном поле ТСМП ЧС;
- представление в комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и Главное управление МЧС России по Нижегородской области аналитических, статистических и иных материалов (далее - информационные материалы), полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности, в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС, заблаговременного прогнозирования параметров ЧС и их последствий;
- своевременное представление указанных информационных материалов, их защиту и достоверность.
3.4. Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области обеспечивает:
- непосредственно прием, обработку и анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб мониторинга ТСМП ЧС;
- передачу службам мониторинга ТСМП ЧС результатов обработки информационных материалов;
- информирование вышестоящих органов государственного управления Нижегородской области на основе интегрированных данных ТСМП ЧС;
- защиту информации, в первую очередь составляющей государственную тайну.
Обмен информацией в рамках ТСМП ЧС осуществляется в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", с учетом Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 128.
4. Режимы функционирования ТСМП ЧС
4.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением комиссии по чрезвычайным ситуациям в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСМП ЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственной деятельности, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственной деятельности, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС, являются:
В режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
- сбор, обработка, анализ и обмен информацией, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС, и ее представление в соответствующие органы;
- прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
- повышение эффективности взаимодействия в ТСМП ЧС Нижегородской области;
- участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях.
В режиме повышенной готовности:
- выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
- организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
- непрерывный сбор и анализ информации, поступающей от субъектов ТСМП ЧС, и представление ее в соответствующие органы;
- оперативное и текущее прогнозирование ЧС;
- уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС;
- разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
- приведение в состояние готовности сил и средств ТСМП ЧС для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации:
- организация круглосуточного функционирования сил и средств ТСМП 4С#;
- сбор, обработка и анализ мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;
- участие в работе штаба по локализации и ликвидации ЧС, с правом выдачи рекомендаций;
- оперативное прогнозирование развития ЧС;
- выдвижение при необходимости оперативной группы ТСМП ЧС в зону ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
Приложение 1
к Положению о территориальной системе
мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
Перечень
органов исполнительной власти Нижегородской области,
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
организаций, отвечающих за функционирование подсистем
территориальной системы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
1. Мониторинг чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера:
1.1. Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Нижегородской области (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных производственных объектов;
1.2. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области:
- подсистема мониторинга систем жизнеобеспечения;
- подсистема мониторинга проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов.
2. Мониторинг опасных природных процессов:
2.1. Приволжский региональный центр государственного мониторинга состояния недр (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных геологических явлений;
2.2. Нижегородский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных гидрологических явлений;
- подсистема мониторинга опасных метеорологических явлений;
2.3. Агентство лесного хозяйства по Нижегородской области (по согласованию):
- подсистема мониторинга природных пожаров;
2.4. Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (по согласованию):
- подсистема мониторинга опасных изменений в окружающей природной среде.
3. Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
3.1. Департамент здравоохранения Нижегородской области:
- подсистема мониторинга эпидемий и заболеваний населения;
3.2. Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области:
- подсистема мониторинга эпизоотий;
3.3. Федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений Нижегородской области" (по согласованию):
- подсистема мониторинга эпифитотий;
3.4. Министерство экономики Нижегородской области:
- подсистема мониторинга социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.
Приложение 2
к Положению о территориальной системе
мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального
характера Нижегородской области
Схема
сбора, обобщения и обмена информацией в структуре мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
Схема сбора, обобщения и обмена информацией в структуре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Нижегородской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 марта 2006 г. N 63 "О создании территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 49 от 22 марта 2006 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2013 г. N 408 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2009 г. N 945
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года N 224