Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств
в системе обязательного медицинского страхования Нижегородской области
от 30 мая 2003 г.
1. Настоящий Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Временный порядок) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 02.04.93 N 4741-1), Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ), Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденный Федеральным фондом ОМС от 05.04.2001 г. N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 г. N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 г. N 12-03-14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.06. 2001 г. N 2756, постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование" от 29.03.94 N 251 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.98 N 619), и устанавливает общие принципы финансового взаимодействия Правительства Нижегородской области, Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижегородской области, Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Нижегородской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области, субъектов обязательного медицинского страхования (страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение) в системе обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
2. Финансовые средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Территориальный фонд) образуются за счет:
2.1. части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;
2.2. части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;
2.3. части налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения в установленном законодательством размере;
2.4. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых Правительством Нижегородской области с учетом территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на здравоохранение;
2.5. иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Уплата единого социального налога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Территориальный фонд предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", другими нормативными правовыми актами, нормативно-методическими документами, утверждаемыми в установленном порядке.
3. Порядок зачисления сумм единого социального налога в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определен приказом Минфина России от 15 января 2001 г. N 3н "Об утверждении правил зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Минфина России и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), образовавшихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет".
Порядок зачисления сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определен статьей 346.33 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок зачисления сумм единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определен статьей 346.22 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Расходование средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетом, ежегодно утверждаемым законом Нижегородской области.
5. В соответствии с действующим законодательством Правительство Нижегородской области перечисляет средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы ОМС, являющейся составной частью Программы государственных гарантий обеспечения населения Нижегородской области бесплатной медицинской помощью (далее - территориальная программа), ежегодно утверждаемой в установленном порядке.
6. В состав расходной части бюджета Территориального фонда включается финансирование территориальной программы ОМС, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию.
При этом расходы на финансирование территориальной программы включают расходы на ведение дела страховых медицинских организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), а также на формирование нормированного страхового запаса. Формирование и расходование нормированного страхового запаса осуществляется в соответствии с Порядком, утверждаемым Правлением территориального фонда. Величина нормированного страхового запаса устанавливается в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему порядку).
Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда представляется Правительством Нижегородской области на рассмотрение и утверждение Законодательному Собранию Нижегородской области в форме закона Нижегородской области.
7. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет финансирование медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС (с учетом муниципального заказа), по дифференцированным подушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему порядку).
8. Из поступивших на основные счета Территориального фонда средств части единого социального налога, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд, части единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальный фонд осуществляет:
- финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;
- оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом);
- оплату медицинских услуг, оказанную жителям Нижегородской области за ее пределами;
- финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, в соответствии с решениями Правления;
- формирование нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области;
- формирование средств, предназначенных на обеспечение им управленческих функций в пределах средств, утвержденных в бюджете фонда на эти цели.
9. Страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение обязательного медицинского страхования, используют поступившие от Территориального фонда средства обязательного медицинского страхования на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию по нормативам, установленным Правлением Территориального фонда, а также на условиях договора о финансировании с Территориальным фондом.
Для обеспечения выполнения принятых обязательств по оплате медицинских услуг застрахованным страховая медицинская организация образует из полученных от Территориального фонда средств, в порядке и на условиях, установленных Правлением Территориального фонда, резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация обязана вести в установленном порядке индивидуальный учет застрахованных по обязательному медицинскому страхованию и страхователей, представляя информацию в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
10. Медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензии на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, по тарифам, утвержденным в установленном порядке на территории Нижегородской области.
Средства, поступившие от Территориального фонда на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе ОМС, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению, на основании решений Правления.
11. Состав тарифа на медицинские услуги, предоставляемые по территориальной программе ОМС, определяется в соответствии с действующими нормативными документами решением Межведомственной комиссией по согласованию тарифов в системе обязательного медицинского страхования, состав которой утверждается Правительством Нижегородской области. В состав тарифа на медицинские услуги в системе ОМС входят следующие статьи расходов Экономической классификации:
- "Оплата труда" - код 110100;
- "Начисления на оплату труда" - код 110200;
"Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы" - код 110310;
- "Мягкий инвентарь и обмундирование" - код 110320;
"Продукты питания" - код 110330.
12. При возникновении страхового случая с застрахованным по обязательному медицинскому страхованию за пределами Нижегородской области медицинские услуги, оказанные в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, оплачиваются территориальными фондами ОМС по месту оказания медицинской помощи. Порядок проведения межтерриториальных взаиморасчетов устанавливается Федеральным фондом ОМС.
13. Территориальный фонд осуществляют контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
14. Бухгалтерский учет и отчетность в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.99 N 107н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 г. N 2064).
Медицинские учреждения представляют также отчетность Территориальному фонду и страховым медицинским организациям по формам отчетности, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
15. Бухгалтерский учет в страховых медицинских организациях по операциям обязательного медицинского страхования ведется применительно к Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.
Бухгалтерский учет и отчетность Территориального фонда обязательного медицинского страхования ведется в установленном порядке.
Бухгалтерская отчетность за соответствующий финансовый год Территориального фонда обязательного медицинского страхования, подлежит обязательной аудиторской проверке согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.94 N 1355 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.95 N 408) "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".
В соответствии с разделом 7 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, Правление Территориального фонда обязательного медицинского страхования один раз в год назначает аудиторскую проверку деятельности территориального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию, отчет о результатах проведенной проверки представляется Законодательному Собранию и Правительству Нижегородской области.
16. Настоящий порядок вступает в силу со дня заключения договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан Правительством Нижегородской области со страховой медицинской организацией.
Согласовано |
Утверждаю |
обязательного медицинского страхования
Нижегородской области
В.М. Казнин |
А.М. Бакушин |
30 мая 2003 г. |
30 мая 2003 г. |
Согласовано
Министр финансов
Нижегородской области |
В.В. Соболев |
30 мая 2003 г.
Приложение N 1
к Временному порядку финансового
взаимодействия и расходования средств
в системе обязательного медицинского
страхования Нижегородской области
Порядок определения подушевых нормативов финансирования
территориальной программы обязательного медицинского страхования
Из полученных за месяц единого социального налога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Территориальный фонд:
1. Производит оплату счетов территориальных фондов других субъектов Российской Федерации за лечение на их территории жителей Нижегородекой области. Указанные расходы относятся на статью бюджета "На финансирование лечения граждан Нижегородской области на других территориях Российской Федерации в объеме Базовой программы ОМС" (Рбпр).
2. Формирует нормированный страховой запас финансовых средств на обязательное медицинское страхование в размере 1/12 суммы, утвержденной в бюджете на эти цели. Нормированный страховой запас должен быть не более месячного запаса средств на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования. Размер нормированного страхового запаса (Рнсз) определяется по формуле:
Рнсз = 1/12 Рнсз пл. (1),
где Рнсз пл. - размер нормированного страхового запаса, утвержденный в бюджете Территориального фонда на календарный год.
3. Определяет размер средств, необходимых для пополнения нормированного страхового запаса до рассчитанной по формуле (1) величины:
Рп = Рнсз - Рфсз (2),
где Рп - размер пополнения;
Рфсз - фактический размер нормированного страхового запаса.
4. Определяет размер средств, направляемых на осуществление текущей деятельности Территориального фонда и его филиалов (Рдф) в размере 1/12 суммы, утвержденной в бюджете по этой статье. При этом учитывается смета расходов Территориального фонда, утвержденная в установленном порядке.
5. Определяет размер средств, направляемый на финансирование целевых региональных программ по здравоохранению, в размере 1/12 суммы, утвержденной в бюджете по данной статье (Рцпр).
6. Рассчитывает среднедушевой норматив финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования (Нср)
Нср = Рвп - Рбпр - Рп -Рдф - Рцпр (З),
где Чн - численность застрахованного населения Нижегородской области.
7. При возможности увеличения тарифов на медицинские услуги Территориальный фонд вносит предложение в Межведомственную комиссию по согласованию тарифов об установлении коэффициента индексации тарифов на медицинские услуги (Кин)
8. После согласования коэффициента индексации тарифов на медицинские услуги Территориальный фонд утверждает среднедушевой норматив финансирования на следующий месяц (Нсу).
9. Рассчитывает дифференцированные среднедушевые нормативы для своих филиалов (Нфд) по формуле:
Нфд = Кпз х Нсу (4),
где Кпз - коэффициент предыдущих затрат.
Кпз определяется в относительных единицах на основе анализа финансовых отчетов об исполнении бюджетов здравоохранения закрепленной за филиалом территории (городов и сельских районов) за последние три года с учетом использования их жителями ресурсов областных (краевых, республиканских) медицинских учреждений и прочих медицинских учреждений, обеспечивающих медицинской помощью население региона (нескольких городов, районов).
10. Рассчитывает дифференцированные среднедушевые нормативы для страховых медицинских организаций (Нед), по которым Территориальный фонд финансирует страховые медицинские организации с использованием коэффициентов половозрастных затрат (Кпв):
Нсд = Кпв х Нфд
Кпв определяется для контингента, застрахованного данной медицинской страховой организацией, с использованием относительных коэффициентов половозрастных затрат для каждой половозрастной группы и численности застрахованных в этой группе.
Кпв1 х Чз1 + Кпв2 х Чз2 +... Кпвi х Чзi
Кпв = ---------------------------------------
Чзо
где:
Kпвi - коэффициенты половозрастных затрат, характеризующие в относительных величинах ожидаемые затраты на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в данной половозрастной группе;
Чзi - численность граждан, застрахованных страховщиком в соответствующих половозрастных группах;
Чзо - общая численность граждан, застрахованных данным страховщиком.
Коэффициенты половозрастных затрат утверждаются Министерством здравоохранения Нижегородской области и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Нижегородской области (утв. Исполнительным директором Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области 30 мая 2003 г.)
Текст Порядка получен из ТФОМС Нижегородской области в соответствии с Договором об информационно-правовом сотрудничестве
Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Нижегородской области, утвержденным Исполнительным директором ТФ ОМС Нижегородской области 1 ноября 2005 г., настоящий Временный порядок признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнения во Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Нижегородской области (утв. Исполнительным директором Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области 11 августа 2004 г.)