2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать районные программы развития образования на основе областной Программы.
3. Правительству области в ходе реализации Программы корректировать объем финансирования с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам.
Председатель Собрания |
Е.Б. Люлин |
Программа развития образования
Нижегородской области
до 2005 года
(утв. постановлением Законодательного Собрания области
от 23 января 2003 г. N 360-III)
г. Нижний Новгород 2003 г.
Список сокращений
МОиН НО - министерство образования и науки Нижегородской области
МФ НО - министерство финансов Нижегородской области
МК НО - министерство культуры Нижегородской области
МтиСЗ НО - министерство труда и социальной защиты Нижегородской области
КФКСиТНО -комитет физической культуры, спорта и туризма Нижегородской области
РОУО - районные органы управления образованием
НИРО - Нижегородский институт развития образования
вузы - высшие учебные заведения
ССУЗы - средние специальные учебные заведения
НГЦ - Нижегородский гуманитарный центр
ОУ - образовательные учреждения
ГОУ - государственные образовательные учреждения
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения
УНПО - учреждения начального профессионального образования
НПО - начальное профессиональное образование
СПО - среднее профессиональное образование
Паспорт
Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года
Наименование Программы |
- Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года |
Государственный заказчик Программы |
- министерство образования и науки Нижегородской области /минобразование Нижегородской области/ |
Основной разработчик Программы |
- Нижегородский институт развития образования |
Цель Программы | - формирование в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации устойчивой динамично развивающейся региональной системы, способной обеспечить удовлетворение потребностей личности, государства и Нижегородской области |
Задачи Программы | - обеспечение модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе, адекватных перемен в структуре, формах и методах управления образованием, системе подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров; стабилизация бюджетного финансирования системы образования и привлечение дополнительных средств |
Сроки реализации Программы |
- 2002-2005 гг. Программа реализуется в 2 этапа: 1. 2002-2003 гг. 2. 2004-2005 гг. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- министерство образования и науки, министерство финансов Нижегородской области, местные органы самоуправления, образовательные учреждения |
Объем и источники финансирования Программы |
- за счет средств областного бюджета на образование с привлечением внебюджетных источников. Расходы областного бюджета на мероприятия Программы: 2002 г. - 65,3 млн. руб. 2003 г.- 183,4 млн. руб. 2004 г.- 192,2 млн. руб. 2005 г.- 211,4 млн. руб. Внебюджетные средства: 2002 г. - 0,2 млн. руб. 2003 г. - 2,9 млн. руб. 2004 г. - 2.0 млн. руб. 2005 г. - 2,0 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- на период 2002-2003 гг. основным результатом реализации Программы является стабилизация системы образования, обеспечение ее ресурсной базы, создание и апробация устойчивого развития образовательных систем. На период 2004-2005 гг. основным результатом Программы является реализация в Нижегородской области модели устойчивого развития образования |
Контроль за выполнением Программы |
- Правительство Нижегородской области, комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам |
Введение
В октябре 1994 года Губернатором области была утверждена Программа "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях", главной целью которой было инициирование реформаторских процессов и вовлечение в осуществление программных мероприятий всех заинтересованных сторон.
Программой было предусмотрено изменение структуры образовательного комплекса, содержания образования; планировалось укрепление материальной базы учреждений и развитие кадрового потенциала, содействующего гуманизации учебного процесса, развитию личности, усилению социальной защиты как учащихся, так и работников образования.
Программа послужила ориентиром деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и педагогических работников.
Ход выполнения Программы неоднократно обсуждался на заседаниях коллегии департамента образования и науки, совещаниях руководителей образования области. На ее основе были разработаны и осуществлялись целевые программы по отдельным актуальным проблемам: "Педагогические кадры", "Молодежь Нижегородской области", "Одаренные дети" и т.д.
Главными результатами реализации Программы стали:
реформирование содержания образования, переход образовательных учреждений на новые учебные планы и программы;
освоение педагогическими работниками новых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности учащихся;
дифференциация образовательных услуг, развитие вариативных образовательных программ обучения и воспитания с учетом особенностей детей и ресурсной базы;
повышение значимости в жизни общества образованного и высококвалифицированного специалиста в отдельных сферах деятельности.
В процессе реализации Программы в управление образованием был внедрен программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями.
Однако в связи с резким сокращением финансирования многие мероприятия Программы не были осуществлены в полной мере, что не позволило достичь заявленной Программой цели.
Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года разработана с учетом государственной политики Российской Федерации в области образования /изложенной в Законе Российской Федерации "Об образовании", в других законодательных актах/, новых социально-экономических условий, направлений и мер, закрепленных в федеральной Программе развития образования на 2000-2005 гг., и опыта реализации предыдущей Программы.
1. Состояние и основные проблемы развития системы образования
Нижегородской области
1.1. Социально-экономическая ситуация в Нижегородской области /внешняя среда/
Нижегородская область представляет собой один из крупнейших индустриально-культурных центров Российской Федерации с развитой образовательной системой. На территории области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с разветвленной мощной системой энергетики и транспорта. В условиях развития рыночных отношений именно эти отрасли производства - наукоемкие, определяющие научно-технический прогресс и объемы отчислений финансов в бюджет области, - являются особенностью развития экономических отношений в регионе.
Процесс реформирования экономики области, как и страны в целом, идет сложно и противоречиво. Кризис 90-х годов привел к спаду производства продукции и услуг, нарастанию инфляции, нарушению денежного обращения, безработице.
В последние годы наблюдается оживление экономики. В настоящее время наметились тенденции к стабилизации и развитию отдельных отраслей: машиностроение, металлопереработка, химия и нефтехимия, пищевая промышленность, отдельные сферы сельского хозяйства. Это создает предпосылки для повышения роли образования в социально-экономическом развитии Нижегородской области. Образование реально становится сферой для инвестиций, а незатратной сферой.
Происходят положительные изменения на рынке труда. Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, транспорте, сфере обслуживания, что создает спрос на подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов; а также необходимость изменения структуры подготовки. Вместе с тем существенно снизился жизненный уровень населения.
В динамике денежных доходов населения области на протяжении последних 5 лет наблюдаются среднероссийские тенденции, но их уровень значительно ниже среднего по России: так, среднедушевые доходы населения области на 20-25% ниже среднероссийских, а темпы их роста меньше на 2-2,5 %.
Растет разрыв между доходами богатых и бедных. Децильный коэффициент вырос до 15. Все это ведет к расслоению общества, порождает новые образовательные потребности населения. Уровень покупательной способности в области /соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума/ниже среднероссийского, а покупательная способность населения области упала по сравнению с 1995 годом более чем на 35%.
Нарастают процессы сокращения числа дошкольников, учащихся начальной и основной средней школы. К 2010 году только в сельской местности контингент учащихся сократится со 103,7 тыс. чел. /1999 г./ до 57,1 тыс. чел., то есть почти на 45 процентов или в 1,8 раза. Надо отметить, что в городской местности темпы прогнозируются менее быстрые и снижение составит 1,6.
Прогноз численности учащихся в общеобразовательных школах
Нижегородской области в 2000-2010 гг.
В этом десятилетии мы ощутим последствия демографического спада, продолжавшегося последний десяток лет прошедшего века. Повышение рождаемости 80-х годов привело к пику количества учащихся в школах в 1993-1999 гг., после чего ожидается значительное сокращение.
В результате прогнозируется снижение числа обучающихся к 2010 году с 446,5 тыс.чел. /1999 г./ до 266,5 тыс.чел./ в 1,68 раза или на 40,3 %/, в том числе в городской местности - с 342,8 тыс.чел. до 209,4 тыс.чел. /1,64 раза или на 38,9 %/, в сельской местности - с 103,8 тыс.чел. до 57,1 тыс.чел. /в 1,82 раза или на 45 %/.
Уже к 2003 году сокращение учащихся пройдет по 5-9 классам при пока стабильном положении в 10-11 классах, а далее с 2004 года - по общеобразовательной школе в целом. Это напрямую коснется учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Учитывая данный характер демографических и образовательных процессов, необходимость внесения заблаговременных изменений в структуру педагогической, экономической и управленческой деятельности, можно со всей определенностью утверждать, что время таких перемен пришло уже сейчас. Тенденция сокращения населения сохранится и в последующие годы, поэтому в целом прогнозируется рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Это требует новых подходов к трудовой и профессиональной подготовке выпускников общеобразовательной и профессиональной школы.
В условиях экономических и социальных реформ существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения области. Демократизация общества создала условия для личностного развития молодежи, но в то же время социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения отрицательно сказывается на семье, увеличивается количество беспризорных детей и совершенных правонарушений, растет наркомания, через СМИ на детей обрушивается поток низкопробной продукции.
Возросшая роль этнического фактора в общественном развитии, с одной стороны, демонстрирует его социальный потенциал, а, с другой, - порождает межнациональную напряженность. В духовно-нравственном развитии человека происходит переоценка роли религии. Первоочередной проблемой становится физическое и психическое здоровье детей и молодежи.
Выводы: современное состояние социально-экономической сферы общественной жизни региона настоятельно требует перемен в стратегии развития образования Нижегородской области и, в первую очередь, в стратегии управления образованием и его ресурсами /кадровым, научно-методическим, информационным, финансовым и др./.
1.2. Краткая характеристика системы образования Нижегородской области
По состоянию на 1 сентября 2001 года в сети образовательных учреждений Нижегородской области функционировали более 3 тысяч учреждений образования /2,2 % всех образовательных учреждений России/.
На 1 января 2001 года в Нижегородской области имелось 1600 дошкольных образовательных учреждений на 163 тыс.мест, из них в городских поселениях 933 учреждения на 123,6 тыс. мест и в сельской местности 666 учреждений на 39,4 тыс.мест. За последнее десятилетие в результате рыночных преобразований в России коренным образом изменилась структура дошкольных образовательных учреждений: произошла массовая передача ведомственной сети дошкольных учреждений в муниципальную сеть. Так, если в 1990 году лишь 20 % детских садов Нижегородской области были муниципальными, то в 2000 году - лишь 15 % являются ведомственными. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, сократилась до 120,6 тыс.чел. Однако в 20% дошкольных учреждений численность детей превышает число мест, несмотря на то, что на каждые 100 мест в среднем по области приходится 74 ребенка.
Общие данные по системе образования Нижегородской области
Образовательные учреждения | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Общее число образовательных учреждений, в т.ч. образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: |
1514 | 1510 | 1486 | 1481 | 1469 |
в них учащихся: | 480867 | 474305 | 460959 | 440357 | 421475 |
Общеобразовательные школы: | 1463 | 1459 | 1435 | 1428 | 1414 |
в них учащихся: | 466603 | 459788 | 446526 | 425755 | 407377 |
из них: | |||||
Начальные: | 338 | 338 | 312 | 306 | 295 |
в них учащихся: | 11356 | 11065 | 1 9686 | 8437 | 7487 |
Основные: | 369 | 366 | 365 | 361 | 357 |
в них учащихся: | 37945 | 36088 | 32830 | 30221 | 27155 |
Средние /полные/: | 756 | 755 | 758 | 761 | 762 |
в них учащихся: | 417302 | 412635 | 404010 | 387097 | 372735 |
Количество первоклассников: | 44829 | 40868 | 36635 | 32596 | 33691 |
Численность педагогических работников общеобразовательных учреждений, в т.ч. в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья: |
38309 | 38033 | 38564 | 36587 | 34635 |
Численность учителей общеобразовательных школ: |
33375 | 33040 | 33285 | 31874 | 30430 |
Дошкольные учреждения /муниципальные/: |
1365 | 1378 | 1370 | 1359 | 1417 |
Дошкольные учреждения /ведомственные/: |
362 | 295 | 261 | 240 | 141 |
Численность дошкольников: | 129267 | 125702 | 122420 | 120609 | 118196 |
Количество детских домов: | 44 | 47 | 48 | 49 | 51 |
в них воспитанников: | 1778 | 1886 | 1987 | 2041 | 2025 |
Количество учреждений НПО: | 85 | 83 | 84 | 72 | 71 |
в них учащихся: | 42600 | 43200 | 42900 | 34805 | 32855 |
Число преподавателей: | 3690 | 3631 | 3892 | 3247 | 3684 |
Количество ссузов: | 62 | 64 | 63 | 76 | 77 |
в них студентов: | 54000 | 57000 | 59000 | 66400 | 66800 |
Число преподавателей | 2417 | 2401 | 2526 | 4600 | 4627 |
Количество государственных вузов: |
15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
в них студентов: | 61491 | 67638 | 78028 | 92112 | 110630 |
Число преподавателей: | 5083 | 5991 | 5908 | 5427 | 5544 |
Количество негосударственных вузов |
9 | 16 | 17 | 20 | 21 |
в них студентов: | 2830 | 6584 | 9123 | 13248 | 17850 |
Учреждения дополнительного образования детей: |
222 | 225 | 225 | 242 | 242 |
За последние 10 лет количество школ в области сократилось на 48 единиц и составило на 1 сентября 2001 г. 1469 школ. При этом число городских школ возросло на 32 единицы и составило 498 школ, а количество сельских школ сократилось на 80 единиц и составило 971 школу. Таким образом, удельный вес городских школ все эти годы неуклонно рос и поднялся с 30% в 1989 году до 34% в 2000 году. В сельской местности на протяжении всех 10 лет, за исключением 1994 года, когда произошел значительный прирост числа учреждений за счет завершения строительства, начатого в 80-е годы, количество школ незначительно снижалось. В области функционирует 14 гимназий и 12 лицеев, 60 школ с углубленным изучением отдельных предметов.
В Нижегородский области структура учреждений начального профессионального образования представлена 86 образовательными учреждениями и состоит из 55 профессиональных училищ, 17 профессиональных лицеев, 14 учреждений начального профессионального образования перешли в статус техникумов, реализующих и программы начального профессионального образования. В них обучаются более 45 тыс. человек.
В 63 учреждениях среднего профессионального образования федерального подчинения обучаются более 58 тыс. человек.
В настоящее время на территории Нижегородской области действуют 15 государственных высших учебных заведений, учредителями которых являются 9 министерств и ведомств, 8 филиалов и 10 других структурных подразделений иногородних государственных вузов, 21 негосударственное высшее учебное заведение, 3 из которых являются нижегородскими вузами, остальные - филиалы московских и санкт-петербургских вузов. В сфере негосударственного образования 19 высших учебных заведений имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, 2 - работают в режиме представительства; 7- прошли процедуру государственной аккредитации. В негосударственных вузах обучаются около 18 тысяч студентов. Общее число студентов государственных вузов составляет на начало 2000/2001 учебного года свыше 110 тысяч человек, из них примерно 50 тысяч обучаются по дневной форме. За последние 3 года возрос спрос населения на получение высшего профессионального образования при повышении его доступности как по бесплатной, так и по платной формам обучения.
Основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров является аспирантура на базе высшего профессионального образования. В Нижегородской области подготовкой научных кадров занимаются 25 аспирантур высших учебных заведений и НИИ. За последние годы в вузах Нижегородской области наметилась тенденция роста численности аспирантов: если в 1997 году в 13 учебных заведениях обучались 1215 аспирантов, то в 2000 году в 14 аспирантурах вузов, 11 аспирантурах научно-исследовательских институтов - 2302 человека. Прием в аспирантуры вузов Нижегородской области в 2000 году составлял 668 человек, что на 134 человека больше по сравнению с предыдущим годом.
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете области стабильно держится на уровне 19-20%.
1.3 Состояние и основные проблемы региональной системы образования
Система образования, представленная многопрофильными и многоуровневыми учебными заведениями, разнообразными образовательными программами общеобразовательного, профессионального и специального типов, квалифицированными педагогическими работниками, в целом соответствует потребностям детей и молодежи, родителей, государства, общества в общем и профессиональном образовании, гарантированном Конституцией России.
1.3.1. Сохранена сеть образовательных учреждений, осуществляется ввод новых школ, детских домов
Продолжается рост числа инновационных образовательных учреждений. Стабилизировалась сеть специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, учреждений дополнительного образования. Органично вошла в систему образовательного комплекса начальная профессиональная школа, которая вот уже 4 года финансируется из областного бюджета. За последние годы существенно возросли возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения в высшем и среднем образовании. Слабые стороны:
1. По-прежнему сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2 и 3 смены /20 % от общего количества учащихся/.
2. Предлагаемый перечень специальностей в учреждениях профессионального образования неполностью учитывает потребности рынка труда в регионе.
3. Обостряется проблема материально-технической базы образования: 38 школ, в т.ч. 27 на селе, находятся в аварийных зданиях. В комплексах /со всеми удобствами/ размещено только 60% общеобразовательных школ.
Вызывает тревогу стремительное старение школ: 38,7% школ области требуют капитального ремонта /39,2% городских и 38,4% сельских/. В них обучается 37,6% учащихся /35,2% - в городе и 45,6% - на селе/. В аварийном состоянии находятся 2,7% школ /2,4% - в городской местности, 2,8% - в сельской/. В таких школах учится 2,4% учащихся области.
Доля требующих капитального
ремонта общеобразовательных
школ Нижегородской области
Доля аварийных
общеобразовательных школ
Нижегородской области
4. Недостаточность оснащения компьютерной техникой и старение имеющейся вызывает невозможность обучения подрастающего поколения современным информационным технологиям.
Обеспеченность компьютерами учащихся общеобразовательных школ
Рост показателя наличия компьютерных классов не означает повышения доступности компьютерной техники в школах области. Если рассмотреть динамику обеспеченности компьютерами учащихся общеобразовательных школ области, то можно видеть, что кардинальные изменения произошли лишь в начале 90-х годов, когда 1 компьютер приходился на 128 учащихся в 1991 году, а уже в 1993 году - на 62 учащихся. С тех пор ситуация в области практически не улучшилась.
В школах области сегодня один компьютер /как правило, физически и морально устаревшей модели/ приходится на 57 учащихся. При этом, если в 1991 году компьютерная техника была достаточно равномерно распределена между городской и сельской местностью /один компьютер приходился на 137 городских учащихся и 107 сельских/, то в 1999 году - на 68 городских учащихся и 37 сельских. Однако в школах стоят, в основном, устаревшие модели компьютеров, не обеспечивающие изучение информатики на современном уровне.
Региональная программа компьютеризации сельских школ, осуществляемая в рамках федеральной, уже в 2001 году позволила пополнить сельские школы области более чем на 1 тысячу единиц современной техники и, в целом, значительно улучшить ситуацию по обеспечению школ современной компьютерной техникой.
1.3.2. Результативность образовательной деятельности
В области ежегодно среднее общее образование получают около 38,5 тыс. выпускников образовательных учреждений. Высокими являются официальные показатели результативности образования. Растет число выпускников, заканчивающих школы с золотыми и серебряными медалями. Школьники-нижегородцы постоянно в числе победителей и призеров российских и международных олимпиад,
Стабильно выполняется план подготовки молодых рабочих кадров, 77,7% выпускников учреждений начального профессионального образования трудоустроены в 2001 году.
Вместе с тем имеется ряд существенных проблем:
1. Отчетливо проявилось ухудшение социального и физического здоровья обучающихся и педагогических работников. В этом процессе главную роль играет состояние социально-экономической сферы в регионе.
2. Важнейшей проблемой является восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.
3. Сохраняется отрыв обучения от социально значимых проблем - система образования по-прежнему, в основном, ориентируется на воспроизведение готовых знаний и профессиональных умений, слабо работает на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.
4. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующая учебно-материальная база для указанных детей не в полной мере обеспечивает необходимые условия по их содержанию и обучению.
5. Острой остается проблема профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3.3. Кадры в образовании
Образование обеспечено кадровым корпусом, в целом обладающим высокой квалификацией и уровнем профессионального образования. Создана стабильно действующая система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Эффективно действует система аттестации педагогических кадров. Администрацией области поддержана целевая контрактная подготовка педкадров, развитие семейных педагогических династий, что способствует закреплению педкадров.
Слабые стороны:
1. Требует совершенствования механизм прогнозирования потребности в педагогических кадрах для образовательных учреждений всех типов и видов.
2. По-прежнему высока потребность в квалифицированных кадрах мастеров производственного обучения в учреждениях НПО и учителях отдельных специальностей.
3. Недостаточный уровень подготовки педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы, требующий совмещения преподавания ряда предметов,
4. Сохраняется тенденция недостаточной социальной защищенности педработников из-за низкого уровня обеспеченности зарплатой, жильем, условиями отдыха и лечения и, как следствие, снижения престижа профессии, уход из учреждений образования молодых педагогов, особенно мужчин.
5. Недостаточная подготовка администраторов образования, особенно ощутимая при работе в условиях рыночных преобразований.
6. Неравный доступ городских и сельских педагогов к повышению квалификации педагогических кадров.
За последнее десятилетие весьма значительно, почти в 3 раза, уменьшилось количество молодых педагогов со стажем работы в школе до 5 лет - с 34% в 1989/1990 учебном году до 12,3% в 2000/2001. Молодые специалисты, пришедшие в школу после окончания высших и средних педагогических образовательных учреждений, не задерживаются в школе. Основной причиной ухода является низкая заработная плата и отсутствие жилья.
Группа учителей со стажем работы от 5 до 20 лет стала самой многочисленной - в 1989/1990 учебном году их было 29%, в 2000/2001 - 50%. Доля учителей, имеющих стаж педагогического труда 20 и более лет, осталась на прежнем уровне - 36-37%. Данная тенденция - увеличение в общей массе учительства удельного веса учителей с большим стажем работы - одинаково выражена как на селе, так и в городе.
Динамика отношения заработной платы работников образования к средней
заработной плате в промышленности и по области
Заработная плата работников образования намного ниже не только средней заработной платы в промышленности, среднеобластной заработной платы, но и отстает от прожиточного минимума.
1.3.4. Финансирование образования
Система образования в области продолжает финансироваться по остаточному принципу. Обеспечение бюджетным финансированием образовательной отрасли составляет менее половины от потребности. Расходы на образование возросли лишь номинально за счет инфляционной составляющей, в сопоставимых же ценах уровень расходов неизменно снижается. Произошло снижение доли расходов на образование и в консолидированном бюджете области. Результатом этого явилось:
1. Наличие кредиторской задолженности образовательных учреждений по многим статьям расходов, в т.ч. по заработной плате, компенсации на приобретение методической литературы, коммунальным услугам.
2. Ухудшение учебно-материальной базы образовательных учреждений.
3. Снижение реальной заработной платы работников образования.
1.3.5. Организация управления
Анализ проблем в системе образования области и причин, их обусловивших, показывает, что многие из них вызваны существенными недостатками в управлении образованием.
Наиболее значимыми недостатками на муниципальном и школьном уровне являются:
1. Преобладание оперативного управления над программно-целевым.
2. Недостаточная автономность общеобразовательных учреждений. Несогласованность управления по иерархическим уровням; недостаточная государственная поддержка муниципальных образовательных систем.
3. Слабая децентрализация управления как противоречие между законодательно закрепленными компетенциями и реальными административными моделями управления.
4. Недостаточное развитие форм общественно-государственного управления.
5. Острой остается проблема кадрового обеспечения управления. Среди директоров школ свыше 10% пенсионного возраста, более 60% имеют стаж педработы более 20 лет. Отсутствует нормативно-правовая база отбора и подготовки резерва администраторов.
6. Не соответствует современным требованиям и остроте решаемых проблем уровень теоретической и практической подготовки многих администраторов образования.
Вышеназванные проблемы, в основном, являются следствием того, что система образования, главным образом, ориентирована на обеспечение текущего функционирования образовательных учреждений и управление процессами, что возможно только в качестве краткосрочной цели. Длительное по времени существование системы образования с такими целевыми установками может привести к потере качественных показателей работы системы.
2. Цели, задачи и основные перспективные направления Программы
2.1. Главная /стратегическая/ цель Программы - формирование в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации устойчивой, динамично развивающейся региональной системы образования, способной обеспечить удовлетворение потребностей личности, государства и Нижегородской области.
2.2. Задачами Программы являются - обеспечение модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе, адекватных перемен в структуре, формах и методах управления образованием, системе подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, стабилизация бюджетного финансирования системы образования и привлечение дополнительных средств.
2.3. Общие направления модернизации системы образования области
2.3.1. В обновлении содержания и педагогических технологий воспитания и обучения:
разработка и внедрение в массовую практику образовательных программ, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий, региональных культурных традиций и особенностей;
дальнейшее совершенствование преемственности и непрерывности воспитания и обучения учащихся на различных уровнях и ступенях образования с учетом особенностей их развития, социально-экономической ситуации;
создание системы воспитания здорового образа жизни;
совершенствование организации гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся на принципах уважения прав и свобод личности, высокой нравственности, национальной и религиозной толерантности;
внедрение педагогических технологий, нацеленных на разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности, в т.ч. с применением современных информационных и дистантных форм обучения.
2.3.2. В сфере информационного обеспечения развития образования:
создание, в т.ч. с использованием Интернета, информационной компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием и методические службы на региональном и муниципальном уровнях;
разработка и поддержка соответствующих программ, баз данных по ресурсному обеспечению образования, по сбору и анализу управленческой информации и ее использованию в практике работы;
создание региональной информационной системы учебного книгоиздания, библиотечных фондов;
создание информационного фонда в образовательных учреждениях;
разработка системы педагогического мониторинга, в т.ч. критериев оценки качества образования /ученик, учитель, образовательное учреждение, потребности социума/; разработка системы информационного взаимодействия со средствами массовой информации.
2.3.3. Реформирование структуры, содержания и форм управления образованием:
разработка и апробация механизма реализации принципа автономности образовательных учреждений путем более четкого разграничения компетенции и ответственности учреждения и его учредителя, усиления общественной составляющей в управлении путем создания полномочного и дееспособного попечительского совета и /или/ совета учреждения образования;
создание условий для развития органов государственно-общественного управления образованием;
разработка и внедрение в массовую практику системы повышения квалификации руководителей по программам нового поколения;
создание системы работы с резервом кадров, включающей отбор перспективных потенциальных руководителей, их целенаправленную подготовку и стажировку;
переход от распорядительного к регулирующему механизму управления системой образования, обеспечивающему ее нормативно-правовое, экономическое и качественное состояние.
2.3.4. Совершенствование экономического механизма функционирования образовательных учреждений:
разработка механизма привлечения инвестиций в систему образования;
увеличение бюджетного финансирования по нормативам финансирования, определяемым в расчете на одного обучающегося;
государственная поддержка негосударственных образовательных учреждений;
разработка и внедрение методик нормативного финансирования образовательных учреждений;
создание действенных механизмов укрепления учебно-материальной базы образования, в т.ч. профессиональной подготовки;
активное внедрение тепло- и энергосберегающих технологий в обслуживание учреждений образования;
разработка механизмов привлечения внебюджетных средств для нужд образовательных учреждений /образовательные фонды, системы образовательного страхования, дополнительные платные образовательные услуги /;
погашение накопленной кредиторской задолженности образовательных учреждений;
повышение уровня оплаты труда и социального статуса педагогических работников.
2.3.5. Развитие нормативно-правовой базы системы образования:
привлечение общественных структур и родителей к управлению образовательным учреждением и усилению сотрудничества между образовательными учреждениями и обществом;
создание единой региональной системы мониторинга качества образования, критериев оценки деятельности образовательных учреждений различных типов и видов;
создание завершенной системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
нормативное финансирование за счет бюджетных средств учреждений образования всех типов и видов.
2.3.6. Реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров:
создание гибкой многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и администраторов, основанной на преемственности содержания педагогического образования и его обновления, не реже 1 раза в 5 лет;
создание региональной системы дистантного повышения квалификации педагогических работников;
обновление содержания педагогического образования и повышения квалификации, освоение проектных, деятельностных технологий, практикоориентированный характер обучения, внедрение информационных технологий обучения, в т.ч. с использованием Интернета;
модернизация содержания и форм деятельности методических служб; создание системы мониторинга качества подготовки и повышения квалификации педагогических работников и администраторов;
укрепление учебно-материальной базы НИРО и методических служб муниципальных органов управления образованием.
2.4. Локальные цели и направления реализации Программы
2.4.1. Дошкольное образование
Цель: обеспечение возложенных на дошкольные образовательные учреждения /ДОУ/ задач по помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их психического и физического здоровья, коррекции недостатков развития, развитию индивидуальных способностей.
Основные направления:
сохранение системы дошкольного образования через муниципализацию сети, обеспечение общедоступности услуг ДОУ для всех групп населения;
создание условий в различных видах ДОУ /групп/ для полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в т.ч. с проблемами развития /ограниченными возможностями здоровья/;
совершенствование содержания дошкольного образования, внедрение программно-методического обеспечения на развивающей основе, переход на новые образовательные стандарты;
введение механизма регуляции качества дошкольного образования через процедуру аттестации и государственной аккредитации;
содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ.
2.4.2. Общее среднее образование
Цель: создание условий для обеспечения доступности и качества образования, развития личности, способной к социальной адаптации. Основные направления:
модернизация содержания образования, организационных форм, методов и технологий при сохранении базовых принципов и лучших традиций отечественной школы;
разработка и реализация регионального компонента государственных образовательных стандартов;
усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей, нормализации учебной нагрузки, обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
дальнейшее создание равных условий для получения образования детей с учетом их индивидуальности;
развитие системы общеобразовательных учреждений различных форм, типов и видов; сохранение, поддержка и развитие сельских школ, в том числе малокомплектных, обеспечивающих образовательные потребности населения;
совершенствование педагогических технологий;
компьютеризация школ, в том числе сельских, с использованием Интернета и дистанционного обучения;
обеспечение государственной и общественных систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации;
организация централизованного обеспечения школьных библиотек учебниками и учебной литературой регионального компонента за счет бюджетов всех уровней;
дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой общего образования, включая укрепление управленческой вертикали по всем составляющим ее уровням.
2.4.3. Начальное профессиональное образование
Цель: обеспечение социально-экономических потребностей Нижегородской области в квалифицированных рабочих кадрах, конкурентоспособности выпускника, его профессиональной мобильности и социальной защищенности. Совершенствование разноуровневых образовательных учреждений, имеющих гибкую и эффективную образовательную систему, в полной мере отвечающую как потребностям и интересам личности, так и запросам экономики и регионального рынка труда.
Основные направления:
укрепление материально-технической базы учреждений НПО;
развитие внебюджетной деятельности образовательных учреждений /развитие сети повышения квалификации и переподготовки незанятого населения/;
сохранение сети профессиональных училищ, особенно в сельской местности;
реструктурирование сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, их кооперация и создание комплексов различного вида;
развитие государственной и общественной форм управления и самоуправления;
создание условий для организации общественных форм управления образовательных учреждений начального профессионального образования через деятельность профессиональных союзов, ассоциаций, попечительских советов;
совершенствование нормативно-правовой базы системы начального профессионального образования на региональном уровне;
оптимизация подготавливаемых профессий и специальностей, мобильность при открытии новых при непременном условии сохранения качества образования;
развитие инновационных технологий в обучении;
совершенствование механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования;
соучредительство.
2.4.4. Среднее профессиональное образование
Цель: формирование региональной политики по сохранению и развитию системы среднего профессионального образования /СПО/, удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных специалистах среднего звена и потребностей личности в получении профессионального образования соответствующего уровня.
Основные направления:
развитие механизма государственно-общественного управления системой СПО Нижегородской области;
стабилизация учебно-производственной и экономической деятельности учебных заведений СПО региона;
создание организационно-правовых и социально-экономических условий перспективного развития региональной системы СПО;
демократизация учебного процесса, развитие самоуправления и автономности учебных заведений СПО, модернизация содержания и методов обучения;
совершенствование многоканального финансирования;
внедрение маркетингового управления деятельностью учебных заведений с учетом спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
2.4.5. Высшее профессиональное образование
Цели:
удовлетворение потребностей региона в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов с высшей квалификацией;
повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
развитие системы дистанционного обучения;
активное участие региона в развитии учреждений высшего профессионального образования;
расширение участия вузов в решении задач социального, научно-технического и экономического развития региона;
создание системы информирования граждан и субъектов хозяйствования о спросе на различные профессии, наличии и качестве образовательных услуг в различных вузах.
Основные направления:
сохранение потенциала и дальнейшее развитие структурных составляющих системы высшего профессионального образования Нижегородской области;
развитие вузов, учреждений и организаций системы как учебнонаучно-производственных университетских комплексов;
формирование региональных комплексов (ассоциаций, объединений) высших учебных заведений;
совершенствование нормативно-правовой базы системы высшего профессионального образования на региональном уровне;
создание механизма прогнозирования и регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для удовлетворения интересов личности и региона;
формирование заказов по кадровому обеспечению региональных научно-технических и социальных программ развития;
развитие региональной системы дополнительного профессионального образования, в том числе переподготовка и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров;
развитие инновационных структур вузов, научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей, предприятия и организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;
содействие развитию новых информационных технологий в региональной системе высшего профессионального образования;
поддержка талантливой молодежи.
2.4.6. Воспитание и дополнительное образование детей
Цели: создание необходимых организационных, методических, кадровых и материальных условий для развития воспитания в системе образования области, повышение общественного статуса социального института воспитания, обновление воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение целостности и разнообразия воспитания, укрепления механизма воспитания;
усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых.
Приоритетные направления развития воспитания и дополнительного образования детей в Нижегородской области определяются в соответствии с Программой развития воспитания в Российской Федерации, Основные подходы:
приоритетность воспитания в образовательной политике, восстановление его статуса и значимости в образовании;
организация воспитательного процесса на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", направленная на формирование и свободное развитие личности, оказание ей поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качеств гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя;
признание вариативности воспитательных систем, учет специфики деятельности различных типов и видов образовательных учреждений. Обеспечение целостности, последовательности и преемственности в воспитании учащейся молодежи на различных уровнях образования;
формирование нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и современного опыта;
социально-психологическая поддержка детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к социуму, формированием социальной ответственности; профилактика и коррекция девиантного поведения;
обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством, в т.ч. на свободное самоопределение и самореализацию личности.
Основные направления:
укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта, формирование здорового образа жизни, обеспечение развития системы оздоровительной работы;
воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением;
создание условий для участия семьи в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение проблем воспитания;
создание условий для усвоения учащимися общечеловеческих и отечественных ценностей, помощь воспитанникам в самоопределении, стабилизация и развитие системы дополнительного образования детей, усиление воспитательных функций современного профессионального образования;
создание условий для деятельности детских и молодежных общественных объединений, организаций.
2.4.7. Молодежная политика
Цель: создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Основные направления:
создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализация ее интеллектуального, творческого и физического потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности;
реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма:
улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;
развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
2.4.8. Международные связи в области образования
Цель: вхождение системы образования региона в международное образовательное пространство и международный рынок образовательных услуг.
Основные направления:
информационный международный обмен;
разработка долгосрочных программ сотрудничества в области образования и молодежной политики;
научно-методическое обеспечение повышения качества преподавания иностранного языка в учебных заведениях области;
организация международных семинаров преподавателей, конференций, встреч и участие специалистов города и области в подобных мероприятиях за рубежом;
совместные разработки, апробация, адаптация и издание учебно-методических комплектов;
повышение квалификации работников образования;
деятельность информационно-образовательных и культурных центров зарубежных стран в Нижегородской области;
интеграция в международное молодежное сообщество, активизация движения за взаимопонимание между молодыми людьми.
2.4.9. Ресурсное обеспечение системы образования
Цель: стабилизация ресурсного, прежде всего финансового, обеспечения состояния системы образования Нижегородской области и финансовое оздоровление образовательных учреждений, реализация механизма включения образовательных учреждений в рыночные условия хозяйствования. Основные направления:
закрепление приоритетности развития образования в сфере социально-экономического развития Нижегородской области;
нормативно-правовая поддержка функционирования образовательных учреждений в условиях рыночных отношений;
увеличение бюджетного финансирования сферы образования на основе нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного ученика /воспитанника/;
погашение кредиторской задолженности образовательных учреждений;
реализация закрепленных законодательством об образовании норм самостоятельности образовательных учреждений;
повышение уровня оплаты труда и социального статуса работников образования;
обеспечение материальной заинтересованности работников системы образования в повышении качества образовательных услуг;
повышение управленческой компетентности и менеджерской ориентации администраторов системы образования;
приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями лицензирования, аттестации и аккредитации;
укрепление кадрового потенциала системы образования.
3. Основные этапы реализации Программы и возможные сценарии ее
развития
3.1. Реализация Программы предполагает 2 основных этапа
Первый этап /2002-2003 гг./
На этом этапе осуществляются подготовительные и стабилизационные меры:
принятие комплекса нормативно-правовых актов, нацеленных на модернизацию различных сфер образования;
стабилизация сети образовательных учреждений, особенно на селе;
создание модели устойчивого развития образовательных учреждений и муниципальных образовательных систем.
Второй этап /2004-2005 гг./
На этом этапе осуществляются:
реализация всего комплекса программных мероприятий по развитию образования Нижегородской области;
внедрение моделей устойчивого развития во всем образовательном комплексе области;
анализ выполнения Программы и постановка перспективных целей на новый период;
введение в экспериментальном порядке режима нормативного финансирования отдельных муниципальных /районных/ систем образования.
3.2. Возможные сценарии реализации Программы
Реализация Программы может протекать по нескольким сценариям, что зависит от полноты выполнения задач и возможного действия 2-х факторов риска. Такими факторами могут быть:
1. Недостаточное ресурсное обеспечение Программы: неполное выделение финансовых средств;
слабое информационное обеспечение /недостаточная техническая база Программы и недостаток данных/;
недостаточное нормативно-правовое обеспечение.
2. Неэффективность работы органов управления и администраторов образовательных учреждений, Этот фактор риска можно ослабить выделением как особо приоритетного в работе направления кадрового менеджмента во всей вертикали управления образованием.
В связи с этим возможны три варианта сценария развития Программы: при полном ресурсном обеспечении; при минимальном ресурсном обеспечении; при неполном ресурсном обеспечении.
Оценивая влияние факторов риска в целом, в качестве наиболее вероятного базового сценария предполагается последний вариант /при неполном ресурсном обеспечении/ и эффективно работающих командах. При этом будет соблюдена этапность реализации Программы и достигнута высокая результативность.
4. План мероприятий по реализации Программы
Мероприятия | Срок | Ответст- венные |
Источники и размер финансирования |
|||
4.1. Дошкольное образование | ||||||
Завершение муниципализации сети дошкольных образовательных учреждений |
2003 | МОиН НО РОУО |
||||
Формирование банка данных по обновлению содержания дошкольного образования |
2002 | НИРО | ||||
Завершение разработки регионального компонента стандарта дошкольного образования на областных экспериментальных площадках |
2002 | МОиН НО НГПУ НИРО |
||||
Внедрение федерального и регионального компонента стандарта дошкольного образования |
2003- 2005 |
МОиН НО НИРО РОУО |
||||
Продолжение работы по обновлению содержания дошкольного образования через внедрение программ нового поколения: "Радуга", "Детство", "Развитие" |
2002- 2005 |
РОУО | ||||
Участие в российском эксперименте "Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада" |
2002- 2003 |
МОиН НО РОУО ДОУ |
||||
Участие в российском эксперименте по созданию и введению в действие новых моделей ДОУ на основе кратковременного пребывания воспитанников |
2002- 2003 |
МОиН НО РОУО ДОУ |
||||
Содействие, в установленном законом порядке, созданию общественных /негосударственных/ структур управления дошкольным образованием |
2002- 2003 |
РОУО МОиН НО ДОУ |
||||
4.2. Общее среднее образование | ||||||
Разработка и утверждение регионального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечение его научно-методического содержания и осуществление мониторинга исполнения |
2002- 2003 |
МОиН НО | ||||
Расширение сети коррекционно-развивающего обучения на 1и 2 ступенях общего образования |
2002- 2003 |
МОиН НО | ||||
Разработка учебно-методического комплекса образовательной области "Нижегородоведение" |
2002- 2003 |
МОиН НО | областной бюджет 2003 г.- 1,0 млн. руб. |
|||
Развитие, поддержка и защита национальных культур, региональных культурных традиций районов с компактным проживанием татарского, мордовского, чувашского и марийского населения |
2002- 2005 |
МОиН НО НИРО МСУ |
||||
Принятие участия в российском эксперименте по проведению итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений в форме Единого государственного экзамена |
2003- 2004 |
МОиН НО НИРО |
||||
Создание системы мониторинга качества основного общего, среднего /полного образования |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 32,4 т. руб. 2003 г - 35,7 т. руб 2004 г. - 39,0 т. руб. 2005 г - 42,9 т руб. |
|||
(Создание системы контроле за качеством подготовки педагогических кадров с учетом вариативности образовательных учреждений |
2002- 2003 |
МОиН НО вузы и педкол- леджи |
областной бюджет 2002г. -71,4 т. руб. 2003 г. - 78,6 т. руб. |
|||
Разработка региональной программы "Русский язык". Обеспечение ее реализации |
2002- 2005 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2003г. -1,0 млн. руб. 2004г. -3,7 млн. руб. 2005 г. - 3,7 млн. руб. |
|||
Обеспечение своевременного лицензирования, аттестации образовательных учреждений области |
2002- 2005 |
МОиН НО РОУО |
||||
Проведение по итогам аттестации государственной аккредитации общеобразовательных учреждений с установлением их статуса |
2002- 2005 |
МОиН НО | ||||
Завершение перехода начальной школы на 4-летнее обучение |
2002- 2003 |
МОиН НО РОУО |
||||
Участие в федеральном эксперименте по программе "Реструктуризация сельской школы" с учетом местных условий. Разработка и внесение на утверждение Законодательного Собрания области программы "Сельская школа" |
2002- 2003 |
МОиН НО РОУО |
||||
Реализация областной целевой программы "Одаренные дети" |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002г.-10,4млн.ру б 2003г.-10,4млн.ру б. 2004г.-10,4млн.ру б. 2005г. - 10,4млн.руб. |
|||
Реализация региональной целевой программы "Деги-сироты" |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 4,0 млн. руб 2003 г. - 5,0 млн. руб 2004 г. - 5,0 млн. руб 2005 г. - 6.0 млн. руб |
|||
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет средств областного бюджета |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002г. -10,0 млн. руб 2003г.- 20,0 млн. руб 2004 г. -25,0 млн. руб. 2005 г - 30.0 млн. руб. |
|||
Реализация территориального гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых детям-инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации |
2002- 2005 |
МОиН НО | ||||
Поддержка и развитие деятельности сети центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и психолого-медико-педагогических консультаций для обучающихся, родителей и работников системы образования |
2002- 2003 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 476,0 т. руб. 2003 г. -524,0т. руб. |
|||
4.3. Начальное профессиональное образование | ||||||
Завершение внедрения в практику учреждений НПО стандартов по профессиям |
2002 | МОиН НО НИРО |
||||
Модернизация действующих образовательных программ начального и среднего профессионального образования с целью повышения качества и экономической эффективности подготовки квалифицированных рабочих |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО |
||||
Разработка учебно-методического сопровождения общеобразовательных предметов для системы начального профессионального образования |
2002 | МОиН НО | областной бюджет 2002г. -100,0т. руб. |
|||
Проведение аттестации и аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования |
2002- 2003 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. -120,0 т. руб. 2003 г. -912,0 т. руб. внебюджетные средства 2002 г. -120,0 т. руб. 2003г. -912,0 т.руб. |
|||
Разработка региональной модели независимой оценки учебных программ и качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования с участием работодателей |
2002 | МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002 г. -150,0 т. руб. |
|||
Продолжение практики проведения конкурсов профессионального мастерства среди учащихся и мастеров производственного обучения по профессиям |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 54,0 т. руб. 2003 г. - 59,5 т. руб. 2004 г. - 65,0 г. руб. 2005 г. -71,5 т. руб. |
|||
Создание условий для укрепления связей образовательных учреждений с предприятиями-заказчиками с целью повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда |
2002- 2005 |
МОиН НО ОУ |
||||
Разработка и издание учебно-методических комплексов для педагогических работников по профессиям начального профессионального образования |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО нгц |
областной бюджет 2002 г. - 300,0 т. руб. 2003 г. - 300,0 т. руб. |
|||
Разработка регионального компонента учебных планов подготовки квалифицированных рабочих кадров системы НПО |
2002 | МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 50,0 т. руб. |
|||
Разработка программы развития учебных заведений на 2002-2005 гг. |
2002- 2003 |
УНПО | в рамках бюджетных ассигнований на основную деятельность |
|||
Провести конкурс проектов развития учебно-производственной деятельности УНПО с привлечением к сотрудничеству потенциальных инвесторов |
2002 | МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002 г. - 200,0 т. руб. |
|||
4.4. Среднее профессиональное образование | ||||||
Разработка нормативных методов проектирования перспективных потребностей области в специалистах со средним профессиональным образованием |
2002- 2003 |
МОиН НО | ||||
Лицензирование, аттестация и аккредитация средних профессиональных учебных заведений области |
2002- 2005 |
МОиН НО | ||||
Выполнение комплекса мер по реализации государственной программы энергосбережения |
2002 | ссузы | ||||
Разработка механизма формирования регионального государственного заказа на подготовку специалистов со СПО и формирование предложений по пересмотру сети средних специальных учебных заведений на основе регионального спроса на их услуги |
2002 | МОиН НО совет дирек- торов ссузы |
областной бюджет 2002 г. - 30,0 т. руб. |
|||
Разработка совместно с заказчиками требований к уровню подготовки специалистов среднего звена, преподавателей и управленческого персонала ссуз |
2002 | МОиН НО совет дирек- торов ссузы |
в рамках бюджетных ассигнований на основную деятельность 2002 г. -15,0 т. руб. |
|||
Анализ состояния очно-заочной и заочной форм обучения в области и перспективы развития дистанционного обучения |
2002 | МОиН НО совет дирек- торов ссузы |
||||
Формирование региональной и межрегиональной системы повышения квалификации преподавателей |
2002 | МОиН НО совет дирек- торов ссузы |
в рамках бюджетных ассигнований на основную деятельность 2002 г. - 50,0 т. руб. |
|||
Подготовка предложений в областные, городские, районные органы власти по вопросам финансовой поддержки, местного налогообложения, аренды |
2002 | МОиН НО совет дирек- торов ссузы |
||||
Усиление практической направленности обучения через присвоение 1 - 2 рабочих профессий |
2002 | МОиН НО совет дирек- торов ссузы |
||||
Реализация программы социальной поддержки студентов: охрана студенческих общежитий; именные стипендии; летний отдых студентов |
2002- 2005 |
МОиН НО совет дирек- торов ссузы |
областной бюджет 2002 г. - 0,5 млн. руб. 2003г. -1,0 млн. руб. 2004г. -1,0 млн. руб. 2005 г. -1,0 млн. руб. |
|||
4.5. Высшее профессиональное образование | ||||||
Определение перспективных потребностей области в кадрах высокой квалификации |
2002 | МОиН НО | ||||
Разработка и утверждение программы подготовки кадров для промышленности Нижегородской области |
2004 | МОиН НО | областной бюджет 2004 г. - 50,0 т. руб. |
|||
Разработка и реализация механизма развития преемственности кадров в вузах |
2002- 2005 |
МОиН НО совет ректо- ров вузов |
областной бюджет 2002 г. - 64,8 т. руб. 2003 г. -71,4 т. руб. 2004 г. - 78,0 т. руб. 2005 г. - 85,8 т. руб. |
|||
Реализация программы именных стипендий для студентов и аспирантов вузов Нижегородской области и грантовой поддержки молодых ученых |
2002- 2005 |
МОиН НО совет ректо- ров вузов |
областной бюджет 2002г.- 1,8 млн, руб. 2003 г. - 2,0 млн. руб. 2004 г. -2,0 млн. руб. 2005 г. - 2,0 млн, руб. внебюджетные средства 2002 г. -2003 г. - 2,0 млн. руб. 2004 г. - 2,0 млн. руб. 2005 г. - 2,0 млн. руб. |
|||
Проведение конференций, семинаров для молодых ученых |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 200,0 т. руб. 2003 г. - 400,0 т. руб. 2004 г. - 400,0 т. руб. 2005 г. - 400,0 т. руб. внебюджетные средства |
|||
Разработка механизма регионального заказа на подготовку специалистов с учетом потребностей области |
2002 | МОиН НО совет ректо- ров вузов |
областной бюджет 2002 г. - 20,0 т. руб. средства вузов 2002 г - 50,0 т. руб. |
|||
Реализация программы социальной поддержки студентов вузов: охрана студенческих общежитий стипендий Губернатора Нижегородской области летний отдых студентов |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002г. -1,8 млн. руб. 2003г. -5,0, млн. руб. 2004 г. - 5,0 млн. руб. 2005 г. -5,0 млн. руб. |
|||
Участие в процедуре лицензирования, государственной аттестации учреждений высшего профессионального образования |
2002- 2005 |
МОиН НО совет ректо- ров вузов |
||||
4.6. Международные связи в области образования | ||||||
Совершенствование механизма международных обменов, участие обучающихся и специалистов системы образования в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках образовательных услуг, студенческих и школьных олимпиадах, других международных мероприятиях |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002г. -100,0 г. руб. 2003г.- 100,0т. руб. 2004 г. -100,0 т. руб. 2005 г. -100,0 т. руб. внебюджетные средства |
|||
Осуществление международного молодежного сотрудничества по программе "Строим новые мосты" |
2002- 2005 |
МОиН НО | в рамках программы "Молодежь Нижегородской области" |
|||
Реализация договора с молодежной организацией "Спортивная молодежь" Земли Северный Рейн-Вестфалия |
2002- 2005 |
МОиН НО | в рамках программы "Молодежь Нижегородской области" |
|||
Организация стажировок и практикумов по линии Министерства по вопросам женщин, молодежи, семьи и здравоохранения Земли Северный Рейн-Вестфалия, проведение международных молодежных лагерей, семинаров, конференций |
2002- 2005 |
МОиН НО | В рамках программы "Молодежь Нижегородской области" |
|||
Разработка и реализация международных программ и проектов в области образования и научной деятельности в системе образования |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 50,0 т. руб. 2003 г. - 50,0 т. руб. 2004 г. - 50,0 т. руб. 2005 г. - 50,0 т. руб. внебюджетные средства |
|||
Разработка комплекса мер по укреплению и развитию взаимодействия в рамках межреспубликанских соглашений по сотрудничеству в области образования. Реализация долгосрочных программ международного обмена опытом и информацией |
2002- 2005 |
МОиН НО | областей бюджет 2002 г. - 50,0 т. руб. 2003 г. -50,0 т. руб. 2004 г. - 50,0 т. руб. 2005 г. - 50,0 т. руб. внебюджетные средства |
|||
Изучение, отбор и адаптация зарубежных учебно-методических комплексов, учебных программ и образовательных проектов инновационных систем обучения в образовательных учреждениях области |
2002 | НИРО | областной бюджет 2002г. -100,0т. руб. внебюджетные средства |
|||
4.7. Воспитание и дополнительное образование детей | ||||||
Разработка целевой Программы развития воспитания в Нижегородской области |
2002 НИРО |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 20,0 т. руб. |
|||
Создание научно-координационного совета по проблемам воспитания при министерстве образования и науки Нижегородской области |
2002- 2005 |
МОиН НО РОУО |
||||
Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие образовательных учреждений всех типов и видов по вопросам воспитания и дополнительного образования детей |
2002- 2005 |
РОУО НИРО |
||||
4.8. Молодежная политика | ||||||
Внесение изменений в Закон Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области" |
2002 | МОиН НО |
||||
Реализация программ "Молодежь Нижегородской области" , "Молодой семье - доступное жилье" и программы патриотическою воспитания |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. -в рамках программы 2003 г. -19,0 млн. руб. 2004г. -19,0 млн. руб. 2005 г. -2 1,0 млн. руб. кроме того, могут быть привлечены средства федерального бюджета и внебюджетных источников |
|||
Создание межведомственной правительственной комиссии по вопросам молодежной политики |
2002- 2003 |
МОиН НО МК НО КФСиТО МТиСЗ НО |
||||
4.9. Нормативно-правовое обеспечение системы образования | ||||||
Разработка и внесение на утверждение Правительством Нижегородской области регионального норматива бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования на основе государственных минимальных социальных стандартов |
2002- 2003 |
МОиН НО | ||||
Разработка положения о группах кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях |
2002 | МОиН НО | ||||
Разработка примерного положения о муниципальной методической службе |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО |
||||
Разработка и утверждение положения о резерве руководящих кадров системы образования |
2002- 2003 |
МОиН НО |
||||
Утверждение положения о стажировке руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин |
2003 | МОиН НО НИРО |
||||
4.10. Кадровое обеспечение системы образования | ||||||
Организация проведения олимпиад, конкурсов студентов средних педагогических учебных заведений |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2003 г. - 200,0 т. руб. 2004 г. - 200,0 т. руб. 2005 г. - 200,0 т. руб. |
|||
Проведение конкурса "Учитель года" | 2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. -100,0 т. руб. 2003 г. - 300,0 т. руб. 2004 г. - 300,0 т. руб. 2005 г. - 300,0 т. руб. |
|||
Разработка научно-методических подходов к составлению долгосрочных прогнозов потребности региона в педагогических кадрах с целью формирования опережающего заказа средним и высшим педагогическим учебным заведениям |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002 г. - 50,0 т. руб. |
|||
Создание системы профессиональной ориентации с целью обеспечения педагогическими кадрами образовательных учреждений области |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002 г. - 30,0 т. руб. |
|||
Сохранение системы целевой подготовки педагогических кадров через центры довузовской подготовки, педагогические колледжи и вузы |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 1,5 млн. руб. 2003 г. - 4,9 млн. руб. 2004г. -4,9 млн. руб. 2005г. -5,1 млн. руб. |
|||
Создание информационной системы данных о педагогическом кадровом потенциале области |
2002- 2003 |
МОиН НО | ||||
Повышение квалификации педагогических работников с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет |
2002- 2005 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002г. -1,0 млн. руб. 2003г. -1,0 млн. руб. 2004г. -1,0 млн. руб. 2005г.- 1,0 млн. руб. |
|||
Разработка и внедрение дистантных форм повышения квалификации педагогических работников |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002 г. - 200,0 т. руб. |
|||
Разработка и внедрение системы оценки эффективности повышения квалификации педагогических работников |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО |
||||
Организация работы 10 межрайонных центров по переподготовке и повышению квалификации педагогов |
2002- 2003 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002 г. -238,0 т. руб. 2003 г. - 262,0 т. руб. |
|||
4.11. Информатизация образования | ||||||
Реализация Федеральной программы "Развитие единой образовательной информационной среды" на территории области. Разработка и реализация региональной программы "Развитие единой образовательной информационной среды Нижегородской области до 2005 года" |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002г.- 13,0 млн. руб. 2003 г. - 40,0 млн. руб 2004г. 45,0 млн.руб. 2005г.- 50,0 млн.руб. местные бюджеты, федеральный бюджет в рамках соглашений |
|||
Обеспечение переподготовки педагогических и руководящих кадров по информационным технологиям не менее 500 человек в год |
2002- 2005 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2002 г. - 500,0 т. руб 2003 г. - 500,0 т. руб. 2004 г. - 500,0 т. руб. 2005 г. - 500,0 т. руб. |
|||
Создание компьютерной сети "Профинфо", объединяющей министерство образования и науки Нижегородской области и учреждения начального профессионального образования |
2003 | МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2003г.- 1,8 млн. руб. |
|||
Разработка и реализация программы электронного книгоиздательства |
2003- 2005 |
МОиН НО НИРО |
областной бюджет 2003 г. - 966,4 т. руб. 2004 г. -1062,4 т. руб. 2005 г. -1171, 2 т. руб. |
|||
Разработка и принятие программы развития дистанционного обучения в Нижегородской области. Обеспечение реализации программы . |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2002 г. - 6,4 млн. руб. 2003 г. -11,0 млн. руб. 2004г. - 11,0 млн. руб. 2005 г. -11,0 млн. руб. |
|||
4.12. Материально-техническое обеспечение системы образования | ||||||
Разработка и осуществление региональной программы "Индустрия образования", предусматривающей максимальное использование возможностей учреждений образования области |
2002- 2005 |
МОиН НО | областной бюджет 2003 г - 2,0 млн, руб. 2004 г. - 2,0 млн. руб. 2005 г. - 2,0 млн. руб. |
|||
Разработка и осуществление комплекса мероприятий по сохранению и развитию материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями лицензирования, аттестации и аккредитации |
2002- 2005 |
МОиН НО РОУО |
||||
Реализация мероприятий по пожарной безопасности государственных образовательных учреждений |
2002- 2005 |
МОиН НО ГОУ |
областной бюджет 2003 г. - 8,33 млн. руб. 2004 г. -9,10 млн. руб. 2005 г. -10,01 млн. руб. |
|||
Реализация целевой программы по энергосбережению в учреждениях образования |
2002- 2005 |
МОиН НО РОУО |
||||
Разработка и реализация программы по обеспечению жильем работников образовательных учреждений /не менее 50 квартир в год/ |
2002- 2005 |
МОиН НО РОУО |
||||
Осуществление поэтапной закупки недостающих учебников, учебно-методических пособий, учебно-лабораторного оборудования, учебной техники, необходимой для качественной общеобразовательной и профессиональной подготовки |
2002- 2005 |
МОиН НО РОУО |
областной бюджет 2002 г. - 1 1,3 млн. руб. 2003 г. -45,1 млн. руб. 2004 г. - 45,3 млн. руб. 2005 г. - 50,3 млн. руб. |
|||
4.13. Экономическое обеспечение системы образования | ||||||
Разработка нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных школ на основе государственных минимальных социальных стандартов |
2003- 2004 |
МОиН НО МФНО |
- | |||
Произведение экспериментальной отработки моделей норматива, апробации механизма в учреждениях -"пилотных" площадках области |
2003- 2004 |
МОиН НО МФ НО РОУО |
||||
Разработка региональных нормативов и бюджетного финансирования общеобразовательных школ с учетом местных особенностей и специфики малокомплектной сельской школы |
2004 | МОиН НО МФНО РОУО |
||||
Поэтапное введение нормативов бюджетного финансирования |
2004- 2005 |
МОиН НО МФНО РОУО |
||||
Разработка предложений по изменению порядка финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений |
2003- 2005 |
МОиН НО МФНО МСУ |
||||
Апробация моделей софинансирования общеобразовательных учреждений |
2005 | МОиН НО МФНО РОУО |
||||
Устранение существующих противоречий между нормами законодательства в области финансов, с одной стороны, и нормами гражданского законодательства и законодательства в сфере образования, с другой Разработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования общеобразовательных учреждений |
2002- 2005 |
федера- льные органы госу- дарст- венной власти, органы госу- дарст- венной власти области ,органы МСУ МОиН НО МФНО |
||||
Переход на нормативное финансирование учреждений начального профессионального образования на основе государственных стандартов |
2004 | МОиН НО МФ НО |
5. Ожидаемые результаты и критерии оценки
На период 2002-2003 гг. основным результатом реализации Программы является стабилизация системы образования, обеспечение ее ресурсной базы, создание и апробация моделей устойчивого развития образовательных систем.
На период 2004-2005 гг. основным результатом реализации Программы является создание модели устойчивого развития образования Нижегородской области.
Общие результаты /качественные критерии/ развития системы образования
Сохранение и развитие сети образовательных учреждений области.
Становление гражданского характера образования, совершенствование форм сотрудничества между образовательным учреждением и местным сообществом на принципах уважения прав и свобод личности в демократическом обществе.
Создание условий для развития органов государственно-общественного управления образованием, становление попечительских советов и других органов самоуправления.
Разграничение полномочий и ответственности учреждения и его учредителя.
Разработка и апробация децентрализованных, открытых моделей управления образованием на региональном и районных уровнях.
Разработка и внедрение образовательных программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники, а также региональные и культурные традиции.
Внедрение в массовую практику современных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих непрерывность, преемственность и личностно-ориентированный характер образования.
В области реализации и развития образовательных программ;
Дошкольное образование
Завершение муниципализации сети.
Развитие ДОУ различных видов и категорий в соответствии с потребностями разных групп населения.
Введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования через механизм регуляции его качества /аттестацию и государственную аккредитацию/.
Обеспечение развития индивидуальных возможностей и способностей детей, создание психологического комфорта в ДОУ.
Повышение образовательного ценза, профессионального мастерства работников дошкольного образования.
Обеспечение роста управленческой культуры и компетентности руководителей ДОУ.
Развитие механизма взаимодействия между ДОУ, начальной школой и семьей.
Создание гибкой системы управления дошкольным образованием через ее дифференциацию и оптимизацию.
Общее среднее образование
Обеспечение конституционных прав личности на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации
Исполнение органами власти и управления всех уровней, субъектами системы образования действующего законодательства в области образования и положений Программы.
Функционирование системы на основе норм законодательства и государственных нормативов.
Реализация федеральных и региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, включая специальные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников.
Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Функционирование государственной и общественной системы оценки качества деятельности образовательных учреждений, включая лицензирование, аттестацию, государственную и общественную аккредитацию.
Дополнительное образование детей
Сохранение общедоступного дополнительного образования для детей /как правило, на бесплатной основе/.
Развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей; реализация новых программ дополнительного образования.
Расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг в сфере дополнительного образования детей.
Начальное и среднее профессиональное образование
Соответствие качества профессионального образования запросам потребителей на рынке труда.
Осуществление мер по социализации выпускников.
Оптимизация сети ОУ начального и среднего профессионального образования.
Модернизация системы управления начальным и средним профессиональ ным образованием.
Высшее профессиональное образование
Обеспечение потребностей граждан в профессиональном образовании, региона - в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов с высшей квалификацией.
Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Развитие системы дистанционного обучения в системе высшего образования.
Участие в развитии учреждений высшего профессионального образования.
Участие вузов в решении задач социального, научно-технического и экономического развития региона.
Создание системы информирования граждан и субъектов хозяйствования о спросе на различные профессии, о наличии и качестве образовательных услуг в различных вузах.
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение Программы
Разработка и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию модели устойчивого развития образования области.
Кадровое обеспечение Программы
Разработка и функционирование механизма подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для модели устойчивого развития образования области.
Материально-техническое обеспечение
Приведение в соответствие с требованиями лицензирования материально-технической базы образовательных учреждений области. Выведение из эксплуатации аварийных зданий. Организация обучения в 1 или 2 смены. Реализация Программы компьютеризации школ.
Экономический ресурс
Финансовое оздоровление ОУ.
Стабилизация финансового состояния системы образования. Внедрение адекватного рыночным условиям финансово-хозяйственного механизма ОУ.
6. Управление реализацией Программы развития образования
Нижегородской области на период до 2005 года
6.1. Для осуществления мер, заложенных в Программе развития образования Нижегородской области до 2005 года, при министерстве образования и науки Нижегородской области создается координационный совет /дирекция/ по реализации Программы, в ведении которого /которой/ находятся следующие вопросы:
разработка стратегии реализации модели устойчивого развития образования Нижегородской области;
разработка нормативно-правовой базы Программы;
планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Программы;
корректировка механизма реализации Программы до 2005 года;
издание материалов, научно-методических пособий в рамках Программы.
6.2. При координационном совете /дирекции/ создаются по основным направлениям Программы проектные группы из специалистов в управлении образованием, ученых и практиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 23 января 2003 г. N 360-III "Об утверждении Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 26 от 12 февраля 2003 г.