Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 23 января 2003 г. N 360-III "Об утверждении Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года"

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать районные программы развития образования на основе областной Программы.

3. Правительству области в ходе реализации Программы корректировать объем финансирования с учетом утвержденных расходов областного бюджета.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам.

 

Председатель Собрания

Е.Б. Люлин

 

Программа развития образования
Нижегородской области
до 2005 года
(утв. постановлением Законодательного Собрания области
от 23 января 2003 г. N 360-III)

 

г. Нижний Новгород 2003 г.

 

Список сокращений

 

МОиН НО - министерство образования и науки Нижегородской области

МФ НО - министерство финансов Нижегородской области

МК НО - министерство культуры Нижегородской области

МтиСЗ НО - министерство труда и социальной защиты Нижегородской области

КФКСиТНО -комитет физической культуры, спорта и туризма Нижегородской области

РОУО - районные органы управления образованием

НИРО - Нижегородский институт развития образования

вузы - высшие учебные заведения

ССУЗы - средние специальные учебные заведения

НГЦ - Нижегородский гуманитарный центр

ОУ - образовательные учреждения

ГОУ - государственные образовательные учреждения

ДОУ - дошкольные образовательные учреждения

УНПО - учреждения начального профессионального образования

НПО - начальное профессиональное образование

СПО - среднее профессиональное образование

 

Паспорт
Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года

 

Наименование
Программы
- Программа развития образования Нижегородской
области до 2005 года
Государственный
заказчик Программы
- министерство образования и науки Нижегородской
области /минобразование Нижегородской области/
Основной
разработчик
Программы
- Нижегородский институт развития образования
Цель Программы - формирование в рамках единого образовательного
пространства Российской Федерации устойчивой
динамично развивающейся региональной системы,
способной обеспечить удовлетворение потребностей
личности, государства и Нижегородской области
Задачи Программы - обеспечение модернизации содержания образования и
комплексных изменений в образовательных
технологиях, учебно-материальной базе, адекватных
перемен в структуре, формах и методах управления
образованием, системе подготовки и повышения
квалификации педагогических и руководящих кадров;
стабилизация бюджетного финансирования системы
образования и привлечение дополнительных средств
Сроки реализации
Программы
- 2002-2005 гг.
Программа реализуется в 2 этапа:
1. 2002-2003 гг.
2. 2004-2005 гг.
Исполнители
основных
мероприятий
Программы
- министерство образования и науки, министерство
финансов Нижегородской области, местные органы
самоуправления, образовательные учреждения
Объем и источники
финансирования
Программы
- за счет средств областного бюджета на образование
с привлечением внебюджетных источников.
Расходы областного бюджета на мероприятия
Программы:
2002 г. - 65,3 млн. руб.
2003 г.- 183,4 млн. руб.
2004 г.- 192,2 млн. руб.
2005 г.- 211,4 млн. руб.
Внебюджетные средства:
2002 г. - 0,2 млн. руб.
2003 г. - 2,9 млн. руб.
2004 г. - 2.0 млн. руб.
2005 г. - 2,0 млн. руб.
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
- на период 2002-2003 гг. основным результатом
реализации Программы является стабилизация системы
образования, обеспечение ее ресурсной базы,
создание и апробация устойчивого развития
образовательных систем.
На период 2004-2005 гг. основным результатом
Программы является реализация в Нижегородской
области модели устойчивого развития образования
Контроль за
выполнением
Программы
- Правительство Нижегородской области, комитет
Законодательного Собрания по социальным вопросам

 

Введение

 

В октябре 1994 года Губернатором области была утверждена Программа "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях", главной целью которой было инициирование реформаторских процессов и вовлечение в осуществление программных мероприятий всех заинтересованных сторон.

Программой было предусмотрено изменение структуры образовательного комплекса, содержания образования; планировалось укрепление материальной базы учреждений и развитие кадрового потенциала, содействующего гуманизации учебного процесса, развитию личности, усилению социальной защиты как учащихся, так и работников образования.

Программа послужила ориентиром деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и педагогических работников.

Ход выполнения Программы неоднократно обсуждался на заседаниях коллегии департамента образования и науки, совещаниях руководителей образования области. На ее основе были разработаны и осуществлялись целевые программы по отдельным актуальным проблемам: "Педагогические кадры", "Молодежь Нижегородской области", "Одаренные дети" и т.д.

Главными результатами реализации Программы стали:

реформирование содержания образования, переход образовательных учреждений на новые учебные планы и программы;

освоение педагогическими работниками новых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности учащихся;

дифференциация образовательных услуг, развитие вариативных образовательных программ обучения и воспитания с учетом особенностей детей и ресурсной базы;

повышение значимости в жизни общества образованного и высококвалифицированного специалиста в отдельных сферах деятельности.

В процессе реализации Программы в управление образованием был внедрен программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями.

Однако в связи с резким сокращением финансирования многие мероприятия Программы не были осуществлены в полной мере, что не позволило достичь заявленной Программой цели.

Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года разработана с учетом государственной политики Российской Федерации в области образования /изложенной в Законе Российской Федерации "Об образовании", в других законодательных актах/, новых социально-экономических условий, направлений и мер, закрепленных в федеральной Программе развития образования на 2000-2005 гг., и опыта реализации предыдущей Программы.

 

1. Состояние и основные проблемы развития системы образования
Нижегородской области

 

1.1. Социально-экономическая ситуация в Нижегородской области /внешняя среда/

Нижегородская область представляет собой один из крупнейших индустриально-культурных центров Российской Федерации с развитой образовательной системой. На территории области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с разветвленной мощной системой энергетики и транспорта. В условиях развития рыночных отношений именно эти отрасли производства - наукоемкие, определяющие научно-технический прогресс и объемы отчислений финансов в бюджет области, - являются особенностью развития экономических отношений в регионе.

Процесс реформирования экономики области, как и страны в целом, идет сложно и противоречиво. Кризис 90-х годов привел к спаду производства продукции и услуг, нарастанию инфляции, нарушению денежного обращения, безработице.

В последние годы наблюдается оживление экономики. В настоящее время наметились тенденции к стабилизации и развитию отдельных отраслей: машиностроение, металлопереработка, химия и нефтехимия, пищевая промышленность, отдельные сферы сельского хозяйства. Это создает предпосылки для повышения роли образования в социально-экономическом развитии Нижегородской области. Образование реально становится сферой для инвестиций, а незатратной сферой.

Происходят положительные изменения на рынке труда. Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, транспорте, сфере обслуживания, что создает спрос на подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов; а также необходимость изменения структуры подготовки. Вместе с тем существенно снизился жизненный уровень населения.

В динамике денежных доходов населения области на протяжении последних 5 лет наблюдаются среднероссийские тенденции, но их уровень значительно ниже среднего по России: так, среднедушевые доходы населения области на 20-25% ниже среднероссийских, а темпы их роста меньше на 2-2,5 %.

Растет разрыв между доходами богатых и бедных. Децильный коэффициент вырос до 15. Все это ведет к расслоению общества, порождает новые образовательные потребности населения. Уровень покупательной способности в области /соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума/ниже среднероссийского, а покупательная способность населения области упала по сравнению с 1995 годом более чем на 35%.

Нарастают процессы сокращения числа дошкольников, учащихся начальной и основной средней школы. К 2010 году только в сельской местности контингент учащихся сократится со 103,7 тыс. чел. /1999 г./ до 57,1 тыс. чел., то есть почти на 45 процентов или в 1,8 раза. Надо отметить, что в городской местности темпы прогнозируются менее быстрые и снижение составит 1,6.

 

Прогноз численности учащихся в общеобразовательных школах
Нижегородской области в 2000-2010 гг.

 

В этом десятилетии мы ощутим последствия демографического спада, продолжавшегося последний десяток лет прошедшего века. Повышение рождаемости 80-х годов привело к пику количества учащихся в школах в 1993-1999 гг., после чего ожидается значительное сокращение.

В результате прогнозируется снижение числа обучающихся к 2010 году с 446,5 тыс.чел. /1999 г./ до 266,5 тыс.чел./ в 1,68 раза или на 40,3 %/, в том числе в городской местности - с 342,8 тыс.чел. до 209,4 тыс.чел. /1,64 раза или на 38,9 %/, в сельской местности - с 103,8 тыс.чел. до 57,1 тыс.чел. /в 1,82 раза или на 45 %/.

Уже к 2003 году сокращение учащихся пройдет по 5-9 классам при пока стабильном положении в 10-11 классах, а далее с 2004 года - по общеобразовательной школе в целом. Это напрямую коснется учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Учитывая данный характер демографических и образовательных процессов, необходимость внесения заблаговременных изменений в структуру педагогической, экономической и управленческой деятельности, можно со всей определенностью утверждать, что время таких перемен пришло уже сейчас. Тенденция сокращения населения сохранится и в последующие годы, поэтому в целом прогнозируется рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Это требует новых подходов к трудовой и профессиональной подготовке выпускников общеобразовательной и профессиональной школы.

В условиях экономических и социальных реформ существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения области. Демократизация общества создала условия для личностного развития молодежи, но в то же время социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения отрицательно сказывается на семье, увеличивается количество беспризорных детей и совершенных правонарушений, растет наркомания, через СМИ на детей обрушивается поток низкопробной продукции.

Возросшая роль этнического фактора в общественном развитии, с одной стороны, демонстрирует его социальный потенциал, а, с другой, - порождает межнациональную напряженность. В духовно-нравственном развитии человека происходит переоценка роли религии. Первоочередной проблемой становится физическое и психическое здоровье детей и молодежи.

Выводы: современное состояние социально-экономической сферы общественной жизни региона настоятельно требует перемен в стратегии развития образования Нижегородской области и, в первую очередь, в стратегии управления образованием и его ресурсами /кадровым, научно-методическим, информационным, финансовым и др./.

 

1.2. Краткая характеристика системы образования Нижегородской области

По состоянию на 1 сентября 2001 года в сети образовательных учреждений Нижегородской области функционировали более 3 тысяч учреждений образования /2,2 % всех образовательных учреждений России/.

На 1 января 2001 года в Нижегородской области имелось 1600 дошкольных образовательных учреждений на 163 тыс.мест, из них в городских поселениях 933 учреждения на 123,6 тыс. мест и в сельской местности 666 учреждений на 39,4 тыс.мест. За последнее десятилетие в результате рыночных преобразований в России коренным образом изменилась структура дошкольных образовательных учреждений: произошла массовая передача ведомственной сети дошкольных учреждений в муниципальную сеть. Так, если в 1990 году лишь 20 % детских садов Нижегородской области были муниципальными, то в 2000 году - лишь 15 % являются ведомственными. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, сократилась до 120,6 тыс.чел. Однако в 20% дошкольных учреждений численность детей превышает число мест, несмотря на то, что на каждые 100 мест в среднем по области приходится 74 ребенка.

 

Общие данные по системе образования Нижегородской области

 

Образовательные учреждения 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Общее число образовательных
учреждений, в т.ч.
образовательные учреждения для
детей с ограниченными
возможностями здоровья:
1514 1510 1486 1481 1469
в них учащихся: 480867 474305 460959 440357 421475
Общеобразовательные школы: 1463 1459 1435 1428 1414
в них учащихся: 466603 459788 446526 425755 407377
из них:          
Начальные: 338 338 312 306 295
в них учащихся: 11356 11065 1 9686 8437 7487
Основные: 369 366 365 361 357
в них учащихся: 37945 36088 32830 30221 27155
Средние /полные/: 756 755 758 761 762
в них учащихся: 417302 412635 404010 387097 372735
Количество первоклассников: 44829 40868 36635 32596 33691
Численность педагогических
работников общеобразовательных
учреждений, в т.ч. в
образовательных учреждениях для
детей с ограниченными
возможностями здоровья:
38309 38033 38564 36587 34635
Численность учителей
общеобразовательных школ:
33375 33040 33285 31874 30430
Дошкольные учреждения
/муниципальные/:
1365 1378 1370 1359 1417
Дошкольные учреждения
/ведомственные/:
362 295 261 240 141
Численность дошкольников: 129267 125702 122420 120609 118196
Количество детских домов: 44 47 48 49 51
в них воспитанников: 1778 1886 1987 2041 2025
Количество учреждений НПО: 85 83 84 72 71
в них учащихся: 42600 43200 42900 34805 32855
Число преподавателей: 3690 3631 3892 3247 3684
Количество ссузов: 62 64 63 76 77
в них студентов: 54000 57000 59000 66400 66800
Число преподавателей 2417 2401 2526 4600 4627
Количество государственных
вузов:
15 15 15 15 15
в них студентов: 61491 67638 78028 92112 110630
Число преподавателей: 5083 5991 5908 5427 5544
Количество негосударственных
вузов
9 16 17 20 21
в них студентов: 2830 6584 9123 13248 17850
Учреждения дополнительного
образования детей:
222 225 225 242 242

 

За последние 10 лет количество школ в области сократилось на 48 единиц и составило на 1 сентября 2001 г. 1469 школ. При этом число городских школ возросло на 32 единицы и составило 498 школ, а количество сельских школ сократилось на 80 единиц и составило 971 школу. Таким образом, удельный вес городских школ все эти годы неуклонно рос и поднялся с 30% в 1989 году до 34% в 2000 году. В сельской местности на протяжении всех 10 лет, за исключением 1994 года, когда произошел значительный прирост числа учреждений за счет завершения строительства, начатого в 80-е годы, количество школ незначительно снижалось. В области функционирует 14 гимназий и 12 лицеев, 60 школ с углубленным изучением отдельных предметов.

В Нижегородский области структура учреждений начального профессионального образования представлена 86 образовательными учреждениями и состоит из 55 профессиональных училищ, 17 профессиональных лицеев, 14 учреждений начального профессионального образования перешли в статус техникумов, реализующих и программы начального профессионального образования. В них обучаются более 45 тыс. человек.

В 63 учреждениях среднего профессионального образования федерального подчинения обучаются более 58 тыс. человек.

В настоящее время на территории Нижегородской области действуют 15 государственных высших учебных заведений, учредителями которых являются 9 министерств и ведомств, 8 филиалов и 10 других структурных подразделений иногородних государственных вузов, 21 негосударственное высшее учебное заведение, 3 из которых являются нижегородскими вузами, остальные - филиалы московских и санкт-петербургских вузов. В сфере негосударственного образования 19 высших учебных заведений имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, 2 - работают в режиме представительства; 7- прошли процедуру государственной аккредитации. В негосударственных вузах обучаются около 18 тысяч студентов. Общее число студентов государственных вузов составляет на начало 2000/2001 учебного года свыше 110 тысяч человек, из них примерно 50 тысяч обучаются по дневной форме. За последние 3 года возрос спрос населения на получение высшего профессионального образования при повышении его доступности как по бесплатной, так и по платной формам обучения.

Основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров является аспирантура на базе высшего профессионального образования. В Нижегородской области подготовкой научных кадров занимаются 25 аспирантур высших учебных заведений и НИИ. За последние годы в вузах Нижегородской области наметилась тенденция роста численности аспирантов: если в 1997 году в 13 учебных заведениях обучались 1215 аспирантов, то в 2000 году в 14 аспирантурах вузов, 11 аспирантурах научно-исследовательских институтов - 2302 человека. Прием в аспирантуры вузов Нижегородской области в 2000 году составлял 668 человек, что на 134 человека больше по сравнению с предыдущим годом.

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете области стабильно держится на уровне 19-20%.

 

1.3 Состояние и основные проблемы региональной системы образования

Система образования, представленная многопрофильными и многоуровневыми учебными заведениями, разнообразными образовательными программами общеобразовательного, профессионального и специального типов, квалифицированными педагогическими работниками, в целом соответствует потребностям детей и молодежи, родителей, государства, общества в общем и профессиональном образовании, гарантированном Конституцией России.

1.3.1. Сохранена сеть образовательных учреждений, осуществляется ввод новых школ, детских домов

Продолжается рост числа инновационных образовательных учреждений. Стабилизировалась сеть специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, учреждений дополнительного образования. Органично вошла в систему образовательного комплекса начальная профессиональная школа, которая вот уже 4 года финансируется из областного бюджета. За последние годы существенно возросли возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения в высшем и среднем образовании. Слабые стороны:

1. По-прежнему сохраняется высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в 2 и 3 смены /20 % от общего количества учащихся/.

2. Предлагаемый перечень специальностей в учреждениях профессионального образования неполностью учитывает потребности рынка труда в регионе.

3. Обостряется проблема материально-технической базы образования: 38 школ, в т.ч. 27 на селе, находятся в аварийных зданиях. В комплексах /со всеми удобствами/ размещено только 60% общеобразовательных школ.

Вызывает тревогу стремительное старение школ: 38,7% школ области требуют капитального ремонта /39,2% городских и 38,4% сельских/. В них обучается 37,6% учащихся /35,2% - в городе и 45,6% - на селе/. В аварийном состоянии находятся 2,7% школ /2,4% - в городской местности, 2,8% - в сельской/. В таких школах учится 2,4% учащихся области.

 

Доля требующих капитального
ремонта общеобразовательных
школ Нижегородской области

 

Доля аварийных
общеобразовательных школ
Нижегородской области

 

4. Недостаточность оснащения компьютерной техникой и старение имеющейся вызывает невозможность обучения подрастающего поколения современным информационным технологиям.

 

Обеспеченность компьютерами учащихся общеобразовательных школ

 

Рост показателя наличия компьютерных классов не означает повышения доступности компьютерной техники в школах области. Если рассмотреть динамику обеспеченности компьютерами учащихся общеобразовательных школ области, то можно видеть, что кардинальные изменения произошли лишь в начале 90-х годов, когда 1 компьютер приходился на 128 учащихся в 1991 году, а уже в 1993 году - на 62 учащихся. С тех пор ситуация в области практически не улучшилась.

В школах области сегодня один компьютер /как правило, физически и морально устаревшей модели/ приходится на 57 учащихся. При этом, если в 1991 году компьютерная техника была достаточно равномерно распределена между городской и сельской местностью /один компьютер приходился на 137 городских учащихся и 107 сельских/, то в 1999 году - на 68 городских учащихся и 37 сельских. Однако в школах стоят, в основном, устаревшие модели компьютеров, не обеспечивающие изучение информатики на современном уровне.

Региональная программа компьютеризации сельских школ, осуществляемая в рамках федеральной, уже в 2001 году позволила пополнить сельские школы области более чем на 1 тысячу единиц современной техники и, в целом, значительно улучшить ситуацию по обеспечению школ современной компьютерной техникой.

 

1.3.2. Результативность образовательной деятельности

В области ежегодно среднее общее образование получают около 38,5 тыс. выпускников образовательных учреждений. Высокими являются официальные показатели результативности образования. Растет число выпускников, заканчивающих школы с золотыми и серебряными медалями. Школьники-нижегородцы постоянно в числе победителей и призеров российских и международных олимпиад,

Стабильно выполняется план подготовки молодых рабочих кадров, 77,7% выпускников учреждений начального профессионального образования трудоустроены в 2001 году.

Вместе с тем имеется ряд существенных проблем:

1. Отчетливо проявилось ухудшение социального и физического здоровья обучающихся и педагогических работников. В этом процессе главную роль играет состояние социально-экономической сферы в регионе.

2. Важнейшей проблемой является восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.

3. Сохраняется отрыв обучения от социально значимых проблем - система образования по-прежнему, в основном, ориентируется на воспроизведение готовых знаний и профессиональных умений, слабо работает на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.

4. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующая учебно-материальная база для указанных детей не в полной мере обеспечивает необходимые условия по их содержанию и обучению.

5. Острой остается проблема профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

1.3.3. Кадры в образовании

Образование обеспечено кадровым корпусом, в целом обладающим высокой квалификацией и уровнем профессионального образования. Создана стабильно действующая система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Эффективно действует система аттестации педагогических кадров. Администрацией области поддержана целевая контрактная подготовка педкадров, развитие семейных педагогических династий, что способствует закреплению педкадров.

Слабые стороны:

1. Требует совершенствования механизм прогнозирования потребности в педагогических кадрах для образовательных учреждений всех типов и видов.

2. По-прежнему высока потребность в квалифицированных кадрах мастеров производственного обучения в учреждениях НПО и учителях отдельных специальностей.

3. Недостаточный уровень подготовки педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы, требующий совмещения преподавания ряда предметов,

4. Сохраняется тенденция недостаточной социальной защищенности педработников из-за низкого уровня обеспеченности зарплатой, жильем, условиями отдыха и лечения и, как следствие, снижения престижа профессии, уход из учреждений образования молодых педагогов, особенно мужчин.

5. Недостаточная подготовка администраторов образования, особенно ощутимая при работе в условиях рыночных преобразований.

6. Неравный доступ городских и сельских педагогов к повышению квалификации педагогических кадров.

 

За последнее десятилетие весьма значительно, почти в 3 раза, уменьшилось количество молодых педагогов со стажем работы в школе до 5 лет - с 34% в 1989/1990 учебном году до 12,3% в 2000/2001. Молодые специалисты, пришедшие в школу после окончания высших и средних педагогических образовательных учреждений, не задерживаются в школе. Основной причиной ухода является низкая заработная плата и отсутствие жилья.

Группа учителей со стажем работы от 5 до 20 лет стала самой многочисленной - в 1989/1990 учебном году их было 29%, в 2000/2001 - 50%. Доля учителей, имеющих стаж педагогического труда 20 и более лет, осталась на прежнем уровне - 36-37%. Данная тенденция - увеличение в общей массе учительства удельного веса учителей с большим стажем работы - одинаково выражена как на селе, так и в городе.

 

Динамика отношения заработной платы работников образования к средней
заработной плате в промышленности и по области

 

Заработная плата работников образования намного ниже не только средней заработной платы в промышленности, среднеобластной заработной платы, но и отстает от прожиточного минимума.

 

1.3.4. Финансирование образования

Система образования в области продолжает финансироваться по остаточному принципу. Обеспечение бюджетным финансированием образовательной отрасли составляет менее половины от потребности. Расходы на образование возросли лишь номинально за счет инфляционной составляющей, в сопоставимых же ценах уровень расходов неизменно снижается. Произошло снижение доли расходов на образование и в консолидированном бюджете области. Результатом этого явилось:

1. Наличие кредиторской задолженности образовательных учреждений по многим статьям расходов, в т.ч. по заработной плате, компенсации на приобретение методической литературы, коммунальным услугам.

2. Ухудшение учебно-материальной базы образовательных учреждений.

3. Снижение реальной заработной платы работников образования.

 

1.3.5. Организация управления

Анализ проблем в системе образования области и причин, их обусловивших, показывает, что многие из них вызваны существенными недостатками в управлении образованием.

Наиболее значимыми недостатками на муниципальном и школьном уровне являются:

1. Преобладание оперативного управления над программно-целевым.

2. Недостаточная автономность общеобразовательных учреждений. Несогласованность управления по иерархическим уровням; недостаточная государственная поддержка муниципальных образовательных систем.

3. Слабая децентрализация управления как противоречие между законодательно закрепленными компетенциями и реальными административными моделями управления.

4. Недостаточное развитие форм общественно-государственного управления.

5. Острой остается проблема кадрового обеспечения управления. Среди директоров школ свыше 10% пенсионного возраста, более 60% имеют стаж педработы более 20 лет. Отсутствует нормативно-правовая база отбора и подготовки резерва администраторов.

6. Не соответствует современным требованиям и остроте решаемых проблем уровень теоретической и практической подготовки многих администраторов образования.

Вышеназванные проблемы, в основном, являются следствием того, что система образования, главным образом, ориентирована на обеспечение текущего функционирования образовательных учреждений и управление процессами, что возможно только в качестве краткосрочной цели. Длительное по времени существование системы образования с такими целевыми установками может привести к потере качественных показателей работы системы.

 

2. Цели, задачи и основные перспективные направления Программы

 

2.1. Главная /стратегическая/ цель Программы - формирование в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации устойчивой, динамично развивающейся региональной системы образования, способной обеспечить удовлетворение потребностей личности, государства и Нижегородской области.

2.2. Задачами Программы являются - обеспечение модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе, адекватных перемен в структуре, формах и методах управления образованием, системе подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, стабилизация бюджетного финансирования системы образования и привлечение дополнительных средств.

2.3. Общие направления модернизации системы образования области

2.3.1. В обновлении содержания и педагогических технологий воспитания и обучения:

разработка и внедрение в массовую практику образовательных программ, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий, региональных культурных традиций и особенностей;

дальнейшее совершенствование преемственности и непрерывности воспитания и обучения учащихся на различных уровнях и ступенях образования с учетом особенностей их развития, социально-экономической ситуации;

создание системы воспитания здорового образа жизни;

совершенствование организации гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся на принципах уважения прав и свобод личности, высокой нравственности, национальной и религиозной толерантности;

внедрение педагогических технологий, нацеленных на разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности, в т.ч. с применением современных информационных и дистантных форм обучения.

2.3.2. В сфере информационного обеспечения развития образования:

создание, в т.ч. с использованием Интернета, информационной компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием и методические службы на региональном и муниципальном уровнях;

разработка и поддержка соответствующих программ, баз данных по ресурсному обеспечению образования, по сбору и анализу управленческой информации и ее использованию в практике работы;

создание региональной информационной системы учебного книгоиздания, библиотечных фондов;

создание информационного фонда в образовательных учреждениях;

разработка системы педагогического мониторинга, в т.ч. критериев оценки качества образования /ученик, учитель, образовательное учреждение, потребности социума/; разработка системы информационного взаимодействия со средствами массовой информации.

2.3.3. Реформирование структуры, содержания и форм управления образованием:

разработка и апробация механизма реализации принципа автономности образовательных учреждений путем более четкого разграничения компетенции и ответственности учреждения и его учредителя, усиления общественной составляющей в управлении путем создания полномочного и дееспособного попечительского совета и /или/ совета учреждения образования;

создание условий для развития органов государственно-общественного управления образованием;

разработка и внедрение в массовую практику системы повышения квалификации руководителей по программам нового поколения;

создание системы работы с резервом кадров, включающей отбор перспективных потенциальных руководителей, их целенаправленную подготовку и стажировку;

переход от распорядительного к регулирующему механизму управления системой образования, обеспечивающему ее нормативно-правовое, экономическое и качественное состояние.

2.3.4. Совершенствование экономического механизма функционирования образовательных учреждений:

разработка механизма привлечения инвестиций в систему образования;

увеличение бюджетного финансирования по нормативам финансирования, определяемым в расчете на одного обучающегося;

государственная поддержка негосударственных образовательных учреждений;

разработка и внедрение методик нормативного финансирования образовательных учреждений;

создание действенных механизмов укрепления учебно-материальной базы образования, в т.ч. профессиональной подготовки;

активное внедрение тепло- и энергосберегающих технологий в обслуживание учреждений образования;

разработка механизмов привлечения внебюджетных средств для нужд образовательных учреждений /образовательные фонды, системы образовательного страхования, дополнительные платные образовательные услуги /;

погашение накопленной кредиторской задолженности образовательных учреждений;

повышение уровня оплаты труда и социального статуса педагогических работников.

2.3.5. Развитие нормативно-правовой базы системы образования:

привлечение общественных структур и родителей к управлению образовательным учреждением и усилению сотрудничества между образовательными учреждениями и обществом;

создание единой региональной системы мониторинга качества образования, критериев оценки деятельности образовательных учреждений различных типов и видов;

создание завершенной системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

нормативное финансирование за счет бюджетных средств учреждений образования всех типов и видов.

2.3.6. Реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров:

создание гибкой многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и администраторов, основанной на преемственности содержания педагогического образования и его обновления, не реже 1 раза в 5 лет;

создание региональной системы дистантного повышения квалификации педагогических работников;

обновление содержания педагогического образования и повышения квалификации, освоение проектных, деятельностных технологий, практикоориентированный характер обучения, внедрение информационных технологий обучения, в т.ч. с использованием Интернета;

модернизация содержания и форм деятельности методических служб; создание системы мониторинга качества подготовки и повышения квалификации педагогических работников и администраторов;

укрепление учебно-материальной базы НИРО и методических служб муниципальных органов управления образованием.

2.4. Локальные цели и направления реализации Программы

2.4.1. Дошкольное образование

Цель: обеспечение возложенных на дошкольные образовательные учреждения /ДОУ/ задач по помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их психического и физического здоровья, коррекции недостатков развития, развитию индивидуальных способностей.

Основные направления:

сохранение системы дошкольного образования через муниципализацию сети, обеспечение общедоступности услуг ДОУ для всех групп населения;

создание условий в различных видах ДОУ /групп/ для полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в т.ч. с проблемами развития /ограниченными возможностями здоровья/;

совершенствование содержания дошкольного образования, внедрение программно-методического обеспечения на развивающей основе, переход на новые образовательные стандарты;

введение механизма регуляции качества дошкольного образования через процедуру аттестации и государственной аккредитации;

содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ.

2.4.2. Общее среднее образование

Цель: создание условий для обеспечения доступности и качества образования, развития личности, способной к социальной адаптации. Основные направления:

модернизация содержания образования, организационных форм, методов и технологий при сохранении базовых принципов и лучших традиций отечественной школы;

разработка и реализация регионального компонента государственных образовательных стандартов;

усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе;

совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей, нормализации учебной нагрузки, обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

дальнейшее создание равных условий для получения образования детей с учетом их индивидуальности;

развитие системы общеобразовательных учреждений различных форм, типов и видов; сохранение, поддержка и развитие сельских школ, в том числе малокомплектных, обеспечивающих образовательные потребности населения;

совершенствование педагогических технологий;

компьютеризация школ, в том числе сельских, с использованием Интернета и дистанционного обучения;

обеспечение государственной и общественных систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации;

организация централизованного обеспечения школьных библиотек учебниками и учебной литературой регионального компонента за счет бюджетов всех уровней;

дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой общего образования, включая укрепление управленческой вертикали по всем составляющим ее уровням.

2.4.3. Начальное профессиональное образование

Цель: обеспечение социально-экономических потребностей Нижегородской области в квалифицированных рабочих кадрах, конкурентоспособности выпускника, его профессиональной мобильности и социальной защищенности. Совершенствование разноуровневых образовательных учреждений, имеющих гибкую и эффективную образовательную систему, в полной мере отвечающую как потребностям и интересам личности, так и запросам экономики и регионального рынка труда.

Основные направления:

укрепление материально-технической базы учреждений НПО;

развитие внебюджетной деятельности образовательных учреждений /развитие сети повышения квалификации и переподготовки незанятого населения/;

сохранение сети профессиональных училищ, особенно в сельской местности;

реструктурирование сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, их кооперация и создание комплексов различного вида;

развитие государственной и общественной форм управления и самоуправления;

создание условий для организации общественных форм управления образовательных учреждений начального профессионального образования через деятельность профессиональных союзов, ассоциаций, попечительских советов;

совершенствование нормативно-правовой базы системы начального профессионального образования на региональном уровне;

оптимизация подготавливаемых профессий и специальностей, мобильность при открытии новых при непременном условии сохранения качества образования;

развитие инновационных технологий в обучении;

совершенствование механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования;

соучредительство.

2.4.4. Среднее профессиональное образование

Цель: формирование региональной политики по сохранению и развитию системы среднего профессионального образования /СПО/, удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных специалистах среднего звена и потребностей личности в получении профессионального образования соответствующего уровня.

Основные направления:

развитие механизма государственно-общественного управления системой СПО Нижегородской области;

стабилизация учебно-производственной и экономической деятельности учебных заведений СПО региона;

создание организационно-правовых и социально-экономических условий перспективного развития региональной системы СПО;

демократизация учебного процесса, развитие самоуправления и автономности учебных заведений СПО, модернизация содержания и методов обучения;

совершенствование многоканального финансирования;

внедрение маркетингового управления деятельностью учебных заведений с учетом спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

2.4.5. Высшее профессиональное образование

Цели:

удовлетворение потребностей региона в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов с высшей квалификацией;

повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

развитие системы дистанционного обучения;

активное участие региона в развитии учреждений высшего профессионального образования;

расширение участия вузов в решении задач социального, научно-технического и экономического развития региона;

создание системы информирования граждан и субъектов хозяйствования о спросе на различные профессии, наличии и качестве образовательных услуг в различных вузах.

Основные направления:

сохранение потенциала и дальнейшее развитие структурных составляющих системы высшего профессионального образования Нижегородской области;

развитие вузов, учреждений и организаций системы как учебнонаучно-производственных университетских комплексов;

формирование региональных комплексов (ассоциаций, объединений) высших учебных заведений;

совершенствование нормативно-правовой базы системы высшего профессионального образования на региональном уровне;

создание механизма прогнозирования и регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для удовлетворения интересов личности и региона;

формирование заказов по кадровому обеспечению региональных научно-технических и социальных программ развития;

развитие региональной системы дополнительного профессионального образования, в том числе переподготовка и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров;

развитие инновационных структур вузов, научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей, предприятия и организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;

содействие развитию новых информационных технологий в региональной системе высшего профессионального образования;

поддержка талантливой молодежи.

2.4.6. Воспитание и дополнительное образование детей

Цели: создание необходимых организационных, методических, кадровых и материальных условий для развития воспитания в системе образования области, повышение общественного статуса социального института воспитания, обновление воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение целостности и разнообразия воспитания, укрепления механизма воспитания;

усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;

сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых.

Приоритетные направления развития воспитания и дополнительного образования детей в Нижегородской области определяются в соответствии с Программой развития воспитания в Российской Федерации, Основные подходы:

приоритетность воспитания в образовательной политике, восстановление его статуса и значимости в образовании;

организация воспитательного процесса на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", направленная на формирование и свободное развитие личности, оказание ей поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качеств гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя;

признание вариативности воспитательных систем, учет специфики деятельности различных типов и видов образовательных учреждений. Обеспечение целостности, последовательности и преемственности в воспитании учащейся молодежи на различных уровнях образования;

формирование нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и современного опыта;

социально-психологическая поддержка детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к социуму, формированием социальной ответственности; профилактика и коррекция девиантного поведения;

обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством, в т.ч. на свободное самоопределение и самореализацию личности.

Основные направления:

укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта, формирование здорового образа жизни, обеспечение развития системы оздоровительной работы;

воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением;

создание условий для участия семьи в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение проблем воспитания;

создание условий для усвоения учащимися общечеловеческих и отечественных ценностей, помощь воспитанникам в самоопределении, стабилизация и развитие системы дополнительного образования детей, усиление воспитательных функций современного профессионального образования;

создание условий для деятельности детских и молодежных общественных объединений, организаций.

2.4.7. Молодежная политика

Цель: создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Основные направления:

создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализация ее интеллектуального, творческого и физического потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности;

реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;

формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма:

улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;

развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.

2.4.8. Международные связи в области образования

Цель: вхождение системы образования региона в международное образовательное пространство и международный рынок образовательных услуг.

Основные направления:

информационный международный обмен;

разработка долгосрочных программ сотрудничества в области образования и молодежной политики;

научно-методическое обеспечение повышения качества преподавания иностранного языка в учебных заведениях области;

организация международных семинаров преподавателей, конференций, встреч и участие специалистов города и области в подобных мероприятиях за рубежом;

совместные разработки, апробация, адаптация и издание учебно-методических комплектов;

повышение квалификации работников образования;

деятельность информационно-образовательных и культурных центров зарубежных стран в Нижегородской области;

интеграция в международное молодежное сообщество, активизация движения за взаимопонимание между молодыми людьми.

2.4.9. Ресурсное обеспечение системы образования

Цель: стабилизация ресурсного, прежде всего финансового, обеспечения состояния системы образования Нижегородской области и финансовое оздоровление образовательных учреждений, реализация механизма включения образовательных учреждений в рыночные условия хозяйствования. Основные направления:

закрепление приоритетности развития образования в сфере социально-экономического развития Нижегородской области;

нормативно-правовая поддержка функционирования образовательных учреждений в условиях рыночных отношений;

увеличение бюджетного финансирования сферы образования на основе нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного ученика /воспитанника/;

погашение кредиторской задолженности образовательных учреждений;

реализация закрепленных законодательством об образовании норм самостоятельности образовательных учреждений;

повышение уровня оплаты труда и социального статуса работников образования;

обеспечение материальной заинтересованности работников системы образования в повышении качества образовательных услуг;

повышение управленческой компетентности и менеджерской ориентации администраторов системы образования;

приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями лицензирования, аттестации и аккредитации;

укрепление кадрового потенциала системы образования.

 

3. Основные этапы реализации Программы и возможные сценарии ее
развития

 

3.1. Реализация Программы предполагает 2 основных этапа

Первый этап /2002-2003 гг./

На этом этапе осуществляются подготовительные и стабилизационные меры:

принятие комплекса нормативно-правовых актов, нацеленных на модернизацию различных сфер образования;

стабилизация сети образовательных учреждений, особенно на селе;

создание модели устойчивого развития образовательных учреждений и муниципальных образовательных систем.

Второй этап /2004-2005 гг./

На этом этапе осуществляются:

реализация всего комплекса программных мероприятий по развитию образования Нижегородской области;

внедрение моделей устойчивого развития во всем образовательном комплексе области;

анализ выполнения Программы и постановка перспективных целей на новый период;

введение в экспериментальном порядке режима нормативного финансирования отдельных муниципальных /районных/ систем образования.

3.2. Возможные сценарии реализации Программы

Реализация Программы может протекать по нескольким сценариям, что зависит от полноты выполнения задач и возможного действия 2-х факторов риска. Такими факторами могут быть:

1. Недостаточное ресурсное обеспечение Программы: неполное выделение финансовых средств;

слабое информационное обеспечение /недостаточная техническая база Программы и недостаток данных/;

недостаточное нормативно-правовое обеспечение.

2. Неэффективность работы органов управления и администраторов образовательных учреждений, Этот фактор риска можно ослабить выделением как особо приоритетного в работе направления кадрового менеджмента во всей вертикали управления образованием.

В связи с этим возможны три варианта сценария развития Программы: при полном ресурсном обеспечении; при минимальном ресурсном обеспечении; при неполном ресурсном обеспечении.

Оценивая влияние факторов риска в целом, в качестве наиболее вероятного базового сценария предполагается последний вариант /при неполном ресурсном обеспечении/ и эффективно работающих командах. При этом будет соблюдена этапность реализации Программы и достигнута высокая результативность.

 

4. План мероприятий по реализации Программы

 

Мероприятия Срок Ответст-
венные
Источники и
размер
финансирования
4.1. Дошкольное образование
Завершение муниципализации сети
дошкольных образовательных
учреждений
2003 МОиН НО
РОУО
 
Формирование банка данных по
обновлению содержания дошкольного
образования
2002 НИРО  
Завершение разработки регионального
компонента стандарта дошкольного
образования на областных
экспериментальных площадках
2002 МОиН НО
НГПУ НИРО
 
Внедрение федерального и
регионального компонента стандарта
дошкольного образования
2003-
2005
МОиН НО
НИРО РОУО
 
Продолжение работы по обновлению
содержания дошкольного образования
через внедрение программ нового
поколения: "Радуга", "Детство",
"Развитие"
2002-
2005
РОУО  
Участие в российском эксперименте
"Защита прав и достоинства
маленького ребенка. Координация
усилий семьи и детского сада"
2002-
2003
МОиН НО
РОУО ДОУ
 
Участие в российском эксперименте
по созданию и введению в действие
новых моделей ДОУ на основе
кратковременного пребывания
воспитанников
2002-
2003
МОиН НО
РОУО
ДОУ
 
Содействие, в установленном законом
порядке, созданию общественных
/негосударственных/ структур
управления дошкольным образованием
2002-
2003
РОУО МОиН
НО ДОУ
 
4.2. Общее среднее образование
Разработка и утверждение
регионального компонента
государственного стандарта общего
образования, обеспечение его
научно-методического содержания и
осуществление мониторинга
исполнения
2002-
2003
МОиН НО  
Расширение сети
коррекционно-развивающего обучения
на 1и 2 ступенях общего образования
2002-
2003
МОиН НО  
Разработка учебно-методического
комплекса образовательной области
"Нижегородоведение"
2002-
2003
МОиН НО областной бюджет
2003 г.- 1,0 млн.
руб.
Развитие, поддержка и защита
национальных культур, региональных
культурных традиций районов с
компактным проживанием татарского,
мордовского, чувашского и
марийского населения
2002-
2005
МОиН НО
НИРО
МСУ
 
Принятие участия в российском
эксперименте по проведению итоговой
аттестации выпускников
образовательных учреждений в форме
Единого государственного экзамена
2003-
2004
МОиН НО
НИРО
 
Создание системы мониторинга
качества основного общего,
среднего /полного образования
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 32,4 т.
руб.
2003 г - 35,7 т.
руб
2004 г. - 39,0 т.
руб.
2005 г - 42,9 т
руб.
(Создание системы контроле за
качеством подготовки
педагогических кадров с учетом
вариативности образовательных
учреждений
2002-
2003
МОиН НО
вузы и
педкол-
леджи
областной бюджет
2002г. -71,4 т.
руб.
2003 г. - 78,6 т.
руб.
Разработка региональной программы
"Русский язык". Обеспечение ее
реализации
2002-
2005
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2003г. -1,0 млн.
руб.
2004г. -3,7 млн.
руб.
2005 г. - 3,7
млн. руб.
Обеспечение своевременного
лицензирования, аттестации
образовательных учреждений
области
2002-
2005
МОиН НО
РОУО
 
Проведение по итогам аттестации
государственной аккредитации
общеобразовательных учреждений с
установлением их статуса
2002-
2005
МОиН НО  
Завершение перехода начальной
школы на 4-летнее обучение
2002-
2003
МОиН НО
РОУО
 
Участие в федеральном
эксперименте по программе
"Реструктуризация сельской школы"
с учетом местных условий.
Разработка и внесение на
утверждение Законодательного
Собрания области программы
"Сельская школа"
2002-
2003
МОиН НО
РОУО
 
Реализация областной целевой
программы "Одаренные дети"
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002г.-10,4млн.ру
б
2003г.-10,4млн.ру
б.
2004г.-10,4млн.ру
б.
2005г. -
10,4млн.руб.
Реализация региональной целевой
программы "Деги-сироты"
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 4,0
млн. руб
2003 г. - 5,0
млн. руб
2004 г. - 5,0
млн. руб
2005 г. - 6.0
млн. руб
Обеспечение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей, жилыми помещениями за
счет средств областного бюджета
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002г. -10,0 млн.
руб
2003г.- 20,0 млн.
руб
2004 г. -25,0
млн. руб.
2005 г - 30.0
млн. руб.
Реализация территориального
гарантированного перечня
реабилитационных мероприятий,
технических средств и услуг,
предоставляемых детям-инвалидам в
соответствии с индивидуальной
программой реабилитации
2002-
2005
МОиН НО  
Поддержка и развитие деятельности
сети центров
психолого-педагогической и
медико-социальной помощи
обучающимся и
психолого-медико-педагогических
консультаций для обучающихся,
родителей и работников системы
образования
2002-
2003
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 476,0
т. руб.
2003 г. -524,0т.
руб.
4.3. Начальное профессиональное образование
Завершение внедрения в практику
учреждений НПО стандартов по
профессиям
2002 МОиН НО
НИРО
 
Модернизация действующих
образовательных программ начального
и среднего профессионального
образования с целью повышения
качества и экономической
эффективности подготовки
квалифицированных рабочих
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
 
Разработка учебно-методического
сопровождения общеобразовательных
предметов для системы начального
профессионального образования
2002 МОиН НО областной бюджет
2002г. -100,0т.
руб.
Проведение аттестации и
аккредитации образовательных
учреждений начального
профессионального образования
2002-
2003
МОиН НО областной бюджет
2002 г. -120,0 т.
руб.
2003 г. -912,0 т.
руб. внебюджетные
средства 2002 г.
-120,0 т. руб.
2003г. -912,0
т.руб.
Разработка региональной модели
независимой оценки учебных программ
и качества подготовки выпускников
учреждений начального
профессионального образования с
участием работодателей
2002 МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002 г. -150,0 т.
руб.
Продолжение практики проведения
конкурсов профессионального
мастерства среди учащихся и
мастеров производственного обучения
по профессиям
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 54,0 т.
руб.
2003 г. - 59,5 т.
руб.
2004 г. - 65,0 г.
руб.
2005 г. -71,5 т.
руб.
Создание условий для укрепления
связей образовательных учреждений с
предприятиями-заказчиками с целью
повышения конкурентоспособности и
профессиональной мобильности
выпускников на рынке труда
2002-
2005
МОиН НО
ОУ
 
Разработка и издание
учебно-методических комплексов для
педагогических работников по
профессиям начального
профессионального образования
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
нгц
областной бюджет
2002 г. - 300,0 т.
руб.
2003 г. - 300,0 т.
руб.
Разработка регионального компонента
учебных планов подготовки
квалифицированных рабочих кадров
системы НПО
2002 МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 50,0 т.
руб.
Разработка программы развития
учебных заведений на 2002-2005 гг.
2002-
2003
УНПО в рамках бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
Провести конкурс проектов развития
учебно-производственной
деятельности УНПО с привлечением к
сотрудничеству потенциальных
инвесторов
2002 МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002 г. - 200,0 т.
руб.
4.4. Среднее профессиональное образование
Разработка нормативных методов
проектирования перспективных
потребностей области в специалистах
со средним профессиональным
образованием
2002-
2003
МОиН НО  
Лицензирование, аттестация и
аккредитация средних
профессиональных учебных заведений
области
2002-
2005
МОиН НО  
Выполнение комплекса мер по
реализации государственной
программы энергосбережения
2002 ссузы  
Разработка механизма формирования
регионального государственного
заказа на подготовку специалистов
со СПО и формирование предложений
по пересмотру сети средних
специальных учебных заведений на
основе регионального спроса на их
услуги
2002 МОиН НО
совет
дирек-
торов
ссузы
областной бюджет
2002 г. - 30,0 т.
руб.
Разработка совместно с заказчиками
требований к уровню подготовки
специалистов среднего звена,
преподавателей и управленческого
персонала ссуз
2002 МОиН НО
совет
дирек-
торов
ссузы
в рамках бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
2002 г. -15,0 т.
руб.
Анализ состояния очно-заочной и
заочной форм обучения в области и
перспективы развития дистанционного
обучения
2002 МОиН НО
совет
дирек-
торов
ссузы
 
Формирование региональной и
межрегиональной системы повышения
квалификации преподавателей
2002 МОиН НО
совет
дирек-
торов
ссузы
в рамках бюджетных
ассигнований на
основную
деятельность
2002 г. - 50,0 т.
руб.
Подготовка предложений в областные,
городские, районные органы власти
по вопросам финансовой поддержки,
местного налогообложения, аренды
2002 МОиН НО
совет
дирек-
торов
ссузы
 
Усиление практической
направленности обучения через
присвоение 1 - 2 рабочих профессий
2002 МОиН НО
совет
дирек-
торов
ссузы
 
Реализация программы социальной
поддержки студентов: охрана
студенческих общежитий; именные
стипендии; летний отдых студентов
2002-
2005
МОиН НО
совет
дирек-
торов
ссузы
областной бюджет
2002 г. - 0,5 млн.
руб.
2003г. -1,0 млн.
руб.
2004г. -1,0 млн.
руб.
2005 г. -1,0 млн.
руб.
4.5. Высшее профессиональное образование
Определение перспективных
потребностей области в кадрах
высокой квалификации
2002 МОиН НО  
Разработка и утверждение программы
подготовки кадров для
промышленности Нижегородской
области
2004 МОиН НО областной бюджет
2004 г. - 50,0 т.
руб.
Разработка и реализация механизма
развития преемственности кадров в
вузах
2002-
2005
МОиН НО
совет
ректо-
ров
вузов
областной бюджет
2002 г. - 64,8 т.
руб.
2003 г. -71,4 т.
руб.
2004 г. - 78,0 т.
руб.
2005 г. - 85,8 т.
руб.
Реализация программы именных
стипендий для студентов и
аспирантов вузов Нижегородской
области и грантовой поддержки
молодых ученых
2002-
2005
МОиН НО
совет
ректо-
ров
вузов
областной бюджет
2002г.- 1,8 млн,
руб.
2003 г. - 2,0 млн.
руб.
2004 г. -2,0 млн.
руб.
2005 г. - 2,0 млн,
руб. внебюджетные
средства
2002 г. -2003 г. -
2,0 млн. руб. 2004
г. - 2,0 млн. руб.
2005 г. - 2,0 млн.
руб.
Проведение конференций, семинаров
для молодых ученых
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 200,0 т.
руб.
2003 г. - 400,0 т.
руб.
2004 г. - 400,0 т.
руб.
2005 г. - 400,0 т.
руб. внебюджетные
средства
Разработка механизма регионального
заказа на подготовку специалистов с
учетом потребностей области
2002 МОиН НО
совет
ректо-
ров
вузов
областной бюджет
2002 г. - 20,0 т.
руб.
средства вузов
2002 г - 50,0 т.
руб.
Реализация программы социальной
поддержки студентов вузов: охрана
студенческих общежитий стипендий
Губернатора Нижегородской области
летний отдых студентов
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002г. -1,8 млн.
руб.
2003г. -5,0, млн.
руб.
2004 г. - 5,0 млн.
руб.
2005 г. -5,0 млн.
руб.
Участие в процедуре лицензирования,
государственной аттестации
учреждений высшего
профессионального образования
2002-
2005
МОиН НО
совет
ректо-
ров
вузов
 
4.6. Международные связи в области образования
Совершенствование механизма
международных обменов, участие
обучающихся и специалистов системы
образования в международных
конференциях, симпозиумах,
семинарах, ярмарках образовательных
услуг, студенческих и школьных
олимпиадах, других международных
мероприятиях
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002г. -100,0 г.
руб.
2003г.- 100,0т.
руб.
2004 г. -100,0 т.
руб.
2005 г. -100,0 т.
руб. внебюджетные
средства
Осуществление международного
молодежного сотрудничества по
программе "Строим новые мосты"
2002-
2005
МОиН НО в рамках программы
"Молодежь
Нижегородской
области"
Реализация договора с молодежной
организацией "Спортивная молодежь"
Земли Северный Рейн-Вестфалия
2002-
2005
МОиН НО в рамках программы
"Молодежь
Нижегородской
области"
Организация стажировок и
практикумов по линии Министерства
по вопросам женщин, молодежи, семьи
и здравоохранения Земли Северный
Рейн-Вестфалия, проведение
международных молодежных лагерей,
семинаров, конференций
2002-
2005
МОиН НО В рамках программы
"Молодежь
Нижегородской
области"
Разработка и реализация
международных программ и проектов в
области образования и научной
деятельности в системе образования
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 50,0 т.
руб.
2003 г. - 50,0 т.
руб.
2004 г. - 50,0 т.
руб.
2005 г. - 50,0 т.
руб. внебюджетные
средства
Разработка комплекса мер по
укреплению и развитию
взаимодействия в рамках
межреспубликанских соглашений по
сотрудничеству в области
образования. Реализация
долгосрочных программ
международного обмена опытом и
информацией
2002-
2005
МОиН НО областей бюджет
2002 г. - 50,0 т.
руб.
2003 г. -50,0 т.
руб.
2004 г. - 50,0 т.
руб.
2005 г. - 50,0 т.
руб. внебюджетные
средства
Изучение, отбор и адаптация
зарубежных учебно-методических
комплексов, учебных программ и
образовательных проектов
инновационных систем обучения в
образовательных учреждениях области
2002 НИРО областной бюджет
2002г. -100,0т.
руб. внебюджетные
средства
4.7. Воспитание и дополнительное образование детей
Разработка целевой Программы
развития воспитания в Нижегородской
области
2002
НИРО
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 20,0 т.
руб.
Создание научно-координационного
совета по проблемам воспитания при
министерстве образования и науки
Нижегородской области
2002-
2005
МОиН НО
РОУО
 
Разработка и реализация комплекса
мероприятий, направленных на
развитие образовательных учреждений
всех типов и видов по вопросам
воспитания и дополнительного
образования детей
2002-
2005
РОУО
НИРО
 
4.8. Молодежная политика
Внесение изменений в Закон
Нижегородской области "О молодежной
политике в Нижегородской области"
2002 МОиН
НО
 
Реализация программ "Молодежь
Нижегородской области" , "Молодой
семье - доступное жилье" и
программы патриотическою воспитания
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. -в рамках
программы 2003 г.
-19,0 млн. руб.
2004г. -19,0 млн.
руб.
2005 г. -2 1,0 млн.
руб.
кроме того, могут
быть привлечены
средства
федерального
бюджета и
внебюджетных
источников
Создание межведомственной
правительственной комиссии по
вопросам молодежной политики
2002-
2003
МОиН НО
МК НО
КФСиТО
МТиСЗ
НО
 
4.9. Нормативно-правовое обеспечение системы образования
Разработка и внесение на
утверждение Правительством
Нижегородской области регионального
норматива бюджетного финансирования
государственного стандарта общего
образования на основе
государственных минимальных
социальных стандартов
2002-
2003
МОиН НО  
Разработка положения о группах
кратковременного пребывания детей в
дошкольных учреждениях
2002 МОиН НО  
Разработка примерного положения о
муниципальной методической службе
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
 
Разработка и утверждение положения
о резерве руководящих кадров
системы образования
2002-
2003
МОиН
НО
 
Утверждение положения о стажировке
руководителей образовательных
учреждений всех типов и видов,
мастеров производственного обучения
и преподавателей специальных
дисциплин
2003 МОиН НО
НИРО
 
4.10. Кадровое обеспечение системы образования
Организация проведения олимпиад,
конкурсов студентов средних
педагогических учебных заведений
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2003 г. - 200,0 т.
руб.
2004 г. - 200,0 т.
руб.
2005 г. - 200,0 т.
руб.
Проведение конкурса "Учитель года" 2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. -100,0 т.
руб.
2003 г. - 300,0 т.
руб.
2004 г. - 300,0 т.
руб.
2005 г. - 300,0 т.
руб.
Разработка научно-методических
подходов к составлению долгосрочных
прогнозов потребности региона в
педагогических кадрах с целью
формирования опережающего заказа
средним и высшим педагогическим
учебным заведениям
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002 г. - 50,0 т.
руб.
Создание системы профессиональной
ориентации с целью обеспечения
педагогическими кадрами
образовательных учреждений области
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002 г. - 30,0 т.
руб.
Сохранение системы целевой
подготовки педагогических кадров
через центры довузовской
подготовки, педагогические колледжи
и вузы
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 1,5 млн.
руб.
2003 г. - 4,9 млн.
руб.
2004г. -4,9 млн.
руб.
2005г. -5,1 млн.
руб.
Создание информационной системы
данных о педагогическом кадровом
потенциале области
2002-
2003
МОиН НО  
Повышение квалификации
педагогических работников с
периодичностью не реже 1 раза в 5
лет
2002-
2005
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002г. -1,0 млн.
руб.
2003г. -1,0 млн.
руб.
2004г. -1,0 млн.
руб.
2005г.- 1,0 млн.
руб.
Разработка и внедрение дистантных
форм повышения квалификации
педагогических работников
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002 г. - 200,0 т.
руб.
Разработка и внедрение системы
оценки эффективности повышения
квалификации педагогических
работников
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
 
Организация работы 10 межрайонных
центров по переподготовке и
повышению квалификации педагогов
2002-
2003
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002 г. -238,0 т.
руб.
2003 г. - 262,0 т.
руб.
4.11. Информатизация образования
Реализация Федеральной программы
"Развитие единой образовательной
информационной среды" на территории
области. Разработка и реализация
региональной программы "Развитие
единой образовательной
информационной среды Нижегородской
области до 2005 года"
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002г.- 13,0 млн.
руб.
2003 г. - 40,0 млн.
руб 2004г. 45,0
млн.руб.
2005г.- 50,0
млн.руб.
местные бюджеты,
федеральный бюджет
в рамках соглашений
Обеспечение переподготовки
педагогических и руководящих кадров
по информационным технологиям не
менее 500 человек в год
2002-
2005
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2002 г. - 500,0 т.
руб
2003 г. - 500,0 т.
руб.
2004 г. - 500,0 т.
руб.
2005 г. - 500,0 т.
руб.
Создание компьютерной сети
"Профинфо", объединяющей
министерство образования и науки
Нижегородской области и учреждения
начального профессионального
образования
2003 МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2003г.- 1,8 млн.
руб.
Разработка и реализация программы
электронного книгоиздательства
2003-
2005
МОиН НО
НИРО
областной бюджет
2003 г. - 966,4 т.
руб.
2004 г. -1062,4 т.
руб.
2005 г. -1171, 2 т.
руб.
Разработка и принятие программы
развития дистанционного обучения в
Нижегородской области. Обеспечение
реализации программы .
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2002 г. - 6,4 млн.
руб.
2003 г. -11,0 млн.
руб.
2004г. - 11,0 млн.
руб.
2005 г. -11,0 млн.
руб.
4.12. Материально-техническое обеспечение системы образования
Разработка и осуществление
региональной программы "Индустрия
образования", предусматривающей
максимальное использование
возможностей учреждений образования
области
2002-
2005
МОиН НО областной бюджет
2003 г - 2,0 млн,
руб.
2004 г. - 2,0 млн.
руб.
2005 г. - 2,0 млн.
руб.
Разработка и осуществление
комплекса мероприятий по сохранению
и развитию материально-технической
базы образовательных учреждений в
соответствии с требованиями
лицензирования, аттестации и
аккредитации
2002-
2005
МОиН НО
РОУО
 
Реализация мероприятий по пожарной
безопасности государственных
образовательных учреждений
2002-
2005
МОиН НО
ГОУ
областной бюджет
2003 г. - 8,33 млн.
руб.
2004 г. -9,10 млн.
руб.
2005 г. -10,01 млн.
руб.
Реализация целевой программы по
энергосбережению в учреждениях
образования
2002-
2005
МОиН НО
РОУО
 
Разработка и реализация программы
по обеспечению жильем работников
образовательных учреждений /не
менее 50 квартир в год/
2002-
2005
МОиН НО
РОУО
 
Осуществление поэтапной закупки
недостающих учебников,
учебно-методических пособий,
учебно-лабораторного оборудования,
учебной техники, необходимой для
качественной общеобразовательной и
профессиональной подготовки
2002-
2005
МОиН НО
РОУО
областной бюджет
2002 г. - 1 1,3
млн. руб.
2003 г. -45,1 млн.
руб.
2004 г. - 45,3 млн.
руб.
2005 г. - 50,3 млн.
руб.
4.13. Экономическое обеспечение системы образования
Разработка нормативов бюджетного
финансирования общеобразовательных
школ на основе государственных
минимальных социальных стандартов
2003-
2004
МОиН НО
МФНО
-
Произведение экспериментальной
отработки моделей норматива,
апробации механизма в учреждениях
-"пилотных" площадках области
2003-
2004
МОиН НО
МФ НО
РОУО
 
Разработка региональных нормативов
и бюджетного финансирования
общеобразовательных школ с учетом
местных особенностей и специфики
малокомплектной сельской школы
2004 МОиН НО
МФНО
РОУО
 
Поэтапное введение нормативов
бюджетного финансирования
2004-
2005
МОиН НО
МФНО
РОУО
 
Разработка предложений по изменению
порядка финансирования
муниципальных общеобразовательных
учреждений
2003-
2005
МОиН НО
МФНО
МСУ
 
Апробация моделей софинансирования
общеобразовательных учреждений
2005 МОиН НО
МФНО
РОУО
 
Устранение существующих
противоречий между нормами
законодательства в области
финансов, с одной стороны, и
нормами гражданского
законодательства и законодательства
в сфере образования, с другой
Разработка правовых и экономических
механизмов соучредительства и
софинансирования
общеобразовательных учреждений
2002-
2005
федера-
льные
органы
госу-
дарст-
венной
власти,
органы
госу-
дарст-
венной
власти
области
,органы
МСУ
МОиН НО
МФНО
 
Переход на нормативное
финансирование учреждений
начального профессионального
образования
на основе государственных
стандартов
2004 МОиН НО
МФ НО
 

 

5. Ожидаемые результаты и критерии оценки

 

На период 2002-2003 гг. основным результатом реализации Программы является стабилизация системы образования, обеспечение ее ресурсной базы, создание и апробация моделей устойчивого развития образовательных систем.

На период 2004-2005 гг. основным результатом реализации Программы является создание модели устойчивого развития образования Нижегородской области.

 

Общие результаты /качественные критерии/ развития системы образования

Сохранение и развитие сети образовательных учреждений области.

Становление гражданского характера образования, совершенствование форм сотрудничества между образовательным учреждением и местным сообществом на принципах уважения прав и свобод личности в демократическом обществе.

Создание условий для развития органов государственно-общественного управления образованием, становление попечительских советов и других органов самоуправления.

Разграничение полномочий и ответственности учреждения и его учредителя.

Разработка и апробация децентрализованных, открытых моделей управления образованием на региональном и районных уровнях.

Разработка и внедрение образовательных программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники, а также региональные и культурные традиции.

Внедрение в массовую практику современных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих непрерывность, преемственность и личностно-ориентированный характер образования.

 

В области реализации и развития образовательных программ;

Дошкольное образование

Завершение муниципализации сети.

Развитие ДОУ различных видов и категорий в соответствии с потребностями разных групп населения.

Введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования через механизм регуляции его качества /аттестацию и государственную аккредитацию/.

Обеспечение развития индивидуальных возможностей и способностей детей, создание психологического комфорта в ДОУ.

Повышение образовательного ценза, профессионального мастерства работников дошкольного образования.

Обеспечение роста управленческой культуры и компетентности руководителей ДОУ.

Развитие механизма взаимодействия между ДОУ, начальной школой и семьей.

Создание гибкой системы управления дошкольным образованием через ее дифференциацию и оптимизацию.

 

Общее среднее образование

Обеспечение конституционных прав личности на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации

Исполнение органами власти и управления всех уровней, субъектами системы образования действующего законодательства в области образования и положений Программы.

Функционирование системы на основе норм законодательства и государственных нормативов.

Реализация федеральных и региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, включая специальные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников.

Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Функционирование государственной и общественной системы оценки качества деятельности образовательных учреждений, включая лицензирование, аттестацию, государственную и общественную аккредитацию.

 

Дополнительное образование детей

Сохранение общедоступного дополнительного образования для детей /как правило, на бесплатной основе/.

Развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей; реализация новых программ дополнительного образования.

Расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг в сфере дополнительного образования детей.

 

Начальное и среднее профессиональное образование

Соответствие качества профессионального образования запросам потребителей на рынке труда.

Осуществление мер по социализации выпускников.

Оптимизация сети ОУ начального и среднего профессионального образования.

Модернизация системы управления начальным и средним профессиональ ным образованием.

 

Высшее профессиональное образование

Обеспечение потребностей граждан в профессиональном образовании, региона - в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов с высшей квалификацией.

Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Развитие системы дистанционного обучения в системе высшего образования.

Участие в развитии учреждений высшего профессионального образования.

Участие вузов в решении задач социального, научно-технического и экономического развития региона.

Создание системы информирования граждан и субъектов хозяйствования о спросе на различные профессии, о наличии и качестве образовательных услуг в различных вузах.

 

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение Программы

Разработка и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию модели устойчивого развития образования области.

Кадровое обеспечение Программы

Разработка и функционирование механизма подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для модели устойчивого развития образования области.

Материально-техническое обеспечение

Приведение в соответствие с требованиями лицензирования материально-технической базы образовательных учреждений области. Выведение из эксплуатации аварийных зданий. Организация обучения в 1 или 2 смены. Реализация Программы компьютеризации школ.

Экономический ресурс

Финансовое оздоровление ОУ.

Стабилизация финансового состояния системы образования. Внедрение адекватного рыночным условиям финансово-хозяйственного механизма ОУ.

 

6. Управление реализацией Программы развития образования
Нижегородской области на период до 2005 года

 

6.1. Для осуществления мер, заложенных в Программе развития образования Нижегородской области до 2005 года, при министерстве образования и науки Нижегородской области создается координационный совет /дирекция/ по реализации Программы, в ведении которого /которой/ находятся следующие вопросы:

разработка стратегии реализации модели устойчивого развития образования Нижегородской области;

разработка нормативно-правовой базы Программы;

планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Программы;

корректировка механизма реализации Программы до 2005 года;

издание материалов, научно-методических пособий в рамках Программы.

6.2. При координационном совете /дирекции/ создаются по основным направлениям Программы проектные группы из специалистов в управлении образованием, ученых и практиков.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 23 января 2003 г. N 360-III "Об утверждении Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года"


Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 26 от 12 февраля 2003 г.