Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Областная целевая программа
"Информатизация здравоохранения и системы обязательного
медицинского страхования Нижегородской области
на 2003 - 2005 годы"
(утв. Законом Нижегородской области N 105-З от 13 ноября 2003 г.)
Паспорт
областной целевой программы
"Информатизация здравоохранения и системы обязательного медицинского
страхования Нижегородской области на 2003 - 2005 годы"
(далее - Программа)
/-----------------------------------------------------------------------\
| Наименование | "Информатизация здравоохранения и системы |
| Программы | обязательного медицинского страхования |
| | Нижегородской области на 2003 - 2005 годы" |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Государственный | Правительство Нижегородской области |
| заказчик | |
| Программы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Разработчики | министерство здравоохранения Нижегородской области |
| Программы | во взаимодействии с департаментом здравоохранения |
| | администрации города Нижний Новгород, |
| | Территориальным фондом обязательного медицинского |
| | страхования Нижегородской области, Нижегородским |
| | областным центром госсанэпиднадзора |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Ответственные | министерство здравоохранения Нижегородской области |
| исполнители | во взаимодействии с департаментом здравоохранения |
| Программы | администрации города Нижний Новгород, |
| | Территориальным фондом обязательного медицинского |
| | страхования Нижегородской области, Нижегородским |
| | областным центром госсанэпиднадзора, руководством |
| | лечебно-профилактических учреждений |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Цели Программы | создание условий для реализации государственной |
| | политики по обеспечению гарантий населению на |
| | бесплатную медицинскую помощь при одновременном |
| | расширении доступности и повышении качества |
| | медицинского обслуживания за счет эффективного |
| | использования имеющихся ресурсов здравоохранения |
| | посредством внедрения современных информационных |
| | технологий |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Задачи | создание единого информационного пространства |
| Программы | здравоохранения и системы обязательного |
| | медицинского страхования Нижегородской области и |
| | его интеграция в информационные системы различного |
| | уровня; |
| | обеспечение высокого уровня компьютеризации |
| | лечебно-диагностического процесса, внедрение |
| | современных телекоммуникационных систем и |
| | телемедицинских технологий; |
| | повышение качества управленческих решений за счет |
| | обеспечения руководителей и специалистов |
| | своевременной информацией о деятельности учреждений |
| | здравоохранения и состоянии здоровья населения; |
| | комплексное использование информационных ресурсов |
| | органами управления здравоохранением, системы |
| | обязательного медицинского страхования и центрами |
| | госсанэпиднадзора Нижегородской области; |
| | повышение уровня справочно-информационного |
| | обслуживания учреждений здравоохранения и системы |
| | обязательного медицинского страхования, органов |
| | местного самоуправления и населения; |
| | создание отраслевой информационно-справочной |
| | системы с публичным доступом через Интернет, |
| | повышение эффективности и качества всех видов |
| | работ, связанных со сбором, обработкой и |
| | предоставлением информации |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Основные | Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об |
| нормативные | информации, информатизации и защите информации"; |
| правовые акты, | Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 |
| послужившие | N 170 "Об основах государственной политики в сфере |
| основой для | информатизации"; |
| разработки | Концепция развития здравоохранения и медицинской |
| Программы | науки в Российской Федерации, утвержденная |
| | постановлением Правительства Российской Федерации |
| | от 05.11.1997 N 1387; |
| | Федеральная целевая программа "Электронная Россия |
| | (2002 - 2010 годы)", утвержденная постановлением |
| | Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 |
| | N 65; |
| | Положение о социально-гигиеническом мониторинге, |
| | утвержденное постановлением Правительства |
| | Российской Федерации от 01.06.2000 N 426; |
| | распоряжение администрации Нижегородской области от |
| | 11.10.2000 N 1763-р "О создании регистра |
| | информационных ресурсов Нижегородской области"; |
| | приказ Министерства здравоохранения Российской |
| | Федерации и Федерального фонда обязательного |
| | медицинского страхования от 19.01.1998 N 12/2 "Об |
| | организации работ по стандартизации в |
| | здравоохранении" |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Сроки и этапы | 2003 - 2005 годы |
| реализации | |
| Программы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Объем и | общая сумма затрат составляет 46 млн. 126 тыс. |
| источники | рублей: областной бюджет - 5 млн. 609 тыс. рублей; |
| финансирования | Территориальный фонд обязательного медицинского |
| Программы | страхования - 40 млн. 517 тыс. рублей (приложение |
| | 1) |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Ожидаемые | основными результатами являются: |
| конечные | улучшение качества медицинского обслуживания |
| результаты | населения за счет повышения эффективности |
| реализации | управления здравоохранением и системой |
| Программы | обязательного медицинского страхования |
| | Нижегородской области, рационального использования |
| | ресурсов здравоохранения, повышения |
| | профессионального уровня медицинских работников и |
| | минимизации трудозатрат, связанных с обработкой |
| | документов; |
| | проведение оптимальной реструктуризации |
| | здравоохранения, включающей изменение сети ЛПУ, |
| | развитие амбулаторно-поликлинической и |
| | стационарозамещающих видов медицинской помощи, |
| | уменьшение дорогостоящих (стационарной и скорой |
| | медицинской помощи) и увеличение менее затратных - |
| | амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающих |
| | видов медицинской помощи, достижение федеральных |
| | нормативов, предусмотренных Программой |
| | государственных гарантий оказания гражданам |
| | Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, |
| | утвержденной постановлением Правительства |
| | Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
| Контроль за | осуществляется Правительством Нижегородской области |
| реализацией | |
| Программы | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Содержание проблемы
Информатизация здравоохранения Нижегородской области имеет достаточно высокий уровень развития и более чем 25-летнюю историю.
Развитие этого направления проводилось поэтапно в соответствии с программами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также органами исполнительной власти Нижегородской области.
В рамках реализации этих программ созданы и внедрены в эксплуатацию типовые проекты информационных систем для различных учреждений здравоохранения (стационаров, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, специализированных диспансеров и центров), функционирует ряд систем федерального назначения, в том числе регистры сахарного диабета; лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, онкологический регистр.
Базы данных "Вакцинопрофилактика", "Всероссийская диспансеризация детей", "Кадры врачей-специалистов Нижегородской области", "Сведения об информатизации лечебно-профилактических учреждений", "Мониторинг здоровья населения и деятельности ЛПУ Нижегородской области", "Комплексная оценка деятельности лечебно-профилактического учреждения", "Социально-гигиенический мониторинг" оказывают незаменимую информационную поддержку для оперативного принятия управленческих решений на всех уровнях, позволяют получать соответствующие сведения о состоянии здоровья населения.
Во многих лечебно-профилактических учреждениях активно эксплуатируются информационные системы лечебно-диагностической направленности, ряд диагностических аппаратных комплексов имеет встроенные микропроцессоры для компьютерной обработки результатов исследований, некоторые учреждения внедряют и используют в своей работе автоматизированные рабочие места (АРМ-ы) врачей-специалистов.
В Нижегородской государственной медицинской академии используется автоматизированная информационная система "Квалификационное тестирование" при проведении предаттестационной проверки знаний врачейспециалистов.
Свое становление в здравоохранении области получило новое направление - телемедицина. Организованы два телемедицинских центра, которыми осуществлен целый ряд телеконференций и телеконсультаций межрегионального и международного характера. Параллельно с этим были проведены мероприятия по подготовке кадров и открыто несколько телемедицинских кабинетов в центральных районных больницах.
Все эти мероприятия направлены на повышение качества оказания медицинской помощи населению.
Министерство здравоохранения области активно участвует в программах по информатизации Правительства Нижегородской области, в том числе в формировании единого информационного ресурса, проведении социальноэкономического мониторинга городов и районов Нижегородской области, создании сервера Правительства Нижегородской области.
Важнейшим этапом в развитии и совершенствовании информатизации здравоохранения явилось внедрение системы обязательного медицинского страхования. За счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования в короткий промежуток времени была осуществлена компьютеризация лечебно-профилактических учреждений, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, и филиалов Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Численность компьютеров в учреждениях здравоохранения за 4 года возросла в три раза, достигнув более 6000 компьютерных комплексов. В среднем на одно учреждение приходится более 13 единиц вычислительной техники, причем следует отметить улучшение качественных характеристик компьютеров - доля персональных электронновычислительных машин типа Pentium возросла с 19 до 67 процентов от их общего числа.
К 2000 году было обеспечено подключение всех лечебно-профилактических учреждений к электронной почте, что явилось основой для внедрения новых форм информационного обмена в здравоохранении и системе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с изменением механизмов финансирования в работу лечебно-профилактических учреждений были внедрены информационные системы по автоматизации статистического учета и отчетности, что позволило преодолеть рутинность в работе медицинского персонала, а также повысить достоверность информации о деятельности учреждений и здоровье населения области.
Были разработаны и внедрены информационное и программное обеспечение системы учета и контроля страховых взносов, регистр застрахованных, а также программы по контролю реестров на оплату медицинских услуг, в том числе для межтерриториальных взаиморасчетов.
Вместе с тем, систему информатизации здравоохранения и обязательного медицинского страхования Нижегородской области нельзя назвать окончательно сформированной.
Накопленный опыт показал необходимость применения системного подхода в реализации этого направления, начиная с лечебно-профилактического учреждения, где формируется вся исходная информация.
Одним из основных недостатков является отсутствие единых стандартов структуры информационных ресурсов, объемов и потоков обмена информацией.
Чрезвычайно важной проблемой остается необходимость разработки стандартных классификаторов и системы кодирования объектов здравоохранения, ликвидации устаревших функционально однотипных систем, используемых в разных учреждениях, формирование единого подхода к созданию информационного, сетевого, программного и технического обеспечения здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования с учетом требований всех федеральных органов государственной власти.
Важное значение принадлежит развитию инфраструктуры информатизации: материально-техническое обеспечение Медицинского информационно-аналитического центра министерства здравоохранения Нижегородской области, создание групп (отделов) автоматизированных систем управления и кабинетов телемедицины в лечебно-профилактических учреждениях, организация системы сервисного и абонентского обслуживания программноаппаратных комплексов, обучение медицинских работников компьютерным технологиям.
Учитывая актуальность проблемы, представляется необходимым осуществить целевое финансирование мероприятий по развитию и совершенствованию информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
Цели Программы
Создание условий для реализации государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания за счет эффективного использования имеющихся ресурсов, совершенствования лечебно-диагностического процесса, профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения Нижегородской области посредством внедрения современных информационных технологий.
Задачи Программы
1) создание единого информационного пространства здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области и его интеграция в информационные системы различного уровня;
2) повышение оперативности и качества принятия управленческих решений за счет обеспечения руководителей и специалистов всех уровней своевременной информацией о деятельности учреждений здравоохранения и о состоянии здоровья населения;
3) комплексное использование информационных ресурсов органами управления здравоохранением, системы обязательного медицинского страхования центрами госсанэпиднадзора и органами исполнительной власти;
4) обеспечение высокого уровня компьютеризации лечебнодиагностического процесса, внедрение современных телекоммуникационных систем и телемедицинских технологий, развитие информационных технологий клинической и образовательной направленности;
5) повышение качества справочно-информационного обслуживания учреждений здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления и населения путем создания отраслевой информационно-справочной системы с публичным доступом через Интернет, повышение эффективности и качества всех видов работ, связанных с документооборотом и медико-санитарной информацией.
Механизм реализации Программы
Основой для формирования механизма реализации настоящей Программы (приложение 2) послужили следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области:
Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации";
Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1994 N 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации";
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387;
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65;
Положение о социально-гигиеническом мониторинге, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 426;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.1999 N 279 "Об основных направлениях информатизации охраны здоровья населения России на 1999 - 2002 годы";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.01.1998 N 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении";
Концепция развития телемедицинских технологий в Приволжском федеральном округе, утвержденная распоряжением Представительства Министерства здравоохранения Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 27.11.2002 N 11;
распоряжение администрации Нижегородской области "Об информатизации органов управления Нижегородской области" от 30.05.1995 N 663-р;
Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ, утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 N 454/22-70;
Межотраслевые типовые нормы времени на работу по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.07.1998 N 28;
Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.2.2.542-96, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.1996 N 14;
распоряжение администрации Нижегородской области от 11.10.2000 N 1763-р "О создании регистра информационных ресурсов Нижегородской области";
распоряжение Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 N 351-р "О локальной сети";
Положение о Координационном совете по информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования в Нижегородской области и его состав, утвержденное приказом департамента здравоохранения администрации Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования от 30.08.2000 N 643-В/950;
приказ министерства здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 19.05.2003/13.05.2003 N 361-В/76-0 "О введении в действие Положения об электронном обмене".
Ожидаемые результаты
1. Улучшение качества медицинского обслуживания населения за счет:
внедрения медицинских информационно-справочных систем (включая электронные стандарты оказания медицинской помощи, протоколы ведения больных), экспертных информационных систем, автоматизированных рабочих мест врачей-специалистов, оптимизации лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения;
повышения эффективности управления здравоохранением и системой обязательного медицинского страхования Нижегородской области;
рационального использования ресурсов здравоохранения;
проведения оптимальной реструктуризации здравоохранения, включающей изменение сети ЛПУ, развитие амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающих видов медицинской помощи; уменьшения дорогостоящих (стационарной и скорой медицинской помощи) и увеличения менее затратных - амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающих видов медицинской помощи, достижение федеральных нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Нижегородской области;
развития и совершенствования телемедицинских технологий на областном уровне.
2. Повышение профессионального уровня медицинских работников посредством внедрения систем дистанционного обучения, доступа к электронным периодическим изданиям и медицинским сайтам.
3. Минимизация трудозатрат, связанных с документооборотом.
4. Развитие инфраструктуры информатизации здравоохранения путем создания отделов (групп) автоматизированных систем управления в лечебно-профилактических учреждениях, системы сервисного и абонентского обслуживания информационных систем в здравоохранении.
5. Интеграция баз данных и средств программного обеспечения для формирования единого мониторинга здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения, создание основ для разработки электронного медицинского паспорта пациента.
6. Совершенствование мероприятий по формированию информационных ресурсов органами исполнительной власти области и функционированию системы оперативного информирования "Мониторинг социальноэкономического развития городов и районов Нижегородской области".
7. Администрирование Web-сайта Правительства Нижегородской области.
8. Повышение уровня медицинских и гигиенических знаний и санитарной культуры населения, совершенствование профилактической направленности в здравоохранении.
Контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Нижегородской области. Ответственные исполнители представляют периодическую отчетность по реализации механизмов, планов и этапов Программы министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.