Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Методические рекомендации
по организации платных медицинских услуг населению
Нижегородской области
30 марта 2006 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с законами РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О защите прав потребителей", Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", постановлением Администрации Нижегородской области от 22.02.1996 N 50 "Об организации платных услуг медицинскими учреждениями населению Нижегородской области", Положением о министерстве здравоохранения Нижегородской области.
1.2. Платные медицинские услуги - это медицинские услуги, которые в соответствии с действующим законодательством не должны предоставляться за счет средств областного бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также все медицинские услуги, предусмотренные действующими отраслевыми классификаторами, которые предоставляются на возмездной основе по желанию граждан.
1.3. Настоящие методические рекомендации распространяются на оказание платных медицинских услуг гражданам, включая оказание медицинских услуг за плату в рамках договоров с организациями.
1.4. Настоящие методические рекомендации не относятся к порядку оказания платных немедицинских услуг в части получения специального разрешения вышестоящего органа управления здравоохранением на осуществление указанных видов деятельности.
1.5. Порядок оказания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования определяется также договором, заключенным между государственным лечебно-профилактическим учреждением и страховой медицинской организацией, и действующим законодательством.
1.6. Государственные лечебно-профилактические учреждения вправе предоставлять за плату немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги, включая пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительный уход, не обусловленный медицинскими показаниями; дополнительное питание; оснащение палат и кабинетов дополнительными видами немедицинского оборудования; транспортные и другие услуги) в соответствии с действующим законодательством в случае, если это не противоречит уставу учреждения.
2. Основания для предоставления платных медицинских услуг
2.1. Платные медицинские услуги предоставляются при условии:
- полного выполнения плановых показателей по осуществлению основной лечебно-диагностической деятельности по предоставлению бесплатной медицинской помощи за последний полный календарный год;
- отсутствия обязательств по оплате данного вида медицинской помощи (медицинской услуги) из средств областного бюджета и внебюджетных фондов;
- оказания медицинских услуг, установленных разделом VI "Виды и условия оказания медицинской помощи, медицинские услуги, не входящие в программу государственных гарантий Нижегородской области и финансируемые за счет граждан, организаций, добровольного медицинского страхования" Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи, по инициативе гражданина.
2.2. Ситуации, в которых медицинские услуги могут предоставляться за плату:
- оказание медицинских услуг лицам, не имеющим права на их бесплатное получение в соответствии с действующим законодательством;
- лечебно-профилактические и диагностические мероприятия, осуществляемые анонимно (за исключением обследования на ВИЧ в учреждениях, финансируемых для указанных целей в отношении определенных контингентов из бюджета);
- оказание медицинской помощи в условиях повышенной комфортности и/или сервисности (при зафиксированном в медицинской карте отказе пациента от получения бесплатных для него услуг в конкретном подразделении данного государственного лечебно-профилактического учреждения);
- оказание плановой медицинской помощи вне общей очереди при недопущении ухудшения условий оказания медицинской помощи лицам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь: в хозрасчетных кабинетах и подразделениях; специалистами в свободное от основной работы время и т.д. (при зафиксированном в медицинской карте отказе пациента от получения бесплатной для него плановой медицинской помощи в конкретно указанные предлагаемые сроки).
2.3. Виды средств и материалов, подлежащих предоставлению гражданам за плату в стационаре:
- медикаменты в период стационарного лечения, не входящие в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и Нижегородский областной формулярный список лекарственных средств (при наличии зафиксированного в медицинской карте отказа пациента от лечения альтернативными и бесплатными для него препаратами, входящими в указанный Перечень);
- расходные материалы, средства, конструкции, протезы и т. п. (при наличии зафиксированного в медицинской карте отказа пациента от лечения с применением альтернативных и бесплатных для него методов и средств).
2.4. Основанием предоставления платных медицинских услуг является желание гражданина получить конкретную услугу именно на платной основе, оформленное в виде договора. В медицинской карте должен быть зафиксирован отказ пациента от предложенной ему альтернативной возможности получения этого вида медицинской помощи за счет государственных средств в данном государственном лечебно-профилактическом учреждении. При этом до сведения граждан должна быть доведена информация о правилах оказания данных видов медицинской помощи в государственном учреждении здравоохранения, обеспечивающем реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При заключении договора до сведения граждан должна быть доведена конкретная информация о возможности и порядке получения медицинских услуг на бесплатной основе в государственном учреждении здравоохранения. Факт доведения до сведения граждан указанной информации должен быть зафиксирован в договоре.
2.5. Не допускается заключение с гражданами договоров оказания платных медицинских услуг, в которых наименование медицинских услуг (простых, сложных, комплексных) не соответствует установленным действующими отраслевыми классификаторами медицинских услуг.
3. Порядок предоставления платных медицинских услуг
3.1. Государственные лечебно-профилактические учреждения обязаны в наглядной форме (на стендах, плакатах, размещенных в общедоступных местах) обеспечить граждан полной и достоверной информацией:
- о режиме работы учреждения;
- о телефонах администрации учреждения и лиц, ответственных за предоставление платных медицинских услуг;
- о телефонах и адресе органа управления здравоохранением, осуществляющего контроль за оказанием платных медицинских услуг;
- о видах медицинской помощи, оказываемых бесплатно;
- о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости;
- об условиях предоставления и получения этих услуг;
- о наличии у государственного лечебно-профилактического учреждения лицензии на соответствующие виды медицинской помощи и разрешения на предоставление платных медицинских услуг
3.2. Государственные лечебно-профилактические учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых медицинских услуг требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ.
3.3. Предоставление платных медицинских услуг государственными лечебно-профилактическими учреждениями осуществляется только при наличии у них лицензии на конкретный вид медицинской помощи.
3.4. Государственные лечебно-профилактические учреждения предоставляют платные медицинские услуги только при наличии специального разрешения департамента здравоохранения Нижегородской области. В разрешении должны быть указаны виды медицинских услуг, которые разрешается предоставлять за плату.
3.5. Оказание платных медицинских услуг может производиться как в государственном лечебно-профилактическом учреждении, так и на дому (в рамках перечня лицензированных видов помощи).
3.6. Платные медицинские услуги могут оказываться в основное рабочее время в следующих случаях:
- если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на это право;
- если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невозможно организовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время.
3.7. Платные медицинские услуги оказываются государственными лечебно-профилактическими учреждениями на основе договоров, регламентирующих условия и сроки их предоставления, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Под порядком расчетов понимается стоимость услуг (работ), порядок и срок оплаты. Договор может быть заключен с гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами).
3.8. Договор о предоставлении платных медицинских услуг с гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) должен заключаться в простой письменной форме. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых вручается получателю услуг.
3.9. Договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключаемый государственным лечебно-профилактическим учреждением (включая договоры, заключаемые на основе публичной оферты), должен содержать конкретные условия оказания медицинских услуг, которые должны быть доведены до сведения граждан в доступной, понятной форме.
3.10. Договоры могут быть заключены на платное комплексное медицинское обслуживание юридических лиц (прикрепленный контингент), а также отдельных граждан.
4. Организация предоставления платных медицинских услуг в
государственных лечебно-профилактических учреждениях
4.1. Предоставление платных медицинских услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях регламентируется действующим законодательством, настоящими Правилами и приказом руководителя учреждения о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг.
4.2. При оказании платных медицинских услуг в установленном порядке заполняется медицинская документация. При этом в медицинской карте стационарного или амбулаторного больного делается запись о том, что услуга оказана на платной основе и прикладывается договор о предоставлении медицинских услуг за плату.
4.3. При предоставлении платных медицинских услуг могут выдаваться листки временной нетрудоспособности в установленном порядке.
4.4. Государственные лечебно-профилактические учреждения при предоставлении за плату медицинских услуг, входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования (по желанию граждан на условиях повышенной комфортности и т. д.), обязаны по требованию органа управления здравоохранением или страховой организации предъявить для ознакомления договор о предоставлении данных видов медицинской помощи.
5. Бухгалтерский учет и отчетность
5.1. Государственные лечебно-профилактические учреждения обязаны вести бухгалтерский учет и отчетность результатов предоставляемых медицинских услуг за плату в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004 N 70н и иными нормативными документами.
5.2. Источниками финансовых средств при оказании платных медицинских услуг являются средства организаций, личные средства граждан, иные разрешенные законодательством источники.
5.3. Средства, поступившие за оказание платных медицинских услуг, самостоятельно распределяются и используются государственными лечебно-профилактическими учреждениями согласно утвержденным департаментом здравоохранения Нижегородской области сметам доходов и расходов, которые уточняются в установленном порядке. Вышестоящие и иные органы не вправе ограничивать направление использования средств, полученных за счет предоставления платных медицинских услуг (устанавливать максимальный размер или долю средств, направляемых на оплату труда или другие статьи расходов и т. д.), за исключением регулирования уровня оплаты труда руководителя учреждения. Ограничения могут касаться только использования доходов от оказания платных медицинских услуг на цели, не предусмотренные действующим законодательством.
5.4. Средства, полученные по безналичному расчету за оказание платных медицинских услуг, поступают на счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в кредитных организациях; наличные денежные средства за оказание платных медицинских услуг, поступающие в кассу учреждения, также должны зачисляться на счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Все средства за оказание платных медицинских услуг отражаются на лицевых счетах учреждений, открытых в управлении областного казначейства при министерстве финансов Нижегородской области.
5.5. Расходы государственных лечебно-профилактических учреждений, связанных с оказанием платных медицинских услуг, должны компенсироваться из средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, строго по фактическому размеру произведенных расходов.
5.6. Основанием для оплаты труда персонала служат документы, подтверждающие отработанное время, объем выполненной работы, подписанные руководителями подразделений, платежные ведомости, утвержденные руководителем государственного лечебно-профилактического учреждения.
5.7. Ответственными за организацию бухгалтерского учета в государственных лечебно-профилактических учреждениях по платным медицинским услугам, за соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций являются руководители государственных лечебно-профилактических учреждений. Ответственными за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности по платным медицинским услугам, являются главные бухгалтеры государственных лечебно-профилактических учреждений.
6. Расчеты при оказании платных медицинских услуг
6.1. В случае произведения расчетов с отдельными гражданами через кассу государственные лечебно-профилактические учреждения применяют контрольно-кассовые машины, зарегистрированные в инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
6.2. В случаях, предусмотренных нормативными документами, при расчетах с гражданами без применения контрольно-кассовых машин государственные лечебно-профилактические учреждения должны использовать форму квитанции, утвержденную письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 г. N 16-00-30-35, которая является документом строгой отчетности.
6.3. Государственные лечебно-профилактические учреждения обязаны выдать гражданам кассовый чек или один экземпляр заполненной квитанции, подтверждающие прием наличных денежных средств.
6.4. Граждане вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением условий договора, либо об обоснованном возврате денежных средств за неоказанные услуги, что оформляется в установленном порядке (заявление с указанием причины возврата, акт или другие документы).
7. Цены на медицинские услуги
7.1. Стоимость медицинских услуг определяется на основании калькуляции с учетом всех расходов, связанных с предоставлением этих услуг.
7.2. Государственное регулирование цен (тарифов) на медицинские услуги путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности и т. д. не применяется. Максимальные цены на медицинские услуги вышестоящими органами не устанавливаются.
7.3. Цены на медицинские услуги формируются в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации от 06.12.1995 г. N СИ-484/7-982 и утвержденной Министерством здравоохранения временной инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг от 10.11.1999 г. N 01-23/4-10. Цены на медицинские услуги формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка (спроса и предложения); качества и потребительских свойств услуг; степени срочности исполнения заказа (оказания услуг), за исключением экстренной помощи.
7.4. Льготы по медицинским услугам, предоставляемым за плату, не предусматриваются. Вышестоящие органы управления здравоохранением и иные органы не вправе требовать предоставления льгот по платным медицинским услугам. Государственные лечебно-профилактические учреждения вправе по своему усмотрению предоставлять льготы для отдельных категорий граждан в размере, не превышающем заложенную в цену прибыль (с уплатой налога на прибыль в установленном порядке).
7.5. Государственные лечебно-профилактические учреждения не вправе предоставлять услуги по ценам ниже себестоимости, за исключением случаев, когда в соответствии с действующим законодательством цена медицинской услуги по решению суда должна быть уменьшена.
8. Ответственность при предоставлении платных медицинских услуг
8.1. В соответствии с законодательством РФ государственные лечебно-профилактические учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условии договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни граждан.
8.2. Государственное лечебно-профилактическое учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если это произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
8.3. Контроль за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг, а также ценами и порядком взимания денежных средств с граждан осуществляют и несут за это персональную ответственность руководители государственных лечебно-профилактических учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.