Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять Концепцию реформирования региональных финансов Нижегородской области на 2006-2008 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания |
Е.Б. Люлин |
Принята
постановлением Законодательного
Собрания области
от 26 октября 2006 г. N 294-IV
Концепция реформирования региональных финансов
Нижегородской области на 2006-2008 годы
I. Основные задачи реформирования
Концепция реформирования региональных финансов Нижегородской области на 2006-2008 годы подготовлена в целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249, с учетом Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р, а также в развитие Концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2007 год и на перспективу до 2009 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 1 августа 2006 года N 244.
Суть реформирования региональных финансов Нижегородской области состоит в переходе от "управления затратами" к "управлению результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и распорядителей бюджетных средств.
В рамках концепции "управления затратами" бюджет формируется с учетом существующей сети бюджетных учреждений. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.
В рамках концепции "управления результатами" бюджет будет формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. При планировании бюджетных ассигнований основное внимание будет уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ, формированию общей суммы ассигнований исходя из выполнения определенных функций, созданию стимулов для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений). В процессе исполнения бюджета планируется проводить мониторинг и последующий контроль результатов деятельности субъектов бюджетного планирования.
Основной целью реформирования региональных финансов Нижегородской области является повышение результативности деятельности органов государственной власти Нижегородской области по реализации своих полномочий, а также повышение качества управления региональными финансами на всех уровнях бюджетной системы Нижегородской области, направленное на удовлетворение спроса населения на бюджетные услуги с учетом социально-экономического развития муниципальных образований Нижегородской области и региональных различий в потребностях.
Для достижения данной комплексной цели, учитывая достигнутый уровень управления региональными финансами в Нижегородской области, необходимо осуществить мероприятия в области:
1) реформирования бюджетного процесса;
2) повышения качества и эффективности управления региональными финансами Нижегородской области.
II. Реформирование бюджетного процесса
В 2006-2008 годах в Нижегородской области будет продолжена реформа бюджетного процесса, законодательные предпосылки которой были созданы в 2005 году.
Основой организации бюджетного процесса станет концепция "бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках среднесрочного финансового планирования". Распределение бюджетных ресурсов между субъектами бюджетного планирования будет производиться с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов.
Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации, что влечет за собой изменение перечня и формата бюджетных документов, с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти Нижегородской области при исполнении бюджета.
С целью внедрения данных принципов в Нижегородской области планируется реализовать ряд мероприятий.
1. Разработать перечень бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета, и создать систему учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Для этого необходимо провести инвентаризацию потребности в бюджетных услугах, оценить востребованность бюджетных услуг, утвердить перечень услуг, по которым должен производиться учет, утвердить порядок оценки и учета результатов при формировании расходной части областного бюджета на очередной финансовый год и на перспективу.
Разработка перечня и учета потребности в бюджетных услугах позволит добиться следующих результатов:
1) повышения информированности потребителей бюджетных услуг;
2) повышения ответственности органов государственной власти Нижегородской области и поставщиков бюджетных услуг;
3) создания предпосылок для обеспечения единого уровня предоставления бюджетных услуг населению Нижегородской области.
2. Создать систему контроля результатов деятельности субъектов бюджетного планирования и бюджетных учреждений Нижегородской области. Формирование стандартов качества предоставления бюджетных услуг позволит повысить эффективность исполнения субъектами бюджетного планирования областного бюджета своих функций и полномочий, а также предоставит возможность общественным организациям и органам государственной власти Нижегородской области контролировать степень соответствия предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам. Стандарты качества должны стать частью системы делегирования полномочий для исполнения нижестоящим уровням государственной власти.
3. Разработать формализованные показатели результатов деятельности субъектов бюджетного планирования и бюджетных учреждений Нижегородской области, что позволит органам государственной власти, учреждениям и населению Нижегородской области более четко понимать цели и задачи, которые должны быть достигнуты при соблюдении ресурсных ограничений, прежде всего, временных и финансовых. Показатели результатов деятельности субъектов бюджетного планирования и бюджетных учреждений должны быть напрямую увязаны с перечнем бюджетных услуг и стандартами их качества; четко определены полномочия и ответственность органов государственной власти Нижегородской области и их руководителей за предоставление той или иной бюджетной услуги. В этом случае бюджетные услуги будут предоставляться в требуемом объеме и надлежащего качества.
4. Использовать показатели потребности в бюджетных услугах и показатели результативности деятельности субъектов бюджетного планирования при прогнозировании расходов бюджета. В результате будет установлена зависимость бюджетного финансирования от эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования, а также от востребованности результатов этой деятельности со стороны потребителей бюджетных услуг. Это позволит рационально использовать ограниченные бюджетные ресурсы и более полно удовлетворять потребности в бюджетных услугах.
5. Осуществить переход к среднесрочному финансовому планированию, что позволит обеспечить стабильность и преемственность бюджетной политики и оценить потенциальные возможности бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Результатом полноценного использования процедуры среднесрочного финансового планирования станет:
1) повышение деловой активности за счет предсказуемости налоговой и бюджетной политики;
2) минимизация финансовых рисков в случае ухудшения финансового положения региона;
3) экономия расходов на проведение бюджетных закупок;
4) сокращение расходов на обслуживание долговых обязательств Нижегородской области.
Для решения этой задачи необходимо усовершенствовать структуру и статус перспективного финансового плана Нижегородской области, а также использовать его как полноценный инструмент бюджетного планирования.
6. Осуществить мониторинг и реструктуризацию сети бюджетных учреждений с целью повышения качества и снижения стоимости предоставляемых бюджетных услуг, в том числе посредством ликвидации или преобразования бюджетных учреждений и государственных предприятий, что позволит создать систему финансирования, ориентированную на бюджетную услугу. В этом случае, с одной стороны, появляется возможность гибко реагировать на изменение запросов потребителей бюджетных услуг и использовать разнообразные формы организации инфраструктуры предоставления бюджетных услуг, с другой стороны, эффективное управление государственной собственностью будет способствовать оптимизации расходов на содержание бюджетных учреждений.
7. Организовать оперативный учет неоправданной дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в областной бюджет для повышения точности среднесрочного финансового планирования, а также повышения эффективности взаимодействия субъектов бюджетного планирования за счет недопущения создания льготных условий для отдельных налогоплательщиков и муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области.
III. Повышение качества и эффективности управления
региональными финансами Нижегородской области
Формирование межбюджетных отношений в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2005 года N 89-3 "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области". По мере развития финансовых взаимоотношений в Нижегородской области между органами власти всех уровней реализация бюджетного законодательства требует осуществления мероприятий в области совершенствования межбюджетных отношений и повышения эффективности управления региональными финансам# Нижегородской области.
В связи с этим необходимо обеспечить:
1) развитие новых механизмов распределения межбюджетных трансфертов в соответствии с изменениями федерального законодательства, формализацию процедуры распределения субсидий и предоставления инвестиционной финансовой помощи муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области;
2) стимулирование муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области к развитию собственной доходной базы и повышению качества управления муниципальными финансами посредством утверждения порядка формирования, распределения и расходования средств областного фонда реформирования муниципальных финансов. Планируется оказывать содействие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в разработке необходимых методик и процедур в области бюджетного процесса, в повышении квалификации и подготовке кадров по вопросам формирования и исполнения бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов Нижегородской области; в развитии материально-технической базы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Для повышения эффективности управления региональными финансами Нижегородской области необходимо:
1) совершенствовать нормативную правовую базу в части формализации процедуры принятия долговых обязательств;
2) организовать мониторинг качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Оценка платежеспособности позволит создать базу формализованных показателей, характеризующих финансовое и экономическое состояние, качество управления бюджетами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 октября 2006 г. N 294-IV "О принятии Концепции реформирования региональных финансов Нижегородской области на 2006-2008 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 206 от 11 ноября 2006 г.