В целях разработки проекта бюджета Нижегородской области на 2006 год, проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2006 год" и представления его в Законодательное Собрание Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2006 год и на перспективу до 2008 года.
2. Министерству финансов Нижегородской области:
2.1. Провести формирование консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области на 2006 год в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2006 год в срок до 10 сентября 2005 года.
2.2. Провести совместно с министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области уточнение основных бюджетообразующих показателей муниципальных образований области на 2006 год с учетом итогов I полугодия текущего года в срок до 10 сентября 2005 года.
2.3. Провести с органами местного самоуправления Нижегородской области сверку исходных данных, используемых для формирования межбюджетных отношений на 2006 год, в срок до 10 сентября 2005 года.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления Нижегородской области провести формирование местных бюджетов в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2006 год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. Губернатора |
В.В. Клочай |
Концепция бюджетной и налоговой политики,
формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области
на 2006 год и на перспективу до 2008 года
(далее - Концепция)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 6 сентября 2005 г. N 199)
I. Основные задачи бюджетной и налоговой политики
на 2006 год и на перспективу до 2008 года
Основной задачей бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на ближайшие годы остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения Нижегородской области. Решение этой задачи возможно через осуществление комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета области, повышение конкурентоспособности экономики Нижегородской области, обеспечение социальной помощи нуждающимся.
Бюджетная политика области в 2006 году в первую очередь будет направлена на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. В 2006 году будет продолжена реформа бюджетной политики, начатая в 2005 году. Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, призвана исключить возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства нижестоящих бюджетов без соответствующей передачи доходных полномочий.
Реформа бюджетной политики будет проведена параллельно с реформой местного самоуправления и межбюджетных отношений. Предпосылки для проведения этих реформ созданы в 2005 году. Принято и подготовлено к принятию значительное количество областных законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Нижегородской области, методик распределения финансовой помощи между муниципалитетами.
Бюджетная и налоговая политика в 2006 году и на перспективу до 2008 года направлена на решение следующих задач.
Увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области:
- максимальное использование органами государственной власти возможностей применения налогового законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области:
- реализация механизма реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций:
- стимулирование организаций, наращивающих налогооблагаемую базу за счет инвестиций и направляющих средства в экономику Нижегородской области.
Создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики:
- стимулирование органов местного самоуправления, обеспечивших проведение реформы бюджетной политики;
- формирование реестров расходных обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов, устанавливающих необеспеченные финансированием расходные обязательства;
- повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами;
- построение бюджета на 2006 и последующие годы с выделением бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- сохранение установленных приоритетов бюджетных расходов на 2006 год: реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных нормативно-правовыми актами Нижегородской области, поддержка материнства и детства, проведение профилактики туберкулеза, наркомании (борьба с ней), развитие физической культуры и спорта, газификация городов и районов области.
Оптимизация государственного и муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований.
II. Бюджетная политика в области доходов
1. Общие положения
За основу формирования доходной части бюджета Нижегородской области на 2006 год будут взяты основные параметры социально-экономического развития области, прогнозируемые на 2006 год.
Дополнительно будут использованы данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области и областной бюджет, информации отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти области о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.
По предварительной оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2006 году 110,8 %, в 2007 году - 107,9 процентов, в 2008 году - 106,5.
Формирование доходной части бюджета Нижегородской области на 2006 год будет производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений налогового законодательства на 2006 год и мер по увеличению доходов бюджета области, принимаемых на уровне Правительства области и органов местного самоуправления области.
2. Политика в области собственных доходов
Налоговая система в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, достижение справедливости, прозрачности и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные с либерализацией налогового бремени уже осуществлены.
Тем не менее отдельные изменения налогового и бюджетного законодательства по-прежнему будут оказывать существенное влияние на формирование доходной части бюджета области на перспективу 2006-2008 годы.
Изменения коснутся налога на прибыль. Сохранится курс на либерализацию налогового бремени по данному доходному источнику. В частности, приняты отдельные изменения, расширяющие перечень расходов, относящихся на себестоимость: изменение с 30 % до 50 % верхнего предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных в предшествующих периодах; введение "амортизационной премии" в виде отнесения на расходы и учета при исчислении налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости основных фондов.
Значительные изменения в 2006 году произойдут в порядке налогообложения акцизов:
- отменяется налоговый режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции - оптовые организации не будут являться плательщиками акцизов;
- предполагается внесение изменений в распределение акцизов на алкогольную продукцию свыше 9 % по принципу распределения акцизов на нефтепродукты, в соответствии с установленными законодательством критериями и нормативами распределения между субъектами РФ.
С учетом прогнозируемого уровня инфляции осуществляется ежегодное индексирование специфических ставок акцизов. В 2006 году увеличатся ставки акцизов: на спирт - на 10 %; на вино - 17,9 %; на алкогольную продукцию и пиво - на 9 %.
Кроме того, установлена ставка акциза по прямогонному бензину на уровне ставки по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно.
По специальным налоговым режимам: предусматривается увеличение объема доходов, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 млн. руб. в год), расширение перечня расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы.
С 2007 года предполагается ввести местный налог на недвижимое имущество жилищного фонда. Налог на недвижимость должен заменить для соответствующих налогоплательщиков (физических и юридических лиц) налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. При этом предлагается принципиально новый подход к определению налоговой базы, основанный на оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
С отменой в 2006 году налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, внесены некоторые изменения в порядок налогообложения по налогу на доходы физических лиц: имущество, облагаемое налогом при дарении, будет облагаться налогом на доходы физических лиц. При этом доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
С 2006 года изменяется порядок исчисления земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Установление ставок земельного налога становится прерогативой органов власти поселений и городских округов.
Реформирование земельного налога, как одного из крупнейших среди платежей за природные ресурсы и значительного дохода местных бюджетов, вызвало необходимость консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления и других субъектов земельных отношений. Для сглаживания последствий перехода на новую форму исчисления с 2006 года земельного налога (от кадастровой стоимости) в максимально короткий срок необходимо создать исчерпывающий реестр земельных участков и их собственников вплоть до уровня поселений. При этом с целью сохранения на первом этапе достигнутого уровня поступлений земельного налога, а на дальнейшую перспективу его роста, необходим максимальный учет незадействованных ранее в хозяйственном обороте земель, а также земель, фактически используемых и "ушедших" из-под налогообложения.
В результате планируемых изменений налогового и бюджетного законодательства область может дополнительно получить около 1 млрд. рублей доходов.
С приданием нового смысла понятию "налогового администрирования" необходимо разработать систему мер, усиливающих ответственность каждого администратора за полноту, правильность и своевременность поступления администрируемых ими платежей.
Налоговым органам и администраторам налогов и сборов необходимо выстроить с налогоплательщиками работу по укреплению "налоговой дисциплины", созданию условий, способствующих увеличению налоговых отчислений в бюджет области, отказу плательщиков от использования схем, приводящих к сокрытию и оптимизации налогов, выводу налоговых платежей в другие регионы.
Законотворческая работа должна получить свое развитие и быть ориентирована на оптимизацию механизма функционирования хозяйствующих субъектов в особых экономических зонах.
По-прежнему значительное место будет отводиться регулированию вопросов управления государственной собственностью области.
Главное место в вопросах собственности будет отводиться упорядочиванию арендных отношений на землю и на объекты нежилого фонда - как основных источников доходов от использования собственности. Обеспечение единства и последовательного развития методологической базы для исчисления ставок арендной платы должно обеспечить рост этих источников. Кардинального пересмотра потребует методология исчисления арендной платы за землю, что обусловлено изменением в исчислении земельного налога.
Необходимо довести до максимального упрощения и прозрачности процедуры оформления прав собственности на землю и иного землепользования, обеспечив тем самым приток внешних инвестиций.
На ближайшую перспективу необходимо провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам земельных отношений в Нижегородской области, обеспечив при этом максимальную доступность инвесторов к реестру свободных земель и эффективное использование земельных участков.
В условиях разграничения государственной собственности на землю, в целях избежания потерь бюджета области от изменения в пользу федерального бюджета зачисления арендных платежей особое внимание следует уделить определению критериев целесообразности приобретения земель в собственность области, а также созданию преференций для организаций, выкупающих землю в собственность и переходящих на уплату земельного налога.
При реформировании государственных предприятий следует исходить из реальной возможности их интеграции в экономические процессы области, а также из их потенциальной способности обеспечивать отдельные функции государства.
В условиях сокращения объема полномочий субъектов Российской Федерации, дающих возможность увеличивать собственную доходную базу, необходимо в полной мере задействовать оставшиеся из них, в частности в сфере регулирования ставок региональных и местных налогов: транспортного налога, налога на игорный бизнес, земельного налога, налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства.
Развитию собственной доходной базы должно способствовать неуклонное исполнение разработанных и утвержденных мероприятий по развитию налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области на перспективу до 2007 года с последующим их совершенствованием.
С учетом положительного опыта прошлых лет необходимо расширять спектр стимулирующих факторов, направленных на укрепление и расширение производственного потенциала организаций области, изыскивать новые формы стимулирования плательщиков, предусматривая в том числе стимулирование создания новых производств на длительную перспективу.
Одним из действенных механизмов реализации этой задачи может стать работа, проводимая на уровне органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению в область инвесторов через систему заключения инвестиционных соглашений, создания в области условий и преференций, привлекательных для развития инвестиционных процессов.
В качестве одного из факторов следует рассматривать реализацию механизма предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. В этой связи также целесообразно рассмотреть возможность реструктуризации кредиторской задолженности на пользователей автомобильных дорог.
Необходимо развивать положительно зарекомендовавшую себя практику стимулирования органов местного самоуправления, обеспечивающих плановые бюджетные назначения.
С целью определения причин изменения налогооблагаемой базы, выявления предпосылок к умышленному банкротству и своевременного принятия мер к его недопущению следует обеспечить всеобъемлющий мониторинг финансовых и экономических показателей субъектов среднего и крупного предпринимательства.
III. Бюджетная политика в области расходов
1. Основные подходы к формированию расходной части
консолидированного бюджета области на 2006 год
Формирование расходной части местных бюджетов на 2006 год будет проведено с учетом реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений. Расходная часть областного и консолидированного бюджетов будет строиться с учетом возможности доходной части бюджетов.
При формировании расходной части областного и местных бюджетов на 2006 год будут применены следующие подходы.
За основу формирования расходов бюджетов городов и районов области будут взяты прогнозы расходов их бюджетов на 2005 год. Из общей суммы расходов бюджетов городов и районов будут пересчитаны расходы на заработную плату с начислениями работникам бюджетной сферы, на коммунальные услуги по бюджетной сфере, на вновь вводимые муниципальные учреждения социальной сферы, на выполнение полномочий, которые с 2006 года будут финансироваться из областного бюджета, на расходы, осуществляемые за счет субвенций из областного бюджета на обеспечение образовательного процесса, на предоставление гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Остальные расходы будут проиндексированы на плановый уровень инфляции. Отдельные статьи расходов останутся на уровне 2005 года, исходя из возможности доходной части бюджетов.
Нормативы бюджетного финансирования будут применены только по отдельным позициям:
- стандарт стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц;
- лимиты потребления тепло- и электроэнергии по учреждениям бюджетной сферы;
- нормативы по государственному и муниципальному управлению, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 09.10.2002 N 265;
- при расчете расходов на вновь вводимые учреждения социальной сферы будут применены нормативы, действующие в 2003 году с учетом индексации.
Фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы и аппарата управления будет рассчитан с учетом пятипроцентной экономии на вакансии и больничные листы.
За основу расчета фонда оплаты труда по бюджетной сфере будет взят прогнозный фонд 2005 года, скорректированный на изменение показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы Нижегородской области, согласованный с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области. Фонд оплаты труда будет рассчитан с учетом повышения ставки первого разряда единой тарифной сетки с 1 сентября 2005 года до 800 рублей в месяц и с 1 мая 2006 года - до 1100 рублей в месяц.
Финансирование здравоохранения Нижегородской области в 2005 году предполагается осуществлять из следующих источников: областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области. Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области будет производиться за счет средств областного бюджета централизованно за все муниципальные образования Нижегородской области.
2. Политика в области агропромышленного комплекса
С 2006 года поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) будет производиться только за счет средств областного бюджета.
Субсидии из федерального бюджета на отдельные виды поддержек предоставляются при условии долевого финансирования расходов. В 2006 году и до 2008 года будет сохранено финансирование по основным видам поддержек сельского хозяйства (племенное дело, элитное семеноводство, поддержка производства льна). Необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию системы страхования урожая сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных и производственных строений. Сохранить такой вид поддержки как субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях. (Привлечение кредитных ресурсов необходимо сельхозтоваропроизводителям для проведения сезонных работ и обновления машинно-тракторного парка).
Расчет расходов на поддержку сельского хозяйства будет осуществляться на основе плановых назначений на 2005 год, с учетом расходов по коренному улучшению земель, ранее производимых за счет средств бюджетов районов, и скорректированных на прогнозируемый индекс инфляции.
Источниками финансирования закупок зерна в основном будут являться коммерческие кредиты, в том числе и льготные, а также собственные средства зерноперерабатывающих и заготовительных предприятий.
Одним из источников финансирования закупок зерна для региональных нужд могут являться бюджетные средства финансового обеспечения закупок зерна (ФОЗЗ), в виде бюджетного кредита, предоставляемого на закупку продовольственного зерна под 1/2 учетной ставки ЦБ РФ, на условиях возмездности и возвратности. Средства ФОЗЗ могут быть использованы на закупку и хранение зерна регионального стабилизационного продовольственного зернового фонда.
3. Политика в области жилищно-коммунального хозяйства
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство области на 2006 год будут рассчитываться с учетом уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в размере 100 процентов от их стоимости.
Социальная защита населения области будет обеспечена через выплату низкодоходным семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг через учреждения банков и почтовой связи.
Стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг, будет принят в размере 18 %.
Средства на выплату субсидий будут предусмотрены в областном Фонде компенсаций и ежемесячно в виде целевых субвенций будут передаваться в бюджеты районов и городов области.
Бюджетные ассигнования на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда будут рассчитаны исходя из стандартов стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по Нижегородской области на 2006 год в размерах, дифференцированных по муниципальным образованиям и утвержденных Правительством Нижегородской области. Размер регионального стандарта стоимости капитального ремонта на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц определяется с учетом федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по Нижегородской области, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, и данных регионального центра ценообразования в строительстве о средней стоимости 1 кв. метра жилья в районах области.
Финансирование ГП "ЖЭУ N 14", начиная с 1 января 2006 года, должно осуществляться из бюджета города Нижнего Новгорода. Ассигнования на капитальный ремонт жилищного фонда областной собственности, находящегося в эксплуатации ГП "ЖЭУ N 14", будут предусмотрены в бюджете г. Н. Новгорода.
В 2006 году будет продолжена реализация программы по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве. В областном бюджете будут предусмотрены средства на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным муниципальными образованиями в 2003-2005 гг. на реализацию этих программ в уполномоченных Правительством Нижегородской области коммерческих банках.
4. Политика в области общественного транспорта
Пассажирский транспорт Нижегородской области в 2006 году будет осуществлять свою работу в условиях новой системы межбюджетных отношений - передачи части расходных полномочий муниципальным образованиям.
С 1 января 2006 года муниципальным образованиям необходимо создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание в границах муниципальных образований.
Для сохранения социальной стабильности, защищенности жителей области в условиях монетизации федеральных и региональных льгот бюджетная поддержка будет направлена на выполнение социальных перевозок.
На 2006 год объем финансирования, предусмотренный на обновление подвижного состава общественного транспорта, будет сохранен на уровне 2003-2005 годов.
Для обеспечения сбалансированности бюджетной и тарифной политики необходимо предусмотреть увеличение платы за проезд в пределах прогнозируемого индекса потребительских цен на платные услуги по Нижегородской области на 2006 год в размерах 114,1 процента во втором полугодии 2006 года. Дополнительные доходы, полученные от повышения тарифов, могут быть направлены на увеличение заработной платы работникам предприятий транспорта.
5. Политика в области государственных закупок
В 2006 году будет продолжено совершенствование системы государственных закупок, цель которой - повышение эффективности бюджетных расходов.
Государственные закупки в 2006 году будут осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Каждый получатель бюджетных средств составляет план закупок продукции (товаров, работ и услуг) с указанием номенклатуры, объемов, суммы выделяемых средств, а также сроков. На основе планов закупок формируется план областного государственного заказа на 2006 год.
Размещение областного государственного заказа проводится на основании плана областного государственного заказа.
Финансирование государственных контрактов, заключенных по результатам размещения, осуществляется после обязательной их регистрации в реестре контрактов. При регистрации контрактов проверяется эффективность закупки продукции.
6. Тарифная политика
Тарифы на тепловую и электрическую энергию для формирования бюджета на 2006 год будут учитываться на основании данных региональной энергетической комиссии Нижегородской области о прогнозных уровнях тарифов с учетом утверждения Федеральной службой по тарифам предельных тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2006 год.
Все тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), плата за снабженческо-бытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям определяются на основании экономически обоснованных расходов, понесенных энерго- и газоснабжающими организациями, обеспечения получения обоснованной нормы прибыли и учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются с 1 января 2006 года и действуют до 31 декабря 2006 года.
7. Политика в области целевых бюджетных фондов
На 2006 год сохранят свой целевой статус:
- территориальный дорожный фонд Нижегородской области;
- фонд укрепления законности и общественного порядка;
- областной экологический фонд Нижегородской области.
Доходы территориального дорожного фонда будут формироваться за счет транспортного налога, акцизов на нефтепродукты, доходов от сдачи имущества подрядным организациям, платы за проезд тяжеловесных и негабаритных грузов.
Доходы областного экологического фонда будут формироваться за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
8. Политика в области капитальных вложений
Расходы на капитальные вложения из областного бюджета в 2006 году планируется определить на уровне 2005 года с учетом инфляции. В первую очередь необходимо направить средства на сокращение кредиторской задолженности, на завершение строительства объектов (пусковых комплексов), запланированных к вводу в 2006 году, и продолжить строительство объектов (пусковых комплексов) с высокой степенью готовности (свыше 70 %).
В капитальных расходах областного бюджета будут предусмотрены средства на финансирование целевых программ:
"Обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц";
"Обеспечение жильем ветеранов и участников боевых действий";
"Переселение граждан Нижегородской области из ветхого и аварийного жилого фонда на 2002-2010 гг.";
"Молодой семье - доступное жилье на 2004-2010 гг.";
"Дети-сироты на 2006-2010 годы".
По вновь начинаемым объектам, включенным в план капитального строительства, подбор подрядной организации необходимо проводить на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Перечень объектов капитального строительства в приоритетном порядке должны включаться:
- переходящие с 2005 года стройки и объекты, подлежащие завершению строительством в 2006 году (т.е. вводные в 2006 году объекты);
- стройки и объекты, включенные в федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу на 2006 год, и другие объекты, по которым областными государственными заказчиками обеспечивается привлечение средств федерального бюджета;
- стройки и объекты, включенные в утвержденные областные целевые программы;
- стройки и объекты, по которым областными государственными заказчиками обеспечивается привлечение в 2006 году дополнительных средств из внебюджетных источников финансирования;
- переходящие стройки и объекты (пусковые комплексы), имеющие высокую степень технической готовности (более 70 %).
Распределение средств капитального строительства по районам, отраслям будет производиться исходя из следующих принципов:
- выравнивание социально-экономического развития территорий на основе "Основных направлений по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов Нижегородской области на 2005-2006 годы", утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2004 N 120;
- уменьшения незавершенного строительства на территории района;
- снижения кредиторской задолженности за выполненные работы на объектах строительства.
Выделение средств из капитальных расходов акционерным обществам на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для областных государственных нужд, осуществляется только при условии передачи в государственную собственность Нижегородской области или в муниципальную собственность дополнительно выпускаемых акций на сумму, эквивалентную размеру выделенных государственных капитальных вложений и рассчитанную по рыночной стоимости, или другого ликвидного имущества.
При отсутствии на 1 апреля текущего финансового года прошедшей экспертизу и утвержденной проектно-сметной документации (на объекты, строящиеся с участием средств федерального бюджета, проектно-сметная документация представляется в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 339), а также договоров с акционерными обществами на передачу в государственную собственность Нижегородской области дополнительно выпускаемых акций Правительство Нижегородской области перераспределяет ассигнования, предусмотренные планом капитального строительства объектов для областных государственных нужд.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 339
При необходимости Правительство Нижегородской области производит перераспределение, изменение и дополнение объемов капитальных вложений по стройкам и объектам с внесением соответствующих изменений в план капитального строительства и в роспись расходов областного бюджета в пределах одного распорядителя средств до 10 процентов от утвержденных годовых объемов капитального строительства.
Продолжится практика льготного кредитования нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан для приобретения и строительства жилья и льготного кредитования населения на газификацию жилья с компенсацией части процентной ставки из средств областного бюджета и местных бюджетов.
Продолжится реализация программы ипотечного кредитования населения Нижегородской области.
9. Политика в области управления государственным долгом
Нижегородской области
Управление государственным долгом Нижегородской области будет осуществляться в соответствии с Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года по пяти взаимосвязанным направлениям:
- бюджетная политика в части планирования объема и структуры государственного долга Нижегородской области;
- осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание;
- мобилизация собственных активов области и оптимизация управления этими активами. Реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в заимствованиях;
- использование механизма государственных гарантий в целях реализации проектов в приоритетных отраслях промышленности, сельского хозяйства, социальной политики;
- организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
В рамках указанных направлений планируется решение следующих задач:
- разработка и совершенствование нормативной правовой базы и методических рекомендаций с целью упорядочения процесса планирования объема и структуры государственного долга;
- определение и поддержание объема долга на экономически безопасном уровне;
- минимизация стоимости обслуживания долга;
- снижение удельного веса краткосрочных долгов путем их погашения либо рефинансирования;
- равномерное распределение во времени связанных с долгом платежей;
- более эффективное использование ценных бумаг, эмитируемых Нижегородской областью, а также использование их производных;
- активизация мер по взысканию имеющихся задолженностей в областной бюджет. Уменьшение объема просроченных долгов и минимизация потерь при их возврате;
- привлечение инвестиций в экономику области, стимулирование инновационной деятельности путем обоснованного предоставления государственных гарантий;
- разработка и внедрение единой автоматизированной системы управления государственным долгом, обеспечивающей оперативный контроль за состоянием долговых обязательств области;
- совершенствование механизма контроля за состоянием объема и структуры государственного долга муниципальных образований.
Решение данных задач позволит Правительству области своевременно и в полном объеме исполнить текущие обязательства перед кредиторами, сгладить график пиковых платежей и контролировать совокупную долговую нагрузку на бюджет каждого года, создав тем самым оптимальные условия для рефинансирования и погашения имеющихся долгов.
С 2006 года в рамках управленческого учета вводятся такие понятия, как долговая емкость бюджета. Ограничение объема обязательств по долговой емкости заключается в отсутствии превышения объема обслуживания и погашения обязательств над долговой емкостью. Объем заимствований ограничивается уровнем 40 % от объема доходов, эффективным уровнем считается 30 % от объема доходов.
Приоритетными инструментами для государственных заимствований на 2006 год остаются внутренние облигационные займы и кредиты коммерческих банков.
Начиная с 2006 года планируется ведение и учет консолидированного долга Нижегородской области.
Разумное применение долговых инструментов позволит повысить инвестиционную составляющую в бюджете, тем самым положительно воздействуя на дальнейшее развитие и инвестиционную привлекательность Нижегородской области.
Для оптимизации управления и учета консолидированного долга Нижегородской области органы местного самоуправления должны принимать меры по повышению эффективности управления муниципальным долгом с учетом политики, проводимой Правительством Нижегородской области, и в среднесрочной перспективе принять концепции управления муниципальным долгом.
10. Реформирование бюджетного процесса
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" будут продолжены мероприятия по реформированию бюджетного процесса в Нижегородской области.
В 2005 году проведены следующие мероприятия по реформированию бюджетного процесса в области:
- формирование и исполнение бюджетов области строится по новой бюджетной классификации. Бюджетная классификация интегрирована с единым планом счетов бюджетного учета. Вместо 27 разделов функциональной классификации введено 11;
- упорядочение процедур составления и исполнения бюджета. Внесены изменения в Закон Нижегородской области "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области" в части упрощения процедуры принятия закона об областном бюджете на очередной финансовый год. Принятие закона об областном бюджете будет осуществляться в два чтения, причем в первом чтении будут полностью определены межбюджетные отношения. Это позволит сократить время разработки и принятия бюджетов органов местного самоуправления области и даст возможность принятия их бюджетов до начала следующего финансового года.
Реформирование бюджетного процесса предполагается осуществить по следующим основным направлениям:
а) выделение при формировании бюджетов действующих и принимаемых обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
В аналитических целях при формировании областного бюджета на 2006 год планируется выделить бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств, не применяя такое выделение при утверждении и исполнении бюджета. К принимаемым обязательствам относятся: увеличение или введение новых трансфертов населению, увеличение заработной платы, денежного довольствия, досрочное погашение государственного или муниципального долга, предоставление услуг сверх установленных нормативов, увеличение ассигнований на действующие или новые программы, новые бюджетные инвестиции, предоставление бюджетных кредитов.
Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств;
б) применение среднесрочного финансового планирования. В целях повышения роли в бюджетном процессе перспективного финансового плана в 2006 году планируется разработать и утвердить Правительством Нижегородской области перспективный финансовый план в текущем году. Утверждение перспективного финансового плана позволит повысить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета.
в) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Это основное направление реформирования бюджетного процесса, предполагающее переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
В рамках этого направления Правительству области в 2006 году необходимо будет провести следующие мероприятия:
- совершенствование методологии разработки и реализации областных целевых программ;
- использование в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;
- распределение части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию программ;
- расширение полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета;
- оптимизация расходов на содержание бюджетных учреждений.
IV. Формирование межбюджетных отношений
в Нижегородской области на 2006 год
Формирование межбюджетных отношений на 2006 год будет проводиться в рамках реформирования местного самоуправления Российской Федерации и в соответствии с законами "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" и "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области".
До 1 января 2006 года должно быть осуществлено четкое разграничение расходных полномочий и ответственности между уровнями власти Нижегородской области; определен перечень бюджетных учреждений, передаваемых и принимаемых от других уровней бюджетной системы.
Межбюджетные отношения органы государственной власти Нижегородской области будут строить с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления муниципальных районов будут строить межбюджетные отношения с органами местного самоуправления поселений. Законом области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются полномочиями органов государственной власти Нижегородской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета Нижегородской области с целью выравнивания, исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений Нижегородской области по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения.
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" установлены единые для всех органов местного самоуправления и на долговременной основе нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов.
Из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области финансовая помощь будет предоставляться в следующих формах:
- дотации из областного фонда финансовой поддержки городских округов;
- дотации из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- субвенции из областного фонда компенсаций на исполнение переданных органам местного самоуправления законами Нижегородской области отдельных государственных полномочий, на исполнение полномочий в области общего образования и полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям;
- дотации из фонда реформирования муниципальных финансов.
Объем средств для выравнивания поселений из областного бюджета будет определен в размере 0,5 % от объема собственных доходов областного бюджета и поделен на дотации для городских округов и субвенции из фонда компенсаций для муниципальных районов на выравнивание поселений.
Областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) будет сформирован в объеме, эквивалентном 12 процентов от объема собственных доходов (налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Нижегородской области с учетом дотаций из федерального бюджета).
Распределение фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) будет осуществляться согласно методике, принятой Законом области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области". В 2006 году 60 % фонда будет направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и распределяться по формуле, учитывающей различия в развитии налоговой базы муниципальных районов (городских округов) (индекс налогового потенциала), а также различия в стоимости предоставления бюджетных услуг (индекс бюджетных расходов). При расчете индекса бюджетных расходов учитывается численность потребителей бюджетных услуг по учтенному кругу отраслей, различия в стоимости предоставления коммунальных услуг, различия в численности и плотности населения муниципальных районов (городских округов).
Вторая часть (40 %) областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) распределяется между муниципальными районами (городскими округами), объем расчетных доходов которых, с учетом распределения областного фонда финансовой поддержки поселений, областного фонда компенсаций, в части предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, и первой части областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), ниже прогнозируемого объема их расходов в планируемом году.
Субвенции из областного фонда компенсаций будут предоставлены на исполнение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий:
- полномочий в области общего образования;
- полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям;
- полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях;
- полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.
Объем субвенций и распределение средств на исполнение переданных полномочий будет определяться в соответствии с законами области.
Дотации из фонда реформирования муниципальных финансов. С целью участия в конкурсе на получение средств из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в областном бюджете на 2006 год будет предусмотрен Фонд реформирования муниципальных финансов. Использование средств Фонда будет направлено на реализацию программ реформирования муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов.
В целях оказания финансовой поддержки местных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, а также реформирования местного самоуправления в составе расходов областного бюджета образуются дотации на осуществление мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Распределение средств будет производиться с учетом реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и изменений налогового и бюджетного законодательства.
Начиная с 2006 года бюджет закрытого административно-территориального образования г. Саров включается в консолидированный бюджет Нижегородской области и будет учитываться при распределении финансовой помощи из областного бюджета по общей методике. Средства, поступающие из федерального бюджета на финансовую поддержку г. Саров, будут передаваться по целевому назначению в бюджет г. Саров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 сентября 2005 г. N 199 "О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2006 год"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 172 от 14 сентября 2005 г.