Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 22 августа 2017 г. N 625 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 27 декабря 2005 г. N 323
Положение
о Единой системе оперативно-диспетчерского управления
в аварийных и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области
11 апреля 2008 г., 17 июля, 10 ноября 2009 г., 4 декабря 2012 г., 22 мая 2015 г., 27 октября 2016 г., 22 августа 2017 г.
Основные определения и термины
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы; органы управления по делам ГО и ЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
Автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС) - предназначена для информатизации и автоматизации деятельности органов управления РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнению мероприятий гражданской обороны и задач РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) - орган повседневного управления Главного управления МЧС России по Нижегородской области и поддержания постоянной готовности оперативных подразделений быстрого реагирования Нижегородской области и их дежурных диспетчерских служб, единых дежурно-диспетчерских служб органов местного самоуправления по приему информации о возникших ЧС, всесторонней оценке их предпосылок и последствий, планированию оперативных мер и проведению комплекса мероприятий по реагированию на ЧС. По вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, ЦУКС осуществляет согласованную деятельность со структурными подразделениями органов управления (ОУ) территориальной подсистемы и функциональных подсистем (ТП и ФП) РСЧС, расположенных на территории области, (муниципальных образований, ведомств, органов управления системы мониторинга, прогнозирования ЧС и лабораторного контроля, ДДС, аварийно-спасательными формированиями) и через дежурную смену осуществляет координацию сил, находится в постоянной готовности.
Управляющий центр - орган управления, который координирует действия сил и средств ТП РСЧС, обеспечивает доведение и контроль распоряжений и указаний Губернатора, Правительства и КЧС Нижегородской области в рамках своей компетенции.
Дежурно-диспетчерская служба (ДЦС#) - дежурный диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление службой муниципального образования, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) - орган повседневного управления муниципальной (городской, районной) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее - дежурно-диспетчерских) служб муниципального образования области.
Абзац восьмой исключен.
Центральная дежурно-диспетчерская служба - структурное подразделение государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области", осуществляющее взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований Нижегородской области и ДДС организаций при совместных действиях по мониторингу и устранению чрезвычайных и аварийных ситуаций, технологических и иных нарушений (сбоев) в работе жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса на объектах жизнеобеспечения муниципальных образований Нижегородской области.
Аналитический центр кризисных ситуаций (оперативно-распорядительный отдел департамента региональной безопасности Нижегородской области) (далее - АЦКС) - орган управления, который осуществляет прием и анализ информации при угрозе или возникновении крупных АС и ЧС от управляющих центров (ЦУКС, ЦДДС), ЕДДС муниципальных образований и ДДС, входящих в ЕСОДУ, обобщает их действия и информирует Губернатора и Правительство Нижегородской области.
I. Общие положения
1. Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области (ЕСОДУ) является подсистемой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб (далее по тексту - дежурно-диспетчерские службы (ДДС), имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС).
2. Целью создания ЕСОДУ является повышение оперативности реагирования и функционирования дежурно-диспетчерских служб (ДДС) муниципальных образований и организаций различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации ЧС на основе:
- организации и поддержания информационного взаимодействия между ДДС, анализа, обобщения и распространения в ЕСОДУ имеющейся информации;
- своевременного представления органами местного самоуправления полной и достоверной информации о ЧС, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации ЧС;
- принятия экстренных мер по ликвидации ЧС, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в ЧС большего масштаба.
ЕДДС является вышестоящим органом управления для всех ДДС (ДС), входящих в состав ЕСОДУ муниципальных образований, по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурных служб в чрезвычайных ситуациях.
3. Координирующим органом ЕСОДУ является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС и ОПБ Нижегородской области). Постоянно действующим органом управления ЕСОДУ является Главное управление МЧС России по Нижегородской области. Органом повседневного управления ЕСОДУ является ЦУКС.
4. В своей деятельности ДДС, входящие в ЕСОДУ, руководствуются законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Нижегородской области, решениями КЧС и ОПБ Нижегородской области, а также настоящим Положением, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления.
II. Структура Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области, основные задачи, права и ответственность входящих в нее дежурно-диспетчерских служб
1. В состав ЕСОДУ входят следующие дежурно-диспетчерские службы:
- аналитический центр кризисных ситуаций Нижегородской области (АЦКС);
- федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области" (ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области" (далее - ЦУКС);
- центральная дежурно-диспетчерская служба ГКУ "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области" (ЦДДС)";
- единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) городских округов и муниципальных районов, в том числе дежурно-диспетчерские службы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Нижегородской области (далее - ДДС ЖКХ муниципального образования);
- дежурно-диспетчерские службы организаций.
2. АЦКС, ЦУКС и ЦДДС являются управляющими центрами ЕСОДУ, через которые Правительство Нижегородской области и КЧС и ОПБ Нижегородской области осуществляют оперативное управление ликвидацией ЧС или АС.
ЕСОДУ Нижегородской области через управляющие центры решает следующие основные задачи:
- прием сообщений об угрозе возникновения или факте ЧС и АС соответствующего уровня;
- оповещение служб, входящих в ЕСОДУ, сил и средств ЕСОДУ о переводе в повышенные режимы функционирования, а также оповещение (по отдельным решениям) должностных лиц Главного управления, КЧС и ОПБ Нижегородской области и населения городов и районов области;
- обработка и анализ данных обстановки, определение масштабов ЧС и состава дежурно-диспетчерских служб, необходимых для экстренного реагирования на ЧС, распространение в ЕСОДУ полученной информации;
- принятие решений на экстренные меры по ликвидации угрозы или возникшей ЧС или АС (в пределах полномочий, установленных вышестоящими органами);
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС (АС) и действиях сил и средств, подготовка вариантов решений по ее ликвидации для вышестоящих органов управления;
- доведение задач до задействованных на ликвидацию ЧС (АС) сил и средств установленным порядком и контроль их исполнения;
- организация взаимодействия между привлекаемыми дежурно-диспетчерскими службами и находящимися в их подчинении силами и средствами;
- обобщение информации по Нижегородской области о происшествиях, ЧС и АС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов за сутки;
- информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, входящих в ЕСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС, а также взаимодействующих ДДС, доведение до них рекомендаций по взаимодействию и распоряжений (указаний) вышестоящих органов управления.
Свою деятельность АЦКС, ЦУКС и ЦДДС осуществляют в тесном взаимодействии с ДДС заинтересованных (региональных) органов управления, соответствующих территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
АЦКС, ЦУКС и ЦДДС - штатные подразделения Правительства Нижегородской области, Главного управления МЧС России по Нижегородской области и ГКУ "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области.
3. Управляющие центры ЕСОДУ решают следующие задачи:
- прием сообщений, анализ и оценка поступившей информации, доведение ее до ЕДДС городских округов и муниципальных районов области, ДДС организаций, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- предоставление в органы управления территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области и в вышестоящие органы управления РСЧС сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС и АС;
- доведение задач на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС (АС) до сил и средств постоянной готовности ТП РСЧС Нижегородской области, контроль их исполнения;
- получение обобщенных данных об обстановке и действиях сил и средств, подготовка распоряжений и указаний на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС (АС);
- обобщение информации о происшедших ЧС (АС) в Нижегородской области и ходе работ по их ликвидации
- "контроль выполнения мероприятий по ликвидации ЧС (АС) и представление итоговых докладов, согласно регламенту взаимодействия (Приложение 10).
4. ДДС, входящие в ЕСОДУ, решают следующие задачи:
- прием сообщений о происшествиях, их анализ и представление в управляющие центры ЕСОДУ тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
- доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил постоянной готовности и контроль их исполнения;
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС (АС) и действиях по ее ликвидации по подчиненности в управляющие центры ЕСОДУ Нижегородской области;
- получение в части, касающейся от управляющих центров ЕСОДУ Нижегородской области, обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств и рекомендаций по обеспечению их взаимодействия при ликвидации ЧС (АС), а также распоряжений и указаний от вышестоящих органов;
- обобщение информации о происшествиях и ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности и в управляющие центры ЕСОДУ Нижегородской области итоговых докладов.
5. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ЕСОДУ, наряду с вышестоящими областными, органами управления муниципальных образований несут ответственность за оперативность и эффективность принимаемых экстренных мер по ликвидации ЧС (АС).
6. Задачи, права и ответственность ДДС, входящих в ЕСОДУ, определяются соответствующими нормативными документами, регламентирующими деятельность этих служб.
III. Порядок функционирования ЕСОДУ
1. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в состав ЕСОДУ Нижегородской области, функционируют в трех режимах:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
2. В режиме повседневной деятельности ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в управляющие центры ЕСОДУ области обобщенную статистическую информацию о ЧС (АС) и предпосылках к ним за прошедшие сутки в соответствии с действующими критериями информации о ЧС (АС).
При получении сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС), они незамедлительно передаются в управляющие центры ЕСОДУ Нижегородской области.
3. При угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации (аварийной ситуации) соответствующие органы управления ТП РСЧС и их дежурно-диспетчерские службы по линии одного из трех (в соответствии с зоной ответственности и уровнем компетенции) управляющих центров решением соответствующего председателя КЧС или руководителя одного из трех соответствующих управляющих центров переводятся в режим повышенной готовности либо в режим ЧС (АС). В этом режиме ДДС действуют в соответствии с инструкцией (соглашением) о порядке взаимодействия в ЕСОДУ, настоящим Положением и соответствующими ведомственными инструкциями.
4. В режиме ЧС (АС) информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ЕСОДУ, осуществляется через соответствующие управляющие центры.
Для этого в соответствующие управляющие центры от взаимодействующих ДДС передаются сведения об угрозе или факте ЧС (АС), сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится управляющими центрами (в части касающейся) до всех заинтересованных ДДС.
5. Все сообщения, передаваемые в управляющие центры, должны быть формализованы.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений могут использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализированных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случаях поступления сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (АС) от населения, формализованные сообщения формируются дежурной сменой ДДС.
6. Вся информация, поступающая в управляющие центры, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в управляющих центрах информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся управляющими центрами до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС (АС).
7. Исключен.
См. текст пункта 7 раздела III
IV. Обеспечение работы ЕСОДУ
1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями (соглашениями) об обмене информацией между ЦУКС и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником Главного управления и начальником (руководителем) вышестоящего для ДЦС органа управления (по подчиненности).
2. Для информационного и программно-технического обеспечения функционирования ЕСОДУ создается автоматизированная система (АС).
АС ЕСОДУ включает в свой состав комплексы средств автоматизации (КСА) ЕСОДУ, КСА ЦДС муниципальных образований Нижегородской области, а также КСА взаимодействия с ДДС, входящими в ЕСОДУ.
АС ЕСОДУ обеспечивает автоматизированный доступ ДДС к имеющимся во взаимодействующих службах муниципальных образований области базам (банкам) данных (с учетом разграничения доступа к информации), необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС, а также к специальным базам данных ЕСОДУ Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.