Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 2 февраля 2007 г. N 37
Типовое положение
о территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации муниципального района, городского округа
Нижегородской области
(далее - Положение)
20 июня 2011 г., 25 октября 2013 г., 14 ноября 2014 г., 29 июля, 29 декабря 2015 г., 28 марта, 31 июля 2017 г.
1. Общие положения
Настоящее Положение регламентирует порядок и осуществление деятельности территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных при администрациях органов местного самоуправления - муниципальных районов, городских округов Нижегородской области (далее - территориальные (муниципальные комиссии).
1.1. Территориальная (муниципальная) комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 26 октября 2006 года N 121-З "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 3 ноября 2006 года N 134-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, а также настоящим положением.
1.2. Территориальная (муниципальная) комиссия образуется главой местной администрации муниципального района, городского округа Нижегородской области (далее - муниципальное образование).
1.3. Численный и персональный состав территориальной (муниципальной) комиссии утверждается органом местного самоуправления соответствующего муниципального района (города) Нижегородской области.
1.4. Территориальная (муниципальная) комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) в муниципальном образовании.
1.5. Территориальная (муниципальная) комиссия имеет соответствующие бланк и печать со своим наименованием.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 31 июля 2017 г. N 560 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели территориальной (муниципальной) комиссии
Территориальная (муниципальная) комиссия создается в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по:
- предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому;
- обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
- выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других - противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
3. Полномочия территориальной (муниципальной) комиссии
К полномочиям Комиссии относятся:
- осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального района или городского округа Нижегородской области;
- организация осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- утверждение межведомственных планов и координация проведения индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлечение социально ориентированных общественных объединений к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контроль их выполнения;
- участие в рамках своей компетенции в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, мониторинге их правоприменения на территории соответствующего муниципального образования области;
- рассмотрение представлений органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных федеральным законодательством об образовании;
- принятие решения о даче согласия на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
- принятие решения о даче согласия при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Территориальные (муниципальные) комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
- обеспечение оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также в рамках совей компетенции осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
- рассмотрение информации (материалов) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятие решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
- рассмотрение в пределах своей компетенции материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области, если иное не установлено федеральным законодательством.
- рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях к компетенции территориальных (муниципальных) комиссий;
- применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
- осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, по координации вопросов, связанных с организацией системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- рассмотрение ходатайств, просьб, жалоб и других обращений несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, иных лиц по вопросам, связанным с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
- организация и проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;
- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- обращение в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- участие в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в рассмотрении судом дел с участием несовершеннолетних;
- подготовка и направление в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Нижегородской области, отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования, о практике организации деятельности муниципальных Комиссий;
- принятие решения совместно с государственной инспекцией труда о даче согласия на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
- подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- принятие постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
- внесение в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
4. Права территориальной (муниципальной) комиссии
Территориальная (муниципальная) комиссия вправе:
- в пределах своей компетенции запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своих полномочий, от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исполнительных органов местного самоуправления, организаций;
- приглашать на свои заседания для получения информации по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
- вносить предложения в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, организации по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
- посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью изучения их деятельности по организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществлению в указанных учреждениях индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- в пределах своей компетенции принимать правовые акты по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
5. Организация работы территориальной (муниципальной) комиссии
5.1. Общие положения:
В состав территориальной (муниципальной) комиссии входят председатель территориальной (муниципальной) комиссии, заместитель (заместители) председателя территориальной (муниципальной) комиссии, ответственный секретарь территориальной (муниципальной) комиссии и члены территориальной (муниципальной) комиссии.
Членами территориальной (муниципальной) комиссии могут быть руководители (их заместители), представители органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.
5.1.1. Территориальную (муниципальную) комиссию возглавляет председатель, назначаемый органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Нижегородской области.
Председатель территориальной (муниципальной) комиссии:
а) осуществляет руководство деятельностью территориальной (муниципальной) комиссии;
б) несет персональную ответственность за организацию работы территориальной (муниципальной) комиссии;
в) председательствует на заседании территориальной (муниципальной) комиссии и организует ее работу;
г) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании территориальной (муниципальной) комиссии;
д) представляет территориальную (муниципальную) комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях на территории муниципального образования и за его пределами;
е) утверждает повестку заседания территориальной (муниципальной) комиссии;
ж) назначает дату заседания территориальной (муниципальной) комиссии;
з) дает заместителю председателя территориальной (муниципальной) комиссии, ответственному секретарю территориальной (муниципальной) комиссии, членам территориальной (муниципальной) комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции территориальной (муниципальной) комиссии;
и) представляет органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (их должностным лицам) предложения по формированию персонального состава территориальной (муниципальной) комиссии;
к) осуществляет контроль за исполнением плана работы территориальной (муниципальной) комиссии, подписывает постановления территориальной (муниципальной) комиссии;
л) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном действующим законодательством;
м) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
5.1.2. Заместитель председателя Комиссии замещает председателя территориальной (муниципальной) комиссии в его отсутствие.
Заместитель председателя территориальной (муниципальной) комиссии:
а) выполняет поручения председателя территориальной (муниципальной) комиссии;
б) исполняет обязанности председателя территориальной (муниципальной) комиссии в его отсутствие;
в) обеспечивает контроль за исполнением постановлений территориальной (муниципальной) комиссии;
г) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании;
д) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
5.1.3. Ответственный секретарь территориальной (муниципальной) комиссии осуществляет:
а) подготовку заседания, представление председателю и членам территориальной (муниципальной) комиссии материалов, подлежащих обсуждению на территориальной (муниципальной) комиссии;
б) выполнение поручений председателя и заместителя председателя территориальной (муниципальной) комиссии;
в) сбор и анализ информации по вопросам деятельности территориальной (муниципальной) комиссии;
г) ведение делопроизводства территориальной (муниципальной) комиссии;
д) подготовку и направление в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством области, отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
е) подготовку справочной информации по запросам прокуратуры, депутатов представительного органа муниципального образования области, членов территориальной (муниципальной) комиссии, главы администрации муниципального образования и иных запросов;
ж) оповещение членов территориальной (муниципальной) комиссии и лиц, участвующих в заседании территориальной (муниципальной) комиссии, о времени и месте заседания, проверку их явки, ознакомление с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение территориальной (муниципальной) комиссии;
з) подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых территориальной (муниципальной) комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
и) обеспечение вручения копий постановлений территориальной (муниципальной) комиссии;
к) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
В случае отсутствия ответственного секретаря территориальной (муниципальной) комиссии его обязанности исполняет лицо, назначенное председателем территориальной (муниципальной) комиссии, либо лицом, его замещающим.
5.1.3.1. Работники структурного подразделения, обеспечивающего деятельность муниципальной территориальной (муниципальной) комиссии, являются муниципальными служащими, замещающими муниципальные должности муниципальной службы в Нижегородской области. С учетом правового статуса муниципальных территориальных (муниципальных) комиссий и межведомственного характера их деятельности не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных Комиссий, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью.
5.1.4. Члены территориальной (муниципальной) комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции территориальной (муниципальной) комиссии, и осуществляют следующие функции:
а) участвуют в заседании территориальной (муниципальной) комиссии и его подготовке;
б) предварительно (до заседания территориальной (муниципальной) комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
в) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
г) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
д) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых территориальной (муниципальной) комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
е) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
ж) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в территориальную (муниципальную) комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
з) выполняют поручения председателя территориальной (муниципальной) комиссии.
6. Планирование работы территориальной (муниципальной) комиссии
6.1. Территориальная (муниципальная) комиссия планирует проведение своих заседаний и формирует план работы по профилактике беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защите их прав на календарный год.
6.2. Предложения в проект плана работы территориальной (муниципальной) комиссии на очередной год вносятся членами территориальной (муниципальной) комиссии, руководителями органов и учреждений системы профилактики, другими заинтересованными органами и организациями не позднее 1 декабря текущего года. Предложения в план работы представляются в письменной форме с указанием: наименования вопроса и обоснования необходимости его рассмотрения; должностного лица, ответственного за подготовку вопроса.
6.3. План работы территориальной (муниципальной) комиссии утверждается на заседании территориальной (муниципальной) комиссии.
6.4. План работы территориальной (муниципальной) комиссии после утверждения рассылается в органы и учреждения системы профилактики.
6.5. Контроль за формированием плана работы территориальной (муниципальной) комиссии и его выполнением возлагается на ответственного секретаря территориальной (муниципальной) комиссии или уполномоченный орган.
6.6. Исключен.
См. текст пункта 6.6
6.7. Территориальные (муниципальные) комиссии могут проводить выездные заседания совместно с советами профилактики администраций сельских и городских поселений.
7. Подготовка и порядок проведения заседаний территориальной (муниципальной) комиссии
7.1. Заседания территориальной (муниципальной) комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости с учетом сроков, установленных КоАП РФ.
7.2. Подготовку заседания, обобщение и представление материалов для рассмотрения на территориальной (муниципальной) комиссии осуществляет ответственный секретарь территориальной (муниципальной) комиссии.
7.3. Территориальная (муниципальная) комиссия может проводить выездные заседания.
7.4. Ответственный секретарь территориальной (муниципальной) комиссии знакомит членов территориальной (муниципальной) комиссии с повесткой дня заседания за 3 дня до дня заседания.
7.5. О дате и повестке дня заседания письменно извещается прокурор муниципального образования.
7.5.1 На заседании территориальной (муниципальной) комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя территориальной (муниципальной) комиссии.
7.6. Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение территориальной (муниципальной) комиссии (предложения в проект решения территориальной (муниципальной) комиссии с соответствующими приложениями, информационно-справочными материалами и их электронной версией), представляются учреждениями и органами системы профилактики Нижегородской области по запросу ответственного секретаря территориальной (муниципальной) комиссии или уполномоченного органа.
7.7. Решение об исключении вопроса из повестки дня заседания или изменении срока его рассмотрения принимает председатель на основании мотивированного предложения ответственного секретаря или иного члена территориальной (муниципальной) комиссии (в письменной форме), представленного не позднее чем за 5 дней до заседания территориальной (муниципальной) комиссии.
7.8. Члены территориальной (муниципальной) комиссии и лица, участвующие в заседании, регистрируются секретарем территориальной (муниципальной) комиссии по прибытии на заседание.
7.9. Заседание территориальной (муниципальной) комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены территориальной (муниципальной) комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.
7.10. Решения принимаются простым большинством голосов членов территориальной (муниципальной) комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства мнений голос председателя является решающим.
7.11. Вопросы на заседании территориальной (муниципальной) комиссии рассматриваются в соответствии с утвержденной председателем повесткой дня заседания.
7.12. По предложению членов территориальной (муниципальной) комиссии или решению председателя на заседании могут рассматриваться дополнительные вопросы, не предусмотренные повесткой дня заседания, но требующие оперативного решения.
7.13. В ходе заседания члены территориальной (муниципальной) комиссии имеют право:
- вносить предложения по повестке дня заседания и порядку работы;
- получать от докладчиков и выступающих в прениях дополнительные разъяснения по рассматриваемым вопросам;
- вносить предложения и замечания по проекту решений территориальной (муниципальной) комиссии.
7.14. Решения территориальной (муниципальной) комиссии оформляются в форме постановлений, в которых указываются:
а) наименование территориальной (муниципальной) комиссии;
б) дата;
в) время и место проведения заседания территориальной (муниципальной) комиссии;
г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах территориальной (муниципальной) комиссии;
д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании территориальной (муниципальной) комиссии;
е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
ж) содержание рассматриваемого вопроса;
з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить территориальной (муниципальной) комиссии о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
7.15. Проекты решений после голосования членов территориальной (муниципальной) комиссии могут быть:
- приняты во внесенной редакции;
- приняты с учетом внесения конкретных дополнений и (или) изменений;
- направлены на доработку по вопросам, требующим дополнительного изучения, согласования;
- не приняты.
7.16. Копия постановления направляется ответственным секретарем территориальной (муниципальной) комиссии исполнителям в течение 7 календарных дней со дня его принятия.
7.17. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях территориальная (муниципальная) комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять решение о проведении закрытого заседания.
7.18. Подготовка и проведение заседания территориальной (муниципальной) комиссии по материалам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7.19. Протокол заседания территориальной (муниципальной) комиссии подписывается председательствующим на заседании территориальной (муниципальной) комиссии и секретарем заседания территориальной (муниципальной) комиссии.
7.1. Порядок рассмотрения территориальными (муниципальными) комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях
7.1.1. Основания рассмотрения материалов (дел) территориальными (муниципальными) комиссиями.
Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела):
- по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) и иных лиц;
- по собственной инициативе;
- по информации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- по постановлениям органов предварительного следствия и дознания в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
7.1.2. Порядок подготовки материалов (дел) к рассмотрению на заседании территориальной (муниципальной) комиссии.
1. Материалы (дела), поступившие на рассмотрение в территориальную (муниципальную) комиссию, в целях обеспечения всестороннего, своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются ответственным секретарем территориальной (муниципальной) комиссии.
2. При подготовке материалов (дел) к рассмотрению на заседании территориальной (муниципальной) комиссии выясняются следующие вопросы:
- входит ли рассмотрение данного материала (дела) в компетенцию территориальной (муниципальной) комиссии;
- имеются ли основания для проведения дополнительной проверки (доработки) поступивших материалов (дел);
- круг лиц, подлежащих приглашению на заседание территориальной (муниципальной) комиссии;
- целесообразность принятия иных мер, предусмотренных действующим законодательством, для всестороннего и своевременного рассмотрения материалов (дел).
7.1.3. Срок рассмотрения материалов (дел).
1. Территориальные (муниципальные) комиссии рассматривают материалы (дела) в течение 30 дней с момента их поступления. Срок рассмотрения материалов (дел) может быть продлен, но не более чем на 1 месяц при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
2. Рассмотрение дела может быть отложено в случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов, а также в случае уклонения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей от явки на заседание территориальной (муниципальной) комиссии, если материалы дела не могут быть рассмотрены без их присутствия.
7.1.4. Решения, принимаемые при подготовке материалов (дел) к рассмотрению на заседании территориальной (муниципальной) комиссии:
1. При подготовке материалов (дел) к рассмотрению на заседании территориальной (муниципальной) комиссии могут быть приняты следующие решения:
- о приглашении лиц, участвующих в рассмотрении материалов (дел);
- о возвращении материалов (дел) органам или учреждениям, направившим указанные материалы (дела) в территориальную (муниципальную) комиссию, если их рассмотрение не относится к компетенции территориальной (муниципальной) комиссии или требует проведения дополнительной проверки (доработки);
- о продлении срока рассмотрения материалов (дел);
- об отложении рассмотрения материалов (дел);
- о принятии иных мер, предусмотренных действующим законодательством, имеющих значение для всестороннего и своевременного рассмотрения материалов (дел).
2. Решения территориальной (муниципальной) комиссии, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, принимаются и подписываются председателем территориальной (муниципальной) комиссии или его заместителем.
7.1.5. Участие несовершеннолетнего в заседании территориальной (муниципальной) комиссии.
1. Все материалы (дела) в отношении несовершеннолетних территориальная (муниципальная) комиссия рассматривает при участии несовершеннолетнего и его законного представителя, а при необходимости - педагога и иных лиц.
2. Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, за исключением материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть рассмотрены в его отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания территориальной (муниципальной) комиссии и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения.
3. Несовершеннолетний, в отношении которого рассматриваются материалы, может быть удален с заседания территориальной (муниципальной) комиссии на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.
7.1.6. Порядок принятия решений на заседании территориальной (муниципальной) комиссии.
1. Решения принимаются в соответствии с пунктом 7.10 раздела 7 настоящего Положения.
2. При рассмотрении материалов (дел) территориальная (муниципальная) комиссия обязана всесторонне, полно и объективно исследовать материалы дела, уточнить возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данного дела, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия или о реабилитации несовершеннолетнего.
3. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дела о правонарушениях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, территориальная (муниципальная) комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевших, свидетелей, адвоката (защитника).
4. После всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимается одно из следующих решений:
1) о применении мер воздействия, предусмотренных пунктами 7.1.10 и 7.1.11 и (или) проведении индивидуальной профилактической и (или) реабилитационной работы;
2) о продлении сроков рассмотрения дела при наличии оснований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 7.1.3;
3) об отложении рассмотрения дела при наличии оснований, предусмотренных подпунктом 2 раздела 7.1.3;
4) о передаче дела в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности;
5) решение территориальной (муниципальной) комиссии, принятое в соответствии с подпунктами 2, 3, 4 подпункта 4 настоящего пункта, выносится в форме определения;
6) решение территориальной (муниципальной) комиссии, принятое в соответствии с подпунктом 1 подпункта 4 настоящего пункта, выносится в форме постановления;
7) решение территориальной (муниципальной) комиссии принимается с учетом мнения представителя органов прокуратуры, присутствующего на заседании, заключение которого заслушивается и заносится в протокол заседания территориальной (муниципальной) комиссии.
7.1.7. Протокол заседания территориальной (муниципальной) комиссии.
1. На заседании территориальной (муниципальной) комиссии ведется протокол, в котором указываются:
- дата и место рассмотрения материала (дела);
- наименование и состав территориальной (муниципальной) комиссии;
- содержание рассматриваемого материала (дела);
- сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении материала (дела), об извещении отсутствующих лиц;
- отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
- объяснения, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении материала (дела);
- документы, исследованные при рассмотрении материала (дела);
- заключение прокурора по рассматриваемому материалу (делу) (при наличии);
- сведения об оглашении принятого территориальной (муниципальной) комиссией решения и разъяснения порядка и сроков его обжалования.
2. Протокол заседания территориальной (муниципальной) комиссии подписывается председательствующим на заседании территориальной (муниципальной) комиссии и секретарем.
7.1.8. Постановление территориальной (муниципальной) комиссии.
1. Постановление территориальной (муниципальной) комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.
2. Постановление территориальной (муниципальной) комиссии принимается простым большинством голосов членов территориальной (муниципальной) комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании территориальной (муниципальной) комиссии является решающим.
3. В постановлении территориальной (муниципальной) комиссии указываются сведения в соответствии с пунктом 7.14 раздела 7 настоящего Положения.
4. Постановление территориальной (муниципальной) комиссии выносится и объявляется по окончании рассмотрения материала (дела).
5. Копия постановления территориальной (муниципальной) комиссии вручается под расписку физическому лицу (или его законному представителю), в отношении которых оно вынесено, либо направляется соответствующему лицу, в орган или организацию в течение трех дней со дня вынесения постановления.
7.1.9. Определение территориальной (муниципальной) комиссии.
1. В определении территориальной (муниципальной) комиссии, выносимом в процессе подготовки к рассмотрению материалов (дела), указываются:
- наименование территориальной (муниципальной) комиссии;
- фамилия, инициалы председателя территориальной (муниципальной) комиссии или его заместителя;
- дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов (дела);
- сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство, либо в отношении которого ведется подготовка к рассмотрению материалов (дела);
- содержание заявления, ходатайства;
- обстоятельства, установленные при подготовке к рассмотрению заявления, ходатайства, материалов (дела);
- мотивированное решение по рассмотренным материалам.
2. В определении территориальной (муниципальной) комиссии, выносимом по итогам подготовки к рассмотрению материалов (дела), указываются:
- наименование и состав территориальной (муниципальной) комиссии коллегиального органа, вынесшей определение, и ее адрес;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- мотивированное решение по делу.
3. Определение территориальной (муниципальной) комиссии, вынесенное по итогам подготовки к рассмотрению дела, принимается простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим в заседании.
7.1.10. Меры, принимаемые территориальными (муниципальными) комиссиями к несовершеннолетним.
1. По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего территориальная (муниципальная) комиссия с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного деяния может применить следующие меры воздействия:
- вынести предупреждение;
- объявить выговор или строгий выговор;
- обязать принести публично или в иной форме извинение потерпевшему;
- направить несовершеннолетнего, нуждающегося в специальном педагогическом подходе, достигшего восьмилетнего возраста, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, с согласия его родителей или иных законных представителей, а несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, и с его согласия в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа при отсутствии медицинских противопоказаний;
- передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения.
2. По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего территориальная (муниципальная) комиссия имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой о ходатайстве перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.
3. С учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного деяния по результатам рассмотрения дела территориальная (муниципальная) комиссия вправе ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.1.11. Меры, принимаемые территориальными (муниципальными) комиссиями в целях обеспечения реализации защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В целях обеспечения реализации и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних территориальные (муниципальные) комиссии имеют право:
- вынести общественное порицание в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- предложить родителям или законным представителям несовершеннолетнего возместить причиненный им материальный вред;
- обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей либо об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей или досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего;
- обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав.
8. Представления, направляемые территориальной (муниципальной) комиссией
8.1. В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов, территориальная (муниципальная) комиссия направляет представления в органы и учреждения системы профилактики.
8.2. Должностные лица органов и учреждений системы профилактики в течение месяца со дня получения представления должны рассмотреть его и сообщить о мерах, принятых по устранению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних.
9. Меры, принимаемые территориальной (муниципальной) комиссией по устройству несовершеннолетних
9.1. Территориальная (муниципальная) комиссия ведет персональный учет несовершеннолетних, проживающих в семьях группы социального риска, беспризорных, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, оставивших образовательные организации, не работающих и не обучающихся, иных несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, принимает решение об устройстве этих несовершеннолетних и контролирует его выполнение.
9.2. Решения территориальной (муниципальной) комиссии направляются в соответствующие органы и организации с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего:
- в орган, осуществляющий управление в сфере образования - для устройства в общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в орган социальной защиты населения - для устройства в специализированные учреждения для несовершеннолетних;
- в орган здравоохранения - для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
- в орган занятости населения - для оказания помощи в трудоустройстве, получении специальности;
- в орган опеки и попечительства - для выбора формы жизнеустройства несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов ребенка.
9.3. В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождение из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, территориальная (муниципальная) комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
10. Учет материалов территориальной (муниципальной) комиссии
10.1. Учетная документация о деятельности территориальной (муниципальной) комиссии хранится у ответственного секретаря территориальной (муниципальной) комиссии или в уполномоченном органе.
10.2. В территориальной (муниципальной) комиссии ведется учет:
- поступивших материалов, дел об административных правонарушениях, обращений, представлений, ходатайств, сообщений, другой документации;
- исходящих материалов (планов, отчетов, ходатайств, представлений, постановлений, сообщений и другой документации);
- протоколов об административных правонарушениях, составленных членами территориальной (муниципальной) комиссии;
- иных материалов, относящихся к компетенции территориальной (муниципальной) комиссии.
10.3. Материалы, рассматриваемые территориальной (муниципальной) комиссией:
- заявление несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
- представления органов и учреждений системы профилактики;
- постановления органов внутренних дел, прокуратуры;
- ходатайство работодателя;
- сообщения граждан;
- переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также материалы, отнесенные к их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.