Постановление Правительства Нижегородской области
от 19 апреля 2007 г. N 127
"Об утверждении областной целевой программы "Создание комплексной
информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства
Нижегородской области на 2007-2008 годы"
21 декабря 2007 г.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 года N 176-З "О Правительстве Нижегородской области" в целях более эффективного расходования бюджетных средств для формирования в Нижегородской области пилотной зоны комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Создание комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 2007-2008 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области при внесении изменений в Закон Нижегородской области от 13 декабря 2006 года N 153-З "Об областном бюджете на 2007 год" предусмотреть средства на реализацию Программы.
3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области обеспечить своевременное и полное выполнение мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям В.И. Лимаренко.
И.о. Губернатора |
С.А. Потапов |
Областная целевая программа
"Создание комплексной информационной системы
мониторинга жилищно-коммунального хозяйства
Нижегородской области на 2007-2008 годы"
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 19 апреля 2007 г. N 127)
21 декабря 2007 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2007 г. N 499 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Создание комплексной информационной системы мониторинга
жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 2007-2008 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Создание комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 2007-2008 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Поручение Губернатора Нижегородской области N 001/19286 от 14 декабря 2006 года |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Нижегородской области |
Основной разработчик Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области |
Исполнители Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, подрядчик, определенный на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Цель Программы | Формирование в Нижегородской области пилотной зоны комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства (далее - комплексная информационная система), а также разработка правовой базы для возможности дальнейшего развертывания комплексной информационной системы |
Основные задачи Программы | - разработка проектной, сметной документации; - создание пилотной зоны комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства на следующих объектах: верхняя часть г.Нижнего Новгорода, микрорайоны Мончегорский и Верхние Печеры г.Нижнего Новгорода, а также г.Бор Нижегородской области; - создание мультисервисной опорной сети передачи данных (далее - МОСПД) на основе создаваемых волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС); - ввод пилотной зоны комплексной информационной системы в действие; - эксплуатация введенной в действие пилотной зоны комплексной информационной системы |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в 2007-2008 годах в 3 этапа. Первый этап (II и III кварталы 2007 года) - разработка проектной документации, сметной документации, создание правовой базы для функционирования комплексной информационной системы, разработка инструкций для обслуживающего комплексную информационную систему персонала. Второй этап (III и IV кварталы 2007 года) - создание и развертывание пилотной зоны нижнего уровня комплексной информационной системы (первичные системы сбора информации), в том числе установка оконечного оборудования комплексной информационной системы (телевизионные камеры, датчики, устройства экстренно-сервисной связи), построение ВОЛС. Третий этап (IV квартал 2007 года, 2008 год) - эксплуатация созданной комплексной информационной системы. |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы |
Предполагаемый общий объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Программы, составляет 112 113,5 тыс. руб., в том числе: во II и III кварталах 2007 года - 30 000 тыс. руб.; в IV квартале 2007 года - 44 900 тыс. руб.; в 2008 году - 37 213,5 тыс. руб. |
Перечень основных мероприятий Программы |
Исходя из поставленных целей и задач, система программных мероприятий включает следующие основные направления: - разработка проектной документации для обозначенных объектов планируемой пилотной зоны комплексной информационной системы - технические задания, технические проекты для каждого объекта (микрорайоны г.Нижнего Новгорода, г.Бор Нижегородской области), технический проект на создание МОСПД на основе ВОЛС, сметная документация, инструкции для обслуживающего систему персонала; - создание МОСПД на основе создаваемых ВОЛС; - создание пилотной зоны комплексной информационной системы на территории верхней части г.Нижнего Новгорода, включающее оснащение объектов жилого сектора и мест массового скопления людей оборудованием следующих подсистем - телевизионного наблюдения мест массового скопления людей - все центральные улицы верхней части г.Нижнего Новгорода охватываются на 100 % (133 цветные обзорные телевизионные камеры (далее - ТК), 23 поворотные высокоскоростные цветные ТК наблюдения жилищного фонда - охватываются здания ул. Горького (96 подъездов оборудуются 192 черно-белыми стационарными ТК), на 100 % охватываются экстренно-сервисной связью все центральные улицы верхней части г.Нижнего Новгорода (23 устройства экстренно-сервисной связи); - создание пилотной зоны комплексной информационной системы на территории микрорайона Верхние Печеры г.Нижнего Новгорода, включающее развертывание на объектах жилого сектора микрорайона подсистемы телевизионного наблюдения жилищного фонда - 30 % от всех жилых зданий микрорайона (91 подъезд оборудуется 182 черно-белыми стационарными ТК); - создание пилотной зоны комплексной информационной системы на территории микрорайона Мончегорский г.Нижнего Новгорода, включающее оснащение объектов жилого сектора и мест массового скопления людей оборудованием следующих подсистем - телевизионного наблюдения мест массового скопления людей (3 цветные поворотные высокоскоростные ТК), телевизионного наблюдения жилищного фонда - 40 % от всех жилых зданий микрорайона (51 подъезд оборудуется 102 черно-белыми стационарными ТК, 2 черно-белыми ТК внутрилифтового наблюдения), телевизионного наблюдения на объектах социальной сферы, таких как школы, детские сады - 100 % образовательных учреждений микрорайона (26 цветных ТК), экстренно-сервисной связи (3 устройства экстренно-сервисной связи). Также предполагается создание подсистемы "Интеллектуальный дом" на примере одного жилого дома (система диспетчеризации - общедомовой учет ресурсов, контроль затоплений, охранно-пожарная сигнализация, мониторинг доступа в электрощитовые, чердаки и подвалы, диспетчерский контроль лифтов); - создание пилотной зоны системы на территории г.Бор Нижегородской области, что включает оснащение объектов жилого сектора и мест массового скопления людей оборудованием следующих подсистем - телевизионного наблюдения мест массового скопления людей (3 цветные поворотные высокоскоростные ТК), телевизионного наблюдения жилищного фонда - 25 % объектов жилищного фонда города, все 9-этажные здания (19 подъездов оборудуются 19 черно-белыми стационарными ТК, 19 ТК внутрилифтового наблюдения), экстренносервисной связи (3 устройства экстренносервисной связи), телевизионного наблюдения на особо важных объектах (на центральной канализационной насосной станции, водозаборе "Ивановский Кордон" и на полигоне твердых бытовых отходов, всего 36 цветных ТК); - создание ситуационного центра (две видеостены по 22 монитора каждая и один плазменный монитор), а также оборудование автоматизированных рабочих мест в администрациях муниципальных образований, участвующих в реализации Программы, и министерстве жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; - эксплуатация созданной пилотной зоны комплексной информационной системы. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- повышение оперативности и эффективности работы аварийных служб за счет своевременного получения информации об обстановке в городах Нижний Новгород и Бор и о функционировании инженерных систем; - повышение уровня общественной безопасности, защищенности граждан, школьных, дошкольных и медицинских учреждений, объектов жилищного фонда, социально значимых, потенциально опасных и критически важных; - организация канала экстренной связи жителей со службами охраны правопорядка и аварийными службами; - повышение эффективности информационного взаимодействия заинтересованных и уполномоченных служб для сокращения времени реагирования на события и происшествия в процессе выполнения задач по обеспечению общественной безопасности, предупреждению, локализации и устранению последствий аварийных ситуаций на территории городов Нижний Новгород и Бор; - информационное обеспечение органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального хозяйства с целью принятия ими управленческих или административных решений |
Контроль за ходом исполнения Программы |
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Необходимость подготовки данной Программы вызвана несколькими факторами. Во-первых, мониторинг жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области позволит снизить количество аварий и понизить уровень их сложности, во-вторых, наблюдение за работой управляющих организаций позволит повысить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и тем самым способствовать повышению уровня жизни населения на территории Нижегородской области.
Кроме того, мониторинг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и посредством видеонаблюдения, косвенно будет способствовать улучшению криминогенной ситуации в области.
По данным информационного центра Главного управления внутренних дел Нижегородской области, за период 2001-2006 годов количество преступлений, совершенных на территории области, увеличилось на 47,2 % (с 73837 в 2001 году до 108694 в 2006 году), причем в сфере общественной безопасности рост преступности за этот период составил 35,7 % (с 18356 до 65463), в сфере деятельности криминальной милиции количество преступлений снизилось на 22 % (с 55481 до 43231). За 2006 год по сравнению с 2005 годом, общее количество преступлений, совершенных на территории области выросло на 11,6 %, в том числе количество преступлений в сфере общественной безопасности увеличилось на 16,2 %, криминальных преступлений - на 5,2 %.
Развертывание технических средств комплексной информационной системы требует значительных капитальных вложений. При этом эффективность работы каждой подсистемы зависит от эффективности функционирования другой. Так, например, установка подсистемы телевизионного наблюдения за местами массового скопления людей и криминогенными зонами без сопутствующей системы экстренной связи приведет к существенной потере эффективности функционирования первой. Подсистема телевизионного наблюдения жилищного фонда более эффективна в сочетании с указанными выше подсистемами. Кроме того, необходимо учитывать и другие подсистемы. Вместе с тем, перечень подсистем и их характеристики определяются составом пользователей.
Первоначально, при построении комплексной информационной системы необходимо выяснить, кто будет ее основным пользователем. Учитывая стоимость развертывания и обслуживания системы в масштабе муниципального образования, необходимо максимизировать количество пользователей и при ее развертывании найти компромисс между требованиями различных пользователей.
Возможность быть пользователем указанной комплексной информационной системы должны иметь и органы местного самоуправления, на территории муниципальных образований которых развертывается комплексная информационная система, поскольку они ответственны за благоустройство территорий и участвуют в обеспечении общественной безопасности. Кроме того, информация, собираемая системой, может быть полезна органам, осуществляющим надзор за деятельностью управляющих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства (если такие органы созданы). В-третьих, самим управляющим организациям, для своевременного реагирования на возникающие ситуации.
Размещение технических средств системы целесообразно осуществлять в существующих помещениях. Наиболее подходят для этой цели технические помещения зданий - электрощитовые, чердаки, машинные отделения лифтов.
Немаловажный вопрос касается оплаты ресурсов, потребляемых комплексной информационной системой, в первую очередь, электроэнергии. Так, возможно подключить все оборудование комплексной информационной системы через отдельные электросчетчики. В этом случае необходимо обеспечить установку, своевременную поверку и снятие показаний с указанных электросчетчиков уполномоченными организациями по показаниям, а оплата будет производиться по факту потребления. Другой вариант - это оплата по заявленной потребляемой мощности, то есть в сумму на техническое обслуживание комплексной информационной системы закладывается оплата потребляемых ресурсов на основе соответствующих расчетов или задаваемых как предельные нормы потребления. В этом случае организация, осуществляющая техническое обслуживание, будет стремиться к экономии ресурсов.
При создании комплексной информационной системы важным является также вопрос определения субъекта, обеспечивающего ее функционирование и эксплуатацию. Так, многие отраслевые пользователи не имеют достаточных квалифицированных кадровых ресурсов для работы с комплексной информационной системой. Кроме того, даже при наличии соответствующих ресурсов персонал каждой из этих структур решает свои задачи. Таким образом, возможный вариант решения вышеуказанной проблемы - определение принадлежности и подчиненности комплексной информационной системы специализированной организации - оператору системы.
Учитывая разнородность требований, выработка регламентов взаимодействия должна осуществляться специально созданной межведомственной рабочей группой.
Нижний уровень комплексной информационной системы - это совокупность программных и технических средств подсистем, осуществляющих сбор, обработку и хранение первичной информации. Нижний уровень комплексной информационной системы обеспечивает абстрагирование следующих уровней системы от конкретных программных и технических решений.
В соответствии с изложенным следует вывод о составе необходимых подсистем.
Существует возможность снижения нагрузки на областной бюджет за счет подключения к информационным ресурсам системы так называемых коммерческих пользователей. Для развертывания подсистем комплексной информационной системы необходимо создание достаточно разветвленной инфраструктуры как организационной, так и технической. В том числе сетей передачи данных.
Первый возможный источник снижения нагрузки на областной бюджет - передача построенных при создании комплексной информационной системы, но не используемых в настоящее время мощностей сети передачи данных в аренду коммерческим организациям. Арендная плата, взимаемая за график# с этих организаций, будет компенсировать в большей или меньшей степени затраты областного бюджета на техническое обслуживание и эксплуатацию.
Вторым возможным вариантом является предоставление платного доступа к данным телевизионного наблюдения камер, установленных на важных транспортных развязках. Эта информация может быть полезна как непосредственно автомобилистам, так и организациям - посредникам, предлагающим информацию в уже обработанном и удобном для конечного пользователя виде.
Третья возможность - предоставление жителям домов, подключенных к системе телевизионного наблюдения жилищного фонда, доступа к данным телевизионного наблюдения. Во-первых, это повышает эффективность самой системы за счет роста числа потенциальных операторов. Во-вторых, позволит жителям самостоятельно контролировать ситуацию, например, в подъезде или около него, находясь в квартире. Наиболее логичным будет предоставление каждому жителю возможности получения сигнала от одной подъездной камеры бесплатно, с возможностью платного подключения к сигналам других камер. Возможно также разделение услуги - на получение доступа в квартире и получение удаленного доступа, например, через Интернет. Естественно, что речь не идет о предоставлении информации ограниченного распространения.
При наличии линий связи, подходящих к каждому зданию жилищного фонда, в зависимости от выбранной топологии, есть возможность осуществить технологический скачок в информатизации сферы жилищно-коммунального хозяйства, страдающей от недостаточного уровня информатизации. Учитывая основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства, на первый план выходит сложность, а подчас и просто невозможность объективного контроля деятельности управляющих организаций и подрядчиков. Рост тарифов поставщиков энергоресурсов и задача перехода на оплату потребленных ресурсов по факту потребления также требуют своего решения.
С учетом изложенного, определяются подсистемы, которые могут быть включены в состав системы обеспечения безопасности нижнего уровня. Например, телевизионное наблюдение в жилищном фонде позволит надзирающему органу контролировать деятельность управляющей компании по уборке территории. Одна дополнительная камера позволит отслеживать соблюдение графика вывоза бытовых отходов. Эта информация может быть полезна и самой управляющей компании для контроля деятельности собственных работников и решения конфликтных ситуаций с подрядчиками. И если для надзирающего органа эта информация обязана быть бесплатной, то для управляющей компании может быть установлена абонентская плата.
Установка в технических помещениях зданий жилищного фонда системы охранно-пожарной и аварийной сигнализации не только обеспечит контроль пожарной обстановки, затоплений, загазованности, но и охрану технических помещений от проникновения посторонних лиц. Это даст возможность по косвенным признакам отслеживать проведение планово-предупредительных и аварийно-восстановительных работ соответствующими службами, то есть контролировать качество предоставляемых ими услуг и на основе этого проводить расчеты. Информация, представляемая этой подсистемой, может быть полезной и самим организациям, проводящим работы, - для встречного контроля. Аналогично появляется и подсистема диспетчеризации лифтового оборудования - механизма повышенной опасности в жилом доме.
Контроль параметров поставляемых ресурсов на общедомовых узлах учета при правильной установке расходомеров позволяет отслеживать утечку, например, горячей воды на пути от центрального теплового пункта к дому. Постоянно анализируя изменения показаний установленных расходомеров, появляется возможность определить угрозу прорыва, предотвратить аварию либо, немедленно определив ее, обеспечить сохранность жизни и здоровья населения. Пользователями такой информации могут выступать подразделения министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также поставщики ресурсов и управляющие организации.
Подключив всех жителей дома к подсистеме квартирного учета, можно сравнить данные с показателями общедомового узла. Разница покажет наличие утечки внутри дома. Помимо необходимости платить за потраченный ресурс, утечка может привести к "эффекту домино" аварий в жилом доме, а значит к нанесению материального ущерба жителям. Резкое превышение норм расхода ресурса может служить признаком аварии в квартире. Более того, аварийная ситуация может сложиться в случае превышения нормы потребления электроэнергии в старых домах из-за возникающей перегрузки. В неблагоприятном случае она может привести к возгоранию проводки и пожару. Контроль уровня потребления ресурса поможет своевременно определить либо необходимость проведения ремонта и замены оборудования с целью доведения его до современных требований, либо, в зависимости от ситуации, ввести прогрессивную оплату потребления, стимулирующую потребителя жить скромнее. В любом случае аварийную ситуацию можно предотвратить.
Жители, благодаря подключению квартирных расходомеров к автоматизированной системе, получат возможность в любой день прийти и рассчитаться за потребленные ресурсы по факту именно на день и час его обращения.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями создания комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области являются:
- повышение оперативности и эффективности работы аварийных служб за счет своевременного получения информации об обстановке в городе и о функционировании инженерных систем;
- повышение уровня общественной безопасности граждан, школьных, дошкольных и медицинских учреждений, объектов жилищного фонда, социально значимых, потенциально опасных и критически важных объектов;
- организация канала экстренной связи жителей с аварийными службами, службами охраны правопорядка и др.;
- повышение эффективности информационного взаимодействия заинтересованных и уполномоченных служб для сокращения времени реагирования на события и происшествия в процессе выполнения задач по обеспечению общественной безопасности, предупреждению, локализации и устранению последствий аварийных ситуаций на территории муниципального образования;
- информационное обеспечение территориальных органов исполнительной власти и управления, организаций жилищно-коммунального хозяйства с целью принятия ими управленческих или административных решений;
- сокращение затрат бюджетных средств на создание отдельных систем управления хозяйством муниципального образования.
Основной целью Программы является формирование в Нижегородской области пилотной зоны комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства, а также разработка правовой базы для возможности дальнейшего развертывания комплексной системы.
Основными задачами Программы являются:
- разработка проектной, сметной документации;
- создание пилотной зоны комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства на следующих объектах: верхняя часть г.Нижнего Новгорода, микрорайоны Мончегорский и Верхние Печеры г.Нижнего Новгорода, а также г.Бор Нижегородской области;
- создание на основе ВОЛС МОСПД;
- ввод пилотной зоны комплексной системы в действие;
- эксплуатация введенной в действие пилотной зоны комплексной информационной системы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2007 г. N 499 раздел 3 настоящей Программы изложен в новой редакции
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предполагает создание комплексной информационной системы в 2007-2008 годах согласно следующим этапам:
- первый этап (II и III кварталы 2007 года) - разработка проектной документации, сметной документации, создание правовой базы для функционирования комплексной информационной системы, разработка инструкций для обслуживающего систему персонала;
- второй этап (III и IV кварталы 2007 года) - создание и развертывание пилотной зоны нижнего уровня комплексной информационной системы (первичные системы сбора информации), в том числе установка оконечного оборудования (телевизионные камеры, датчики, устройства экстренно-сервисной связи), построение ВОЛС;
- третий этап (IV квартал 2007 года - 2008 год) - эксплуатация созданной системы.
4. Система программных мероприятий
4.1. Основные направления
Исходя из поставленных целей и задач, система программных мероприятий включает следующие основные направления:
- разработка проектной документации для обозначенных объектов планируемой пилотной зоны - технические задания, технические проекты для каждого объекта (микрорайоны г.Нижнего Новгорода, г.Бор Нижегородской области), технический проект на создание мультисервисной опорной сети передачи данных на основе волоконно-оптических линий связи, сметная документация, инструкции для обслуживающего комплексную информационную систему персонала;
- создание мультисервисной опорной сети передачи данных на основе создаваемых волоконно-оптических линий связи;
- создание пилотной зоны системы на территории верхней части г.Нижнего Новгорода, включающее оснащение объектов жилого сектора и мест массового скопления людей оборудованием следующих подсистем - телевизионного наблюдения мест массового скопления людей (133 цветные обзорные ТК, 23 поворотные высокоскоростные цветные ТК), телевизионного наблюдения жилищного фонда (96 подъездов оборудуются 192 черно-белыми стационарными ТК), экстренно-сервисной связи (23 устройства экстренно-сервисной связи);
- создание пилотной зоны комплексной информационной системы на территории микрорайона Верхние Печеры г.Нижнего Новгорода, что включает развертывание на всех объектах жилого сектора микрорайона подсистемы телевизионного наблюдения жилищного фонда (91 подъезд оборудуется 182 черно-белыми стационарными ТК);
- создание пилотной зоны системы на территории микрорайона Мончегорский г.Нижнего Новгорода, включающее оснащение объектов жилого сектора и мест массового скопления людей оборудованием следующих подсистем - телевизионного наблюдения мест массового скопления людей (3 цветные поворотные высокоскоростные ТК), телевизионного наблюдения жилищного фонда (51 подъезд оборудуется 102 черно-белыми стационарными ТК, 2 черно-белыми ТК внутрилифтового наблюдения), телевизионного наблюдения на объектах социальной сферы таких, как школы, детские сады (26 цветных ТК), экстренно-сервисной связи (3 устройства экстренно-сервисной связи). Также предполагается создание подсистемы "Интеллектуальный дом" на примере одного жилого дома (система диспетчеризации - общедомовой учет ресурсов, контроль затоплений, охранно-пожарная сигнализация, мониторинг доступа в электрощитовые, чердаки и подвалы, диспетчерский контроль лифтов);
- создание пилотной зоны комплексной информационной системы на территории г. Бора Нижегородской области, включающее оснащение объектов жилого сектора и мест массового скопления людей оборудованием следующих подсистем - телевизионного наблюдения мест массового скопления людей (3 цветные поворотные высокоскоростные ТК), телевизионного наблюдения жилищного фонда (19 подъездов оборудуются 19 черно-белыми стационарными ТК, 19 ТК внутрилифтового наблюдения), экстренно-сервисной связи (3 устройства экстренно-сервисной связи), телевизионного наблюдения на особо важных объектах (на центральной канализационной насосной станции, водозаборе "Ивановский Кордон" и на полигоне твердых бытовых отходов) (36 цветных ТК);
- создание ситуационного центра (2 видеостены по 22 монитора каждая и один плазменный монитор), а также возможное оборудование автоматизированных рабочих мест;
- эксплуатация созданной пилотной зоны системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.
Мероприятия Программы представлены в плане мероприятий Программы (распределение финансирования по направлениям работ, периодам и источникам финансирования).
4.2. Подсистема телевизионного наблюдения жилищного фонда
Подсистема телевизионного наблюдения жилищного фонда предназначена для круглосуточного наблюдения за обстановкой в подъездах и на приподъездных территориях.
Задачами подсистемы являются:
1. Круглосуточная визуальная оценка обстановки в жилом секторе путем телевизионного наблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также, при необходимости, входами в технические помещения жилых домов.
2. Оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении на возникновение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества.
3. Представление службам охраны правопорядка и другим заинтересованным службам города архивной информации телевизионного наблюдения для восстановления хода событий, поддержки проведения оперативно-следственных мероприятий и т.п.
4. Визуальный контроль освещенности подъездов и дворовых территорий в темное время суток.
5. Контроль проведения управляющей организацией мероприятий по благоустройству территорий.
6. Контроль качества и своевременности уборки территорий, вывоза мусора и т. п.
В состав подсистемы телевизионного наблюдения жилищного фонда входят:
1. Черно-белые ТК среднего разрешения в кожухах повышенной устойчивости к физическим воздействиям.
2. Специализированные коммутаторы видеосигналов для подъездных телевизионных камер, обеспечивающие повышение информативности системы при экономии средств.
3. Коаксиальные или симметричные двухпроводные соединительные линии с устройствами преобразования сигнала (при необходимости, в зависимости от особенностей реализации системы).
4. Видеосерверы - устанавливаются в необслуживаемых опорных узлах системы (отапливаемые или неотапливаемые технические помещения жилых зданий без образования конденсата в окружающей среде с контролируемым доступом).
5. Серверы маршрутизации и управления (один или несколько) цифровых телевизионных сигналов в ситуационном центре.
6. Серверы централизованного хранения архива видеорядов (один или несколько) в ситуационном центре.
7. Автоматизированные рабочие места оперативного персонала мониторинга в ситуационном центре.
8. Автоматизированное место удаленного администрирования в ситуационном центре.
4.3. Подсистема телевизионного наблюдения мест массового скопления людей
Подсистема телевизионного наблюдения для мест массового скопления людей предназначена для круглосуточного наблюдения за обстановкой на основных городских магистралях и площадях, вблизи спортивных и культурно-развлекательных центров и других местах массового скопления людей. ТК устанавливаются с целью мониторинга дорожной ситуации, а также контроля качества уборки основных городских магистралей, площадей и других мест массового скопления людей.
Задачами подсистемы являются:
1. Круглосуточная визуальная оценка обстановки на основных магистралях, площадях и в других местах массового скопления людей путем телевизионного наблюдения.
2. Оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении на возникновение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества.
3. Предоставление службам охраны правопорядка и другим заинтересованным службам города архивной информации телевизионного наблюдения для восстановления хода событий, поддержки проведения оперативно-следственных мероприятий и т. п.
4. Визуальный контроль освещенности в местах массового скопления людей.
5. Контроль проведения мероприятий по благоустройству территорий.
6. Контроль качества и своевременности уборки территорий.
В состав подсистемы телевизионного наблюдения мест массового скопления людей входят:
1. Цветные скоростные поворотные роботизированные и стационарные ТК высокого разрешения в термокожухах.
2. Соединительные линии.
3. Специализированные опорные вычислители, устанавливаемые вблизи ТК системы в необслуживаемых опорных узлах системы.
4. Серверы маршрутизации и управления (один или несколько) цифровых телевизионных сигналов в ситуационном центре.
5. Серверы централизованного хранения архива видеорядов (один или несколько) в ситуационном центре.
6. Автоматизированные рабочие места оперативного персонала мониторинга в ситуационном центре.
4.4. Подсистема экстренно-сервисной связи
Задачами подсистемы экстренно-сервисной связи являются:
1. Организация эффективного канала экстренной связи жителей со службами охраны правопорядка и аварийными службами.
2. Упрощение взаимодействия жителей с экстренными службами города в случае возникновения любых чрезвычайных ситуаций.
3. Организация системы оповещения жителей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В состав подсистемы входят:
1. Оконечные устройства экстренной связи типа УЭС-ПВ.
2. Преобразователи сигнала.
3. Управляющие опросчики-шлюзы.
4. Рабочее место оператора экстренной связи.
4.5. Подсистема телевизионного наблюдения на объектах социальной сферы
Подсистема телевизионного наблюдения на объектах социальной сферы предназначена для круглосуточного наблюдения за обстановкой на территории общеобразовательных и дошкольных учреждений.
Задачами подсистемы являются:
1. Круглосуточная визуальная оценка обстановки на территории общеобразовательных и дошкольных учреждений.
2. Оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении на возникновение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, а также сохранности объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг.
3. Представление службам охраны правопорядка и другим заинтересованным службам архивной информации телевизионного наблюдения для восстановления хода событий, поддержки проведения оперативно-следственных мероприятий и т. д.
4. Визуальный контроль освещенности территорий общеобразовательных и дошкольных учреждений в темное время суток.
5. Контроль качества и своевременности уборки территорий, вывоза мусора и т. п.
В состав подсистемы телевизионного наблюдения на территории общеобразовательных и дошкольных учреждений входят:
1. Черно-белые телевизионные камеры в кожухах повышенной устойчивости к физическим воздействиям.
2. Коаксиальные соединительные линии.
3. Специализированные опорные вычислители, устанавливаемые в необслуживаемых опорных узлах системы (отапливаемые или неотапливаемые технические помещения без образования конденсата в окружающей среде с контролируемым доступом).
4. Серверы маршрутизации и управления цифровых телевизионных сигналов в техническом центре.
5. Серверы централизованного хранения архива видеорядов (один или несколько) в техническом центре.
6. Автоматизированные рабочие места оперативного персонала мониторинга в техническом центре и на объектах (общеобразовательных и дошкольных учреждениях).
7. Автоматизированное место удаленного администрирования в техническом центре.
4.6. Подсистема диспетчеризации "Интеллектуальный дом"
Комплексная подсистема диспетчеризации "Интеллектуальный дом" предназначена для автоматизированной диспетчеризации и управления инженерными системами и лифтовым хозяйством жилого здания.
Задачами подсистемы являются:
1. Централизованное автоматизированное управление инженерными системами (насосами, освещением и т.д.).
2. Контроль состояния технических помещений и территорий (в том числе контроль затоплений, загазованности).
3. Диспетчеризация лифтового хозяйства.
4. Мониторинг пожарной обстановки в технических помещениях и помещениях общего пользования.
5. Мониторинг доступа в технические помещения жилого здания.
6. Автоматизированный сбор данных потребления энергоресурсов (общедомового).
Целями создания системы являются:
1. Повышение эффективности управления хозяйственно-экономической деятельностью объекта (жилого здания).
2. Повышение уровня безопасности жилищного фонда.
3. Контроль состояния и выявление аварийных объектов.
Комплексная подсистема диспетчеризации "Интеллектуальный дом" обеспечивает следующее:
- диспетчеризацию лифтового хозяйства;
- охранно-пожарную сигнализацию, мониторинг доступа и контроля качества услуг;
- учет энергоресурсов;
- телевизионное наблюдение и экстренно-сервисную связь;
- контроль затоплений;
- управление инженерными системами.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2007 г. N 499 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы строится на принципе временного аккумулирования финансовых средств областного бюджета и собственных денежных средств определенного на конкурсе подрядчика с последующим их возмещением из областного бюджета (в ходе реализации 3-го этапа Программы).
Предполагаемый общий объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Программы, составляет 112 113,5 тыс. руб.
Планируемый объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Программы:
во II и III кварталах 2007 года - 30 000 тыс. руб.;
в IV квартале 2007 года - 44 900 тыс. руб.;
в 2008 году - 37 213,5 тыс. руб.
При этом условием конкурса по выбору подрядчика для реализации мероприятий Программы является выполнение работ с отсрочкой платежа. Работы, выполненные на первом и втором этапах реализации Программы, частично оплачиваются из областного бюджета Нижегородской области в 2008 году.
Работы по созданию пилотной зоны системы выполняются во II, III и IV кварталах 2007 года и разделены на две очереди по квартальным периодам финансирования.
Поквартальное распределение финансирования сформировано исходя из объемов планируемого к внедрению функционала системы телевизионного наблюдения в разбивке по очередям создания. Полученное в результате проведения расчетов распределение финансирования работ по направлениям приведено в плане мероприятий Программы (распределение финансирования по направлениям работ, периодам и источникам финансирования).
В период с IV квартала 2007 года предполагается эксплуатация созданной пилотной зоны комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области за счет финансирования из средств областного бюджета с учетом возврата подрядчику вложенных им собственных денежных средств на протяжении IV квартала 2007 года - 2008 года.
Сумма финансовых затрат, необходимая для обеспечения эксплуатации одной телевизионной камеры, по произведенным расчетам составляет 2,5 тыс. руб. в месяц.
Схема финансирования при реализации Программы приведена на рис. 1
Рисунок 1 - Создание комплексной информационной системы
на территории Нижегородской области (пилотной зоны)
/----------------------------\
| Бюджетные средства |
| 100 % |
\-----------\ /------------/
--/ \--
\ /
\ /
/----------------------------\
| Конкурс |
| |
\-----------\ /------------/
--/ \--
\ /
\ /
/----------------------------\
| Подрядчик |
| |
\-----------\ /------------/
--/ \--
\ /
\ /
/----------------------------\
| Монтаж оптических линий |
| связи |
\-----------\ /------------/
--/ \--
\ /
\ /
/----------------------------\
| Монтаж воздушных линий |
| связи |
\-----------\ /------------/
--/ \--
\ /
\ /
/----------------------------\
| Монтаж ситуационного |
| центра |
\-----------\ /------------/
--/ \--
\ /
\ /
/----------------------------\
| Монтаж фрагментов системы |
| общественной безопасности |
\-----------\ /------------/
--/ \--
\ /
\ /
/----------------------------\
| Монтаж фрагментов |
| комплексной системы |
|диспетчеризации и охранного |
| телевизионного наблюдения |
\----------------------------/
6. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области и представляет собой комплекс мероприятий, скоординированных по объемам финансирования, срокам и исполнителям, обеспечивающий достижение намеченных результатов.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Нижегородской области.
Механизм реализации Программы строится на принципах открытости (возможности вхождения в нее подпрограмм и проектов), конкурсного вхождения проектов, обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность и возврат бюджетных средств (по экономическим проектам).
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий Программы (распределение финансирования по направлениям работ, периодам и источникам финансирования).
Функции государственного заказчика по реализации программных мероприятий осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области утверждает план реализации мероприятий, обеспечивает выполнение программных мероприятий, готовит отчеты о ходе исполнения указанных мероприятий и проводит необходимую аналитическую работу.
В функции министерства жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области входит анализ и прогноз ситуации; корректировка программных мероприятий в соответствии с выявленными проблемами; конкурсный отбор краткосрочных программ и проектов.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области несет ответственность за качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделенных на реализацию Программы, определяет возможные сроки выполнения мероприятий Программы.
Отбор подрядчиков для выполнения мероприятий Программы производится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В ходе реализации Программы министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области осуществляет информационное, методическое, организационное и иные виды обеспечения выполнения Программы. Планируемое финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется исходя из бюджетных заявок на очередной финансовый год, представляемых министерством жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в соответствующие органы исполнительной власти области и принятых с учетом возможностей областного бюджета, реализации приоритетных мероприятий Программы и необходимости продолжения начатых работ.
Дополнительные мероприятия по созданию комплексной информационной системы в других пилотных зонах будут формироваться при положительном эффекте реализации Программы на основе анализа работ. Анализ и прогноз будут проводиться в соответствии с ежегодным и среднесрочным прогнозом показателей социально-экономического развития области.
7. Оценка эффективности, ожидаемые результаты реализации Программы
Основной экономический эффект от реализации Программы достигается как за счет сокращения расходов областного бюджета, так и за счет увеличения доходов в результате коммерческого использования системы телевизионного наблюдения. Сокращение расходов областного бюджета связано с уменьшением затрат на ликвидацию последствий актов вандализма, чрезвычайных ситуаций, всевозможных аварий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Увеличению доходов областного бюджета может способствовать возможность подключения к системе телевизионного наблюдения на платной основе различных коммерческих объектов.
Дополнительный экономический эффект от реализации Программы будет получен за счет увеличения налоговых поступлений в областной бюджет от организаций, участвующих в ее реализации.
Программа характеризуется высокой степенью социальной значимости. Применение системы телевизионного наблюдения позволяет осуществлять мониторинг работы служб жилищно-коммунального хозяйства и способствует повышению качества обслуживания населения. Косвенно реализация Программы обеспечивает также и общественную безопасность.
Так, в г.Москве в Центральном административном округе отмечено резкое снижение (до 20 %) количества квартирных краж при внедрении системы телевизионного наблюдения жилого фонда в каждом районе в первый год и дальнейшее уменьшение в последующие годы, что связано, в первую очередь, с профилактическим эффектом системы. За 2006 год снизилось количество грабежей и квартирных краж:
- на 11 % в районах Арбат, Хамовники, Якиманка и Тверской Центрального административного округа Москвы;
- на 16,6 % в районах Красносельский и Мещанский Центрального административного округа Москвы.
Отмечено снижение на 13,2 % количества уличных преступлений в районах Таганский и Тверской Центрального административного округа г.Москвы.
Операторами пунктов наблюдения г.Москвы было передано в службы реагирования более 38 тыс. сообщений. Оказана техническая помощь органам охраны правопорядка в раскрытии преступлений. Только в 2006 году сотрудники органов внутренних дел обращались для просмотра видеоархива 936 раз, для выдачи видеоматериалов 778 раз.
За 3 года в контролируемых помещениях жилых зданий не произошло ни одного пожара. Предупреждение или пресечение вандальных действий в жилом фонде позволило сэкономить более 24 млн. рублей за время эксплуатации системы в г.Москве.
Результаты применения системы в г.Москве позволяют спрогнозировать аналогичную эффективность применения комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области.
Дополнительным социальным эффектом, связанным с установкой, эксплуатацией и техническим обслуживанием системы телевизионного наблюдения, является организация новых рабочих мест.
Косвенным эффектом Программы, в случае ее успешной реализации, станет развитие телекоммуникационной инфраструктуры города за счет дополнительной прокладки оптоволоконных сетей, что обеспечит задел для дальнейшего обеспечения населения города широкополосным доступом к сети Интернет и передовыми сервисами - Интернет-телефонии и др.
Перспективным направлением развития системы телевизионного наблюдения является возможность полной диспетчеризации районов города посредством подключения к системе устройств сбора информации от датчиков различного типа, осуществляющих коммерческий и некоммерческий учет расходов таких ресурсов как свет, тепло, вода, газ и т.п., для решения задач муниципального образования, повышения эффективности и ускорения окупаемости системы телевизионного наблюдения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2007 г. N 499 раздел 8 настоящей Программы изложен в новой редакции
8. План мероприятий Программы (распределение финансирования
по направлениям работ, периодам и источникам финансирования)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Характеристика мероприятий |
Предполагаемый объем финансирования из областного бюджета, всего |
В том числе распределение по периодам и источникам финансирования |
|||
II квартал 2007 |
III квартал 2007 | IV квартал 2007 | 2008 | ||||
областной бюджет |
областной бюджет | областной бюджет | областной бюджет | ||||
Проектирование фрагментов КИСМ ЖКХ и МОСПД | |||||||
1 | Проектирование фрагментов КИСМ ЖКХ и МОСПД |
Рабочая документация |
2 352 412,74 р. | 2 352 412,74 р. | |||
Создание МОСПД | |||||||
2 | Монтаж оптических линий связи г. Нижнего Новгорода |
22 км, проложенных в каналах канализации (48 ОВ) |
10 888 887,77 р. | 9 657 138,37 р. | 1 231 749,40 р. | ||
3 | Монтаж оптических линий связи г. Бора |
17 км, проложенных на столбовой линии (48 ОВ) |
8 635 945,12 р. | 8 635 945 | 12# р. | 0,00 р. | |
4 | Монтаж воздушных линий связи г. Нижнего Новгорода (верхняя часть) и активного сетевого оборудования |
16 км оптических линий связи, проложенных на стоечной линии, и 6,5 км медного парного кабеля на стоечной линии (8 и 16 ОВ) |
4 261 634,94 р. | 4 188 933,02 р. | 72 701,92 р. | ||
5 | Монтаж оптических линий связи г. Нижнего Новгорода (по заречной части с переходом через мост) |
34,5 км, проложенных в каналах канализации (48 ОВ) |
17 697 757,57 р. | 17 697 757,57 р. | |||
Создание фрагментов КИСМ ЖКХ | |||||||
6 | Монтаж ситуационного центра |
а) автоматизи- рованные рабочие места |
6 151 936,95 р. | 6 151 936,95 р. | |||
б) две видеостены (каждая по 22 монитора) и 1 плазма |
|||||||
7 | Монтаж фрагмента КИСМ ЖКХ г.Нижнего Новгорода, микрорайона Верхние Печеры |
182 черно-белые стационарные ТК |
3 754 883,78 р. | 468 804,09 р. | 3 286 079,69 р. | ||
8 | Монтаж фрагмента КИСМ ЖКХ верхней части г. Нижнего Новгорода |
23 устройства экстренной связи, 133 цветные обзорные ТК, 23 высокоскоростные поворотные цветные ТК, 96 подъездов с переключением на внутриподъездную ТК (в том числе строительный контроль выполненных СМР) |
21 022 206,98 р. | 4 170 440,97 р. | 9 259 469,94 р. | 7 592 296,07 р. | |
9 | Монтаж фрагмента КИСМ ЖКХ г. Бора |
3 устройства экстренной связи, 19 подъездных ТК без переключения, 19 ТК внутрилифтовых, 36 цветных ТК на особо важных объектах, 3 цветные высоко- скоростные поворотные ТК (в том числе строительный контроль выполненных СМР) |
6 229 312,70 р. | 3 345 562,70 р. | 2 883 750,00 р. | ||
10 | Монтаж фрагмента КИСМ ЖКХ г.Нижнего Новгорода в микрорайоне Мончегорский |
3 цветные высокоскоростные поворотныеТК, 51 подъездная ТК с переключением на внутриподъездную ТК, 2 внутрилиф- товые ТК, 26 цветных ТК объектов социально- культурной сферы, 3 устройства экстренной связи |
4 193 817,13 р. | 526 325,69 р. | 3 667 491,44 р. | ||
11 | Монтаж комплексной системы диспетчеризации и охранного телевизионного наблюдения в микрорайоне Мончегорский г. Нижнего Новгорода |
Монтаж системы диспетчеризации (общедомовой учет ресурсов, контроль затопления, охранно-пожарная сигнализация, мониторинг доступа в электрощитовые, чердаки и подвалы, диспетчерский контроль лифтов) |
970 991,83 р. | 970 991,83 р. | |||
ВСЕГО по 1 и 2 этапам реализации Программы |
86 159 787,51 р. | 0,00 р. | 30 000 000,00 р. | 42 016 250,00 р. | 14 143 537,51 р. | ||
12 | Техническое обслуживание |
25 953 750,00 р. | 2 883 750,00 р. | 23 070 000,00 р. | |||
ВСЕГО по 3 этапу | 25 953 750,00 р. | 0,00 р. | 0,00 р. | 2 883 750,00 р. | 23 070 000,00 р. | ||
ВСЕГО по Программе | 112 113 537,51 р. | 30 000 000,00 р. | 44 900 000,00 р. | 37 213 537,51 р. |
КИСМ ЖКХ - комплексная информационная система мониторинга жилищно-коммунального хозяйства
ОВ - оптоволокно
СМР - строительно-монтажные работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями создания комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области являются: повышение оперативности и эффективности работы аварийных служб за счет своевременного получения информации об обстановке в городе и о функционировании инженерных систем; повышение уровня общественной безопасности граждан, школьных, дошкольных и медицинских учреждений, объектов жилищного фонда, социально значимых, потенциально опасных и критически важных объектов; организация канала экстренной связи жителей с аварийными службами, службами охраны правопорядка и др. Предполагаемый общий объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Программы, составляет 11 5722,6 тыс. рублей.
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2007 г. N 127 "Об утверждении областной целевой программы "Создание комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 2007-2008 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 131 от 21 июля 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2007 г. N 499