В целях разработки перспективного финансового плана Нижегородской области на 2008 - 2010 годы, прогноза консолидированного бюджета Нижегородской области на 2008 год и проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2008 год" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2008 год и на перспективу до 2010 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике В.А. Иванова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Концепция
бюджетной и налоговой политики, формирования
межбюджетных отношений в Нижегородской области
на 2008 год и на перспективу до 2010 года
(далее - Концепция)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 16 мая 2007 г. N 157)
1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики
на 2008 год и на перспективу до 2010 года
Настоящая Концепция подготовлена в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 года и Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127.
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Нижегородской области при эффективном расходовании бюджетных средств и достижении конкретных результатов.
Основной целью проводимой политики на 2008 - 2010 годы остается повышение качества жизни населения Нижегородской области, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными бюджетными услугами.
Достижение указанной цели будет осуществляться путем реализации комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета Нижегородской области, что позволит обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета Нижегородской области, а также путем повышения эффективности функционирования системы органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений.
Бюджетная и налоговая политика в 2008 году и на перспективу до 2010 года будет направлена на решение следующих задач:
1. Увеличение темпа роста поступлений доходов в бюджет Нижегородской области в целях наиболее полного выполнения расходных полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области за счет:
взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области с хозяйствующими субъектами, направленного на повышение предпринимательской инициативы и инвестиционной активности во всех отраслях экономики;
максимального использования возможностей налогового и бюджетного законодательства в рамках предоставленных полномочий;
повышения эффективности использования административного ресурса;
увеличения отдачи от использования государственного имущества Нижегородской области и муниципального имущества.
2. Реализация мер, направленных на дальнейшее увеличение объема инвестиций, привлекаемых в экономику Нижегородской области, за счет:
совершенствования процедуры взаимодействия с инвесторами;
подтверждения присвоенного Нижегородской области международного кредитного рейтинга.
3. Реформирование региональных финансов Нижегородской области путем:
повышения эффективности бюджетных расходов на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
усиления ответственности органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;
совершенствования среднесрочного бюджетного планирования;
дальнейшего совершенствования долговой политики Нижегородской области;
повышения прозрачности бюджетной политики и бюджетного процесса в Нижегородской области;
стимулирования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, обеспечивающих увеличение доходов бюджета Нижегородской области и повышение качества управления муниципальными финансами;
использования современных технологий финансового менеджмента в бюджетном секторе, включая автоматизацию процесса планирования областного бюджета.
4. Финансовое обеспечение государственных обязательств и формирование бюджетных расходов исходя из установленных Правительством Нижегородской области приоритетов, направленных на:
эффективную реализацию приоритетных национальных проектов, обеспечение их софинансирования из областного бюджета;
увеличение объема расходов инвестиционного характера, в том числе расходов на капитальное строительство и реконструкцию, разработку проектно-сметной документации и проектно-изыскательские работы.
2. Основные макроэкономические параметры развития
Нижегородской области на 2008 год и на перспективу до 2010 года
Исходя из сложившейся за последние годы динамики роста основных макроэкономических показателей Нижегородской области темпы роста валового регионального продукта в 2008 - 2010 годах прогнозируются ежегодно на уровне 108% в сопоставимых ценах. Увеличение валового регионального продукта планируется обеспечить за счет наращивания промышленного производства (не менее 108% ежегодно), развития торговли (110,2% - в 2008 году, 109% - в 2009 году, 108,4% - в 2010 году) и роста инвестиций в основной капитал - не менее 115% ежегодно.
Высокие темпы роста макроэкономических показателей позволят сохранить прирост реальных денежных доходов населения Нижегородской области в 2008 - 2010 годах на уровне 12 - 15% в год.
Одним из условий устойчивого экономического роста Нижегородской области будет обеспечение снижения инфляции.
Прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен в Нижегородской области составит:
на 2008 год - 109,2%;
на 2009 год - 108,6%;
на 2010 год - 108,3%.
3. Политика в области доходов
Важнейшей задачей Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу является увеличение поступлений доходов в бюджет Нижегородской области к 2010 году до 150 млрд. рублей.
Налоговая реформа, проводимая на федеральном уровне, находится в завершающей стадии и планируемые изменения налогового законодательства в 2008 - 2010 годах не окажут значительного влияния на формирование доходной части бюджета Нижегородской области.
Изменения налогового законодательства на федеральном уровне ориентированы на снижение налоговой нагрузки. В 2008 - 2010 годах планируется:
по налогу на доходы физических лиц сохранить единую ставку налога, увеличить размер социальных налоговых вычетов при исчислении налога;
по акцизам на бензин дифференцировать ставки исходя из его качества, путем установления более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества;
введение налога на недвижимое имущество физических лиц, который будет являться основным источником формирования доходов местных бюджетов;
изменить порядок зачисления налога на игорный бизнес, в связи с тем, что, начиная с 1 июля 2009 года, размещение объектов игорного бизнеса будет разрешено только в специально отведенных зонах, расположенных на территориях пяти субъектов Российской Федерации.
В рамках решения поставленной задачи по увеличению поступлений доходов в бюджет Нижегородской области в 2008 - 2010 годах Правительством Нижегородской области планируется осуществить следующие мероприятия:
продолжить взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области, в том числе с предприятиями и организациями, входящими в состав вертикально-интегрированных структур;
продолжить работу, направленную на предотвращение фактов выплаты "теневой" заработной платы налоговыми агентами и увеличение размера заработной платы;
провести инвентаризацию недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц, и создать на ее основе реестр объектов недвижимости;
разработать комплекс мер по привлечению к декларированию и налогообложению физических лиц, сдающих в наем (аренду) жилые и нежилые помещения, и осуществляющих торговлю ввезенными на территорию Российской Федерации автомобилями;
организовать взаимодействие между органами местного самоуправления Нижегородской области и структурными подразделениями управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (по согласованию) в части передачи сведений о налогоплательщиках, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, на основании данных диспетчерской службы движения общественного транспорта, соглашений (договоров) о размещении рекламных мест, сведений об объектах мелкорозничной торговой сети, торговых площадках и рынках, расположенных на территории муниципальных образований Нижегородской области;
разработать комплексную целевую программу управления государственной собственностью Нижегородской области;
осуществлять приобретение земельных участков в государственную собственность Нижегородской области для использования их под инвестиционные проекты. Особое внимание будет уделяться изъятию земель, неиспользуемых в течение трех и более лет;
продолжить работу по максимальному приближению ставок арендной платы за землю к рыночной величине;
активизировать работу по взысканию задолженности по арендным платежам, в том числе посредством претензионно-исковой работы, оперативного взаимодействия с организациями-должниками и органами местного самоуправления Нижегородской области;
продолжить работу по оптимизации количества государственных предприятий Нижегородской области, в том числе путем реорганизации (приватизации, ликвидации) убыточных и не обеспечивающих выполнение государственных функций государственных предприятий;
оказывать государственную поддержку через механизм предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам в целях стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности;
обеспечить взаимодействие с управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (по согласованию), другими администраторами доходов в части обмена оперативной информацией по платежам в областной бюджет, изменениям налогооблагаемой базы налогоплательщиков, обеспечению налогоплательщиками безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней и с органами местного самоуправления Нижегородской области в части развития собственной доходной базы местных бюджетов.
4. Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов на 2008 - 2010 годы ориентирована на переход к практическому внедрению бюджетирования, ориентированного на результат в процессе бюджетного планирования и на применение современных методов финансового менеджмента в бюджетном секторе.
Совершенствование среднесрочного финансового планирования будет осуществляться в условиях формирования областного бюджета на очередной финансовый год, как составной части трехлетнего среднесрочного финансового плана. Тем самым будет обеспечена преемственность бюджетной политики Правительства Нижегородской области и долгосрочная сбалансированность областного бюджета.
В рамках проводимой бюджетной политики основной целью является повышение доступности и качества бюджетных услуг, в том числе за счет реализации на территории области приоритетных национальных проектов, роста уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан, обеспечения исполнения в полном объеме всех действующих расходных обязательств областного бюджета и четкой оценки финансовых возможностей для принятия новых расходных обязательств.
Повышение эффективности бюджетных расходов будет обеспечиваться за счет:
совершенствования качества разработки и расширения сферы применения докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности, обоснования бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств;
внедрения в практику деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения достижения конечных общественно-значимых результатов;
стимулирования бюджетных учреждений к повышению качества оказываемых ими бюджетных услуг, в том числе путем утверждения стандартов качества предоставления бюджетных услуг;
проведения на территории Нижегородской области эксперимента по внедрению одноканального финансирования здравоохранения;
применения нормативного метода при планировании расходов на государственное и муниципальное управление;
ориентирования системы контроля за целевым расходованием бюджетных средств не только на выявление, но и на предотвращение финансовых нарушений;
формирования эффективной системы оценки результативности бюджетных расходов.
Особенности формирования отдельных направлений расходов областного бюджета:
1. Расходы инвестиционного характера в 2008 - 2010 годах будут сосредоточены в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры, как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области", ежегодно утверждаемой Правительством Нижегородской области. В рамках данной программы будут предусматриваться расходы на капитальное строительство и реконструкцию, разработку проектно-сметной документации и проектно-изыскательские работы.
2. Начиная с 2008 года будут ликвидированы все областные целевые бюджетные фонды, в том числе:
территориальный дорожный фонд Нижегородской области;
фонд укрепления законности и общественного порядка;
областной экологический фонд.
Расходы на мероприятия, ранее финансируемые за счет доходов областных целевых бюджетных фондов, будут осуществляться без привязки к доходам.
Прогнозируемый рост тарифов в 2008 году в среднем составит:
на тепловую энергию, вырабатываемую котельными, - 18-25%;
на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, - 20-30%;
на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям, - 20-25%;
на природный газ - 25 процентов.
5. Политика в области управления государственным долгом
Нижегородской области
Долговая политика Правительства Нижегородской области в 2008 - 2010 годах будет направлена на качественное и эффективное управление государственным долгом Нижегородской области и основываться на принципах безусловного исполнения и обслуживания долговых обязательств Нижегородской области, минимизации финансовых рисков, обеспечения информационной прозрачности долговой политики и совершенствования формализованных процедур управления государственным долгом Нижегородской области.
Основными направлениями долговой политики Нижегородской области на среднесрочную перспективу являются:
поддержание объема государственного долга Нижегородской области на экономически безопасном уровне путем оптимизации структуры заимствований и равномерного распределения во времени связанных с государственным долгом платежей;
минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в том числе за счет увеличения доли рыночных инструментов;
повышение эффективности использования ценных бумаг, эмитируемых Нижегородской областью;
использование эффективного механизма предоставления государственных гарантий с целью привлечения инвестиций в экономику области, стимулирования инновационной деятельности.
В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета и поддержания объема государственного долга Нижегородской области на экономически безопасном уровне объем государственных заимствований и государственных гарантий на 2008 - 2010 годы будет ограничен предельными нормативами государственного долга, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 7 сентября 2006 года N 83-З "О государственном долге Нижегородской области".
6. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Политика в области формирования межбюджетных отношений в 2008 - 2010 годах будет направлена на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и стимулирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, обеспечивающих увеличение доходов бюджета Нижегородской области и повышение качества управления муниципальными финансами.
Формирование межбюджетных отношений на 2008 - 2010 годы будет проводиться в соответствии с законами Нижегородской области от 25 октября 2005 года N 172-З "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области" (с изменениями на 4 апреля 2007 года) и от 14 июля 2005 года N 89-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" (с изменениями на 26 октября 2006 года).
Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" Закон Нижегородской области от 25 октября 2005 года N 172-З признан утратившим силу
Законом Нижегородской области от 6 октября 2008 г. N 135-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" Закон Нижегородской области от 14 июля 2005 г. N 89-З признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
Органы государственной власти Нижегородской области будут формировать межбюджетные отношения с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области будут формировать межбюджетные отношения с органами местного самоуправления поселений Нижегородской области.
Полномочиями органов государственной власти Нижегородской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям Нижегородской области за счет средств областного бюджета с целью выравнивания будут наделены органы местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области.
В целях вовлечения в процесс реформирования муниципальных финансов большего количества органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в рамках межбюджетных отношений в 2008 - 2010 годах будет продолжена практика предоставления средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов.
Для повышения бюджетной дисциплины органов местного самоуправления Нижегородской области будет продолжен мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании и исполнении местных бюджетов, мониторинг реализации реформы местного самоуправления в Нижегородской области.
В 2008 - 2010 годах будет продолжена работа по совершенствованию форм и методов распределения межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 мая 2007 г. N 157 "Об утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2008 год и на перспективу до 2010 года"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 136 от 28 июля 2007 г.