В соответствии со статьями 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Нижегородской области от 21 октября 1997 года N 91-З "Об охране труда" и в целях разработки областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области" на 2010-2012 годы Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области" на 2010-2012 годы (далее - концепция).
2. Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области обеспечить разработку областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области" на 2010-2012 годы в соответствии с концепцией и представить ее в Правительство Нижегородской области в срок до 1 апреля 2009 года.
См. также постановление Правительства Нижегородской области от 13 апреля 2009 г. N 218 "Об утверждении областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области на 2010-2012 годы"
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А. Суворова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Концепция областной целевой программы
"Улучшение условий и охраны труда в организациях
Нижегородской области" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 30 января 2009 г. N 27)
Анализ проблемы и причин ее возникновения
Реализация комплексных программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Нижегородской области в 1998-2006 годах, плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Нижегородской области на 2007-2009, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 16 августа 2006 года N 605-р, позволили достичь положительных результатов.
Создана и совершенствуется система государственного управления охраной труда и нормативная правовая база как основа функционирования системы управления. Осуществляется координация и взаимодействие всех субъектов управления охраной труда через работу областной межведомственной комиссии по охране труда, состав которой утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2008 года N 1498-р "Об образовании областной межведомственной комиссии по охране труда". Реализуется социальное партнерство. В Нижегородской области действуют 114 различных соглашений. Коллективно-договорной деятельностью охвачено 83 процента занятых в экономике и социальной сфере Нижегородской области. При активном участии профсоюзных организаций более 11 тысяч уполномоченных лиц и 2800 комитетов (комиссий) по охране труда осуществляют общественный контроль за созданием безопасных условий труда.
В результате принимаемых мер в Нижегородской области в последние годы закрепилась положительная тенденция снижения общего уровня производственного травматизма. В период с 2003 по 2007 год общий уровень производственного травматизма (Кч) в области сократился в 1,5 раза, с 3,0 до 2,0 пострадавших на 1000 работающих. В 2 раза снизился уровень травматизма на малых предприятиях (с 6,0 в 2003 году до 3,0 в 2007 году).
При этом показатели по уровню производственного травматизма в Нижегородской области ниже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации.
Сравнение показателей производственного травматизма в Нижегородской области в 2003-2007 годах
(по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации)
Наименование территории Российской Федерации |
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих |
Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих |
||||||||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
|
Российская Федеpация |
3,9 |
3,4 |
3,1 |
2,9 |
2,7 |
0,131 |
0,129 |
0,124 |
0,118 |
0,124 |
Приволжский федеральный округ |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
0,131 |
0,129 |
0,124 |
0,118 |
0,127 |
Нижегородская область |
3,0 |
2,5 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
0,097 |
0,089 |
0,077 |
0,088 |
0,091 |
Ежегодно снижается число впервые выявленных профбольных: 2003 год - 322 человека, 2004 год - 260 человек, 2005 год - 196 человек, 2006 год - 134 человека, 2007 год - 106 человек.
Показатели профессиональной заболеваемости в Нижегородской области в 2003-2007 годах (на 10000 работников)
Наименование территории Российской Федерации |
Годы |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Российская Федеpация |
2,13 |
1,99 |
1,61 |
1,61 |
1,59 |
Приволжский федеральный округ |
1,95 |
1,75 |
1,38 |
1,26 |
1,30 |
Нижегородская область |
2,04 |
1,69 |
1,27 |
0,97 |
0,76 |
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация остается достаточно напряженной. Значительное число работников ежегодно получают травмы, заканчивающиеся смертельным исходом. Недостаточно активно проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. У многих работодателей, с численностью работников более 50 человек, нет штатных специалистов по охране труда.
Остается высоким травматизм на малых предприятиях, который почти в 1,5 раза выше среднеобластного показателя.
По оперативным данным Государственной инспекции труда в Нижегородской области число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом продолжает оставаться высоким: в 2003 году на производстве погибло 118 человек, в 2004 году - 93 человека, в 2005 году - 92 человека, в 2006 году - 107 человек, в 2007 году - 108 человек. За эти пять лет тяжелую травму получили 1549 человек.
Продолжает оставаться высоким производственный травматизм со смертельным исходом в обрабатывающих производствах, строительстве, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте.
Среди причин производственного травматизма продолжают преобладать причины организационного характера, которые не зависят от экономического положения организаций, наличия финансовых и материальных ресурсов, а определяются отношением работодателей к профилактике производственного травматизма.
В условиях дефицита трудовых ресурсов остается высокой смертность в трудоспособном возрасте, в том числе из-за воздействия вредных и опасных производственных факторов.
Отмечается ухудшение качества трудовых ресурсов, которое проявляется в снижении квалификации и падении производительности труда, падении престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и опасных условий труда, росте дефицита кадров по рабочим специальностям.
В последние годы наблюдается тревожная тенденция роста удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. По данным федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области эта доля составила за 2003 год - 16,8 процента, 2004 год - 18,0 процента, 2005 год - 19,7 процента, 2006 год - 20,9 процента, 2007 год - 23,8 процента.
На этом фоне показатели профессиональной заболеваемости в Нижегородской области неуклонно снижаются. Одной из причин этого является низкое качество предварительных и периодических медицинских осмотров. В ряде медицинских лечебно-профилактических учреждений, проводящих медицинские осмотры, отсутствуют необходимые специалисты, оборудование для проведения полного объема лабораторных и функциональных исследований. Узкие специалисты и многие терапевты, принимающие участие в осмотрах, не имеют специализации по вопросам профпатологии.
Наиболее высокая доля работников, занятых в неблагоприятных условиях, характерна для металлургических производств, производства машин и оборудования, целлюлозно-бумажного и текстильного производства, транспорта.
В неблагоприятных условиях труда на предприятиях Нижегородской области занято около 150,0 тысячи работников, в том числе 51,6 тысячи женщин. Из них около 60,5 тысячи человек пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии (16,5 тысячи - женщины).
Остается значительной доля работников, занятых тяжелым физическим трудом. Не снижается доля работников, работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда (0,5 процента списочной численности работающих). Более всего такой труд используется в обрабатывающих производствах.
Анализ структуры занятости работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, свидетельствует, что их наибольшая часть вынуждена трудиться в условиях повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, вибрации.
Такое положение объясняется, главным образом, высокой степенью износа основных производственных фондов, машин и оборудования на многих предприятиях Нижегородской области, низкими темпами проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которая позволяет выявить вредные и опасные производственные факторы с последующим приведением их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, отсутствием достаточного финансирования мероприятий по охране труда и программ по реконструкции и техническому перевооружению промышленных предприятий, недостаточностью экономических механизмов, побуждающих работодателей обеспечивать безопасные условия труда, проводить автоматизацию и модернизацию производства и технологических процессов.
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость оказывают негативное влияние на экономическое состояние предприятий, повышают уровень трудозатрат, а значит, снижают уровень их конкурентоспособности, вынуждают нести дополнительные расходы. Только за 9 месяцев 2008 года, по данным Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования, в организациях Нижегородской области количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве составило 74433 человеко-дня, в связи с профессиональными заболеваниями - 7165 человеко-дней.
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы стратегическим целям и приоритетным задачам в сфере государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Нижегородской области
Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области" на 2010-2012 годы (далее - программа) направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест и улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.
Программа является системным элементом демографической политики, т.к. направлена на достижение стратегической цели - сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части населения Нижегородской области.
Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 (далее - Концепция демографической политики), распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года", Концепцией демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года N 201.
Постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 г. N 201 утратило силу
См. постановление Правительства Нижегородской области от 24 июля 2014 г. N 484 "Об утверждении Концепции демографического развития Нижегородской области на 2014 - 2025 годы"
Концепцией демографической политики определены приоритетные задачи по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к управлению профессиональными рисками, включая информирование работников о соответствующих рисках, созданию системы выявления, оценки и контроля таких рисков, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Принятие и реализация программы будет способствовать повышению эффективности системы управления охраной труда, уровня профессиональной подготовки кадров, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, созданию более благоприятных условий для работы служб охраны труда в организациях, что позволит улучшить ситуацию в области охраны и условий труда и, соответственно, повлиять на значения индикативной оценки уровня жизни населения Нижегородской области.
Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом, включая прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Целесообразность решения проблем обеспечения безопасных условий и охраны труда программно-целевым методом обусловлена требованиями:
- статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- статьи 8 Закона Нижегородской области от 21 октября 1997 года N 91-З "Об охране труда", в соответствии с которой Правительством Нижегородской области разрабатываются областные целевые программы по охране труда.
Анализ эффективности предыдущих программ по улучшению условий и охраны труда в организациях Нижегородской области показал, что программно-целевой метод в этом направлении себя полностью оправдывает и позволяет обеспечивать снижение производственного травматизма и профзаболеваемости на основе непрерывного совершенствования системы управления охраной труда.
Прогноз развития ситуации в области охраны труда без использования программно-целевого метода как составного элемента системы управления охраной труда может привести к отрицательной динамике уровня производственного травматизма (в 1,5 - 2 раза), существенному росту удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам (до 25-27 процентов).
Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Альтернативным вариантом решения проблем улучшения условий и охраны труда без применения программно-целевого метода, могло бы стать решение проблем в рамках текущей деятельности, что в свою очередь может привести к существенному замедлению динамики уровня снижения производственного травматизма, улучшения условий труда работников.
Для иллюстрации преимуществ программно-целевого метода приводится таблица.
Наименование индикаторов целей программы |
Единицы измерения индикаторов цели программы |
Значения индикаторов целей программы |
||
на момент разработки |
Прогноз |
|||
по окончании реализации |
без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации) |
|||
Удельный вес занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам |
проценты |
23,8 |
22,0 |
25,0-27,0 |
Уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих |
чел. на 1000 работников |
0,091 |
0,073 |
0,080-0,083 |
Уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих |
чел. на 1000 работников |
2,0 |
1,6 |
1,8 - 1,9 |
Показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников |
чел. на 10000 работников |
0,76 |
0,70 |
0,73-0,76 |
Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализация программы планируется в один этап в период 2010-2012 годов.
Предложения по целям и задачам программы, индикаторам целей и показателям результативности решения задач программы
Главная цель программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
- снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы - уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих и показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников);
- повышения качества рабочих мест и условий труда (индикаторы - снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам);
- снижения смертности от предотвратимых причин (индикаторы - уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих);
- улучшения здоровья работающего населения (индикаторы - показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников).
В программе запланированы мероприятия по следующим задачам:
1. Правовое обеспечение охраны труда, совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры охраны труда и здорового образа жизни при трудовой деятельности.
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Предложения по источникам финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы
Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, организаций-участников Программы.
Ориентировочный общий объем финансирования программы за весь период реализации составит 1000,0 тысячи рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета - 1000,0 тысячи рублей.
Средства областного бюджета будут направлены на повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда в Нижегородской области и достижение конкретных положительных результатов по улучшению условий и охраны труда.
Конкретные исполнители, объемы финансирования по исполнителям и по годам будут приведены в разрабатываемой программе. Указанные данные будут уточняться ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности предлагаемого варианта (вариантов) решения проблемы
Реализация программы позволит:
- снизить уровень производственного травматизма на 20 процентов;
- улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5 процента;
- совершенствовать нормативную правовую базу Нижегородской области с учетом современных требований российского трудового законодательства;
- обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда;
- расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации.
Предложения по государственным заказчикам и исполнителям областной целевой программы
Заказчик программы - департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области.
Исполнители программы:
- департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области;
- министерство финансов Нижегородской области;
- министерство здравоохранения Нижегородской области;
- министерство строительства Нижегородской области;
- министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;
во взаимодействии с:
- государственным учреждением "Областной учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и социального партнерства" (по согласованию);
- органами местного самоуправления (при условии участия);
- государственной инспекцией труда в Нижегородской области (по согласованию);
- государственным учреждением "Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (по согласованию);
- Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" (по согласованию);
- Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей (по согласованию);
- государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет" (по согласованию);
- федеральным государственным учреждением науки "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии" Роспотребнадзора России (по согласованию);
- Приволжским Федеральным центром оздоровительного питания (по согласованию);
- управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области (по согласованию).
Предложения по механизмам формирования мероприятий областной целевой программы, по возможным вариантам форм и методов управления реализацией областной целевой программы
Мероприятия программы формируются на основе предложений участников Программы. Каждое программное мероприятие направлено на достижение конкретного результата.
Методы управления реализацией программы:
1. Нормативно-правовые:
- подготовка проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в области охраны труда, в связи с изменениями федерального и областного законодательства;
- совершенствование системы отраслевого государственного управления охраной труда в Нижегородской области;
- разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда, включающих разделы в сфере охраны здоровья работников.
2. Экономические:
- консолидация средств областного бюджета для финансирования программных мероприятий.
3. Организационные и технические:
- создание и постоянное обновление базы данных о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области;
- совершенствование организационного и технического обеспечения государственного управления охраной труда;
- проведение комплекса организационных мероприятий (совещания, конференции, выставки, смотры-конкурсы по охране труда), улучшающих качество работы работодателей по улучшению условий и охраны труда работников организаций, в том числе на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, содействующих созданию систем управления охраной труда;
- подготовка специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
- совершенствование системы медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе имеющих стаж работы с вредными и (или) опасными производственными факторами пять и более лет.
4. Научные и информационные:
- создание системы информационного и аналитического обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления Нижегородской области, органов государственного надзора и контроля, работодателей, работников и профсоюзов в сфере охраны труда;
- проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 января 2009 г. N 27 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Нижегородской области" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 36 от 28 февраля 2009 г.