В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2010 год" и среднесрочного финансового плана Нижегородской области на 2010-2012 годы Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010-2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики
в Нижегородской области на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 7 мая 2009 г. N 271)
1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики на 2010-2012 годы
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу в первую очередь ориентирована на содействие реализации основных целей, определенных Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127, и достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области за счет создания условий для обеспечения граждан рабочими местами и доступными и качественными бюджетными услугами.
В 2008 году в силу изменения экономической конъюнктуры, вызванного мировым финансовым кризисом, в области наблюдалось замедление темпов роста промышленного производства.
Основными негативными факторами для реального сектора экономики области явились: с одной стороны, снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий, с другой стороны, снижение спроса на нашу продукцию, как на внешнем, так и на внутреннем российском рынке.
Наибольшее негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса испытывают промышленные предприятия области.
В текущем году экономическая ситуация характеризуется следующими тенденциями:
- напряженной остается ситуация в промышленности (за I квартал 2009 года индекс промышленного производства составил 65,5 % к уровню I квартала 2008 года). Ситуацию в промышленности определяют три ее основные отрасли: в производстве нефтепродуктов, производстве транспортных средств и металлургии наблюдается снижение производства по сравнению с уровнем прошлого года на 8,6 % (производство нефтепродуктов), 80,5 % (производство транспортных средств) и 37,4 % (металлургия);
- уровень сельскохозяйственного производства складывается ниже уровня прошлого года (в I квартале 2009 года индекс физического объема сельхозпроизводства составил 98,5 % к соответствующему периоду 2008 года), в пищевой промышленности наблюдается положительная динамика (индекс производства продуктов питания за I квартал 2009 года составил 108,6 % к I кварталу 2008 года).
Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объем доходов консолидированного бюджета области.
Среднегодовые темпы роста доходов консолидированного бюджета Нижегородской области за последние несколько лет значительно превышали показатели инфляции.
Увеличение доходов складывалось благодаря росту экономики области, что привело к положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Нижегородской области.
Однако в связи с кризисными проявлениями в экономике в конце 2008 года произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов и в первую очередь - по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. Эта тенденция наблюдается и в 2009 году.
В 2008 году Правительством Нижегородской области принято решение о формировании областного бюджета на трехлетний период.
Однако сейчас, когда невозможно достаточно точно спрогнозировать развитие ситуации в экономике и финансовой сфере на текущий период, целесообразно вернуться к формированию бюджета на один год и составлению среднесрочного финансового плана на перспективу.
Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика в 2010-2012 годах будет направлена на решение следующих задач:
Реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса
В существующих условиях для того, чтобы справиться с возникшими проблемами, максимально смягчить последствия кризиса как для населения области, так и для хозяйствующих субъектов, Правительством Нижегородской области разработан и реализуется план по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе.
Сохранение и развитие налогового потенциала на территории Нижегородской области, поддержка развивающихся отраслей
Основными направлениями деятельности Правительства Нижегородской области в целях сохранения налогового потенциала должны стать содействие восстановлению деловой активности путем субсидирования процентных ставок по привлекаемым кредитам в сельском хозяйстве, малом предпринимательстве и других отраслях, развития системы финансового лизинга, создания максимально благоприятных условий для предпринимательства, и работа с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территории Нижегородской области.
Поддержку Правительства Нижегородской области в целях развития налогового потенциала в первую очередь должны получить динамично развивающиеся отрасли, дающие наибольшую отдачу в бюджет в короткие сроки.
Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Нижегородской области с целью обеспечения безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами
В условиях снижения объема доходной части бюджета и снижения доступности кредитных ресурсов необходимо ограничить принятие новых расходных обязательств, определить приоритеты бюджетных расходов, проанализировать действующие расходные обязательства с целью сокращения неэффективных расходов.
Повышение эффективности бюджетных расходов
Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться как по традиционной схеме (анализ работы действующей бюджетной сети, введение ограничений увеличения численности работающих в бюджетной сфере, экономия энергоресурсов, нормирование и лимитирование текущих расходов), так и путем использования новых бюджетных технологий и инструментов.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг государственными и иными некоммерческими организациями на 2010 год будет основано на государственном задании.
Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий
В связи с тем, что значительная часть вопросов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства решается на уровне муниципальных образований, одной из основных задач становится содействие обеспечению сбалансированности местных бюджетов. С этой целью должны быть оптимизированы межбюджетные отношения, в том числе в части софинансирования в решении вопросов местного значения.
2. Политика в области доходов
Сокращение доходов в 2009 году в наибольшей степени затронуло областной бюджет, а также бюджеты тех муниципальных районов и городских округов, доходы которых значительно зависят от финансового состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, автомобильной, нефтяной, химической и некоторых других отраслях промышленности.
В целях сохранения и развития имеющегося налогового потенциала Нижегородской области будут проводиться следующие мероприятия:
- дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных районов и городских округов, в том числе реализация программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов;
- максимальное приближение прогноза поступлений доходов к реальной ситуации в экономике;
- оперативная корректировка бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных оценок;
- осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;
- проведение совместно с управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (по согласованию) постоянного мониторинга обеспечения своевременного и полного выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств;
- создание благоприятных условий для деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства во всех отраслях, особую поддержку должны получить организации, дающие наибольший вклад с меньшей численностью работающих;
- ускорение процесса формирования и включения в государственный кадастр недвижимости земельных участков под многоквартирными домами;
- проведение разъяснительной работы с физическими лицами о необходимости регистрации объектов недвижимости в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- организация в рамках действующего законодательства работы по формированию государственного кадастра недвижимости.
Важным направлением остается обеспечение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования.
Для реализации обозначенной цели необходимо принятие следующих мер:
- дальнейшая оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности, исходя из принципа бюджетной отдачи;
- интенсивное вовлечение объектов государственной и муниципальной собственности в экономические отношения, в том числе путем передачи в казну имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями Нижегородской области и неиспользуемого в уставных целях, для дальнейшей передачи его в аренду или продажи;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества.
Особое внимание необходимо уделить повышению качества администрирования доходов, а также проведение своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности.
Будет продолжена работа по взаимодействию с налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области, в части:
- недопущения роста задолженности по налогам и сборам перед областным бюджетом;
- продолжения осуществления мероприятий, направленных на предотвращение фактов выплаты "теневой" заработной платы и роста задолженности по заработной плате;
- осуществления мероприятий по минимизации организациями и индивидуальными предпринимателями своих обязательств с использованием операций с наличными денежными средствами;
- анализа причин снижения налогооблагаемой базы по каждой организации для принятия мер по восстановлению налогового потенциала.
3. Бюджетная политика в области расходов
В условиях нестабильной экономической ситуации бюджетная политика в области расходов будет направлена на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов за счет:
- ограничения принятия новых расходных обязательств, отказа от ранее принятых, но не финансируемых расходных обязательств;
- сокращения расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельностью объектов социальной инфраструктуры;
- проведения инвентаризации и оптимизации публичных обязательств;
- введения и обеспечения соблюдения нормативов расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления;
- расширение практики использования подушевых отраслевых нормативов;
- проведения оптимизации численности работников органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетной сферы;
- усиления контроля и проведения анализа результативности использования средств.
Планируется начать переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию бюджетных услуг путем установления государственного задания.
Требует совершенствования существующая система государственных закупок, необходимо более широко внедрять в процесс государственных закупок электронные торги.
Особенности формирования отдельных направлений расходов областного бюджета и приоритеты бюджетных расходов.
В соответствии с основной целью бюджетной политики на 2010-2012 годы приоритетами бюджетных расходов станут:
- выплата заработной платы работникам бюджетной сферы;
- реализация мер социальной поддержки населения;
- финансирование программ занятости и поддержки малого бизнеса;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов;
- реализация приоритетных национальных проектов.
Объем расходов на реализацию областных целевых программ будет определен на уровне 2009 года.
Расходы инвестиционного характера будут сосредоточены в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2008 года N 406.
Индексации подлежат:
- расходы на социальные выплаты, предусмотренные законами области;
- расходы на питание, медикаменты, оплату коммунальных услуг по учреждениям бюджетной сферы;
- другие расходы, направленные на жизнеобеспечение граждан.
Вопрос повышения заработной платы работникам бюджетной сферы области может быть рассмотрен при получении дополнительных доходов в ходе исполнения бюджета в 2010 году.
В целях получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в областном бюджете будут предусматриваться средства на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Бюджетная политика в области государственной поддержки пассажирского транспорта будет направлена на выполнение следующих задач:
максимального удовлетворения потребностей населения в транспортном обеспечении;
перехода на качественно новый уровень предоставления транспортных услуг;
обновления подвижного состава пассажирских предприятий, в том числе по схеме финансовой аренды (лизинга);
координации деятельности хозяйствующих субъектов на автомобильном, железнодорожном, водном транспорте.
Формирование расходов областного бюджета на поддержку агропромышленного комплекса на 2010 год осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, и областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" на период 2008-2012 годов, утвержденной Законом Нижегородской области от 8 апреля 2008 года N 40-З.
Формирование расходов областного бюджета в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104, и мероприятиями, направленными на создание условий для экологически безопасного и устойчивого развития Нижегородской области.
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104 утратило силу с 1 января 2015 г.
Прогнозируемый рост тарифов в 2010 году составит:
на тепловую энергию, вырабатываемую котельными - 20-30 %;
на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии - 15-25 %;
на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям-18-26 %;
на природный газ - 24,9-29,7 процента.
4. Политика в области формирования межбюджетных отношений
В качестве первоочередных задач, стоящих перед Правительством Нижегородской области, следует обозначить поддержку мер по обеспечению сбалансированности и поддержку платежеспособности местных бюджетов. В целях решения этих задач политика в области формирования межбюджетных отношений в 2010-2012 годах будет направлена на:
- обеспечение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области необходимым объемом денежных средств для решения вопросов местного значения;
- создание стимулов для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области ответственной финансовой политики и повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне;
- стимулирование муниципальных районов и городских округов Нижегородской области к сохранению и развитию налоговой базы своих территорий;
- эффективное и экономное использование бюджетных средств.
Межбюджетные отношения в 2010-2012 годах будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 6 октября 2008 года N 135-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".
Распределение областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, являющегося основным источником нецелевой финансовой помощи местным бюджетам, в 2010-2012 годах будет осуществляться на основе доведения индексов бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до установленного уровня.
В целях наиболее полного финансового обеспечения собственных расходных полномочий органов местного самоуправления в условиях финансового кризиса из областного бюджета будут передаваться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Будут сохранены основные направления софинансирования расходных обязательств, возникающих при решении органами местного самоуправления вопросов местного значения.
В случае возникновения кассовых разрывов в исполнении бюджетов муниципальных образований из областного бюджета будут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.
Осуществление органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий будет осуществляться за счет передачи субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного фонда компенсаций.
В целях стимулирования проведения реформы муниципальных финансов в 2010-2012 годах будет продолжена практика предоставления средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов.
В условиях сложной экономической ситуации особое внимание будет уделяться контролю соблюдения органами местного самоуправления основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Контроль соблюдения указанных условий будет осуществляться министерством финансов Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 мая 2008 года N 193 "О системе контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета". Осуществление контроля повысит финансовую дисциплину органов местного самоуправления, что положительно скажется на финансовых показателях местных бюджетов.
5. Политика в области управления государственным долгом
Нижегородской области
Долговая политика Правительства Нижегородской области в 2010-2012 годах будет продолжать строиться на принципах безусловного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств Нижегородской области в полном объеме и в срок.
В условиях нестабильной ситуации на финансовом рынке в рамках реализации антикризисной программы Правительства Нижегородской области особое внимание будет уделяться предоставлению государственных гарантий. Будут внедряться новые эффективные механизмы предоставления гарантий, которые позволят своевременно оказывать государственную поддержку муниципальным образованиям, системообразующим и градообразующим предприятиям области.
С учетом снижения доступности кредитных ресурсов и возможности размещения государственных ценных бумаг основными направлениями стратегии управления государственным долгом Нижегородской области будут являться:
- привлечение кредитных ресурсов банков с возможностью рефинансиррвания# и реструктуризации задолженности на приемлемых для области условиях;
- привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета;
- привлечение заемных средств с учетом поддержания объема государственного долга области на экономически безопасном уровне.
Все планируемые показатели по долговым обязательствам области формируются в соответствии с формализованными процедурами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 7 сентября 2006 года N 83-З "О государственном долге Нижегородской области".
Будет реализован комплекс мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в заимствованиях в рамках Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 11 июля 2005 года N 161, включающий в себя осуществление контроля за состоянием дебиторской задолженности областного бюджета, активизацию мер по взысканию задолженности по средствам, выданным из областного бюджета на возвратной основе, уменьшению объема просроченных долгов и минимизации потерь при их возврате.
6. Совершенствование управления исполнением областного бюджета
Управление исполнением областного бюджета в первую очередь ориентировано на повышение эффективности и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- эффективное управление ликвидностью областного бюджета;
- исполнение областного бюджета на основе кассового плана;
- планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия,
- принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;
- обеспечение жесткого контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам;
- совершенствование системы администрирования доходов бюджета;
- повышение качества бюджетного учета и бюджетной отчетности;
- контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Продолжится работа по внедрению единого комплекса автоматизированного ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях областного и муниципального уровней Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика в 2010-2012 годах будет направлена на решение таких задач, как: реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса; сохранение и развитие налогового потенциала на территории Нижегородской области, поддержка развивающихся отраслей; обеспечение сбалансированности бюджетной системы Нижегородской области с целью обеспечения безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами; повышение эффективности бюджетных расходов; создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 мая 2009 г. N 271 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 97 от 2 июня 2009 г.