Постановление Правительства Нижегородской области
от 3 июля 2009 г. N 460
"Об утверждении областной целевой программы
"Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей
экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы"
Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 г. N 842 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях разработки эффективного механизма управления формированием, воспроизводством и развитием кадрового потенциала Нижегородской области, обеспечивающего устойчивую работу организаций в рыночных условиях, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа).
2. Пункт 3.2 Комплекса программных мероприятий на 2009-2010 годы, являющегося приложением к Программе, вводится в действие отдельным постановлением Правительства Нижегородской области.
3. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 13 июля 2006 года N 226 "Об утверждении областной целевой программы "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы";
постановление Правительства Нижегородской области от 10 июня 2008 года N 230 "О внесении изменений в областную целевую программу "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 13 июля 2006 года N 226".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А. Суворова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Областная целевая программа
"Подготовка квалифицированных рабочих кадров
для различных отраслей экономики Нижегородской области
на 2009-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 3 июля 2009 г. N 460)
1. Паспорт программы
1.1. Наименование Программы |
областная целевая программа "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа) |
|||
1.2. Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 года N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" |
|||
1.3. Государственный заказчик Программы |
координатор Программы - министерство образования Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области |
|||
1.4. Основные разработчики Программы |
министерство образования Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, министерство экономики Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, управление государственной службы занятости населения Нижегородской области, Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию), торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы), учреждения профессионального образования Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы). |
|||
1.5. Основная цель Программы |
обеспечение устойчивой работы организаций в рыночных условиях путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала Нижегородской области |
|||
1.6. Основные задачи Программы |
реализация основных функций управления кадровым потенциалом; создание механизма повышения эффективности деятельности образовательных профессиональных учреждений осуществляющих подготовку рабочих кадров; профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи, информационное обеспечение деятельности по восстановлению позитивного имиджа рабочих профессий; совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом на региональном уровне |
|||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2010 годы; Программа реализуется в один этап |
|||
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство образования Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство экономики Нижегородской области; министерство социальной политики Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию); Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию); торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы); учреждения профессионального образования Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы). |
|||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы* |
предполагаемый общий объем средств областного бюджета, необходимых для реализации Программы, составляет: |
|||
Наименование государственного заказчика |
Источник финансирования |
Годы |
||
2009 (тыс. рублей) |
2010 (тыс. рублей) |
Всего за период реализации Программы (тыс. рублей) |
||
Министерство образования Нижегородской области |
Всего, в т.ч.: |
|
609 |
609 |
Областной бюджет, в т.ч.: |
|
609 |
609 |
|
Кап. вложения |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
|
Прочие расходы |
|
609 |
609 |
|
Итого по программе |
Всего, в т.ч. |
|
609 |
609 |
Областной бюджет, в т.ч.: |
|
609 |
609 |
|
Кап. вложения |
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
609 |
609 |
|
* Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета может ежегодно корректироваться в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год. | ||||
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
|||
1.11. Индикаторы достижения цели Программы |
увеличение доли профессий, соответствующих Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенных на региональном уровне в рамках профессий начального профессионального образования федерального перечня профессий до 46 %; уменьшение доли нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, в связи с отсутствием рабочих мест до 0,3 %; увеличение доли обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, по договорам с организациями до 99 %; уменьшение дефицита укомплектованности педагогическими кадрами учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, до 3 %. |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
Развитие страны и отдельных регионов, переход экономики от сырьевой модели к инновационной невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.
Принятие Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 и определение приоритетов развития области диктуют необходимость изменений в кадровой политике во всех сферах деятельности.
Изменения в технологии, в системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей.
Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики.
Именно поэтому создание системы профессионального образования, ориентированного и быстро реагирующего на запросы динамичного рынка труда, конкретные запросы работодателей, является одной из приоритетных задач как для государства, так и для бизнеса.
Таким образом, профессиональное образование становится инструментом решения экономических проблем в регионах.
В складывающихся условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, организациями, союзами работодателей, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, то есть системы социального партнерства в профессиональном образовании.
Нижегородская область является индустриально-аграрным регионом, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центром России.
Нижегородская область сегодня - это:
- территория - 74,8 тыс. кв. км. (0,4 % территории России);
- население - 3462,3 тыс. чел. (2,4 % населения России);
- валовый региональный продукт - 264,6 млрд. руб. по данным за 2004 год (1,6 % валового внутреннего продукта России).
В последние годы в Нижегородской области наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта.
Традиционно в структуре валового регионального продукта Нижегородской области преобладает промышленность, на нее же приходится и наибольшая доля занятых в экономике. А значит, прежде всего организации этого вида деятельности будут в конечном итоге определять основную потребность в рабочей силе.
В структуре занятых в промышленности области преобладает машиностроительный комплекс. В нем же наиболее остро происходят процессы, связанные с перераспределением рабочей силы. На ближайшую перспективу именно этот вид деятельности (наряду с радиоэлектронной промышленностью, приборостроением, химико-фармацевтической и пищевой промышленностью, а также научно-образовательным комплексом и сектором информационных технологий) выделен в качестве приоритетного в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.
Несмотря на преобладание промышленного производства, в Нижегородской области более половины районов имеют сельскохозяйственную направленность. Кроме того, в сельской местности проживает более 700 тысяч человек, а значит регулирование процессов занятости в этой сфере экономики является достаточно актуальным.
В Нижегородской области из года в год увеличивается количество организаций, осуществляющих производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции, прежде всего, в сфере телекоммуникаций и разработки программного обеспечения, которые также будут нуждаться в высококвалифицированных рабочих кадрах.
Одновременно на рынке труда Нижегородской области проявилась тенденция ухудшения его основных показателей. Уровень регистрируемой безработицы вырос с 0,48 до 0,96 %. Коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 0,32 до 1,5. В 2,5 раза сократилось количество вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости. На сокращенную рабочую неделю переведены около 80 предприятий, расположенных на территории 22 муниципальных районов и 2 городских округов, планируется высвобождение около 2 тыс. работников. В связи с этим большая роль отводится образовательными учреждениями в организации и проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для незанятых и безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения.
С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и психологической, социальной и личностной готовности кадров: умению работать в команде, ответственности за общее дело, высокой требовательности к себе и качеству своей работы, умению планировать рабочее время и т.д., то есть возникает необходимость как можно более раннего включения учащихся в реальные производственные процессы. Однако этому мешает разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, отсутствие должного контакта между организациями и образовательными учреждениями, а также нормативно-правовой базы для формирования социального партнерства.
В настоящее время отсутствует механизм формирования обоснованного прогноза потребности экономики в рабочих кадрах и создания на его основе областного заказа подготовки рабочих кадров учреждениям профессионального образования.
Назрела острая необходимость осуществления постоянного мониторинга всех процессов, происходящих в данной сфере.
Решению указанных проблем должно послужить выполнение мероприятий настоящей Программы.
Для Нижегородской области, как и для всей Российской Федерации, в настоящее время характерна слабая сбалансированность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования контингента экономически активного населения.
Существует определенный дисбаланс между спросом организаций области на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимой компетентностью в конкретной области деятельности и предложениями учебных заведений.
Управление кадровым потенциалом Нижегородской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе профессий и специальностей, отраслей, муниципальных образований области, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда.
В настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные органов государственной статистики недостаточны для информационного обеспечения и формирования показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.
По одним и тем же профессиям и специальностям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, работодателям нужны рабочие высокой квалификации, а с другой, уровень предлагаемой работникам оплаты труда не удовлетворяет их потребности.
Одновременно с этим в общественном мнении сформировался перечень отдельных престижных профессий и специальностей, которые в силу перепроизводства оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители.
Это происходит из-за недостаточных информационных взаимосвязей рынка труда и рынка образовательных услуг.
Кроме того, динамика конъюнктуры рынка, переход экономики области на путь инновационного развития, внедрения новых технологий, новых форм организации работы, а также демографический спад диктуют необходимость непрерывного обучения и переквалификации (переподготовки) любого специалиста на протяжении всей его профессиональной деятельности.
При этом постоянно действующей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, удовлетворяющей условиям инновационного процесса развития ключевых отраслей экономики, в области фактически не существует.
Настоящая Программа предполагает решение данных вопросов.
Комплекс профессионального образования Нижегородской области является одним из самых крупных в Российской Федерации.
В целях удовлетворения требований работодателей, повышения социальной защищенности выпускников учреждений профессионального образования в условиях рыночных экономических отношений обучение учащихся ведется, как правило, по двум-трем профессиям, родственным по технико-технологическим параметрам, трудовым функциям.
В целях снятия экономической напряженности, особенно в сельских районах, и сокращения миграции молодежи из села в Нижегородской области появились учреждения профессионального образования нового типа, реализующие как программы начального, так и среднего профессионального образования.
Вместе с тем, удовлетворение требований работодателей к выпускникам системы профессионального образования в отношении их готовности к профессионально-трудовой деятельности требует повышения уровня квалификации преподавательского состава и мастеров производственного обучения.
Однако из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности, результатом является дефицит педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения. Следствием недостаточного финансирования является не отвечающая современным требованиям материальная база образовательных учреждений.
Острой проблемой формирования контингента учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, является резкое снижение привлекательности этого уровня профессионального образования для выпускников школ, то есть низкий престиж рабочих профессий.
Кроме того, проблема подготовки рабочих кадров усугубляется тем, что начальный этап производственной деятельности выпускников профессионального образования прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация, и, наряду с этим, выпускники зачастую не возвращаются на свои рабочие места.
Отсутствие прогнозируемого рынка труда, неэффективность кадровой политики на уровне органов местного самоуправления, в организациях не позволяет учреждениям профессионального образования своевременно перепрофилировать свою деятельность, ориентируясь на изменившуюся кадровую ситуацию.
Ключевым условием эффективности работы системы профессионального образования является владение информацией о приоритетах и перспективах развития экономики области.
Проведенное масштабное исследование состояния основных секторов экономики области и разработанная на его основе Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, определение стратегических приоритетов влечет за собой внесение необходимых изменений в территориальную систему подготовки кадров.
Научно-образовательный комплекс отнесен к приоритетным направлениям, признан движущей силой экономики и ключевым фактором, обеспечивающим экономику области качественными трудовыми ресурсами.
Программно-целевой подход является самым эффективным для реализации указанных задач.
2.2. Цель и задачи Программы
Цель настоящей Программы - обеспечение устойчивой работы организаций в рыночных условиях путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала Нижегородской области.
Субъектами управления кадровым потенциалом являются органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, работодатели, учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих кадров, и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней.
Задачами Программы являются:
реализация основных функций управления кадровым потенциалом;
создание механизма повышения эффективности деятельности образовательных профессиональных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров;
профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи, информационное обеспечение деятельности по восстановлению позитивного имиджа рабочих профессий;
совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом на региональном уровне.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2009-2010 годах.
Программа выполняется в один этап.
2.4. Управление Программой и механизм ее реализации
Механизм реализации Программы - это система скоординированных по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палатой Нижегородской области, учреждениями профессионального образования Нижегородской области.
Интегрирующее действие субъектов управления кадровым потенциалом обеспечивается созданием институтов комплексного управления кадровым потенциалом.
В целях координации взаимодействия между организациями и учреждениями профессионального образования Нижегородской области, согласованности действий на рынке труда органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, повышения эффективности использования сети учреждений профессионального образования в интересах совершенствования системы подготовки и распределения кадров для отраслей экономики созданы координационный совет при Губернаторе Нижегородской области и координационные комитеты при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Комплекс мероприятий обеспечивает прогнозирование спроса на рабочую силу в разрезе профессий (специальностей) и уровней образования на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Прогнозирование осуществляется на основе краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Нижегородской области, ежегодно подготавливаемых министерством экономики Нижегородской области, министерством промышленности и инноваций Нижегородской области, министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палатой Нижегородской области и результатов мониторинга рынка труда, осуществляемого путем социологических исследований с использованием материалов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области и управления государственной службы занятости населения по Нижегородской области.
Прогноз потребности в кадрах осуществляется в целях:
формирования областного заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров (далее - областной заказ на подготовку кадров);
информирования населения о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования.
Областной заказ на подготовку кадров определяется прогнозом потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) и уровней образования по всем отраслям экономики и социальной сферы, скорректированным с учетом численности специалистов или рабочих соответствующих профессий, подготавливаемых учреждениями профессионального образования области по планам, финансируемым из средств областного бюджета.
Областной заказ на подготовку кадров распределяется на конкурсной основе между учреждениями профессионального образования Нижегородской области.
В целях создания условий для воспроизводства и развития педагогического потенциала учреждений профессионального образования Нижегородской области предусматривается:
организация стажировок педагогических кадров учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, на базе производственных организаций, являющихся потенциальными работодателями выпускников этих образовательных учреждений, с частичной оплатой из средств областного бюджета;
разработка и внедрение форм дистанционного обучения для повышения квалификации, переподготовки управленческих и педагогических кадров;
обучение и аттестация мастеров производственного обучения для работы на современном производственном оборудовании.
Укрепление связи учреждений профессионального образования Нижегородской области, осуществляющих подготовку рабочих кадров, с работодателями осуществляется путем:
расширения участия специалистов организаций в учебно-воспитательном процессе учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров;
увеличения объемов учебных практик в условиях конкретного производства;
проведения общественной экспертизы содержания государственных образовательных профессиональных программ специалистами организаций и разработки предложений в целях учета особенностей развития отраслей экономики Нижегородской области;
корректировки регионального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования на основе общественной экспертизы работодателями содержания государственных образовательных профессиональных программ в целях учета особенностей развития отраслей экономики Нижегородской области;
включения руководителей учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, в состав областных советов, ассоциаций, занимающихся вопросами развития трудовых ресурсов.
2.5. Система программных мероприятий
/---------------------------------------------------------------\
|Обеспечение устойчивой работы организаций в рыночных условиях |
/----------------------|путем создания эффективного механизма управления формированием,|------------------------------\
| |сохранением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала | |
| | Нижегородской области | |
| \---------------------------------------------------------------/ |
| | | |
/---------------------------------------\ /--------------------------------------\ /------------------------------------\ /-----------------------------\
| Реализация основных функций | | Создание механизма повышения | |Профессиональная ориентация учащихся| |Совершенствование нормативно-|
| управления кадровым потенциалом | | эффективности деятельности | |общеобразовательных школ и молодежи,| | правового регулирования |
\---------------------------------------/ | образовательных профессиональных | | информационное обеспечение | |вопросов управления кадровым |
| /------------------------------------\ | учреждений, осуществляющих | | деятельности по восстановлению | | потенциалом |
| |Разработка прогнозов | | подготовку рабочих кадров | |позитивного имиджа рабочих профессий| \-----------------------------/
| |социально-экономического развития | \--------------------------------------/ \------------------------------------/ | /--------------------------\
|-|Нижегородской области на | | /-----------------------------------\ | /---------------------------------\ | |Разработка нормативных |
| |краткосрочную и среднесрочную | | |Оптимизация системы начального и | | |Организация систематических | | |документов, регулирующих |
| |перспективу | | |среднего профессионального | | |публикаций в средствах массовой | \-|вопросы управления |
| \------------------------------------/ | |образования Нижегородской области | |-|информации, отражающих прогноз | |кадровым потенциалом |
| /------------------------------------\ |-|по мере передачи федеральных | | |потребностей рынка труда и | \--------------------------/
| |Разработка механизма и проведение | | |учреждений в государственную | | |требований к квалификации кадров |
| |мониторинга обеспечения отраслей | | |собственность Нижегородской области| | |в разрезе профессий |
| |экономики Нижегородской области | | \-----------------------------------/ | \---------------------------------/
|-|квалифицированными рабочими кадрами | | /-----------------------------------\ | /---------------------------------\
| |и прогнозирования спроса на рабочую | | |Целевое бюджетное финансирование | | |Установление именных стипендий |
| |силу на краткосрочную и | | |учреждений профессионального | | |Губернатора Нижегородской области|
| |среднесрочную перспективу в разрезе | | |образования, осуществляющих | |-|для лучших учащихся учреждений |
| \------------------------------------/ |-|рабочих кадров по профессиям | | |профессионального образования, |
| /------------------------------------\ | |металлообработки (станочников, | | |осуществляющих подготовку рабочих|
| |Проведение исследования требований | | |токарей, фрезеровщиков, операторов | | |кадров |
| |работодателей к выпускникам | | |станков с программным управлением | | \---------------------------------/
| |учреждений профессионального | | |и т.д.), для приобретения | | /---------------------------------\
| |образования, осуществляющих | | |современного оборудования | | |Проведение областных |
|-|подготовку рабочих кадров, создание | | \-----------------------------------/ | |смотров-конкурсов: |
| |областнойсистемы оценки соответствия| | /-----------------------------------\ | |- среди учреждений |
| |качества подготовки рабочих кадров | | |Проведение с привлечением | | |профессионального образования, |
| |требованиям рынка труда | | |работодателей общественной | | |осуществляющих подготовку |
| |Нижегородской области | | |экспертизы содержания | |-|рабочих кадров - "Лучшее |
| \------------------------------------/ | |государственных образовательных | | |учреждение года"; |
| /------------------------------------\ | |профессиональных программ в целях | | |- среди учащихся - "Лучший |
| |Определение из числа учреждений | |-|учета особенностей развития | | |по профессии"; |
| |профессионального образования, | | |отраслей экономики Нижегородской | | |- среди мастеров |
| |осуществляющих подготовку рабочих | | |области и разработка | | |производственного обучения - |
| |кадров, базовых учебных заведений | | |(корректировка) на ее основе | | |"Мастер года" |
|-|для профессиональной подготовки, | | |регионального компонента | | \---------------------------------/
| |повышения квалификации и | | |государственных образовательных | | /---------------------------------\
| |переподготовки высвобождаемых | | |стандартов начального | | |Организация ежегодного приема |
| |работников, безработных и | | |профессионального образования | | |Губернатором Нижегородской |
| |незанятых граждан | | \-----------------------------------/ | |области победителей областных |
| \------------------------------------/ | /-----------------------------------\ | |смотров-конкурсов среди учащихся |
| /------------------------------------\ | |Апробация и внедрение в учебный | |-|и мастеров производственного |
| |Создание на базе учреждений | | |процесс учреждений | | |обучения учреждений |
| |профессионального образования, | | |профессионального образования, | | |профессионального образования, |
|-|осуществляющих подготовку рабочих | | |осуществляющих подготовку | | |осуществляющих подготовку |
| |кадров, служб маркетинга | |-|квалифицированных рабочих кадров, | | |рабочих кадров |
| |образовательных услуг | | |новых образовательных технологий | | \---------------------------------/
| \------------------------------------/ | |в соответствии с международными | | /---------------------------------\
| /------------------------------------\ | |стандартами, использование в | | |Проведение ежемесячно прямой |
| |Заключение соглашений (договоров) | | |учебном процессе практико- | |-|профориентационной линии |
| |о сотрудничестве между управлением | | |ориентированных технологий | | |"Ориентир" для старшеклассников |
| |государственной службы занятости | | \-----------------------------------/ | |и их родителей |
| |населения Нижегородской области, | | /-----------------------------------\ | \---------------------------------/
| |Нижегородской ассоциацией | | |Ежегодная корректировка | | /---------------------------------\
| |промышленников и предпринимателей, | |-|регионального перечня | |-|Выпуск информационных материалов,|
| |торгово-промышленной палатой | | |подготавливаемых профессий | | |буклетов по профориентации |
|-|Нижегородской области и | | |с учетом требований рынка труда | | \---------------------------------/
| |министерством образования | | \-----------------------------------/ | /---------------------------------\
| |Нижегородской области в целях | | /-----------------------------------\ | |Проведение ярмарок вакансий |
| |координации деятельности в решении | | |Совершенствование профессионального| | |рабочих мест, выставок-ярмарок |
| |задач по формированию, использованию| | |мастерства педагогических кадров: | | |"Работа. Образование. Карьера", |
| |кадрового потенциала Нижегородской | | |- внедрение новых технологий в | \-|областного фестиваля "Личность. |
| |области, повышению качества рабочей | | |систему повышения квалификации | |Карьера. Успех" в целях |
| |силы, обеспечению продуктивной, | | |педагогических кадров; | |профессиональной ориентации и |
| |свободно избранной занятости | | |- организация стажерских площадок | |развития карьерного роста |
| |населения | | |на базе производственных | |молодежи |
| \------------------------------------/ | |организаций, являющихся | \---------------------------------/
| /------------------------------------\ |-|потенциальными работодателями |
| |Создание областной системы | | |выпускников учреждений |
| |наблюдения и статистики в сфере | | |профессионального образования, |
|-|подготовки квалифицированных рабочих| | |осуществляющих подготовку |
| |кадров для различных отраслей | | |квалифицированных рабочих кадров; |
| |экономики Нижегородской области | | |- обучение мастеров |
| \------------------------------------/ | |производственного обучения работе |
| /------------------------------------\ | |на современном производственном |
| |Проведение совещаний, семинаров, | | |оборудовании организаций |
| |конференций с участием организаций | | \-----------------------------------/
| |- участников системы управления | | /-----------------------------------\
\-|подготовкой квалифицированных | | |Организация краткосрочных курсов |
|рабочих кадров для различных | | |профессиональной реабилитации |
|отраслей экономики Нижегородской | | |демобилизованных из Вооруженных |
|области | \-|Сил Российской Федерации |
\------------------------------------/ |выпускников учреждений |
|профессионального образования, |
|осуществляющих подготовку рабочих |
|кадров (по заявкам работодателей) |
\-----------------------------------/
Настоящей Программой планируется предоставление за счет средств областного бюджета субвенций учреждениям профессионального образования Нижегородской области, осуществляющим подготовку рабочих кадров, для развития современной учебно-лабораторной базы по наиболее востребованным профессиям.
К концу срока реализации Программы будет осуществлено комплексное выполнение всех составляющих механизма управления кадровым потенциалом Нижегородской области, предусмотренных Программой.
Комплекс программных мероприятий представлен в приложении к Программе.
2.6. Ресурсное обеспечение Программы
Наименование государственного заказчика |
Источник финансирования |
Годы |
||
2009 (тыс. рублей) |
2010 (тыс. рублей) |
Всего за период реализации Программы (тыс. рублей) |
||
Министерство образования Нижегородской области |
Всего, в т.ч.: |
|
609 |
609 |
Областной бюджет, в т.ч.: |
|
609 |
609 |
|
Капвложения |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
|
Прочие расходы |
|
609 |
609 |
|
Итого по программе: |
Всего в т.ч. |
|
609 |
609 |
Областной бюджет, в т.ч.: |
|
609 |
609 |
|
Кап. вложения |
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
609 |
609 |
Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при разработке и утверждении областного бюджета на соответствующий финансовый год и могут корректироваться в соответствии с возможностями областного бюджета.
2.7. Индикаторы достижения цели Программы
Наименование индикаторов целей Программы |
Единицы измерения индикаторов достижения целей |
Значение индикаторов целей Программы |
||
На момент разработки Программы |
На момент окончания реализации Программы |
Без программного вмешательства |
||
Увеличение доли профессий, соответствующих Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов введенных на региональном уровне в рамках профессий начального профессионального образования федерального перечня профессий |
Проценты |
37 |
46 |
39 |
Уменьшение доли нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, в связи с отсутствием рабочих мест |
Проценты |
0,36 |
0,3 |
0,35 |
Увеличение доли обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, по договорам с организациями |
Проценты |
97 |
99 |
97 |
Уменьшение дефицита укомплектованности педагогическими кадрами учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров |
Проценты |
4,1 |
3 |
4 |
2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Программы
В регионе выстраивается четкая система управления кадровым потенциалом, оптимизируются образовательные ресурсы для гибкого реагирования на изменения рынка труда.
Для этих целей в рамках программных мероприятий создан Координационный совет под руководством Губернатора Нижегородской области, который собирается согласно плану работы два раза в год. В его состав входят представители власти, бизнеса и общественности. Аналогичные комитеты создаются при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Новые возможности развития системы начального и среднего профессионального образования, повышение престижа и имиджа рабочих профессий обеспечивают меры государственной поддержки инновационных обучающих программ в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Именно он послужил катализатором процессов реального участия бизнеса в вопросах подготовки современных кадров. В 2009 году в данном проекте планируется участие ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 21", ГОУ СПО "Сормовский механический техникум".
Важным является тот факт, что все большее количество предприятий-работодателей оказывают финансовую поддержку учреждениям профессионального образования, участвующим в приоритетном национальном проекте "Образование". В 2009 году на эти цели планируется поступление 45,5 млн. рублей.
Министерством образования совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей будет проведено анкетирование порядка 30 крупных предприятий и организаций по вопросу определения требований работодателей к качеству подготовки рабочего как ключевому фактору в формировании содержания профессионального образования.
В целях профессиональной ориентации выпускников и совершенствования карьерного роста молодежи ежегодно проводятся областная и районные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, в которых принимают участие около 100 тыс. человек, из которых более 50 % трудоустраиваются.
Планируется организация и проведение около 20 телевизионных программ "Прекрасная страна Профтех".
В рамках реализации мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан и кадров, высвобождающихся в ходе реструктуризации и оптимизации форм управления организациями Нижегородской области, планируется обучение по более чем 80 профессиям, специальностям и видам деятельности около 7 тысяч человек указанных категорий граждан.
С целью повышения престижа рабочих профессий среди молодежи, активизации профориентационной работы в образовательных учреждениях области ежегодно проводятся смотры-конкурсы:
- среди образовательных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров - "Лучшее учреждение года",
- среди мастеров производственного обучения - "Мастер года",
- среди учащихся - "Лучший по профессии" (7 профессий ежегодно),
победители которых участвуют в региональных, окружных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.
В целях восстановления позитивного имиджа рабочих профессий и профессиональной ориентации молодежи на получение рабочих профессий, в 2010 году планируется установление стипендии Губернатора Нижегородской области для лучших учащихся учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров.
2.9. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит снизить непроизводительные затраты средств бюджетов всех уровней, населения и организаций на получение гражданами образования, не соответствующего сегодняшним и перспективным потребностям экономики и социальной сферы, а также создать условия для перевода экономики области на инновационный путь развития путем упреждающего создания необходимого для этого кадрового потенциала.
Сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом Нижегородской области позволит в среднесрочной перспективе на рынке труда достичь: динамического равновесия спроса и предложений рабочей силы, значительно снизить риск невостребованности выпускников учреждений профессионального образования, привести номенклатуру профессий областной системы профессионального образования в соответствие с потребностями.
Общественная эффективность реализации Программы состоит в том, что подавляющая часть мероприятий Программы не носит затратный характер, а приоритеты данной Программы направлены в большей степени на обеспечение устойчивой работы организаций в рыночных условиях, путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала Нижегородской области.
Общественная эффективность
Расчетные составляющие |
Название |
Значение |
||
На момент разработки Программы |
2009 г. |
2010 г. |
||
Индикатор цели: Увеличение доли профессий, соответствующих Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенных на региональном уровне в рамках профессий начального профессионального образования федерального перечня профессий (А) |
Количество профессий, соответствующих "Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей и служащих и тарифных разрядов", введенных на региональном уровне в рамках профессий начального профессионального образования федерального перечня профессий (А1) |
106 |
118 |
132 |
Показатель непосредственных результатов (Б) |
Количество профессий, реализуемых в учреждениях профессионального образования Нижегородской области по федеральному перечню (Б1) |
288 |
288 |
288 |
Общественная эффективность (А : Б %) |
(А1 : Б1) * % |
37 |
41 |
46 |
Интерпретация: На протяжении прогнозируемого периода общественная эффективность имеет положительную динамику увеличения доли профессий, соответствующих Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенных на региональном уровне в рамках профессий начального профессионального образования федерального перечня профессий, что позволит в значительной мере удовлетворить потребности предприятий Нижегородской области в квалифицированных рабочих кадрах. | ||||
Индикатор цели: Уменьшение доли нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, в связи с отсутствием рабочих мест (А) |
Количество нетрудоустроенных выпускников (А1) |
37 |
27 |
21 |
Показатель непосредственных результатов (Б) |
Всего выпускников (Б1) |
10201 |
7815 |
7159 |
Общественная эффективность (А: Б %) |
(А1 : Б1) * % |
0,36 |
0,34 |
0,3 |
Интерпретация: На протяжении прогнозируемого периода общественная эффективность имеет положительную динамику уменьшения доли нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, в связи с отсутствием рабочих мест, что позволит удовлетворить потребности предприятий Нижегородской области в квалифицированных рабочих кадрах. | ||||
Индикатор цели: Увеличение доли обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, по договорам с организациями (А) |
Количество обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров по договорам с организациями (А1) |
18540 |
17126 |
16759 |
Показатель непосредственных результатов (Б) |
Всего обучается (Б1) |
19113 |
17656 |
16929 |
Общественная эффективность (А : Б %) |
(А1 : Б1) * % |
97 |
98 |
99 |
Интерпретация: На протяжении прогнозируемого периода общественная эффективность имеет положительную динамику увеличения доли обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, по договорам с организациями, что позволит обеспечить предприятия Нижегородской области рабочими кадрами востребованными ими профессий. | ||||
Уменьшение дефицита укомплектованности педагогическими кадрами учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров (А) |
Дефицит педагогических кадров (А1) |
61 |
51 |
44 |
Показатель непосредственных результатов (Б) |
Необходимое количество педагогических кадров (Б 1) |
1479 |
1460 |
1452 |
Общественная эффективность (А : Б %) |
(А1 : Б1) * % |
4,1 |
3,5 |
3 |
Интерпретация: На протяжении прогнозируемого периода общественная эффективность имеет положительную динамику уменьшения дефицита укомплектованности педагогическими кадрами учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, что способствует повышению качества подготовки выпускников. |
2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению
Внешним фактором, негативно влияющим на реализацию Программы, является финансирование не в полном объеме мероприятий Программы из средств областного бюджета.
В качестве мероприятий, обеспечивающих снижение негативного влияния указанного фактора на реализацию Программы, планируется подготовка предложений, направленных на финансирование мероприятий Программы в полном объеме.
2.11. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.
Пункт 3.2 приложения к настоящей Программе вводится в действие отдельным постановлением Правительства Нижегородской области
Приложение
к областной целевой программе
"Подготовка квалифицированных рабочих
кадров для различных отраслей экономики
Нижегородской области на 2009-2010 годы"
Комплекс программных мероприятий на 2009-2010 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными задачами программы являются: реализация основных функций управления кадровым потенциалом; создание механизма повышения эффективности деятельности образовательных профессиональных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров; профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи, информационное обеспечение деятельности по восстановлению позитивного имиджа рабочих профессий; совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом на региональном уровне. В результате реализации мероприятий программы планируется: увеличение доли профессий, соответствующих Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенных на региональном уровне в рамках профессий начального профессионального образования федерального перечня профессий до 46 %; уменьшение доли нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, в связи с отсутствием рабочих мест до 0,3 %; увеличение доли обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, по договорам с организациями до 99 %; уменьшение дефицита укомплектованности педагогическими кадрами учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, до 3 %.Предполагаемый объем финансирования программы за счет средств областного бюджета составит 609 тыс. рублей.
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 июля 2009 г. N 460 "Об утверждении областной целевой программы "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы"
Пункт 3.2 приложения к Программе вводится в действие отдельным постановлением Правительства Нижегородской области
Текст постановления получен из эталонного банка данных правовой информации Администрации Губернатора и Правительства Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 г. N 842 настоящее постановление признано утратившим силу