Решение Нижегородского территориального управления МАП России
от 5 ноября 2003 г. N АМЗ-50
Комиссия Нижегородского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в присутствии представителей,
рассмотрев дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и необоснованного требования передачи финансовых средств в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Горьковская железная дорога" (603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, д. 78), установила:
В Нижегородское территориальное управление МАП России поступило заявление ООО "Содружество-96" о неправомерности действий ФГУП "Горьковская железная дорога", которое осуществляет расчеты за перевозку грузов во внутрироссийском сообщении по завышенным тарифам. В связи с этим ООО "Содружество-96" просит антимонопольный орган принять меры, направленные на пресечение указанных действий ФГУП "Горьковская железная дорога.
На заседании Комиссии, состоявшемся 29.10.2003 г., представитель ООО "Содружество-96" поддержал требования, указанные в заявлении и пояснил, что ООО "Содружество-96" является региональным дилером ГПО "Артемсоль", получает соль из Республики Украина, после чего реализует ее ряду предприятий России. В период с мая по октябрь 2003 г. ООО "Содружество-96" отправило железнодорожным транспортом с применением переадресовки в адрес ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" 194 вагона с солью, прошедшей "таможенную очистку". Переадресовка осуществлялась на станции, находящейся в зоне действия ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога", которое произвело с ООО "Содружество-96" все необходимые расчеты за перевозку груза до новой станции назначения по тарифам, предусмотренным для внутренних перевозок. Станция назначения груза находится в зоне действия ФГУП "Горьковская железная дорога". По прибытии груза на станцию назначения ФГУП "Горьковская железная дорога" посчитало, что в подобной ситуации расчет платы за перевозку должен производиться по тарифам, предусмотренным для международных перевозок, и взыскало с грузополучателя (ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат") недобор по тарифу.
Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Представитель ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" считает, что ФГУП "Горьковская железная дорога" незаконно предъявило ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" требования по недобору тарифа, вследствие чего нарушает требования ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Договор на поставку соли у ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" заключен с поставщиком на условиях DDP станция Чепецкая, предусматривающих, что все расходы по перевозке грузов до указанной станции осуществляются за счет продавца. Однако, несмотря на это, за период с мая по октябрь 2003 г. ФГУП "Горьковская железная дорога" взыскало с ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" недобор по тарифу в размере 12 866 215,2 руб.
Представители ФГУП "Горьковская железная дорога" факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны ФГУП "Горьковская железная дорога" не признали и пояснили, что с мая 2003 г. в адрес ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" на станцию Чепецкая ФГУП "Горьковская железная дорога" поступал груз ("Концентрат минеральный "Галит") со станции Гуково ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога". Согласно оформленным на станциях отправления перевозочным документам расчет провозной платы произведен ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" по ставкам внутрироссийского сообщения Прейскуранта 10-01. Однако, из перевозочных документов следует, что данный груз на станции Гуково был переадресован в тех же вагонах, прибывших со станции Соль (Украина). Это обстоятельство свидетельствует о том, что сама перевозка со станции Гуково до станции Чепецкая продолжала оставаться международной, при этом в первоначальный договор перевозки были внесены изменения, касающиеся грузополучателя и станции назначения. Поскольку ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" неправильно осуществило взимание провозной платы, то в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта ФГУП "Горьковская железная дорога" произвело взыскание недобора тарифа с грузополучателя (ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат") в размере 12 866 215,2 руб.
Также представители ФГУП "Горьковская железная дорога" считают, что спор между ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" и ФГУП "Горьковская железная дорога" по вопросу взыскания железной дорогой недобора тарифа подлежит рассмотрению в арбитражном суде и не может быть предметом разбирательства в антимонопольном органе, так как ФГУП "Горьковская железная дорога" является субъектом естественной монополии, деятельность которых не может контролироваться антимонопольным органом.
Заслушав доводы сторон и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГУП "Горьковская железная дорога" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом с долей 100 % в границах расположения инфраструктуры данного хозяйствующего субъекта.
Злоупотребление доминирующим положением на рынке запрещено антимонопольным законодательством, в частности ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии со ст.ст. 11, 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" возложен на антимонопольный орган, вследствие чего доводы представителей ФГУП "Горьковская железная дорога" о нарушении условий подведомственности и об отсутствии у Нижегородского ТУ МАП России оснований для возбуждения и рассмотрения дела N АМЗ-50 не могут быть признаны обоснованными.
На основании дилерского контракта N 392 от 26.11.2002 г. ООО "Содружество-96" получает от ГПО "Артемсоль", находящегося в Республике Украина, товар ("Концентрат минеральный "Галит" - соль поваренная для промышленного потребления). Данный товар поступает в адрес ООО "Содружество-96" железнодорожным транспортом.
В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ, учитывая, что в результате перевозки груз пересекает Государственную границу РФ, перевозка соли от ГПО "Артемсоль" до ООО "Содружество-96" относится к числу перевозок в международном сообщении.
Перевозки указанного груза от станции Соль Донецкой области (Украина) до станции Гуково (Россия) осуществлялись по накладным СМГС (Соглашение о международном грузовом сообщении). B данных накладных, помимо прочего, указаны:
- отправитель - ГПО "Артемсоль" (г. Соледар Донецкой области),
- получатель - ООО "Содружество-96" (г. Ростов-на-Дону),
- станция отправления - ст. Соль (Украина),
- станция назначения - ст. Гуково.
В период с мая по октябрь 2003 г. в адрес ООО "Содружество-96" из Республики Украина прибывали вагоны с солью, которые после прохождения таможенного оформления ООО "Содружество-96" отправляло железнодорожным транспортом в адрес ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат". Согласно железнодорожным накладным, по которым произведены данные отправки груза в адрес ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат", отправителем груза является ООО "Содружество-96", получателем - ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат", станцией отправления - ст. Гуково, станцией назначения - ст. Чепецкая.
Комиссия считает, что указанные перевозки груза между ст. Гуково ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" и ст. Чепецкая ФГУП "Горьковская железная дорога" относятся к внутренним (внутрироссийским) перевозкам, поскольку по пути следования груз не пересекал Государственную границу РФ.
Доводы представителей ФГУП "Горьковская железная дорога" о том, что перевозка между ст. Гуково ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" и ст. Чепецкая ФГУП "Горьковская железная дорога", несмотря на произведенное переоформление накладных, продолжает оставаться международной, поскольку договор международной перевозки груза не был прекращен (в силу того обстоятельства, что груз не выдавался получателю - ООО "Содружество-96") и перевозимый груз является импортным, Комиссия отклоняет по следующим основаниям.
По прибытии с Украины на ст. Гуково товар проходил таможенное оформление, о чем свидетельствуют отметки Ростовской таможни на грузовых таможенных декларациях и накладных СМГС о разрешении выпуска. В соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса РФ товары, выпущенные в свободное обращение на территории РФ, являются российскими товарами.
Перевозка груза от ГПО "Артемсоль" до ООО "Содружество-96" осуществлялись по накладным СМГС, применяемым при перевозках в прямом международном железнодорожном сообщении. Соответственно, довод представителей ФГУП "Горьковская железная дорога" о том, что рассматриваемые в рамках дела N АМЗ-50 перевозки осуществляются в непрямом международном сообщении, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст.2 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозки в прямом международном сообщении определяются как перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
Между тем, на отправляемые со ст. Гуково в адрес ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" грузы оформлялись новые накладные по форме ГУ-29-О, применяемой для внутрироссийских перевозок.
Согласно ст. 31 Устава железнодорожного транспорта РФ по заявлению грузоотправителя или грузополучателя перевозчик может переадресовать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) станции назначения. По смыслу приведенной нормы, если осуществляется переадресация груза, то в первоначальный договор вносятся изменения, касающиеся только грузополучателя и (или) станции назначения. Внесение иных изменений в договор перевозки при переадресации не предусмотрено.
Однако, в оформляемых на ст. Гуково накладных указаны не только новые грузополучатель и станция назначения (ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат", ст. Чепецкая), но и другие грузоотправитель и станция отправления (вместо ГПО "Артемсоль", ст. Соль в качестве грузоотправителя и станции назначения указаны, соответственно, ООО "Содружество-96", ст. Гуково).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что между ООО "Содружество-96" и ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" фактически заключались новые договоры перевозки груза со ст. Гуково до ст. Чепецкая и данные перевозки осуществлялись во внутрироссийском сообщении.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации расчет провозной платы за перевозки груза со ст. Гуково до ст. Чепецкая должен осуществляться по тарифам, предусмотренным Прейскурантом N 10-01 для внутрироссийского сообщения.
Таким образом, взыскав с ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" недобор по провозной плате, исчисленной за перевозки груза со ст. Гуково до ст. Чепецкая по тарифам, предусмотренным Прейскурантом N 10-01 для международного сообщения, ФГУП "Горьковская железная дорога" тем самым нарушило установленный нормативными актами порядок ценообразования, что в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" является недопустимым.
По расчетам, представленным ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" и предварительно проверенным членами Комиссии на соответствие финансовым документам, сумма дополнительно взысканной с ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" провозной платы, исчисленной по тарифам, предусмотренным Прейскурантом N 10-01 для международного сообщения, на момент рассмотрения дела с учетом НДС составляет 12 866 215,20 руб. (Двенадцать миллионов восемьсот шестьдесят шесть тысяч двести пятнадцать рублей 20 копеек).
Представители ФГУП "Горьковская железная дорога" согласились с размером взысканной с ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" суммы, а именно 12866215,20 руб. с учетом НДС.
Поскольку указанная сумма получена ФГУП "Горьковская железная дорога" неправомерно, то в соответствии со ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" доход, полученный ФГУП "Горьковская железная дорога" в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет. При этом указанный доход определяется как разница в размерах провозной платы, рассчитанной по тарифам, предусмотренным для внутрироссийских перевозок, и провозной платы, рассчитанной по тарифам, предусмотренным для международных перевозок, взысканной ФГУП "Горьковская железная дорога" с ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат", без учета НДС и составляет 10 721 846 (Десять миллионов семьсот двадцать одна тысяча восемьсот сорок шесть) рублей.
Факт нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части необоснованного требования передачи финансовых средств в качестве самостоятельного правонарушения не подтвердился, поскольку выставление ФГУП "Горьковская железная дорога" в адрес ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" претензии по недобору тарифа является следствием нарушения ФГУП "Горьковская железная дорога" установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ГКАП РФ от 25.06.96.N 91, Комиссия решила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа ГКАП РФ N 91 следует читать: "от 25.07.96"
1. Признать федеральное государственное унитарное предприятие "Горьковская железная дорога" (603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, д. 78) нарушившим п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. Выдать федеральному государственному унитарному предприятию "Горьковская железная дорога" (603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, д. 78) предписание о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства, и перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
(подпись) |
Члены Комиссии |
(подписи) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского территориального управления МАП России от 5 ноября 2003 г. N АМЗ-50
Текст решения опубликован не был