Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Нижегородской области N 1197-4 "О библиотечном деле в Нижегородской области", внесенный фракцией "Единая Россия" в Законодательном Собрании области.
2. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам до 15 сентября 2008 года.
3. Комитету Законодательного Собрания по социальным вопросам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания |
B.H. Лунин |
См. также Закон Нижегородской области от 1 ноября 2008 г. N 147-З "О библиотечном деле в Нижегородской области"
Проект N 1197-4
принят в первом чтении
Нижегородская область
Закон
О библиотечном деле в Нижегородской области
Принят Законодательным Собранием |
28 августа 2008 года |
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает основные принципы и нормы деятельности библиотек, права и обязанности граждан, юридических лиц, а также органов государственной власти и местного самоуправления в сфере библиотечного дела, регулирует экономические основы и гарантии библиотечного дела в Нижегородской области.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие понятия и определения, установленные федеральным законодательством, а также следующие основные понятия и определения:
1) библиотечное дело Нижегородской области - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка и повышение квалификации кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
2) библиотечная сеть Нижегородской области - совокупность взаимодействующих библиотек в Нижегородской области, объединенная общностью задач и организационных решений, в целях более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов;
3) библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
4) общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
5) государственная библиотека - общедоступная библиотека Нижегородской области, учрежденная органом государственной власти Нижегородской области и финансируемая из бюджета Нижегородской области;
6) муниципальная библиотека - библиотека, учрежденная органом местного самоуправления Нижегородской области в порядке и финансируемая из бюджетов соответствующих муниципальных образований Нижегородской области;
7) центральная библиотека - ведущая универсальная библиотека области, муниципального района, городского округа или поселения, наделенная решением органа государственной власти Нижегородской области или местного самоуправления соответствующим статусом, являющаяся методическим центром и выполняющая координационные функции по отношению к другим библиотекам;
8) библиотека городского округа - общедоступная муниципальная библиотека, осуществляющая библиотечное обслуживание населения на территории соответствующего городского округа;
9) библиотека поселения - автономная (самостоятельная) или являющаяся филиалом централизованной библиотечной системы муниципальная общедоступная библиотека, создаваемая для обслуживания всей или части территории поселения;
10) межпоселенческая библиотека - автономная (самостоятельная) или возглавляющая централизованную библиотечную систему центральная общедоступная библиотека, создаваемая органом местного самоуправления муниципального образования;
11) централизованная библиотечная система (ЦБС) - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование;
12) учредитель библиотеки - физическое или юридическое лицо, органы управления культурой, создающие библиотеку, обеспечивающие ее деятельность и развитие, имеющие право собственности или иное вещное право на ее имущество;
13) пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
14) библиотечное обслуживание - система услуг, предоставляемая пользователю библиотекой в соответствии с ее функциями и задачами;
15) документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;
16) обязательный областной бесплатный экземпляр документа (далее - обязательный областной экземпляр) - экземпляры изготовленных на территории Нижегородской области или за пределами ее территории по заказу организаций, находящихся в ведении Нижегородской области, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации Нижегородской области в порядке и количестве, установленных настоящим законом;
17) обязательный бесплатный экземпляр документа муниципального образования (далее - обязательный экземпляр муниципального образования) - экземпляры изготовленных на территории муниципального образования или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении муниципального образования, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации муниципальных образований в порядке и количестве, установленных настоящим законом;
18) правила пользования библиотекой - согласованный с учредителем документ, принимаемый библиотекой на основе ее устава и регулирующий отношения пользователей и библиотеки, их обязанности и права;
19) страховой фонд библиотек - аудиовизуальная продукция, а также электронные издания, дублирующие печатные документы и рукописные материалы, требующие особого режима хранения, и предназначенные для выдачи пользователям взамен оригиналов;
20) норматив комплектования - установленная расчетная величина финансовых средств, необходимая государственной и муниципальной общедоступной библиотеке для организации библиотечного обслуживания населения.
Глава 2. Государственное управление библиотечным делом
Нижегородской области
Статья 3. Государственная политика Нижегородской области в сфере библиотечного дела
1. В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых библиотеками.
2. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления обеспечивают:
1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.
3. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере библиотечного дела
К ведению Законодательного собрания Нижегородской области относится:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих библиотечную деятельность на территории области, утверждение областных долгосрочных программ развития библиотечного дела;
2) утверждение ассигнований областного бюджета, направляемых на содержание библиотек и на финансирование региональных программ развития библиотечного дела в Нижегородской области. Финансирование библиотечного обслуживания населения выделяются# отдельной строкой в бюджете Нижегородской области на очередной год в соответствии с социальными нормативами;
3) установление льгот по налогам и другим платежам в областной бюджет, предприятиям и учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивающим деятельность библиотек или направляющим средства на развитие библиотечного дела Нижегородской области, а также меры социальной защиты библиотечных работников.
Статья 5. Полномочия Правительства Нижегородской области в сфере библиотечного дела
К полномочиям Правительства области в сфере библиотечного дела относятся:
1) разработка в установленном порядке областных программ развития библиотечного дела, а также программ, являющихся составной частью областных программ сохранения и развития культуры в Нижегородской области;
2) учреждение и финансирование государственных областных библиотек, определение предмета и цели их деятельности, управление этими библиотеками;
3) присвоение статуса центральных областных библиотек в порядке установленном настоящим Законом, и утверждение их уставов;
4) создание, реорганизация и ликвидация государственных библиотек Нижегородской области;
5) разработка и осуществление мер по обеспечению формирования и сохранности библиотечных фондов государственных библиотек Нижегородской области;
6) осуществление контроля за соблюдением государственных библиотечных стандартов и нормативов;
7) создание условий для обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек, их оснащение современными техническими средствами и оборудованием, необходимым для осуществления библиотечного обслуживания населения;
8) реализация принципов региональной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда, а также установление социальных гарантий и льгот для работников библиотек;
9) поддержка библиотек негосударственных форм собственности, обеспечивающих бесплатное общедоступное обслуживание населения;
10) поддержка развития библиотечного обслуживания особых групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности и др.);
11) осуществление иных полномочий по организации и развитию библиотечного обслуживания в Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела относятся:
1) обеспечение реализации прав граждан муниципального образования на библиотечное обслуживание;
2) учреждение и финансирование муниципальных библиотек и муниципальных библиотечных систем, определение предмета и цели их деятельности, управление этими библиотеками и библиотечными системами;
3) разработка и принятие программ развития библиотечного дела на территории муниципального образования, контроль за их реализацией, целевым финансированием;
4) присвоение статуса центральных муниципальным библиотекам и утверждение их уставов;
5) создание условий для обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек, их оснащение современными техническими средствами и оборудованием, необходимым для осуществления библиотечного обслуживания населения;
6) содействие и поддержка библиотек иных форм собственности, обеспечивающих бесплатное обслуживание населении# на территории муниципального образования;
7) установление льгот по налогам в бюджет для библиотек любой принадлежности, а также предприятий и организаций, обеспечивающих их деятельность за счет средств местного бюджета, с учетом их целевого использования;
8) установление дополнительных к федеральным, региональным льготам иных льгот, видов и норм материального обеспечения работников библиотечных учреждений;
9) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им своих полномочий по организации библиотечного обслуживания, комплектованию библиотечных фондов библиотек поселений за счет субвенций, представляемых из фондов этих поселений в бюджет муниципального района.
Глава 3. Библиотеки Нижегородской области
Статья 7. Основные виды библиотек
Библиотеки в Нижегородской области могут быть учреждены органами государственной власти Нижегородской области, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие виды библиотек:
1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти Нижегородской области;
2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления (поселенческие, библиотеки городского округа, центральные библиотеки поселений, межпоселенческие библиотеки муниципального района);
3) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
4) библиотеки общественных объединений;
5) частные библиотеки;
6) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 8. Центральные библиотеки Нижегородской области
1. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.
2. Центральной библиотекой Нижегородской области является Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени В.И. Ленина.
Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека является:
1) главным государственным книгохранилищем Нижегородской области с правом получения двух обязательных бесплатных экземпляров всех документов, издающихся на территории Нижегородской области;
2) библиотекой - депозитарием документов краеведческого характера, формирует, хранит и предоставляет пользователям библиотек наиболее полное собрание документов о Нижегородской области, организует их библиографический учет и отражение в сводных каталогах, базах и банках данных, а также осуществляет их научное изучение;
3) территориальным научно-исследовательским, методическим, информационным и издательским центром в области библиотековедения и библиографии;
4) научно-исследовательским и организационно-методическим центром для библиотек Нижегородской области по библиотечным проблемам, содействующим развитию библиотечного дела, участвующим в разработке областных программ в сфере библиотечного дела, способствующим внедрению в библиотечные процессы новых технологий, взаимодействию библиотек в создании и использовании библиотечных ресурсов на территории Нижегородской области.
3. В Нижегородской области статусом центральных специализированных библиотек обладают:
1) по обслуживанию особых групп пользователей - Нижегородская государственная областная детская библиотека, Нижегородская государственная специализированная библиотека для слепых;
2) по отраслевому принципу - фундаментальная библиотека Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижегородская областная медицинская библиотека.
4. Центральные государственные областные библиотеки - Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени В.И. Ленина, Нижегородская государственная областная детская библиотека, Нижегородская государственная областная специальная библиотека для слепых, имущество которых является областной собственностью, и которые относятся к наиболее ценным объектам культуры Нижегородской области.
Здания, сооружения и другое имущество государственных областных библиотек находятся в их оперативном управлении; занимаемые ими земельные участки - в их бессрочном и безвозмездном пользовании. Изменение форм собственности центральных областных библиотек, их ликвидация либо перепрофилирование не допускаются, целостность и неотчуждаемость их фондов гарантируется.
5. Органы местного самоуправления муниципального района, городского округа имеют право присваивать ведущей универсальной библиотеке на территории муниципального образования - статус центральной районной (городской) библиотеки, ведущей детской библиотеке на территории муниципального образования - статус центральной районной (городской) детской библиотеки.
6. Центральная библиотека муниципального района, городского округа является центральным книгохранилищем, методическим, справочно-информационным центром на территории соответствующего муниципального образования Нижегородской области.
7. Центральные библиотеки муниципальных образований имеют право на получение обязательного экземпляра документов муниципального образования в порядке, определенном законодательством.
Статья 9. Имущество библиотеки
1. Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней .имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Финансовые средства государственных и муниципальных библиотек образуются за счет:
1) бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
2) внебюджетных поступлений за оказание платных форм культурной деятельности и услуг по договорам с физическими и юридическими лицами;
3) добровольных пожертвований, субсидий;
4) иных доходов и поступлений в соответствии с федеральным законодательством.
3. Порядок использования финансовых средств библиотеки регламентируется ее уставом и бюджетным обязательством.
4. Финансовые средства, поступившие в библиотеку из дополнительных источников, не влекут за собой уменьшение бюджетного финансирования.
Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере библиотечного дела
Статья 10. Право на библиотечное обслуживание
1. Все граждане независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеют право на библиотечное обслуживание на территории Нижегородской области.
2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
1) созданием государственной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
2) многообразием видов библиотек;
3) государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.
3. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.
Статья 11. Право на библиотечную деятельность
1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Нижегородской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских читательских советов или иных объединений пользователей библиотек, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного дела в регионе, профессиональной консолидации, защиты социальных и профессиональных прав, а также вступать в общероссийские и международные общественные библиотечные объединения.
Статья 12. Права пользователей библиотек
1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.
3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.
4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
1) стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
2) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4) бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
5. В государственных и муниципальных библиотеках пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке как государственном языке Российской Федерации, а в республиках Российской Федерации также и на государственном языке данной республики Российской Федерации.
6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.
Статья 13. Ответственность пользователей библиотек
1. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.
2. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 14. Правила пользования библиотек
Каждая библиотека утверждает по согласованию с учредителем Правила пользования библиотекой, в которых определяются взаимные обязательства библиотеки и её пользователей, режим их обслуживания, условия и порядок пользования библиотечным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, оборудованием и помещением библиотеки, а также виды и размеры компенсации при нанесении пользователями убытков библиотеке, суммы залога при предоставлении редких и особо ценных документов из библиотечного фонда или в других необходимых случаях.
Глава 5. Обязанности и права библиотек
Статья 15. Статус библиотек
Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Статус других библиотек определяется их учредителями.
Статья 16. Обязанности библиотек
1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.
Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.
2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политические многообразие.
3. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры:
1) обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных и целевых региональных программ Нижегородской области, программ сохранения и развития культуры;
2) не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством.
4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.
5. Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.
Статья 17. Права библиотек
1. Библиотеки имеют право:
1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;
3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
7) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;
8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;
12) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.
2. Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.
Статья 18. Взаимодействие библиотек с другими библиотеками, органами научно-технической информации и архивами
В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с другими библиотеками, органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями.
Глава 6. Библиотечные фонды
Статья 19. Формирование библиотечных фондов
1. Библиотечные фонды библиотек Нижегородской области, отнесенные к памятникам истории и культуры, являются историческим, культурным и научным достоянием населения Нижегородской области и находятся на особом, устанавливаемом специально уполномоченным органом государственной власти Нижегородской области режиме охраны, хранения и использования.
2. Библиотечные фонды общедоступных библиотек формируются на основе печатных и иных носителей информации и должны содержать источники информации по всем основным отраслям знаний.
3. Финансирование комплектования и обеспечение сохранности фондов государственных и муниципальных библиотек Нижегородской области осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов Нижегородской области и других источников в соответствии с действующим законодательством.
4. Финансирование статьи годового бюджета библиотек Нижегородской области на комплектование документного фонда устанавливается в зависимости от объемов доходной части областного бюджета на основании социальных нормативов на комплектование документных фондов.
5. Комплектование фондов государственных библиотек Нижегородской области осуществляется на основе ежегодного планового комплектования, путем:
1) получения обязательного областного экземпляра и обязательного экземпляра муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ, настоящим законом;
2) покупки документов за наличный и безналичный расчет;
3) книгообмена;
4) безвозмездной передачи библиотеке документов физическими и юридическими лицами;
5) подписки на периодические и продолжающиеся издания;
6) иными способами, не противоречащими действующему законодательству.
6. При комплектовании библиотечных фондов учитываются потребности населения, читательский спрос, социальные нормативы на комплектование библиотек, данные об использовании уже имеющегося собрания документов, а также рекомендации попечительского или читательского советов библиотеки.
7. Библиотечный фонд обязан содержать краеведческие местные периодические издания, материалы, книги и другие документы, имеющие отношение к данной местности.
8. Издательским, полиграфическим, книготорговым и посредническим предприятиям, осуществляющим снабжение библиотек области документами, могут представляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Статья 20. Учет, хранение и отчуждение документов из фондов библиотек
1. Учет, хранение и отчуждение документов, находящихся фондах библиотек, осуществляются в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами.
2. Учредитель обязан предоставить помещение, соответствующее режиму сохранности фондов библиотек.
3. Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с федеральным законодательством.
4. В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры.
5. Порядок отчуждения библиотечных фондов и документов, входящих в их состав, устанавливается законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, уставами и правилами пользования библиотек.
6. Устаревшие по содержанию, утратившие научную ценность, а также изношенные документы могут быть исключены из библиотечных фондов по решению специально создаваемых комиссий в порядке, утверждаемом библиотеками по согласованию с их учредителями.
7. Государственные библиотеки не могут исключать из библиотечных фондов областной обязательный экземпляр.
8. Документы, отнесенные к объектам культурного достояния Нижегородской области, памятникам истории и культуры, а также включенные в Перечень объектов государственной собственности Нижегородской области, не подлежат отчуждению.
9. Библиотеки вправе передавать документы, исключенные из библиотечных фондов, за плату или в порядке обмена другим организациям или гражданам.
Статья 21. Страховые фонды библиотек
1. В целях сохранности и долговременности использования библиотечных фондов в библиотеках области могут создаваться страховые библиотечные фонды на некнижных носителях информации.
2. Переносу на некнижные формы носителей информации подлежат:
1) местные периодические издания со дня их основания;
2) ценные и редкие издания, относящиеся к памятникам истории и культуры.
3. Координация деятельности библиотек по созданию страховых фондов осуществляется центральной универсальной библиотекой Нижегородской области - Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотекой.
4. Создание страховых библиотечных фондов осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального, областного бюджета, внебюджетных источников.
Статья 22. Состав обязательного бесплатного экземпляра Нижегородской области и порядок его доставки в центральные библиотеки
1. Виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра и обязательного экземпляра муниципального образования:
1) издания (текстовые, электронные нотные, картографические, изобразительные), прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
2) издания для слепых и слабовидящих, изготовленные рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и в виде "говорящей книги";
3) официальные документы, принятые органами государственной власти Нижегородской области и муниципальные правовые акты муниципальных образований Московской области;
4) аудиовизуальная продукция (кино-, фото-, фонодокументы);
5) электронные издания;
6) неопубликованные документы;
7) патентные документы.
2. Органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра муниципального образования.
3. Производители обязательного областного бесплатного экземпляра документа и обязательного бесплатного экземпляра муниципального образования осуществляют деятельность, связанную с его производством и доставкой, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов".
4. Производители документов относят затраты на подготовку (выпуск), рассылку, передачу, доставку обязательного областного экземпляра и обязательного экземпляра муниципального образования на себестоимость документов, входящих в состав обязательного областного экземпляра и обязательного экземпляра муниципального образования.
Глава 7. Порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек
Статья 23. Порядок создания библиотек
1. На территории Нижегородской области создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
2. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.
Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники финансирования, основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителями, порядок управления библиотекой.
Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.
Статья 24. Реорганизация и ликвидация библиотек
1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.
3. При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля.
4. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон.
5. Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.
6. Неправомерное решение о ликвидации государственных и муниципальных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.
Глава 8. Меры социальной защиты библиотечных работников
Нижегородской области
Статья 25. Меры социальной поддержки библиотечных работников Нижегородской области
1. На библиотечных работников государственных и муниципальных библиотек распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области для работников культуры.
2. Работники библиотек, работающие и проживающие в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области, а также члены их семей имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Нижегородской области для специалистов государственных областных и муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий закон вступает в силу с 01 января 2009 года.
Губернатор области |
В.П. Шанцев |
Нижний Новгород
_____________года
N ______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 августа 2008 г. N 1176-IV "О принятии в первом чтении проекта закона Нижегородской области N 1197-4 "О библиотечном деле в Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 27 от 14 февраля 2009 г.