В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), Уставом Балахнинского района, Положением об отделе народного образования администрации Балахнинского района, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение Об инспектировании муниципальных образовательных учреждений, подведомственных отделу народного образования администрации Балахнинского района
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам В.И. Блинкова
И.о. главы администрации |
С.А. Афонин |
Положение
об инспектировании муниципальных образовательных учреждений,
подведомственных отделу народного образования администрации
Балахнинского района
(утв. постановлением и.о. главы администрации Балахнинского района
N 129 от 25 октября 2005 г.)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает нормативное регулирование деятельности отдела народного образования администрации Балахнинского района по осуществлению им инспекционных функций.
1.2. Под инспектированием понимается проведение отделом народного образования проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке инспекционного контроля в пределах своей компетенции за соблюдением подведомственными образовательными учреждениями и их руководителями положений, норм и правил, установленных законодательством.
1.3. Инспектирование муниципальных образовательных учреждений, подведомственных отделу народного образования администрации Балахнинского района, проводится управлением образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122 - ФЗ), правовыми актами органов местного самоуправления, Положением об управлении образования администрации Балахнинского района, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, настоящим Положением.
1.4. Инспектирование образовательных учреждений проводится в целях:
- реализации принципов государственной политики в области образования,
- соблюдение конституционных прав граждан на образование и мер социальной поддержки участников образовательного процесса,
- сохранения единого образовательного пространства Балахнинского района через соблюдение государственных образовательных стандартов,
- совершенствования механизма управления качеством образования в пределах компетенции отдела народного образования администрации Балахнинского района,
- проведения анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования в округе.
2. Основные задачи инспектирования
Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации, Нижегородской области об образовании, соблюдением государственных образовательных стандартов, нормативов,
- выявление случаев нарушений и (или) неисполнения законодательных, нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению,
- анализ и оценка эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений, руководящих работников,
- инструктирование руководящих работников по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций по организации деятельности в рамках действующего законодательства,
- организация мониторинга по актуальным для образовательной политики направлениям,
- выявление тенденций, развивающихся в системе образования округа, прогнозирование перспектив развития,
- разработка предложений, направленных на защиту системы образования в округе и сохранение единого образовательного пространства.
- анализ результатов реализации законодательства РФ Нижегородской области, правовых актов органов местного самоуправления Балахнинского муниципального района и иных нормативных правовых актов в области образования для повышения эффективности использования этих актов на практике.
3. Организационные виды, формы и методы инспектирования
3.1. Организационная форма инспектирования - инспекционный контроль.
3.2. Инспекционный контроль - проверка результатов деятельности образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов.
Инспекционный контроль - осуществляется путем документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контроля освоения обучающимися образовательных программ, проведение ревизии финансовохозяйственной деятельности учреждения и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.
3.3. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических проверок - одно направление деятельности, комплексных проверок - два и более направлений деятельности.
3.4. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга и аудита. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает дублирование в организации проверок. Оперативное инспектирование осуществляется для установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Организация мониторинга:
- постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью образовательных учреждений,
- сбор и обработка систематической и оперативной информации для выработки управленческих решений, направленных на соблюдение нормативов, государственных образовательных стандартов, организация контроля за качеством образования.
3.5. Инспектирование проводится на основании приказа начальника отдела народного образования, в котором утверждается комиссия (председатель и состав), сроки проверки, тема проверки, сроки предоставления итогового документа, план работы комиссии.
3.6. План-задание инспектирования доводится до сведения руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за 10 дней до начала инспектирования.
План-задание устанавливает специфику конкретной проверки и должен обеспечивать достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения.
Показателями являются отобранные элементы количественной и статистической информации, которые можно сравнивать между собой. Для того, чтобы оценка результатов деятельности была объективной, необходимо использовать различные источники информации.
3.7. Продолжительность тематических, комплексных проверок не должна превышать 10 дней.
3.8. В состав комиссии могут включаться специалисты отдела народного образования, специалисты других заинтересованных ведомств.
3.9. В ходе инспектирования председатель и члены комиссии (специалисты) вправе запрашивать у соответствующих должностных лиц документы, относящиеся к деятельности инспектируемого учреждения.
4. Компетенция и полномочия отдела народного образования при
проведении инспектирования
4.1. Отдел народного образования осуществляет инспектирование деятельности муниципальных образовательных учреждений в порядке инспекционного контроля по вопросам:
- реализации права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования, деятельности образовательных учреждений, направленной на осуществление государственной политики в области образования,
- обеспечения гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения,
- деятельности руководителей муниципальных образовательных учреждений в рамках компетенции органов местного самоуправления Балахнинского муниципального района
- реализации федеральных, региональных и муниципальных программ,
- контроля за соблюдением установленного порядка промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,
- контроля за соблюдением санитарных норм и правил, охраной здоровья, организацией питания учащихся и воспитанников,
- повышение квалификации педагогических работников.
4.2. Отдел народного образования, как учредитель образовательных учреждений, вправе осуществлять инспектирование по вопросам:
- сохранность и эффективное использование имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения (зданий, помещений, сооружений, другого имущества),
- соблюдение условий аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества,
- использование финансовых средств, выделяемым учредителем и полученных из других источников,
- соблюдение требований, установленных Уставом, другими учредительными документами, а также договором, заключенным между учредителем и образовательным учреждением,
- осуществления экспертной оценки целесообразности реорганизации и ликвидации муниципального образовательного учреждения.
5. Результаты инспектирования
5.1. Результаты инспектирования оформляются в виде аналитической справки о результатах проверки, служебной записки или состояния дел по проверяемому вопросу.
5.2. Итоговый документ содержит анализ состояния дел по теме инспектирования и предложения отдела народного образования по совершенствованию деятельности образовательного учреждения.
5.3. Итоговые материалы инспектирования, приказ отдела народного образования доводятся до руководителей образовательных учреждений не позднее, чем через 2 недели после окончания инспектирования.
5.4. Руководитель образовательного учреждения или лицо, уполномоченное действовать от имени учреждения, после ознакомления с результатами инспектирования должен поставить подпись под итоговым материалом. При этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам.
5.5. Образовательное учреждение в месячный срок после подведения итогов инспектирования представляет в отдел народного образования план мероприятий по выполнению рекомендаций инспекторской проверки.
5.6. По итогам инспектирования в зависимости от целей, задач, и с учетом реального положения дел могут проводиться педагогические советы, рабочие совещания с педагогическим коллективом, совещания руководителей образовательных учреждений и т.п.
5.7. Отдел народного образования по результатам проверки может принять решение, в том числе:
- об издании соответствующего приказа,
- об обсуждении материалов инспектирования коллегией отдела народного образования,
- о направлении письма или иных материалов инспектирования в органы, компетентные принимать решения по представленным в них вопросам,
- о дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений.
5.8. Проверка исполнения предложений инспекторской проверки проводится в сроки, установленные приказом отдела народного образования.
5.9. Результаты проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, сообщаются этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.
5.10. Результаты тематической проверки ряда образовательных учреждений могут быть оформлены одним документом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Балахнинского района Нижегородской области от 25 октября 2005 г. N 129 "Об утверждении Положения об инспектировании муниципальных образовательных учреждений, подведомственных отделу народного образования администрации Балахнинского района"
Текст решения официально опубликован не был