Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы администрации Балахнинского района
Нижегородской области
от 1 февраля 2007 г. N 11
Положение
о порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за
ходом реализации целевых программ
Балахнинского муниципального района
I. Общие положения
Настоящий Порядок распространяется на среднесрочные районные целевые программы.
1. Районная среднесрочная целевая программа (далее - целевая программа) представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных социальных, экономических, культурных, экологических и других проблем Балахнинского муниципального района, развитие отраслей городского хозяйства, муниципальных образований, входящих в состав Балахнинского муниципального района.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
2. Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:
-выбор проблемы, подготовка аналитической записки о целесообразности решения выделенной проблемы программно-целевым методом, согласование и экспертиза управлением экономики и прогнозирования, подготовка распоряжения о разработке целевой программы;
-разработка проекта целевой программы;
-согласование и экспертиза проекта целевой программы;
-рассмотрение и утверждение целевой программы Земским собранием Балахнинского муниципального района;
-управление реализацией целевой программы;
- контроль за выполнением целевой программы.
Определения, используемые в Положении:
Программно-целевой метод - это научно-программный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами.
Метод сценариев - это метод декомпозиции (разделения на части) задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития.
Программные мероприятия - это инновационные мероприятия, направленные на развитие экономики района, повышение эффективности проводимой работы.
Приоритетные мероприятия - это наиболее значимые мероприятия, направленные на решение наиболее важных задач.
Реестр целевых программ - это каталог действующих районных целевых программ, утвержденных Земским собранием Балахнинского района (далее - Реестр).
В Реестр отдельным разделом включаются федеральные целевые программы (далее - ФЦП) и областные целевые программы (ОЦП), мероприятия которых реализуются на территории Балахнинского муниципального района, в том числе за счет районного бюджета.
Перечень целевых программ - это ежегодно формируемый список районных целевых программ, предлагаемых для включения на финансирование из районного бюджета на очередной финансовый год, и федеральных и областных целевых программ, мероприятия которых реализуются на территории района (далее - Перечень).
II. Выбор проблем для программной разработки
и подготовка аналитической записки
1. Предложения о разработке целевой программы рассматривает заместитель главы администрации, курирующий данное направление, в случае его одобрения, принимает решение необходимости подготовки аналитической записки о целесообразности программной разработки проблемы.
2. Аналитическая записка должна включать следующие основные разделы:
- обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Балахнинского муниципального района;
- обоснование целесообразности решения проблемы программноцелевым методом;
- характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программноцелевого метода;
- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;
- предложения по источникам финансирования целевой программы;
- предложения по участию структурных подразделений администрации района, государственных, муниципальных учреждений и организаций в формировании и реализации целевой программы;
- предложения по разработчикам целевой программы, формам и методам управления реализацией целевой программы.
3. Управление экономики и прогнозирования согласовывает и проводит экспертизу о необходимости решения проблемы программноцелевым методом.
4. На основе экспертизы управления экономики и прогнозирования, подготавливается проект распоряжения о разработке целевой программы. Решение о разработке новой целевой программы оформляется распоряжением администрации Балахнинского муниципального района. Глава администрации определяет координатора программы - заместителя главы администрации.
III. Формирование целевой программы
Целевая программа состоит из следующих разделов:
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа, и оценка сложившейся ситуации.
2. Основные цели программы, выраженные в конкретной измеряемой форме, оценка социальных, экономических и экологических результатов реализации целевой программы.
3. Задачи, которые необходимо решить для достижения целей, обозначенных в программе, с указанием сроков и этапов их реализации, индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное решение задачи.
4. Перечень мероприятий программы, которые необходимо реализовать для решения каждой из задач, и конкретный результат, который должен быть получен вследствие реализации этих мероприятий.
5. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения целевой программы.
6. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение поставленных целей.
7. Механизм управления программой.
Целевая программа также содержит паспорт районной целевой программы по форме согласно приложению к настоящему Положению.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования:
Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития Балахнинского муниципального района, Генеральным планом развития г.Балахна, целесообразности программного решения проблемы на районном уровне, описание социальных, экономических и экологических результатов реализации программы, общую оценку вклада программы в экономическое развитие района. Раздел должен содержать анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с реализацией программы (финансовых, организационных, иных).
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Цели программы должны:
- соответствовать компетенции заказчика целевой программы;
- быть реально достижимыми;
- быть представлены в измеряемой форме для обеспечения объективной проверки достижения целей.
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень задач, обоснованные значения целевых индикаторов и показателей для каждого этапа их решения, сроки решения каждой из задач.
Четвертый раздел целевой программы должен содержать мероприятия (в т.ч. приоритетные), которые предлагается реализовать для решения каждой из задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Мероприятия должны быть увязаны по срокам, ресурсам и в итоге обеспечивать достижение целевых индикаторов и показателей соответствующих задач программы.
В пятом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсов, необходимых для реализации программы, сроков и источников финансирования - в погодовой разбивке по источникам финансирования, а также направлениям использования (по разделам, статьям бюджетной классификации) для мероприятий, источником финансирования которых является бюджет Балахнинского муниципального района.
Если среди источников финансового обеспечения целевой программы предусмотрены средства вышестоящих бюджетов, реальность их использования должна быть подкреплена наличием соответствующих нормативно-правовых актов либо соглашений с соответствующими органами исполнительной власти.
Если среди источников финансового обеспечения целевой программы предусмотрены средства предприятий, возможность их использования должна быть подтверждена соглашениями (договорами) о намерениях между заказчиком программы и этими организациями.
Шестой раздел целевой программы включает описание внешних факторов, которые могут влиять на ход реализации программы, достижение поставленных целей, а также сценарии возможного хода реализации программы (например, оптимистический, реалистический, пессимистический) в зависимости от изменения внешних факторов. Вариантность предполагает представление по каждому программному мероприятию альтернативных способов его реализации, а также вариантов его финансирования, отличающихся по размеру необходимых средств. Разработчик программы должен спрогнозировать социально-экономический эффект от реализации программы при разных сценарных подходах.
В седьмом разделе целевой программы дается описание механизма управления целевой программой, включая систему мониторинга программы, схему взаимодействия заказчика (координатора программы) и исполнителей программных мероприятий.
IV. Функции заказчика (координатора) целевой программы
Заказчик (координатор) целевой программы:
1. Подготавливает исходное задание на формирование целевой программы, координирует действия разработчиков.
2. Включает утвержденную целевую программу в Реестр районных целевых программ.
3. Разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий.
4. Разрабатывает проекты правовых актов Балахнинского муниципального района, необходимых для выполнения целевой программы.
5. Согласовывает с основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования, в том числе из бюджета Балахнинского муниципального района.
6. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников (средства организаций), подготавливает проекты соглашений (договоров) с органами исполнительной власти, предприятиями.
7. Несет ответственность за своевременную и качественную реализацию целевой программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
8. Подготавливает в установленные сроки отчеты о ходе реализации целевой программы за отчетный год, об ожидаемом выполнении программных мероприятий в текущем году, о выполнении целевой программы за весь период ее реализации.
9. Подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представляет заявки на финансирование целевых программ, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы.
Заказчик-координатор несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом. Для лучшего взаимодействия отраслей в ходе реализации многоотраслевой целевой программы при координаторе программы может создаваться координационный совет, состав которого утверждается главой администрации района.
V.Согласование, экспертиза и утверждение целевой программы
Согласованный с исполнителями проект целевой программы с документами, проектами документов, подтверждающими финансирование программы за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников, координатор целевой программы направляет в управление экономики и прогнозирования.
Управление экономики и прогнозирования подготавливает заключение по проекту целевой программы. С учетом замечаний и предложений управления экономики и прогнозирования координатор целевой программы совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы. Доработанный проект целевой программы повторно направляется в управление экономики и прогнозирования.
После согласования с управлением экономики и прогнозирования координатор направляет проект целевой программы в правовое и финансовое управление.
Экспертиза проводится в течение 3 дней со дня поступления программы в соответствующую структуру.
По результатам экспертизы программа заслушивается на заседании коллегии администрации Балахнинского района. Коллегия принимает решение о целесообразности ее реализации на территории района и рекомендует к рассмотрению Земским собранием.
Не допускается утверждение целевых программ непосредственно в ходе исполнения бюджета Балахнинского муниципального района в случае, если реализация программных мероприятий предусматривается в текущем финансовом году и требует дополнительного финансирования.
VI. Расходование средств, выделенных на финансирование
целевых программ
Районные целевые программы реализуются за счет средств бюджета района, федерального и областного бюджетов, средств организаций и других внебюджетных источников.
Проектируемые объемы бюджетного финансирования целевых программ должны соответствовать контрольным показателям перспективного финансового плана.
Увязку размеров финансовых ресурсов, направляемых на решение отдельных задач конкретной целевой программы, с проектируемыми лимитами финансового обеспечения по перспективному финансовому плану осуществляет координатор программы.
При работе над проектом бюджета района на очередной финансовый год координатор целевой программы с учетом:
- хода реализации программы в текущем году;
- объема ассигнований, предусмотренных перспективным финансовым планом Балахнинского муниципального района на очередной финансовый год,
осуществляет распределение проектируемых бюджетных средств по конкретным направлениям, задачам и мероприятиям программы, определяет натуральные показатели выполнения мероприятий целевых программ, составляет расчеты и экономические обоснования к предлагаемым объемам бюджетного обеспечения с указанием целей и ожидаемых результатов и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, представляет в управление экономики и прогнозирования администрации района.
Управление экономики и прогнозирования до 1 октября года, предшествующего планируемому, на основании Реестра, по результатам реализации программы и по заявкам координаторов районных целевых программ формирует и направляет в финансовое управление Перечень районных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств бюджета района в очередном финансовом году.
Перечень целевых программ включает:
а) наименования целевых программ,
б) финансирование по разделам (мероприятиям) программы на очередной финансовый год.
Расходование средств бюджета района, предусмотренных соответствующим координатором на реализацию утвержденных целевых программ, осуществляется в пределах утвержденных на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств в порядке, определяемом федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Балахнинского муниципального района.
VII. О реестре и Перечне целевых программ
Реестр целевых программ отражает обобщенные паспортные данные: цель программы, заказчиков, исполнителей, сроки действия, когда и кем утверждена (уровень утверждения), финансирование по годам, источникам и направлениям расходов программы.
Наличие программ в Реестре является основанием для формирования Перечня целевых программ для включения в проект районного бюджета.
Организация и последующее ведение Реестра районных целевых программ, мероприятий федеральных и областных программ, заявляемых для финансирования из районного бюджета, возлагается на управление экономики и прогнозирования администрации Балахнинского муниципального района.
Основные условия включения целевых программ в Реестр:
1. Основное условие включения районной целевой программы в Реестр является ее утверждение Земским собранием Балахнинского муниципального района.
2. ФЦП и ОЦП включаются в районный Реестр, при наличии в ФЦП и ОЦП мероприятий, реализуемых на территории района.
3. Координатор районных целевых программ и основные исполнители мероприятий ФЦП и ОЦП в течение месяца со дня утверждения предоставляют в управление экономики и прогнозирования программы на бумажном и электронном носителе.
4. Районные целевые программы, срок действия которых истек, исключаются из Реестра целевых программ Балахнинского муниципального района.
Основные условия включения целевых программ в Перечень:
В Перечень включаются районные целевые программы, утвержденные Земским собранием Балахнинского района и мероприятия федеральных и областных целевых программ, требующие финансирования из районного бюджета.
В приоритетном порядке для финансирования из районного бюджета в Перечень включаются:
а) программы согласно стратегическим направлениям развития Балахнинского муниципального района;
б) программы, мероприятия которых подлежат завершению в планируемом (прогнозируемом) году;
в) программы, обеспечивающие решение наиболее острых проблем в социальной сфере;
г) программы, обеспечивающие развитие инновационных производств;
д) программы развития социальной инфраструктуры;
е) программы, для реализации которых заказчиком обеспечивается привлечение федеральных, областных и иных дополнительных источников финансирования;
ж) программы, по которым принятые денежные обязательства консолидированного бюджета остались неисполненными по причине недостаточности фактически выделенных средств.
Приоритетность включения целевых программ в Перечень, величина объема средств районного бюджета, выделяемых для финансирования конкретных программ, а также фактическое выделение денежных средств устанавливаются на основе совокупности признаков, указанных в подпунктах "а-ж".
Перечень районных целевых программ, предлагаемых к финансированию из бюджета района, в составе материалов к проекту бюджета района на очередной финансовый год представляется главой администрации в Земское собрание района.
VIII. Управление реализацией целевой программы
и контроль за ходом ее выполнения
Координатор целевой программы, несет ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы.
При необходимости координатор вносит в Земское собрание предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем на один год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с настоящим Порядком. Обоснование продления срока реализации целевой программы или подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме требований, изложенных в пункте 4 настоящего Порядка, данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевой программы. Управление экономики и прогнозирования подготавливает заключение о целесообразности или нецелесообразности продления срока реализации целевой программы или разработки новой целевой программы и направляет его главе администрации Балахнинского муниципального района.
Для обеспечения мониторинга хода реализации целевой программы координатор целевой программы представляет в управление экономики и прогнозирования до 1 марта следующего за отчетным годом краткий отчет о ходе выполнения программных мероприятий.
Отчеты должны включать:
- результаты реализации программы за отчетный год (ожидаемые результаты за год) и их соответствие целевым показателям программы;
- данные о целевом использовании и объемах (с расшифровкой по мероприятиям) средств бюджета района, а также средств, привлеченных из внебюджетных источников;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий, выявленных проблемах и предложениях по их решению.
По результатам анализа отчетов и предложений координаторов целевых программ, а также согласно пункту 7 настоящего Порядка, управления экономики и прогнозирования представляет главе администрации предложения:
- о выделении средств на финансирование целевых программ в предстоящем году (Перечень целевых программ);
- о приостановке финансирования отдельных целевых программ;
- о корректировке сроков реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;
- об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
- о досрочном прекращении реализации целевой программы.
По целевой программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, координатор до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в управление экономики и прогнозирования отчет о выполнении целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Отчет должен включать информацию о результатах целевой программы и подпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы, включая оценку соответствия достигнутых значений целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.