Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Нижегородской области N 1956-4 "О депутатском расследовании Законодательного Собрания Нижегородской области", внесенный Губернатором области.
См. также Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 г. N 75-З "О депутатском расследовании Законодательного Собрания Нижегородской области"
2. Создать рабочую группу по доработке указанного законопроекта в составе председателей комитетов Законодательного Собрания Нижегородской области, представителя Правительства Нижегородской области (по согласованию), представителя прокуратуры Нижегородской области (по согласованию), руководителя фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области. Назначить руководителем рабочей группы заместителя Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области А.В. Вайнберга.
3. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Законодательного Собрания по регламенту и депутатской этике до 22 февраля 2010 года.
4. Комитету Законодательного Собрания по регламенту и депутатской этике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания во втором чтении.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания |
В.Н. Лунин |
Проект N 1956-4
принят в первом чтении
Нижегородская область
Закон
О депутатском расследовании Законодательного Собрания
Нижегородской области
Принят Законодательным Собранием |
2010 года |
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящим Законом регулируются правоотношения, связанные с осуществлением Законодательным Собранием Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание) деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для населения Нижегородской области (далее - область).
2. Настоящей Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.
3. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Нижегородской области или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
Статья 2. Понятие и предмет депутатского расследования
1. Депутатское расследование - одна из форм деятельности Законодательного Собрания в рамках специально созданной комиссии по депутатскому расследованию для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих большую значимость для населения области и носящих негативный характер, а также для выяснения причин и условий их возникновения.
2. Предметом депутатского расследования могут являться события, связанные с фактами и обстоятельствами, представляющими большую значимость для населения области и носящих негативный характер.
3. Депутатскому расследованию не подлежат:
1) деятельность судов по осуществлению правосудия;
2) деятельность Губернатора области;
3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.
4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:
1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;
2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;
3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;
4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).
5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией по депутатскому расследованию (далее - комиссия) без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.
Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования
1. Целями депутатского расследования являются:
1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обеспечение Законодательным Собранием контроля деятельности органов исполнительных# власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них населения области, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;
4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.
3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.
Статья 4. Правовая основа проведения депутатского расследования
Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав Нижегородской области, Закон Нижегородской области от 12 ноября 1996 года N 50-3 "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области", другие законы Нижегородской области.
Статья 5. Срок депутатского расследования
1. Срок депутатского расследования определяется Законодательным Собранием и не может превышать один год со дня создания комиссии.
2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.
3. Законодательное Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование либо продлить срок депутатского расследования, но не более чем на три месяца.
4. В случае наступления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 2 настоящего Закона, депутатское расследование подлежит приостановлению до их устранения.
Статья 6. Основания для проведения депутатского расследования
1. Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Законодательного Собрания из заявлений и обращений граждан и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 2 статьи 2 настоящего Закона.
2. В соответствии с Законом Нижегородской области от 9 января 2004 года N 3-3 "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области" основанием для проведения депутатского расследования является также предложение Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области о создании комиссии по расследованию фактов, нарушения на территории Нижегородской области гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
Статья 7. Инициатива проведения депутатского расследования
1. Проведение депутатского расследования может быть инициировано, при наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, группой депутатов Законодательного Собрания численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
2. Предложение о проведении депутатского расследования направляется Председателю Законодательного Собрания и должно содержать основания, цели и сроки проведения депутатского расследования, а также обоснование необходимости и возможности его проведения в соответствии с настоящим Законом.
Статья 8. Порядок принятия решения о проведении депутатского расследования
1. Предложение о проведении депутатского расследования подлежит обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания.
Предложение о проведении депутатского расследования должно быть внесено не позднее чем за десять дней до дня заседания Законодательного Собрания.
2. Решение о проведении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением Законодательного Собрания.
Статья 9. Порядок формирования комиссии
1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования, Законодательное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Законодательного Собрания, и избирает ее председателя.
2. В состав комиссии должны входить представители всех депутатских объединений в Законодательном Собрании. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.
По решению Законодательного Собрания в состав комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Законодательном Собрании.
3. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.
4. Инициатива проведения депутатского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть сформирована в течение последних шести месяцев полномочий Губернатора области или Законодательного Собрания, а также в период наделения полномочиями Губернатора области и период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания.
5. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания являющийся участником расследуемого комиссией события или состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.
6. Полномочия члена комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Законодательного Собрания на основании письменного заявления депутата, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания либо выявления факта несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 5 настоящей статьи.
Статья 10. Порядок работы комиссии
1. Комиссия осуществляет свою работу посредством проведения заседаний. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии.
2. Заседания комиссии, как правило, открытые. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.
3. В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
4. В работе комиссии вправе принимать участие Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области.
5. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через десять дней со дня создания комиссии.
6. Работу комиссии организует ее председатель. Председатель комиссии:
1) созывает и ведет ее заседания;
2) выступает на заседаниях Законодательного Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;
3) распределяет обязанности между членами комиссии;
4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;
5) подписывает протоколы проводимых им заседаний комиссии;
6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
7. На первом заседании комиссии из числа ее членов избирается секретарь комиссии. Секретарь комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии, обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений, организует ведение делопроизводства комиссии.
8. Организационное, правовое и информационное обеспечение работы комиссии осуществляется аппаратом Законодательного Собрания.
Статья 11. Порядок принятия решений комиссии
1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.
2. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
3. Решение по мотивированному заключению комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от общего числа членов комиссии.
Статья 12. Права комиссии
1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства области, государственных органов области, органов местного самоуправления области, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;
3) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;
4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол.
2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.
3. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.
4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.
5. Информация, собираемая комиссией, должна соответствовать предмету депутатского расследования. Комиссия не вправе запрашивать информацию, не относящуюся к предмету депутатского расследования.
Статья 13. Права и обязанности членов комиссии
1. Члены комиссии имеют право:
1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;
2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;
3) выступать с изложением особого мнения по основаниям депутатского расследования, его организации и проведения;
4) выйти из состава комиссии на основании личного заявления.
2. Члены комиссии обязаны:
1) лично участвовать в заседаниях комиссии;
2) выполнять поручения комиссии;
3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.
Статья 14. Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение десяти дней предоставить необходимую (необходимые) для проведения депутатского расследования информацию (документы, материалы).
2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:
1) прибыть на заседание комиссии;
2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.
3. Предоставление комиссии сведений о частной жизни граждан или иных персональных данных допускается только с их согласия.
4. За отказ от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), за уклонение от такого предоставления либо за предоставление комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений, за дачу заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией, либо за неявку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Нижегородской области.
5. Комиссия вправе направить в орган или должностному лицу, уполномоченным принять соответствующее решение, предложение об освобождении от замещаемой должности должностного лица, за исключением лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области или муниципальные должности, в случае отказа от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), в случае уклонения от такого предоставления либо в случае предоставления комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также в случае отказа от дачи объяснений, в случае дачи заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией, либо в случае неявки на заседание комиссии без уважительных причин.
Статья 15. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);
2) пользоваться услугами адвоката;
3) вести необходимые записи;
4) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;
5) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц.
2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.
Статья 16. Мотивированное заключение комиссии
1. По результатам депутатского расследования готовится мотивированное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению на заседании комиссии.
Принятое комиссией мотивированное заключение подписывается председателем и секретарем комиссии и направляется на рассмотрение Законодательного Собрания.
2. В мотивированном заключении должны содержаться:
1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;
2) сведения, полученные комиссией в результате своей деятельности;
3) выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
4) рекомендации комиссии по устранению и предотвращению причин и обстоятельства, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
3. В мотивированном заключении могут содержаться предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
4. В мотивированном заключении могут содержаться предложения об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или действия (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, носили (носило) неудовлетворительный характер, предложения о совершенствовании деятельности органов государственной власти Нижегородской области, а также органов местного самоуправления Нижегородской области.
5. Законодательное Собрание на очередном заседании рассматривает мотивированное заключение. При рассмотрении мотивированного заключения Законодательное Собрание вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения. Члены комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла комиссии по результатам проведенного депутатского расследования.
6. Мотивированное заключение считается утвержденным Законодательным Собранием, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Решение об утверждении мотивированного заключения оформляется постановлением Законодательного Собрания.
7. В случае, если мотивированное заключение не утверждено Законодательным Собранием, оно считается отклоненным и деятельность комиссии прекращается.
8. Утверждение или отклонение мотивированного заключения является основанием для завершения депутатского расследования.
9. Утвержденное Законодательным Собранием мотивированное заключение направляется Губернатору области и подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет".
10. При необходимости, мотивированное заключение может направляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокурору области и в соответствующие органы местного самоуправления области.
11. Мотивированное заключение подлежит обязательному рассмотрению Губернатором области в течение одного месяца со дня его получения, а также субъектами, указанными в части 10 настоящей статьи. О принятом по мотивированному заключению решении Законодательное Собрание уведомляется незамедлительно.
Статья 17. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Законодательного Собрания.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после его вступления в силу.
Губернатор области |
В.П. Шанцев |
Нижний Новгород
______года
N _____
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 января 2010 г. N 1933-IV "О принятии в первом чтении проекта закона Нижегородской области N 1956-4 "О депутатском расследовании Законодательного Собрания Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был