Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода
от 3 сентября 2003 г. N 2-3262/03
3 сентября 2003 г. Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Яшковой Е.Л. с участием прокурора Рыжковой О.В., при секретаре Рожновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора о признании недействительным Постановление Городской Думы от 21 апреля 1998 г. N 21 и недействующим Положения "О порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной собственности", утвержденного постановлением Городской Думы N 21 от 21 апреля 1998 г., установил:
Прокурор г. Н. Новгорода обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления Городской Думы от 21.04.1998 г. N 21 как противоречащее закону со дня его издания и признании недействующими п. 2.1-2.9 и 2.11-2.15 Положения "О порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной собственности", утвержденного постановлением Городской Думы от 21.04.1998 г. N 21, указав, что указанное Положение в целом принято с превышением полномочий, а также все пункты Положения противоречат действующему законодательству - статьям 11, 22, 28, 33 Устава города Нижнего Новгорода, статьям 13 и 15 Закона Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", статьям 14 и 15 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пункт 2.15 Положения, регламентирующий порядок вступления постановления Главы администрации об изменении цен (тарифов) на продукцию (услуги), принят в нарушение статьи 11 Устава города Нижнего Новгорода.
В судебном заседании прокурор Рыжкова И.В. заявление прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель Городской Думы Маслова И.Л., доводы прокурора г. Н. Новгорода не признала, полагает и постановление от 21.04.1998 г. N 21 и Положение, утвержденное постановлением Городской Думы от 21.04.1998 г. N 21, законными и обоснованными, принятыми в соответствии с предоставленными Городской Думе полномочиями и в соответствии с действующим законодательством и Уставом города Нижнего Новгорода.
Представитель администрации города Н. Новгорода, Коробова О.В., с заявлением прокурора города Н. Новгорода согласна частично, полагает пункты 2.3 - 2.9 и 2.14-1.15 Положения о порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций, находятся в муниципальной собственности. Просит указанные пункты признать недействующими, в остальной части заявления прокурору города Н. Новгорода отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив собранные судом доказательства в их совокупности, суд находит заявление прокурора города Н. Новгорода подлежащим удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено, что постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 21 апреля 1998 г. N 21 утверждено Положение "О порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной собственности", далее Положение (л.д.4-7). Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", одноименным постановлением Губернатора Нижегородской области от 23.10.1995 г. N 154, Законом о государственном регулировании цен и тарифов в Нижегородской области от 22.08.1997 г. N 87-3 и предусматривает порядок установления цен и тарифов на продукцию (услуги), реализуемые организациями, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, нормативный акт может быть признан судом недействующим со дня его принятия в случае принятия его должностным лицом с превышением полномочий и (либо) установления судом противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу.
Прокурор города Н. Новгорода обратился в суд с заявлением, просит признать недействующими п. 2.1-2.9 и п. 2.14-2.15 Положения.
Пункт 2.1 Положения устанавливает порядок (процедуру) установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной собственности и фактически содержит юридические нормы и правила, обязательные для всех (для администрации города, муниципальных предприятий).
Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (статья 31) и Закон Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области (статья 39) предусматривают, что цены и тарифы на продукцию и услуги организаций, находящихся в муниципальной собственности, должны регулироваться органами местного самоуправления. В указанных законах не конкретизирован вопрос в ведение какого конкретно органа (представительного или исполнительного) отнесено осуществление регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также не урегулирован порядок регулирования цен и тарифов,
В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.
Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 11 Устава города Нижнего Новгорода Городская Дума принимает нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие юридические нормы, обязательные для всех.
Между тем в силу статьи 22 Устава города Нижнего Новгорода в полномочия городской Думы входит согласование по представлению Главы города цены и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.
Глава города утверждает по согласованию с городской Думой цены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности" (статья 33 Устава).
Таким образом, Устав города Нижнего Новгорода также как и Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не регулирует процедуру установления новых цен (тарифов). Устав лишь предусматривает, что городская Дума согласовывает, а Глава города утверждает по согласованию с городской Думой цены и тарифы.
Следовательно, утверждение цен и тарифов на продукцию (услуги) относятся к исключительной компетенции Главы города. Городская Дума, принимая Положение "О порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной собственности" в части регулирования процедуры установления новых цен (тарифов), не превысила предоставленные законодательством полномочия и обоснованно руководствовалась статьей 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 11 Устава города Нижнего Новгорода.
При таких обстоятельствах, п. 2.1 Положения не противоречит действующему законодательству и принят городской Думой в соответствии с предоставленными полномочиями.
Пункты 2.2-2.9 Положения предусматривают порядок работы Комиссии по анализу цен (тарифов) и решению вопросов о предоставлении льгот на услуги, создаваемой главой администрации города.
Между тем, распоряжением главы местного самоуправления г. Н. Новгорода от 18 мая 1998 г. N 1747-р создана комиссия по анализу цен (тарифов) и решению вопросов о предоставлении льгот на услуги. Контроль за исполнением распоряжения Глава местного самоуправления оставил за собой.
В соответствии со статьей 28 Устава города Нижнего Новгорода - Городская Дума, Глава города, администрация города, районные и поселковые администрации осуществляют свою деятельность в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 33 Устава города Нижнего Новгорода Глава города руководит администрацией города на основе единоначалия.
Следовательно, городская Дума не вправе вмешиваться в организационную деятельность как администрации города Нижнего Новгорода, так и определять обязанности для структурных подразделений администрации города.
При таких обстоятельствах, п. 2.2-2.9 Положения приняты Городской Думой с превышением полномочий и в нарушение статьи 28 Устава города Нижнего Новгорода. Указанные пункты Положения следует признать недействующими со дня принятия Положения.
Пункты 2.11-2.15 Положения регулируют исполнительно-распорядительную деятельность Главы города, в частности полномочия и обязанности Главы города при положительном решении вопроса об увеличении цен (тарифов) на продукцию (услуги).
В соответствии со статьей 28 Устава города Нижнего Новгорода городская Дума не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к полномочиям Главы города, администрации города, районным и поселковым администрациям.
Дума не вправе вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность Главы города, администрации города, районных и поселковых администраций. Между тем, абзац второй п. 2.15 Положения устанавливает порядок опубликования в периодической печати постановления и вступление его в силу. В частности постановление "вступает в силу через месяц после его опубликования".
В силу статьи 11 Устава города Нижнего Новгорода постановления и распоряжения Главы города вступают в силу непосредственно после их подписания за исключением тех из них, которые носят характер нормативных и затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Следовательно, слова "вступает в силу через месяц после его опубликования" также не соответствуют нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу - статьи 11 Устава города Нижнего Новгорода.
Таким образом, пункты 2.11-2.15 Положения приняты с превышением полномочий и в нарушение действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 55, 58, 197-198, 253 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора города Нижнего Новгорода удовлетворить частично. Признать Положение "О порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной собственности", утвержденное постановлением городской Думы от 21 апреля 1998 г. N 21 в части пунктов 2.2-2.9 и 2.11-2.15 недействующим со дня его принятия. В остальной части заявления прокурору города Нижнего Новгорода отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд в течение 10 дней.
Судья |
Яшкова Е.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 3 сентября 2003 г. N 2-3262/03
Текст решения предоставлен Нижегородским районным судом г.Нижнего Новгорода по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника