Решение Нижегородского областного суда
от 5 декабря 2002 г. N 3-258
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. N 9-Г03-1 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Нижегородской области - без удовлетворения
5 декабря 2002 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего - Дороднова Г.И.,
с участием прокурора - Королевой Г.А.,
при секретаре - Сухаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим закону, не действующим и не влекущим правовых последствий Положения о порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области, установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону, не действующим и не влекущим правовых последствий Положения о порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства области от 18.03.2002 года N 39 (в редакции от 30.05.2002 г. N 110), указывая, что оно принято с превышением полномочий органов исполнительной власти, определенных бюджетным законодательством (п.5 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно. Права делегирования полномочий органов законодательной власти органам исполнительной власти федеральным законодательством не предусмотрено. Кроме того, по мнению прокурора, некоторые положения оспариваемого нормативного акта противоречат федеральному законодательству по существу. Так, абзацем 1 пункта 3.15 Положения (в редакции постановления Правительства области от 30.05.2002 года N 110) установлено, что заказчик может принять решение об отклонении всех заявлений на участие в конкурсе (закрытие конкурса) в любое время до подведения итогов (принятия решения) оценки заявок на участие в конкурсе по конкретному лоту или по всем лотам, выставленным на конкурс, с обоснованием своего решения.
Однако, данный абзац Положения противоречит пункту З статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель Правительства Нижегородской области Олейник О.С. заявление прокурора области не признала, заявив, что оспариваемый прокурором нормативно-правовой акт принят во исполнение статьи 3 Закона Нижегородской области "О повышении эффективности использования бюджетных средств и развития конкуренции", предписывающей губернатору утверждать положения о конкурсах проектов и конкурсов на право получения бюджетных инвестиций. Кроме того, абзац 1 пункта 3.15 Положения постановлением Правительства области от 30.07.2002 года N 177 изложен в новой редакции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.03.2002 года N 39 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 30.05.2002 г. N 110 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Нижегородской области от 18.03.2002 года N 39) утверждено Положение о порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области.
Однако, по мнению судебной коллегии, данные правовые акты нельзя признать законными и обоснованными, поскольку они противоречат Федеральному законодательству.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, но никак не Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области.
Кроме того, в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотнотношения, в пределах своей компетенции.
Поэтому передача этих полномочий законодательным органом исполнительному является необоснованной.
В своем заявлении прокурор указывает, что абзац 1 пункта 3.15 Положения о порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области (в редакции постановления Правительства от 30.05.2002 года N 110) противоречит пункту 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представитель Правительства Нижегородской области представила постановление Правительства Нижегородской области от 30.07.2002 года N 177 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 18.03.2002 N 39", из которого видно, что абзац первый пункта 3.15 Положения изложен в новой редакции: "заказчик вправе отказаться от проведения конкурса в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, оспариваемый прокурором абзац первый пункта 3.15 Положения приведен в соответствие с действующим законодательством. Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым признать "Положение о порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области" противоречащим федеральному закону и не действующим со дня вступления решения в законную силу, поскольку, как это было установлено выше, данные правоотношения регулируются Федеральным законом, законами и законодательными актами представительного органа власти субъекта Российской Федерации, но не нормативным актом Правительства области.
С учетом изложенного, судебная коллегия также не может принять во внимание утверждение представителя Правительства области о том, что оспариваемое прокурором Положение принято в исполнение Закона области N 10-3 от 11.09.95 года о повышении эффективности использования бюджетных средств и развитии конкуренции".
Руководствуясь ст. 191, ст. 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать Положение о порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 18.03.2002 г. N 39 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 30.05.2002 г. N 110 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Нижегородской области от 18.03.2002 г. N 39) противоречащим Федеральному закону и считать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 5 декабря 2002 г. N 3-258
Текст решения опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. N 9-Г03-1 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Нижегородской области - без удовлетворения