Решение Нижегородского областного суда
от 25 декабря 2002 г. N 3-375
25 декабря 2002 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего - Дороднова Г.И.,
с участием прокурора - Иванова А.Н.,
при секретаре - Кулагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Нижегородской области о признании противоречащими закону и не действующими ст.ст. 7, 17 Закона Нижегородской области от 09.07.1997 года N 81-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры", установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и не действующими статей 7, 17 Закона Нижегородской области от 09.07.1997 года N 81-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры" (в редакции Закона от 22.07.1999 года N 59-3), обосновывая его тем, что указанным Законом установлена административная ответственность за нарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры. Однако ряд положений Закона противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, статьей 7 Закона Нижегородской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры" предусмотрена административная ответственность за осуществление лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации, ремонту памятника истории и культуры.
Данное положение противоречит требованиям ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 17 Закона области противоречит требованиям бюджетного и административного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 оспариваемого прокурором Закона области штраф за нарушение законодательства в сфере охраны и использования памятников истории и культуры вносится не позднее 15 дней со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа, что не соответствует статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пунктом 3 статьи 17 Закона области предусмотрено зачисление взысканных штрафов на специальный счет областного бюджета с целью последующего использования на проведение мероприятий по восстановлению и поддержке в сохранности объектов историко-культурного наследия г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области в соответствии с распоряжением Губернатора области по представлению комитета по охране и использованию памятников историко-культурного наследия г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Данное положение противоречит статье 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области заявление прокурора области не признал, однако заявил при этом, что на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области вносится проект Закона, которым Закон Нижегородской области от 09.07.1997 года N 81-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры" (в редакции от 22.07.1999 года N 59-3) должен быть признан утратившим силу.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное законодательство. Поэтому законодательные акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие нормы административного законодательства, не должны противоречить Федеральному законодательству.
Законом Нижегородской области от 09.07.1997 года N 81-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры" установлена административная ответственность за нарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры.
По мнению судебной коллегии, ряд положений указанного Закона области противоречат федеральному законодательству, потому должны быть признаны незаконными.
Так статьей 7 Закона Нижегородской области от 09.07.1997 года N 81-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры" (в редакции от 22.07.1999 года N 59-3) предусмотрено, что деятельность по обследованию состояния, консервации, реставрации, ремонту памятника истории и культуры, осуществляемая лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности - влечет наложение штрафа на юридические лица от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда.
Между тем, данное положение противоречит требованиям статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", из которой следует, что лицензированию подлежит только деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Пунктом 2 статьи 17 вышеуказанного Закона области установлено, что штраф за нарушение законодательства в сфере охраны и использования памятников истории и культуры вносится не позднее 15 дней со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа.
Однако, это не соответствует требованиям статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона области суммы этих штрафов зачисляются на специальный счет областного бюджета и используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержке в сохранности объектов историко-культурного наследия г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области в соответствии с распоряжением Губернатора области по представлению комитета по охране и использованию памятников историко-культурного наследия г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Между тем, данный пункт статьи 17 вышеуказанного Закона области не соответствует требованиям статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора области и признает статьи 7, 17 Закона Нижегородской области от 09.07.1997 года N 81-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры" (в редакции от 22.07.1999 года N 59-3) противоречащими Федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. 191, ст. 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать статьи 7, 17 Закона Нижегородской области от 09.07.1997 года N 81-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры" (редакция от 22.07.99 г. N 59-3) противоречащими федеральному закону и считать их недействующими со дня вступления решения в законную силу.
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 25 декабря 2002 г. N 3-375
Текст решения опубликован не был