Решение Нижегородского областного суда
от 9 января 2003 г. N 3-43
9 января 2003 г. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Дороднова Г.И.,
с участием прокурора Сафронова А.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим закону и не действующим Закона Нижегородской области N 69-3 от 10.04.1997 года "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области", установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и не действующим Закона Нижегородской области N 69-3 от 10.04.1997 года "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" (редакция от 26.12.2001 года N 235-3), указывая, что этим законом установлена административная ответственность за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов.
Однако, ряд норм указанного Закона области противоречит федеральному законодательству.
Статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. К ним относятся установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, системы административных наказаний, порядка производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний, а также административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Установленный Законом Нижегородской области порядок производства по делам об административных правонарушениях, по мнению прокурора, не соответствует действующему федеральному административному законодательству.
Так, статьей 22 указанного Закона предусмотрено, что дела о правонарушениях в сфере благоустройства рассматривают административно-технические инспекции.
Однако, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административно-техническая инспекция в качестве органа, уполномоченного на осуществление административной деятельности, не указана. Правонарушения, аналогичные правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена Законом области, посягающие на однородные объекты, законодательством Российской Федерации отнесена к компетенции иных органов.
Статьей 23 Закона области предусмотрен десятидневный срок внесения штрафа со дня вынесения постановления о наложении штрафа. По мнению прокурора, данное положение противоречит статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлено, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Статьей 6 Закона области установлена административная ответственность за самовольную установку объектов. При этом в диспозиции статьи под объектами, самовольная установка которых влечет ответственность, понимается как недвижимое имущество - гаражи, склады, объекты мелкорозничной торговли, так и движимое имущество - строительная и дорожная техника.
По мнению прокурора, анализ данной статьи не позволяет сделать вывод об объекте данного правонарушения, то есть определить, какие правоотношения стали предметом правовой защиты - земельные, строительные, в области безопасности дорожного движения или какие-либо иные. Необоснованно и причисление урн к сооружениям, нарушение правил содержания которых влечет административную ответственность по статье 5 Закона области, т.к. отсутствует нормативный акт, устанавливающий правила содержания урн, контейнеров, ограждений, бункеров, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Статья 20 Закона области противоречит статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению прокурора, неправомочна ссылка на статью 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в статье 22 Закона области "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области", а также на статью 4 Федерального закона "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" в статье 23 вышеуказанного Закона области, в связи с тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации от 17.12.1992 года N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" с 01.07.2002 года признаны утратившими силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное законодательство.
Законом Нижегородской области от 10.04.1997 года N 69-3 "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" (в редакции Закона области от 26.12.2001 года N 235-3) установлена административная ответственность за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов.
Однако, данный Закон Нижегородской области должен быть признан незаконным, поскольку противоречит федеральному законодательству.
Статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. К ним относятся установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, системы административных наказаний, порядка производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний, а также административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Установленный Законом Нижегородской области "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" порядок производства по делам об административных правонарушениях не соответствует действующему федеральному административному законодательству.
Согласно статье 22 Закона Нижегородской области "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" дела о правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются административно-техническими инспекциями.
Однако с этим согласиться нельзя, т.к. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административно-техническая инспекция в качестве органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, не указана.
В соответствии со статьей 23 Закона области "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" штраф вносится организацией в соответствующие бюджеты в десятидневный срок со дня вынесения постановления о наложении штрафа.
Между тем, данное положение областного Закона противоречит статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Статьей 6 Закона области установлена административная ответственность за самовольную установку объектов. При этом в диспозиции статьи под объектами, самовольная установка которых влечет ответственность, понимается как недвижимое имущество - гаражи, склады, объекты мелкорозничной торговли, так и движимое имущество - строительная и дорожная техника.
Таким образом, анализ данной статьи не позволяет сделать вывод об объекте данного правонарушения, то есть определить, какие правоотношения стали предметом правовой защиты - земельные, строительные, в области безопасности дорожного движения или какие-либо иные.
Из смысла статьи 5 оспариваемого прокурором области Закона области следует, что нарушение норм и правил содержания урн влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
По мнению судебной коллегии, с этим также согласиться нельзя, т.к. отсутствует нормативный акт, устанавливающий правила содержания урн, контейнеров, ограждений, бункеров за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Согласно статье 20 Закона области "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" штрафы за нарушения, представляющие угрозу жизни, здоровью и безопасности людей взимаются в пятикратном размере во всех населенных пунктах.
Между тем, с этим согласиться нельзя, поскольку это положение противоречит требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 22 Закона области дела о правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются административно-техническими инспекциями в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и настоящим Законом. Данное положение Закона области не может быть признанно законным, т.к. согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" с 01.07.2002 года признан утратившим силу.
Согласно статье 23 Закона области штраф вносится организацией в соответствующие бюджеты в десятидневный срок со дня вынесения постановления о наложении штрафа. В случае невнесения штрафа по истечении десятидневного срока административно-техническая инспекция вправе принять меры по взысканию штрафа с расчетного счета организации в бесспорном порядке в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", иными федеральными законами или через суд.
Между тем, ссылка в вышеуказанной статье областного Закона на часть вторую пункт 1 статьи 4 Федерального закона "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" не может быть признана обоснованной, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Федеральный закон "Об административной ответственности организаций и объединений за правонарушения в области строительства" с 01.07.2002 года также признан утратившим силу.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия считает необходимым удовлетворить заявление прокурора и признать Закон Нижегородской области N 69-3 от 10.04.1997 года "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" противоречащим Федеральному закону и не действующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 191, ст. 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать Закон Нижегородской области N 69-3 от 10.04.1997 года "Об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Нижегородской области" (в редакции Закона области от 26.12.2001 г. N 235-3) противоречащим федеральному закону и не действующим со дня вступления решения в законную силу.
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 9 января 2003 г. N 3-43
Текст решения опубликован не был