Решение Нижегородского областного суда
от 24 января 2003 г. N 3-44/03
24 января 2003 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего - Дороднова Г.И.,
с участием прокурора - Сиротовой М.Ю.,
при секретаре - Кулагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащими закону и не действующими пункты 2, 5.3, 14, 15, 23 Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета, установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и не действующими пунктов 2, 5.3, 14, 15, 23 Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области N 158 от 01.07.1997 года, указывая, что эти пункты Положения не соответствуют нормам Бюджетного и Гражданского кодексов Российской Федерации.
Так, пунктом 5.3 Положения определено, что претендентом может являться только юридическое лицо. В пункте 23 указанное требование установлено для участников конкурса. Данные положения противоречат требованиям пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым государственный и муниципальный контракт может быть заключен с физическими и юридическими лицами, а также требованиям пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 15 Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета, приглашение на конкурс публикуется не позднее 2-х недель до даты прекращения приема заявок, что, по мнению прокурора, противоречит требованиям пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения.
Пунктами 2, 14, 15 указанного Положения в качестве критерия отнесения заказа к заключаемому по конкурсу и определения способа закупки, установлены денежные суммы 50 и 100 млн. рублей. Однако, изменения, необходимые в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 года N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменениями нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 822 от 04.08.1997 года "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", в указанный нормативный акт не внесены, что, по мнению прокурора, способствует расширительному толкованию критериев, определение которых необходимо при размещении заказов.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Савинова Е.А. при разрешении заявления прокурора просила учесть, что в настоящее время на заседание Законодательного Собрания Нижегородской области вносится проект нового Закона, регулирующий спорные правоотношения и учитывающий доводы прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области N 158 от 01.07.1997 года утверждено Положение о конкурсном распределении средств областного бюджета.
Между тем, пункты 2, 5.3, 14, 15 и 23 Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета противоречат нормам Бюджетного и Гражданского кодексов Российской Федерации.
Так, пунктом 5.3 Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета установлено, что претендент - юридическое лицо, подавшее заявку для участия в конкурсе, а в пункте 23 указанного Положения "Требования, предъявляемые к участникам конкурса" определено, что подрядчик является юридическим лицом.
Однако, по мнению судебной коллегии, данные положения нельзя признать законными и обоснованными, поскольку они противоречат требованиям пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым государственный или муниципальный контракт-договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Противоречат эти положения и требованиям пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничений монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 15 Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета приглашение на конкурс с описанием необходимых товаров и услуг и все условия контрактов публикуются в областных средствах массовой информации ("Нижегородские новости" и др.) и в сети "ИНТЕРНЕТ", по закупкам на сумму свыше 1 миллиарда рублей - также в общероссийских средствах массовой информации не позднее 2 недель до даты прекращения приема заявок.
Между тем, данный пункт Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета также противоречит федеральному законодательству.
Так, из смысла пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Пунктами 2, 14, 15 оспариваемого прокурором Положения в качестве критерия отнесения заказа к заключаемому по конкурсу и определения способа закупки установлены денежные суммы 50 и 100 млн.рублей.
Однако, с этим также согласиться нельзя, поскольку в нарушение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 года N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменениями нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 822 от 04.08.1997 года "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" в вышеуказанные пункты Положения изменения не внесены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст. 191, ст. 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать пункты 2, 5.3, 14, 15 и 23 Положения о конкурсном распределении средств областного бюджета, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области N 158 от 01.07.1997 года "Об утверждении положения о конкурсном распределении средств областного бюджета", противоречащими федеральному законодательству и считать их не действующими со дня вступления решения в законную силу.
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 24 января 2003 г. N 3-44/03
Текст решения опубликован не был