Решение Нижегородского областного суда
от 3 марта 2003 г. N 3-63
3 марта 2003 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Лазорина Б.П.,
при секретаре Кулагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействительным Примечания к перечню и размерам специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзаменационную деятельность, взимаемых ГИБДД ГУВД Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2002 года N 193 "Об утверждении перечня и размеров специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзменационную деятельность, взимаемых в подразделениях ГИБДД УВД Нижегородской области, в редакции постановления Правительства области от 15.11.2002 года N 299, установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании Примечания к перечню и размерам специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзаменационную деятельность, взимаемых ГИБДД ГУВД Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2002 года N 193 "Об утверждении перечня и размеров специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзменационную деятельность, взимаемых в подразделениях ГИБДД УВД Нижегородской области в редакции постановления Правительства области от 15.11.2002 года N 299 недействительным, указав, что п.1 указанного примечания установлено, что за выдачу государственных номерных знаков транспортных средств, свидетельства о регистрации, водительских удостоверений и другой продукции взамен утраченной плата взимается в двойном размере от сборов, пунктом 2 указано, что в специальных сборах не учтена свободная отпускная цена специальной продукции.
Указанные пункты противоречат федеральному законодательству и подлежат отмене.
В соответствии с п. З ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" 10.12.1995 г. N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 08.04.1992 г. N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспорта в РФ" в редакции постановления Правительства РФ от 08.05.2002 г. N 302, в оплату за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции полностью включается свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3% годового размера установленной законом минимальной оплаты труда. Таким образом, установив оплату в размере 36% месячного минимального размера оплаты труда без учета свободной отпускной цены изготовителя продукции, а также плату в двойном размере за утраченную специальную продукцию, в два раза превышающую размер суммарной величины оплаты затрат, Правительство Нижегородской области нарушает требования закона и ущемляет право хозяйствующих субъектов и граждан, не может быть принят во внимание довод администрации Нижегородской области, что ограничения в размере 3% годового размера установленной законом минимальной оплаты труда относятся только к суммарным затратам четырех услуг: транспортировке, хранению и выдаче специальной продукции, т.к. это также противоречит постановлению Правительства РФ п. 4 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспорта в РФ".
Представители Правительства Нижегородской области считают, что п. 1 примечания к указанному перечню и размерам специальных сборов следует признать недействующим, а в части п. 2 следует отклонить, т.к. данный пункт соответствует постановлению Правительства РФ, а именно п. 4 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 1998 года N 228 с изменениями "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспорта в РФ".
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия считает, что заявление прокурора Нижегородской области подлежит удовлетворению частично. Пункт 1 Примечания к перечню и размеру специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзаменационную деятельность, взимаемых ГИБДД ГУВД Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2002 г. N 193 "Об утверждении перечня и размеров специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзаменационную деятельность, взимаемых в подразделениях ГИБДД ГУВД Нижегородской области" (в редакции постановления Правительства области от 15.11.2002 г. N 299), следует признать не действующим с 12 августа 2002 г., т.к. представитель Правительства Нижегородской области с данным требованием согласны, данный пункт противоречит федеральному нормативному акту - Постановлению Правительства РФ "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспорта в РФ". Днем издания указанного примечания является 12.08.2002 г., поэтому следует признать данный пункт примечания не действующим с момента издания.
Пункт 2 указанного примечания соответствует действующему законодательству, не противоречит законодательству, в связи с чем в этой части прокурору Нижегородской области следует отказать. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08 апреля 1992 г. N 288 с изменениями "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автотранспорта в РФ" п. 4 установил, что органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно, с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов.
В оплату указанной продукции включается свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3% годового размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Таким образом, из постановления Правительства РФ усматривается, что плата за указанную продукцию складывается из свободной отпускной цены изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость) и затрат по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче.
Суммарная величина затрат не должна превышать 3% годового размера установленной законом минимальной оплаты труда. Определенная постановлением норма "в размере 3% годового размера минимальной оплаты труда" касается только затрат, связанных с транспортировкой, хранением, оформлением и выдачей указанной специальной продукции".
Таким образом, п. 2 Примечания к перечню и размерам специальных сборов, где прописано, что в указанных специальных сборах не учтена свободная отпускная цена специальной продукции, соответствует федеральному нормативному акту, поэтому в части признания данного п. 2 недействительным следует отказать.
Руководствуясь ст. 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать п.1 Примечания к перечню и размерам специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзаменационную деятельность, взимаемых ГИБДД ГУВД Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2002 года N 193 "Об утверждении перечня и размеров специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзменационную деятельность, взимаемых в подразделениях ГИБДД УВД Нижегородской области" в редакции постановления Правительства области от 15.11.2002 года N 299 не действующим с 12 августа 2002 года.
В удовлетворении заявления о признании п. 2 Примечания к указанному перечню Постановления Правительства области от 12.08.2002 года N 193 "Об утверждении перечня и размеров специальных сборов с юридических и физических лиц за регистрационно-экзменационную деятельность, взимаемых в подразделениях ГИБДД УВД Нижегородской области" в редакции постановления Правительства области от 15.11.2002 года N 299 недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд РФ через Нижегородский облсуд.
Председательствующий |
Б.П. Лазорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 3 марта 2003 г. N 3-63
Текст решения опубликован не был