Решение Нижегородского областного суда
от 7 сентября 2005 г. N 3-115
07 сентября 2005 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи - Дороднова Г.И.
с участием прокурора - Королевой Г.А.
при секретаре - Петуховой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Нижегородской области о признании недействующими части 2 статьи 6, статьи 7, 12 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 г. N 32-3 "О квотировании рабочих мест", установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими части 2 статьи 6, статьи 7, 12 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года 32-3 "О квотировании рабочих мест", указывая, что данный закон области определяет механизм квотирования рабочих мест, размеры квоты, порядок внесения обязательной платы, создания рабочих мест и ответственность за неисполнение Закона.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест", в случае фактического невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, направленных органами государственной службы занятости, работодатели ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты.
В соответствии со статьей 7 Закона области работодатели уплачивают обязательную плату в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислена обязательная плата.
Работодатели одновременно с получением в банке средств на оплату труда в истекший (текущий) месяц представляют в банк платежные поручения на перечисление обязательной платы. Указанные платежные поручения исполняются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Уплата исчисленной обязательной платы производится работодателями путем безналичных расчетов.
Платежные поручения на перечисление обязательной платы, представляемые в банк, работодатели обязаны выписывать полностью в причитающейся сумме независимо от наличия средств на текущем или расчетном счете работодателя с обязательным указанием вида платежей и периода, за который уплачивается обязательная плата.
Согласно статьи 12 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" работодатели, нарушающие порядок внесения обязательной платы, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Нижегородской области.
В случаях отказа работодателя в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению прокурора Нижегородской области часть 2 статьи 6, статьи 7, 12 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" вошли в противоречие с федеральным законодательством.
Так в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Статьей 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) численность работников для организаций, которым определена квота, увеличена до 100 человек, а также исключена норма о ежемесячном внесении в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрено внесение какой-либо платы за невыполнение работодателями квоты на трудоустройство инвалидов.
Кроме того, по мнению прокурора Нижегородской области плата за невыполнение квоты на трудоустройство инвалидов по своим признакам полностью подпадает под понятие налога, установленное частью 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Такой налог не предусмотрен разделом IX "Региональные налоги и сборы" Налогового кодекса Российской Федерации (ред. ФЗ от 30.12.2004 г. N 212-ФЗ), а в соответствии с частью 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации виды налогов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливаются только Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представитель Законодательного собрания Нижегородской области Илларионова Т.П. заявление прокурора Нижегородской области не признала, заявила, что с утверждением прокурора Нижегородской области о том, что обязательная плата за невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является по существу региональным налогом, не предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации нельзя согласиться.
В данном случае обязательная плата является лишь альтернативным способом поведения работодателя при невыполнении установленной квоты и не обеспечивается мерами государственного принуждения.
Непременным признаком налога согласно той же статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации является использование налоговых платежей исключительно на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Данный признак тоже отсутствует. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона области "О квотировании рабочих мест" средства, полученные в виде обязательной платы, идут целевым назначением на создание новых рабочих мест.
Таким образом, обязательная плата за невыполнение квоты не обладает основными признаками налога и, следовательно, не может таковым являться.
Нельзя также согласиться с заявлением прокурора Нижегородской области в части утверждения о том, что исключение из статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нормы об обязательной плате означает невозможность введения обязательной платы субъектом Российской Федерации. При этом не учитывается содержание статьи 73 Конституции Российской Федерации, наделяющей субъекты Российской Федерации всей полнотой власти вне пределов Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом Нижегородской области от 20.05.2003 года N 32-3 "О квотировании рабочих мест" установлен механизм квотирования рабочих мест, размеры квоты, порядок внесения обязательной платы, создания рабочих мест, и ответственность за неисполнение Закона.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" в случае фактического невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, направленных органами государственной службы занятости, работодатели ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.
При невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты по объективным производственно-технологическим причинам работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации, и в этом случае квота будет считаться выполненной.
Порядок внесения обязательной платы определен статьей 7 вышеуказанного закона области, согласно которой работодатели уплачивают обязательную плату в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший (для работодателей, производящих выплату заработной платы за календарный месяц в конце этого же месяца - текущий) месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислена обязательная плата.
Работодатели одновременно с получением в банке средств на оплату труда в истекший (текущий) месяц представляют в банк платежные поручения на перечисление обязательной платы. Указанные платежные поручения исполняются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Уплата исчисленной обязательной платы производится работодателями путем безналичных расчетов.
Платежные поручения на перечисление обязательной платы, предоставляемые в банк, работодатели обязаны выписывать полностью в причитающейся сумме независимо от наличия средств на текущем или расчетном счете работодателя с обязательным указанием вида платежей и периода, за который уплачивается обязательная плата. В соответствии со статьей 12 Закона области "О квотировании рабочих мест" работодатели, нарушающие порядок внесения обязательной платы, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Нижегородской области.
В случаях отказа работодателя в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
По мнению, судебной коллегии, указанные нормы Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Действительно Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" (ред. от 29.12.2001 г. N 188-ФЗ) предусматривалось, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.21).
Однако Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Таким образом, из статьи Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) исключена норма о ежемесячном внесении в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения квоты.
Поэтому часть 2 статьи 6, статьи 7, 12 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" противоречат федеральному законодательству.
В тоже время судебная коллегия не соглашается с утверждением прокурора Нижегородской области о том, что плата за невыполнение квоты на трудоустройство инвалидов по своим признакам полностью подпадает под понятие налога (ч.1 ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Данный платеж является мерой ответственности работодателей за невыполнение или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Платеж не является обязательным. Кроме того. Полученные средства, должны использоваться на выполнение программы социальной защиты инвалидов, но не в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым заявление прокурора Нижегородской области удовлетворить и признать часть 2 статьи 6, статьи 7, 12 Закона Нижегородской области противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Признать часть 2 статьи 6, статьи 7, 12 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года N 32-3 "О квотировании рабочих мест" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 7 сентября 2005 г. N 3-115
Текст решения опубликован не был