Решение Нижегородского областного суда
от 29 августа 2005 г. N 3-155
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего - судьи Дороднова Г.И.
с участием прокурора - Королевой Г.А.
при секретаре - Галышевой Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующей части 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 года "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 года "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", указывая, что частью 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 года "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера" (в редакции Закона Нижегородской области N 172-3 от 31.12.2004 года) предусмотрено, что постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций, являются органы, создаваемые в структуре органов исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления.
По мнению прокурора области, часть 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 года "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера" вошла в противоречие с Федеральным законодательством и подлежит признанию недействующей со дня принятия по следующим основаниям.
В соответствии с п. "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ред. от 22.08.2004 года) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по созданию при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, были предусмотрены подп. "и" п. 1 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. 28.10.2002).
В развитии указанных норм приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 317 было утверждено Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, пунктом 1 которого предусматривалось создание и функционирование в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно абзаца 7 части 4 статьи 40, статьи 155 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт "и" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. от 28.10.2002 г.) признан утратившим силу с 01.01.2005 года.
Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 года N 317, утвердивший Примерное положение об органе, специально уполномоченным# решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 года N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным# решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" признан утратившим силу.
Таким образом, по мнению прокурора Нижегородской области, в настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не наделены.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 11.07.2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" определено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 11.07.2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", пунктом 4 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным# решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденному приказом МЧС РФ от 06.08.2004 года N 372, Главное управление МЧС России по субъекту подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Мулина Л.Н. заявление прокурора Нижегородской области не признала, заявила, что исключение подпункта "и" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не означает лишение права субъектов Российской Федерации создавать органы исполнительной власти по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а лишь в соответствии с задачами по разграничению полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации исключено право создавать органы управления двойного подчинения. По формулировке норм Федерального закона указанные органы могут иметь лишь статус постоянно действующих органов управления при органах исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей.# Городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.
Статьей 4 Федерального закона установлено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. А согласно ст. 23 Федерального закона финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специально уполномоченных# на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с указанным Федеральным законом, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
По мнению представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Мулиной Л.Н., согласно указанным статьям Федерального Закона полномочия органов исполнительной власти субъекта Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должны осуществлять органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому часть 7 статьи 4 Закона области, устанавливающая, что в структуре органов исполнительной власти области создаются постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций не противоречит указанному Федеральному закону.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. от 22.08.2004 г.) установлено, что законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними# законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций были предусмотрены подпунктом "и" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. от 28.10.2002 г.).
Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 года N 317 было утверждено Примерное положение об органе, специально уполномоченным# решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, пунктом 1 которого предусматривалось создание и функционирование в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с указанными нормами и была принята часть 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 г. "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера" (ред. N 172-3 от 31.12.2004 г), которая устанавливала, что постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций, являются органы, создаваемые в структуре органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления.
Однако в настоящее время часть 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 г. "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера" вошла в противоречие с Федеральным законодательством.
Так согласно абз. 7 части 4 статьи 40, статьи 155 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подп. "и" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. от 28.10.2002 г.) признан утратившим силу с 01.01.2005 года.
Приказ МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 года N 317, утвердивший Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, приказом МЧС Российской Федерации от 06.08.2004 года N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" также признан утратившим силу.
Следовательно, в настоящее время орган# государственной власти субъекта Российской Федерации - Нижегородской области полномочиями по созданию постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не наделены.
Согласно пункта 3 Указа президента Российской Федерации от 11.07.2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Согласно пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", пункта 4 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным# решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденному# приказом МЧС Российской Федерации от 06.08.2004 г. N 372, Главное управление МЧС России по субъекту подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Что же касается утверждений представителя Законодательного собрания Нижегородской области Мулиной Л.Н. о том, что часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 29.12.2004 г.), предусматривающие самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым заявление прокурора Нижегородской области удовлетворить и признать недействующей часть 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 г. "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Признать недействующей, со дня вступления в законную силу решения суда, часть 7 статьи 4 Закона Нижегородской области N 17-3 от 04.01.1996 года "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 29 августа 2005 г. N 3-155
Текст решения опубликован не был