Решение Нижегородского областного суда
от 15 августа 2005 г. N 3-117
15 августа 2005 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего - судьи Дороднова Г.И.
при секретаре - Антоновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Седова Я.М. о признании пункта 3 статьи 1, статьи 2, статьи 3 Закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 25.02.2005 года N 10-3, приложение N 1 и п. З приложения N 2 к Закону Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" и постановление Законодательного собрания Нижегородской области "О принятии закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 24.02.2005 года N 1322-III противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, установил:
Седов Я.М. житель села Чистое поле, Борского района Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением, в котором просит признать закон Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 25.02.2005 года N 10-3 с приложениями N 1 и 2 и постановление Законодательного собрания Нижегородской области "О принятии закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 24.02.2005 года N 1322-III, нарушившим его право и право иных жителей Чистопольского сельсовета на участие в решении вопроса о сохранении или ликвидации муниципального и административно-территориального образования Чистопольский сельсовет с административным центром - село Чистое Поле, установленное и гарантированное законом Нижегородской области "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" от 10.10.2000 года N 140-3 и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
В судебном заседании Седов Я.М. уточнил требования и просит признать пункт 3 статьи 1, статьи 2, статьи 3 Закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 25.02.2005 года N 10-3, приложение N 1 и п. 3 приложения N 2 к Закону Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" и постановление Законодательного собрания Нижегородской области "О принятии закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 24.02.2005 года N 1322-III противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, указывая, что в 2000 году с учетом мнения жителей Чистопольского сельсовета Законодательное Собрание Нижегородской области упразднило в Борском районе муниципальное образование - Чистопольский Сельсовет, но сохранило его административно-территориальным образованием Нижегородской области с административным центром - село Чистое Поле, с нахождением в нем Чистопольской сельской администрации, как органом исполнительной власти на селе и в качестве самостоятельного территориального структурного подразделения администрации Борского района.
В связи с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 2003 года, в Борском районе возникла необходимость восстановления сельских муниципальных образований.
Законом Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 25.02.2005 года N 10-3 с приложениями N 1 и 2 Чистопольский сельсовет, как муниципальное образование, не образован и не восстановлен, будучи упраздненным в 2000 году. Этот закон принят лишь с учетом предложений органов местного самоуправления Борского района и заключением правительства области. Границу новому муниципальному образованию: Линдовский Сельсовет, законодатели области установили в границах территории, образовавшейся при самовольном (без уведомления населения) органами местного самоуправления Борского района объединении исторически сложившихся территорий (административно-территориальных образований Нижегородской области) Ковровского, Линдовского, Спаского и Чистопольского сельсоветов.
По мнению Седова Я.М. Закон Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" с приложениями N 1 и 2 противоречит ч.ч. 3, 5 и 6 ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку не учитывалось мнение населения.
Принятием данного закона Нижегородской области также нарушается Закон Нижегородской области "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области", согласно которому такие решения принимаются с учетом волеизъявления большинства жителей и предложений, поступивших от соответствующего представительного органа местного самоуправления. Чистопольский сельсовет это, исторически сложившаяся территория проживания, не учитывая мнение жителей по вопросу образования нового сельского муниципального образования, законодатели нарушили право Седова Я.М. на участие в решении вопроса об образовании муниципального образования Чистопольский сельсовет.
Пунктом 2 постановления Законодательного собрания Нижегородской области "О принятии закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 24.02.2005 года N 1322-III, частью 1 ст. 26 Закона Нижегородской области "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" установлено, что правительству области внести соответствующую запись в Реестр административно-территориальных и муниципальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области".# Новые муниципальные образования образуются в границах административно-территориальных образований или на основе разделения муниципальных образований".# По мнению Седова Я.М. эти положения, с учетом не образование# муниципального образования Чистопольский сельсовет повлекут и ликвидацию Чистопольского сельсовета, как административно-территориального образования Нижегородской области.
Приняв закон области от 25.02.2005 года без учета мнения населения Чистопольского сельсовета, законодатели области, по мнению Седова Я.М. проигнорировали Конституцию РФ, в которой установлено, что права и свободы гражданина и человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".#
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Штепанов В.М. заявление Седова Я.М. не признал и пояснил, что оспариваемые последним нормативные правовые акты не противоречат Федеральному законодательству. Так в соответствии с частью 3 статьи 83 Федерального закона от 26.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения данного Федерального закона о территориальной организации, вступившие в силу со дня официального опубликования Закона, до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникшим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Борского муниципального района Законом области от 25.02.2005 года N 10-3 "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" были образованы муниципальные образования - сельсоветы, которые были наделены статусом сельского поселения, установлены их границы.
Вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрена необходимость учета мнения населения при образовании муниципального образования в отличии от ситуаций, когда решается вопрос об изменении границ (статья 12) и преобразовании муниципальных образований (ст. 13). А в соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 84 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу главы 12 (Переходные положения), статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Заявитель утверждает, что при принятии Закона области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе нарушен Закон области от 10.10.2000 года N 140-3 "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" предусматривающий обязательность учета мнения населения при решении вопросов административно-территориального устройства области.
Однако Седов Я.М. не учитывает, что в соответствии с частью 2 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствий с требованиями данного Федерального закона указанные акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Эти требования Федерального закона касаются и применения Закона области от 10.10.2000 года N 140-3. Его нормы о выявлении мнения населения по вопросам административно-территориального устройства области не могут применяться при образовании новых муниципальных образований.
Представитель администрации Борского района Нижегородской области Александрова С.Г. заявление Седова Я.М. также не признала, поддержала доводы представителя Законодательного собрания области Штепанова В.М. и добавила, что Законом Нижегородской области от 12.09.2000 года N 135-3 "Об упразднении муниципальных образований в Борском и Ветлужском районах Нижегородской области" на территории Борского района было упразднено 23 муниципальных образований#, в т.ч. Чистопольский сельсовет и образовано единое муниципальное образование Борский район.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти до 1 марта 2005 года обязаны были установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Во исполнение вышеуказанного Федерального закона и Указа Губернатора Нижегородской области от 03.12.2003 года N 67 "О первоочередных мерах по реализации Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Земское собрание Борского района, наделенное частью 1 статьи 14 Устава Борского района правом представлять интересы населения района и принимать от его имени решения, действующие на территории района обратилось в Законодательное Собрание Нижегородской области с законодательной инициативой об образовании муниципальных образований в Борском районе. В связи, с чем было принято постановление Земского собрания Борского района от 16.02.2005 года N 10 "О внесении в порядке законодательной инициативы в Законодательное собрание области проекта закона "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области". Законом Нижегородской области от 25.02.2005 года N 10-3 "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" на территории Борского района вновь было образовано восемь сельских поселений: Кантауровский сельсовет, Краснослободской сельсовет, Линдовский сельсовет, Останкинский сельсовет, Память Парижской Коммуны сельсовет, Редькинский сельсовет, Ситниковский сельсовет, Ямновский сельсовет. По мнению Александровой С.Г. Закон Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" не противоречит Федеральному законодательству "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закону Нижегородской области "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" и не нарушают права Седова Я.М.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом Нижегородской области от 12.09.2000 года N 135-3 "Об упразднении муниципальных образований в Борском и Ветлужском районах Нижегородской области" на территории Борского района было упразднено 23 муниципальных образования, в т.ч. Чистопольский сельсовет и образовано единое муниципальное образование Борский район.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации до 1 января 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области N 1322-III от 24.02.2005 года "О принятии закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области", в целях организации местного самоуправления в Нижегородской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят Закон Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области", с приложениями N 1 и N 2.
Согласно пункту 3 статье 1 Закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" образован Линдовский сельсовет с административным центром - село Линда. В соответствии со статьями 2 и 3 указанного закона, установлены границы муниципальных образований, указанных в статье 1 настоящего закона, согласно картографическому описанию (приложения 1 и 2).# Наделены муниципальные образования - сельсоветы, указанные в статье 1 настоящего Закона, статусом сельского поселения.
В приложении N 1 указанного Закона области установлена схематическая карта муниципальных образований Борского района Нижегородской области.
В пункте 3 Приложений N 2 к Закону Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований Борского района Нижегородской области" дано описание границ муниципального образования - Линдовский сельсовет.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами в муниципальное образование Линдовский сельсовет включен Чистопольский сельсовет. Седов Я.М. считает, отсутствие учета мнения населения при образовании Линдовского сельсовета следует считать как нарушение ч.ч. З и 6 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые предусматривают при объединении двух и более поселений, не влекущих изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного часть З статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан; разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Однако, по мнению судебной коллегии, данные доводы Седова Я.М. не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 83 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения статей 11-16, 34-37 и 50 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникшим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.
Во исполнении# указанного Федерального закона и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодательное Собрание Нижегородской области приняло Закон Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области" от 25.02.2005 года N 10-3, в результате чего на территории Борского муниципального района Нижегородской области образовались муниципальные образования, в т.ч. муниципальное образование Линдовский сельсовет с административным центром - село Линда, с включением в него Чистопольского сельсовета)#, установлены границы муниципальных образований, указанных в статье 1 настоящего Закона, согласно картографическому описанию (приложения 1 и 2), наделены муниципальные образования - сельсоветы, указанные в статье 1 настоящего Закона, статусом сельского поселения (ст. 1 п. З, ст. 2, ст. З приложение N 1 и 2 Закона области).
Утверждение Седова Я.М. о том, что в данном случае произошло разделение муниципального района с объединением поселений и изменение границ, а потому требовалось учитывать мнение население# (ч. З и ч. 5, ч. 6 ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не может быть принято во внимание, т.к. не основано на действующем Федеральном законодательстве.
Нормы вышеуказанного Федерального закона не предусматривают необходимость учета мнения населения при принятии такого рода нормативно-правовых актов.
Напротив, в соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 84 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы (глава 12 переходные положения), статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Что же касается доводов Седова Я.М. о том, что при принятии Закона Нижегородской области от 25.02.2005 года N 10-3 был также нарушен Закон Нижегородской области от 10.10.2000 года N 140-3 "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" предусматривающий обязательность учета мнения при решении вопросов административно-территориального устройства области, то они также не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона указанные акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поэтому нормы этого Закона области, и в частности о выявлении мнения населения по вопросам административно-территориального устройства области также должны применяться, до приведения их в соответствие с требованиями вышеуказанного закона, в части, не противоречащей требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Что же касается утверждений Седова Я.М., его представителя - Жулина Ю.Л. о ом#, что не образование муниципального образования Чистопольский сельсовет повлечет ликвидацию Чистопольского сельсовета, как административно-территориального образования Нижегородской области, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на предположении. В настоящее же время Чистопольская сельская администрация сохранена. Возглавляет ее глава администрации, который назначается, в соответствии с Уставом Борского района Главой местного самоуправления Борского района. Их деятельность регламентирована "Положением о Чистопольской сельской администрации Борского района Нижегородской области", которое утверждено распоряжением администрации Борского района от 02.12.2002 года N 3195.
Утверждение Седова Я.М. о том, что приняв закон области от 25.02.2005 года без учета мнения населения Чистопольского сельсовета, законодатели области проигнорировали Конституцию РФ, не нашло своего подтверждения материалами дела.
Таким образом, нарушений Федерального законодательства, законодательства Нижегородской области при принятии Законодательным собранием Нижегородской области пункта 3 статьи 1, статьи 2, статьи 3 Закона Нижегородской области "Об образовании муниципальных образований в Борском районе Нижегородской области", приложения N 1, пункта 3 приложения N 2 допущено не было.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым в удовлетворении заявления Седову Я.М. отказать.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
В удовлетворении заявления Седову Якиму Михайловичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 15 августа 2005 г. N 3-117
Текст решения опубликован не был