Решение Нижегородского областного суда
от 14 октября 2005 г. N 3-228/05
"14" октября 2005 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
В составе председательствующего Самарцевой В.В.
При секретаре Пыхтеевой Е.А.
С участием прокурора Королевой Г.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело
По заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующей статьи 18 Закона Нижегородской области от 09.09.2004 года N 95-3 "О предупреждении распространении эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области", установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 18 Закона Нижегородской области от 09.09.2004 года N 95-3 "О предупреждении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области".
Доводы заявления прокурора мотивированы тем, что статьей 18 Закона Нижегородской области от 09.09.2004 года N 95-3 предусмотрено, что он вступает в силу со дня его опубликования.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. В нарушение данных требований федерального законодательства Закон области вступил в силу со дня его официального опубликования, а не через десять дней с момента опубликования. Законом области регулируются вопросы защиты прав и свобод граждан, установленные статьями 41 Конституции РФ, в связи, с чем Закон области подлежит вступлению в силу не ранее чем через 10 дней с момента официального опубликования, а не со дня его официального опубликования. Соблюдение десятидневного срока вступления в силу с момента опубликования гарантирует населению Нижегородской области возможность ознакомиться с новшествами в правовом регулировании и своевременно использовать свои права. Представитель прокуратуры Нижегородской области прокурор отдела прокуратуры Королева Г.А., просил удовлетворить заявление прокурора Нижегородской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
Представитель Законодательного собрания Нижегородской области Трошина В.Н. с доводами заявления прокурора Нижегородской области не согласна и просила суд отказать в удовлетворении заявления. Свои доводы мотивировала тем, что ст. 18 Закона области от 09.09.2004 года N 95-3, наоборот, направлена на защиту прав граждан, так как предусматривает дополнительные гарантии гражданам на защиту здоровья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления прокурора Нижегородской области, заслушав зам.начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королеву Г.А., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Трошину В.Н., судебная коллегия находит заявление прокурора Нижегородской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
Закон Нижегородской области 09.09.2004 года N 95-3 "О предупреждении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области" по мнению судебной коллегии, непосредственно затрагивает свободы, права и интересы граждан.
Так из текст закона области от 09.09.2004 года N 95-3, следует что Закон области регулирует отношения в сфере предупреждения распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области. Закон предусматривает компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, определяет перечень граждан, которым медицинские работники обязаны разъяснять необходимость проведения обследования на ВИС-инфекцию#, проведение обследования на выявление заражения ВИЧ-инфекции и постановку диагноза ВИЧ-инфекции, требования в отношении граждан ВИЧ-инфицированных.
Вопросы защиты прав и свобод граждан, а именно, право на охрану здоровья и медицинскую помощь регламентированы ст. 41 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
Таким образом, проанализировав текст Закона области, коллегия приходит к выводу о том, что Закон Нижегородской области 09.09.2004 года N 95-3 непосредственно затрагивает вопросы защиты прав и свобод гражданина, а следовательно, указанный закон должен вступать в законную силу не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования. Статья 18 Закона Нижегородской области от 09.09.2004 года N 95-3 определила порядок вступления Закона со дня его официального опубликования.
Таким образом, статья 18 Закона Нижегородской области от 09.09.2004 N 95-3 "О предупреждении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области" противоречит федеральному законодательству, а именно ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
С доводами представителя Законодательного Собрания Нижегородской области, судебная коллегия согласиться не может, поскольку Закон области, непосредственно затрагивает права граждан, на охрану здоровья. Кроме того, позиция Конституционного суда Российской Федерации, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года N 70-О, согласно которого установление сроков вступления в силу Законов субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере нормативного регулирования субъекта РФ отнесено к компетенции самого субъекта федерации, предусматривает оговорку о том, что, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом. Федеральный закон N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является таковым общим законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судебная коллегия, решила:
Заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующей статьи 18 Закона Нижегородской области от 09.09.2004 года N 95-3 "О предупреждении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области" - удовлетворить.
Признать недействующей статью 18 Закона Нижегородской области от 09.09.2004 года N 95-3 "О предупреждении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области" - с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Нижегородский областной суд.
Председательствующий |
В.В. Самарцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 14 октября 2005 г. N 3-228/05
Текст решения опубликован не был