Решение Нижегородского областного суда
от 14 октября 2005 г. N 3-242/05
"14" октября 2005 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
В составе председательствующего Самарцевой В.В.
При секретаре Пыхтеевой Е.А.
С участием прокурора Королевой Г.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело
По заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующей статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.03.2004 года N 16-3 "Об утверждении территориальной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2004 - 2007 годы", установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.03.2004 года N 16-3 "Об утверждении территориальной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2004 - 2007 годы".
Доводы заявления прокурора мотивированы тем, что статьей 2 Закона Нижегородской области от 05.03.2004 года N 16-3 предусмотрено, что он вступает в силу со дня его опубликования.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. В нарушение данных требований федерального законодательства Закон области вступил в силу со дня его официального опубликования, а не через десять дней с момента опубликования. Законом области регулируются вопросы защиты прав и свобод граждан, установленные статьей 37 Конституции РФ, в связи, с чем Закон области подлежит вступлению в силу не ранее чем через 10 дней с момента официального опубликования, а не со дня его официального опубликования. Соблюдение десятидневного срока вступления в силу с момента опубликования гарантирует населению Нижегородской области возможность ознакомиться с новшествами в правовом регулировании и своевременно использовать свои права. Представитель прокуратуры Нижегородской области замначальника отдела прокуратуры Королева Г.А. просила удовлетворить заявление прокурора Нижегородской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
Представитель Законодательного собрания Нижегородской области Трошина В.Н. с доводами заявления прокурора Нижегородской области не согласна и просила суд отказать в удовлетворении заявления. Свои доводы мотивировала тем, что Закон области от 05.03.2004 года N 16-3 не затрагивает прав и свобод граждан, поскольку представляет собой перечень мероприятий по развитию профессиональной ориентации населения и предусматривает источники финансирования мероприятий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления прокурора Нижегородской области, заслушав зам. начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королеву Г.А.., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Трошину В.Н., судебная коллегия находит заявление прокурора Нижегородской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
Закон Нижегородской области от 05.03.2004 года N 16-3 утвердил областную целевую программу "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2004 - 2007 годы".
Так из Программы, утвержденной указанным Законом области, следует, что положениями данной программы гарантирована защита прав и интересов граждан на труд, а именно: предусмотрены меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, развитие профессиональной ориентации, обеспечение социальной защиты категорий населения, которые испытывают трудности в поиске работы на территории Нижегородской области. Реализация программы позволит оказать содействие в трудоустройстве 553 тысяч человек.
Вопросы защиты прав и свобод граждан, а именно, право на труд установлено ст. 37 Конституции РФ, согласно которой, труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без кокой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы.
Таким образом, проанализировав текст Закона области, коллегия приходит к выводу о том, что Закон Нижегородской области 05.03.2004 года N 16-3 непосредственно затрагивает вопросы защиты прав и свобод гражданина, а следовательно, указанный закон должен вступать в законную силу не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования. Статья 2 Закона Нижегородской области от 05.03.2004 года N 16-3 определила порядок вступления Закона со дня его официального опубликования.
Таким образом, статья 2 Закона Нижегородской области от 05.03.2004 N 16-3 "Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2004-207 годы" противоречит федеральному законодательству, а именно ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
С доводами представителя Законодательного Собрания Нижегородской области, судебная коллегия согласиться не может, поскольку Закон области, утверждая Программу, затрагивает права граждан на защиту от безработицы. Кроме того, позиция Конституционного суда Российской Федерации, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года N 70-О, согласно которого установление сроков вступления в силу Законов субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере нормативного регулирования субъекта РФ отнесено к компетенции самого субъекта федерации, предусматривает оговорку о том, что, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом. Федеральный закон N 184-ФЗ от 16.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является таковым общим законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует читать: "от 6 октября 1999 г."
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судебная коллегия, решила:
Заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующей статьи 2 Закона Нижегородской области от 05.03.2004 года N 16-3 "Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 20042007 годы" - удовлетворить.
Признать недействующей статью 2 Закона Нижегородской области от 05.03.2004 года N 16-3 "Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2004 - 2007 годы" - с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Нижегородский областной суд.
Председательствующий |
Самарцева В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 14 октября 2005 г. N 3-242/05
Текст решения опубликован не был