Решение Нижегородского областного суда
от 16 января 2006 г. N 3-23
16.01.2006 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего - судьи Дороднова Г.И.
с участием - прокурора Королевой Г.А.
при секретаре - Антоновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Нижегородской области о признании недействующими п.п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" утвержденного Постановление# Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 года N 303, установила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия п.п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утвержденных# Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2005 года N 303, указывая, что в соответствии с п. 6.4 указанного Положения, многодетным семьям установлено бесплатное обеспечение лекарствами детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет по рецептам врачей (фельдшеров) государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Пунктом 6.8 Положения установлено, что многодетные семьи имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц государственных музеев и некоммерческих выставок, организованных органами исполнительной власти Нижегородской области или государственными учреждениями.
Пунктом 11.1 Положения предусмотрено, что многодетные семьи имеют право на 50-процентную скидку в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, обеспечение электрической и тепловой энергией - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Согласно п. 17 Положения, учет и формирование заявок о количестве детей, нуждающихся в обеспечении ученическими проездными билетами, осуществляется ответственными лицами общеобразовательных учреждений по месту учебы ребенка.
Ответственные лица назначаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения. Общеобразовательные учреждения представляют в органы социальной защиты населения заявки о количестве детей, нуждающихся в обеспечении ученическими проездными билетами, в срок до 10 числа месяца, предшествующего месяцу (кварталу), на который подается заявка (18 Положения).
По мнению прокурора Нижегородской области, пункты 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" противоречат федеральному законодательству.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
В соответствии с п.п. "ж", "к" ст. 72 и пп. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно подпункту "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", многодетные семьи имеют право на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок, независимо от форм собственности перечисленных учреждений. Подпунктом "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Каких-либо ограничений и норм для предоставления льгот Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 не предусмотрено.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации на образовательные учреждения не могут возлагаться какие-либо обязанности, в том числе по составлению заявок на обеспечение проездными билетами.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В нарушение указанной нормы, учитывая, что п. 1.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 02.02.1998 г. N 29 "О мерах социальной поддержке# многодетных семей", согласно которой многодетным семьям предоставлялась скидка в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг без каких-либо ограничений, а также предусматривалась бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей (независимо от формы собственности лечебно-профилактического учреждения) для детей в возрасте до 6 лет, право посещения 1 раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок, не зависимо от формы собственности их организаторов, признано утратившим силу п. 11.1 оспариваемого Положения умаляет положения многодетных семей, проживающих в жилых помещениях, площадь которых превышает социальную норму, а также потребляющих коммунальные услуги в объемах, превышающих нормативы потребления, право на бесплатное получение лекарств по рецептам врачей и посещение музеев, независимо от формы собственности организаций, предоставляющих услуги.
Таким образом, нарушаются права многодетных семей, проживающих в жилых помещениях, превышающих социальную норму, а также потребляющих коммунальные услуги, превышающих нормативы потребления, право на бесплатное получение лекарств по рецептам врачей и посещение музеев, независимо от форм собственности организаций, предоставляющих услуги. Так, например, для многодетной семьи из 5 человек, проживающих в жилом помещении, площадью свыше 150 кв.м. скидка на отопление, предоставляемая в соответствии с федеральным законодательством, будет выше, чем предоставляемая в соответствии с оспариваемым законом области, поскольку федеральная скидка будет распространяться на площадь свыше 45 кв.м., в то время как по областному закону, скидка не сможет превышать социальную норму в размере 45 кв.м.
П. 6.4, 6.8 Положения ограничивают права многодетных семей на бесплатное получение лекарств для детей в возрасте до 6 лет по рецептам лечебных организаций частных форм собственности и частнопрактикующих врачей, посещение музеев и выставок, организованных не органами не государственной власти и государственными учреждениями.
Представитель Правительства Нижегородской области Цыганов А.И. заявление прокурора области не признал, заявив, что подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а оспариваемым Положением установлена скидка в размере 50 процентов, что улучшает положение граждан, которым предоставляются указанные льготы.
Оспариваемые прокурором области пункты 17, 18 Положения соответствуют пункту 5 статьи 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 года N 303 утверждено Положение о реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-3 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
В соответствии с п. 6.4 Положения, многодетным семьям установлено бесплатное обеспечение лекарствами детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет по рецептам врачей (фельдшеров) государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений.
Пунктом 6.8 Положения установлено, что многодетные семьи имеют право один раз в месяц на бесплатное посещение государственных музеев и некоммерческих выставок, организованных органами исполнительной власти Нижегородской области или государственными учреждениями.
Пунктом 11.1 Положения предусмотрено, что многодетные семьи имеют право на 50-процентную скидку в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления для продажи населению (предоставляется проживающим в домах, не имеющих центрального отопления).
В соответствии с п. 17 Положения, учет и формирование заявок о количестве детей, нуждающихся в обеспечении ученическими проездными билетами, осуществляется ответственными лицами общеобразовательных учреждений по месту учебы ребенка. Ответственные лица назначаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
Пунктом 18 Положения предусмотрено то, что, общеобразовательные учреждения предоставляют в органы социальной защиты населения заявки о количестве детей, нуждающихся в обеспечении ученическими проездными билетами, в срок до 10 числа месяца, предшествующего месяцу (кварталу), на который подается заявка.
По мнению, судебной коллегии, пункты 6.4, 6.8, 11.1 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" противоречат федеральному законодательству.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Так в соответствии с пп. "ж", "к" ст. 72 и пп. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По указанному вопросу принят Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей". Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 постановлено Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей установить для многодетных семей скидку, в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и регулирует гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, в то время как Указ Президента РФ от 05.05.1992 г. N 431, оспариваемые прокурором нормы Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 г. N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" регулируют вопросы социальной поддержки многодетных семей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Заявление представителя правительства Нижегородской области Цыганова А.И. о том, что подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а оспариваемым Положением установлена скидка в размере 50 процентов, что улучшает положение граждан, которым предоставляются указанные льготы, то они также не могут быть приняты во внимание, поскольку эта льгота ограничивается установленными нормативами потребления и социальной нормой.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
При принятии оспариваемых прокурором области правовых норм нарушены требования указанного федерального закона.
Так пунктом 1.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 02.02.1998 г. N 29 "О мерах социальной поддержке# многодетных семей" многодетным семьям предоставлялась скидка в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг без каких-либо ограничений, а также предусматривалась бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей независимо от формы собственности лечебно-профилактического учреждения, для детей в возрасте до 6 лет, право посещения один раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок независимо от формы собственности их организаторов (в настоящее время этот пункт утратил силу), в тоже время, пункт 11.1 оспариваемого прокурором области Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 г. N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" ущемляет права электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Таким образом, каких-либо ограничений и норм для предоставления льгот многодетным семьям Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 не установлено.
Тем не менее, в нарушение указанных положений законом области нарушаются права многодетных семей проживающих в жилых помещениях, площадь которых превышает социальную норму, а также потребляющих коммунальные услуги в объемах, превышающих нормативы потребления (п. 11.1 Положения).
Пункты же 6.4, 6.8 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 г. N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" ограничивают права многодетных семей на бесплатное получение лекарств для детей в возрасте до 6 лет по рецептам лечебных организаций частной формы собственности и частнопрактикующих врачей, посещение музеев и выставок, организованных не органами государственной власти и государственными учреждениями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Противоречат федеральному законодательству п.п. 17 и 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Так в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Следовательно, нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации на общеобразовательные учреждения не могут возлагаться какие-либо обязанности, в том числе учету и формированию заявок о количестве детей, нуждающихся в обеспечении ученическими проездными билетами по составлению заявок на обеспечение проездными билетами.
Утверждение же представителя правительства области Цыганова А.И. о том, что пункты 17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей" соответствуют п. 5 ст. 5 ФЗ "Об образовании", согласно которому в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений не могут быть приняты во внимание, т.к. из смыла указанной нормы закона следует, что она# многодетных семей, проживающих в жилых помещениях, площадь которых превышает социальную норму, а также потребляющих коммунальные услуги в объемах, превышающих нормативы потребления, право на бесплатное получение лекарств по рецептам врачей и посещение музеев независимо от формы собственности организаций, предоставляющих услуги.
С учетом изложенного судебная коллегия, считает необходим заявление прокурора области удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 г. N 303.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу п.п. 6.4, 6.8, 11.1, 17, 18 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 158-ФЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2005 года N 303.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки многодетных семей" следует читать: "N 158-З"
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий: |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 16 января 2006 г. N 3-23
Текст решения опубликован не был