Решение Нижегородского областного суда
от 4 мая 2006 г. N 3-120
04.05.2006 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда под председательством судьи - Дороднова
С участием прокурора - Королевой Г. А.
секретаре - Антоновой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Нижегородской области о признании противоречащим федеральному закону и действующим подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области 16.11.2005 года N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части слов "и проживающие на территории Нижегородской области не менее 10 лет",
установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 179-3 от 16.11.2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части слов "и проживающие на территории Нижегородской области не менее 10 лет", указывая, что подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", предусмотрено, что состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования: малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации и проживающие в Нижегородской области не менее 10 лет.
Введение условий для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, - проживания граждан на территории Нижегородской области не менее 10 лет, противоречит федеральному законодательству.
Согласно подпункта "к" пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Установление требования постоянного проживания на территории муниципального образования для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не противоречит федеральному законодательству, т.к. направлено на пресечение возможности граждан встать на учет нуждающихся в жилье как по месту постоянного, так и временного проживания одновременно.
Однако, установление временных рамок проживания на территории области для постановки на учет, по мнению прокурора Нижегородской области противоречит жилищному законодательству.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие, не отвечающем установленным для жилых помещений требований;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Каких либо требований о необходимости проживания на территории определенное количество лет для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образок, по мнению прокурора Нижегородской области, подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части слов "и проживающие на территории Нижегородской области не менее 10 лет" противоречит действующему федеральному законодательству.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Илларионова Т.П. заявление прокурора Нижегородской области не признала, заявив, что подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 179-3 от 16.11.2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не противоречит федеральному законодательству.
Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Закон области принят в соответствии с пунктом 7 статьи 13 и пунктом 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Закон области не противоречит Закону Российской Федерации от 25.06.1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Установленный в Законе области десятилетний срок проживания в Нижегородской области для принятия граждан на учет для получения жилых помещений относится к организационно-учетным правилам, направленным на обеспечение справедливого распределения жилья. Аналогичная норма определением Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2002 года N 123-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы Основы жилищной политики города Москвы" (граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при наличии определенных оснований при условии проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет) признана соответствующей предписаниям статьей 17, 19, 27, 40 Конституции Российской Федерации. Закон области не противоречит также и статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку согласно постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 18.09.2002 года N 249пв01 срок постоянного проживания по месту жительства - это не основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а лишь условие возникновения у граждан права на получение жилой площади.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 13, части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определения порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законодательным собранием Нижегородской области 16.11.2005 года за N 179-3 был принят Закон Нижегородской области "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Указанный закон принят Законодательным Собранием Нижегородской области в пределах своей компетенции.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 179-3 от 16.11.2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, или это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования:
1) малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской федерации и проживающие в Нижегородской области не менее 10 лет.
По мнению Прокурора Нижегородской области, подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части слов "и проживающие на территории Нижегородской области не менее 10 лет" противоречит ст. 49, ст. 51 и п.п. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места убывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора Нижегородской области по следующим основаниям.
Согласно пункта "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся жилищное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
После принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации опрос о сроке (постоянного проживания как условии для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в законодательстве Российской Федерации не урегулирован.
Следовательно, в силу природы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Нижегородская область, как субъект Российской Федерации в отсутствие Федерального закона была в вправе принять собственный правовой акт по этому вопросу.
Поскольку собственник имеет право в силу ст. 209 ГК РФ совершать в отношении принадлежащему ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, Законодательное собрание Нижегородской области, было вправе установить в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, доставляемых по договорам социального найма" правило, что состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования: малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской и проживающие в Нижегородской области не менее 10 лет.
Кроме того, судебная коллегия учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации изложенную в определении от 09.04.2002 года N 123-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова А.Я. на нарушение его Конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона г. Москвы "Основы жилищной политики города Москвы", согласно которому Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.
Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместно ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возлагает на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправлении обязанность по обеспечению прав граждан на жилище, в том числе по осуществлению учета, установлению порядка распределения и предоставления гражданам жилых помещений...
Регламентируя условия реализации конституционных прав на жилище включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационные - учетные правила.
Следуя данной позиции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не менее десятилетнего срока проживания в Нижегородской области для принятия малоимущих граждан на учет для получения жилых помещений может быть отнесен к организационно - учетным правилам, направленным на обеспечение справедливого распределения жилья.
Аналогичная позиция содержится и в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2002 г. N 249пв01 (л.д. 19), из которого видно, что срок постоянного проживания по месту жительства - это не основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а лишь условие возникновения у граждан права на получение жилой площади.
А потому эти положения оспариваемого прокурорам# Нижегородской области закона Нижегородской области не противоречат жилищному законодательству, ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что заявление прокурора Нижегородской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
В удовлетворении заявления прокурору Нижегородской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий: |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 4 мая 2006 г. N 3-120
Текст решения опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника