Решение Нижегородского областного суда
от 11 марта 2010 г. N 3-35/10
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2010 г. N 9-Г10-11 настоящее решение Нижегородского областного суда оставлено без изменения, кассационная жалоба министерства образования Нижегородской области - без удовлетворения
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кручинина М.А. с участием заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области К.Г.А., представителя министерства образования Нижегородской области Г.А.А. при секретаре судебного заседания - Ш.Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующим абзаца 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731, установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим абзаца 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731.
В обоснование заявленных требований указал, что абзацем 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731, предусмотрено, что руководитель учреждения может отказать в предоставлении длительного отпуска в случае, когда педагогический работник был предупрежден в установленном порядке о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.
По мнению прокурора, данный абзац противоречил статье 335 Трудового кодекса РФ и пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", так как ограничивает реализацию педагогическими работниками образовательных учреждений предоставленного им федеральным законодательством права на длительный отпуск. Несоблюдение требований действующего законодательства может привести к нарушению интересов неопределенного круга педагогических работников при реализации ими права на длительный отпуск.
С учетом изложенных мотивов прокурор Нижегородской области просит признать абзац 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731, недействующим со дня его принятия.
При рассмотрении дела в судебном заседании заместитель начальника отдела прокуратуры Нижегородской области К.Г.А. доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Обратила внимание суда на то, что в Положении о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденном приказом Минобразования России от 07 декабря 2000 N 3570 и действующим в отношении педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя, такого ограничения прав не предусмотрено. В случае ликвидации организации в соответствии с трудовым законодательством все работники, в том числе находящиеся в отпуске, подлежат увольнению. Сокращение штатной должности, которую занимает работник, находящийся в отпуске, в соответствии с законом не производится, однако это не может нарушить права организации или её учредителя, так как на период длительного отпуска оплата педагогическому работнику не производится, должность не занята, а по истечении срока такого отпуска могут быть произведены мероприятия по сокращению штатов.
Представитель министерства образования Нижегородской области Г.А.А. с требованиями прокурора Нижегородской области не согласилась. Указала на то, что статьей 335 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. При этом порядок и условия предоставления указанного отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
Разделом 2 Положения установлены порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска в соответствии с вышеуказанными законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, департаментом образования Нижегородской области были реализованы предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия.
Согласно абзацу 3 пункта 2.6 Положения руководитель образовательного учреждения может отказать в предоставлении длительного отпуска в случае, если педагогический работник был предупрежден в установленном законом порядке о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штага работников.
В соответствии с частью 2 статьи 180 Трудового кодекса РФ работодатель персонально и под роспись предупреждает работника организации о предстоящем увольнении и связи# с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников не менее чем за два месяца до увольнения. При сокращении работодателем штата работников, а также при ликвидации организации должность, занимаемая работником, исключается из штатного расписания организации. В этой связи при проведении мероприятий по сокращению штата работников, ликвидации организации длительный отпуск сроком до одного года не может быть предоставлен работнику в связи с отсутствием у работодателя возможности оставления должности в штатном расписании.
Таким образом, по мнению представителя министерства образования Нижегородской области, отказ работодателя в предоставлении работнику длительного отпуска сроком до одного года в случае предупреждения работника о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников не нарушает прав работника, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления прокурора Нижегородской области о признании недействующим абзаца 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731. заслушав прокурора К.Г.А., просившую заявление удовлетворить, представителя министерства образования Нижегородской области Г.А.А., полагавшую, что заявление удовлетворению не подлежит, судебная коллегия, по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором Нижегородской области оспаривается абзац 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731.
Согласно части 1 статьи 21 Устава Нижегородской области, утвержденного Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 219-3, систему органов государственной власти в области составляют, в том числе, министерства и иные органы исполнительной власти области (пункт 3).
На основании части 3 статьи 38 Устава Нижегородской области в систему органов исполнительной власти области входят Правительство, министерства и иные органы исполнительной власти области, формируемые Правительством. Структура органов исполнительной власти области определяется Губернатором области.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 02 сентября 2005 года N 44 "О формировании системы органов исполнительной власти Нижегородской области" департамент образования Нижегородской области входил в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области.
Из пунктов 1.1 и 1.2 действовавшего ранее Положения о департаменте образования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2005 года N 209, следует, что департамент образования Нижегородской области являлся самостоятельным органом исполнительной власти Нижегородской области и юридическим лицом (не входил в качестве структурного подразделения в состав иного органа государственной власти Нижегородской области), с учетом положений части 1 статьи 21 Устава Нижегородской области входил в систему государственных органов власти области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-3 "О нормативных правовых актах в Нижегородской области" нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов и (или) в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством. Приказ - нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем министерства или иного органа исполнительной власти области.
Из указанного выше следует, что Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденное приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731, является нормативным правовым актом органа государственной власти Нижегородской области, так как принят государственным органом исполнительной власти Нижегородской области и содержит в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-3 "О нормативных правовых актах в Нижегородской области" нормативные правовые акты министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом, определяемым Правительством области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-3
На основании пунктов 5.1, 5.4 "Положения о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года N 41 "О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области", акты органов исполнительной власти Нижегородской области, внесенные в Реестр, вступают в силу со дня присвоения им реестрового номера, если иной срок не установлен в самом акте или не предусмотрен действующим законодательством (п. 5.1), официальное опубликование акта осуществляется пресс-службой Губернатора и Правительства Нижегородской области в газете "Нижегородская правда" (п. 5.4).
Оспариваемое Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года было официально опубликовано в газете "Нижегородская правда" N 3 (24886) 12 января 2008 года и включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 23 ноября 2007 года N 01 127-404-731.
Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденное приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731, принято, как в нем указано, в соответствии со статьей 335 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в целях реализации права педагогических работников государственных образовательных учреждений, учредителем которых является департамент образования Нижегородской области, на длительный отпуск-сроком до одного года.
Согласно статье 335 Трудового кодекса РФ и пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
Из указанных положений Трудового кодекса РФ и Закона Российской Федерации следует, что оспариваемый в части Порядок, действующий в отношении государственных образовательных учреждений, учредителем которых является департамент, принят департаментом образования Нижегородской области в пределах предоставленных законом полномочий.
Прокурор Нижегородской области просит признать недействующим со дня принятия абзац 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 г. N 731.
Как указано выше, из самого приказа следует, что он принят в целях реализации права педагогических работников на длительный отпуск в соответствии со статьей 335 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
На основании пунктов "е" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, общие вопросы образования, трудовое законодательство.
В соответствии с положениями части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 5 Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статье 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон.
Исходя из оценки содержания оспариваемого в части приказа департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" и приведенных выше положений Конституции РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к выводу о том, что указанный приказ не должен противоречить федеральным законам, а также иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Абзацем 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731 установлено, что руководитель учреждения может отказать в предоставлении длительного отпуска в случае, если педагогический работник был предупрежден в установленном законом порядке о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.
Оспаривая абзац 3 пункта 2.6 приведенного выше Положения, прокурор Нижегородской области указывает на его противоречие статье 335 Трудового кодекса РФ и пункту 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Согласно статье 335 Трудового кодекса РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
Аналогичная правовая норма, устанавливающая право педагогических работников на длительный отпуск, содержится и в пункте 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Установив в Трудовом кодексе РФ и Законе Российской Федерации "Об образовании" с учетом особых условий труда педагогических работников трудовую льготу в виде длительного отпуска сроком до одного года, федеральный законодатель не предусмотрел возможности отказа в предоставления такого отпуска в связи с предупреждением педагогического работника о расторжении трудового договора работника о ликвидации организации либо сокращении численности или штата работников организации.
Судебная коллегия полагает, что, установив в абзаце 3 пункта 2.6 оспариваемого в части Положения право руководителя учреждения отказать в предоставлении длительного отпуска в случае, если педагогический работник был предупрежден в установленном законом порядке о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, департамент образования Нижегородской области в нарушение закона допустил снижение уровня трудовых прав педагогических работников, установленного Трудовым кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании", и ограничил реализацию предоставленного федеральным законодательством права, что является недопустимым в силу статьи 6 Трудового кодекса РФ.
Приходя к выводу о противоречии федеральному законодательству абзаца 3 пункта 2.6 оспариваемого в части Положения, судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что Трудовым кодексом РФ, Законом РФ "Об образовании" не предусмотрено ограничение трудовых прав работника, в том числе права на реализацию установленных федеральным законом трудовых льгот, в случае предупреждения работодателем такого работника о предстоящем увольнении связи# с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.
Оценив доводы представителя министерства образования Нижегородской области о том, что абзац 3 пункта 2.6 указанного выше Положения не противоречит федеральному законодательству, так как Трудовым кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании" предусмотрено право учредителя образовательного учреждения устанавливать порядок и условия предоставления длительного отпуска, судебная коллегия приходит к следующему.
Действительно, согласно статье 335 Трудового кодекса РФ и пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
Реализуя данное право, департамент образования Нижегородской области принял оспариваемый приказ от 07 ноября 2007 года N 731 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года".
Вместе с тем, абзацем 3 пункта 2.6 оспариваемого в части Положения департаментом образования Нижегородской области введено ограничение по предоставлению педагогическим работникам трудовой льготы в виде длительного отпуска сроком до одного года, что, как указано выше, не предусмотрено федеральным законодательством, приводит к снижению уровня трудовых прав, установленных федеральным законодательством, ограничивает их реализацию, является недопустимым в силу статьи 6 Трудового кодекса РФ и приводит к противоречию абзаца 3 пункта 2.6 Положения статьям 6, 335 Трудового кодекса РФ и пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Поэтому абзац 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731, подлежит признанию судом противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Абзац 3 пункта 2.6 оспариваемого в части Положения подлежит признанию недействующей# с момента вступления данного решения суда в законную силу, так как до вынесения решения суда Положение применялось и на его основании реализовывались гражданские права.
На основании части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении суда о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая данное требование закона, суд постановляет обязать министерство образования Нижегородской области после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать сообщение о решении суда в газете "Нижегородская правда".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующим абзаца 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731, удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 3 пункта 2.6 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам государственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного приказом департамента образования Нижегородской области от 07 ноября 2007 года N 731.
Обязать министерство образования Нижегородской области опубликовать сведения о настоящем решении в газете "Нижегородская правда" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья областного суда |
М.А. Кручинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 11 марта 2010 г. N 3-35/10
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2010 г. N 9-Г10-11 настоящее решение Нижегородского областного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба министерства Нижегородской области - без удовлетворения
Текст решения получен из Нижегородского областного суда в соответствии с Договором об информационном сотрудничестве