Решение Нижегородского областного суда
от 7 апреля 2009 г. по делу N 3-63/09
07.04.2009 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Г.И. Дороднова с участием прокурора Г.А. Королевой при секретаре судебного заседания Н.В. Заказовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим закону п. 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 года N 2077-р, установила:
прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании противоречащим закону п. 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 года N 2077-р, указывая, что распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 года N 2077-р "О совершенствовании работы с разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области" утвержден Типовой порядок работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области.
В соответствии с п. 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области территориальные органы внутренних дел ГУВД по Нижегородской области в течение 10 дней со дня регистрации списков в территориальном органе осуществляют мероприятия по выявлению собственников (владельцев) брошенных, разукомплектованных транспортных средств и направляют в администрации муниципальных образований Нижегородской области сведения о собственниках (владельцах), либо заключения об отсутствии собственников (владельцев) транспортных средств.
Указанный пункт Типового порядка противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В ч. 2 данной статьи установлено, что согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Согласно ч. 1 ст. 9 данного Закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ N 152-ФЗ настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ также предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законодательством не предусмотрено предоставление органами внутренних дел информации о собственниках транспортных средств по запросам органов местного самоуправления. Таким образом, п. 6 Типового порядка противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с административным Регламентом исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, при осуществлении полномочий по регистрации транспортных средств Госавтоинспекция взаимодействует с подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и другими органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в обмене имеющейся информацией о транспортных средствах и их собственниках и работе по запросам (уведомлениям).
С целью приведения оспариваемого распоряжения Правительства Нижегородской области в соответствие с требованиями законодательства прокуратурой принесен протест Губернатору Нижегородской области. Однако протест отклонен. Письмом исполняющего обязанности Губернатора Нижегородской области от 19.01.2009 сообщено, что указанное распоряжение носит рекомендательный характер, принято в развитие постановления Правительства от 12.12.2005 N 309 и не противоречит федеральному законодательству.
С доводом Правительства области о том, что постановление носит рекомендательный характер, следовательно, не является нормативно-правовым актом согласиться нельзя, так как согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2008 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "постановление" имеется в виду "распоряжение"
Распоряжение Правительства устанавливает порядок работы с брошенным и разукомплектованным транспортом, предусматривает обязательные правила поведения при работе с таким транспортом, рассчитан на неоднократное применение, опубликовано в установленном порядке.
Указание в п. 2 распоряжения Правительства области от 13.11.2008 N 2077-р "рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области, начиная с 01.01.2009 года, руководствоваться Порядком при организации работы по выявлению, учету и эвакуации брошенного и разукомплектованного автотранспорта" не может являться оправданием наличия в данном распоряжении незаконных положений.
На момент подачи заявления оспариваемое распоряжение Правительства Нижегородской области опубликовано в средствах массовой информации для всеобщего сведения ("Нижегородские новости" N 20 (4152), 05.02.2009, "Правовая среда", N 8 (994), 05.02.2009).
В постановлении Правительства от 12.12.2005 N 309 порядок взаимодействия органов местного самоуправления и органов внутренних дел не определен.
Представитель Правительства Нижегородской области - Рыбарчук О.В. заявление прокурора Нижегородской области не признала, пояснив, что в заявлении прокурора указано на то, что пункт 6 Типового порядка, предусматривающий направление органами внутренних дел в администрации муниципальных образований сведений о собственниках (владельцах) транспортных средств, которые выявлены органами местного самоуправления брошенными или разукомплектованными, противоречит требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Однако обмен указанной информацией между органами внутренних дел и органами местного самоуправления осуществляется в порядке взаимодействия в рамках их полномочий, определенных федеральным законодательством.
В соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2008) организация мероприятий по охране окружающей среды, сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов, благоустройству территории относится к вопросам местного значения муниципальных образований.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции от 26.12.2008) в обязанности милиции входит регистрация автомототранспортных средств и розыск похищенного имущества.
Раздел 12 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309, содержит рекомендации администрациям муниципальных образований и ГУВД Нижегородской области относительно взаимодействия по обеспечению чистоты и порядка, в том числе по поводу брошенного автотранспорта.
Пунктами 12.28, 12.30, 12.32 Типовых правил предусмотрено, что выявление брошенного и разукомплектованного транспорта на территориях района осуществляют ГУВД Нижегородской области, а также администрации муниципальных образований. Заключение о принадлежности транспортного средства (наличии или отсутствии собственника (владельца)) представляет ГУВД Нижегородской области. Транспортное средство, по которому имеется заключение ГУВД Нижегородской области об отсутствии собственника (владельца), в пятидневный срок подлежит вывозу на утилизацию. Контроль за эвакуацией брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств осуществляют администрация муниципального образования и ГУВД Нижегородской области.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 N 2077-р "О совершенствовании работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области" издано в целях реализации постановления Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области" и полностью ему соответствует.
Кроме того, согласно подпункту "х" пункта 11 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, на данную инспекцию возлагаются обязанности по созданию, обеспечению функционирования и ведению информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3.8 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях размещение, хранение механизмов, оборудования вне установленных мест, размещение транспортных средств, в том числе разукомплектованных, вне специально отведенных для этих целей мест и иных разрешенных для этого мест, а равно на детских и спортивных площадках, пешеходных дорожках и зонах, газонах, участках с зелеными насаждениями является административным правонарушением. Согласно статье 12.3 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять инспекторы районных (городских) административно-технических инспекций, а также должностные лица инспекции административно-технического надзора Нижегородской области. Инспекторы районных (городских) административно-технических инспекций являются должностными лицами органов местного самоуправления и по усмотрению соответствующих администраций муниципальных образований в соответствии с пунктом 3 Типового порядка могут участвовать в составе комиссионных обследований.
В соответствии со статьями 26.9, 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
При этом Типовые правила, утвержденные распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 N 2077-р, носят не императивный, а рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и органами внутренних дел. Указанные органы самостоятельно определяют формы взаимодействия, при решении вопросов, отнесенных к их компетенции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Типовой порядок работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 ноября 2008 г. N 2077-р "О совершенствовании работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области" утвержден Типовой порядок работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области.
В соответствии с п. 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области территориальные органы внутренних дел ГУВД по Нижегородской области в течение 10 дней со дня регистрации списков в территориальном органе осуществляют мероприятия по выявлению собственников (владельцев) брошенных, разукомплектованных транспортных средств и направляют в администрации муниципальных образований Нижегородской области сведения о собственниках (владельцах), либо заключения об отсутствии собственников (владельцев) транспортных средств.
Пункт 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области противоречит федеральному законодательству.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Из смысла п. 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области следует, что сведения о собственниках (владельцах) брошенных, разукомплектованных транспортных средств, которые территориальные органы внутренних дел ГУВД по Нижегородской области должны направлять в администрации муниципальных образований Нижегородской области, являются персональными данными физических лиц.
Однако согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В ч. 2 данной статьи установлено, что согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Согласно ч. 1 ст. 9 данного Закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ также предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с административным Регламентом исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, при осуществлении полномочий по регистрации транспортных средств Госавтоинспекция взаимодействует с подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и другими органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в обмене имеющейся информацией о транспортных средствах и их собственниках и работе по запросам (уведомлениям).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрено предоставление органами внутренних дел информации о собственниках брошенных, разукомплектованных транспортных средств по запросам органов местного самоуправления.
Следовательно, п. 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 г. N 2077-р противоречит федеральному законодательству, а потому должен быть признан незаконным с момента вступления в законную силу решения суда.
Утверждение представителя Правительства Нижегородской области Рыбарчук О.В. о том, что распоряжение Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 г. N 2077-р "О совершенствовании работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области" соответствует постановлению Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 г. N 309 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области", а также Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях, не может быть принято во внимание, поскольку предметом настоящего судебного рассмотрения является проверка п. 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области на соответствие федеральному, а не законодательству Нижегородской области.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводами представителя Правительства Нижегородской области о том, что Типовой порядок работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области, носит не императивный, а рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения органами местного самоуправления и органами внутренних дел, по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 51 Устава Нижегородской области Правительство издает постановления и распоряжения.
В соответствии с п. 3 ст. 51 Устава Нижегородской области нормативные правовые акты Губернатора и Правительства, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Из анализа Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области 13.11.2008 г N 2077-р следует, что настоящий Порядок принят в целях совершенствования организации работы по выявлению, учету и эвакуации брошенного и разукомплектованного автотранспорта на территории Нижегородской области и устанавливает единые требования для администраций муниципальных образований Нижегородской области (п. 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Правительства Нижегородской области от 13.11.2008 года N 2077-р.
Кроме того, Типовой порядок работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области утвержден Правительством Нижегородской области в целях реализации постановления Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 года N 309 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области", а они устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, для всех юридических и физических лиц.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 6 Типового порядка работы с брошенным и разукомплектованным автотранспортом на территории Нижегородской области, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области 13.11.2008 N 2077-р.
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 7 апреля 2009 г. по делу N 3-63/09
Текст решения получен из Нижегородского областного суда в соответствии с Договором об информационном сотрудничестве