Решение Нижегородского областного суда
от 18 октября 2010 г. N 3-92/10
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2010 г. N 9-Г10-57 настоящее решение оставлено без изменения
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кручинина М.А.
с участием представителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора - заместителя Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Корнишовой Елены Владимировны, представителя министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Ч.
при секретаре судебного заседания Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1, 2 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении Перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля", а также приложения к приказу в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, установила:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1, 2 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля", а также приложения к приказу в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый приказ в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, принят министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области с превышением предоставленных законом полномочий. При этом прокурор исходил из того, что статьей 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" определено, что порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года N 843 "Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания" утверждено Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. В силу пункта 8 вышеуказанного Положения перечень должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким высшим исполнительным органом государственной власти в соответствии со статьей 21 Устава Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 219-З является Правительство Нижегородской области.
В связи с этим, по мнению прокурора, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области не вправе было утверждать перечень должностных лиц в части должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В заявлении Волжский межрегиональный природоохранный прокурор также указал о том, что министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области был принесен протест, однако доводы, изложенные в протесте, не были приняты во внимание, в удовлетворении требований прокурора отказано.
При рассмотрении дела в судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора - заместитель Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Корнишова Е.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просила признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 1 и 2 оспариваемого приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и приложение к приказу в части утверждения перечня должностных лиц осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания со дня вступления решения суда в законную силу по мотивам и основаниям, указанным в заявлении.
Пояснила, что утвержденное приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области приложение в виде "Перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля" противоречит федеральному законодательству в части утверждения министерством, как неполномочным органом, данного Перечня только в той его части, которой утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. В части утверждения министерством Перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, иные виды государственного экологического контроля, приказ и сам Перечень прокурором не оспариваются, так как полномочия на это у министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области имелись.
На вопрос суда представитель прокурора пояснил, что пункт 2 приказа подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и недействующим частично, так как данный пункт содержится в приказе об утверждении Перечня должностных лиц, который также частично является незаконным в части утверждения приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Представитель министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Ч. с требованиями Волжского межрегионального природоохранного прокурора не согласился, сообщил, что основания, по которым должно быть отказано в удовлетворении требований прокурора, приведены в отзыве. Просил в заявленных требованиях прокурору отказать.
В отзыве на заявление прокурора представитель министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области С. указал, что на основании части 5 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N 53, перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль, определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 сентября 1996 года N 45-З "Об экологической безопасности" к полномочиям органов исполнительной власти Нижегородской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Нижегородской области, осуществляющих государственный экологический контроль. Статьей 16 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" к полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, природопользования и землепользования относится утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти области, осуществляющих государственный экологический контроль. При этом в соответствии со статьей 22 указанного Закона Нижегородской области Правительство области осуществляет полномочия, указанные в статьях 10 - 21 данного Закона, непосредственно или через формируемые им органы исполнительной власти. Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 26 февраля 2009 года N 77, установлено, что министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с пунктом 3.74 Положения к основным функциям министерства, в соответствии с возложенными на него задачами, относится, в том числе, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды. Так как государственный контроль в области охраны окружающей среды состоит, в том числе, из государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, то министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, по мнению представителя министерства, вправе утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Также, по мнению представителя министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, ссылка прокурора на Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года, является необоснованной, так как указанное Положение в силу статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и пункта 1 самого Положения регулирует порядок осуществления государственного контроля, а не порядок установления перечня должностных лиц. Сам Федеральный закон "О животном мире" не регулирует вопрос определения порядка установления перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), является собственными полномочиями субъектов Российской Федерации, а порядок определения этого перечня регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования, содержащиеся в заявлении Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1, 2 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении перечня должностных лиц. министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля", а также приложения к приказу в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, заслушав прокурора Корнишову Е.В., просившую заявление удовлетворить, представителя министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Ч., полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Волжским межрегиональным природоохранным прокурором оспаривается в части приказ министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля".
Данный приказ 09 апреля 2010 года включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области за N 01988-319-221, опубликован 29 мая 2010 года в печатном издании "Нижегородская правда" N 56 (25232), является нормативным правовым актом.
На основании пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).
Исходя из изложенного, оспариваемый в части приказ министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области не должен противоречить действующим федеральным законам.
Как указано выше, прокурором оспариваются пункты 1 и 2 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 и приложение к приказу в виде Перечня должностных лиц в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный, контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Пунктом 1 оспариваемого в части приказа утвержден Перечень должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля.
В Перечне должностных лиц, утвержденном оспариваемым в части приказом, перечислены должностные лица министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, наделенные правом осуществления государственного лесного контроля и надзора, правом осуществления государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, и правом осуществления иных видов государственного экологического контроля.
В пункте 2 оспариваемого в части приказа указано, что должностные лица министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющие государственный экологический контроль, одновременно являются государственными инспекторами (главный государственный инспектор, заместители главного государственного инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора).
Как следует из текста самого приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, он был принят с учетом положений статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)".
Действительно, общее правовое регулирование отношений в области государственного экологического контроля осуществляется на уровне Российской Федерации Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно преамбуле данный Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", определяющей основные понятия, используемые в данном Законе, животный мир является одним из компонентов природной среды. Окружающая среда, в свою очередь, - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, пунктом 5 статьи 2 указанного выше Федерального закона установлено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", который, согласно статье 2 данного Закона, регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с доводом Волжского межрегионального природоохранного прокурора о том, что применительно к рассматриваемому вопросу Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" является специальным законом по отношению к Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и подлежит применению.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира. Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются данным Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 6 названного Федерального закона, полномочия по организации и осуществлению охраны и воспроизводства объектов животного мира, а также полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в данной норме права) являются переданными Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 843 "Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания".
Пунктом 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации, предусмотрено, что перечень должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 21 Устава Нижегородской области, принятого Законодательным Собранием Нижегородской области 22 декабря 2005 года и введенного в действие Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 220-З, установлено, что высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области является Правительство Нижегородской области, возглавляемое Губернатором - Председателем Правительства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 Устава Нижегородской области министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области входят в систему органов государственной власти области, однако высшими исполнительными органами государственной власти области не являются.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области не вправе утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами представителей министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области о том, что в данном случае подлежат применению положения статьи 6 и пункта 5 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Как указано выше, судебная коллегия пришла к выводу о том, что применению подлежат статья 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", как норма закона, являющегося специальным к рассматриваемым правоотношениям, и пункт 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 843, определяющий государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, полномочный устанавливать такой перечень.
Судебная коллегия полагает, что федеральный законодатель, реализуя предоставленные Конституцией РФ полномочия по разработке и изданию федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, определения порядка осуществления государственного экологического контроля, а также государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, с учетом определенного вида государственного контроля установил различный порядок утверждения перечней должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих такой государственный контроль (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановление Правительства РФ от 27 января 2009 года N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)", постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 года N 801 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов", Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 843 "Об утверждении Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания").
При этом суд первой инстанции также принимает во внимание и то обстоятельство, что другой нормативный правовой акт, регулирующий сходные правоотношения и принятый в Нижегородской области, - Перечень должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизведения и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 13 марта 2009 г. N 109, т.е. высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области. Утверждая данный Перечень, Правительство Нижегородской области руководствовалось пунктом 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 843.
По приведенным в данном судебном решении основаниям судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не может согласиться и с доводом представителей министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области о том, что Правительство Нижегородской области в соответствии со статьей 16 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N 129-3 "О Правительстве Нижегородской области" вправе было осуществить полномочия по утверждению перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области через сформированный им орган исполнительной власти - само министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. При этом суд исходит из того, что порядок утверждения перечня таких должностных лиц определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 843, принятым во исполнение Федерального закона "О животном мире", которое не предусматривает передачу высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации такого полномочия иному органу либо лицу.
Судебная коллегия считает, что довод представителей министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области о неприменении к рассматриваемым правоотношениям пункта 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 843, основан на неправильном толковании данного нормативного правового акта.
Названное Положение регулирует вопросы государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе определяет порядок установления перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (п. 8 Положения). При этом судебная коллегия не соглашается с доводом представителей заинтересованного лица о том, что пункт 8 Положения не подлежит применению, так как противоречит, как считают представители, части 5 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пункту 8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N 53. Как установил суд по данному делу, применению подлежат положения Федерального закона "О животном мире" и принятого в соответствии с ним постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 843, как специальные правовые акты, регулирующие правоотношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в силу действующего законодательства не обладает полномочиями по принятию перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, такой перечень не мог быть принят на основании нормативного правового акта в форме приказа министерства.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в том числе полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства по указанному основанию, влекущему признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно пункту 18 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1); установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2).
Рассматривая требования прокурора, изложенные в заявлении, поданном в суд, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 утвержден Перечень должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих, в том числе государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В самом Перечне перечислены должностные лица министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, наделенные правом осуществления различных видов государственного контроля и надзора, в том числе государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Как установил суд при рассмотрении данного дела, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области не вправе утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. В связи с этим требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении Перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля" и приложения к приказу - в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, подлежит удовлетворению.
Пункт 2 оспариваемого в части приказа содержит сведения о том, что должностные лица министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющие государственный экологический контроль, одновременно являются государственными инспекторами в области экологического контроля. Данным пунктом не устанавливается перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; положения пункта не противоречат федеральным законам либо другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поэтому довод представителя прокурора о том, что пункт 2 подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и недействующим по тому основанию, что данный пункт содержится в приказе об утверждении Перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, который также частично является незаконным в части утверждения приказа министерством, а не Правительством Нижегородской области, не может быть принят во внимание. Иных оснований для признания пункта 2 приказа недействующим заявление прокурора не содержит и судом не установлено.
Поэтому заявление прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 2 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, удовлетворению не подлежит.
На основании части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении суда о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая данное требование закона, суд постановляет обязать министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать сообщение о решении суда в газете "Нижегородская правда".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия, решила:
Заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении Перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля", а также приложение к приказу в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении Перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля" и приложение к приказу - Перечень должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля - в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 2 приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года N 221 "Об утверждении Перечня должностных лиц министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля", в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, отказать.
Обязать министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области опубликовать сведения о настоящем решении в газете "Нижегородская правда" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья областного суда |
М.А. Кручинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 18 октября 2010 г. N 3-92/10
Текст решения получен из Нижегородского областного суда в соответствии с Договором об информационном сотрудничестве
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2010 г. N 9-Г10-57 настоящее решение оставлено без изменения