Решение Нижегородского областного суда
от 15 февраля 2012 г. N 3-16/12
15 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е.,
при секретаре судебного заседания Буциной И.Б.,
с участием прокурора С.О.Н.,
представителя Законодательного собрания Нижегородской области Т.В.Н.,
представителя Правительства Нижегородской области Р.О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.З.П.:
- о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству положения Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 Нижегородской области "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область", в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями";
- о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству, положения ст. 4.1 в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", установила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту в место "ст. 4.1" следует читать "часть 4.1 статьи 2"
Л.З.П. обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением:
- о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству положения Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 Нижегородской области "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область", в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями";
- о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству, положения ст. 4.1 в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий".
В обосновании заявления Л.З.П. указала, что в соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" она, родившаяся <_> года в <_> области, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, признана лицом, подвергшимся политическим репрессии и заключением прокуратуры Нижегородской области 08 июля 2004 года реабилитирована.
Отец Л.З.П. - К.П.К., <_> года рождения, был арестован за антисоветскую агитацию <_> года. Постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел <_> года по ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на <_> лет, где и умер. Реабилитирован прокурором Горьковской области 05.02.1990 года.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Заявитель полагает, что Постановление Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область" гласит, что меры социальной поддержки, установленные настоящим Постановлением, распространяются на граждан, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями. Закон Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", положения ст. 4.1 гласит: "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями".
Заявитель полагает, что положения Постановления от 11 марта 2011 г. N 162 Правительства Нижегородской области и Закон Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", статья 4.1, уменьшили круг граждан, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, обладающих правом на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законом, поскольку в них указано, что только граждане, утратившие жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, имеют право получать меры социальной поддержки на территории Нижегородской области. Тем самым положения Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 и ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 фактически сужают круг субъектов, имеющих право на меры социальной поддержки согласно Закону РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Из содержания статьи 16 Закона РФ от 26 июня 1992 года "О реабилитации жертв политических репрессий" следует, что мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ должны обеспечиваться все реабилитированные лица, и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а не только "утратившие жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями".
Л.З.П. просит суд:
- признать недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству положения Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 Нижегородской области "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область", в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями";
- признать недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству, положения ст. 4.1 в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий".
Законодательное собрание Нижегородской области направило в суд отзыв, в котором заявленные требования не признало, просит оставить их без удовлетворения. Указало, что Закон Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 (ред. от 04.08.2010) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" устанавливает меры социальной поддержки граждан, признанных жертвами политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Статья 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" содержит общее правило о том, что принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации, только реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, члены их семей, и имеющие право возвращаться в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, и другие родственники, проживавшие совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, и часть 4.1 статьи 2 Закона области N 131-3 принята в соответствии со статьей 13 Закона РФ 1761-1, и не противоречит ей (л.д. 36 - 38).
Правительство Нижегородской области направило в суд отзыв, в котором заявленные требования не признало, просит отказать в их удовлетворении. Указало, что Положения постановления Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 162 не уменьшают круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", полностью соответствуют статье 13 указанного Закона, а также законодательству Нижегородской области (л.д. 77 - 79).
В судебное заседание заявитель Л.З.П. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заявителя по доверенности Ч.Ю.Н. (л.д. 32) не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 58).
В судебном заседании представитель Законодательного собрания Нижегородской области Т.В.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 34), против удовлетворения заявления Л.З.П. возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что оспариваемый закон Нижегородской области не противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области Р.О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 33), против удовлетворения заявления Л.З.П. возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области не противоречит федеральному законодательству.
Прокурор С.О.Н. в судебном заседании дала заключение, в котором не согласилась с доводами Л.З.П., просит в удовлетворении заявления отказать.
Согласно ст. 167 ГПК РФ: "Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными".
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заявителя и ее представителя.
Выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы заявления Л.З.П., исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ граждане, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если считают, что этим нормативным актом нарушены их права.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ:
1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии со ст. 26 ГПК РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судебной коллегией установлено, что в Законе Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" отсутствует статья 4.1, однако из смысла заявления Л.З.П., объяснений ее представителя в предварительном судебном заседании следует что, Л.З.П. оспаривает положения части 4.1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в редакции от 04.08.2010 г. в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями".
Закон Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в редакции от 04.08.2010 г., положения части 4.1 статьи 2 которого оспариваются, является нормативным правовым актом представительного органа государственной власти Нижегородской области, который издан компетентным органом в соответствии с установленным порядком и опубликован в периодическом печатном издании Нижегородской области - в газете "Нижегородские новости" (л.д. 23).
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 Нижегородской области "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область", оспариваемое в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями", является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Нижегородской области, который издан компетентным органом в соответствии с установленным порядком и опубликован в периодическом печатном издании Нижегородской области - в газете "Нижегородские новости" (л.д. 19).
Таким образом, судебная коллегия Нижегородского областного суда вправе рассмотреть заявление Л.З.П. о признании недействующим, противоречащими действующему федеральному законодательству положений Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и положений Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 Нижегородской области "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область".
Заявитель Л.З.П. просит признать недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству, положения статьи 4.1 в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий".
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Судебной коллегией установлено, что заявитель Л.З.П. родилась 25 июня 1932 года в Большеболдинском районе Горьковской области, является дочерью К.П.К.
Отец Л.З.П. - К.П.К., <_> года рождения, был арестован за антисоветскую агитацию <_> года. Постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел <_> года по ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет. Реабилитирован прокурором Горьковской области 05.02.1990 года (л.д. 35).
Согласно справке о реабилитации прокуратуры Нижегородской области от 09.07.2004 г. Л.З.П. в соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является лицом, подвергшимся политическим репрессиям, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного родителя, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана лицом, подвергшимся политическим репрессиям и заключением прокуратуры Нижегородской области 08 июля 2004 года реабилитирована (л.д. 35).
Согласно выписке из решения жилищно-бытовой комиссии администрации Пермеевского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области Л.З.П. с 10.08.2011 г. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (л.д. 64).
Из письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 21.10.2011 г. N 318-10-14163/11 следует, что комиссией по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области, принято решение об отказе Л.З.П. во включении в сводный список реабилитированных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих обеспечению жильем в 2011 г., так как в представленных Л.З.П. документах не содержится сведений, подтверждающих факт конфискации жилого помещения, принадлежащего заявителю либо членам его семьи на момент применения репрессий (л.д. 9 - 10).
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 1.1 и статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" заявитель Л.З.П. вправе рассчитывать на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Законодательным Собранием Нижегородской области, являющимся представительным органом государственной власти Нижегородской области, принят Закон Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", который в настоящее время действует в редакции от 04.08.2010 г.
Согласно преамбуле Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 (в редакции от 04.08.2010) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки граждан, признанных жертвами политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Статья 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" устанавливает, что меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на граждан, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Нижегородской области, из числа:
1) лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных (далее - реабилитированные лица);
2) лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Таким образом, статья 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" гарантирует восстановление жилищных прав реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, при их возвращении для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.
В силу статьи 13 вышеназванного Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий, в том числе по установлению порядка учета и обеспечения жилыми помещениями, указанной категории граждан.
Согласно части 4.1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий":
"В случае возвращения на прежнее место жительства в Нижегородскую область реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма в порядке, предусмотренном законодательством Нижегородской области.
В Нижегородской области разрабатывается, утверждается и реализуется областная программа, предусматривающая обеспечение предоставления жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области всем реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членам их семей и другим родственникам, проживавшим совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детям реабилитированных лиц, родившимся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, в случае возвращения на прежнее место жительства в Нижегородскую область".
Таким образом, часть 4.1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" полностью соответствует статье 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и не противоречит данной статье.
Соответственно круг субъектов, имеющих право на меры социальной поддержки, установленный Законом РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" не сужается частью 4.1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий".
Поэтому судебная коллегия считает необоснованными доводы заявителя Л.З.П. о том, что являются противоречащими действующему федеральному законодательству положения части 4.1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями".
Часть 4.1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" принята Законодательным собранием Нижегородской области в пределах компетенции Законодательного собрания Нижегородской области, в соответствии с действующим законодательством, поэтому требования заявителя Л.З.П. о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству положений части 4.1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" удовлетворению не подлежат.
Судебной коллегией установлено, что Законодательным собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 13 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области":
"1. Жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области следующим категориям граждан:
1) признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:
в) реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, в случае возвращения на прежнее место жительства в Нижегородскую область".
Для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом Нижегородской области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реализуется областная целевая программа "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области" на период 2011 - 2013 годов, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2010 N 614.
Основанием для разработки данной программы явился, в том числе, Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Данная областная целевая программа предусматривает обеспечение предоставления жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области всем реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членам их семей и другим родственникам, проживавшим совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детям реабилитированных лиц, родившимся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, в случае возвращения на прежнее место жительства в Нижегородскую область.
В целях реализации областной целевой программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области" на период 2011 - 2013 годов, Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 162 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка жилые помещения по договорам социального найма предоставляются реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членам их семей и другим родственникам, проживавшим совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детям, реабилитированных лиц, родившимся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившимся на прежнее место жительства в Нижегородскую область и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия приходит к выводу, что положения данного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 162, полностью соответствуют статье 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также законодательству Нижегородской области и не уменьшают круг лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Поэтому судебная коллегия считает необоснованными доводы заявителя Л.З.П. о том, что являются противоречащими действующему федеральному законодательству положения Постановления Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 162 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область" в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями".
Указанное постановление Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 162 принято в пределах компетенции Правительства Нижегородской области в точном соответствии с действующим законодательством, поэтому требования заявителя Л.З.П. о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству положений Постановления Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 N 162 в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" удовлетворению не подлежат.
Таким образом, судебная коллегия отказывает заявителю Л.З.П. в удовлетворении ее требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, судебная коллегия, решила:
В удовлетворении требований Л.З.П.:
- о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству положения Постановления Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. N 162 Нижегородской области "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область", в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями";
- о признании недействующими, противоречащими действующему федеральному законодательству, положения статьи 4.1 в части слов "утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями" Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", отказать в полном объеме.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда |
А.Е. Бушмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 15 февраля 2012 г. N 3-16/12
Текст решения официально опубликован не был